Расчет бюджетной эффективности бизнес плана

Бюджетная эффективность — относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат. [1]
Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности[править | править код]
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
- притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
- платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
- комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.
К оттокам бюджетных средств относятся:
- предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Отдельно рекомендуется учитывать:
- налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
- государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.
Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.
При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.[2]
Учет затрат и выгод общества[править | править код]
При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:
- прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
- изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
- выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
- выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.
По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.
Показатели бюджетной эффективности[править | править код]
Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).
Методы оценки бюджетной эффективности[править | править код]
Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия
либо финансово-экономического обоснования. Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету.
См. также[править | править код]
- Оценка регулирующего воздействия
- Финансово-экономическое обоснование
Примечания[править | править код]
Автор статьи:
Основатель Projectimo.ru
Свежие публикации автора:
Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.
Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?
Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.
Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.
Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:
- налоги, пошлины, сборы;
- социальные отчисления от заработной платы;
- дотации;
- гарантии;
- субсидии, субвенции, трансферы;
- налоговые льготы в разнообразных формах;
- доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
- доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.
Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.
Показатели бюджетной эффективности
Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:
- с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
- без участия субъекта Федерации;
- бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
- бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).
Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.
Формула расчета притока денежных средств от реализации проекта
В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.
Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.
Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.
Формула бюджетного эффекта инвестиционного проекта
Формулы локальных показателей бюджетной эффективности проекта
Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.
Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.
Чтобы понять, в какое предприятие выгоднее вкладывать средства, нужно сравнить имеющиеся проекты. Поскольку для разных видов бизнеса планы могут очень сильно отличаться и по объему, и по характеристикам, нужны конкретные данные, выраженные в числах, не зависящие от вида деятельности предприятия и от его масштаба – показатели эффективности бизнес-плана.
Виды показателей
Критериев, по которым можно сравнить разные типы бизнеса, довольно много. Они отличаются направленностью и методами оценки. Чтобы определить социальную и экономическую значимость, берутся такие показатели, как количество новых рабочих мест, размер средней заработной платы, количество налогов, отчисляемых в бюджет.
Для производственных предприятий проводится оценка влияния на экологию региона. Делается и анализ восприимчивости предприятия к разным неблагоприятным факторам.
Финансовые показатели
Но прежде нужно определить финансовую эффективность. Именно она позволит сделать вывод о прибыльности и безопасности вложения средств и в итоге решит, быть предприятию или не быть.
Инвесторы и бюджетные организации, решающие вопросы финансирования нового предприятия, сначала смотрят на такие показатели, как соотношение собственных и заемных средств, срок окупаемости проекта. По этим данным делается первоначальный вывод, стоит ли вообще рассматривать предприятие как объект инвестирования.
В идеале проект должен содержать раздел, в котором и рассчитываются такие финансовые показатели бизнес-плана, как точка безубыточности, рентабельность, чистый дисконтированный доход и другие.
Вводные данные
Чтобы рассчитать экономические показатели эффективности бизнес-плана, потребуются данные о затратах на производство (постоянных и переменных), предполагаемый объем выручки от реализации.
Статьи расходов, никак не зависящие от объемов производства, относятся к разряду постоянных затрат. Например, помесячная арендная плата за помещение, оборудование, обязательные выплаты по кредиту, зарплата постоянным сотрудникам.
Переменные затраты – это расходы на закупку товаров, сырья, топлива, оплату труда работников. При нулевом значении переменных затрат производство останавливается.
Точка безубыточности
Сколько продукции нужно произвести и реализовать, чтобы все расходы были покрыты доходами от выручки, показывает точка безубыточности. Выражается она в единицах продукции или в денежном эквиваленте. При превышении этого значения предприятие начинает получать прибыль. Чем ниже этот показатель, тем конкурентоспособнее производство.
Чтобы вычислить точку безубыточности, нужно составить уравнение, в котором постоянные затраты равны валовой прибыли (стоимость единицы продукции с учетом переменных затрат), умноженной на искомое количество продукции:
C= nх(Ц-П),
где C – постоянные затраты,
n – количество продукции,
Ц – стоимость единицы продукции,
П – затраты на единицу продукции.
Очевидно, что точка безубыточности будет равна:
n=C/Ц-П
Умножив это значение на стоимость единицы продукции, получим показатель в денежном эквиваленте. Другое название точки безубыточности – порог рентабельности.
Рентабельность
Основные показатели бизнес-плана включают и понятие рентабельности. Это наиболее обобщающая характеристика, она показывает отношение полученной прибыли к величине вложенных в дело средств. Выражается в процентах, может быть рассчитана за произвольный период, обычно это месяц, квартал и год.
Общая рентабельность производства вычисляется по формуле:
Р=П/(ОФ+ОС)х100%
где Р – рентабельность,
П – сумма прибыли,
ОФ и ОС – стоимость оборотных фондов и основных средств соответственно.
Чтобы увидеть, приносит ли прибыль определенный вид продукции, можно вычислить коэффициент его рентабельности:
Рп=(П/Сп)х100%,
где Сп – полная себестоимость продукции,
П – полученная прибыль от его реализации.
Запас финансовой прочности
Зная, где находится порог рентабельности, можно вычислить следующий показатель эффективности – запас финансовой прочности. Он определяет уровень, до которого сокращение объемов производства будет безубыточным.
Чтобы его найти, отнимем от текущего объема производства показатель объема продаж в точке безубыточности. Чем больше это значение, тем устойчивее предприятие.
Чистый дисконтированный доход
Еще один базовый показатель проекта – чистый дисконтированный доход, с его помощью рассчитываются другие величины. Перед тем как его рассчитать, определим понятия денежного потока и ставки дисконтирования.
Денежный поток
Cash Flows (CF) или денежный поток – важнейшее понятие современного финансового анализа, означает количество денежных средств, которым располагает предприятие в данный момент времени. Может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Чтобы найти его, нужно из притока средств (Cash Inflows) отнять отток (Cash Outflows):
CF=CI-CO.
Ставка дисконтирования
Со временем стоимость денег меняется, причем чаще в меньшую сторону. Поэтому для оценки будущих денежных потоков применяется переменная величина, зависящая от многих факторов, – ставка дисконтирования. С ее помощью инвестор переоценивает стоимость будущего капитала на текущий момент. Для вычисления ставки дисконтирования существует несколько методов: какой из них выбрать, зависит от типа поставленной задачи.
Формула ЧДД
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) – показывает эффективность вложения инвестиции в проект, равен сумме дисконтированных значений потока платежей, приведенных к сегодняшнему дню:
где NVP – английский вариант названия ЧДД,
t=(1,…, N) – годы жизни проекта,
CFt – платеж через t лет,
IC – начальная инвестиция,
i – ставка дисконтирования.
Чем больше показатель ЧДД, тем привлекательней проект. При отрицательном ЧДД проект снимается с рассмотрения как бесперспективный.
Внутренняя норма доходности
Когда ЧДД равен нулю, речь идет о состоянии равенства между потоком поступлений и затратами. Это дисконтированная точка безубыточности или внутренняя норма доходности.
Индекс прибыльности
Зная ЧДД и сумму первоначальных затрат Со, можно рассчитать еще один показатель эффективности проекта – индекс прибыльности (PI). Он равен отношению этих величин:
PI=NVP/Co
и показывает относительную прибыльность проекта на единицу вложений.