Производство авиамоделей бизнес идея
Илья Лесничий (26 лет) увлекся судомодельным спортом еще в первом классе. Будучи студентом, он стал преподавателем судомодельного кружка во Дворце творчества юных, а в 24 года открыл собственную компанию — ООО «Пингвин Хобби Маркет» по производству и продаже радиоуправляемых самолетов, лодок и машин.
«Перед тем как открыть свою компанию, я 7 месяцев работал продавцом-консультантом в магазине у конкурента, чтобы выяснить, как и что продается, откуда брать товар и какую выручку можно получать», — рассказывает молодой человек. По его словам, он решил монетизировать свое хобби после того, как его первый бизнес — клининговая компания LVR (в партнерстве с Евгением Веселовым) — перестала требовать пристального контроля.
Илья основал «Пингвин Хобби Маркет» в 2010 году. Соучредителем выступил Николай Мнев, владелец компании «Мнев и К», производящей резиновые лодки и катера.
Название компании выросло из сленга, принятого в судомодельном кружке Дворца творчества юных, — пингвинами (то есть нелетающими птицами) называют всех новичков. По словам Ильи, имя не самое удачное для рекламы, но зато запоминается с первого раза.
Вначале было много ошибок. Первый магазин — на пл. Калинина — потребовал инвестиций в размере 3,5 млн рублей (личные средства Ильи и Николая). Однако, проработав полгода, он закрылся. «Мы выбрали неправильное место — промзона далеко от метро. Мы искали хорошие условия по аренде, но не подумали о покупателях», — признается Илья.
Тогда он кинулся в другую крайность и открыл магазин на Большом пр. Петроградской стороны. Он закрылся спустя 3 месяца с большими убытками: продажи так и не смогли покрыть аренду.
Сейчас в Петербурге работает семь торговых точек «Пингвин Хобби Маркет» в различных торговых комплексах (в декабре откроется новый магазин).
Товар приходится покупать по предоплате и самостоятельно везти его из США, Китая, Европы, Кореи и Тайваня. Оборот одного магазина — около 1 млн рублей в месяц.
По словам Ильи, у компании довольно долгое время были проблемы с позиционированием — радиоуправляемыми моделями интересуются как профессионалы, так и любители разного уровня.
Илья называет рынок диким: «В 2008-2009 годах можно было заработать большие деньги на оптовых поставках моделей из Китая». Сейчас оптовая торговля приносит компании 1,5-2 млн рублей в месяц. По его словам, в России всего три крупных производителя радиоуправляемых моделей самолетов и автомобилей.
В свое время Илья тоже пытался наладить собственное производство — двигателей внутреннего сгорания для радиоуправлемых моделей. «Мы бросили много сил и 4-5 млн рублей, но не учли, что двигатели, которые нравятся нам, как профессионалам, не востребованы на массовом рынке, — рассказывает Илья. — Модели с двигателями внутреннего сгорания быстро развивают большую скорость, но очень сложны для управления». Двигатели даже экспортировались в США, однако в итоге производство было заморожено.
В Петербурге с розницей работает 10 компаний. Всего объем рынка в розничном сегменте составляет 40 млн рублей в месяц, в оптовом — 20 млн рублей в месяц.
Как рассказывает председатель Федерации авиамодельного спорта Петербурга Василий Лукашов, первый магазин радиоуправляемых моделей был открыт в городе в 2000 году. Это была компания «Планета Хобби», которая до сих пор считается крупным игроком в Петербурге и крупнейшим оптовым поставщиком в стране. Среди других конкурентов: сеть «Хобби Остров» (два магазина в Петербурге и один в Магнитогорске) и «Той энд Хобби» (один магазин).
«Начинающей компании обязательно нужно привлечь моделистов, — считает Василий Лукашов. — Им нужно предоставлять узкоспециализированные вещи, которые продаются не массово, но именно моделисты — наиболее благодарная и постоянная часть клиентов».
По оценкам Василия Лукашова, в Петербурге 100-150 таких специалистов, которых необходимо зацепить, чтобы запустить сарафанное радио. При этом он добавляет, что на одних моделистах построить бизнес невозможно и надо ориентироваться на простых людей, которым необходимы готовые решения под ключ: недорогие решения из так называемого подарочного сегмента.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Для кого-то хобби – это несколько часов жизни «для себя», занятие любимым делом после долгого рабочего дня и по выходным. А у кого-то получается сделать хобби не только источником вдохновения, но и приносящим удовольствие и доход бизнесом. Краснодарец Максим Плешаков с детства мечтал об авиации, но мечта о небе не воплотилась из-за высокого роста. Но однажды он решился и соединил детскую мечту, любовь к небу и свои деловые качества – и открыл в родном городе авиамодельную студию. О том, как заработать на обучении детей авиамоделированию, Максим Плешаков рассказал порталу Biz360.ru.
Досье
Максим Плешаков, 25 лет, предприниматель из Краснодара, основатель сети студий авиамоделирования
FLYcraft. Закончил Кубанский государственный университет физкультуры, спорта и туризма. В 2016 году создал авиамодельную студию FLYcraft, которая за два года выросла в сеть из пяти заведений.
«Мечтал стать лётчиком»
Первые в жизни деньги я заработал в десять лет. Сосед предложил вынести строительный мусор. Нас было несколько пацанов. Деньги поделили, я на свою долю, рублей десять-пятнадцать, купил булку хлеба. Не то чтобы дома не было хлеба, просто я ничего другого не придумал. А товарищ купил бутылку пива! Нам интересно было попробовать. Но он не знал, как открывать. Пробовал так, этак, и, в конце концов, разбил! Так обидно было… Но, видимо, судьба была против того, чтобы мы так рано попробовали алкоголь.
Мне с детства нравились самолёты, я хотел стать лётчиком, обнимать небо. Но оказалось, что с моим ростом – 194 см – в лётчики не берут. Врач сказал, что я не влезу в самолет. Мечта разбилась, и по окончании школы мне было совершенно всё равно, куда поступать. Я накопировал документы, подготовил полтора десятка комплектов, разослал их везде. Но однажды сильный ливень загнал меня в Кубанский госуниверситет физкультуры, спорта и туризма. Смотрю – кругом замечательные люди. А мне же всё равно. Я отдал документы на специальность «социально-культурный сервис и туризм». И неожиданно поступил на бюджет. Учился на режиссёра, меня это так увлекло, что я закончил вуз с красным дипломом.
С 17 лет я начал зарабатывать. В университете полдня занятия, полдня — свободен. Вот в это время я работал. Первая работа — в рекламной компании, сначала монтажником, потом супервайзером. Однажды знакомый позвал на шабашки по наружной рекламе. У меня папа рано умер, но были дедушки, так что руками я умею работать. В 18 лет освоил сварочный аппарат. Первое, что сделал – сварил своей девушке розу…
В 18 лет я сдал на права и купил машину. Ну, как машину – «Жигули»-шестёрку за сорок тысяч. Но, так или иначе, это совсем другой уровень свободы и возможностей. Ты больше успеваешь – во всех смыслах. А мне нужно было успевать: кроме наружной рекламы, я уже занимался ивентами, анимацией – вёл мероприятия, работал декоратором.
Я брался за всё. Предлагали работу, и даже если я был в ней не очень компетентен, то максимально быстро пытался обучиться. Есть интернет, есть голова на плечах. Брал, учился, делал. Я много чему учился помимо вузовской программы. Осваивал компьютерные программы для работы с разными видами графики, видео, музыки — Photoshop, CorelDRAW, это мне очень помогло.
В 19 лет я начал снимать квартиру, жили вдвоём с моей девушкой Галиной, с которой мы и сейчас вместе. Самостоятельная жизнь – сильная финансовая мотивация. Было стрессово, потому что никогда нельзя было предсказать доход. Но жили, в долги не влезали, и поездить позволяли себе.
В 2014 году я совершил один из первых реально коммерческих шагов: в апреле купил плоттер — и наделал наклеек к 9 мая. Сам нарисовал их на компьютере, нарезал на плоттере, развёз по магазинам. Это был последний год, когда такие наклейки не делали централизованно. И я заработал. Плоттер стоил 23 тысячи, стоимость расходников не помню сейчас, но на этих наклейках за месяц чистыми вышло около 20 тысяч рублей. Так я увидел, что не боги горшки обжигают. И понял, что хочу заниматься бизнесом и что я к этому готов.
В 2015 году выдался очень удачный декабрь. Я монтировал новогодние декорации в торговых центрах, ездил в Сочи работать Дедом Морозом и аниматором. Когда приходил домой, складывал деньги в определённую коробочку, и даже не считал. И вот наступил январь. Я достал коробочку, посчитал – оказалось около 70 тысяч рублей. Я решил, что надо что-то думать. На тот момент у меня имелись две идеи: или цех по производству декораций или авиамодельный кружок.
«Открыл ИП – чтобы не дать задний ход»
На последнем курсе университета я познакомился с несколькими парнями – совпали интересы к авиации. Вечерами мы обдумывали идею авиамодельного кружка – сидеть и в своё удовольствие клеить модели. Очень аморфная идея была. Потом появился один человек — Владимир Прасолов, он нас организовал, и мы стали работать. Но я тогда не воспринимал это всерьёз – для меня авиамоделирование было досугом, а не бизнесом. Релаксом после того, как я отработаю в ивенте, в рекламе и ещё на десятке других работ. Заработок там имелся, но очень небольшой – я тратил два дня в неделю, а зарабатывал самое большее 4-5 тысяч рублей. В то же время я в своём гараже делал декорации на заказ, и мог заработать до 80 тысяч рублей с заказа.
Понятно, что монетизация цеха по производству декораций выглядела проще, чем монетизация авиамодельного кружка. Я даже уже прорисовал логотип своего цеха. Несколько дней у меня были качели – взвешивал «за» и «против». Но авиация всё же перетянула…
Почему всё-таки авиамодельная студия? Я знал, что спрос будет, будут клиенты. В 2012-2014 годах я работал в детских лагерях вожатым, понимал, что работа с детьми мне нравится и что у меня получается найти с ними общий язык. Если говорить об экономике, то мне казалось, что точка безубыточности будет не за горами, тем более, если работать самому.
Я поехал в район, где хотел открыться, посчитал дома, прикинул, сколько квартир, сколько детей, сколько из них мальчики, сколько из них того возраста, который нужен мне – от семи до пятнадцати лет. В общем, провёл простейший мониторинг. Не помню конечную цифру, но, во всяком случае, я решил, что работать можно.
После этого первым делом открыл ИП. Во многом для того, чтобы я уже не мог дать задний ход. Я мог сам перегореть, мог послушать кого-то из своего окружения, кто бы сказал: «Да ты фигнёй занимаешься». Чтобы этого не случилось, я подал документы на ИП, и стал искать помещение. Нашёл, отдал за него больше половины имеющихся денег, потому что пришлось заплатить залог за первый и последний месяцы. Через интернет нашёл столы, закупил материалы.
70 тысяч рублей, конечно, не хватало, да я ещё и много ошибок совершил. Например, 11 тысяч потратил на рекламу в лифтах. Решил, что это классно, то, что надо. Заказал хороший дизайн, сделал листовки А-4. Расклеили – и этот рекламный канал почти ничего не дал. Ни тогда, ни потом. Было очень обидно.
А ещё сделал баннер полтора на полтора метра с надписью вроде «Авиамоделирование! Приходи!» Идея была простая: подъезжаю на машине в людное место, ставлю баннер на машину. Напечатал, сделал сварную конструкцию. У меня уже была «Дэу Нексия». В багажнике сделал дырки для крепления. И вот поехал в первый раз, остановился у школы, пошёл погулять, а мне уже звонят. Думаю: «Вот как здорово реклама работает!» А это охранник школы, говорит: «Машину убирайте, а то мы ГИБДД вызовем». В конечном итоге этот баннер нам вообще ни одного клиента не привёл.
Оказалось, что лучше всего действует жёсткий офлайн — ходил по улицам, общался с родителями напрямую.
С февраля 2016 года я начал занятия. Первый месяц закончил в ноль – заработал на аренду, на расходники. Второй – уже маленький плюс. С учётом того, что я всё делал сам, цену абонемента держал очень низкую — 2,5 тысячи рублей, и себе почти ничего не брал. Но через четыре-пять месяцев экономика студии стала улучшаться. Мы стали расти.
«У нас чистое техническое творчество»
Родители, когда звонят, спрашивают: «А вы из наборов самолёты собираете?» Нет. Мы противопоставляем себя тому же «Лего». Там, возможно, есть творчество, но нет конструирования. А у нас именно конструирование, чистое техническое творчество, всё сами.
Основа концепции проекта, его миссия и философия – научить детей работать с материалом. Вот приходит мальчишка семи лет и на пробном занятии делает самый простой самолёт – из пенопласта, используя только линейку, ручку и нож. Это метательная моделька: бросил — полетела. Ребёнок должен понять, как самолет устроен, почему он летит. Как работать с инструментом, интересно ли ему это?
На пробном занятии половина отсеивается. А дальше действуют разные факторы. Главный – экономический. В сознании родителей основные кружки – это английский, плавание и, например, тхэквондо. А нашим кружком детей часто наказывают: «Тройку получил – на авиамодельный ходить не будешь!» Это с одной стороны.
А с другой, современные дети живут в эпоху, когда происходит много интересного, и это интересное требует минимального вложения энергии – посмотреть видео, поиграть на компьютере. А тут хобби, которое требует усидчивости, сил, интеллекта… Если ты ребёнку дашь крыло и скажешь, что его надо месяц наждачкой шлифовать, он через две недели скорее всего уйдёт. А у нас всё же бизнес-структура, и мы хотим расширять свою целевую аудиторию. Поэтому наша стратегия: всё должно быть по-современному, в формате шоу, развлечения, быстро. Чтобы было классно.
У нас в студиях звучит рок. У нас своего рода мужской клуб. Пришли мужчины – и точат, сверлят, клеят, чертят
У нас есть программа, рассчитанная на полгода, за этот срок ребёнок, если он хорошо ходит и занимается, от пенопластового самолета, постепенно усложняя, доходит до радиоуправляемых моделей. Наша задача – научить детей проектировать, делать и пилотировать радиоуправляемые модели самолетов. И ремонтировать их – потому что пилотирование не сразу даётся.
Конечно, многое зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Мальчишка двенадцати лет — это уже взрослый парень, и если он хорошо ходит, ему нравится, то до радиоуправляемого самолёта он дойдёт месяца за четыре.
Хочется пойти дальше – до ракетостроения. Но тут есть вопрос — топливо. Давать ли детям готовое, или же варить сахарное топливо в студии? Понятно, что детям будет безумно интересно варить топливо. Но… Вот сейчас я спрашиваю родителей, как они к этому относятся. Пока мнения разделились. С одной стороны, это классно, с другой – это опасно. И мы сами пока ещё не придумали, как быть. В общем, тут сложно. Особенно в нашем современном мире с его гиперопекой детей со стороны родителей.
«Ребёнок порезался, кровь капает, и тут его мама заходит!»
Конечно, авиамоделизм – дело травмоопасное. У нас можно порезаться, обжечься. Случались неприятные истории — ребёнок порезался, у него кровь капает, и тут его мама заходит! И надо как-то с ней поговорить. Или один мальчик в другого бросил отвёртку, поранил. Тот, кто бросил, к нам больше не ходит.
Однажды один педагог с детьми начал мазаться клеем. Весело же! Но клей на спиртовой основе, и у одного мальчика оказалась аллергия на такой клей. Родители привели нормального ребёнка, а через час забрали опухшего. У нас жёсткий подход к таким ситуациям. Конечно, этот преподаватель был уволен.
В отношении детей у нас действует правило трёх замечаний: если ребёнок на занятии получает три замечания, то он отправляется домой. Принцип простой: если разбалуется, его уже не остановишь, а в условиях такой мастерской это опасно и для него, и для других. При этом занятие считается засчитанным.
В целом же, думаю, родители понимают, куда отдали сына. И как-то более-менее лояльно к нам относятся.
Но проблемы иногда приходят оттуда, откуда их точно не ждёшь. Звонит мама одного мальчика: «У нас такая проблема! Как начал к вам ходить, скатился на тройки. Думает только о самолётах, в тетрадках одни чертежи». Пришлось с парнем поговорить, коллективно решили проблему.
«Мастер должен быть адекватным. Остальному научим»
Найти хороших сотрудников очень сложно. Самый главный критерий – быть нормальным живым адекватным человеком. Всему остальному научим. Однажды взяли девятнадцатилетнего парня, он ничего не умел, но я увидел в нём потенциал, и сейчас, спустя два года, это один из лучших педагогов.
Преподаватели у нас только мужчины. Сейчас много неполных семей, где мальчишка растёт без отца. У меня самого рано умер отец, в нашем классе только у троих-четверых были полные семьи. Не то чтобы наши мастера ребятам вместо отцов. Но что-то объяснить, рассказать, подсказать, поддержать – такое бывает часто.
У ребят постарше уже дела сердечные. Помладше – в основном, проблемы в школе: взаимопонимание с одноклассниками, успеваемость. Мы быстро находим общий язык, потому что и я, и мастера – ещё молодые люди. У нас схожие интересы, мы ещё недавно играли в те же компьютерные игры, в которые мальчишки играют сейчас.
Общение у нас очень живое. Приходится себя контролировать. Например, мы в нашем детстве занимались опасными вещами – делали бомбы, взрывали что-то. И большое искушение рассказать пацанам… Это же круто. И они же просят. Но в таких случаях за язык себя хватаешь.
FLYcraft в цифрах
Если говорить о цифрах, то они таковы. Сейчас у нас пять филиалов в Краснодаре. Филиалы – наша стратегия. Ждать, что детей будут возить к тебе со всего города, бессмысленно – не будут. Родители и так загружены. Поэтому мы в прямом смысле пошли навстречу клиентам.
Помещения арендуем. Площадь студий – в среднем 30 квадратных метров. Недавно я для себя поднял психологическую планку стоимости аренды в два раза. Наши помещения обходятся нам в суммы от 12 до 26 тысяч рублей в месяц.
У нас занимается около 150 детей в возрасте 7 до 13-14 лет. В основном, понятно, мальчишки, но есть и девчонки – процентов двадцать. Кто-то приходит один раз в неделю, кто-то – четыре раза. Занятие продолжается 60-90 минут. Разовое занятие стоит 500 рублей. Абонементы продаются на месяц: 2000 рублей за месяц – по одному занятию в неделю, 3500 – по два, 4800 – по три посещения в неделю. Стоимость абонементов ниже, чем у других технических кружков в городе. Хотя, конечно, нам хочется быть экономически более целесообразными. Оборот сети – около 450 тысяч рублей в месяц.
Зарплата мастеров FLYcraft – 32-33 тысячи рублей. Это выше среднего по Краснодару. Иначе людей не удержать.
Если говорить о том, как о нас узнают, то 20-30 процентов сейчас даёт сарафанное радио. Плюс рекламируем себя через разные источники: онлайн, офлайн, на мероприятиях… Волшебной таблетки, к сожалению, нет.
У меня фиксированной зарплаты нет. Уже несколько месяцев я собираюсь выплачивать себе фиксированную сумму, но каждый раз эти деньги уходят на закупку того или сего: то приёмник нужен, то пульт новый… Недавно полдня потратил, чтобы найти конденсаторы для самолета Э-1. Нашёл, купил. Дети и без этих конденсаторов к нам ходили бы, но так как я больной этим всем, то удержаться не могу.
Лошадью ходи, лошадью: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.
Автомоделирование рулит: как заработать на школе радиоуправляемых машин.