Учебный план высшая школа бизнеса
дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA),
Cпециализация: МВА — Стратегическое управление ИС (CIO)
№ п/п | Наименование курсов (дисциплин) | Аудиторные Часы |
Дисциплины бизнеса и менеджмента | ||
1 | Менеджмент | 36 |
2 | Стратегический менеджмент | 36 |
3 | Маркетинг. Особенности маркетинга в ИТ. | 36 |
4 | Управление бизнес-процессами | 36 |
5 | Архитектура предприятия | 24 |
6 | Управление человеческими ресурсами | 28 |
7 | Сбалансированное управление компанией | 24 |
8 | Управление изменениями | 24 |
9 | Управление знаниями и инновациями | 24 |
Дисциплины экономики и финансов | ||
1 | Финансовый менеджмент | 40 |
2 | Экономика для менеджеров | 40 |
3 | Экономико-правовая среда бизнеса | 32 |
4 | Корпоративные финансы и управление стоимостью бизнеса | 32 |
Дисциплины развития личности | ||
1 | Организационное поведение | 28 |
2 | Кризисы личности. Управление личной эффективностью | 28 |
3 | Лидерство | 12 |
4 | Деловые коммуникации. Тренинги:
| 20 |
Специальные дисциплины | ||
1 | Управления ИТ на основе лучших практик. Деловая игра: Apollo-13«Практика организации команды и решения наиболее распространённых задач управления ИТ в условиях критической ситуации (процессное и функциональное управление)» | 40 |
2 | Цифровая трансформация бизнеса | 24 |
3 | Организация взаимодействия ИТ и бизнеса Деловая игра: Grab@Pizza «Соотнесение возможностей ИТ и требований основного бизнеса, оценка эффективности работы ИТ-департамента на основе бизнес-результатов» | 28 |
4 | Управление портфелем ИТ-проектов Деловая игра: The Challenge of Egypt «Управление проектами в условиях, приближенных к реальным» | 40 |
5 | Разработка стратегии развития информационных систем Деловая игра «Обоснование и разработка ИТ-стратегии, как составной части бизнес-стратегии организации» | 24 |
6 | Управление ИТ-субподрядом и ИТ-аутсорсингом Деловая игра: «Обоснование и организация закупки ИТ» | 24 |
7 | Методологии и практики гибкой разработки ИТ-продуктов и сервисов Деловые игры | 24 |
8 | Деловая игра: «Разработка стратегии взаимодействия с подрядчиком проекта внедрения ERP системы» | 8 |
Дисциплины по выбору | ||
1 | Управление требованиями и концептуальное проектирование ИС | 20 |
2 | Управление информационной безопасностью | 24 |
3 | Управление ИТ-активами | 24 |
4 | Управление операционными рисками | 24 |
5 | Разнообразие форм управления ИТ-проектом | 24 |
6 | Управление знаниями и инновациями | 20 |
7 | ИТ-стратегия в условия неопределенности | 24 |
Мастер-классы компаний | ||
Выпускная квалификационная работа |
Учебный план образовательной программы «Бизнес-информатика» разработан в соответствии с международными рекомендациями. Это позволяет выпускникам программы быть востребованными на рынке труда не только в России, но и за ее пределами.
Учебный план состоит из следующих циклов дисциплин:
— Общий
— Профессиональный (включает базовую часть и вариативную, в т.ч. дисциплины по выбору студента)
— Дополнительный профиль (Майнор)
— Практики, проектная и научно-исследовательская работа
— Государственная итоговая аттестация
— Факультативы
Майнор – это связка из четырех дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки и позволяющая студентам получить базовые знания, в иных предметных областях, по другим направлениям подготовки (Финансы, Менеджмент, Право, История). Благодаря изучению майнора, студенты приобретают знания в смежных областях, что позволяет им разрабатывать программные системы различного назначения (для банковской сферы, системы управления предприятиями, правовые информационные системы и др.).
Дисциплины по выбору студентов позволяют им сформировать свою собственную траекторию обучения за счет выбора тех дисциплин, которые им интересны, необходимы для их профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности студентов. Начиная с первого курса, студенты выполняют проекты – реальные задачи, с которыми сталкиваются программисты и бизнес-информатики в своей профессиональной деятельности. Проекты выполняются в команде, в том числе на базе ведущих IT‑компаний Перми. В рамках научно-исследовательского семинара, который проходит 4 года, студенты учатся выполнять научно-исследовательские работы, публично представлять результаты своих проектов.
Знание английского языка является важной компетенцией для IT‑специалиста, поскольку большинство крупных IT‑компаний работает с партнерами из стран Европы и Америки. Кроме того, большой объем технической литературы, необходимой бизнес-информатику, публикуется только на английском языке. Изучение английского языка в Пермском кампусе НИУ ВШЭ продолжается 3 года. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам.
Факультативы – это необязательная часть образовательной программы, которую студенты могут выбрать для дополнительного изучения. Наиболее важными для студентов являются: факультатив «Дополнительный иностранный язык» (немецкий/французский), а также факультатив «Военная подготовка». Молодые люди могут пройти обучение на военной кафедре по программе подготовки лейтенантов, солдат (сержантов) запаса. По окончании военной кафедры на военную службу в мирное время они не призываются.
Начиная со второго курса студентам читаются дисциплины на английском языке, в том числе приглашенными профессорами зарубежных университетов. В число таких дисциплин входят:
– Моделирование процессов и систем.
– Анализ и совершенствование бизнес-процессов.
– Стратегии электронного бизнеса.
– Имитационное моделирование.
Дисциплины учебного плана:
|
|
|
|
Старт: смена парадигмы
В первом учебном модуле рассматриваются фундаментальные вопросы управления бизнесом. Представляя особенности концепций управления, модуль раскроет содержание всей программы, каждого последующего модуля. Это позволит сформировать собственные критерии оценки степени развития своей компании, и позволит увидеть свои сильные стороны и зоны развития.
Курсы:
- Знакомство с обучением
- управление организацией
- эмоциональный интеллект
- создание команд
Бизнес в среде
Бизнес существует только потому, что решает чью-то проблему. При этом пользуется ресурсами других субъектов окружающей среды. Понимание особенностей среды, в которой находится организация и индивид, тренды ее изменений, поведение ее участников позволяет увидеть с разных сторон собственную позицию и сформировать наиболее целесообразные пути развития.
Курсы:
- глобальные вызовы и тренды
- разработка и реализация стратегии
- стратегический маркетинг
- социальная ответственность бизнеса
Управление финансами
С точки зрения навыков проведения финансовых расчетов руководителю организации нужнопонимать логику их проведения. Более важная задача – способность интерпретировать финансовые данные, показатели, прогнозирование с использованием финансовых показателей и понимание логической взаимосвязи между операционной деятельностью и финансовыми результатами. Практические задачи и групповые проекты в учебных курсах модуля направлены на решение этой задачи.
Курсы:
- финансовый анализ
- финансовая стратегия
- управление стоимостью
- личные финансы
- анализ инвестиционных проектов
Повышение операционной эффективности (Сочи)
В условиях усиливающейся конкуренции важно не только правильно принимать стратегические решения, но и обеспечивать эффективную ежедневную операционную работу. Кто в мире и в нашей стране чемпион по эффективности? Какие модели повышения эффективности используются производственными и сервисными компаниями? Может ли операционная эффективность стать основным конкурентным преимуществом компании? Разбор опыта компаний и встречи с лидерами развития производственных систем, целостная методология повышения эффективности, обмен практиками студентов – это даст ответы на вопросы модуля. В группах будут подготовлены проекты улучшений, направленные на повышение эффективности работы компаний студентов.
Курсы:
- стратегический менеджмент процессов
- управление операциями
- работа над проектами
Управление процессами
Эффективность, скорость и надежность операционных процессов — это показатели производительности, с которыми нам приходится сталкиваться ежедневно, как в промышленных компаниях, так и в сфере услуг. Для достижения целей операционной эффективности необходимо глубокое знание основополагающих принципов управления производством и логистикой, глубокое владение соответствующими техническими и организационными передовыми методами.
Организационные процессы, система сбалансированных показателей, управление логистикой — в центре учебного модуля.
Курсы:
- организационные процессы
- система сбалансированных показателей
- логистика
- дизайн-мышление
Управление людьми
Производительность – это интегральная категория конкурентоспособности организации, поэтому роль человека, его взаимоотношений с организацией играют важнейшую роль в устойчивом развитии компании. Что такое лидерство? Как работать с людьми разных типов? Что такое человек для организации и организация для человека? Рассмотрение ролей при формировании команды, ситуационное лидерство, динамика работы группы – вопросы в центре внимания учебного модуля.
Курсы:
- управление людьми в организации
- мотивация и стимулирование
- кросс-культурный менеджмент
- управление талантами
Управление изменениями
Изменения уже стали неотъемлемым элементом развития организации. Как сформировать команду проекта изменений? Как спланировать ресурсы на их проведение? Какие показатели могут корректно отражать состояние системы и определять направления работы? Каким образом поддерживать процесс изменений в непрерывном состоянии? Это ключевые вопросы, вокруг которых построено обучение в этом учебном модуле.
Курсы:
- организационная культура
- управление рисками
- управление изменениями
- управление проектами
Бизнес сегодня и завтра
Что приобретает значимость в бизнесе, что отходит на второй план? Как учесть экономические, социальные, политические изменения при развитии организации? Что необходимо знать при выходе на международный рынок? Эти вопросы стоят перед растущим бизнесом. Кроме этого менеджеру нужно хорошо разбираться в ситуации на мировой арене, чтобы принимать более правильные решения.
Курсы:
- бизнес и национальные культуры
- лидерство для изменений
- стратегия на практике
- этика бизнеса
Старт с новой парадигмой
Во время финальной стадии обучения, студенты в группах подготовят дипломные проекты. Подготовка и реализация проектов позволяет собрать воедино опыт, полученный в рамках программы обучения, соединить изученные модели, личное видение участников команды и среду, которая дает возможность реализации задуманного. Проекты могут касаться как трансформации существующего предприятия, так и создание абсолютно новой компании. Подготовка и реализация проектов проходит при кураторстве со стороны преподавателей-экспертов ВШБ. Серия встреч с ведущими практиками бизнеса, представление дипломных проектов
В новом году студенты программы «Бизнес-информатика» получат дополнительные возможности для стажировок
В рамках программы сотрудничества с IXcellerate, ведущего оператора сети российских центров обработки данных, студенты-первокурсники бакалаврской программы «Бизнес-информатика» посетили 12 декабря 2019 года дата-центр компании. В 2020 году IXcellerate предоставит студентам возможность проходить практику и стажировку в компании.
25 декабря
2019
Студенты бакалаврской программы «Бизнес-информатика» посетили дата-центр
12 декабря 2019 года студенты-первокурсники НИУ ВШЭ вновь посетили компанию IXcellerate — ведущего оператора сети российских центров обработки данных.
23 декабря
2019
С помощью технологий студенты Вышки могут творить чудеса
Студентки бакалаврской программы НИУ ВШЭ «Бизнес-информатика» разработали удобный и привлекательный сайт проекта «Душевный Ваzar», масштабной благотворительной ярмарки, которая традиционно проходит в Москве накануне Нового года. В этом году «Благотворительная елка» состоится 22 декабря в Экспоцентре на Краснопресненской набережной.
20 декабря
2019
Платформа интерактивного взаимодействия с аудиторией WhenSpeak запущена на ФБМ
На факультете бизнеса и менеджмента успешно протестирована и запущена новая платформа интерактивного взаимодействия с аудиторией WhenSpeak. Новинка используется во время проведения Дней открытых дверей, семинаров, лекций и других мероприятий на факультете и в подразделениях ДПО.
13 декабря
2019
На ФБМ прошёл День открытых дверей образовательных программ по направлению «Бизнес-информатика»
17 ноября 2019 года на Дне открытых дверей, который проходил в кампусе на Шаболовке, будущие абитуриенты и их родители познакомились с содержанием двух программ бакалавриата и трёх программ магистратуры по направлению «Бизнес-информатика», их руководителями, а также встретились с деканом ФБМ, профессором Валерием Катькало.
20 ноября
2019
Илья Флакс, выпускник Школы бизнес-информатики и основатель компании Fibrum, возглавит Центр компетенций виртуальной и дополненной реальности группы компаний ЛАНИТ
Группа компаний ЛАНИТ и компания Fibrum объявили о создании Центра компетенций в сфере виртуальной и дополненной реальности для корпоративного сегмента. Центр будет работать в сегменте B2B в образовательном направлении, над развитием Hard & Soft Skills, созданием тренажёрных комплексов для обучения и отработки навыков работы со сложным и редким оборудованием, а также подготовки персонала к действиям в нештатных ситуациях.
15 октября
2019
Команда ФБМ вышла в финал Международного конкурса кейсов IIBD 2019
Команда Факультета бизнеса и менеджмента ВШЭ примет участие в финальном раунде Международного конкурса кейсов IIBD 2019 года, организованного Школой бизнеса Гонконгского баптистского университета.
19 сентября
2019
День знаний — 2019 на Факультете бизнеса и менеджмента прошёл в новом формате
2 сентября День знаний на ФБМ прошёл в новом кампусе «Шаболовка» и впервые в истории факультета — в формате лекций и мастер-классов топ-менеджеров ведущих российских и зарубежных компаний
3 сентября
2019
Международная конференция по бизнес-информатике: впервые в России, в Москве, в НИУ ВШЭ
15-17 июля в 2019 года в Москве прошла 21-я Международная конференция по бизнес-информатике IEEE CBI 2019. Инициатором мероприятия выступила Школа бизнес-информатики Факультета бизнеса и менеджмента.
18 июля
2019
Факультет бизнеса и менеджмента – выпуск-2019!
В конце июня и в начале июля в школах факультета бизнеса и менеджмента (Школа бизнеса и делового администрирования, Школа бизнес-информатики, Школа логистики) прошли церемонии вручения дипломов бакалаврам и магистрам.
11 июля
2019
Высшая школа экономики, как национальный исследовательский университет, имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты (см. ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Они отличаются от федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), но их требования не могут быть ниже требований ФГОС ВО.
Впервые в НИУ ВШЭ были утверждены собственные образовательные стандарты (ОС НИУ ВШЭ) в 2010 г.; это были стандарты бакалавриата. С тех пор они уже много раз обновлялись, а в 2014 году были приняты бакалаврские ОС НИУ ВШЭ нового поколения. Они отражают новую концепцию обучения на первой ступени высшего образования, а именно:
- Наличие в бакалаврских программах дисциплин общего цикла (их слушают вместе студенты разных направлений подготовки; эти дисциплины развивают кругозор, закладывают прочный фундамент научной картины мира); «фишка» ВШЭ — в хорошей экономико-социальной составляющей образования.
- Наряду с профильной подготовкой по выбранному направлению (Major) студентам предлагается выбрать дополнительный профиль (Minor) — это другое направление обучения, дополняющее основное. В Minor входит 4 дисциплины (по 5 зачетных единиц каждая); обычно они связаны между собой содержательно. Для тех, кто не определился, есть возможность выбирать свободный Minor — 4 дисциплины из разных областей знания.
- Студенты НИУ ВШЭ учатся эффективной работе с данными, осваивая дисциплины Data Culture. Будущим бакалаврам предлагаются дисциплины по культуре работы с данными разных уровней: от базового до экспертного, которые формируют у студентов компетенции применения технологий Data Science в будущей профессиональной деятельности.
- Будущему бакалавру предлагается значительно больший, чем раньше, объем научно-исследовательской и проектной деятельности и практик. Проектная деятельность как особый тип учебной деятельности вообще появилась в этих ОС НИУ ВШЭ впервые; это означает, что студент НИУ ВШЭ обязан участвовать в реальных проектах (в том числе по заказу потенциальных работодателей) и получает за это зачетные единицы в свой индивидуальный учебный план. С первого курса бакалавры НИУ ВШЭ участвуют в научно-исследовательских семинарах.
- Изучение иностранного (английского) языка в бакалаврских программах как бы выведено за скобки: мы считаем, что наши абитуриенты обычно поступают уже с хорошим уровнем английского. Но его можно подтянуть (или изучить с нуля) вне рамок основной подготовки, на первых двух курсах. После этого всех студентов ждет серьезный экзамен по правилам внешнего сертификационного тестирования (и проводят его тоже не университетские преподаватели). Экзамен проверяет, готов ли второкурсник в дальнейшем осваивать специальную литературу и профильные дисциплины на английском языке — а такие дисциплины будут обязательно! (И это тоже требование ОС НИУ ВШЭ).
Структура образовательной программы бакалавриата
Числа соответствуют количеству зачетных единиц (кредитов). Одна зачетная единица равна 38 академическим часам
ОС НИУ ВШЭ для магистратуры впервые были разработаны в 2011 году. Они, хотя тоже прошли ряд обновлений, в целом сохраняют ту структуру и особенности, которые были заложены с самого начала:
- Есть небольшой по объему цикл дисциплин, который задает «ядро» профессиональных знаний и компетенций; эти дисциплины являются общими для всех магистерских программ одного направления подготовки;
- Цикл дисциплин программы содержательно определяет ее особенности — и с точки зрения профиля будущей профессиональной деятельности, и с точки зрения общей направленности (на академическую карьеру или развитие прикладных компетенций). Он в основном состоит из специальных дисциплин, часто выбираемых студентом в составе какой-либо специализации.
- Для тех, кто при поступлении в магистратуру сменил профиль своего образования или чувствует нехватку специальных знаний, предлагаются 1-2 адаптационные дисциплины — они позволяют выровнять стартовые возможности разных первокурсников-магистрантов.
- Небольшое количество дисциплин — всего 12-14 за весь курс подготовки для одного студента — позволяет более глубоко осваивать программу, не размениваясь по мелочам.
- Практически половина всей магистерской подготовки посвящена научно-исследовательской (проектно-исследовательской) работе и практикам; здесь отрабатывается применение теоретической базы для решения конкретных задач.
Структура образовательной программы магистратуры
Числа соответствуют количеству зачетных единиц (кредитов). Одна зачетная единица равна 38 академическим часам
В 2014 году в НИУ ВШЭ впервые разработаны образовательные стандарты для аспирантуры — уровня высшего образования для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Они являются общей рамкой, объединяющей индивидуальные образовательные планы аспирантов, наполненные самостоятельными исследованиями и участием в научной и образовательной деятельности университета. Цель подготовки аспирантов в НИУ ВШЭ — написание и защита ими кандидатских диссертаций, выращивание поколения молодых ученых — исследователей и аналитиков.
Структура образовательной программы аспирантуры
Блок дисциплин12,5–17%, 30 ЗЕ Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов, основы педагогической подготовки | Практики и научные исследования80–85% Основная индивидуальная подготовка исследователя по выбранной тематике | Государственная итоговая аттестация2,5–3% Государственный экзамен и защита научного доклада по результатам подготавливаемой диссертации |