Таможенный союз бизнес идеи
На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза. Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты
Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований BDO в России:
В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров.
Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»:
Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег… Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед.
Игорь Заугольников, член правления ОАО «РОДЭКС Груп»:
Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно.
Андрей Мельников, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов:
Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем.
Михаил Шапиро, генеральный директор «Данфосс» в России:
Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное.
Вячеслав Бармин, первый заместитель председателя правления КБ «НС Банк»:
Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен — меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить.
Михаил Стаканов, управляющий партнер консалтингового объединения «Фактор Групп: налоги, аудит»:
Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка.
Александр Берневе, генеральный директор ФЦ «Инфина»:
Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5—6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур.
Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty:
Таможенный союз нужен бизнесу он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях.
Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРА России»:
Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей.
Полноценный Таможенный союз предполагает создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, соответственно, вступившие в него государства лишаются возможности применения классических способов защиты своих национальных производителей, заявила заместитель начальника управления международно-экономического сотрудничества ФАС России Анна Мирочиненко, выступая 15 июля на круглом столе в РАМИ «РИА Новости». Мероприятие было приурочено к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза на территории России, Казахстана и Белоруссии
Страны, по словам А. Мирочиненко, не могут применять такие классические способы защиты как, например, таможенные пошлины, антидемпинговые меры и т.д. Что должно придти на смену этим механизмам? «В нашем понимании Таможенного союза это должна быть единая конкурентная политика, которая охватывает целый спектр вопросов, — сказала заместитель начальника управления ФАС. – Это регулирование конкурентных отношений, регулирование субсидирования, субъектов естественных монополий».
Как сообщила А. Мирочиненко, в настоящее время разрабатывается ряд соглашений, которые призваны урегулировать эти вопросы в рамках ТС. Одним из ключевых соглашений является документ о единых принципах и правилах о конкуренции, призванный обеспечить формирование единой конкурентной политики на пространстве Таможенного союза. Соглашение предполагает проведение конкурентной политики на национальном уровне, «на основе согласованных единых принципов, которые включают в себя наличие антимонопольного органа в государстве, проведение конкурентной политики на недискриминационной основе, реализацию на национальном уровне эффективной защиты от антиконкурентных действий». Кроме того, документ содержит единые правила, которые направлены на пресечение трансграничных нарушений, когда нарушение условий конкуренции в одном государстве негативно сказывается на ситуации в другом.
Данное соглашение, по словам заместитель начальника управления ФАС, предполагает поэтапную передачу определенных полномочий в части регулирования конкурентных отношений наднациональным органам – именно в той части, когда действия хозяйствующих субъектов уже оказывают влияние на конкуренцию в рамках всего Таможенного союза, а не только одного из государств. Детали соглашения разрабатываются, предполагается, что этот документ вместе с рядом других вступит в силу 1 июля 2011 г., резюмировала А. Мирочиненко.
В ходе заседания так или иначе обсуждалась целесообразность создания единого экономического пространства; отметим, что формирование Таможенного союза — это этап процесса. С одной стороны, создание пространства сопряжено с рядом проблем, даже в части того же блока соглашений по конкуренции. По словам А. Мирочиненко, мешает разница в государственном регулировании стран-участниц союза; есть сложности в порядке разграничения – что относить к национальному, а что к наднациональному регулированию. При этом, подчеркнула представитель ФАС, есть попытки участников урегулировать в рамках соглашений те вопросы, которые не относятся к этому блоку документов. А что касается положительного эффекта от интеграции, то, по мнению руководителя направления исследований стран СНГ Фонда экономических исследований «Центр развития» ГУ ВШЭ Оксаны Осиповой, в краткосрочной перспективе какие-то реальные экономические выгоды вряд ли предвидятся. Так, например, в 2012 г. ВВП Белоруссии благодаря вступлению страны в ТС вырастет лишь на 0,9%, а Казахстана – на 0,1%. Приток инвестиций в Белоруссию вырастет на 0,3%, а в Казахстане приток инвестиций сократится на 0,5%. Доходы бюджета в 2012 г. в Белоруссии упадут на 0,1% из-за вступления в союз, а доходы Казахстана вырастут лишь на 0,28%. Данных по России не прозвучало – как полагает О. Осипова, показатели РФ мало чем будут отличаться от данных Белоруссии и Казахстана.
С другой стороны, подчеркнула эксперт, зона свободной торговли, в которой страны бывшего СССР существуют с начала 90-х годов прошлого века, имеет ряд серьезных недостатков. Таковыми являются, например, издержки, связанные с контролем происхождения товаров, неполная гармонизация тарифной политики, которая позволяет странам иметь разные внешние тарифы и использовать единое пространство для транзита при отсутствии четкой законодательной базы. Так что участие в Таможенном союзе – это стратегически правильный шаг, особенно если рассматривать его в долгосрочной перспективе.
Странам СНГ необходима новая модель экономического роста, отметил главный экономист «Центра развития» Валерий Миронов. Старая модель, основанная на товарном, сырьевом экспорте и на притоке капитала, в посткризисных условиях действовать не будет, поскольку притоки капитала в развивающиеся страны будут уже не столь значительными, они не смогут компенсировать низкий уровень конкурентоспособности и гигантские темпы превышения роста заработной платы над производительностью труда, характерные для экономики всех стран СНГ. Один из путей поиска новой экономической модели, по мнению эксперта, – это интеграция.
Начальник Центра таможенной статистики секретариата комиссии Таможенного союза Юрий Кожанков заметил, что с созданием Таможенного союза «у любого бизнеса не должно быть препятствий для развития в любой точке союза». Он также обратил внимание на «мягкость перехода» к новым правовым нормам. В частности, переход на новую форму таможенной декларации будет осуществлен только в январе будущего года. А все вопросы налогового характера, связанные с уплатой таможенных платежей, оставлены на уровне национального законодательства. Это сделано для того, чтобы «не кошмарить бизнес, чтобы бизнесу было проще входить в условия Таможенного союза, в новые экономические условия», подчеркнул Ю. Кожанков.
О. Осипова в завершение встречи сказала, что Таможенный союз, его унифицированные правила позволяют всем предприятиям каждого государства-участника развиваться одинаково, то есть стимулируют развитие малого бизнеса. «В России, получается, для кого это мы делаем в первую очередь – это для малого бизнеса», — заключила эксперт.
На минувшей неделе Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана стал реальностью. Соответствующее заявление было подписано президентами трех стран на саммите ЕврАзЭС в Астане. Это означает формирование зоны свободной торговли стран — участниц нового союза.
Второй шаг — создание единого экономического пространства, а в более отдаленной перспективе — введение единой валюты. Журнал «Итоги» провел опрос на тему «Нуждается ли бизнес в Таможенном союзе?». От +5 (нуждается) до -5 (не нуждается).
+4 — Владислав Корочкин, вице-президент «ОПОРА РОССИИ»: «Выход на новые рынки — всегда плюс для бизнеса. Правда, пока остались нерешенные вопросы, но это дело времени. Платформа для такого союза вряд ли полностью подготовлена, предстоят достаточно серьезная шлифовка и согласование нюансов с точки зрения функционирования единой таможенной территории. Есть масса документов, которые необходимо принять. Самое главное, чтобы сейчас проходила открытая дискуссия, прилагались усилия для преодоления сложностей».
+4 — Михаил Стаканов, управляющий партнер консалтингового объединения «Фактор Групп: налоги, аудит»: «Объединение усилий и упрощение таможенных процедур должно иметь положительный эффект. Однако окончательной таможенной интеграции должен предшествовать период адаптации таможенных правил и практики к новым реалиям. Союз нужен, но процедура его становления должна быть понятна участникам рынка».
0 — Александр Берневега, генеральный директор ФЦ «Инфина»: «Таможенный союз не является необходимым, поскольку выгоды от его создания «компенсируются» введением новых таможенных процедур на переходный период. С одной стороны, отмена таможенных границ призвана стимулировать развитие торговли, экономить бизнесу время и средства, связанные с таможенным оформлением. С другой — межстрановой торговый оборот внутри союза низок — 5-6 процентов от совокупного внешнеторгового оборота стран-участниц. Оформление грузов будет перенесено на внешние границы союза, что может увеличить издержки бизнеса, связанные с различием институциональной среды. Таможенные границы между странами-участницами будут отменены в разное время. Это породит неопределенность финансово-правовых процедур».
+5 — Андрей Мельников, заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов: «Единый рынок помогает странам в развитии бизнеса: снижаются издержки, упрощается логистика и т. д. Если говорить о долгосрочных перспективах, то речь идет о создании общей валюты и финансовой системы, в том числе и единого консолидированного надзора за финансовыми рынками. Опыт ЕС показывает, что это возможно. Но мы должны идти своим путем».
+3 — Игорь Заугольников, член правления ОАО «РОДЭКС Груп»: «Для малого и среднего бизнеса Таможенный союз необходим, он увеличит товарооборот между странами путем упрощения системы растаможки. Сама идея союза — положительное решение и для Белоруссии, и для Казахстана, и для России, но как она будет работать на практике в нашей коррумпированной и изворотливой бюрократической системе, предсказать невозможно».
+3 — Михаил Шапиро, генеральный директор «Данфосс» в России: «Любое расширение таможенного пространства облегчает экономическое сотрудничество и интеграцию. Бизнесу, который получает зеленый свет для выхода на соседние рынки, это выгодно. Но нужно помнить о том, что Таможенный кодекс союза был подготовлен в беспрецедентно короткие сроки (для сравнения: Европейскому союзу потребовалось на это 35 лет). Работа была проделана огромная, и ее результат впечатляет, однако многие вопросы (особенно юридические) проработаны, на мой взгляд, еще недостаточно хорошо. Несмотря на то что таможенные законодательства России, Белоруссии и Казахстана во многом схожи, есть у них и серьезные различия. Поэтому на начальном этапе предприниматели, юристы да и сами сотрудники таможенных органов могут столкнуться с некоторыми проблемами, разрешить которые можно будет только в судебном порядке. Ведь фактически в каждой из стран будут одновременно действовать два таможенных законодательства — национальное и союзное».
+3 — Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований BDO в России: «В целом Таможенный союз открывает новые перспективы для большинства компаний стран-участниц. Устранение торговых барьеров позволяет осваивать новые рынки и, возможно, снизит коррупционную составляющую. Одновременно возникают возможности оптимизировать налогообложение. Однако помимо преимуществ Таможенный союз создает проблемы. Так, для автопроизводителей могут ухудшиться условия в силу притока на рынок импортных автомобилей. Может произойти изменение в направлениях грузопотоков. Также усилится конкуренция на рынке продовольственных товаров».
+4 — Вячеслав Бармин, первый заместитель председателя правления КБ «НС Банк»: «Конечно, нужен. Бизнесу и гражданам вообще удобнее без границ и таможен: меньше барьеров. Правда, уменьшилась норма беспошлинного ввоза товаров для физлиц — с 65 000 рублей до 1500 евро. На мой взгляд, нужно, наоборот, данную норму увеличить в два-три раза, а пошлину за лишний груз снизить».
+4- Агван Микаелян, генеральный директор компании «ФинЭкспертиза»: «Все современные управленческие решения «заточены» на увеличение эффективности в логистике, будь то движение информации, товаров, услуг, денег… Поэтому создание Таможенного союза — это однозначно шаг вперед».
+3 — Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty: «Таможенный союз нужен бизнесу: он даст предпринимателям возможность уменьшить издержки, возникающие при перемещении товара через границы. Это станет одним из механизмов, позволяющих стимулировать экономики стран — участниц союза, что имеет особое значение с учетом того, что мировой кризис до конца не преодолен. Кроме того, не секрет, что российские таможенные процедуры всегда отличались своей бюрократичностью. А создание единого таможенного пространства, пускай пока что в рамках трех государств, это шаг на пути к европейским стандартам. Говоря о более масштабных вещах, отмечу, что совместный потенциал стран — участниц Таможенного союза весьма значительный. И, выступая вместе на мировом рынке, участники союза смогут занять ключевые позиции по ряду позиций, причем как в сырьевых нишах, так и в наукоемких отраслях».
— Раздел Таможня
Ранее по теме:
- Эксперты: Изменения логистики из-за реформы таможни приведут к миллионным убыткам
- Новые правила перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов
- Роспотребнадзор разъяснил правила госрегистрации товаров на территории ТС
- Таможенники будут определять стоимость ввозимого товара по цене его приобретения
- Для бизнесменов Ленобласти открыта «горячая линия» по вопросам Таможенного Союза
- Штрафы юридических лиц за нарушение техрегламентов могут повысить до 1 млн рублей
- Физлицо может ежемесячно беспошлинно получать международную посылку с товарами на 1000 евро и весом не более 31 кг
- Новые правила вывоза валюты – Таможенный союз делает то, от чего отказывается Евросоюз
- Медведев объявил о формировании Таможенного союза: таможенный кодекс с 6 июля применяется на территории России, Белоруссии и Казахстана
- Новые правила провоза товаров в рамках единой таможенной территории
- Открылась горячая линия по вопросам санитарных мер в рамках нового Таможенного союза
- Таможенный кодекс с 1 июля: «Ноги дрожат и у нас, и у бизнеса»