Профориентация как бизнес идея

Профориентация как бизнес идея thumbnail

Более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем. Как строится новая система профориентационной работы с детьми, рассказала руководитель направления развития подростков MAXIMUM Education Ирина Гришина

MAXIMUM Education — компания, специализирующаяся на сфере дополнительного образования школьников. Занимает четвертое место в рейтинге 35 крупнейших EdTech-проектов России по версии РБК.

По данным Атласа новых профессий, созданного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с инновационным центром «Сколково», к 2030 году появятся 186 новых профессий и 57 исчезнут. Даже такие вроде бы вечные специальности, как врач и учитель, меняются под влиянием бурного развития технологий. Как в таком многообразии ребенку выбрать, чем заниматься в будущем?

По результатам исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70% школьников не имеют представления о том, чем они собираются заниматься в жизни. И лишь 5% опрошенных уже определились с профессией. Эти цифры говорят о системной проблеме, которая должна решаться на разных уровнях: государства, рынка, общества и семьи.

Госзаказ на профессионалов

Сегодня основной вектор развития на рынке профориентации задает государство. Нехватка специалистов в конкретных областях, перекос внимания выпускников в сторону «хайповых» специальностей и повышение конкурентоспособности страны в сфере инноваций заставляют государство вкладывать бюджетные деньги в профессиональную ориентацию детей. И у него для этого есть как минимум два больших инструмента.

Самый понятный и очевидный — искусственное создание спроса на те или иные профессии путем регулирования количества бюджетных мест в высших и средних специальных учебных заведениях. Прогнозы по нехватке конкретных специалистов на горизонте от 5 до 20 лет дают возможность властям сделать обучение по проблемным направлениям максимально доступным. Напротив, переизбыток специалистов в той или иной отрасли в перспективе заставляет перераспределять бюджетные места, тем самым «отговаривая» выпускников от выбора этих направлений. Это понятный рабочий инструмент, но он не решает вопроса профессионального самоопределения отдельного человека, хоть и позволяет регулировать рынок труда.

Второй глобальный инструмент — создание и поддержка проектов, которые позволяют школьникам погружаться в различные профессии. Один из масштабных проектов — сеть технопарков «Кванториум». Это площадки дополнительного образования, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Планируется, что к 2024 году их будет 245 в 85 регионах страны, а также появятся 340 мобильных детских технопарков.

Еще один федеральный проект «Билет в будущее» помогает выявить, насколько осознанно подросток выбирает свой профессиональный путь. После прохождения тестирования школьникам предлагается поучаствовать в ознакомительных практических мероприятиях и профессиональных практикумах углубленного формата (например, экскурсии на чемпионаты профессионального мастерства и профориентационные фестивали, а также очные или онлайн-пробы с носителем профессиональных компетенций).

На региональных уровнях также развиваются различные государственные программы. Одной из них является проект департамента образования города Москвы «Профсреда», который предлагает школьнику пройти различные профессиональные пробы для получения не только гипотетического, но и практического представления о будущей работе. Площадки организованы на базах колледжей Москвы, поэтому в большей степени представлены рабочие специальности. Также в рамках проекта проводятся тренинги, мастер-классы и другие просветительские мероприятия.

Частный рекрутинг

Другой игрок — большие корпорации с их программами, нацеленными на формирование узнаваемости и построение HR-бренда у аудитории уже с подросткового возраста. В рамках своих акций, проводимых на федеральном и региональном уровнях, они не только знакомят школьников с конкретными профессиями, но и формируют желание пойти работать в конкретную компанию.

Кроме этого, есть еще и родители, которые переживают за будущее своих детей. При этом цели у них могут быть разные: одни озабочены больше выбором предметов для ЕГЭ, другие хотят помочь детям осознанно выбрать любимое дело.

В связи с этими запросами формируется рынок частных профориентационных услуг. Некоторые из них стараются последовательно развивать осознанный подход к выбору профессии, знакомя подростка с состоявшимися специалистами и профессиями, где можно применить свои качества и умения. Другие делают упор на посещение подростками компаний, банков, лабораторий, где в рамках экскурсии можно расспросить об особенностях их работы и узнать все подробности. Есть программы, заявляющие, что они готовы сделать выбор профессии за ребенка, выявив его интересы и способности, и на основе этого подобрать вузы.

Как измерить эффективность профориентации?

Измерять и оценивать эффективность использования вышеупомянутых инструментов можно с разных позиций. Иногда достаточно задать подростку несколько вопросов:

  • Какую профессию ты выбрал?
  • Что собой представляет эта профессия?
  • Почему ты считаешь, что она тебе подходит?
  • Что ты планируешь делать в ближайшее время, чтобы в дальнейшем стать специалистом в этой области?

Если он отвечает на них уверенно, и его представления соответствуют реальности, значит профориентационная работа прошла успешно. При этом важно понимать, что абсолютной уверенности в выборе на этом этапе не может быть, так как подросток в любом случае выбирает из того, с чем близко еще никогда не сталкивался, а значит, не может со 100% уверенностью сказать, что ему подходит, а что нет.

Умения или призвание

«Только 27% процентов населения России работают по специальности», — таков неутешительный итог опроса Роструда. Как же помочь своему ребенку выбрать будущую профессию? И как понять, какие знания и навыки будут актуальны к моменту, когда он начнет работать?

Большинство родителей рассуждают так: «Мы привели к вам ребенка, заплатили деньги, скажите, какой ЕГЭ сдавать и куда поступать». Это самый популярный подход, который плодит сотни микро-бизнесов с разной степенью качества, отвечающих этим потребностям.

Проблема в том, что выбор, сделанный за ребенка с помощью тестов или экспресс-консультаций, не дает ему представления о будущей профессии и его пути в ней. В результате многие бросают учебу в вузе или, окончив его, идут работать не по специальности.

Поэтому появляется спрос на другой тип профориентации — персонализированный, благодаря которой ребенок сможет узнать свои сильные стороны, интересы, сформулировать жизненные цели, и на этой основе выбрать то, чем реально хочет заниматься.

И как показывает практика современных профориентационных проектов, именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире.

Технологии будущего

Бурное развитие анализа данных, машинного обучения и других новейших технологий в образовании уже сейчас позволяет собирать и анализировать большое количество информации о каждом конкретном ученике. Цифровой образовательный след, который уже совсем скоро начнут собирать, начиная с рождения, поможет строить действительно индивидуальные образовательные траектории, опирающиеся на интересы и склонности ребенка.

Значит ли это, что уже в средних классах он будет понимать, кем станет? Пожалуй, что нет. Но, возможно, у ребенка будет перед глазами некая карта с различными траекториями его профессионального развития, а также инструментарий, позволяющий ему попробовать себя в разных сферах еще до окончания школы.

Источник

Недавно наткнулся на статью, где автор предлагает заработать тем, что проводить в школах в 9-11 классах тестирование на профпригодность. Вот с сокращениями эта статейка:

Наконец то и я увидел деньги, что находились рядышком.
    Всего в каких-то 50 метрах от моего дома. Иногда кажется, что это сон.
    А ведь я каждый день, так же как и Вы, проходил мимо них, как тот лопух.
    А надо было всего-то лишь чуть-чуть изменить мозги ( ход мыслей ).
    Вот действительно и не знаешь, где потеряешь , где найдёшь.
    Всё оказалось очень даже просто. Очень и очень просто.
       Вы так-же сможете легко сделать это.
    И вспомнил я о тестах для компьютера по профориентации.
    Тех, которые , мы будучи студентами , разрабатывали для кафедры психологии .
    Отрыл их из своих архивов.
       Вот и всё собственно.
       С той поры всё пошло по-другому.
    На работу я теперь хожу скорее по старой дедовской привычке.
    Так , больше для общения с народом.
    График достаточно свободный. Времени море.
    А после 15-00 мои девчата, студентки педвуза, занимаются тестированием    будущих выпускников.
 Всё проходит в кабинете информатики той школы, где учатся будущие выпускники.
   После обеда проходит два потока по 10 человек.
    Если кабинетов два, есть и такие школы, то в два раза больше.
    Обычно это занимает полтора-два часа на группу.
   Хотя некоторые ученики-«будёновцы» умудряются пройти тесты менее , чем за час.
    Это их личное дело.
   По итогам тестирования ученику выдаётся листок с его личными результатами.
    Стоимость тестирования для одного ученика составляет140 рублей.
    Обычно «работаем» ( мои девоньки ) сразу в двух-трёх школах .
   Одна студентка в одном компьютерном классе. Плюс школьный психолог .
   В школе 40-100 выпускников одиннадцатых классов . Иногда девятые классы «просют».
    Работы моим трём девчатам хватает. Но они не обижаются.
      Самый рабочий день-суббота.
   Бывают «пустые» дни, но очень редко.
    Как обстоятельства сложатся: праздники, школьные мероприятия, карантин и т.д..
    Школу «отрабатываем» обычно за два-четыре дня.

Выкладка за два дня работы в одной школе:
Протестировано 94 ученика ( 13169 рублей )
Школе 30% ( 4000 рублей )
Психолог 10 % ( 1320 рублей )
Девчатам 20 % ( 2660 рублей )
Подарок директору ( 620 рублей )
Остаток мне любимому ( 4550 рубликов )
Довольны ВСЕ.
Неплохо , а ? Хотите так же ?
А ведь школа не одна была в эти два дня.
Если есть желание , можете даже налоги заплатить.

Тестирование ведётся по следующим направлениям:

Опросник профессиональной готовности

Коммуникативные и организаторские склонности

Определение личностных свойств ( Г.Айзенк , детский и взрослый варианты )

Дифференциально-диагностический опросник ( полный и сокращённый варианты )

Карта интересов ( 84, 144 или 174 вопроса )

Методика Голланда

Определение направленности личности (модификация В. Смекала и М.Кучеры )

Определение структуры темперамента ( В.М. Русалова )

Реагирование на конфликтные ситуации ( К. Томас )

Уровень субъективного контроля

Методика интерперсональной диагностики Т.Лири

Тест Люшера (вегетативный коэффициент )

Тесты Амтхауэра ( логический отбор, общие черты, аналогии, классификация и т.д. )

Школьный тест умственного развития ( форма А, форма В )

       Все эти методики хорошо знакомы психологам.
Но без компьютеров и программ тестирование -это самоубийство ( харакири ).
   Все это понимают и НИЧЕГО не делают. Или НЕ ХОТЯТ, за зарплату шевелиться.
    Вот здесь и появляетесь Вы со своими заманчивыми предложениями провести тестирование на месте.
       Придя в школу, лучше всего действовать через психолога ( 10% от всей суммы ).
    Заинтересуйте его выгодой, вот Вам и помощник
    После чего, идёте с ним к директору, где он и представляет Вас и Ваши услуги.
    И демонстрируете выгоды мероприятия:
1 не надо вести детей куда-то ( терроризм, ПДД, дисциплина и т.д. )
2 практическая выгода от мероприятия ( любимое дело на всю жизнь )
3 мотивация к дальнейшей учёбе по выбранному направлению
4 корректировка жизненных планов и целей
5 экономия средств и времени родителей и психолога
       30-35% от тестирования , желательно наличными, получает школа (читай директор) .
    На цветы ветеранам, коньяк и конфеты шефам и прочие мелочи.
Только одни плюсы .

Источник

В детстве многие мечтают о будущем, но мало кто осознанно выбирает профессию еще на школьной скамье. Чаще всего решение навязывают родители, диктует мода или подсказывают друзья. Когда дочери Айдара Фаррахова исполнилось 10 лет, он решил создать собственный центр профориентации «АРТ Личность», чтобы помочь дочке и другим детям определиться с будущей профессией. Сейчас проект действует в Санкт-Петербурге и Москве, но предприниматель планирует распространить сеть и по другим крупным городам России.

АРТ-личная история

Работа менеджером Айдару Фаррахову казалась скучной и однообразной. Мысли о создании собственного дела появлялись уже давно, но по-настоящему близкой идеи не возникало. Однажды он вместе с женой проводил время у друзей, которые недавно создали свое туристическое бюро детского отдыха. Те удивились, почему супруги до сих пор не открыли свое дело, опираясь на опыт, знания и знакомства. Идея не заставила себя ждать – у Айдара и Ольги в это время подрастала дочь, которая не знала, какую профессию она хочет получить. Изучив рынок, супруги поняли, что в городе нет компании, которая могла бы просто и интересно рассказывать детям о мире профессий и давать им возможность примерить их на себя.

Айдар Фаррахов: «Мы считаем, что еще с детского сада ребенку должны рассказывать о профессиях. В жизненной суете родителям порой просто некогда задуматься над тем, как помочь своим детям в выборе профессии, которой мы отдаем почти половину своей жизни. Иногда люди вспоминают об этом только за пару месяцев до окончания школы, когда следует определиться с выбором вуза. Мы полагаем, что это нужно делать хотя бы с 7-8-го класса».

Как говорится, карты сошлись, пришло время действовать. Два месяца супруги по ночам прорабатывали идею проекта и, наконец, осенью 2009 года совместно с редакцией петербургской газеты запустили программу «Журналистика» для детей во время каникул. Ребятам рассказывали о сути работы журналиста, как рождаются темы, откуда берутся новости. Во время экскурсии в редакцию дети увидели, как проходят «летучки» и рождается газета, а потом выпустили свое издание. Таким образом дети смогли не только теоретически изучить профессию, но и попробовать ее на практике.

1ая

Системный подход

Запустив еще несколько каникулярных программ по другим профессиям, Айдар стал получать просьбы от родителей устраивать занятия и в другое время учебного года. В 2009 году родился проект «АРТ Личность» – центр выбора профессии с тренингами и тестированием, а затем полной программой профориентации и диагностики для детей. Целью компании стало формирование самостоятельного выбора профессии у ребенка, раскрытие его качеств и творческих способностей, а также поддержка родителей. Айдар отмечает, что не стал бы открывать дело, в котором ничего не понимает. Перед запуском центра он тщательно изучил рынок, пообщался с людьми из этой сферы, посмотрел, как работают компании в похожих областях.

Айдар Фаррахов: «На момент нашего запуска в Санкт-Петербурге были отдельные компании, которые занимались тестированием школьников, но у них отсутствовал комплексный подход к анализу личности. Мы же не просто даем тесты, а проводим тренинги, организуем встречи с известными людьми, экскурсии в компании и даже трудоустраиваем детей. Наши программы соответствуют современным реалиям. Персонал мы набираем среди специалистов – тех, кто имеет опыт в какой-либо профессии и может интересно и увлеченно рассказать о ней детям. Для нас неважно, есть ли у человека педагогическое образование, потому что корочка не всегда является гарантией, что разговор с ним будет полезен детям».

На запуск предприниматель потратил собственные 300 тысяч рублей, которые ушли на оформление документов, аренду помещения, минимальное оборудование, персонал. За основу взяли методы тестирования, разработанные петербургскими университетами, постепенно дорабатывая их под современные реалии. Одним из трудных моментов во время запуска проекта стал поиск оптимальной цены услуги и целевой аудитории, так как предложение было новым для рынка. Помогла объективная оценка качества предоставляемой информации и ее ценности. Айдар утверждает, что детей не проведешь: если им что-то нравится, то они возвращаются, выбирают новые тренинги. Родители видят, как ты вкладываешь себя в их ребенка, поэтому доверяют компании и рекомендуют ее знакомым. Результаты говорят сами за себя: Айдар следит за выпускниками своего центра – многие после профориентации поступают в вузы по рекомендованному направлению, не жалеют о своем выборе и учатся с удовольствием.

АРТ Личность

Разносторонее развитие

Периодически для школьников устраиваются встречи с известными людьми, состоявшимися в своем деле. Например, с компанией сотрудничали актрисы Анастасия Мельникова, Алиса Гребенщикова, Чулпан Хаматова, тележурналист Андрей Радин, фотограф Игорь Сахаров, спортсменка Елена Исинбаева, генеральные директора компаний Google и Microsoft в России. С одной стороны, это дает возможность привлечь к центру новую аудиторию, потенциальных клиентов, СМИ. С другой стороны, детям дают возможность лично задать вопрос знаменитости, с которой не так просто связаться самому. Звезды приходят бесплатно, потому что понимают, насколько такие встречи важны для детей.

Сейчас в центрах «АРТ Личность» работают программы по навыкам, профтестирование и тренинги по профессиям: 8-16 занятий с периодичностью раз в неделю. Разработаны следующие направления: киношкола (режиссер, оператор, сценарист, актер), менеджмент (бизнес, лидерство, управление компанией, персонал), фотография, журналистика, мобильные приложения и робототехника. На каникулах действуют выездные творческие программы: насыщенный отдых и примерка интересных профессий, например переводчик, спасатель, маркетолог, дизайнер одежды.

Айдар Фаррахов: «В век цифровых технологий, когда у всех детей есть телефоны и компьютеры, не так-то просто увлечь их чем-то в реальности. Но у нас получается. Есть общее правило, что на занятиях запрещено пользоваться телефоном. Иногда приходится хитрить. В лагере во время выездных программ перед сном дети отдавали телефоны, чтобы не было соблазна сидеть всю ночь в соцсетях. Мы сделали специальную «телефонную» книжку: если ты хочешь взять телефон, то должен написать в ней небольшое сочинение, для чего он тебе нужен. Никто не хотел рассказывать о том, что собирается просто поиграть или залезть в соцсеть, а многим было просто лень писать. В итоге из 20 детей за 3 дня только 2 раза взяли телефон».

АРТ Личность

Взгляд в будущее

Весной 2012 года в «АРТ Личности» заработала виртуальная биржа труда, которая стала помогать подросткам в поиске серьезной работы на лето. Первой откликнулась компания «Икапласт», которая предложила 2 места – в лаборатории и бухгалтерии. Затем присоединилась сеть кондитерских «Буше». Для ребят такой опыт – возможность попробовать что-то новое, поработать в коллективе, почувствовать ответственность, научиться зарабатывать. В 2016 году компания трудоустроила на летний период 40 детей.

Айдар Фаррахов: «Идеи для развития центров мы придумываем сами – просто садимся вместе и обсуждаем, что еще можно сделать. Мы периодически ездим на разные конференции, встречаемся с коллегами из других городов и даже стран».

В планах у Айдара продолжить развитие: он собирается открыть центры «АРТ Личность» в городах-миллионниках России. Пока проект еще требует доработки, прежде чем масштабировать его через партнеров или франшизу. «Момент непростой, – признается наш герой. – Все, что ты строил восемь лет, всего за один день может кто-то разрушить».

АРТ Личность

«АРТ Личность» в цифрах и фактах

Год открытия

2010.

Стартовые затраты

Первый центр в Санкт-Петербурге обошелся в 300 тыс., второй (в 2014 году) – в 500 тыс. рублей.

Годовой оборот одного центра

Оборот с 800 тыс. в 2010 году увеличили до 6 млн рублей, средняя годовая выручка – 2,5 млн рублей.

Средняя стоимость услуг

4,5 тыс. рублей.

Количество клиентов

В 2016 году 410 детей приняли участие в выездных программах, 270 детей получили ответ на вопрос по итогам профтестирования.

Количество филиалов

Три развивающих центра: два в Санкт-Петербурге, один в Москве (с 2015 года).

Количество сотрудников во всех филиалах

45 человек.

Реклама, продвижение

Реклама в интернете и статьи в СМИ, соцсети, сарафанное радио.

Источник

Adblock
detector