Рабочая программа по курсу бизнес план
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 100000 «Сфера обслуживания» по специальности среднего профессионального образования: 080114 Экономика и бухгалтерский учет.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
преподаватель экономических дисциплин Туровская Н.Ю.
Зам. директора по учебной работе ______________________
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Бизнес-планирование» дисциплина входит в профессиональной цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе лекций 50 часов, практики 18 часов; самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в бизнес — планирование
18
Тема 1.1.Бизнес – планирование как элемент экономической политики организации
Роль, место и значение бизнес-планирования в управлении организацией (предприятием). Планирование как наука, вид деятельности и искусство. Сущность и структура объектов планирования в организации. Возможность и необходимость планирования в условиях рыночных отношений. Предмет планирования.
4
1,2
Тема 1.2.Структура и функции бизнес — плана
Формы планирования и факторы, влияющие на выбор форм планирования. Основные виды и типы бизнес-планов. Структура, функции и содержание разделов бизнес-планов. Требования к разработке бизнес-планов. Информационное обеспечение бизнес-планирования.
8
1,2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).
Работа с нормативными актами (ГК РФ, законы и постановления РФ), с учредительными документами предприятий.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя,
Подготовить схему — конспект по теме: виды планирования
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Развитие малого бизнеса в Москве
2.Отличительные особенности организационно-правовых форм предприятий
3.Виды предпринимательства.
6
2,3
Раздел 2.Основные элементы бизнес — планирования
24
Тема 2.1. Стратегическое и инвестиционное планирование
6
Понятие и экономическое содержание стратегического планирования. Понятие и классификация стратегий. Цели организации (предприятия). Инвестиционный план. Диаграмма GANTT. Бюджет инвестиционных затрат.
1
Практическое занятие № 1. Описание отрасли, предприятия, продукта
2
2
Тема 2.2. Финансовое планирование
Назначение и структура основных документов финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS и GAAP). Технология финансового планирования. Методика расчетов и структура основных документов финансового плана (план прибылей и убытков, план движения денежных средств, план балансов, план распределения прибыли) проектов. Стратегия финансирования инвестиционного проекта.
6
1,2
Практическое занятие № 2. Анализ рынка сбыта и маркетинговый план
2
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).
Работа с нормативными актами (ГК РФ).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Назначение стратегического планирования
Содержание инвестиционного и финансового планов
Бюджетирование на предприятиях
8
2,3
Раздел 3. Технология бизнес — планирования
60
Тема 3.1. Моделирование бизнес — процессов
Основные технологические процессы бизнес-планирования. Техническое задание и календарный план на разработку бизнес-плана. Особенности разработки моделей бизнес-процессов (информационных, материальных и финансовых потоков). Назначение программ серии Expert (Audit Expert, Sales Expert, Marketing Expert, Forecast Expert, Project Expert).
6
1,2
Практическое занятие № 3. Организационный план
2
2
Тема 3.2. Финансовое моделирование и стратегия финансирования проекта в системе Project Expert
План продаж. План производства. План прямых затрат на производство и реализацию продукции. План коммерческих затрат. План затрат на управление. План инвестиционных затрат (график работ и диаграмма GANTT). Влияние условий оплаты, инфляции и налогообложения на результаты расчетов. Методы контроля правильности построения финансовой модели.
6
1,2
Практическое занятие № 4. Производственный план
Практическое занятие № 5. Финансовый план
2
2
2
Тема 3.3. Анализ результатов и оценка рисков проектов
Оценка и анализ эффективности инвестиционных проектов. Оценка и анализ ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости и рентабельности и т.д. Анализ безубыточности. Статистический и сценарный анализ.
6
1,2
Практическое занятие № 6. Риски и гарантии
Практическое занятие № 7. Подготовка презентации бизнес-плана
2
2
2
Тема 3.4. Оформление бизнес – плана, презентации и инвестиционные предложения
Оформление разделов бизнес-плана, презентации и инвестиционного предложения.
6
1,2
Практическое занятие № 8. Презентация бизнес-плана
4
2
Дифференцированный зачет
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий (по вопросам к разделам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите, подготовка к защите бизнес-проекта.
Решение задач на расчет точки безубыточности, рентабельности, коэффициента финансовой устойчивости
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Современные средства презентации
Информационные технологии в бизнес-планировании.
20
2,3
102
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127-ФЗ
2. Экономика предприятия. Под ред. д.э.н. А.Е.Карлика. Инфра-М, 2012г.-432с
3. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) — М.: Финансы и статистика, 2012г.-576с.
Интернет ресурс:
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умение определять организационно-правовые формы организаций
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся,
Умение планировать деятельность организации
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, опроса
Умение использовать вычислительную технику для обработки плановой информации, использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, подготовке презентаций
Умение заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий
Умение рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Умение находить и использовать необходимую экономическую информацию
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий
Знание основных принципов и методов планирования
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций
Знание структуры и функций бизнес-планов
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий (разделов бизнес-плана), опроса, тестирования
Знание базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ по бизнес-планированию
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении индивидуальных заданий по бизнес-планированию, создания компьютерных презентаций
Знание требований инвесторов к разработке бизнес-планов
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Формой итогового контроля является дифференцированный зачет.
Рабочая программа элективного курса «Организация и бизнес-планирование собственного дела» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания обществоведческого образования в школе. В основу программы положены основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».
Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством, менеджментом, маркетингом, финансовой и инвестиционной деятельностью.
Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. Движение России к прогрессу будет эффективным, если наряду с крупными предприятиями в полную мощь заработают малые, частные, индивидуальные. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. Но для этого их надо готовить к участию и в большом и в малом предпринимательстве. Переход России рыночным отношениям потребовал от современной школы большой работы по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно — нравственным, творческим началом и экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально — трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.
Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Основой для получения знаний по основам предпринимательского права, в рамках данного элективного курса, является научно-практическое пособие доктора технических наук, профессора, А. М. Каунова «Организация и бизнес-планирование собственного дела».
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Цель курса:
Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.
Задачи курса:
- Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
- Повысить экономическую грамотность и предпринимательское самосознание;
- Активизировать мотивационную установку учащихся к предпринимательской деятельности;
- Сократить разрыв между теорией и практикой в экономическом образовании молодежи, через овладение знаниями и опытом в сфере предпринимательской деятельности;
- Обучение партнерству, воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, честности, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.
Ожидаемый результат:
Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая позволит:
Изучить:
- экономику малого бизнеса;
- секреты малого бизнеса;
- особенности управления на средних предприятиях;
- особенности отдельных видов деятельности малых и средних предприятий;
- основы государственного регулирования малого бизнеса;
- возможности финансирования и инвестирования предпринимательской деятельности;
Понимать:
- экономическую роль предпринимательства;
- характерные черты и качества предпринимателя;
- сущность планирования;
- понятия дохода, затрат, прибыли;
- назначение бизнес-плана;
- технологию составления бизнес-плана;
- финансовые механизмы поддержки предпринимательства;
- национальные особенности государственного контроля;
Анализировать:
- исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
- качества личности необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
- новые возможности предпринимательства;
- структуру бизнес-плана;
- особенности российской системы налогообложения;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эффективного планирования своей деятельности;
- для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни;
- для действия в соответствии с личной и общественной выгодой;
- для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
- для эффективной работы в команде;
Изучение элективного курса ««Организация и бизнес-планирование собственного дела» предполагает итоговую форму аттестации в виде защиты социальных проектов по выбранным заранее темам курса. Для получения положительной оценки по итогам курса необходимо: непосредственное участие в социальном проекте, двух ролевых играх, написание эссе, составление опорных схем по одной из тем курса.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теор. | прак.т. | |||
1 | Введение в экономику свободного предпринимательства. | 1 | 1 | ||
2 | Рынок — среда существования предпринимателей | 1 | 1 | Создание презентации «Организационно – правовые формы бизнеса» | |
3 | Роль предпринимательства в российской экономике. Его виды и организационно-правовые формы | 1 | 1 | ||
4 | Предпринимательство — основные принципы, стратегия и технологические этапы деятельности | 1 | 1 | ||
5-6 | Общие предпосылки и процедура создания собственного дела | 2 | 1 | 1 | Оформление кластера «Условия эффективности малого предпринимательства», тренинг |
7 | Как искать свою нишу на рынке? | 1 | 1 | ||
8 | Возможные источники и методы выработки предпринимательских идей | 1 | 1 | Разработка опорных схем, заполнение таблиц, составление памятки «Успех моего бизнеса», деловая игра | |
9-10 | Бизнес-планирование — новое явление в экономике России. | 2 | 1 | 1 | Разработка бизнес-плана |
11 | Важнейшие этапы в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | Деловая игра «Заключаем контракт» | |
12 | Как исследовать потенциальный рынок? | 1 | 1 | ||
13 | Составляющие исследования рынка | 1 | 1 | Анализ схем | |
14 | Первоначальная оценка стартового капитала и упрощенные методы проработки предпринимательской идеи | 1 | 1 | ||
15-16 | Прогноз прибылей и убытков будущей фирмы | 2 | 2 | Разработка опорных схем, заполнение таблиц, | |
17-18 | Составление сметы | 2 | 1 | 1 | |
19- 20 | Финансовый план движения денежных средств при оценке перспективности идеи создания собственного дела | 2 | 1 | 1 | Заполнение таблиц с использованием методики SWOT-анализа |
21 | Маркетинг в деятельности предпринимателя | 1 | 1 | Анализ диаграммы «Круговая сегментации потребителей» | |
22 | Содержание, сущность, основные принципы и концепции маркетинга | 1 | 1 | Анализ диаграммы «Маркетинговая стратегия» | |
23 | Основные правила разработки и вывода товара на рынок. | 1 | 1 | Приемы расчетов сопоставления текущей стоимости PV и будущей стоимости FT. | |
24 | Жизненный цикл товара | 1 | 1 | ||
25-26 | Менеджмент в деятельности предпринимателя. Основные понятия, цели, задачи, принципы | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Учимся вести переговоры». |
27 | Основные понятия, цели, задачи, принципы менеджмента | 1 | 1 | ||
28 | Управление финансами малого предприятия и налогообложение | 1 | 1 | Дискуссия «Малый бизнес – гарантия стабильности общества» | |
29 | Правовое обеспечение предпринимательства | 1 | 1 | Изучение правовых документов, решение практических проблемных задач | |
30 | Возможные предпринимательские риски и меры борьбы с ними | 1 | 1 | ||
31-32 | Моделирование предпринимательской деятельности по организации собственного дела «Шаг за шагом» — упражнение-тренинг | 2 | 1 | 1 | Защита социальных проектов «Проблемы малого бизнеса в моем городе» |
33 | Резерв | 2 | |||
Итого | 34 |
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации.
- Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
- Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004.
- Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
- Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
- Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
- Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы (в комплекте с компакт-диском). М., 2007.
Ресурсы интернет — сети
www.delovoy.spb.ru — сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу
www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»
www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»
www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»