Урок по предпринимательству бизнес план
План занятия
По дисциплине: Предпринимательство
Тема: Бизнес – план
Тип занятия: комбинированный
Цели:
Образовательная
обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
развивающая
развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации
воспитательная
воспитывать умение работать в конкурентной среде.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, приобретение новых знаний, формирование умений и навыков
Квалификационные требования:
Студент должен:
Знать:
Основные аспекты бизнес – плана;
Уметь:
Правильно составлять бизнес – план
Межпредметные связи: экономика отрасли, экономическая теория, бухгалтерский учет
Внутрипредметные связи: организационно – правовые формы предприятия, маркетинговая служба предприятия.
Средства обучения: УМК, компьютер, проектор_
Структура урока
Организация урока — 5 минут;
Актуализация опорных знаний студентов — 10 минут;
Контроль исходного уровня знаний — 5 минуты;
Изучение нового материала — 20 минут
закрепление изученного материала — 25 минут
Подведение итогов — 10 минут
Домашнее задание — 5 минут
Ход занятия:
Организационный урок
Участники игры: студенты группы ТТ 201 ( группа может делится на две «фирмы» или работать индивидуально).
Консультанты: Гости урока являются консультантами банка.
Оборудование:
компьютерный класс с интерактивной доской;
презентация ;
Проверка готовности к уроку
Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу студентов по открытию своей фирмы по следующему плану.
Как написать бизнес-план?
Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:
Резюме.
Описание фирмы.
Описание продукции (услуг).
Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
Производственный план.
Организационный план.
Финансовый план.
Направленность и эффективность проекта.
Риски и гарантии.
1. Резюме
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
Общие сведения о фирме.
Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
Структура управления и кадровый состав.
Направления деятельности, продукция.
Партнерские связи и социальная активность.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
5. Производственный план
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
7. Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Ход урока
I. Стадия вызова
– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?
На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:
Первый иероглиф – это опасность.
Второй иероглиф – это возможность.
То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.
Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?
II. Начало игры
– Дамы и господа!
Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.
На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.
III. Презентация бизнес-планов
Названия фирмы.
Вид деятельности.
Краткая реклама (слоган).
IV. Защита бизнес-планов
Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.
V. Итог урока-игры
– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.
Жюри подводит итоги по критериям:
Реалистичность.
Целесообразность.
Эффективность.
Экономическая и юридическая обоснованность.
Оригинальность бизнес-плана.
VI. Рефлексия
– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?
Спасибо за урок. До свидания
Тема урока: Предпринимательство и бизнес.
Автор Арбузова Н.А. учитель истории и обществознания
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с субъектами, сущностью, задачами, функциями и формами предпринимательства; разъяснить сущность, роль и место предпринимательства в системе рыночных отношений;
Развивающая: способствовать развитию навыков работы с правовыми источниками, умения выделить качества, необходимые предпринимателю; развивать логическое мышление.
Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся уважения к предпринимательству, собственности, бережливое отношение к труду и ответственность.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, учебник, схемы, тесты.
План урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала:
1. Что такое предпринимательство?
2. Что такое бизнес?
3. Правовые основы предпринимательства.
4. Организационно-правовые формы предпринимательства.
IV. Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание, оглашение оценок.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка списочного состава, готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания. (тест по проектору, выполняют в тетради)
III. Изучение нового материала:
Учитель: Что такое факторы производства? Мостякова Вика
Учитель: Назовите факторы производства. (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация)
Учитель: Кто назовет основные предпринимательские способности?
Предприниматель выполняет следующие четыре взаимосвязанные роли (функции):
♦ предприниматель — это новатор, лицо, стремящееся на коммерческой основе ввести в употребление новые продукты и новые производственные технологии.
♦ предприниматель — это человек, который берёт на себя ответственность принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.
♦ предприниматель — это человек, который берёт на себя инициативу соединения основных решений в процессе ведения бизнеса.
♦ предприниматель — это человек, идущий на риск. Он рискует не только деловой репутацией, но и вложенными средствами.
Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами.
1. Что такое предпринимательство?
Учитель: Как вы думаете, что такое предпринимательство? (Слайд 3)
Учщиеся: Предпринимательство—это социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организационную и правовую структуру, своих представителей в парламенте, а также всевозможные фонды, движения, партии и ассоциации, защищающие интересы предпринимателей.
— Это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности», введённый в действие 1 января 1991 г., закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведет своё дело:
♦ во-первых, от своего имени,
♦ во-вторых, на свой риск,
♦ в-третьих, под свою имущественную ответственность.
2. Что такое бизнес? (Слайд 3)
Учитель: Что такое бизнес? Бондарь Алина
Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды.
Немного истории. Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.
Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.
Развитие предпринимательства в России имеет многовековую историю. Первые русские предприниматели из купечества появились в конце XVIII в. Значительная часть их стала владельцами фабрик и заводов. Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономического роста. Во всех крупных городах существовали биржи, быстро развивалась банковская деятельность.
Перед революцией 1917 г. в стране успешно работало более 250 средних коммерческих училищ, в которых обучались будущие предприниматели. Естественный ход развития предпринимательства в России был прерван революцией 1917 г. Политика большевиков, направленная на ликвидацию частной собственности, свела предпринимательство на нет. Ситуация была настолько критической, что в 1921 г. советское правительство вынуждено было объявить новую экономическую политику (НЭП). Её суть заключалась во внедрении элементов рыночной экономики, и было разрешено предпринимательство. Однако, к 1928 г. НЭП была свергнута, власти стали на путь централизованного планирования и управления экономикой. Эта система существовала до 1990 г. Наша страна в начале 90-х гг. встала на путь построения рыночной экономики. В ежегодном послании к Федеральному собранию Президент РФ серьезной задачей назвал проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, выделил меры по кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.
3. Правовые основы предпринимательства. Слайд 6,7,8
Учитель: Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов . (Слайд) Хайруллин Газиз
Учитель: Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьметесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.
4. Формы предпринимательской деятельности: Слайд 12, 13, 14
1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).Камилла
2. Предприятие (юридическое лицо). Резеда
Учитель: Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.
Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.
Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной собственности и иметь разную организационно-правовую форму: Слайд 15
Хозяйственное товарищество. Алина Залялова , на вере – Ксения, полное – Айрат Абдуллин
Акционерное общество. Инсаф
Закрытое ЗАО – продать свои акции можно только акционерам данного общества
Открытое – ОАО — предложить любому лицу.
Общество с ограниченной ответственностью. Саша Матвеев
Общество с дополнительной ответственностью. Лейла Хабибуллина
Производственный кооператив (артель). Фаиль Хасянов
Учащиеся: Заполнение таблицы “Организационно-правовые формы предприятий”. Слайд 16
Организационно-правовые формы предприятий
Вопросы для сравнения
Хозяйственное товарищество
Акционерное общество
Производственный кооператив
Полное
Коммандитное
ОАО
ЗАО
Уставной капитал
За счёт вкладов учредителей
За счёт акций
За счёт имущественных паевых взносов
Управление
Участвуют все участники
Осуществляется только полными товарищами, коммандитисты не участвуют
Общее собрание акционеров, совет директоров
Общее собрание его членов
Ответственность
солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом
в пределах сумм внесенных ими вкладов
В пределах стоимости принадлежащих им акций
Субсидиарная ответственность согласно устава
Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно-правовых форм предприятий, мы видим отличия. В-первых двух случаях идёт объединение капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие капиталовложения, то лучше создать АО. Если же нет необходимости в больших капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.
Задание по учебнику учащиеся выписывают термины по слайду Слайд 18, 19
Формы организации бизнеса:
Товарищество;
Корпорация;
Единоличное правление.
Товарищество – предприятие , у которого два или несколько совладельцев.
Объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнер несет неограниченную имущественную ответственность, он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого в отдельности, так и от всех партнеров вместе.
Корпорация – форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций.
Организовать корпорацию очень дорого и сложно. Большинство малых фирм предпочитают избегать таких затрат, организуя единоличные владения или товарищества. Кроме того, корпорации должны платить специальные налоги. Крупные корпорации увеличивают свой капитал, продавая населению акции и облигации.
Акционеры являются собственниками корпорации.
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.
Таким образом, изучив тему предпринимательство и бизнес, мы пришли к выводу, что суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности.
Учитель: В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?
Бизнес вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства.
Учитель: Итак, какими качествами должен обладать предприниматель?
Учащиеся: Называют характерные черты.
Стремление к успеху, упорство.
Инициативность.
Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.
Самостоятельность.
Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
Быть упорным в труде.
Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.
Быть щедрым, быть способным помогать другим, ( меценатом, спонсором, оказывать благотворительность).
Практическая работа (слайд 20 — 26)
Тест: «Решительны ли Вы?
V. Домашнее задание, оглашение оценок.
Параграф 13, вопросы 5,6 эссе «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже»