Роль государства в бизнес плане
Прошло уже более полувека после публикации одной из наиболее обсуждаемых книг Милтона Фридмана «Капитализм и свобода», в которой он поднял вопрос о необходимости снижения роли государства в экономике. Выбирая между государственной и частной монополией, этот великий экономист, ставший впоследствии нобелевским лауреатом, отдал предпочтение последней. По его мнению, именно «государственная монополия менее гибка и менее склонна к самоупразднению» в условиях технологических сдвигов и фундаментальных изменений общества.
Тем не менее этот вопрос все еще остается актуальным, если обратить внимание на российский банковский сектор, в котором в последние годы существенно усилилась роль государства. В 2016 году доля государственных банков в совокупных активах банковского сектора составила 58,8%. С 2012 года прирост составил 8,4 процентных пункта, а с 2002 года — уже 21,3 процентных пункта. Способствует ли это росту эффективности банковской отрасли?
Роль государства в бизнесе
Традиционно экономическая наука рассматривает роль государства в экономике как института, устанавливающего правила игры и следящего за их соблюдением. Кроме того, государство необходимо там, где требуется обеспечить общественное благо, необходимое всем: например, строить дороги или вкладывать деньги во всеобщее образование. Понятно, что такие долгосрочные проекты обычно находятся вне конкретных интересов частного бизнеса.
С другой стороны, там, где потребитель конкретного блага легко идентифицируется, государству места нет, поскольку производитель и потребитель блага легко могут установить свои отношения напрямую.
Вполне понятно, что банковский бизнес не может рассматриваться как удовлетворение общественной потребности. Это должна быть конкурентная среда. Здесь легко можно определить поставщика услуги и ее бенефициара. Кредиты и депозиты, по сути своей, направлены на удовлетворение конкретных потребностей индивидуумов или организаций, идущих либо на нужды личного потребления, либо на развитие бизнеса.
В связи с этим в развитых странах практически не существует государственных розничных или инвестиционных банков. Государство присутствует лишь в банках развития, основная задача которых — удовлетворение общественных потребностей. Однако в случае угрозы банковской системе государство может входить в капитал банка с тем, чтобы поправить дела и выставить его снова на продажу.
В развивающихся экономиках государственные банки обычно присутствуют, но их доля, в отличие от России, неуклонно снижается. В академической литературе распространены две противоположные точки зрения. Первая акцентирует внимание на важной роли государственных банков для поддержания устойчивого экономического роста. Другая, напротив, особое место отводит тому, что эти банки преследуют не социальные, а политические цели, которые входят в противоречие с принципами функционирования рыночной экономики.
Это приводит к тому, что возрастают агентские издержки в государственных банках, которые способствуют снижению операционной эффективности и качества финансового посредничества — это существенно ограничивает уровень конкуренции в банковской отрасли.
Национальный пример
А как с этим обстоят дела в России? Кроме постоянно растущей доли госбанков в банковской системе у российских банков еще и более дешевое фондирование.
Например, средняя стоимость привлечения средств частных клиентов и корпоративных клиентов у Сбербанка в 2015 году составила 5,6% и 5,2% соответственно, в то время как в среднем для частных банков стоимость подобного фондирования была 7,1% и 6,2% соответственно.
В России более 87% чистой прибыли кредитных организаций в 2016 году пришлось на государственные банки, частные же в основном были убыточными. Кроме того, государственные банки от частных отличает и более высокое качество активов. Если у крупных частных банков темп прироста доли просроченной задолженности в общем объеме кредитов составил 11,6% в 2016 году, то у государственных банков ухудшения качества активов вообще не наблюдалось.
При этом чистая прибыль Сбербанка превысила показатели банков с участием иностранного капитала, число которых достигло 174 организации, почти в 4,5 раза. В то же время, если доходность капитала всех банков, контролируемых государством, не превысила 15%, то в случае Сбербанка этот показатель возрос вдвое по сравнению с 2015 годом и достиг почти 21% в 2016 году.
Бремя налогоплательщиков
Однако какой ценой обошелся для налогоплательщиков этот рост эффективности государственных банков? По оценкам Fitch, речь идет о 2 трлн рублей с 2013 года, из которых 260 млрд рублей — это вложения в уставный капитал из Фонда национального благосостояния. По программе докапитализации через ОФЗ было выделено по 854 млрд и 855 млрд рублей соответственно. И это только начало. В 2017 году ЦБ стал инвестором еще двух некогда частных банков, выкупив «ФК Открытие» в рамках допэмиссии в объеме 456,2 млрд рублей и закрыв дыру в капитале Бинбинка в размере 36,3 млрд рублей.
Заявленные планы по слиянию «ФК Открытие» и Бинбанка, ранее занимавших 7-е и 12-е места по размеру активов соответственно, приведут к формированию нового крупного игрока, который даже при замечательно проведенной санации, скорее всего, не найдет частного покупателя.
На этом фоне число прибыльных кредитных организаций существенно сократилось с 553 по состоянию на 1 января 2016 года до 388 по состоянию на 1 декабря 2017 года. Тем временем число убыточных организаций изменилось незначительно — с 180 до 167.
Пламенные речи
Таким образом, обещания ЦБ не увеличивать долю госсектора в банковской системе пока значатся обещаниями. В этих условиях ему ничего не остается, кроме общих рассуждений на тему, что огосударствление банковского сектора — это не очень плохо. Первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин говорил в интервью ТАСС: «Как показывает опыт, качество управления в частных банках совсем не обязательно лучше, чем в государственных, и наоборот».
Кроме того, и академические исследования поддерживают гипотезу о том, что эффективность государственных банков в России не уступает частным. При этом в случае Центральной и Восточной Европы в 1990-х годах оценки эффективности банков разнятся: эффективность по прибыли у государственных банков оказалась выше, чем у частных, но в то же время издержками частные банки управляли более рационально.
Однако сравнить различные виды банков в России по факту невозможно из-за серьезных нарушений в конкурентной среде, поскольку все еще отсутствуют случаи выхода государства из капитала российских банков. Для сравнения приведем британский опыт по санации банков. Например, на поддержку Королевского банка Шотландии ушло 45 млрд фунтов стерлингов. Однако государство уже продало акций на сумму 2,1 млрд фунтов стерлингов частному инвестору.
Время покажет, будет ли несвойственный государству бизнес в российском банковском секторе более эффективным, чем частные рыночные институты, защитником которых был Милтон Фридман. Но пока более высокая эффективность госсектора достигается за счет нарушений конкурентной среды в пользу государственных банков, что оплачивает все общество. Нужна ли эта цена? Вопрос остается открытым.
Роль государства в развитии малого и среднего предпринимательства раскрывается в системе поддержки бизнеса.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Целью системы поддержки малого и среднего бизнеса является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в прочих аспектах, потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Система поддержки малого предпринимательства предполагает:
- · развитие инфраструктуры — создание специализированных объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях;
- · информационное обеспечение; создание баз данных для малых предприятий, а также муниципальных звеньев системы информационного обмена для субъектов малого предпринимательства; разработку системы доступа к информации субъектов малого предпринимательства, в том числе через средства массовой информации;
- · обучение кадров;
- · создание специализированных программ для обучения социально незащищенных слоев населения, начинающих предпринимателей в депрессивных районах и сельской местности; создание современного методического обеспечения подготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
- · выставочно-ярмарочную деятельность, проведение конференций, конкурсов, съездов и других массовых мероприятий.
Важными задачами государственной политики, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, являются формирование и обеспечение устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на областном и муниципальном уровнях.
Существующие в настоящее время элементы инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства многообразны, что соответствует разнообразию видов услуг, необходимых для развития малого предпринимательства, но одновременно отражает и существующую неопределенность в подходах к организации поддержки малого предпринимательства, разное понимание того, какие задачи и функции должны выполнять те или иные институты.
Основными формами осуществления поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- · кредитно-финансовая;
- · производственно-технологическая;
- · информационная;
- · обучение.
Кредитно-финансовая поддержка имеет большое значение для развития малого и среднего предпринимательства. Она должна сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного климата с участием финансовых институтов и других организаций. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению существующей негативной тенденции ухода этих предприятий от налогов.
Денежное кредитование является одним из наиболее рискованных видов вложения средств. Это происходит, во-первых, из-за высокого риска вложения капитала вследствие небольшого «срока жизни» малых и средних фирм 2 — 7 лет и ограниченных объемов ликвидного имущества, которое может быть использовано в качестве залога. Во-вторых, из-за недостаточного уровня квалификации персонала на малых и средних предприятиях — низкий уровень разработки бизнес-планов. В-третьих, неразвитость системы страхования предпринимательских рисков (в том числе возврата заемных средств), одна из причин которой — высокий уровень инфляции в стране (отсюда — высокая стоимость страхования).
Производственно-технологическую поддержку малым и средним предприятиям, которая заключается в предоставлении на льготных условиях помещений, средств связи, оргтехники; организации участия в выставках, ярмарках, семинарах; в поиске партнеров, потребителей научного продукта, трансфере технологий; оказании консалтинговых услуг, оказывают инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы.
Информационная поддержка. Рынок — это сложная структурированная система, охватывающая различные предприятия, фирмы, организации, которые взаимосвязаны между собой производственными и коммерческими отношениями. Предлагать рынку информацию только конкретного сектора рынка — это значит искусственно вырывать из системы какой-то ее сегмент, лишая возможности рассматривать рынок как целое. В базе данных необходимо представление всех секторов экономики: промышленности, торговли, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др. Важным является вопрос о глубине информации — о количестве показателей, характеризующих структуру рынка. Если в первые годы становления рынка необходимым и достаточным считалось наличие в деловых справочниках или базах данных самых общих сведений — название, адрес, телефон, вид деятельности, то по мере развития рыночных отношений требования к предоставляемой информации стали возрастать. Уже необходим не просто некий перечень информации из справочника баз данных, а возможность сделать обоснованный выбор деловых партнеров, бизнес-ресурсов для формирования предложений еще на этапе работы с первичной информацией.
Обучение. В настоящее время обучение предпринимателей является важной задачей для развития малого предпринимательства. Это объясняется развитием рыночных отношений, требующих постоянного поиска новых резервов эффективности.
Можно выделить следующие сегменты этого специфического рынка образовательных услуг:
- 1. Программы, ориентированные непосредственно на предпринимателей малого бизнеса. Они отличаются своей ориентацией на различные этапы развития бизнеса: начало нового бизнеса; развитие существующего бизнеса; интернационализация бизнеса и развитие внешних связей (в том числе выход на внешние рынки); реструктурирование и создание сети малых фирм.
- 2. Программы, направленные на развитие среды и политики поддержки малого бизнеса. Здесь можно выделить программы, ориентированные на различные типы структур и организацию поддержки и развития малых предприятий: государственные органы власти различных уровней; государственные структуры поддержки малого бизнеса; независимые организации (например, агентства развития); финансовые учреждения; бизнес-инкубаторы, бизнес-центры, научные парки.
- 3. Университетские программы (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА университетских бизнес-школ).
- 4. Программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования.
Ñòåïåíü âìåøàòåëüñòâà ãîñóäàðñòâà è åãî îðãàíîâ â ýêîíîìè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèé è ïðåäïðèíèìàòåëåé. Ñîçäàíèå çàêîíîäàòåëüíûõ è äðóãèõ ïðàâîâûõ óñëîâèé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè. Ïðîãðàììà ïî ðàçâèòèþ ÷àñòíîãî ñåêòîðà, åå íàïðàâëåíèÿ è ïðèíöèïû.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Àííîòàöèÿ íàó÷íîé ñòàòüè
Áèçãå áåëãèëóó, èøêåðäóóëóê áàçàð ýêîíîìèêàñûíûí íåãèçèí òóçîò. Êàíäàé ãàíà ìàìëåêåò áîëáîñóí, èøêåðäóóëóê èíñòèòóòòàðûíûí êàí÷àëûê äåíãýýëäå îíóêêîíäóãó, àíûí óëóòòóê ýêîíîìèêàñûíûí îíóêêîíäóãóí êîðñîòîò.
Êàê èçâåñòíî, ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì çâåíîì ðûíî÷íîé ñèñòåìû õîçÿéñòâà. Îò òîãî íà ñêîëüêî ðàçâèò èíñòèòóò ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà â òîé èëè èíîé ñòðàíå çàâèñèò âî ìíîãîì ýôôåêòèâíîñòü âñåé íàöèîíàëüíîé ýêîíîìèêè.
As is generally known, an enterprise is the major link of the market system of economy. From that on how many the institute of enterprise is developed efficiency of all national economy depends in one or another country in a great deal.
ýêîíîìè÷åñêèé ïðåäïðèíèìàòåëü çàêîíîäàòåëüíûé ïðàâîâîé
Ðîëü ãîñóäàðñòâî â ðàçâèòèè ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî
Äëÿ ðàçâèòèÿ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà íåîáõîäèìî ñèñòåìàòè÷åñêîå ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå è ïîääåðæêà — êîìïëåêñ îáùèõ è ñïåöèàëüíûõ ìåð ýêîíîìè÷åñêîãî, ïðàâîâîãî è àäìèíèñòðàòèâíîãî õàðàêòåðà, íàïðàâëåííûõ íà ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé äëÿ ñòàíîâëåíèÿ è ñàìîñòîÿòåëüíîãî ðàçâèòèÿ íàöèîíàëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà â êîíòåêñòå óñòîé÷èâîãî ñîöèàëüíî — ýêîíîìè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ñòðàíû.
 ñòðàíàõ ñ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêîé ñòåïåíü âìåøàòåëüñòâà ãîñóäàðñòâà è åãî îðãàíîâ â ýêîíîìè÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü ïðåäïðèÿòèé è ïðåäïðèíèìàòåëåé íàìíîãî ìåíüøå è íîñèò ïðåèìóùåñòâåííî êîñâåííûé õàðàêòåð. Ãîñóäàðñòâî âîçäåéñòâóåò íà ýêîíîìèêó ïîñðåäñòâîì çàêîíîäàòåëüíûõ îãðàíè÷åíèé, íàëîãîâîé ñèñòåìû, îáÿçàòåëüíûõ ïëàòåæåé è îò÷èñëåíèé, ãîñóäàðñòâåííûõ èíâåñòèöèé, ñóáñèäèé, ëüãîò, êðåäèòîâàíèÿ, îñóùåñòâëåíèÿ ãîñóäàðñòâåííûõ ñîöèàëüíûõ è ýêîíîìè÷åñêèõ ïðîãðàìì. Âî ìíîãîì îãðàíè÷åííîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî âìåøàòåëüñòâà â óñëîâèÿõ ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè îáóñëîâëåíà ïðèñóùèì åé ðàçíîîáðàçèåì ôîðì ñîáñòâåííîñòè íà ñðåäñòâà ïðîèçâîäñòâà— ÷àñòíîé, àêöèîíåðíîé, êîëëåêòèâíîé, âêëþ÷àÿ ïðàâî ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ. Ïðàâî ñîáñòâåííîñòè îáåñïå÷èâàåò îòíîñèòåëüíóþ íåçàâèñèìîñòü ñîáñòâåííèêîâ îò ãîñóäàðñòâà è åãî îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ.
Ñîçäàíèå çàêîíîäàòåëüíûõ è äðóãèõ ïðàâîâûõ óñëîâèé ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ýêîíîìèêè ÿâëÿåòñÿ öåíòðàëüíîé ôóíêöèåé ãîñóäàðñòâà â ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå.
Ãîñóäàðñòâî èãðàåò áîëüøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî. Âûøå ñêàçàíî, ÷òî ãîñóäàðñòâî âîçäåéñòâóåò êîñâåííî, íî ïðè ýòîì íå äîëæíû çàáûâàòü, ÷òî â ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè ïðåäïðèÿòèé ÿâëÿþòñÿ êîðìèëèöåé ñòðàíû. Ïîýòîìó ñî âñåé ñòîðîí íàäî ïîääåðæèâàòü ïðåäïðèíèìàòåëåé.
 ñèñòåìó ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ìîæíî îòíåñòè:
— ñîçäàòü çàêîíîäàòåëüíûõ è äðóãèõ ïðàâîâûõ àêòîâ, íàïðàâëåííûå íà ïîääåðæêó è ðàçâèòèå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî;
— ãîñóäàðñòâåííûé àïïàðàò, îáåñïå÷èâàþùèé ðåàëèçàöèþ ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â ýòîé ñôåðå è îñóùåñòâëÿþùèé ðåãóëèðîâàíèÿ ñôåðû ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî;
— ôèíàíñîâàÿ ïîääåðæêà: êðåäèòíûå ëüãîòû — íàäî ïðåäîñòàâèò êðåäèòû ñ ìèíèìàëüíîé ñòàâêîé íà äëèòåëüíûé ñðîê; íàëîãîâûå ëüãîòû— íàäî îñâîáîäèòü îò íåêîòîðûõ âèäîâ íàëîãà íà êàêîé-òî ïåðèîä èëè íàäî âçûìàòü ìåíüøå óêàçàííîé ñòàâêè; ñóáñèäèè; àìîðòèçàöèîííûå ëüãîòû;
— ìàòåðèàëüíî — òåõíè÷åñêàÿ ïîääåðæêà: ðàçëè÷íûå ôîðìû ïðåäîñòàâëåíèÿ òåõíîëîãèè è îáîðóäîâàíèÿ â àðåíäó;
— ñîçäàíèå ðûíî÷íîé èíôðàñòðóêòóðó: ëîêàëüíûõ ÿðìàðîê; ðûíêîâ îáîðóäîâàíèÿ è òåõíîëîãèé;
— ãîñóäàðñòâåííûå è ìóíèöèïàëüíûå ãàðàíòèè;
— ãîñóäàðñòâî äîëæíî ìîòèâèðîâàòü ïðåäïðèíèìàòåëåé.
 ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ â îáùåñòâå è ýêîíîìèêå ïðàêòèêà ãîñóäàðñòâåííîé ïîääåðæêè ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà, íå äîëæíà èìåòü çàñòûâøåãî õàðàêòåðà. Ýòà ñèñòåìà äîëæíà ïîñòîÿííî ðàçâèâàòüñÿ è ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ, îòðàæàÿ ñîáîé íîâûå òåíäåíöèè è ïîòðåáíîñòè ðàçâèòèÿ ñàìèõ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé.
Ãëàâíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ïðåäïðèíèìàòåëÿ ÿâëÿåòñÿ ñèñòåìàòè÷åñêîå îñóùåñòâëåíèå îïðåäåëåííîé ìûñëèòåëüíîé ðàáîòû: àíàëèç ñëîæèâøåéñÿ ðûíî÷íîé ñèòóàöèè, ïðîãíîç äèíàìèêè åå èçìåíåíèÿ, èçó÷åíèå âëèÿíèÿ êîëåáàíèé êîíúþíêòóðû íà àíàëîãè÷íûå èëè ñîïóòñòâóþùèå òèïû òîâàðîâ.  ðåçóëüòàòå îí äîëæåí óâèäåòü òîò ñåêòîð ðûíêà, â êîòîðîì ìîæíî äîáèòüñÿ ïîâûøåíèÿ ïëàòåæåñïîñîáíîãî ñïðîñà, à çíà÷èò, îòíîñèòåëüíîãî óâåëè÷åíèÿ öåííîñòè äàííîãî ïðîäóêòà äëÿ ïîòðåáèòåëÿ. Ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ ïðèáûëü åñòü ïëàòà çà ïðàâèëüíûé ïðîãíîç è âûáîð òîé ôîðìû äåÿòåëüíîñòè, êîòîðóþ íóæíî è ìîæíî îñóùåñòâèòü â äàííîé ñèòóàöèè.
Ñîãëàñíî ñîîòâåòñòâóþùåìó ïîñòàíîâëåíèþ ¹ 129 îò 18 ìàðòà 2015 ãîäà «Îá óòâåðæäåíèè ïðîãðàììû ïðàâèòåëüñòâà Êûðãûçñêîé Ðåñïóáëèêè ïî ðàçâèòèþ ÷àñòíîãî ñåêòîðà â Êûðãûçñêîé Ðåñïóáëèêå íà 2015-2017 ãîäû» ïîäïèñàíî ïðåìüåð-ìèíèñòðîì ÊÐ Äæîîìàðòîì Îòîðáàåâûì.
Îòìå÷àåòñÿ, ÷òî öåëüþ ïðîãðàììû ÿâëÿåòñÿ ïðîâåäåíèå ðåôîðì, íàïðàâëåííûõ íà ðàçâèòèå êîíêóðåíòîñïîñîáíîé áèçíåñ — ñðåäû â Êûðãûçñòàíå è óëó÷øåíèå ïîçèöèé ñòðàíû â ìåæäóíàðîäíûõ ðåéòèíãàõ äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ ïðÿìûõ èíâåñòèöèé â ýêîíîìèêó, ñ ó÷åòîì ëó÷øèõ ìèðîâûõ ïðàêòèê. Ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàììû òàêæå íàöåëåíà íà ýôôåêòèâíûå è ðåçóëüòàòèâíûå ìåðû ïî ñîêðàùåíèþ êîððóïöèè.
Ïðîãðàììà ïî ðàçâèòèþ ÷àñòíîãî ñåêòîðà âêëþ÷àþò â ñåáÿ ðÿä ìåðîïðèÿòèé â ñëåäóþùèõ íàïðàâëåíèÿõ:
— óïðîùåíèå ðåãóëèðîâàíèÿ â òàìîæåííîé è òîðãîâîé ñôåðàõ;
— îïòèìèçàöèÿ íàëîãîâîãî àäìèíèñòðèðîâàíèÿ;
— ðåôîðìèðîâàíèå òðóäîâîãî çàêîíîäàòåëüñòâà;
— ñîêðàùåíèå èçëèøíåãî âìåøàòåëüñòâà ãîñóäàðñòâà â áèçíåñ;
— óïîðÿäî÷åíèå ñèñòåìû êîíòðîëÿ áåçîïàñíîñòè ïðîäóêöèè; ãîðèçîíòàëüíûå ðåôîðìû.
Äæ. Îòîðáàåâ îòìåòèë: «Â ñâÿçè ñ âëèÿíèåì íà ýêîíîìèêó Êûðãûçñòàíà âíåøíèõ ôàêòîðîâ, â ÷àñòíîñòè, çàìåäëåíèÿ òåìïîâ ðîñòà ðåãèîíàëüíîé ýêîíîìèêè, ãëàâíûì ðåçåðâîì äëÿ ñòðàíû ÿâëÿåòñÿ çíà÷èòåëüíîå óëó÷øåíèå óñëîâèé è âñåìåðíàÿ ïîääåðæêà ïðåäïðèíèìàòåëåé. Ìû áóäåì ðåøèòåëüíî ïðîäîëæàòü ñîçäàâàòü ìàêñèìàëüíî êîìôîðòíûå óñëîâèÿ äëÿ ðàáîòû ÷àñòíîãî ñåêòîðà».
Ïðîãðàììà îñíîâàíà íà ïðèíöèïå ïðååìñòâåííîñòè ïðåäûäóùåé ðàáîòû ïðàâèòåëüñòâà è ñîñðåäîòî÷åíà íà òåõ ñôåðàõ, êîòîðûå óæå íà÷àëè ðåôîðìèðîâàòüñÿ, íî ðåôîðìû íå áûëè çàâåðøåíû, ÷òî ïðèâåëî òîëüêî ê ÷àñòè÷íîìó óëó÷øåíèþ áåç âûãîäû äëÿ ÷àñòíîãî ñåêòîðà.
Ñîîáùàåòñÿ, ÷òî ãëàâíûì ïðèíöèïîì ðåàëèçàöèè ïðîãðàììû ÿâëÿåòñÿ íàëàæèâàíèå îáðàòíîé ñâÿçè ñ ÷àñòíûì ñåêòîðîì â ïðîöåññå ïðîâåäåíèÿ ðåôîðì, òåì ñàìûì îáåñïå÷èâàÿ àêòèâíîå ó÷àñòèå è âîâëå÷åíèå ïðåäñòàâèòåëåé ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé ñðåäû íåïîñðåäñòâåííî â ïðîöåññ ðåôîðìèðîâàíèÿ.
Ïðîãðàììà ïî ðàçâèòèþ ÷àñòíîãî ñåêòîðà â Êûðãûçñêîé Ðåñïóáëèêè íà 2015-2017 ãîäû ïîäãîòîâëåíà ìèíèñòåðñòâîì ýêîíîìèêè ÊÐ ïðè òåõíè÷åñêîé ïîääåðæêå Âñåìèðíîãî Áàíêà, ñîäåéñòâèÿ ïðîåêòà «Èíèöèàòèâà USAID ïî ðàçâèòèþ áèçíåñà» è äðóãèõ ïàðòíåðîâ ïî ðàçâèòèþ. Ïðåçåíòàöèÿ ïðîãðàììû ïðàâèòåëüñòâîì ÊÐ äëÿ ïðåäïðèíèìàòåëåé è äðóãèõ çàèíòåðåñîâàííûõ ëèö ñîñòîèòñÿ â íà÷àëå àïðåëÿ 2015 ãîäà».
Ðàçâèòèå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà âîçìîæíî ëèøü ïðè íàëè÷èè ïîëèòè÷åñêîé âîëè ãîñóäàðñòâà ñôîðìèðîâàòü íåîáõîäèìûå äëÿ ýòîãî ñîöèàëüíûå, ýêîíîìè÷åñêèå, ïðàâîâûå, ïîëèòè÷åñêèå è äðóãèå óñëîâèÿ. Ðåøåíèå ýòîé çàäà÷è âîçìîæíî ëèøü ïðè ñîçäàíèè íà ãîñóäàðñòâåííîì, ðåãèîíàëüíîì è ìóíèöèïàëüíîì óðîâíÿõ ñïåöèàëèçèðîâàííîé, öåëîñòíîé èíôðàñòðóêòóðû ïîääåðæêè è ðàçâèòèÿ ìàëîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà è âûäåëåíèÿ àäåêâàòíûõ ýòîé çàäà÷å ôèíàíñîâûõ, îðãàíèçàöèîííûõ è èíûõ ðåñóðñîâ.
Ëèòåðàòóðà
https://kyrtag.kg/news/pravitelstvom-kr-utverzhdena-programma-po-razvitiyu-chastnogo-sektora-na-2015-2017-gody/
https://www.aup.ru/books/m67/1.htm
https://inter.kg/sobytiya-dnya/2472-kyrgyzstandagy-e1187-bay-100-adamdyn-tizmesi-menen.html
ÑËÎÂÎ ÇÀ ÑËÎÂÎ. Êûðãûçñòàí è Òàìîæåííûé ñîþç: ïåðñïåêòèâû è îæèäàíèÿ
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru