Проблемы реализации бизнес плана инвестиционного проекта

Проблемы реализации бизнес плана инвестиционного проекта thumbnail

§ 3. проблемы реализации бизнес-плана инвестиционного проекта

Стадии реализации бизнес-плана. Запуск бизнес-плана и его
практическая реализация предполагают выполнение крайне разнородных рабочих
задач на фирме и вне ее, необходимых для перевода инвестиционного проекта из
фазы бизнес-плана в производственно-коммерческую фазу. Для этого желательно
составить график, который объединит различные этапы реализации проекта в
последовательную схему действий.

Можно выделить две основные стадии реализации бизнес-плана:
1) предпроизводственную; 2) функциональную.

К важнейшим предпроизводственным элементам в реализации
бизнес-плана относят: а) формирование квалифицированной команды управляющих; б)
создание при необходимости новой организации; в) получение лицензий на право
осуществления определенных видов деятельности; приобретение патентов; г)
подготовка к финансированию проекта; д) набор персонала; обучение персонала; е)
заключение контрактов с поставщиками, подрядчиками, консультантами; ж) аренда
недвижимости, приобретение земельного участка, обустройство строительной
площадки; з) установка оборудования; обеспечение производства сырьем; и)
подготовка рынка продаж и др.

Данные элементы не всегда поддаются типовому пошаговому
регламентированию, такому представлению, когда один из них неизменно следует за
другим.

Важнейшим моментом функциональной стадии в реализации
бизнес-плана является налаживание информационной системы и контроля за ходом
его выполнения. Система контроля должна быть простой и вместе с тем
эффективной, т.е. позволяющей обеспечивать информацией всех участников
бизнес-проекта для принятия ими при необходимости своевременных корректирующих
мер. К основным элементам системы контроля относятся: а) контроль запасов; б)
производственный контроль, т.е. сравнение плановых и отчетных показателей; в)
контроль качества выпускаемой продукции; г) контроль продаж в натуральном и
стоимостном выражении; д) контроль расходов.

Бизнес-инкубаторы. Всякое начало трудно. Особую сложность
составляет реализация самого первого бизнес-плана для начинающего предпринимателя.
При этом стартовые деньги — не единственный дефицитный ресурс для вновь
возникающих фирм. Обеспечение их разнообразной необходимой поддержкой находит
выражение в организации так называемых «инкубаторных» программ. Назначение
данных программ состоит в помощи мелкому, преимущественно инновационному
предпринимательству на первых этапах становления. Отличительной чертой
бизнес-инкубаторов является то, что они занимаются не продвижением конкретного
товара, а развитием независимых фирм.

Первые инкубаторы появились в конце 70 — начале 80-х гг. XX
в. В зарубежной литературе бизнес-инкубаторы именуются «инновационными
центрами», «технологическими бизнес-центрами».

В своей деятельности бизнес-инкубаторы придерживаются двух
стратегий. За счет перестройки старых или пустующих зданий вновь создаваемым
фирмам предоставляются помещения: 1) путем сдачи в аренду для самостоятельного
плавания в океане бизнеса; 2) и оказываются услуги, проводится патронаж фирм. В
развитых странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически
используется только вторая стратегия помощи при реализации бизнес-планов.

Обычно схема прохождения фирм через бизнес-инкубатор
предусматривает четыре основных этапа:

предварительный этап, состоит в отборе бизнес-планов
претендентов по критерию новизны идеи и реальности ее воплощения в жизнь. Если
бизнес-план претендента признается перспективным, он становится клиентом
бизнес-инкубатора, с ним заключается договор на аренду помещения;

этап обустройства, включает первый год работы в бизнес-инкубаторе.
Клиент получает финансовую, техническую и иную помощь на льготных условиях, его
консультируют по различным аспектам деятельности фирмы (ведению бухгалтерского
учета, налогам, юридическим проблемам);

основной этап связан со становлением и ростом фирмы в
течение двух-трех лет. По мере организационно-хозяйственного укрепления
положения клиента помощь постепенно сокращается (арендная плата постепенно
увеличивается до уровня, сложившегося в данном регионе, условия деятельности
клиента приближаются к тем, что существуют во «внешнем мире»);

заключительный этап, выход фирмы из бизнес-инкубатора.
Сформировавшаяся фирма подыскивает помещение и освобождает место в
бизнес-инкубаторе.

Бизнес-инкубаторы организуются и финансируются за счет
средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений,
промышленных корпораций, субсидий центрального правительства.

Минэкономразвития России планировало создать в 2005 г. около
45 бизнес-инкубаторов в нескольких регионах страны, которые позволят организовать
порядка 1000 малых предприятий, способных обеспечить работой около 10 тыс.
человек.

Дайте определение следующим ключевым понятиям:

план; бизнес-план; коммерческая тайна; производственный
план; финансовый план; маркетинговые стратегии; емкость рынка; доля фирмы на
рынке; организационная структура; срок окупаемости проекта; переменные затраты;
постоянные затраты; общие затраты; точка безубыточности; стратегии
ценообразования; план по источникам денежных средств; план денежных поступлений
и выплат; бизнес-инкубатор.

Вопросы и задания для обсуждения

Охарактеризуйте цели и задачи бизнес-плана инвестиционного
проекта.

Можно ли согласиться с появившимися утверждениями, будто
бизнес-планирование отходит в прошлое?

Охарактеризуйте последовательность разработки бизнес-плана
инвестиционного проекта.

Каковы основные разделы бизнес-плана инвестиционного
проекта?

Опишите производственный раздела бизнес-плана.

Охарактеризуйте содержание маркетингового раздела
бизнес-плана инвестиционного проекта.

Как рассчитываются финансовые результаты реализации
инвестиционного проекта?

Каким целям служит расчет точки безубыточности?

Что представляют собой итоговые показатели бизнес-плана?

10.          Что такое бизнес-инкубатор и в каких целях он
создается?

Литература

Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и
зарубежный опыт. Современная практика и документация: учеб. пособие. 5-е изд.,
перераб. и доп. / под ред. В.М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2002.

Бэнгз Дэвид Г. Руководство по составлению бизнес-плана. М.:
Финпресс, 1998.

Попов В.М., Ляпунов СИ., Млодик СТ., Зверев А.А. Сборник
бизнес-планов с рекомендациями и комментариями: учебно-метод. пособие / под
ред. В.М. Попова. М.: КНОРУС, 2004.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. № 1470 4
Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной
основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об
оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной
основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской
Федерации» (с изменениями от 20 мая, 3 сентября 1998 г.).

Источник

Современные темпы развития технологий и глобализация обуславливают необходимость быстрой и качественной организации собственного бизнеса. Чаще всего невозможно развить определенный проект без соответствующих капиталовложений, и в таких случаях на помощь приходят инвестиции. В современном мире инвестиционные проекты являются своеобразным гарантом значительного увеличения конкурентоспособности предприятия и его конечной рыночной ценности.

Инвестиционные проекты и бизнес-план: главные особенности

Инвестиционный проект — это совокупность всей документации, которая характеризует определенный проект от самого начала (идеи) до конечной реализации (достижения определенных в документах показателей эффективности бизнеса). Как правило, такой проект охватывает несколько стадий реализации — прединвестиционную, непосредственно инвестиционную, стадию эксплуатации и ликвидации.

Чаще всего инвестиционные проекты являются таковыми, что предусматривают необходимость капиталовложений с последующим доходом от бизнеса. Проекты разнятся в зависимости от заданного объекта, скорости выполнения задачи и размера капиталовложений. Сюда можно отнести и создание новых юридических лиц и их подразделений, и вовлечение необходимых технических средств, и выпуск новых товаров и услуг, и реконструкция бизнеса.

На уровне определенного производства чаще всего выполняются инновационные проекты, представляющие собой комплекс нововведений, необходимых для постоянного совершенствования экономической системы. С помощью инвестиционных проектов можно реализовывать стратегические задачи производства. Отметим, что большинство таких проектов отличаются продолжительностью и высоким риском.

Подробное техническое и экономическое обоснование необходимости инвестиций излагается в соответствующем плане. Бизнес-план инвестиционного проекта имеет такую характерность, как формирование и подача инвесторам идеи, которая тщательно разрабатывается и обосновывается в плане, а на практике реализуется посредством необходимых капиталовложений.

Что представляет собой бизнес-план для инвестиционного проекта?

Бизнес-план для инвестора представляет собой экономико-техническое обоснование необходимости капиталовложений. В обязательном порядке предусматривается анализ эффективности рассматриваемого комплекса мероприятий, оценку действительности и необходимости инвестиций и разрешение проблем, которые появляются при непосредственной реализации и использовании идеи.

Другими словами, бизнес-план инвестиционного проекта — это логическое и структурированное обоснование необходимости и целесообразности вливания средств инвестора в определенное дело.

Бизнес-план создается для мотивирования следующих позиций:

  1. Степень стабильности и экономической ликвидности проекта.
  2. Возможность получения средств, в случае ликвидации проекта — их возврата.
  3. Предложений организации совместных производств.
  4. Необходимости комплекса мер, обеспечиваемых в рамках поддержки со стороны государственных органов.
  5. Ориентации в дальнейшем развитии реализуемого проекта.

Бизнес-план — это самый важный пакет документов как для потенциальных кредиторов, так и для самого бизнесмена. От составления плана напрямую зависит возможность реализации идеи и ее дальнейшая экономическая жизнеспособность.

Как составить инвестиционный бизнес-план?

Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предусматривает точное, полное, грамотное и структурированное изложение всего материала, который всесторонне характеризует предлагаемую инвесторам бизнес-модель. Текст обязательно должен быть максимально легким и содержать понятную и достоверную информацию для вкладчиков.

Важное условие — это логическая структурированность всего плана.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Достоверность и точность информации.
  2. Избежание некорректных формулировок, а также выражений, которые несут в себе двоякое, противоречивое понимание ситуации.
  3. Использование достаточного количества цифр, фактов и информации для логического обоснования всех действий на каждом шаге проекта.
  4. Использование кратких и исключительно необходимых данных.
  5. Избежание информационных данных, которые излишне подчеркивают преимущества и пропускают существующие недостатки проекта.

Отметим, что только лаконичная и обоснованная позиция, закрепленная в созданном проекте, может привлекать потенциальных вкладчиков. Если в бизнес-плане будут лишние подробности, массив технической терминологии или заведомо неправдивая информация, предприниматель не сможет получить средства от инвесторов.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта включает в себя две части: вступление (краткое резюме всего бизнес-плана, с которым в первую очередь ознакомятся инвесторы) и основная часть. В свою очередь, основная часть предусматривает наличие следующей структуры:

  1. Общая характеристика предприятия и предполагаемая стратегия его развития.
  2. Описание товаров или услуг. Также данный пункт плана носит название «Характеристика отрасли». В данном случае рассматривается общее положение всей отрасли на рынке и положение предприятия (реализуемых товаров и услуг) в частности. На данном этапе рассматривается уже предлагаемый товар или услуга, которая сравнивается с товаром или услугой, предлагаемой после инвестирования.
  3. Маркетинговая стратегия, рассмотрение потенциальных рынков сбыта. Детально рассматриваются ключевые моменты, направленные на достижение высоких объемов продаж и оптимальных путей доведения товаров и услуг для потребителя;
  4. Производственный и организационный план (могут быть в отдельных разделах). Рассматривается существующая техническая база, которая позволяет выпускать продукцию, а также существующая организационная упорядоченность на предприятии.
  5. План технической и экономической реализации проекта. До ведома вкладчиков доводится план с возможностью реализовать заявленное количество продукции на основании имеющейся материальной базы.
  6. Инвестиционный план.
  7. Прогнозы касательно дальнейшей финансовой и хозяйственной деятельности.
  8. Обоснованные показатели потенциальной эффективности. В данном случае предприниматель обосновывает эффективность собственной идеи, которая требует средств вкладчиков. Иначе говоря, предприниматель должен убедить потенциальных инвесторов в том, что его идеи действительно способна приносить прибыль.
  9. Оценки риска. Рассматриваются основные проблемы, с которыми может столкнуться предприятие на любом этапе производства и реализации продукции или услуг.
  10. Юридический план.
  11. Данные о лице, которое разработало проект.

Также рассматриваются и этапы реализации инвестиционного проекта в рамках указанной структуры. Другими словами, бизнес-план содержит не только описание бизнес-идеи по разделам, но и возможности пошаговой реализации, начиная от разработки и заканчивая фактической реализацией идеи на практике.

Бизнес-план инвестиционного проекта является официальной документацией и выполняется согласно с требованиями, которые предъявляются инвесторами.

Как инвесторы оценивают бизнес-план?

Оценка эффективности плана характеризуется совокупностью показателей, которые представляют собой отношение капиталовложений к получаемым результатам. Беря во внимание существующие типы инвесторов, рассматривают три вида показателей:

  • Финансовые показатели эффективности, включая фактические финансовые последствия для инвесторов.
  • Показатели эффективности по существующему бюджету, в случае капиталовложений со стороны бюджетов в пределах города, региона или государства.
  • Показатели эффективности по экономическим факторам, включая всевозможные виды затрат (такие, что не являются прямыми интересами инвесторов).

Помимо вышеперечисленных показателей, также могут учитываться экологические и социальные показатели эффективности. Предприятия, которые только планируют выход на рынок и дальнейшее закрепление на нем, главным показателем является финансовая эффективность.

Отметим, что бизнес-план инвестиционного проекта оценивается по следующим показателям:

  1. Скорость окупаемости.
  2. Индекс доходности бизнеса.
  3. Чистые доходы от ведения бизнеса.
  4. Внутренние показатели нормы доходности.

Целесообразность определенного размера капиталовложений определяется соотношением получаемой чистой прибыли и величиной капитала, который инвестируется в организацию предприятия.

На основании проведенных вычислений инвесторы решают, целесообразно ли вкладывать в бизнес ту сумму денег, которую требует предприниматель.

Мы рассмотрели пример бизнес-плана инвестиционного проекта по основным моментам, которые необходимы для успешной реализации идеи на практике. Отметим, что предприниматель должен строго придерживаться всего бизнес-плана, начиная с рассмотрения отрасли и текущего положения предприятия на рынке (при наличии такового) до оценки максимальной прибыли, которую получат инвесторы после капиталовложений. Необходимо помнить, что вкладчики — это люди, которых интересует ваш бизнес только с точки зрения прибыльности. Именно поэтому все действия, рассматриваемые в бизнес-плане, должны быть направлены на решение данной первостепенной задачи. Правильная реализация плана обеспечит фактический успех для бизнеса.

Основные показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов.

Что это за орган и как он работает в крупных компаниях. Отличия совета по инвестиционной политике от комитета.

Расчет чистой стоимости, срока окупаемости и показателя эффективности инвестиционного проекта.

Критерии эффективности инвестиционных проектов в денежном выражении.

Источник

Библиографическое описание:


Абдуллаев, Д. М. Проблемы разработки и реализации инвестиционных проектов в регионах РФ / Д. М. Абдуллаев, У. М. Мусаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39285/ (дата обращения: 27.05.2020).



В статье рассмотрены основные проблемы регионов России, с которыми они сталкиваются в ходе реализации региональных инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: региональный инвестиционный проект, государственно-частное партнерство, инвестиционный фонд Российской Федерации

The main problems of the regions of Russian Federation, which they encounter realizing regional investment projects based on public-private partnerships, are considered in the article.

Key words: regional investment project, public-private partnership, Investment Fund of the Russian Federation

Региональные инвестиционные проекты (РИП) в экономике современной России являются одними из наиболее эффективных и точечных форм реализации экономической политики в субъектах Российской Федерации, дающие возможность методично подходить к решению проблем социально-экономического развития территорий. Характерной чертой РИП является создание экономических механизмов, в наибольшей степени учитывающих региональную специфику с позиции наиболее рационального и эффективного распределения ресурсов и устранения диспропорций в развитии территории [4].

Наличие диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ является одной из проблем, не решив которой невозможно добиться устойчивого развития экономики страны и ее социальной сферы и, как следствие, создания благоприятного инвестиционного климата. Сегодня ситуация такова, что богатые природными ресурсами регионы активно развиваются, тогда как все остальные субъекты Российской Федерации испытывают явный дефицит средств на развитие. Основная масса прямых иностранных инвестиций направляется только в три федеральных округа: Центральный, Северо-Западный и Уральский. Они успешно конкурируют с основными европейскими инвестиционными центрами, которые занимались формированием своего инвестиционного имиджа длительный период. Таким образом, региональные инвестиционные проекты могут рассматриваться как решение проблемы инвестирования реального сектора российских регионов

На сегодняшний день в отечественной литературе системные подходы к определению самого понятия «региональный инвестиционный проект» отражены не в полной мере. Имеющимся подходам свойственна разрозненность мнений по поводу сущности РИП, их отличительных свойств, характеристик и критериев.

В соответствии с «Правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 г., в категорию РИП попадает два вида проектов:

1) проект регионального значения;

2) проект межрегионального значения.

В ходе реализации региональных инвестиционных проектов возникает множество проблем, удерживающих их более активную имплементацию в регионах. Сложившаяся система механизмов и инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) в России характеризуется особой концентрацией управленческих функций на федеральном уровне. Таким образом, уровень принятия решений по региональным инвестиционным проектам представляется неоправданно высоким (паспорта инвестиционных проектов ГЧП утверждаются отдельными распоряжениями Правительства РФ). Стадия прохождения многоуровневой системы принятия управленческих решений, включая соответствующее распоряжение Правительства РФ, занимает большое количество времени (как правило, не менее одного календарного года)

Еще одной немаловажной проблемой является тот факт, что правила, регламентирующие порядок выделения средств из Инвестфонда РФ, не предусматривают финансирование разработки проектно-сметной документации региональных проектов ГЧП, как это предусмотрено в ходе реализации комплексных инвестиционных проектов на территории субъектов Российской Федерации. В тоже время заявка на финансирование проекта государственно-частного партнёрства из Инвестфонда РФ не рассматривается без подготовленной заранее проектной документации. Здесь следует обратить внимание на то, что подготовка документации для масштабного проекта ГЧП занимает, как правило, больше года и обходится в 3–5 % от суммарной стоимости проекта. В большинстве случаев регионы не в состоянии самостоятельно профинансировать разработку всей необходимой проектной документации. В связи с этим кажется целесообразным рассмотреть возможность финансирования из Инвестиционного фонда РФ разработку проектно-сметной документации приоритетных региональных инвестиционных проектов ГЧП [5].

Целевое выделение бюджетных средств связано с предписанием иметь в каждом отдельном регионе свою стратегию социально-экономического развития, которая подтверждала бы соответствие проекта приоритетам социально-экономического развития региона. Но в то же время законодательство не регламентирует необходимость разработки субъектами РФ своей стратегии, это лишает возможности те регионы, которые не разрабатывали свою стратегию, подавать заявки для получения средств из ИФ.

Опыт реализации части проектов ИФ свидетельствует об опережающем финансировании проектов бизнесом. Как показывает практика, государство в силу своей сложной структуры сильно затягивает выделение бюджетных ассигнований, и ответственность за это никто не несёт. Финансирование тормозится из-за так называемой «бюрократической волокиты», включающей в себя разного рода и вида согласования со множеством министерств, ведомств, а также сбор виз и заключений. Подобная задержка влечет за собой существенное удорожание проекта.

Деятельность ИФ по своей сути ориентирована на софинансирование различных проектов частного сектора в виде субсидий, когда первоначально выделяются средства из бюджета, а затем привлекаются частные инвестиции. В результате такой кооперации нередко возникают пагубные последствия: неопределённость целей проекта как для государства, так и для бизнеса, нарушение рыночных механизмов финансирования (искажение цен и процентных ставок), высокие риски нецелевой траты бюджетных средств (в ситуации, когда частный инвестор отказывается от своих обязательств, не предусмотрено эффективных механизмов воздействия на него), конкурсный подход к предоставлению субсидий.

Еще одной проблемой на пути эффективного использования механизмов ГЧП можно обозначить проблему дефицита профессиональных кадров, способных обеспечить качественную проработку и сопровождение проекта. Решением данной проблемы может послужить концепция создания специальных центров подготовки инновационных менеджеров (на базе которых будет проходить обучение и повышение квалификации госслужащих, прямо или косвенно вовлеченных в реализацию проектов ГЧП). Воплощение в реальность таких центров, безусловно, перспективно, однако эффективность их реализации на практике будет невозможно оценить в краткосрочном периоде. В действительности, на фоне приоритетных направлений социально-экономического развития государства (диверсификация, модернизация, инновационный подход и др.), обозначенных руководством страны, в высших учебных заведениях начали появляться факультеты инноватики (изучающие инновации и инновационные процессы), но в условиях отсутствия эффективной системы первоначальной подготовки кадров, подобные меры выглядят политизированными и целесообразность их осуществления на нынешнем этапе ставится под сомнение. Эта проблема также тесно коррелирует с описанной выше проблемой взаимодействия власти и бизнеса.

Помимо этого, география деятельности Инвестиционного Фонда представлена довольно узким охватом регионов (преимущественно центральная часть России). Одно из основных упущений — уже упомянутое выше отсутствие инновационной составляющей реализуемых региональных проектов [6].

Вопрос распределения рисков является так же очень важным при реализации региональных инвестиционных проектов. Федеральные органы исполнительной власти в полном объёме несут на себе обязательства, ограниченные финансированием, в то время как все остальные риски, связанные с реализацией проекта, лежат на частном секторе.

Также в качестве основного риска при реализации региональных инвестиционных проектов стоит отметить слишком частые законодательные поправки касаемо полномочий, процедур и правил работы Инвестиционного Фонда РФ. Но, несмотря на текущие трудности и проблемы в функционировании Инвестфонда, первый опыт реализации проектов ГЧП с помощью данного инструмента оказался положительным. Это означает, что в условиях диверсификации и модернизации экономики формация подобного рода находится на стадии непрерывного развития, в связи с чем государство принимает очередные изменения и своевременно направляет ресурсы Инвестфонда в отрасли, особо нуждающиеся в государственной поддержке [7].

Литература:

  1. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН. Т. 2. 2009. 192 с.
  2. ГЧП. Финансирование проектов и приобретение инфраструктуры в России: Euromoney Seminar. 3–4 марта 2008 г. Москва.
  3. Риски бизнеса в государственно-частном партнерстве: Национальный доклад М.: Ассоциация менеджеров, 2007.
  4. Попов М. Н., Коломыц О. Н. Анализ и оценка социально-экономической среды реализации региональных инвестиционных проектов: монография // А. В. Гладилин, М. Н. Попов, О. Н. Коломыц. — Москва: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2013. — 178 с.
  5. Понизов, П. В. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ // Человек и труд. — 2010. — № 10.- С.57–60.
  6. Лиман И. А., Минязев М. Р. Российская практика формирования региональных инвестиционных проектов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник Тюменского государственного университета. — 2010. — N 4. — С. 155–163
  7. Киямова Э. Р. Инвестиционный фонд как инструмент государственно-частного партнерства требует совершенствования // Вестник Удмуртского университета. — 2012. — № 2. — С. 25–29.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, государственно-частное партнерство, Российская Федерация, ходя реализации, проблема, Инвестиционный Фонд РФ, регион, Инвестиционный Фонд, РФ, проектно-сметная документация.

Источник

Adblock
detector