Продажа бу запчастей как бизнес идея
Еще со времен ларьков, торговавших жвачками Turbo и порошками Yupi, мы знаем, что самый понятный бизнес — это «купи-продай». Если сосед Игорь поднялся в 90-е на шоколадках, обещавших «райское наслаждение», то чем сейчас запчасти хуже? Спрос на них предсказуем и стабилен: вон сколько машин на улицах! И независимо от глубины и драматизма кризиса, всем автомобилям будут нужны детали, расходники, эксплуатационные жидкости.
Впрочем, в торговле особенно остро стоит вопрос конкуренции. Если вам придет в голову продавать телевизоры, зубную пасту, шоколадки или медикаменты, вы быстро осознаете, что против крупных торговых сетей не попрешь. Но с запчастями ситуация иная. Есть официальные дилерские центры, есть десятки тысяч разрозненных малых предприятий и есть крупные интернет-магазины. С первыми конкурировать вроде бы можно: у них ведь цены на запчасти задраны до небес. Со вторыми и третьими… Слишком уж многие стремятся урвать свой кусок на этом рынке, так что конкуренция выше крыши во всех сегментах — и в оффлайне, и в онлайне. С одной стороны, это означает высокие риски, сложность планирования и немаленькую цену входа на рынок. Но с другой стороны, влияние кризиса создает турбулентную ситуацию для всех игроков, давая кому-то — возможно, новичку — шанс проявить себя. А помимо прочего, именно в такие периоды сами собой рождаются новые возможности и ниши.
Я стою перед покосившимся старым домом в переулке, названия которого никто не помнит, и который не найдешь без навигатора. Вывеска «Запчасти для Ford» сделана в лучших традициях провинциальной торговли. Прежде чем заходить, смотрю на смартфоне цены в популярных интернет-магазинах. Вот, допустим, такая мелочь, как пыльник рулевой тяги на Focus II. Фордовский «оригинал» стоит 1800 руб., и есть несколько неоригинальных вариантов в районе 700-1000 руб. Захожу в «оффлайновый» магазин, и тут мотор в моей голове начинает «троить» и звенеть клапанами. Тут эту деталь продают за 350 руб. И как с такими конкурировать?
Этот и несколько подобных магазинов других марок хорошо известны в городе среди автомобилистов, умеющих экономить, а ассортимент деталей, которые тут всегда в наличии, впечатляет. Бывает, что даже дилеры берут в этом магазине ту или иную деталь, которой у них в данный момент нет.
Восхищенный увиденным, я прошу позвать управляющего и представляюсь. Я, мол, не разведчик от конкурентов, а всего лишь пишу статью, расскажите о том, как вам удалось создать такой сверхдоступный дискаунтер. Я уже было приготовился услышать захватывающую историю бизнес-кейса в духе Ричарда Бренсона (Virgin) или Сергея Галицкого («Магнит»), но владелец магазина сдержанно улыбнулся и поведал, что пришел в этот бизнес случайно и относительно недавно — на волне кризиса 2008 года, когда его прошлая фирма, связанная с «ювелиркой», стала подавать признаки скорого банкротства. Друзья, у которых уже были подобные магазины для «японцев», «немцев» и GM, предложили выгодный вариант: откройся под вывеской «Форда», а мы поможем контактами с поставщиками, которые обеспечат лучшие закупочные цены. За шесть прошедших лет бизнесмен ни разу не пожалел о своем решении попробовать себя в этом деле.
Итак, многое держится на деловых контактах с «правильными» поставщиками. Это плохая новость для вас, если у вас таких контактов пока нет. Но есть и хорошая новость. Практически каждый, кто пытался в свое время торговать запчастями, в результате смог худо-бедно заработать. «Мне сложно припомнить хоть один магазин запчастей, который бы разорился», — утверждает моя знакомая, работающая в этой сфере много лет. Услышав это, я предложил ей сесть за стол и попробовать составить пошаговую инструкцию по созданию такого бизнеса.
Шаг 1. Выбрать нишу
Какого магазина не хватает в вашем городе? На этот вопрос довольно сложно ответить, поскольку, на первый взгляд, спрос на все виды запчастей удовлетворен. Нечто нестандартное, вроде бутика запчастей для «Бентли» или магазина «Запчасти для Калины. Все по 100 руб.» едва ли будет востребовано. Перед вами лежит несколько очевидных путей. Одна дорога — монобрендовый магазин с максимально широкой номенклатурой продукции под определенную марку (или группу марок типа «японцев»). Другая — мультибрендовый магазин, торгующий только самыми ходовыми товарами для машин самых разных производителей. Это тоже интересный путь: допустим, магазин «Все для ТО». Между этими двумя дорогами есть множество компромиссных тропинок-решений, а некоторые находят для себя какой-то третий путь. Например, я знаю процветающий магазин, специализирующийся на старых (!) иномарках. Дело в том, что в большинстве торговых точек сложно найти деталь на автомобиль старше 2000 года выпуска. А ведь это немаленькая ниша.
Выбранный бренд или бренды определяют вашу стратегию надолго вперед, и неверное решение будет долго аукаться. Это вообще единственный ключ к успеху в ритейле — понять, что нужно рынку. А значит, начинать стоит с изучения ситуации. Одни марки продавались в огромных количествах, соответственно, спрос на детали для них очень велик, но и магазинов для них много. С люксовыми марками все наоборот, и в этом есть свои плюсы. Если представить все очень упрощенно, то логика такова: продавать тормозные колодки и амортизаторы для Lamborghini, прямо скажем, посложнее, чем для Фольксвагенов, но зато владелец Aventador может стать вашим преданным клиентом на долгие годы, а того, кто приехал на Пассате, вы, возможно, больше никогда не увидите. На деле, разумеется, проходимость магазина для VW в разы или даже на порядки превышает проходимость на Lamborghini, так что между двумя этими марками большинство предпринимателей выбирают, конечно, первую. Но если говорить в целом о премиум-классе — в этой нише некоторые неплохо делают деньги, несмотря на меньшую проходимость торговых площадей.
Важный нюанс по поводу престижных «немцев»: компании BMW или Mercedes активно препятствуют тому, чтобы оригинальные детали для их машин продавались где-либо кроме официальных дилерских центров. Этот вопрос решается еще на уровне выпуска запчастей: производители делают поставки только по своим каналам, и мало что утекает в дикую розницу. Говорят, скоро этому примеру последует и Audi. Установленные ограничения сильно подпортили жизнь магазинам запчастей, которые специализируются на люксовых «немцах». Заниматься другими марками в данный момент проще.
Впрочем, вставшие в позу немцы своими руками стимулируют развитие ниши по торговле неоригинальными заменителями и даже самодельными (!) запчастями местного производства. В ходе подготовки этого материала нам стал известен «кейс» одного мелкого предпринимателя, который у себя в гараже оборудовал цех по производству ручек дверей для Мерседесов. Говорит, хорошо зарабатывает.
Помимо всего прочего, в торговле надо учесть тот элементарный факт, что полный склад запчастей для Мерседеса обойдется вам в несколько раз дороже склада запчастей для Daewoo. А на старте каждая копейка на счету…
Выбор редакции
Сейчас актуальным может стать магазин, ориентированный на такие марки, которые в настоящий момент начинают закрывать в России дилерские центры из-за кризиса. Еще лучше — те марки, которые заявили об уходе с российского рынка. Магазины, ориентированные на эти бренды, сейчас ощутят приток покупателей. Вот, например, Opel и Chevrolet.
Шаг 2. Найти помещение и персонал
Чем хорош бизнес по торговле запчастями, в отличие от других видов розницы, — расположение, внешний вид, интерьер, оснащение и тому подобное играют не самую принципиальную роль. Даже так: «выстрелить» может торговая точка, у которой эти параметры находятся где-то на уровне между «ужасно» и «отвратительно». Соответственно, на выборе помещения можно сэкономить, если у вас совсем туго с деньгами. А вот если не совсем туго, то надо выбирать место с умом.
В Москве сложно представить магазин запчастей в центре, а в регионах подобное иногда встречается, если арендные ставки позволяют. И если вам повезло жить в депрессивном регионе с избытком невостребованных арендных площадей, глупо этим не пользоваться. В остальных случаях действует общее правило: вашу торговую точку стоит ставить там, где ходят/ездят люди, если у вас не эксклюзив и не супер-минимум цена. В отдаленных районах торговые точки процветают, если поблизости большой автомобильный поток либо рядом расположены станции техобслуживания, дилерские центры, мойки, пункты шиномонтажа, автостоянки и гаражные кооперативы.
Внешний вид и интерьер в любом случае вторичны. На крайний случай подойдут даже гаражные боксы. По площади достаточно всего трех. Но если действовать по уму, то ориентировочно под склад нужно 100 кв.м, под торговый зал достаточно 15 кв.м, ну и с учетом подсобки для персонала можно уложиться в 150 кв.м в общей сложности. Это — минимум. Кстати, маленький торговый зал выгоден с точки зрения налогообложения, если вы используете единый налог на вмененный доход (это оптимальный вариант в данном случае).
В некоторых регионах получила распространение схема «контейнер». Суть ее в том, что вместо 150 метров в «капитальном» здании у вас только 40-футовый контейнер или два: в одном склад, во втором вы с товаром и оттуда продаете. Но считается, что это тупиковый путь продаж: в подобном «помещении» бизнес, возможно, надолго застрянет на «подростковом» уровне, так и не выйдя на хорошие результаты.
Для магазина, работающего семь дней в неделю, минимальный штат состоит из трех человек. Первый — «девочка на кассе», которая также должна отвечать на телефонные звонки клиентов (насчет наличия той или иной детали) и оформлять первичные бухгалтерские документы (бухгалтер — приходящий). Два других человека — это менеджеры по продажам, работающие посменно и способные заменить «девочку» в ее выходные дни. Почему именно два «продажника» и «девочка»? Может, «девочка» и вовсе не нужна? Посменный график, охватывающий семь дней в неделю, так или иначе потребует трех человек, но, по словам наших опытных собеседников, достаточно, чтобы лишь двое были мощными «сэйлзами», а еще один человек — на подхвате.
На первый взгляд может показаться, что «продажником» в магазине запчастей может работать любой разбирающийся в машинах человек, но это совершенно не так. Представители этого бизнеса, с которыми нам удалось пообщаться, в один голос говорят, что тут должны работать волшебники и супермены, которые чувствуют клиента и обслуживают его, как «гении» в Apple Store (до России фирменные магазины «фруктовой» компании пока не добрались, но все, кто бывал в них за границей, обычно выходят под впечатлением). Говорят, мастер на сервисе должен быть таким, чтобы ему доверяли, как врачу. Роль консультанта по запчастям лишь немногим скромнее: он не производит хирургических операций с машиной, он «всего лишь» подбирает для нее органы для трансплантации.
Тот, кто способен доходчиво и честно объяснить, чем одна неоригинальная деталь отличается от другой (и от «оригинала»), продает много и часто. А других нанимать смысла нет.
По-хорошему, еще нужен кладовщик, но пока бизнес прочно не встал на ноги и оборот склада не взлетел до небес, можно обходиться без него.
Выбор редакции
Для начала штатное расписание нашего магазина выглядело бы так:
Кассир/офис-менеджер — 15–20* тыс. руб. в месяц
Менеджер 1 — 20 тыс. руб. + % с продаж (по факту 40–50 тыс. руб.)
Менеджер 2 — 20 тыс. руб. + % с продаж (по факту 40–50 тыс. руб.)
* Ставки заработной платы приведены для областных центров средней полосы России
Шаг 3. Сформировать склад
В шоколаде те, кто имеет контакты с поставщиками, берущими товар непосредственно у производителей. Например, в ходе подготовки этого материала мы пообщались с предпринимателями, которые закупают товары из Китая, Японии и Южной Кореи с доставкой до Владивостока. Там заказанная продукция грузится в контейнер и отправляется в европейскую часть России. Получается гораздо выгоднее, чем брать у дистрибьюторских компаний, базирующихся в Москве. До столицы товар успевает пройти через несколько «рук», и многократная торговая накрутка делает цену гораздо менее выгодной.
Как определиться, какой ассортимент необходим и в каких количествах? Логика подсказывает, что наполнять склад надо начиная от наиболее востребованных деталей и заканчивая наименее востребованными, насколько позволяют финансы. Есть перечень товаров, которыми над
Автомобиль – атрибут современного человека. Без него нынче сложно. Некоторые люди даже в магазин идти отказываются, если у них машина в ремонте. Увы, но транспортные средства ломаются очень часто, следовательно, ремонт автомобилей сейчас актуален как никогда. Причем, даже отличный Hyundai Santa-Fe, только купленный в салоне, может поломаться на пути из этого самого салона домой – именно такое и произошло с моим знакомым. Это очень кстати доказывает, что всякие там СТО, а также магазины продажи автозапчастей нужны людям, ведь без них их машины стояли бы в гараже с замасленными двигателями, протекающими сифонами, треснувшими коленвалами и… ну, вы поняли.
Анализ рынка продажи запчастей
В первую очередь обсудим очевидную вещь – анализ рынка. В частности, этот анализ поможет нам определить, магазин какой специализации лучше открывать. Например, нужно нам открыть магазин, где будут продаваться запчасти для автомобилей российского автопрома, или все же лучше отдать предпочтение магазину запчастей для иномарок.
Вполне очевидно, что в России (в любом городе) больше всего автомобилей российской промышленности. Обычно это ВАЗ, который очень часто ломается (сказано не в обиду российскому производителю). У меня самого была такая машина, и 60% времени моего владения ею она находилась в ремонте. Может показаться логичным открытие такого магазина, но Вы ведь не один такой грамотный. Возможно, эта ниша уже занята в Вашем регионе, поэтому открывать нечто подобное нет смысла. Есть 2 варианта:
- Искать другой регион, где еще нет подобного бизнеса;
- Заниматься продажей запчастей для иномарок.
Скорее всего, лучше продавать запчасти для корейских автомобилей типа Hyundai, Kia, Chevrolet и др. Несмотря на популярность моделей ВАЗ, все больше людей уже не предпочитают покупать эти машины. Сейчас Корея поставляет на российский рынок машины очень высокого качества, но стоят они при этом чуть дороже ВАЗовских моделей. Есть вероятность, что в скором времени всякие там лады отойдут на второй план, и рынок будет в большей степени принадлежать корейским концернам. Эти машины также нуждаются в ремонте и запчасти для них очень даже востребованы. Следовательно, открыв бизнес на запчастях, в большей степени ориентированный на корейский транспорт, Вы точно не проиграете.
Регистрация бизнеса продажи запчастей и поиск помещения
Чтобы определиться с формой регистрации бизнеса, нужно сравнить 2 возможных варианта. Можно открыть ООО или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Второй вариант более удобен, т.к. регистрация ИП осуществляется быстро, требует мало денег, а с ведением бухгалтерии тут справится даже ребенок (ну, в переносном смысле). С ООО все намного сложнее, но насколько я знаю, то доход ИП должен быть по закону меньше дохода ООО. В любом случае, для начала лучше открыть ИП, далее – смотрите сами.
Поиск помещения – это настоящая головная боль. Нет смысла продавать запчасти где-нибудь в глуши, т.к. доехать туда сложно. Уместно расположение магазина недалеко от мойки, шиномонтажки или других автомобильных сервисов. Лучший вариант – у проезжей части. Каждый водитель волей-неволей, да и обратит внимание на магазин, проезжая мимо. Возможно, у Вас есть другие варианты выбора лучшего места?
Правильное место для бизнеса – половина успеха
Покупать коммерческую недвижимость нынче дорого. Дешевле взять ее в аренду или лизинг – тут уж как повезет. Позже, если бизнес действительно пойдет вверх, ее можно будет и полностью выкупить. Как минимум, площадь магазина должна составлять 50 м. кв. и более. Также нужно обеспечить место под склад – некоторые автозапчасти ну уж очень габаритные. Наличие в магазине торгового оборудования само собой разумеется.
Ассортимент для магазина
Что чаще всего ломается в автомобилях корейского производства? Если верить статистике, то больше всего страдает ходовая часть, т.к. дороги России и Украины далеко не самого лучшего качества. Двигатель же корейцы делают на УРА, и российскому ВАЗ приходится только завидовать. Поэтому в первую очередь необходимы запчасти для ходовой. Дальше можно заказывать клапаны, ремни ГРМ и другие элементы, обеспечивающие работу двигателей внутреннего сгорания. В последнюю очередь – материалы для салона авто.
Нельзя не отметить возможность организации бизнеса на бу запчастях. Для этого всегда можно организовать сервис приема таких запчастей, т.е. их выкупа. Выкупив по дешевке, Вы всегда сможете продать запчасти на 20-30% дороже, что будет приносить дополнительную прибыль.
Персонал для ведения бизнеса
2 продавца, которые очень хорошо разбираются в механике автомобилей – вот и весь персонал, который Вам нужен. Вести дела и заниматься организацией Вы сможете и сами. Нужен ли бухгалтер, сложно сказать, т.к. вести бухгалтерию не та уж сложно и самому. Впрочем, если финансы позволяют, то можно нанимать и бухгалтера – работать ему придется не очень много.
Финансы
Точно подсчитать, сколько нужно денег на организация бизнеса на продаже запчастей, сложно. Для этого существуют специальные компании, которые за деньги предложат Вам полный план. Я же могу только прикинуть приблизительную цифру – 1 миллион рублей. Срок окупаемости, если верить источнику (откуда я и взял статью), составит 1-1.5 года. В принципе, не очень-то и большой срок.
Поделиться: