Служба грузоперевозок как идея бизнеса
Быстро развивающаяся сфера интернет-бизнеса способствует тому, что появляются фирмы, специализирующиеся на транспортных перевозках. Хотя конкуренция в этом деле достаточно высока, но спрос так велик, что даже начинающий предприниматель вполне сможет занять свою нишу и получать неплохой доход. В данной бизнес-идее мы расскажем, как открыть диспетчерскую службу грузоперевозок с нуля, с чего начать и выгодно ли это занятие.
Старт бизнеса и особенности планирования
Работа диспетчера заключается в том, чтобы отыскать груз для машины, которая держит путь в определенном направлении. Покупать саму машину и нанимать водителя при этом не нужно. Достаточно найти водителей с собственным транспортом, обеспечить их заказами и получать комиссионные.
Чтобы открыть бизнес грузоперевозок с нуля, предпринимателю нужно погрузиться в эту сферу. Для этого есть два способа. Первый, наиболее затратный, заключается в том, чтобы нанять опытных диспетчеров со своей базой, которые разбираются в этом деле. Они смогут быстро поставить дело на ноги и обеспечить бесперебойную работу. В задачи предпринимателя тогда войдут только управленческие функции.
Другой основывается на том, что предприниматель сам имеет опыт работы в диспетчерской службе, располагает базой водителей и некоторым количеством постоянных клиентов, которые позволят бизнесу продержаться на первом этапе. Рекомендуем избирать второй вариант, потому что в первом вы будете сильно зависеть от сотрудников. Если они неожиданно уйдут от вас вместе с базой, это обернется крахом всего предприятия.
Существуют несколько направлений работы. Самыми выгодными являются перевозки международного и междугороднего характера. На них можно заработать больше, но пробиться на этот рынок начинающей компании будет непросто. А работа на ВЭД вообще связана с серьезными сложностями из-за необходимости проведения таможенной очистки каждого груза и высоких рисков его потери по не зависящим от вас причинам. Без опыта браться за это направление точно не стоит.
Если у вас отсутствуют связи и опыт в «дорогих» направлениях, начинать лучше с перевозок внутри города. По городу можно перевозить мебель, бытовые приборы и строительные материалы. Все это очень востребовано, и спрос будет. К тому же можно дополнительно зарабатывать, предоставляя услуги грузчиков.
Заработать диспетчеры могут около 10 процентов от каждого конкретного заказа. Это средняя ставка, которая может колебаться от региона к региону. Перед тем, как осуществить открытие диспетчерской службы, нужно ознакомиться с этим рынком в своем регионе и провести анализ конкурентов. Если их окажется много, то надо придумать отличительные особенности, которые будут вашу компанию выгодно выделять.
Не рекомендуется запускать бизнес в регионе со слабо развитой инфраструктурой.
Как оформляться
Регистрация данного вида деятельности имеет свои нюансы. Для многих видов бизнеса вполне подходит оформление в качестве ИП, но для диспетчерской компании лучше будет ООО. Дело в том, что существуют в этом деле большие риски, связанные с судебными разбирательствами, а индивидуальный предприниматель как физическое лицо несет ответственность и своим имуществом. У ООО можно отсудить только то, что принадлежит компании.
К тому же такая форма деятельности, как общество с ограниченной ответственностью, позволяет работать с самыми крупными компаниями. Зарегистрировать юридическое лицо стоит немного подороже, нежели ИП. Это обойдется по меньшей мере в пятнадцать тысяч рублей. В налоговую службу придется принести необходимые документы. Рисковать в случае регистрации как ООО диспетчерская служба будет лишь своим уставным капиталом.
Лицензия оформляется только в том случае, если вы будете работать на ВЭД или планируете перевозить опасные грузы. В других случаях работа осуществляется без лицензирования.
Что понадобится
Первое, с чего стоит начать, – это поиск и аренда помещения для офиса. Подойдет небольшая комната, размером около 10 квадратных метров. Выгодно будет снимать помещение в колл-центре. Некоторые считают, что можно организовать данное предприятие и на дому, встречаться с клиентами на их территории при необходимости, а документооборот вести через интернет. Но в этом случае бизнес, скорее всего, так и останется на «домашнем» уровне, и серьезные компании не захотят сотрудничать с такой организацией.
Лучше выбрать офис, где вы сможете встречать клиентов и хранить бумаги. Это будет говорить о хорошем положении службы.
Для открытия предприятия понадобится следующее оборудование:
- Хорошо работающая сотовая связь (важно выбрать надежного оператора).
- Телефонный аппарат стационарного типа с функцией факса.
- Персональный или портативный компьютер с высокоскоростным выходом в интернет.
- Бланки, штампы.
Стоимость всего этого небольшая, бизнесмен вполне может уложиться в 50 тысяч рублей.
Порядок открытия предприятия
Далее приведена пошаговая инструкция, как открыть диспетчерскую службу:
- Регистрация бизнеса. Получаем статус ООО, становимся на учет в налоговой службе по системе УСН 6. При необходимости, оформляется лицензия.
- Аренда офиса. Размещение не принципиально, важно лишь наличие площадки для автомобилей. К вам будут приезжать как клиенты на легковом транспорте, так и водители на грузовом. Зону погрузки оборудовать не надо. Водители будут загружаться по месту размещения заказчика.
- Оснащение офиса. Покупаем мебель и офисную оргтехнику.
- Прием на работу сотрудников. На первом этапе достаточно одного человека, кроме руководителя, или даже можно обойтись без него.
- Начало работы. Поиск компаний для предложения своих услуг. Формирование базы клиентов и водителей.
Достоинства и недостатки
Данный малый бизнес имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон можно отметить небольшие первоначальные вложения, хороший спрос на услуги и потребность в маленьком офисе, практически где угодно в черте города.
Отрицательными сторонами является большой риск возникновения форс-мажорных обстоятельств. Если с грузом что-нибудь случится в дороге, диспетчеру придется решать эти вопросы, а в некоторых случаях даже нести ответственность.
Рентабельность у диспетчерской службы довольно высока, поскольку траты минимальны. Порог вхождения в этот бизнес совсем невысокий с финансовой точки зрения. Поэтому это направление бизнеса часто избирается начинающими предпринимателями. Может быть, диспетчер грузоперевозок на дому в будущем станет создателем серьезного бизнеса с собственными складами, крупным автомобильным парком, международными направлениями и сотнями постоянных клиентов. Но для этого нужно показать себя ответственным и квалифицированным специалистом в своем деле.
Надеемся, что наша бизнес-идея поможет вам самостоятельно заняться этим интересным делом и даст вдохновение! Удачи!
Что делает обычный мужчина с правами, если ему не хватает денег? Правильно – таксует! Спрос на услуги такси есть почти всегда и везде. Примерно так же думают предприниматели, начинающие бизнес на грузоперевозках.
Однако, как показывает опыт, 10-15% небольших компаний по перевозке каждый год прекращают свою деятельность. В качестве причин своего провала разорившиеся грузоперевозчики называют жесткую конкуренцию (в том числе грязную), нестабильный спрос, высокие эксплуатационные затраты. Между тем, грамотный бизнес план собственной грузоперевозки может нивелировать любые риски.
Перевозка грузов: обзор рынка услуг по грузоперевозкам
Общероссийский рынок перевозок грузов в 2017 году достиг 773 млрд рублей, что на 14,6% больше, чем годом ранее. Реальные объемы, рассчитанные не в рублях, в тонно-километрах, более точно характеризуют состояние этой сферы экономики. А здесь бизнес имеет не такую впечатляющую динамику — прирост составил 6,4 % — или 130,9 млрд тонно-км. Если сравнить с 2014 годом, то ситуация выглядит совсем в другом свете. Тогда стоимостный объем был равен 982 млрд руб., а физический — 117,6 млрд тонно-км.
Эксперты утверждают, что в 2019 году положительный тренд, скорее всего, сохранится. Но даже в этих условиях запуск малого бизнеса и перевозка тяжёлых грузов будет напоминать ледяной душ. Конечно, придется забыть о грузовиках-иномарках и сосредоточится на конкурентной борьбе с “коллегами по цеху”.
«Не мечтайте о больших доходах и малом сроке окупаемости перевозки грузов, — считает Игорь Малюгин, эксперт по бизнес планам. – В то же время доход будет. Хозяин фирмы с 2 «Газелями» может рассчитывать на заработок в пределах 2-2.5 средних зарплат в регионе. Конечно, если будет вертеться, как белка в колесе».
Как открыть свой фирму по грузоперевозкам: пошаговая инструкция
Приведем краткий план действий, как открыть с нуля свою небольшую транспортную компанию:
- проработать бизнес план грузовых перевозок;
- регистрация фирмы;
- поиск средств для стартовых капиталовложений;
- аренда офиса и площадки для автотранспорта;
- подбор персонала;
- выбор и покупка автотранспорта или, как вариант, аренда машин;
- рекламная кампания и маркетинг;
- запускаем дело.
Что нужно, чтобы открыть бизнес на грузоперевозках?
Прежде чем начать дело, нужно решить, какие перевозки осуществлять. Если рассчитывает на небольшие объемы, то для этого выбирают форму предпринимательской деятельности – ИП. Сделать это просто — придите в местную налоговую инспекцию и выполните ряд легких письменных процедур.
До 01.01.17 статус ИП подтверждало свидетельство. Сегодня для бизнесмена главный документ — выписка из ЕГРИП по форме Р6000. Ее выдадут через 3 дня после подачи заявки. Там же, в налоговой, расскажут о льготном налогообложении и даже дадут ссылки на сайты, где найти образец любого договора для ИП «домашних» грузоперевозок.
Конечно, можно зарегистрировать Общество с Ограниченной Ответственностью, но общая величина налогов будет неподъёмной для начинающего бизнесмена. Такая форма необходима для работы с крупными заказчиками, так как учитывает НДС (этот налог индивидуальные предприниматели не плятят). Крупный бизнес просто не пойдёт на заключение договоров с «индивидуалами».
Вести бизнес на грузоперевозках “в черную” — то есть без регистрации — просто опасно. При сегодняшнем уровне контроля леваки-грузоперевозчики быстро попадают в поле зрения правоохранительных органов.
Персонал
Следующий шаг бизнес плана – подбор персонала для перевозки грузов. Искать персонал для грузоперевозок нужно параллельно с автотранспортом.
“Техника не только дорогая, но и небезопасная. Перевозка связана с имущественной ответственностью и ценой груза. Так что к найму шоферов стоит подойти ответственно”, — советует бизнесмен Илья Комолов.
Бизнес план грузоперевозки Ильи предполагает, что для начала хватит и пары водителей. С каждым из них необходимо заключить договор о материальной собственности. Наверняка потребуются грузчики. Их не обязательно брать в штат — достаточно иметь контактные телефоны людей, готовых по первому звонку прийти на работу. Функции диспетчера тоже лучше взять на себя хозяину фирму. Или отдать на аутсорсинг.
Приведем ежемесячные зарплаты на персонал по бизнес плану:
Сотрудник грузовых перевозок | Заработная плата | Количество сотрудников |
Директор (он же 1-й водитель) | 40 000 рублей | 1 |
2-й водитель | 35 000 рублей | 1 |
Грузчик (по вызову) | 20 000 рублей | 2 |
Месячный фонд оплаты труда для фирмы со штатом из 2-х водителей составит 115 тыс. рублей в месяц. Сюда приплюсуем налог 6% от оборота и взносы в ПФ РФ и ФФОМС в размере 22 261.38 рублей + 1% от оборота. При общем доходе, например, 500 тысяч рублей в первый месяц, затраты на персонал составят:
115 000 (з/п) + 22 261 (стабильная ставка) + 5 000 (1% от 500 000 ) = 142 261 рубль.
Маркетинг
Как мы уже отметили, рынок грузовых перевозок характеризуется высокой и жесткой конкуренцией. Образно говоря, о себе нужно не шептать, надеясь на «сарафанное радио», а заявить как можно громче, чтобы потенциальные заказчики услышали.
“Лучше всего давать объявления в местные СМИ, — считает Комолов. — Стоит обойти как можно больше домов и дворов, наклеив информацию о себе — типа, быстро, дешево и надежно доставим груз”.
Можно также дежурить у супермаркетов стройматериалов. Там проще всего найти клиентов, хотя можно и нарваться на агрессивных “коллег”. Примеры тех, чье дело «встало на ноги», показывают, что рекламой нужно заниматься постоянно.
Стоимость маркетинга и рекламы по бизнес плану грузоперевозки на начальном этапе составит минимум 50 тыс. рублей.
Оборудование
В связи с дорогой валютой рассчитывать придется на российские машины. Бывалые предприниматели советуют покупать для грузоперевозок автомобили с удлиненным кузовом (так называемая европлатформой) ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins.
Сколько нужно денег, что открыть перевозки?
Итак, мы решили открыть небольшую фирму с парком из 2-х грузовых ГАЗ-3302, как это делает большинство. В этом случае расходы, согласно бизнес плану, окажутся следующими:
- 2 машины ГАЗ-3302 «Газель» на дизельном двигателе Cummins — 2 108 000 рублей;
- ноутбук, сигнализация, видеорегистраторы, противоугонные механизмы и страховка — 60 000 рублей;
- топливо и ГСМ — 100 000 рублей;
- аренда парковочных мест — 12 000 рублей
- непредвиденные расходы на ремонт и другие нужды — 160 000 рублей;
- реклама — 50 000 рублей
- фонд з/п — 142 261 рубль.
Итого по бизнес плану грузоперевозок придётся заплатить 2 632 261 рублей.
Отметим, что наш бизнес план транспортировки грузов учитывает минимальные расходы. Например, если у взятого на работу водителя есть место для парковки во дворе дома, а топливо покупается из авансовых платежей.
Сроки окупаемости
Если инвестиции произведены из личных денег, то нормальный срок окупаемости не превышает 10-12 месяцев — исходя из этого и составляют бизнес план ИП. Если был взят банковский кредит, то фирма пройдет точку безубыточности в лучшем случае через 3 года. В любом случае регистрация и налоги компании предопределяют организацию работы и скорость возврата стартовых капиталовложений.
Арендовать авто или использовать своё?
Если нет денег на старт или банки отказывают, машины берутся в аренду. Но ставки высоки плюс придётся платить дополнительные страховки.
“Я пробовал брать в аренду. Такое ощущение, что превратился в раба на галере”, — пишет форумчанин #hfaur. И с ним соглашается большинство юзеров.
Рентабельность дела на транспортировке груза
Доходность к уровню затрат зависит от типа работ. Если выбрать внутригородской формат, то вряд ли получится превысить больше, чем на 10-15%. Если грузоперевозка междугородняя, рентабельность достигает 25-35%. Правда, более выгодный сегмент рынка контролирует крупный бизнес, которые предельно жестко отстаивают свою нишу.
Плюсы и минусы дела по доставке грузов
К минусам относят высокий риск профессии водителя, аварийность на дорогах, высокую стоимость новой техники. Кроме того, разорить могут и недобросовестные клиенты, если неправильно оформлять заказы. Таких случаев, увы, немало.
Неподъемным может оказаться и старт. Реальные расчеты многих экспертов показывают, что бизнес оказывается успешным, когда новые малотоннажные грузовики имеют ценник не дороже 600-700 тыс. рублей. Увы, за такие деньги можно взять разве что 3-х и даже 5-летние “Газели”, но их восстановление потребует не только нервов, но и опять-таки денег.
К плюсам относят большие заработки — конечно, если повезет с международными заказами. В то же время опрос бизнесменов показывает, что после 3 лет работы на этом рынке большинству удается найти постоянных клиентов.
Заключение
Любой бизнес план грузоперевозки остаётся всего лишь проектом – который по ряду причин может оказаться не выполнен. Стоимость новых машин, безусловно, давит на предпринимателей, которым особенно трудно приходится в первые три года деятельности, когда еще не “наработаны” договора с крупными клиентами, работающими на международных маршрутах. Огромное значение имеет сумма начальных капиталовложений. Если дело открывается за свои деньги, то он окупится за год; если же был взят кредит, то потребуется в три раза больше времени. Не рекомендуется брать грузовики в аренду, хотя для многих предпринимателей это единственный шанс.
Для многих начинающих диспетчерский бизнес кажется простым и понятным. А что здесь сложного — собери базу перевозчиков, дай объявление в газету или интернет и принимай заказы. Но на практике все обстоит гораздо сложнее: «Продавцов воздуха не любят нигде», — говорят многие предприниматели. Делиться прибылью с теми, кто просто сидит за компьютером, спешат не многие. Сложность в создании базы исполнителей — перевозчиков может являться тем самым камнем преткновения, о котором многие новички могут даже не подумать…
Чтобы построить успешный бизнес на этом поприще, нужен богатый опыт или большие инвестиции. Отсюда вытекают и два пути построения дела:
- вы набираете команду опытных диспетчеров, которые уже владеют некоторой базой исполнителей и заказчиков. Это более затратный способ.
- более дешевый, но долгий путь открытия диспетчерской — это личный опыт работы организатора дела в какой-либо диспетчерской службе.
Поработав в какой-либо фирме, можно получить не только богатый опыт, изучить дело досконально, но и наработать собственную клиентскую базу. Открытие дела с уже наработанными связями резко повышает шансы на построение успешного бизнеса.
Сколько можно заработать?
Как правило, диспетчеры зарабатывают 10% от стоимости услуги по перевозке груза. Наиболее выгодно набирать базу междугородних и международных перевозчиков и заказчиков по двум причинам:
1) С одного такого рейса диспетчер получает значительную прибыль — от 5 000 рублей и более. Обработали 10 заявок — заработали 50 тыс. рублей.
2) большие заработки с одного заказа позволяют диспетчерской брать минимальное количество заявок и подходить к каждой из них с максимальной долей ответственности. Отсюда повышается качество работы, и снижаются риски.
Инвестиции — сколько стоит открыть диспетчерскую
Диспетчерская служба относится такому виду бизнеса, где не столько важен размер материальных расходов. Большее значение приобретает верная организация бизнеса и наличие соответствующих связей. Для начала работы достаточно арендовать небольшой офис, площадью от 20 кв. м. Особых требований к помещению нет. Главное — наличие линии для подключения высокоскоростного и надежного интернет-соединения.
Основные стартовые расходы обычно включают:
- Депозит по аренде помещения (20 кв. м.) — 30 тыс. руб.;
- Приобретение мебели — 80 тыс. руб.;
- Приобретение офисной техники (компьютеры, факс, телефон) — 100 тыс. руб.;
- Реклама — 50 тыс. руб.;
- Страхование — 30 тыс. руб.;
- Регистрация бизнеса и прочие организационные расходы — 50 тыс. руб.
Итого — 340 тыс. рублей
Безопасность прежде всего
Перевозка грузов — дело, само по себе, ненадежное. На дороге случаются разные ситуации, попадаются и разные перевозчики с ненадежной техникой или откровенные жулики. В случае чего, претензии и судебные иски будут направлены не только перевозчику груза, но и диспетчерской службе. Чтобы максимально обезопасить себя от всевозможных форс-мажорных ситуаций, необходимо:
1. Тщательно собирать базу перевозчиков. Выбирать тех исполнителей, которые обладают соответствующей страховкой (СМР-страхование), исправным парком автомобилей и хорошими отзывами клиентов. Надежность перевозчиков — это авторитет всей диспетчерской службы и, соответственно, рост заказов.
2. Зарегистрировать только юридическое лицо (ООО) в качестве организационной формы.
3. Иметь в штате хорошего юриста.
Не всем начинающим диспетчерским службам такие затраты окажутся по силам, так как оплата труда юриста стоит от 700 долларов в месяц. В любом случае, перед открытием дела нужно воспользоваться услугами опытного юриста, который грамотно составит все договоры, и в случае чего — обращаться к нему за подробными консультациями и помощью.
Регистрация диспетчерской службы
В регистрации бизнеса есть определенные тонкости, которых многие новички могут не учесть. Для многих видов малого бизнеса оптимальная организационная форма — это ИП. Но только не для диспетчерской службы. Дело в том, что деятельность диспетчерских связана с большой ответственностью и высокой вероятностью возникновения форс-мажорных ситуаций. Могут возникать частые судебные разбирательства, которые не всегда будут заканчиваться в пользу организации. И если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, то вы, по обязательствам, рискуете всем своим имуществом. То есть, если с грузом что-то случится, и на вас повесят ответственность, то вы можете лишиться квартиры, машины и прочего имущества, принадлежащего вам, как физическому лицу (а ИП — физическое лицо).
Поэтому оптимальная форма — это Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Регистрация юридического лица будет стоить значительно дороже (от 15 тыс. рублей), зато по своим обязательствам ООО рискует только уставным капиталом. А уставной капитал диспетчерской — это пара компьютеров, факс и телефон. Только это у вас и могут отнять.
Стоит ли сегодня входить в рынок?
Конкуренция в сфере грузоперевозок с каждым днем только растет, и только самый отчаянный оптимист может признать данный рынок низко конкурентным. При этом конкуренция существует не только среди перевозчиков, но и среди диспетчерских служб. Особенно, в крупных городах России. Но это не означает, что вести прибыльный бизнес здесь не получится. Качество услуг и хорошее знание рынка — слагаемые успеха любой диспетчерской службы.
Наиболее надежный вход в рынок — это создание небольшого автопарка и уже на базе собственной небольшой транспортной компании открывать диспетчерскую службу. Наработать первую базу клиентов в этом случае будет гораздо проще, и самый сложный этап в развитии диспетчерской службы будет пройден. Дальше работать будет проще. При росте заказов, на самые ценные и доходные из них, у вас всегда будут собственные машины. На остальные заказы всегда найдутся перевозчики в лице других компаний-конкурентов.