Социально культурный проект бизнес план
Свой бизнес: открываем музей нумизматики
Музей нумизматики – достаточно специфическая деятельность, которая подойдет людям «в теме». Да и есть ли смысл открытия подобного дела в наше время? В статье попытаемся ответить на этот вопрос.
Бизнес-план мобильного планетария
Мобильный планетарий — это надувной сферический купол, внутри которого показываются развлекательные и познавательные 3D-фильмы. Идеальный бизнес для начинающих, который окупит себя всего за 3 месяца.
Готовый бизнес-план автокинотеатра
Бизнес-план автокинотеатра для города с населением более 500 тыс. человек. Инвестиции — 804 тыс. руб., срок окупаемости — 7 месяцев.
Бизнес-план частного музея шоколада
Инвестиции в частный музей шоколада составят 2 828 000 руб. Прогнозируемый срок выхода на окупаемость – 19 месяцев.
Международное агентство знакомств под итальянским брендом Amore Connecting Singles
У вас есть возможность открыть собственное международное агентство знакомств онлайн, или расширить уже существующий бизнес в этой сфере. Все уже готово для того чтобы начать активную и интересную деятельность. С нами работают уже более 30 фили…
Свой бизнес: как открыть музей
Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму…
Как открыть бизнес по реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия
Торговля билетами выгодна тогда, когда имеется множество партнёров, проводящих самые разнообразные мероприятия – от детского кукольного театра до рок-концертов. Помимо них, следует сразу пытаться выходить на организаторов гастролей, одновременных шоу…
Бизнес по организации концертов
Бизнес по организации концертов поначалу наверняка будет очень тяжёлым, и долгое время придётся самому работать за идею, вкладывая свои силы (а иногда и деньги), чтобы просто заработать себе имя. Однако в данном случае перспектив достаточно много.
Свое дело: кинотеатр под открытым небом
Организация своего автокинотеатра может обойтись и в сумму чуть меньше миллиона рублей (но это работа «бродячего» кинотеатра), а может потребовать и больше 20 миллионов – всё зависит от способов демонстрации фильмов.
InfoLife – франшиза профориентации по отпечаткам пальцев
InfoLife — франшиза системы тестирования способностей, инновационная Российская разработка, её уникальность заключается в методе тестирования — по узорам на пальцах.
Творческий бизнес: театр контркультуры
Как только возникла бизнес-идея открыть театр контркультуры, стало понятно, что нужны деньги, много денег, которые может дать только инвестор. Лучше не вспоминать, откуда он взялся, но он согласился выделить почти десять миллионов рублей для покупки…
Как открыть театральное агентство
Для открытия театрального агентства потребуется около 150 тысяч рублей. Подобное начинание может стать делом всей жизни, особенно если попадётся уникальный талант, развитие и продвижение которого обеспечит владельца агентства хорошей прибылью.
Как открыть репетиционную точку
275 тысяч рублей – это минимальная сумма, которая потребуется для открытия своей репетиционной точки. Рентабельность такого предпринимательства имеет средний показатель, а первоначальные затраты на проект могут окупиться в течение года.
Как открыть лазерное шоу
Готовый бизнес. Игропрактик
Готовый бизнес для тех, кто хочет изменить свою жизнь и начать зарабатывать до 300 000 руб. на проведении психологических игр.
Мобильный планетарий: образование, развлечение и бизнес
Свой бизнес: как открыть частный театр
Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.
Как открыть частный цирк
Существуют, конечно, и другие частные цирки, размером поменьше, как правило, не имеющие собственных (особенно таких крупных) помещений и гастролирующие по всей стране. Разумеется, доходность такого цирка на порядок меньше, однако и пропорциональны ей…
Как открыть кинотеатр
Развлекательный аттракцион REALGAME
Предлагаем игровой аттракцион «REALGAME». Аттракцион вызывает интерес у представителей любой возрастной категории во все времена года. Отличный вариант для тех, кто хочет заняться бизнесом в сфере развлечений
Перспективы открытия кинотеатра как своего бизнеса
Открытие кинотеатра — дорогое удовольствие,к очень уж мелкому бизнесу его отнести нельзя. По расчётам специалистов, открытие одного современного кинозала (под современностью понимается многозальность) обойдётся в сумму от двух до трёх миллионов долла…
Свой бизнес: открытие 5D-кинотеатра
Шоу-Балет-Бизнес
Свой «смешной» бизнес: Stand-up Show
В настоящее время телевизионные программы предлагают огромное количество различных юмористических шоу и телесериалов, газетные киоски представляют широкий ассортимент «смешных» изданий, каждая вторая уважающая себя городская газета имеет рубрику «Юмо…
Франшиза Jelly Shots — алкогольные десерты не имеющие аналогов в России
С франшизой JELLY SHOTS не стоит вопросов о том, заработаешь ли ты миллион или нет. Вопрос в том, сколько раз ты это сделаешь за год! JS — алкогольные десерты, не имеющие аналогов в России.
Начать галерейный бизнес можно с $3 тыс.
Выставочные галереи. Продажа картин
Чтобы продавать картины, вовсе не нужно их рисовать — это правило, которое должен усвоить будущий дилер. Но любить искусство при этом обязательно. Если вы не умеете рисовать, но желаете жить в мире…
Открытие выставочной галереи: инвестиции в прекрасное
На данный момент галерейный бизнес в России находится в той стадии своего развития, когда наряду с растущим интересом со стороны инвесторов и потенциальных клиентов, еще не создано такого количества галерей, которое породило бы действительную конкуре…
Библиотечный бизнес: возможен ли он?
Франшиза Вендинговой железной дороги
Зарабатывайте ежемесячно до 148 000 рублей. Интерактивный вендинговый макет железной дороги с функцией выдачи подарков. Интересная альтернатива типовым вендинговым решениям.
Клуб менеджеров практиков в сфере культуры рассказывает об уже воплощенных социально-культурных проектах и о технологиях социокультурного проектирования!
Сейчас очень часто в ответ на вопрос о месте работы можно услышать: «Я работаю в проекте»!
Что это означает? А то, что нашлась группа энтузиастов, которая привлекла деньги для решения определенной проблемы, привлекла в команду профессионалов и работает по определенному плану. Если проблема социальная и решается она средствами культуры, такой план, изложенный в определенном порядке (с предполагаемым результатом) – это социокультурный проект.
Привлеченные финансовые средства, как правило, имеют грантовую основу. Грантодатель выделяет средства на решение круга очерченным им проблем, при условии, что будет достигнут нужный ему результат.
Подробнее…
Но получить грант далеко не просто: нужно выиграть конкурс и, зачастую, довольно жесткий. А выполнив все свои обещания, еще и отчитаться за каждую полученную копейку и за каждый пункт своих обязательств.
С другой стороны, такая деятельность дает определенную степень свободы: в выборе членов команды, в выборе методов и средств решения проблемы.
Если все сложилось: т.е. совпали ожидания грантодателей и возможности команды, тогда и возникает «работа в социально-культурном проекте».
Таким образом, если Вы можете ответить на вопросы:
- Кто Вы?
- Для кого?
- Почему?
- Что хотите сделать?
- Как хотите сделать?
- С каким результатом?
- И сколько Вам на это нужно денег?
Значит Вы готовы побороться за грант!
Внимательно прочитайте требования грантодателя, заполните его таблицы-анкеты и вперед, за средствами для решения тех проблем, которые Вы определили…
Итак, кто Вы? – частное лицо или представитель организации? Вы один или уже есть команда? По какому признаку вы объединились, чем вы сильны, чем уникальны, уверены в своих силах, что дает вам такую уверенность, имеете подобный опыт, умеете привлекать сторонников, нейтрализовать противников?
Для кого? Жизнь каких конкретных людей (целевых аудиторий) существенно улучшится после Вашего вмешательства, т.е. – кто благополучатели?
Почему? Какая проблема благополучателей требует Вашего вмешательства? Может им холодно или голодно? Что-то им мешает, не дает развиваться, наносит вред?
Что хотите сделать? Какие при этом сделаете реальные шаги? Так что же реально Вы сделаете? Выпустите информационные брошюры, построите баню, проведете конкурс частушек? Да, если это поможет решить обозначенную проблему! Не можете все сами – ищите партнеров-профессионалов.
Как Вы будете это делать? Какими средствами, формами, способами?
Т.е.: что будет сделано (список мероприятий), кто, как, когда и в какой последовательности будет это делать? Да, и какие ресурсы при этом будут задействованы: кадровые (человеческие), финансовые, законодательные и т.п.
Здесь главное – «изюминки», что же такого, что еще никто не делал, Вы можете предложить?
С каким результатом? Что получите на выходе? Обязательно – в конкретных цифрах: 5 брошюр, 50 участников конкурсов частушек, одна построенная баня, 500 жителей, которые сходят в эту баню.
Такой результат грантодателю легко проверить и убедиться в том, что Вы честно потратили выделенные им средства. Главное – правильно распределите свои обещания и точно их выполните. Обещали 5 брошюр – издайте — 5! Хорошо бы предусмотреть сторонний мониторинг и оценку результатов проекта, конечно, положительную для Вас.
Грамотно формулируйте цель социокультурного проекта (помните, цель это перевернутая проблема: не знают – научим, не хотят – заставим и т.п.).
Подробно опишите все виды деятельности и мероприятия с указанием сроков исполнений и данными об исполнителях — календарный план действий.
И сколько Вам на это нужно денег? Смета проекта должна предусмотреть все Ваши затраты. Обидно, когда непредусмотренная мелочь вынуждает искать дополнительные средства для выполнения уже профинансированного социально-культурного проекта. Предусмотрите зарплату себе и основным членам команды, обязательно все начисления на зарплату. Как правило, это может составлять до 50% всего гранта. Пропишите все действия о обсчитайте их.
Не забудьте про расходные материалы, про тиражирование и пр. мелочи. Если привлекаете свои ресурсы – переведите их в деньги (экономисты умеют обсчитывать такие возможности). Кстати, не выпячивайте Ваши потребности, на первом плане – потребности целевых аудиторий! Вы же стараетесь для них!
Для отчета пригодятся все возможные доказательства Вашей активности: статьи в СМИ, скриншоты страниц инета, фотографии, Благодарственные письма, финансовые документы, пригласительные билеты, афиши и пр. Чем больше – тем лучше!
В любом случае грантодателей надо искать, гранты надо выигрывать, социокультурные проекты – писать и защищать!
В настоящее время в регионах России накоплен значительный опыт реализации социально-культурных проектов:
В настоящее время регионами РФ (в Белгородской и Калужской областях, в ЯНАО, в Красноярском крае, в Подмосковье) накоплен значительный опыт реализации социокультурных проектов, непосредственное отношение к которым имеет инициатор создания Клуба. Кроме того, есть опыт реализации собственных, авторских социокультурных проектов, подробное описание которых будет дано на сайте.
Усилиями автора проекта, администрации и членов Клуба составляется перечень социально-культурных проектов, наиболее интересных для менеджеров практиков в сфере культуры в плане обмена опытом. Приглашаем поделиться собственным опытом удачных (и НЕудачных) попыток получения грантов на реализацию своих социокультурных проектов.
Типы социокультурных проектов зависят от объявленных инициаторами проекта целей и организационных средств и могут быть:
- бизнес-характера — получение (извлечение) прибыли, создание коммерческих социальных организаций;
- политическими (инициирование внесения поправок в существующее законодательство, поддержка политических партий и движений, участие в организации выборных компаний и др.;
- социальными — проекты: пользуются средствами бизнеса, но решают социальные проблемы (проекты в сфере поддержки образовательных учреждений, здравоохранения, экологии, благотворительность, волонтерство и др.);
- культурными — поддержка учреждений, сохраняющих и создающих культурные ценности, формирование и предложение оказываемых ими услуг, внедрение перспективных, инновационных идей.
В зависимости от места возникновения инициативы:
- локальными,
- межрегиональными,
- международными.
Возможными областями применения социокультурных проектов могут быть:
- Материальные (создание и развитие инфраструктуры):
- улучшение (совершенствование) и переориентация традиционной деятельности учреждений культуры в соответствие с современными задачами российской культурной политики;
- реставрация или приспособление объектов нежилого фонда, пригодных для размещения культурно-досуговых учреждений, или их представительств и филиалов (особенно с привлечением местного населения к реализации данной цели);
- образование новых видов учреждений, также содействующих решению задач социально-культурного развития территории:
- образование культурных и социально-педагогических центров, по новому сочетающих воспитательные, трудовые и досуговые функции;
- инициирование и поддержка создания организаций, деятельность которых направлена на снятие социальной напряженности (политклубы, культурно-просветительные общества, национально-культурные центры и пр.);
- образование специализированных объектов местной культуры – местных народных музеев, домашних (частных) библиотек, выставочных залов и т.п.
Подробнее…
Как одно из самостоятельных направлений создания социально-культурных проектов по созданию и развитие инфраструктуры может рассматриваться формирование индустрии досуга, на что потребуются проектные решения и соответствующие мероприятия другого рода:
- направленные на насыщение рынка оборудованием спортивно-культурного назначения для оптимизации индивидуального и семейного досуга;
- строительство детских площадок, аттракционов, игровых городков, спортивных, развлекательных и культурно-досуговых учреждений;
- участие в создании условий для качественной организации отдыха (культурного досуга) на различных бытовых уровнях: от квартиры – жилого дома – двора – микрорайона – района – до всего города, что позволит любому жителю выбрать для себя приемлемые формы, виды и содержание проведения своего свободного времени, учитывая собственные интересы, физическое состояние, материальные возможности и т.д.
- Нематериальные («личностный или человеческий факторы»):
- поддержка общественных проектов и новых видов культурно-досуговой деятельности, формирование, развитие и поддержка, в дальнейшем, социально-культурных инициатив, стимулирование креативной творческой активности жителей;
- выбор приоритетных социальных групп и категорий населения и ориентация на них всей культурной политики;
- создание «эталонов», лучших образцов культурной жизни, концентрируя материальные и кадровые ресурсы на поддержку на более высоком уровне перспективных (ведущих) учреждений и творческих коллективов;
- поддержка, развитие и сохранение культуры национальных (этнических) групп, охватывая сохранение языка, литературы, исторических памятников, религии, народного (профессионального и любительского творчества) во всех его видах и формах;
- формирование условий для участия в региональных, межрегиональных, международных культурных контактах;
- разработка принципиально новой, специализированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, основанной на использовании современных технологий;
- сохранение старых и наращивание новых информационных возможностей сферы культуры;
- разработка и внедрение единой информационной сети, объединяющей республиканские и районные звенья, используя современные технологии электронных телекоммуникаций.
Если социокультурные проекты имеют социально-педагогический, адаптационный, реабилитационный характер (т.е. носят ярко выраженную социальную направленность), то целевой ориентацией проекта может быть:
- содействие минимизации (уменьшению), полному разрешению или профилактике проблем, подтверждающих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности населения или отдельной личности;
- участие в создании условий для успешной самореализации творческой личности.
Следовательно, реализация социально-культурных проектов может помочь в решении следующих задач:
- оказание помощи в освоении культурных технологий, овладение новой профессией, новыми средствами коммуникации, видом культурно-досуговой или художественной деятельности — оптимизация образа жизни человека в целом;
- содействие изменению социально-культурной среды и основных сфер жизнедеятельности личностей;
- содействие налаживанию связей, внедрению новых форм и современных способов взаимодействия (взаимодействия) человека с этой измененной средой.
Возможные целевые аудитории на решение проблем которых направлены социально-культурные проекты, и которые практически всегда находят поддержку:
- семья, особенно неполная;
- неблагополучные подростки, даже порой девиантные;
- лица пожилого возраста, особенно ветераны;
- лица с ограниченными функциями: инвалиды, просто больные или даже изолированные от общества, например, заключенные.
Особенности планирования и бизнес-планирование в сфере культуры. Структура бизнес плана
Понятие планирования
Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроль, их выполнением.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:
· Философия планирования – основное содержание и направленность плановых документов.
· Технология планирования – принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования определяется его философией.
Виды планов.
А) По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные и т.д.), территориальные (районные, городские и др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.
Б) По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
Долгосрочные планы разрабатываются на срок свыше 5 лет, среднесрочные охватывают период от 1 года до 5 лет включительно, краткосрочные составляются на срок до года (годовые, квартальные, месячные). К оперативным планам относятся планы, разрабатываемые на декаду, неделю, день.
В) По содержанию планируемой деятельности различают планы творческого, экономического, социального развития и др.
Г) По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).
Д) Различают также стратегические и тактические планы. К выработке стратегии относится формулировка миссии, определение стратегических целей и задач организации на планируемый период. Таким образом, стратегия определяет содержание конкретных планов и организацию обеспечения их выполнения.
Принципы планирования
Системный подход – соотнесение планов по срокам и уровням планирования.
Перспективный подход – постановка целей, ведущая роль перспективных планов.
Комплектность:
· Учёт социально-экономической ситуации;
· Преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;
· Взаимодействие всех аспектов развития культуры.
Пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов и пропорции планов.
Федерализм – сочетание федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций.
Непрерывность планирования – планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели.
Обоснованность планов – обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Этапы развития и методы планирования
Можно выделить несколько этапов планирования, связанных с изменением его «философии»:
Традиционное (директивное) планирование.
Нормативно-целевое планирование.
Программно-целевое планирование.
Упрощённо этапы планирования в культуре и соответствующие им методы можно представить следующим образом:
Этапы и методы планирования
Методы планирования:
Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) – выявление тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
Нормативный – обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует чёткое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данный момент под нормой понимается научно обоснованная (расчётная) величина, регламентирующая удельное потребление ресурсов на единицу (произведённой продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.).
Программный – разработка программ культурного развития (федеральных, региональных, территориальных и др.), социо-культурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
Плановые показатели
Плановый показатель – краткая характеристика планируемого процесса или явления. Плановые показатели состоят из ряда групп, отражающие различные аспекты развития сферы и организации культуры.
Плановые показатели подразделяются:
· По способу определения – на утверждаемые вышестоящим органом, нормативные и расчётные (определяемые самостоятельно).
· По содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ и услуг;
· Характер выражения делится абсолютные (например, количество посетителей) и относительные (например, количество посетителей в расчёте на одно мероприятие).
Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостными (объём услуг, стоимость основных фондов и т.д.) и натуральными (количество организаций, число мест, численность работников и др.). Относительные показатели выражаются в долях, процентах, индексах, коэффициентах и т.д.
В практике планирования в сфере культуры могут применяться количественные показатели (характеризующие развитие сети организаций и объёмную сторону их деятельности) и качественные (определяющие эффективность работы, её качественный уровень).
Показатели могут отражать статику (состояние на определённый момент времени) и динамику (изменение на определённый период времени).
Технологические этапы планирования
Процесс планирования состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:
А) организационно-подготовительный этап:
· Определение круга исполнителей;
· Определение сроков разработки;
· Информационное обеспечение;
· Методическое обеспечение;
Б) этап разработки плана:
· Определение целей и задач на планируемый период;
· Выбор круга показателей и определение их конкретных значений;
· Обоснование механизма реализации плана;
· Оформление проекта плана;
В) этапы согласования и утверждения плана:
· Согласование плана;
· Утверждение плана.
Г) этап популяризации плана и организации контроля
исполнения:
· Информирование общественности о содержании планов (с использованием СМИ, различных технологий Public Relations);
· Организация контроля исполнения плана.
Планирование в организациях культуры
Директивное планирование.
Данный этап характеризует:
Отсутствие пятилетних планов, целевой стадии планирования.
Избыток утверждаемых сверху показателей, что сковывало инициативу организаций культуры, ограничивало возможность оперативного маневрирования ресурсами.
Установление значений плановых показателей методом «от достигнутого уровня».
Отсутствие прямой связи между планируемым объёмом финансирования организаций культуры и измеримыми результатами их деятельности. В итоге исчезли стимулы к более эффективной работе, появились иждивенческие настроения.
В сущности, такой порядок планирования (и соответствующего ему финансирования) – своеобразное проявление затратного метода хозяйствования.
Нормативно-целевое планирование.
Данный этап отличает:
Разработка пятилетних планов экономического и социального развития.
Появление целевой стадии планирования.
Отказ от жёсткой регламентации; «сверху» доводятся лишь контрольные цифры, которые не носят директивного характера и служат ориентирами при составлении организациями культуры годовых планов.
Попытка перехода к планированию на основе стабильных экономических норм и нормативов.
Программно-целевое планирование.
На данном этапе организации культуры самостоятельно разрабатывают и утверждают планы своей деятельности.
Перспективное планирование осуществляется путём разработки целевых программ. Перспективы развития определяются исходя из миссии, целей и задач, предусмотренным Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и необходимости творческо-производственного и социального развития организации.
Текущие планирование осуществляется путём разработки планов текущей деятельности, конкретизирующих задания перспективных планов (на год, квартал, месяц).
Творческие, экономические, социальные и прочие планы определяют соответствующие стороны развития коллектива.