Таможенное оформление бизнес идеи

Таможенное оформление бизнес идеи thumbnail

Таможенное оформление грузов — головная боль для любой компании, которая занимается импортом. Для того чтобы товар проходил таможню быстро и без проблем, требуются, как деликатно сказал один из опрошенных Forbes предпринимателей, «дополнительные усилия». Forbes опросил компании, которым по роду деятельности приходится много взаимодействовать с таможней, и узнал, как можно легально оптимизировать работу.

Электронный документооборот

Шведская ИКЕА импортирует около 10 000 наименований из 50 стран мира от 1200 отправителей. Как ускорить оформление? Сразу же после того, как разработан новый товар, информация о нем поступает в систему электронного документооборота ИКЕА. Там товар описывается с учетом требований российского законодательства в области таможенного оформления и сертификации продукции, ему присваивается код ТН ВЭД, который будет использоваться при всех последующих поставках. Это дает возможность автоматического заполнения декларации и контроля «готовности» артикула к импорту — товар не может быть отгружен в адрес компании ИКЕА в случае отсутствия сертификатов и иных необходимых документов. «Без внедрения этого бизнес-решения количество сотрудников, занятых таможенным оформлением, пришлось бы увеличить раз в пять. Помимо экономии ресурсов мы теперь застрахованы от ошибок, которые практически неизбежны при «ручном» способе работы», — говорит Юлия Гертель, начальник таможенного отдела ИКЕА в России.

Контроль документов от поставщиков

Требования российской таможни отличаются от требований в других странах. Таможня в Европе принимает к рассмотрению коммерческие инвойсы (счета к оплате) без печатей, не обращает внимания на неточности в наименовании юридических лиц и их адресов, допускает небольшие расхождения в ценах и весе между товаросопроводительными документами. Для российского таможенного инспектора товар, у которого в счете-фактуре значатся цена €130,98 и вес 15,2 кг, а в прайс-листе — €131 и 15,25 кг, — два разных товара. В России требуют больше информации. К примеру, во всем мире для импорта детских кофт надо указать лишь страну происхождения и стоимость вещи. «Наша таможня просит также предоставить размер кофты, рост ребенка, ширину плеч и состав», — говорит Наталья Гандурина, гендиректор компании NR-Group, дистрибьютора французской марки Du Pareil au Meme.

Лучше потратить время и устранить все расхождения в документах до отправки грузов, чем ликвидировать их, когда груз простаивает на складе временного хранения. Российскому офису мексиканской компании Mabe довелось убедиться в этом на собственном опыте. В начале 2008 года Mabe получила партию встраиваемых духовых шкафов и варочных поверхностей. Отправитель маркировал обе группы тарифным кодом 85160000 — это первые цифры, указывающие на группу электронагревательных приборов. Но в России, в отличие от ЕС, принята не 8-значная, а 10-значная тарификация. Таможенный инспектор неделю изучал техническую документацию на все продукты (Mabe пришлось делать перевод с испанского). После этого по настоянию российского офиса Mabe поставщики внесли в свои базы данных необходимые изменения. А в ИКЕА для иностранных поставщиков разработали подробные инструкции: что должно быть в документах для поставки в Россию.

Предварительное декларирование

Приведение документов поставщиков в соответствие с требованиями российской таможни делают возможной процедуру предварительного декларирования. Еще до отправки груза сопровождающие его документы направляются в Россию. Проверив, все ли верно, импортер направляет их на таможенный пост. Когда груз доберется до России, его таможенная очистка должна пройти всего за два-три часа. Но, по оценке гендиректора компании «Русский логистический провайдер» Руслана Кисса, предварительное декларирование дает лишь 10-15% гарантии, что груз пройдет спокойно. Существенный минус: таможенные платежи авансом, еще до подачи декларации, должны быть перечислены на счет таможни.

Подтверждение стоимости груза

Конкурентное преимущество — умение договариваться с поставщиками о более низких ценах — может создать компании проблемы на таможне. Для того чтобы доказать свою добросовестность, придется предоставить максимум документов, подтверждающих стоимость груза: официальный прайс-лист производителя, экспортную декларацию на поставку (документ, по которому производителям зачитывают НДС в их странах), копию контракта и счета к оплате. Получив их, таможня не должна по своему усмотрению корректировать таможенную стоимость.

Однако Руслан Кисс рекомендует изучить локальные правила и требования каждой таможни, выяснить у работающих с ней компаний, есть ли дополнительные требования. На каждом таможенном посту, говорит таможенный оператор, сегодня сложились свои требования и то, что на одной таможне считается нормальным, на другой может обернуться уголовным делом.

Сотрудничество с таможней

В 2005 году ИКЕА совместно с Центральным таможенным управлением создала учебный центр, где делится своими знаниями и наработками со всеми желающими: как с участниками ВЭД, так и с сотрудниками таможенных органов. За пять лет работы бесплатное обучение здесь прошли сотрудники более 200 различных компаний и таможенников. Сотрудничество дает возможность заранее знать о готовящихся изменениях, что бывает нередко.

Например, в конце 2008 года в подмосковной таможне началась реструктуризация, в рамках которой была ликвидирована Подольская таможня. Там оформляли грузы многие транснациональные компании, чьи производства расположены на юге и юго-западе Московской области. Через нее работала и компания «Фрито Лей Мануфактуринг» (входит в состав PepsiCo). Когда четыре таможни объединили в одну, на таможенном пункте возникли огромные очереди. «Фрито Лей» это не коснулось: о планируемой реорганизации знали задолго до того, как были опубликованы нормативные акты. Компания входит в рабочую группу по совершенствованию таможенных процедур в Консультативном совете по иностранным инвестициям (КСИИ). «Я бы всем компаниям рекомендовала активное участие в общественной жизни. Это позволяет заранее узнавать об изменениях, которые существенно отразятся на бизнесе», — говорит менеджер по таможенному оформлению «Фрито Лей» Ольга Елисеева. Ольга и ее сотрудники заранее нашли новое место таможенного оформления, провели тендер и подобрали новых партнеров-брокеров.

Информацию о грядущих изменениях можно получить и из открытых источников. Ирина Зильберберг, директор по логистике компании Mabe, рекомендует следить за новостями. Например, некоторые пошлины могут измениться в результате образования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Оценка рисков

В конце 2008 года Mabe привезла в Россию новые модели холодильников. Досмотр всех новинок таможня делает основательно, со вскрытием упаковок и фотографированием. И тут выяснилось, что поставщик погрузил холодильники первыми, потребовалась выгрузка целой фуры. Холодильники осмотрели, все оказалось в порядке, но компания потеряла время, едва успев выполнить поставку в срок. С тех пор в Mabe действует нехитрое, но экономящее массу времени и денег правило: новинки загружать так, чтобы не потребовалась выгрузка всей машины или контейнера.

«Если в вашем ассортименте есть товар из группы риска, откажитесь от него», — уверена Наталья Гандурина, генеральный директор NR-Group. Во Франции в магазинах Du Pareil au Meme большой ассортимент детских заколок по €1. И поначалу Гандурина заказывала их для российских магазинов марки. Но оказалось, что заколки относятся к категории рискованного товара: таможенники должны убедиться, что это не контрабанда изделий из золота. Один раз на досмотр всей партии заколок ушла неделя — только протокол с массой артикулов печатали двое суток. Теперь в московских магазинах Du Pareil au Meme детские заколки не продают.

Отстаивание своих интересов

Когда таможня не принимает во внимание документы, подтверждающие стоимость товара и все-таки производит корректировку таможенной стоимости, надо обращаться в суд. «Фрито Лей», один из ведущих мировых производителей чипсов, закупает импортный картофель дешевле, чем другие импортеры. Таможенникам это показалось подозрительным. Не желая соглашаться с имеющимися у компании документами, таможенные органы скорректировали стоимость картошки для «Фрито Лей» на основании своих данных, что увеличивало таможенные платежи по каждой декларации в среднем на 40%. «Мы с таможней судимся уже третий год и выигрываем все суды, возвращая деньги. К сожалению, таможенные органы не учитывают этой судебной практики», — жалуется Ольга Елисеева. Она рекомендует компаниям не бояться обращаться в суд. Правда, чтобы гарантированно выигрывать суды, нужно иметь безупречные документы.

Источник

23 Октября 2014

Юлия ШленскаяНынешнее положение дел на отечественном внешнеэкономическом рынке напоминает ситуацию, которая сложилась в данном сегменте экономики шесть лет назад. Сегодня, как и тогда, наш бизнес сталкивается с проблемами, вызванными негативными внешними факторами. Хотя причины их возникновения тогда и сейчас кардинально отличаются, суть происходящего в целом идентична.

Данные таможенной статистики за 2008-й и текущий год говорят о резком снижении объема совершаемых импортно-экспортных операций. При этом неуклонно растет доля «серого» товарооборота. Напомню, по некоторым экспертным оценкам, шесть лет импортные поставки по «белым», или прямым, контрактам не превышали 50%, а по ряду групп товаров, особенно относящихся к категории так называемого ширпотреба, на них приходилось менее трети.

В условиях кризиса участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) вынуждены искать пути сокращения издержек. В первую очередь они стараются снизить расходы на услуги сторонних организаций, таких как международные перевозчики и таможенные представители. В этой ситуации в проигрыше оказываются легальные компании, которые осуществляют таможенное оформление от собственного имени, а не прячутся за печатью клиента. Здесь на авансцену выходят «серые» игроки, предлагающие растаможить товар фактически по демпинговым ценам. Тем самым их действия приводят к дестабилизации реального рынка таможенных услуг.

В условиях нестабильности «серый» сектор, который готов работать по минимальным расценкам, множится в геометрической прогрессии. Урвать свой кусок пирога пытаются всякого рода проходимцы, зачастую просто частные лица. Они также начинают предлагать участникам ВЭД услуги, которые практически идентичны тем, что оказывают официальные таможенные представители, включенные в соответствующий реестр, который ведет таможенная служба – ФТС России.

Специалисты знают, что попадание в него обходится реальному бизнесу весьма не дешево. Так, согласно пункту 3 статьи 13 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), который вступил в силу 6 июля 2010 года, условием попадания в реестр таможенных представителей является представление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро. Этих трат, а фактически заморозки на счетах таможни огромных средств, можно избежать, представив соответствующую банковскую гарантию. Однако за нее тоже приходится платить. Кроме того, таможенный представитель должен заключить договор страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Сейчас в РФ размер страховой суммы не может быть менее 20 млн рублей.

«Серые» игроки, занимающиеся «бизнесом по понятиям», как правило, уходят от подобных расходов. Кроме того, о чем заказчик их услуг должен всегда помнить, они фактически не несут никакой ответственности перед клиентом за качество своей работы. На деле это означает, что в случае возникновения нештатной ситуации с таможней попавший впросак участник ВЭД будет вынужден защищать свои интересы в одиночку, а при негативном исходе разбирательства он не сможет даже хоть частично компенсировать свои потери за счет того, кто оказал ему некачественные таможенные услуги.

Напомню, что после ввода новых правил попадания на легальный рынок таможенных представителей произошел его фактический обвал. На первых порах выполнить требования ТК ТС смогло лишь ограниченное число компаний, остальные временно ушли в тень. Правда, при этом мало кто реально перестал работать. Многие из тех, кто растаможивал товары в открытую, продолжили это делать, но уже за печатью заказчика. При этом они переложили на него бремя ответственности за конечный результат. Отрадно отметить, что за четыре года рынок фактически восстановился. Нынче в реестре ФТС России значится более 500 таможенных представителей.

Проверка на прочность

Как уже отмечала, российским участникам ВЭД и их партнерам в последнее время пришлось пройти массу испытаний и проверок на прочность. Среди них кардинальное изменение таможенного законодательства, поэтому нам приходится одновременно жить и по ТК ТС, и по Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Также довелось испытать «прелести» крупномасштабной перестройки деятельности таможенных органов на местах.

Имею в виду начатую в 2009–2011 годах ФТС России реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. Например, в столице она привела к закрытию нескольких десятков таможенных постов и складов временного хранения (СВХ). Сейчас таможенное оформление в Москве, где работают всего 6 таможенных постов, не производится. Здесь лишь осуществляются таможенные процедуры в отношении дипломатических и почтовых отправлений, выставочных экспонатов и тому подобного.

В сложившихся условиях участникам ВЭД пришлось менять логистические маршруты поставки и места растаможки товаров, налаживать отношения с новыми терминалами, переносить туда рабочие места, перестраивать схемы взаимодействий с клиентами. При этом нужно было сделать так, чтобы те не испытали дискомфорта от выноса таможенного оформления из столицы. К сожалению, не все справились с проблемами, многие ушли с рынка.

В то же время у оставшихся компаний появилась возможность найма высококвалифицированного персонала. Из-за падения объемов работы и перестройки бизнеса под новые реалии началось серьезное сокращение штатов. На первых порах избавлялись от сотрудников со слабой подготовкой, затем волна сокращений стала вымывать и опытный персонал. Тогда ООО «Камчатвнештранс» (КВТ) смогло укрепить кадровый потенциал и сделать серьезный шаг вперед.

У нас получилось

Успех любой компании во многом зависит от квалификации ее сотрудников. К счастью, у нас великолепные специалисты. Свои кадры мы подбираем исходя из профессиональных компетенций, а не по принципу «лишь бы свой», что часто практикуется в таможенном бизнесе. У нас есть партнерские СВХ, которые обеспечивают быструю и качественную обработку грузов. Безусловно, важно иметь хороший портфель заказов. Участник ВЭД сам выбирает, с кем ему работать. Чтобы он обратился к вам, его нужно убедить, что здесь для него сделают все, что нужно, и даже немного больше. В ООО «КВТ» такой подход к заказчику – норма. При этом всегда есть соблазн воспользоваться ситуацией и переманить клиента. Однако мы ушли от этого: есть риск самому оказаться в подобной ситуации.

Основное внимание уделяем качеству работы, что предполагает комплексный подход к каждому клиенту. Поиск оптимального варианта решения поставленных им задач всегда был нашей «фишкой», которая со временем стала и основным конкурентным преимуществом. В работе с заказчиками выстраиваем взвешенную, дифференцированную ценовую политику. Мы никогда не применяем агрессивный демпинг, чем, к сожалению, нередко, особенно в кризис, грешат коллеги.

Именно рынок диктует выбор стратегии ведения бизнеса. Иногда ради конечного результата из тактических соображений приходится поступаться какими-то интересами. Однако наша главная линия всегда остается неизменной. Принцип работы «за еду», как принято выражаться в нашем офисе, не для нас. Многократно убеждалась, что следование ему — дорога в тупик.

Еще одна важная составляющая успеха – не только готовность, но и умение отстаивать свою позицию в таможне. Для этого необходимо не просто досконально знать таможенное законодательство ТС и России, но и скрупулезно его соблюдать на практике. Когда уверен в правоте, дискутировать и доказывать свою точку зрения проще. У оппонента нет шансов обыграть тебя на правовом поле. Оценивая пройденный путь, считаю, что именно не отягощенный отраслевыми стандартами и штампами взгляд на бизнес, стремление всегда идти своим, зачастую нетрадиционным путем позволили коллективу ООО «КВТ» добиться серьезных конкурентных преимуществ на рынке.

Так, мы практически никогда не брали в штат бывших таможенников, не пытались использовать их реальный или мифический административный ресурс. Полагаю, что это не самый выигрышный вариант для обеих сторон. Неукоснительно соблюдается еще одно правило: не брать сотрудников «с объемами». Аксиома нашего бизнеса: пришел со своими клиентами — уйдет с твоими.

Работает «сарафанное радио»!

Маркетологи знают десятки методов привлечения клиентов. Однако наша опыт доказал, что наибольший эффект при минимальных затратах приносит… «сарафанное радио». Хотя теперь мы все активнее используем прямую рекламу и SEO-технологии. Известно, что рынок ВЭД ограничен, его основные игроки хорошо знают друг друга. Поэтому для успеха очень важна репутационная составляющая компании. Мы заботимся о ней и стараемся делать так, чтобы после работы с нами клиент остался доволен уровнем и качеством полученных услуг. Убеждена, что он обязательно порекомендует оказавшимся в аналогичной ситуации коллегам обратиться за помощью именно к нам.

Пожалуй, только в регионах сохранилась ситуация, когда заказчик обычно имеет дело лишь с известным ему конкретным лицом без привязки к компании, лицензии и т. д. Однако и там отмечен рост внимания к официальной стороне вопроса, когда предпочтение стали отдавать лицензированным таможенным представителям, о чем свидетельствует неуклонный рост числа оформленных ими деклараций. Правда, следует признать, что и в Москве, и в других экономически развитых регионах до сих пор работают компании, не обладающие правами таможенного представителя, но предлагающие «полный комплекс услуг по доставке и растаможке».

Хорошая репутация обязательно принесет плоды. Особенно ясно это осознаешь в кризисный, как нынче, период на рынке, когда происходит обвал внешнеторгового оборота, курс рубля падает, спрос на перевозки и таможенное оформление товара в разы меньше предложений. Сейчас на счету каждый реальный участник ВЭД, а он старается минимизировать издержки, особенно на услуги сторонних организаций. Ради экономии все чаще предпочтение отдают «серым» игрокам, готовым работать по демпинговым ценам. Здесь стоит напомнить, что дешево – не всегда хорошо.

Услуги официального таможенного представителя, бесспорно, дороже, но и на порядок надежнее. В отличие от «серого» брокера с крохотным съемным офисом и парой подержанных компьютеров нам есть что терять. Поэтому каждый свой шаг, любое действие всесторонне анализируем и просчитываем. В том числе на предмет возможных последствий. Специалисты знают, что сейчас риски в сфере ВЭД существенно выросли. Уже отмечены попытки ряда импортеров поиграть со страной происхождения, возродить некоторые «серые» схемы ввоза товаров. Это происходит даже на фоне того, что государственные контролирующие органы, включая таможенные, научились неплохо противодействовать такого рода «инициативам».

В работе любой компании бывают накладки. Однако мы несем за них полную ответственность. Поэтому для нас неприемлемы, например, срыв срока доставки, изменение по ходу сделки ранее оговоренной стоимости услуг, ненадлежащее оформление документов и т. д. Для «серых» брокеров жонглирование ценами, отказ от ранее взятых обязательств, изменение условий договора – дело обыденное, к чему нужно быть готовым. В итоге вместо обещанной экономии участник ВЭД может получить дополнительные расходы и риск в виде безуспешного поиска проходимца, взявшего деньги, но не оформившего до конца товар на таможне. Поэтому-то услуги лицензированной компании и обходятся дороже.

Рынок есть рынок

В последнее время на рынке отмечен устойчивый тренд на снижение стоимости услуг. Здесь важно избежать необоснованного и резкого падения. Ситуацию подогревает сужение спроса, желание некоторых игроков любыми способами, включая демпинг, выдавить конкурентов и заполучить клиента. Однако подобная тактика никогда не давала желаемых результатов, не позволит она и монополизировать рынок.

Мы также решаем проблему снижения издержек, связанных с таможенным оформлением. На наш взгляд, одним из наиболее оптимальных и эффективных путей является выпуск товаров через Центры электронного декларирования (ЦЭД). Работа с ними — крайне перспективное направление, которое позволяет существенно упорядочить осуществление таможенных процедур, исключает необходимость поиска нескольких поставщиков услуг в различных регионах, что сопряжено с рядом рисков.

Также не нужно согласовывать с таможенными органами нюансы оформления одного и того же товара с учетом региональной или иной специфики. В итого появляется реальная возможность для экономии средств клиента без снижения качества оказываемых ему услуг. Это очень важно, так как еще одной заметной тенденцией на таможенном рынке стала растущая прозрачность сделок, расчетов, сроков предоставления и оплаты услуг.

ООО «КВТ» активно работает в этом направлении: создаем базы, электронные порталы, позволяющие клиентам в режиме онлайн получать практически любую информацию по интересующим их вопросам. Особое внимание уделяем подтверждению таможенной стоимости товаров. Отмечу, что процедура ее доказательства значительно упростилась, при этом количество обращений по данному вопросу выросло в несколько раз.

Могу с гордостью сказать, что наши клиенты не подвергаются корректировкам стоимости в таможенных органах. Работа по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) — наша профессиональная гордость. Мы всегда стремимся оперировать реальной ценой товаров и успешно доказываем ее перед таможенными органами даже в самых противоречивых случаях. При этом используем любые законные способы, вплоть до обращения в Арбитражный суд. Среди прочего наши специалисты умеют правильно организовать импорт промышленных и сельскохозяйственных комплексов, а также производственных линий одним кодом ТН ВЭД, оформлять высокотехнологичные товары с нулевой пошлиной и НДС.

Особенность работы в сфере ВЭД – необходимость постоянного совершенствования организации деятельности. Благодаря выполнению этого условия мы научились оформлять «под ключ» любой груз, прибывший любым видом транспорта, практически в любую точку России. Среди прочего работаем со всеми акцизными товарами, прежде всего с алкоголем и автотранспортом. Как правило, клиенту нужен весь спектр услуг, включая доставку, таможенное оформление, сертификацию товаров. В последнее время предприниматели стали прибегать к услугам аутсорсинговых компаний, которые берут на себя все формальности и трудозатраты, связанные с перемещением и таможенной очисткой.

ООО «КВТ» проводит комплексное обслуживание, при необходимости — рекомендуем надежных контрагентов. Решающим фактором для нас является не только сумма получаемого дохода, но и репутационный аспект. Заказчикам предлагаем только проверенные и надежные варианты решения их проблем. Иной подход исключен. За годы работы мы неоднократно сталкивались с нестандартными задачами, в том числе связанными с получением классификационных решений, обращением в суды от имени клиентов по делам о корректировке таможенной стоимости товара, которые мы с успехом выигрывали. Чтобы всегда быть, так сказать, в тонусе, внимательно следим за текущими тенденциями развития рынка таможенных услуг и ВЭД. Это позволяет не только грамотно планировать стратегию развития, но и оставаться в нашей отрасли в числе создателей и законодателей «разумной моды».

Юлия ШЛЁНСКАЯ,

генеральный директор

ООО «Камчатвнештранс»

Источник

Adblock
detector