Сопутствующий бизнес на азс идеи

Сегодняшняя специфика российского заправочного бизнеса такова, что для многих бензоколонок уже не бензин или солярка, а сопутствующие товары являются основными источниками дохода.
В перспективе же речь идет уже о том, что АЗС станут лишь небольшой частью сетей многофункциональных сервисных комплексов, расположенных вблизи автодорог.
Генеральный директор компании «РусХОЛТС» Александр Кузьмин считает, что только полностью автоматические АЗС в черте крупных городов с интенсивным трафиком еще могут выжить без предоставления дополнительного сервиса. Загородные же станции — без шансов.
«АЗС появились на свет как бизнес-опция, обеспечивающая потребности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. И некоторые считают, что они должны исчезнуть вместе с ДВС. Однако я считаю важным сохранить инфраструктуру, которая сложилась вдоль автодорог. Уже сегодня у Shell, мирового лидера в заправочном бизнесе, примерно половину выручки обеспечивают нетопливные продажи на АЗС. Так что у российских ВИНК есть серьезный ориентир для создания по-настоящему клиентоориентированного бизнеса», — подчеркнул он.
По мнению эксперта, нетопливный бизнес любой сетевой АЗС состоит из трех основных слагаемых. Во-первых, это кафе, которое при правильной организации дает наибольший доход с одного квадратного метра занимаемой площади. Во-вторых, магазин, который при площади в 100- 150 «квадратов» может приносить прибыль, сопоставимую с доходом от кафе. В-третьих, автомойка, если размеры участка АЗС позволяют ее организовать. «Если рассматривать кафе как главный генератор прибыли, то меню для точки с ограниченной площадью состоит из кофе, фастфуда и выпечки. Кофе — самый продаваемый в мире продукт после топлива. В европейских заправочных сетях прибыль от реализации горячих напитков составляет до трети от прибыли сопутствующего бизнеса. Но эффективные кофейные решения возможны лишь при условии, если АЗС ведет этот бизнес сама», — отметил он.
Маржинальность топливных продаж неуклонно снижается, и предпосылок для изменения этого тренда нет
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов обратил внимание, что в такой большой стране, как Россия, каждая АЗС не сможет обзавестись магазином или кафе из-за малой площади. Ведь многие заправки были построены стихийно в 1990-е годы. А где-то трафик такой вялый, что не позволит окупить вложенные в дополнительный сервис деньги. Поэтому в принципе АЗС может существовать только при условии рентабельности продаж топлива. «Сегодня со всеми дополнительными сервисами АЗС может едва-едва выйти на грань рентабельности. Таким образом, развитие сопутствующих сервисов следует рассматривать как отдельный вид бизнеса, и это не является панацеей от катастрофической ситуации на топливном рынке», — подытожил он.
Руководитель департамента франчайзинга компании «Сабвэй Россия» Олег Протопопов сообщил, что из-за повышения мировых цен на нефть, фискальной политики, регулирования оптовых и розничных цен и других факторов маржинальность продаж топлива сегодня нулевая. А для локальных сетей АЗС во втором квартале 2018 года и вовсе отрицательная. Такая ситуация заставляет владельцев станций развивать непрофильные виды бизнеса.
30 процентов может достигать рентабельность удачно расположенных автозаправочных станций
«В России большое количество АЗС не имеют сопутствующих сервисов, а расчет с оператором происходит через окно. Но даже они практически все обзавелись холодильниками с напитками и вендинговыми кофейными аппаратами. Конкурировать им с современными АЗС, предоставляющими услуги питания, магазина, подкачки колес и имеющими комфортную зону туалетов, и сейчас, и в будущем будет крайне сложно. И это вопрос не только предпочтения потребителей, но и доходности бизнеса. Маржинальность топливных продаж неуклонно снижается, и предпосылок для изменения этого тренда нет», — отметил Протопопов.
Он несколько расширил «список» приоритетов, перечисленных Александром Кузьминым, добавив в перечень автосервис, душ, Wi-Fi, отель и постамат. В крупных городах можно говорить о зарядной станции для электромобилей. И обязательная опция — туалет. «Набор сервисов определяется форматом и местоположением АЗС. Например, автозаправки, расположенные на трассах, где клиент хочет отдохнуть, существенно отличаются от городских, — подчеркнул он. — Уровень рентабельности также зависит от места расположения заправки. Для кафе на АЗС потенциально он может составлять 15-20 процентов, а в некоторых случаях доходить и до 30 и выше».
Нетопливный бизнес на АЗС развивается. В современных условиях становится важнейшей составляющей экономического успеха любого проекта. Особенно если речь идет о серьезных бизнес процессах на АЗС.
Этот тренд является сегодня абсолютно универсальным. Не важно, идет ли речь о Великобритании, Южной Кореи, США или России. АЗС как бизнес немыслим сегодня без сильной нетопливной составляющей. Поэтому необходимо обновление стратегий развития этого направления. Необходим грамотный бизнес-план и качественный маркетинг для любой сетевой или независимой топливной компании.
Гипер-АЗС?
Бизнес план АЗС в современных реалиях не исключает объединения формата заправки и гипермаркета. Точнее, даже подразумевает его. Подобный «гибрид» успешно реализуется в Великобритании, США и ряде европейских стран. Недавно крупнейший ритейлер в мире – компания Wal-Mart – объявила о планах открыть 200 АЗС в Мексике. Бренд воспользовался недавней демонополизацией местного рынка. Удачным дополнением стало прекращение контроля цен со стороны правительства.
Бизнес-процесс на АЗС компании в США подразумевает современные заправочные зоны. Водителю нет необходимости даже выходить из машины для получения топлива (выбор из 16 наименований). То же касается и нетопливных товаров по модели to go. Впрочем, при желании можно зайти внутрь и получить отличный foodservice-опыт.
Полезный перекос в сторону c-store
Топливная компания Caltex в Австралии развивает концепт под брендом The Foodary. Маркетинговая стратегия на АЗС здесь состоит в предложении водителям широкого выбора нетопливных продуктов и услуг на основе передовых ритейл-технологий. При этом, бизнес процесс на АЗС построен так, чтобы посетители получали специальное предложение в каждое время суток: утром, днем и вечером.
Бизнес план АЗС этой сети также включает в себя:
- найм профессиональных бариста,
- наборы продуктов по рецептам для приготовления дома (meal kits),
- свежую выпечку,
- салаты от сети Sumo Salad,
- почтоматы для выдачи посылок
- услуги химчистки.
Бизнес процесс АЗС с точки зрения технологий в сети Caltex универсален. Он поддерживается приложением для оплаты всего комплекса услуг безналичным расчетом. Также с его помощью можно оформить предзаказ. Концепт The Foodery будет масштабироваться как маркетинговая стратегия на АЗС всей сети Caltex. Она заменит существующий бренд Star Mart.
Японский дом
Бизнес план АЗС японской сети FamilyMart основан на партнерстве. Он состоит в взаимодействии с девелопером AP Thai. Совместный проект подразумевает открытие магазинов в многоквартирных домах. Бизнес процесс на АЗС здесь реализуется не в чистом виде. Таким образом компания расширяет представленность бренда и его узнаваемость.
Новый, «одомашненный», формат c-store предлагает расширенный ассортимент продуктов. Он включает свежие фрукты, овощи и готовые блюда. FamilyMart реализовал в Таиланде уже 28 таких магазинов.
АЗС как бизнес в России: развитие или смерть
Следует учитывать непростую ситуации на топливном рынке в России. Значимость нетопливных бизнесов для АЗС, особенно независимых, трудно переоценить. Международный опыт в этом плане может сыграть хорошую вспомогательную роль. К примеру, при создании не привязанных к заправкам брендированных магазинов. Направление мелких «ларьков» и магазинчиков в жилых домах развито у нас как нигде. Впрочем, их реализация подчас страдает. А вот заполучить какой-нибудь удобный и чистенький Neste во дворе не отказался бы, думаем, никто.
Продолжение во второй части.
Автозаправочная станция — это уникальный сегмент рынка, который сочетает в себе два вида бизнеса: топливный и нетопливный. Не так давно, нетопливный бизнес не удостаивался особого внимания, но тенденция снижения прибыли от продажи нефтепродуктов и усиление конкурентной борьбы за покупателя, побудили владельцев сетей АЗС проявить интерес к потенциалу нетопливных бизнесов.
Пока российские владельцы АЗС только «примеряют» на себя этот вид бизнеса, в Европе уже давно используют такую модель ведения бизнеса, так продажи нетопливных товаров составляют примерно 60 % от прибыли АЗС. Исследования среди российских автомобилистов показывают, что и они не удовлетворяются одним только качеством топлива: наличие магазина и кафе на станции очень важно для 47 % посетителей, а среди автовладельцев с доходом выше среднего на качество инфраструктуры обращают внимание и вовсе 62 % респондентов [1].
На сегодняшний день, экономический успех любой сети АЗС зависит от расширения спектра услуг и привлекательности для конечного потребителя, который как раз и определяется нетопливным бизнесом этой сети.
Сегодня нетопливные бизнес развивается довольно стремительно: магазины и кафе становятся важной частью предлагаемых услуг, тем самым повышая конкурентоспособность сети, а также принося значимый доход. Владельцы автозаправочных станций руководствуясь опытом коллег из Европы и США, расширяют свой бизнес, акцентируя внимание на нетопливное направление.
Стоит уделить особое внимание такой категории нетопливных бизнесов, как продажа кофе, которая, по данным отечественных экспертов, обладает огромным бизнес-потенциалом, ещё не до конца раскрывшимся на российском рынке. Спрос рождает предложение — развивается рынок профессионального кофейного оборудования, появляются принципиально новые технологии автоматизации всего процесса функционирования зон кафе при АЗС. В рамках данного сегмента на передний план выходят IT-решения, позволяющие стандартизировать работу оборудования, минимизировать затраты и увеличить доходность этого бизнеса.
Система управления и удаленного мониторинга кофемашин является одним из способов развития нетопливного сегмента. Данная система позволяет удаленно контролировать большинство операций, связанных с продажей кофе-напитков и обслуживанием оборудования, а также позволяет вывести часть услуг кафе в зону самообслуживания. Отсюда следует цепочка экономически выгодных действий для владельцев сетей: сокращается время на обслуживание покупателей, оптимизируются процессы сервисного обслуживания оборудования, фиксируется полная статистика его работы, становится невозможен несанкционированный доступ к настройкам кофемашин и продажа напитков «мимо кассы». Для конечного потребителя положительной стороной внедрения удаленного мониторинга, является возможность быстро получить желаемый «продукт» не тратя время в очередях.
Еще одним важным аргументом в пользу развития нетопливного сегмента сети АЗС, являются статистические данные Александра Кузьмина — эксперта, который более 20 лет посвятившего нетопливнуму бизнесу российских и зарубежных сетей АЗС: «Себестоимость одной чашки кофе, которую мы покупаем за 80–90 рублей, начинается от 6-ти рублей и почти никогда не превышает 20 рублей. Нетрудно подсчитать, что продавая всего 100 чашек в день с доходом от 60-ти рублей за чашку, одна торговая точка приносит своим владельцам прибыли не менее 100 х 60 х 30 х 12 = 2 160 000 рублей в год. И что очень важно в современных условиях, бизнес с такой рентабельностью всегда востребован конечным потребителем — люди пьют кофе вне зависимости от экономических катаклизмов» [2].
Следует заметить, что прямым подтверждением слов эксперта являются данные об объемах мирового товарооборота, согласно которым кофе занимает второе место, на первом же месте — топливо. Поэтому сочетание именно этих товаров становится основополагающим в бизнесе АЗС.
Еще одним немаловажным способом развития нетопливного сегмента является открытие кафе при АЗС под собственным брендом. Ярким примером этого является ряд крупных сетей.
Одна из них АЗС «Нефтьмагистраль», которая в 2013 году запустила собственную сеть ресторанов быстрого питания «Магбургер», в которой можно не только выпить чашечку кофе, но и заказать фирменные блюда, а уютные зоны отдыха позволяют расслабится клиентам после тяжелой дороги [3].
Отличительной особенностью АЗС «Трасса», является открытие сети одноименных ресторанов при АЗС, общая площадь которых составляет 800 кв. м. В ресторанах два зала: основной на 107 мест и зал кофейни — 55 посадочных мест. В кофейне располагается бар с широким выбором алкогольных напитков и коктейлей. В основном зале для семей с малышами предусмотрены удобные детские кресла, уютные мягкие зоны. Мамы с грудничками могут воспользоваться пеленальными столами. Для детей постарше есть отдельная игровая комната. Для людей с ограниченными возможностями — отдельная туалетная комната [4].
Сеть автозаправочных станций «Газпром нефть» начала реконструкцию АЗС с обновления интерьера, увеличения площадей магазина и открытия кафе под собственным брендом — «Drive Cafe». Это позволило компании увеличить ассортимент товара на 20 % и получить прибыль от кофе выпускаемого под собственной торговой маркой на сумму 1 млрд. руб. На этом компания останавливаться не собирается, «Газпром нефть» намерена вывести Drive Cafe за стены АЗС. Роман Крылов — заместитель генерального директора по сопутствующему бизнесу «Газпромнефть-Центра», так прокомментировал успех компании: «Кафе — это отдельное направление, которое мы активно развиваем в последние три года, создав собственный бренд. После того как станции приобрели узнаваемый фирменный стиль и был разработан стандарт качества обслуживания, оставалось лишь открыть кафе, которые должны были привлечь новых клиентов. Фирменные кофейни стали отличительным знаком сети АЗС «Газпромнефть». Сейчас уже каждая третья «нетопливная» продажа в нашей сети приходится именно на Drive Café. Концепция питания Drive-Café — это сервисы to go, когда клиенты могут взять с собой любой продукт и съесть его в пути или дома. Как топливо для автомобиля, для нас кофе — это «топливо» для сопутствующего бизнеса» [5].
Открытие кафе на АЗС под собственным брендом позволяет не только привлечь новых клиентов, но и благодаря фирменному стилю повысить узнаваемость бренда, что в свою очередь способствует росту лояльных клиентов и увеличению прибыли с нетопливного сегмента.
Развивая сопутствующий бизнес на АЗС владельцы крупных сетей сталкиваются с двумя основными проблемами:
– отсутствие квалифицированных специалистов в этой области;
– отсутствие компетентных партнеров-поставщиков для эффективной деятельности первых.
Для успешного решения перечисленных выше проблем, необходимо предпринять ряд шагов. Первый шаг на пути к налаживанию нетопливного бизнеса — кадры. Когда масштабные преобразования проводятся, как в общем-то и положено, в условиях жесткого противодействия, необходимы компетентные кадры на местах и поставщики, соответствующие сложным требованиям логистики в сетях АЗС.
Наличие кадров и поставщиков должно быть сопряжено с благоприятными условиями внутри компании, а именно:
– централизация управления нетопливными бизнесами
– лояльность к эффективным аутсорсинговым проектам
Шаг второй — наличие учетно-информационной системы, которая позволит получить объективную аналитику о состоянии продаж по всем направлениям. Например, контроль наличия единого ассортимента по всей сети, который является мощным инструментом фирменного стиля.
Шаг третий — ассортимент. В целях обеспечения узнаваемости бренда и соответствия ожиданиям потребителя, необходимо позаботиться о том, чтобы на прилавках сети был на 70–80 % одинаковый ассортимент.
В вертикально интегрированных нефтяных компаниях одной из главных проблем их сбытовых розничных структур — отсутствие единого продовольственного ассортимента. Это связано если не с отсутствием централизованного управления, то с позицией региональных менеджеров, которые лоббируют интересы локальных поставщиков.
По мнению независимого эксперта, в области нетопливных бизнесов Андрея Маркова есть несколько вариантов игнорирования задач, поставленных центральным офисом:
– банальное игнорирование рекомендаций ЦО;
– саботаж, или формальное согласие, фактическое невыполнение;
– отстаивание ассортимента местных поставщиков. Основной аргумент — высокий спрос у населения и убытки в случае отказа от него.
– примитивное ценовое сравнение за счет проведения тендеров и, как результат, преимущество локального поставщика перед федеральным [6].
Решение проблемы разрозненности — внедрение управления по целям, то есть создание условий, при которых зарплата менеджера будет напрямую зависеть от выполняемых им задач со стороны центрального офиса. Планомерное удаление из цепочки принятия решений сотрудников, лоббирующих интересы локальных поставщиков, в скором времени приведет к тому, что последние перестанут быть нужными федеральным сетям. Таким образом, борьба с инициаторами, а не с последствиями позволит наладить унификацию всей сети АЗС.
Использование новых технологий, открытие кафе под собственным брендом и увеличение единого ассортимента, а также контроля над ним, позволит владельцам АЗС в России получать прибыль не только от продажи топлива, но и от сопутствующего бизнеса, развивая нетопливный бизнес как в Европе и США.
Литература:
- https://www.rusholts.ru — Официальный сайт компании «РусХОЛТС», специализирующийся на ведении нетопливных бизнесов сетей АЗС.
- https://kuzminblog.ru — Информационный портал эксперта в области нетопливного бизнеса Александра Кузьмина.
- https://neftm.ru — Официальный сайт сети АЗС «Нефтьмагистраль».
- https://trassagk.ru — Официальный сайт компании «Трасса».
- https://expert.ru — Информационный портал медиа-холдинга «Эксперт».
- https://magazine.gasad.ru — Электронный журнал «Директор АЗС».
Основные термины (генерируются автоматически): собственный бренд, бизнес, открытие кафе, конечный потребитель, сеть АЗС, Европа, сопутствующий бизнес, особое внимание, единый ассортимент, фирменный стиль.
Олег Алексеенков: «Каждый пятый клиент на АЗС пьет кофе – теперь это тренд!»
Министерство транспорта РФ в ноябре прошлого года одобрило один из самых важных документов, содержащий основные пути развития отрасли придорожного сервиса в России – «Концепция размещения объектов дорожного сервиса». Однако на многих АЗС придорожный сервис организован уже давно и на европейском уровне. О том, как он развивается в одной из средних независимых отечественных сетей, журнал «Современная АЗС» решил выяснить, пообщавшись с генеральным директором ООО «Компания ТРАССА» Олегом Алексеенковым…
«Современная АЗС»: Олег Олегович, как Вы можете прокомментировать принятие Минтрансом и экспертное обсуждение «Концепции развития ОДС»?
Олег Алексеенков: Тема эта нужная, модная и важная. Сегодня в сутки в среднем на одной нашей АЗС продается только одного кофе около 190 чашек. Если бы мне сказали об этом в 2001 г., я бы не поверил… Но, к сожалению, развитие данного сегмента рынка, в том числе и на АЗС, идет не равномерно. Считаю, что данная тема должна получить поддержку и со стороны госорганов.
«Современная АЗС»: Как в Вашей компании возникла идея создать при АЗС сопутствующий бизнес?
Олег Алексеенков: Скажу честно, велосипед не изобретали. Ведь первые автозаправочные комплексы с развитой инфраструктурой появились в Америке. Потом они получили развитие в Европе. Хотя идея создания АЗС как многофункционального комплекса реализовывалась путем проб и ошибок. Еще в 1999 г. считалось, что сопутствующий сервис должен быть отделен от топлива. Бензин продавался через небольшое окошко, а в магазин был отдельный вход. Потом решили все это объединить и предложить людям кофе. Торговые площади расширили, стали продавать товары импульсного спроса. Активно развивать данное направление наша компания стала, начиная с 2005 г. К тому времени топ-менеджмент компании имел достаточно большой опыт работы с магазинами при АЗС и примерно представлял, что нужно потребителю. Уже тогда было очевидно, что автолюбителям мало одного качественного топлива, необходимы и другие услуги, высокая культура обслуживания, современный сервис. Сегодня, построив при АЗС магазин и наполнив его более 5 тыс. видов товара, мы не конкурируем с розничными супермаркетами, картошку с капустой не продаем. Но если автовладелец забыл взять на дачу макароны, пачку масла, сметану, у него есть возможность заехать на АЗС «ТРАССА» и приобрести эти продукты.
Сегодня в среднем в сутки на каждой АЗС «ТРАССА», как я уже говорил, продается 190 чашек кофе. Такая услуга уже стала трендом. Выпить кофе на станции – целый ритуал. Не просто отдых, желание взбодриться, немного передохнуть – это хорошее настроение и удовольствие.
«Современная АЗС»: С кофе понятно. А чем Вас, например, не устроил импортный фастфуд?
Олег Алексеенков: Первоначально так и было – в кафе на АЗС «ТРАССА» предлагали посетителям импортную продукцию. Доставлялась она в Россию в замороженном виде. Может быть, какой-нибудь французский булочник и пек тот же круассан с любовью, но пока он доставлялся в Россию, о свежести уже говорить не приходилось. Поэтому, как это ни парадоксально, идея строительства фабрики-кухни родилась от обиды. Мы подумали, почему в России обленились печь пироги, булочки, слойки, крендельки! Выбрали место, установили швейцарское оборудование. Сырье высокого качества берем из фермерских хозяйств Раменского, Люберецкого, Ногинского и других районов Московской области.
Кроме разнообразной выпечки на фабрике-кухне делают пирожные и всевозможные порционные салаты. Мы контролируем и отвечаем за качество продукции, спокойны за своего клиента. И автовладельцы нам отвечают взаимностью: продукция фабрики-кухни пользуется популярностью, продажи фастфуда в кафе при АЗС выросли вдвое.
«Современная АЗС»: А где и как перерабатывается списанная выпечка? Ведь продается не вся, какой-то объем списывается.
Олег Алексеенков: По нормативам продукция списывается через 24 часа. Есть и такая, которая имеет срок годности 48 часов и 72 часа. Алгоритм действия простой: ночью машины фабрики-кухни развозят товар по АЗС и забирают списанную продукцию. Продукция, у которой истек срок годности, утилизируется, отвозится на мусороперерабатывающий завод. Ориентировочно ежегодно за утилизацию компания платит 4 млн руб.
«Современная АЗС»: Почему не сотрудничаете с животноводческими хозяйствами?
Олег Алексеенков: Потому что это риск: нет никакой гарантии, что какой-нибудь недобросовестный фермер не начнет спекулировать списанной, просроченной продукцией. Без нашего ведома продавать ее через магазины и торговые точки. Чтобы не дай Бог, этого не произошло, мы утилизируем продукцию с истекшим сроком годности на мусороперерабатывающем заводе.
«Современная АЗС»: C какими трудностями столкнулась компания при открытии на АЗС кафе, магазина, т.е. придорожного сервиса?
Олег Алексеенков: На одной из наших АЗС, расположенной на Горьковском шоссе в Книге отзывов и предложений есть запись клиента, что «на АЗС «ТРАССА» первый приличный туалет от Нижнего Новгорода». Чистый туалет на станции необходим, как и широкий ассортимент товаров в магазине. Автовладельцы хотят качественный придорожный сервис и услуги. И здесь очень важен высокопрофессиональный, подготовленный персонал. Работников надо научить всему: здороваться, быть приветливыми, дружелюбными, внимательными, ответственными. Надо объединить коллектив, каждый должен понимать – он человек команды, а не сам по себе. Очень важно, чтобы клиент уезжал с АЗС с хорошим настроением. От этого зависит заработная плата сотрудника станции, потому что довольный клиент неоднократно вернется на АЗС. Надо разъяснить персоналу, что товар должен быть аккуратно выставлен, что туалет должен быть чистым – это приоритетно и за этим нужно следить. Мы не только продаем топливо, но и услугу. И надо рассказывать клиентам о возможностях, акциях, которые проходят на АЗС. Всему этому мы обучаем персонал в специально созданном тренинг-центре. Наша компания тратит немало времени и средств на стажировку персонала.
Прежде чем сотрудник приступает к работе на АЗС, проходит обучение, которое длится месяц. Это затратно для компании, но инвестиции окупаются сторицей.
«Современная АЗС»: Все чаще мы слышим из уст руководителей, что для успешного бизнеса необходимы единые корпоративные стандарты обслуживания посетителей. Есть ли в Вашей компании корпоративные стандарты, что это за стандарты?
Олег Алексеенков: Стандарт от не стандарта отличает соответствие или не соответствие ожиданиям потребителя. Есть определенные параметры, по которым мы оцениваем, что нас обслужили хорошо: нам улыбнулись, с нами вежливы, озвучили сумму покупки, поблагодарили за покупку и так далее.
Также единый стандарт подразумевает, что потребитель точно знает: тот же капучино на всех АЗС «ТРАССА» всегда вкусный. Курящий человек знает, что на всех АЗС «ТРАССА» в любое время можно приобрести сигареты нужной ему марки. Дачник, отправляясь за город, уверен, что на АЗС «ТРАССА» может купить необходимый ему набор продуктов.
Стандарт – это и единая форма. Потребитель должен отличать сотрудников АЗС от клиентов. Невозможно представить, что стюардесса в самолете или проводник в поезде ходят в свободной одежде. Когда клиент видит человека в форме, понимает – это сотрудник АЗС.
Я постоянно провожу совместные встречи с руководителями АЗС, обращаю их внимание на ошибки в нарушении стандартов. Все предельно просто – лакмусовой бумажкой качественной работы коллектива АЗС является уровень продаж.
2013 г. для нашей компании стал удачным во многих отношениях. Например, иногда уровень продаж сопутствующих товаров на АЗС превышал уровень роста продаж топлива! Наибольший прирост получился в области потребления фастфуда, кофе, чая, пирожков и булочек. То есть, план мы выполнили. В 2014 г. предложим клиентам еще больше услуг и товаров.
«Современная АЗС»: Реклама, как известно, двигатель торговли. На Ваш взгляд, делая промо-акции, на что нужно, в первую очередь, обращать внимание, чтобы привлечь покупателей к сопутствующему бизнесу на АЗС?
Олег Алексеенков: Реклама – это катализатор. Если продукт плохой, то активная реклама только позволит клиентам быстрее понять, что товар плохой. Если конфета невкусная, то в какую угодно креативную обертку ее не заворачивай, попробовав один раз, больше ее никто не купит.
Поэтому все наши промо-акции преследуют одну цель – донести до потребителя, что наша продукция качественная, вкусная, полезная. Что, купив ее, клиенты останутся довольными.
«Современная АЗС»: Прошлым летом Ваша компания открыла новый ресторан. Как успехи? Оправдывает ли ресторанный бизнес на АЗС Ваши ожидания?
Олег Алексеенков: «РЕСТОРАНЪ ТРАССА» открыт в августе прошлого года по адресу: ул. Новорязанское шоссе, 43 км. Расположен удобно, рядом с АЗС ¹15.
Общая площадь заведения 800 м2. В ресторане два зала: основной на 107 мест и зал кофейни – 55 посадочных мест. В кофейне располагается бар с широким выбором алкогольных напитков и коктейлей. В основном зале для семей с малышами предусмотрены удобные детские кресла и уютные мягкие зоны. Для деловых людей и тех, кто следит за новостями, подключен бесплатный Wi-Fi. Основа меню – блюда русской и европейской кухни.
В нашем ресторане практикуется быстрое самообслуживание. В этом масса плюсов: у клиента есть возможность комфортно себя чувствовать, не соблюдать строгий дресс-код, заранее видеть, что приобретает, подробно разглядеть блюда, сытно поесть. Но итоги еще подводить рано, картина прояснится к концу 2014 г. Сейчас пока идет раскрутка.
В 2014 г. намерены построить еще два таких же ресторана на Ленинградском шоссе и трассе «Москва-Дон». В наших планах создание сети ресторанов под брендом «РЕСТОРАНЪ ТРАССА».
Я понимаю, что наша компания является первопроходцем, предложив отечественным автовладельцам новый уровень придорожного сервиса. Но на Западе подобная услуга востребована автолюбителями уже давно, я уверен, и у нас все получится.