Учебный план бизнес и экономика
Учебный план образовательной программы «Бизнес-информатика» разработан в соответствии с международными рекомендациями. Это позволяет выпускникам программы быть востребованными на рынке труда не только в России, но и за ее пределами.
Учебный план состоит из следующих циклов дисциплин:
— Общий
— Профессиональный (включает базовую часть и вариативную, в т.ч. дисциплины по выбору студента)
— Дополнительный профиль (Майнор)
— Практики, проектная и научно-исследовательская работа
— Государственная итоговая аттестация
— Факультативы
Майнор – это связка из четырех дисциплин, не относящихся к основному направлению подготовки и позволяющая студентам получить базовые знания, в иных предметных областях, по другим направлениям подготовки (Финансы, Менеджмент, Право, История). Благодаря изучению майнора, студенты приобретают знания в смежных областях, что позволяет им разрабатывать программные системы различного назначения (для банковской сферы, системы управления предприятиями, правовые информационные системы и др.).
Дисциплины по выбору студентов позволяют им сформировать свою собственную траекторию обучения за счет выбора тех дисциплин, которые им интересны, необходимы для их профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности студентов. Начиная с первого курса, студенты выполняют проекты – реальные задачи, с которыми сталкиваются программисты и бизнес-информатики в своей профессиональной деятельности. Проекты выполняются в команде, в том числе на базе ведущих IT‑компаний Перми. В рамках научно-исследовательского семинара, который проходит 4 года, студенты учатся выполнять научно-исследовательские работы, публично представлять результаты своих проектов.
Знание английского языка является важной компетенцией для IT‑специалиста, поскольку большинство крупных IT‑компаний работает с партнерами из стран Европы и Америки. Кроме того, большой объем технической литературы, необходимой бизнес-информатику, публикуется только на английском языке. Изучение английского языка в Пермском кампусе НИУ ВШЭ продолжается 3 года. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку по международным стандартам.
Факультативы – это необязательная часть образовательной программы, которую студенты могут выбрать для дополнительного изучения. Наиболее важными для студентов являются: факультатив «Дополнительный иностранный язык» (немецкий/французский), а также факультатив «Военная подготовка». Молодые люди могут пройти обучение на военной кафедре по программе подготовки лейтенантов, солдат (сержантов) запаса. По окончании военной кафедры на военную службу в мирное время они не призываются.
Начиная со второго курса студентам читаются дисциплины на английском языке, в том числе приглашенными профессорами зарубежных университетов. В число таких дисциплин входят:
– Моделирование процессов и систем.
– Анализ и совершенствование бизнес-процессов.
– Стратегии электронного бизнеса.
– Имитационное моделирование.
Дисциплины учебного плана:
|
|
|
|
дополнительной профессиональной образовательной программы «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration, MBA),
Cпециализация: МВА — Стратегическое управление ИС (CIO)
№ п/п | Наименование курсов (дисциплин) | Аудиторные Часы |
Дисциплины бизнеса и менеджмента | ||
1 | Менеджмент | 36 |
2 | Стратегический менеджмент | 36 |
3 | Маркетинг. Особенности маркетинга в ИТ. | 36 |
4 | Управление бизнес-процессами | 36 |
5 | Архитектура предприятия | 24 |
6 | Управление человеческими ресурсами | 28 |
7 | Сбалансированное управление компанией | 24 |
8 | Управление изменениями | 24 |
9 | Управление знаниями и инновациями | 24 |
Дисциплины экономики и финансов | ||
1 | Финансовый менеджмент | 40 |
2 | Экономика для менеджеров | 40 |
3 | Экономико-правовая среда бизнеса | 32 |
4 | Корпоративные финансы и управление стоимостью бизнеса | 32 |
Дисциплины развития личности | ||
1 | Организационное поведение | 28 |
2 | Кризисы личности. Управление личной эффективностью | 28 |
3 | Лидерство | 12 |
4 | Деловые коммуникации. Тренинги:
| 20 |
Специальные дисциплины | ||
1 | Управления ИТ на основе лучших практик. Деловая игра: Apollo-13«Практика организации команды и решения наиболее распространённых задач управления ИТ в условиях критической ситуации (процессное и функциональное управление)» | 40 |
2 | Цифровая трансформация бизнеса | 24 |
3 | Организация взаимодействия ИТ и бизнеса Деловая игра: Grab@Pizza «Соотнесение возможностей ИТ и требований основного бизнеса, оценка эффективности работы ИТ-департамента на основе бизнес-результатов» | 28 |
4 | Управление портфелем ИТ-проектов Деловая игра: The Challenge of Egypt «Управление проектами в условиях, приближенных к реальным» | 40 |
5 | Разработка стратегии развития информационных систем Деловая игра «Обоснование и разработка ИТ-стратегии, как составной части бизнес-стратегии организации» | 24 |
6 | Управление ИТ-субподрядом и ИТ-аутсорсингом Деловая игра: «Обоснование и организация закупки ИТ» | 24 |
7 | Методологии и практики гибкой разработки ИТ-продуктов и сервисов Деловые игры | 24 |
8 | Деловая игра: «Разработка стратегии взаимодействия с подрядчиком проекта внедрения ERP системы» | 8 |
Дисциплины по выбору | ||
1 | Управление требованиями и концептуальное проектирование ИС | 20 |
2 | Управление информационной безопасностью | 24 |
3 | Управление ИТ-активами | 24 |
4 | Управление операционными рисками | 24 |
5 | Разнообразие форм управления ИТ-проектом | 24 |
6 | Управление знаниями и инновациями | 20 |
7 | ИТ-стратегия в условия неопределенности | 24 |
Мастер-классы компаний | ||
Выпускная квалификационная работа |
ПРИЁМ 2020г.
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 01.03.02. «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА».
Профиль «Анализ данных и принятие решений в экономике и финансах»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 09.03.03. «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА».
Профиль «ИТ-сервисы и технологии обработки данных в экономике и финансах»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 10.03.01. «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ».
Профиль «Безопасность автоматизированных систем в финансово-банковской сфере»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.01. «ЭКОНОМИКА».
Профиль «Анализ и управление рисками организации»:
Профиль «Аудит и внутренний контроль»:
Профиль «Бизнес и финансы социальной сферы»:
Профиль «Государственные и муниципальные финансы»:
Профиль «Государственный финансовый контроль»:
Профиль «Корпоративные финансы»:
- общая характеристика образовательной программы
- учебный план
Профиль «Корпоративные финансы и бизнес-аналитика»:
Профиль «Международные финансы (на английском языке)»:
Профиль «Международный бизнес энергетических компаний (с частичной реализацией на английском языке)»:
Профиль «Международная торговля и налогообложение (на английском языке)»:
Профиль «Международное налогообложение и таможенное регулирование»:
Профиль «Мировая экономика и международный бизнес (с частичной реализацией на английском языке)»:
Профиль «Мировые финансы (с частичной реализацией на английском языке)»:
Профиль «Налоги и налогообложение»:
Профиль «Оценка бизнеса в цифровой экономике»:
Профиль «Управление финансовыми рисками и страхование»:
Профиль «Учёт, анализ и аудит»:
Профиль «Финансы и инвестиции»
Профиль «Финансовая разведка»
Профиль «Финансовые рынки и банки»:
Профиль «Финансовые рынки и финтех»:
Профиль «Экономика и финансы топливно-энергетического комплекса»:
Профиль «Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ».
Профиль «Маркетинг»:
Профиль «Менеджмент в спорте»:
Профиль «Управление бизнесом»:
Профиль «Управление бизнесом (на английском языке)»:
Профиль «Финансовый менеджмент»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.03. «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ».
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.04. «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ».
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.03.05. «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА».
Профиль «ИТ — менеджмент в бизнесе»
- общая характеристика образовательной программы
- учебный план
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 39.03.01. «СОЦИОЛОГИЯ».
Профиль «Экономическая социология»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 40.03.01. «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ».
Профиль «Гражданское и предпринимательское право»:
Профиль «Международное экономическое право (с частичной реализацией на английском языке)»:
Профиль «Финансовое и налоговое право»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 41.03.04. «ПОЛИТОЛОГИЯ».
Профиль «Политология экономических процессов»:
Профиль «Связи с общественностью в политике и бизнесе»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 42.03.01. «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
Профиль «Реклама и связи с общественностью»:
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 43.03.02. «ТУРИЗМ».
Профиль «Международный и национальный туризм»:
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||||||
«Государственный университет – Высшая школа экономики» | ||||||
УТВЕРЖДАЮ | ||||||
Ректор | ||||||
__________________________ Я.И.Кузьминов | ||||||
«____» ____________________ 2010 г. | ||||||
Базовый учебный план | ||||||
(бакалавриат) | ||||||
Направление 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра | ||||||
Профиль специальных дисциплин Экономика | ||||||
Международный институт экономики и финансов | ||||||
Годы обучения: 2010 — 2014 | ||||||
Срок обучения: 4 года | ||||||
Форма обучения: очная | ||||||
Квалификация (степень): бакалавр | ||||||
№ п/п | Наименование дисциплины* | Трудоемкость | Распределение по годам обучения | |||
в зачетных единицах | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 38,5 | 26,5 | 12 | |||
Базовая часть | 35 | 26,5 | 8,5 | |||
1 | Интеллектуальная история Европы | 5,5 | 5,5 | |||
2 | Социология | 6,5 | 6,5 | |||
3 | Английский язык | 23 | 21 | 2 | ||
Вариативная часть | 3,5 | 3,5 | ||||
4.1 | Философия и методология общественных и естественных наук | 3,5 | 3,5 | |||
4.2 | Правоведение | 3,5 | 3,5 | |||
4.3 | Политология | 3,5 | 3,5 | |||
Математический и естественно-научный цикл | 34 | 20 | 14 | |||
Базовая часть | 34 | 20 | 14 | |||
5 | Математический анализ | 8,5 | 8,5 | |||
6 | Линейная алгебра | 3 | 3 | |||
7 | Информационные компьютерные системы | 4,5 | 4,5 | |||
8 | Теория вероятностей и основы статистики | 7 | 7 | |||
9 | Математика для экономистов | 7 | 7 | |||
10 | Методы оптимальных решений | 4 | 4 | |||
Вариативная часть | ||||||
Профессиональный цикл | 131,5 | 13 | 25,5 | 45,5 | 47,5 | |
Профессиональный цикл (общепрофессиональные дисциплины) | 72,5 | 13 | 17,5 | 37,5 | 4,5 | |
Базовая часть | 60 | 13 | 17,5 | 29,5 | ||
11 | Основы микроэкономики | 6,5 | 6,5 | |||
12 | Основы макроэкономики | 6,5 | 6,5 | |||
13 | Микроэкономика 1 | 5,5 | 5,5 | |||
14 | Микроэкономика 2 | 6 | 6 | |||
15 | Макроэкономика 1 | 5 | 5 | |||
16 | Макроэкономика 2 | 5,5 | 5,5 | |||
17 | Бухгалтерский учет | 9 | 9 | |||
18 | Статистика | 7 | 7 | |||
19 | Эконометрика | 9 | 9 | |||
Вариативная часть | 12,5 | 8 | 4,5 | |||
20.1 | История экономической мысли | 4 | 4 | |||
20.2 | Экономика труда | 4 | 4 | |||
20.3 | Экономика развития | 4 | 4 | |||
21.1 | Экономическая история | 4 | 4 | |||
21.2 | Экономика общественного сектора | 4 | 4 | |||
22.1 | Анализ временных рядов и панельных данных | 4,5 | 4,5 | |||
22.2 | Институциональная экономика | 4,5 | 4,5 | |||
22.3 | Теория переходной экономики | 4,5 | 4,5 | |||
Профессиональный цикл (специальные дисциплины) | 59 | 8 | 8 | 43 | ||
Базовая часть | 51 | 8 | 43 | |||
23 | Математические методы анализа экономики | 8 | 8 | |||
24 | Теория денег и денежного обращения | 10 | 10 | |||
25 | Международная экономика | 10 | 10 | |||
26 | Экономика отраслевых рынков | 10 | 10 | |||
27 | Корпоративные финансы | 10 | 10 | |||
28 | Научно-исследовательский семинар | 3 | 3 | |||
Вариативная часть | 8 | 8 | ||||
29.1 | Банковское дело и основы финансов | 8 | 8 | |||
29.2 | Менеджмент | 8 | 8 | |||
30-31 | Курсовая работа | 10 | 5 | 5 | ||
Всего на теоретическое обучение | 214 | 59,5 | 56,5 | 50,5 | 47,5 | |
Практики | 12 | 3 | 9 | |||
32 | Учебная практика | 3 | 3 | |||
33 | Производственная практика | 9 | 9 | |||
Физическая культура | 2 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |
Факультативы | ||||||
33 | Военная подготовка | |||||
34 | Безопасность жизнедеятельности | 3 | v | |||
35 | Культурология | 3 | v | |||
36 | Отечественная история | 3 | v | |||
37 | Логика | 3 | v | |||
38 | Русский язык и культура речи | 3 | v | |||
39 | Научно-исследовательский семинар | 6 | v | v | ||
40 | Социология финансового поведения | 3 | v | |||
41 | Теория организации | 4,5 | v | |||
42 | Количественные методы в финансах | 4,5 | v | |||
43 | Банковский менеджмент и анализ рисков | 4,5 | v | |||
44 | Управление инвестиционным портфелем | 4,5 | v | |||
45 | Теория организации | 4,5 | v | |||
46 | Экономика отраслевых рынков | 4,5 | v | |||
47 | Научный семинар | 6 | v | v | v | |
48.1 | Французский язык | 4,5 | v | v | ||
48.2 | Немецкий язык | 4,5 | v | v | ||
48.3 | Испанский язык | 4,5 | v | v | ||
Итоговая государственная аттестация | 12 | 12 | ||||
Зачетно-экзаменационные недели | ||||||
ИТОГО на ООП | 240 | 60 | 60 | 60 | 60 |
* дисциплины 23 — 26 выбраны МИЭФ с учетом выбора студентом специализации «Экономика» по программе двух дипломов | ||||||
Первый проректор | В.В. Радаев | |||||
Проректор | С.Ю. Рощин | |||||
Начальник Методического управления | П.В. Палехова | |||||
Директор МИЭФ | С.М.Яковлев | |||||
В настоящем разделе описаны текущие требования по выполнению программы, однако некоторые изменения могут вноситься в процессе обучения. Актуальный список дисциплин и требований содержится в учебных планах, ежегодно утверждаемых университетом.
Продолжительность обучения на программе бакалавриата «Экономика» составляет 4 года. Программа устроена таким образом, что в каждый момент времени студент одновременно слушает не более пяти дисциплин, не считая английского языка, а также исследовательской и проектной работы. Подробнее см. учебный план.
Первый год обучения:
На первом курсе студенты проходят обязательную подготовку по математическим дисциплинам, дисциплинам общего цикла, начинают знакомство с экономической наукой.
Экономические дисциплины:
- Научно-исследовательский семинар «Экономическое мышление» (модули 1-2)
- Микроэкономика (модули 3-4)
- Финансовый учет и отчетность (модули 3-4)
Математические дисциплины:
- Математический анализ (все 4 модуля)
- Линейная алгебра (модули 1-2)
Дисциплины общего цикла:
- Философия (модули 3-4)
- Социология (модули 3-4)
- Экономическая история (модули 1-2)
- Безопасность жизнедеятельности (модуль 1)
- Психология (модули 1-2)
- Физическая культура (все 4 модуля в течение всего срока обучения)
Изучение английского языка происходит в следующем порядке. Студенты, уже хорошо владеющие английским языком, освобождаются от необходимости посещать занятия по данному предмету по результатам тестирования. В конце второго курса студенты сдают независимый экзамен по английскому языку, который проходит в формате широко распространенного экзамена IELTS. Для закрепления навыков написания текстов на английском языке, на четвертом курсе студенты могут посещать факультатив «Академическое письмо на английском языке». В конце 4 курса (обычно в 3 модуле) студенты защищают Project Proposal — концепцию своей выпускной квалификационной работы на английском языке. Данная «предзащита» показывает уровень владения терминологией и презентационные навыки студентов.
Студенты 1 курса изучают дисциплину «Экономическая история» по выбору на русском или на английском языке.
Начиная со второго курса, часть предметов преподается на английском языке.
Кроме того, уже с первого курса, студенты участвуют в работе над проектами: у них есть огромный выбор проектов – они могут участвовать в проекте, предлагаемом в одной из изучаемых дисциплин, или выбрать из проектов, анонсируемых на общеуниверситетском сайте «Ярмарка проектов», или же поработать в научно-учебной лаборатории, или же стать научным или учебным ассистентом. Проектная работа запланирована ежегодно с первого по третий курс.
Второй год обучения:
На втором курсе студенты продолжают изучать дисциплины базовой части:
- Теория вероятностей и статистика (все 4 модуля)
- Микроэкономика (модули 1-2)
- Макроэкономика (модули 3-4)
- Научно-исследовательский семинар (модули 3-4)
- Наука о данных (модули 3-4)
Кроме того, в программе обучения появляются математические и экономические курсы по выбору, позволяющие студенту формировать индивидуальную траекторию обучения. Большинство этих дисциплин можно прослушать и на более поздних годах обучения.
Ориентировочный список курсов по выбору (уточняется каждый год):
Студент выбирает 2 дисциплины из предложенного списка.
Помимо предметов основного профиля (то, что в иностранных университетах называется major), студенты второго и третьего курса изучают дисциплины дополнительного профиля (minor), всего 4 курса за два года, по одному каждый семестр. Майнор позволяет приобрести дополнительные компетенции, существенно расширить кругозор.
Наряду с исследовательской работой, которая проходит в рамках научно-исследовательского семинара, студенты в течение академического года выполняют курсовую работу.
Третий год обучения:
Обязательными дисциплинами профессионального цикла для студентов третьего курса являются:
- Макроэкономика (модуль 1-2)
- Эконометрика (все 4 модуля)
- История экономических учений (модули 3-4)
- Российская экономика (модули 3-4)
- Практикум по прикладным экономическим исследованиям (модуль 4)
На третьем курсе появляется больше возможностей для выбора дисциплин. Многие курсы предлагаются одновременно студентам второго, третьего и четвертого курсов. Четыре из этих дисциплин являются инструментальными (т.е., развивающими навыки теоретического или эконометрического моделирования), студент обязан выбрать не менее одного из них в течение третьего или четвертого курсов:
- Динамическая оптимизация в экономике и финансах (модули 1-2)
- Теория игр (модули 1-2)
Ориентировочный список остальных курсов по выбору (в добавление к дисциплинам, уже предлагавшимся на втором курсе):
- Машинное обучение (модули 3-4)
- Финансовая экономика (модули 1-2)
- Международная торговля (модули 1-2)
- Экономика общественного сектора (модули 1-2)
- Политическая экономика (модуль 3)
- Поведенческая и экспериментальная экономика (модули 1-2)
- Международные финансы (модуль 3)
- Корпоративные финансы (модуль 3)
- Экономика труда (модули 1-2)
- Теория отраслевых рынков (модули 1-2)
- Социоэкономика (модули 1-2)
- Институциональная экономика (модули 1-2)
- Случайные процессы (модули 1-2)
- Управленческий учет (модуль 4)
- Монетарная экономика (модуль 3)
- Дифференциальные и разностные уравнения (1-2 модули)
Студенты третьего курса в течение академического года выполняют курсовую работу.
Четвертый год обучения:
В конце третьего года обучения студенты выбирают специализацию (соответствующий научно-исследовательский семинар), на котором и происходит их обучение на 4 курсе. Студенты могут выбрать один из трех экономических семинаров или же специализироваться в области финансов, выбирая один из четырех финансовых семинаров. Все изучаемые курсы относятся к вариативной части учебного плана.
Всего студенту четвертого курса нужно изучить 7 курсов, в том числе не менее одной инструментальной дисциплины (если она не была прослушана ранее).
- Прикладная микроэконометрика (модули 1-2)
- Эконометрика временных рядов (модули 1-2)
- Динамическая оптимизация в экономике и финансах (модули 1-2)
- Теория игр (модули 1-2)
Экономический блок наряду с предлагавшимися ранее курсами содержит:
- Модель человека в экономической науке (модуль 3)
- Экономика информации (модуль 3)
- Политическая экономика (модуль 3)
- Экономика развития (модуль 3)
- Структурная политика: современные практики и уроки (модуль 3)
- Экономика общественного сектора (1-2 модули)
- Экономический анализ социальных проблем (1-2 модули)
- Социоэкономика (1-2 модули)
Финансовый блок:
Инвестиционный анализ (модуль 3)
Оценка стоимости компании (модули 1-2)
Международная торговля (1-2 модули)
Риск-менеджмент (модули 1-2)
Модели финансовых рынков (3 модуль)
Актуарные расчеты в страховании жизни (1-2 модули)
Анализ финансовых рынков (модули 1-2)
Международные финансы (3 модуль)
Банковское дело (модули 1-2)
Налоговая система России (модуль 3)
Более подробную информацию о курсах можно посмотреть на странице «Ключевые дисциплины программы»
В четвертом модуле студенты завершают работу над выпускной квалификационной работой (ВКР). Защита ВКР проходит в конце мая – начале июня. Кроме того, 4 недели апреля отводятся на преддипломную практику.