Пример бизнес плана компьютерной игры
Компьютерная игровая индустрия ежегодно развивается и стремительно набирает обороты. Бизнес-план, направленный на создание игры, относится к перспективным видам современной предпринимательской деятельности и включает в себя организационные этапы, требования к игре и персоналу, рекомендации маркетинговой кампании и финансовый анализ бизнес-проекта.
Специфика бизнеса на создании компьютерных игр
Бизнес в сфере развлечений, одной из составляющих которого является разработка и продвижение компьютерных игр, – специфический вид предпринимательской деятельности. Данному способу извлечения прибыли, помимо традиционных этапов государственной регистрации, присущи отношения в области авторского права. Этот вид предпринимательства не подразумевает закупку и дальнейшую переработку сырья, хоть и предоставляет на рынок товар, а не услугу. Высокий уровень конкуренции в сфере разработки компьютерных игр зачастую не оставляет шансов на успех начинающему разработчику, однако, при должном подходе к концепции и практическом исполнении компьютерной игры проект приносит большие доходы, благодаря постоянно растущему спросу и востребованности индустрии.
Авторское право
Риски, с которыми приходится сталкиваться начинающим предпринимателям, в области разработки компьютерных игр является пиратство и нарушение авторских прав лицензионных разработчиков. Развитым и известным компаниям-разработчикам, с учетом наличия опыта и ресурсов, удается справляться с пиратством и минимизировать потери, в то время как начинающему разработчику приходится отстаивать свои авторские права в судебном порядке. Судебные процессы, связанные с нарушениями в области интеллектуальной собственности и авторских прав, сопровождаются сложными экспертизами. Чтобы не оказаться на позиции ответчика в суде не стройте создание собственной игры на основе авторских разработок других компаний.
Анализ рынка: конкуренция в сфере компьютерных игр
Острой проблемой для начинающих разработчиков компьютерной игровой индустрии служит высокий уровень конкуренции известных компаний, занимающих доминирующие положения на рынке и имеющих собственную многомиллионную аудиторию поклонников.
Специфика вопроса конкуренции в сфере создания компьютерных игр осложняется отсутствием привязки к региону расположения компании, в отличие от прочих видов предпринимательской деятельности. Разработка компьютерной игры в одном регионе страны не ограничивает список конкурентов компаниями, осуществляющими деятельность по созданию компьютерных игр, располагающимися в данном регионе. Конкурентами для начинающего предпринимателя станут компании-разработчики видеоигр, поставляющие продукт в те же регионы и страны, что и он. В этот список войдут также популярные бренды игровой компьютерной индустрии, сумевшие завоевать верхние строчки рейтингов. В особенности остро уровень конкуренции ощущается при разработке онлайн-игры, аудитория которой зачастую не ограничивается даже континентом.
Успешной разработке и эффективному извлечению прибыли будет способствовать тщательный анализ рынка, продуктов конкурентов, а также грамотный и продуманный подход к концепции видеоигры.
Как организовать свой бизнес
Регистрация субъекта предпринимательской деятельности
Для осуществления деятельности достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В противном случае, при наличии необходимости регистрации юридического лица, наилучшим вариантом служит регистрация в форме общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, становится доступна работа по упрощенной системе налогообложения: 6% от дохода или 15% от прибыли. Большинство разработчиков процессом государственной регистрации озадачивается непосредственно перед выпуском продукта, а до тех пор занимаются исключительно созданием видеоигры.
Создание идеи для игры
Начальным и наиболее важным этапом разработки компьютерной видеоигры является работа над идеей и общей концепцией проекта. От эффективности работы на данной стадии напрямую зависит успешность бизнес-проекта.
Идея игрового проекта и общая концепция видеоигры строится исходя из собственных задумок разработчика, мониторинга рынка продуктов игровой индустрии, а также выбранного жанра игры. Жанров современных компьютерных игр встречается довольно много: это может быть экшен, шутер, ролевая игра или стратегия, головоломка или приключенческий боевик, инди-хоррор или песочница от первого лица и так далее. Прямое влияние на идею игры оказывает не только избранный жанр, но и планирование способов привлечения широкой аудитории и извлечения прибыли. Особое внимание следует уделить написанию игрового сценария и проработке игровых механик. Авторский и оригинальный подход поможет избежать бездумного копирования продукции конкурентов и привлечь внимание аудитории к вашей видеоигре. Если речь идет, к примеру, об онлайн-игре, сюжетная линия и графическая составляющая, как правило, отходят на второй план, уступая место интересным игровым механикам и возможностям взаимодействия игроков между собой.
Формирование команды
Предприниматель лично, в зависимости от тех или иных качеств и умений, возглавляет проект или принимает непосредственное участие в разработке видеоигры. Специфической чертой бизнеса, связанного с разработкой продукции компьютерной игровой индустрии, является полная зависимость успешности проекта от квалификации сотрудников. В обязательном порядке в состав команды разработчиков компьютерной видеоигры входят:
- программисты, занимающиеся написанием кода, закладывающие фундамент и образующие скелет будущей игры;
- художники, отвечающие за графическую составляющую игрового проекта, логотип, обложку, интерфейс и многое другое;
- сценаристы, занимающиеся написанием сценария основной сюжетной линии игры, диалогов и побочных заданий;
- аниматоры, осуществляющие работу с анимацией и движениями персонажей и объектов окружения;
- звукорежиссеры, наполняющие видеоигру звуками окружения, движения персонажей, диалогами, музыкой и так далее;
- game-дизайнер, выполняющий режиссерские функции на всех этапах разработки игры;
- тестеры, оценивающие конечный продукт на разных этапах разработки, осуществляющие проверку качества видеоигры, выявляющие наличие ошибок и недостатков игры.
Помимо прочего, если компания собирается самостоятельно издавать разработанный продукт, необходимо озадачиться формированием полноценного издательского отдела, куда войдут менеджеры по продажам и специалисты-маркетологи, а также бухгалтерия и юридический отдел. Функции бухгалтеров и юристов на ранних стадиях развития бизнеса рекомендуется доверить сторонним специалистам-аутсорсерам.
Технология разработки по этапам
Первоначальным этапом создания компьютерной видеоигры, после определения жанра игры и разработки концепции проекта, служит написание программного кода. Скелет будущей видеоигры в виде программного кода выполняется программистами. На эту основу позднее накладывается графическая и текстовая часть, интерфейс, игровые механики и многое другое. На данном этапе основой служит выбор подходящего языка программирования, а затем кропотливая и долгая трудоемкая работа по написанию программного кода игры с целью оперирования двухмерными и трехмерными объектами, создания моделей персонажей и окружения, интеграции в игру графических и звуковых составляющих и так далее.
Нет никакой необходимости сегодня заниматься написанием низкоуровневой основы программного кода видеоигры, для этих целей подбирается подходящий игровой движок. Такие движки представлены сегодня в широком ассортименте и содержат в себе все базовые функции и механики, необходимые для соединения в одной игре текстовой, графической, анимационной и звуковой составляющих. От правильности подбора подходящего игрового движка во многом зависит функциональность видеоигры, отсутствие ошибок и проблем в ее работе и дальнейшая успешность всего бизнес-проекта. Современный рынок представлен как бесплатными игровыми движками, имеющими ограниченный функционал, так и платными версиями, предоставляющими доступ ко всем функциям и стабильно работающими при больших нагрузках. В особенности важен правильный подбор игрового движка при разработке многопользовательской игры, где программная часть выдерживает большие потоки многотысячной аудитории одновременно.
Дальнейшим этапом служит разработка и внедрение наиболее интересной и креативной части любой компьютерной видеоигры – игровой механики. Современные тенденции развития компьютерной игровой индустрии диктуют такие условия, при которых популярность визуально привлекательных видеоигр со скромным геймплеем длится недолго, в то время как игровые проекты, предоставляющие взамен графической составляющей широкий спектр возможностей игрокам, остаются на высоких строчках рейтинга долгое время. Аудитория вашей будущей видеоигры по достоинству оценит практически безграничные возможности развития персонажа, крафта и строительства, исследования открытого мира и другие интересные игровые механики, даже если графическая составляющая проекта не даст фору современным визуально привлекательным экшенам, шутерам и ролевым играм.
Создание физических взаимодействий и поведений объектов окружения в игре имеет важное значение при разработке. Сюда также относится поведение врагов и компьютерных компаньонов в различных игровых ситуациях – проработка искусственного интеллекта. Дальнейшей стадией разработки видеоигры является проработка управления персонажем и привязка определенных игровых действий и анимации к клавиатуре и кнопкам мыши.
Прорисовка персонажей и окружения, а также прочих деталей – кропотливый и долгий труд художников и графических дизайнеров из команды разработчиков компьютерной видеоигры. Важнейший этап – соединение программного кода игры и графической, а также анимированной составляющей визуального оформления. Геймплей, какой-бы проработанный он ни был и какие-бы возможности ни предоставлял игрокам, не будет оценен по достоинству без приятного графического и анимированного сопровождения. Вместе с тем, ответственным моментом разработки видеоигры служит оптимизация игрового движка, графической составляющей и механик под приемлемые системные требования. Для того чтобы максимально эффективно расширить игровую аудиторию необходимо учитывать, что далеко не все игроки имеют в своем распоряжении мощные дорогостоящие персональные компьютеры.
Озвучка диалогов, персонажей и окружения, работа над музыкальным сопровождением и тестирование конечного продукта с целью выявления ошибок и недочетов в работе являются завершающими этапами разработки видеоигры перед ее изданием и локализацией.
После выхода игры, как правило, работа над ней не заканчивается. Исправляются ошибки, багги и недочеты путем выпуска специальных патчей, внедряются новые локации, уровни, персонажи и механики с помощью издания модов и дополнений к игре. В том случае, если проект завоевал собственную аудиторию и получил армию фанатов, рекомендуется озадачиться возможностью разработки и выпуска продолжения игры.
Реклама и продвижение
Очевидным эффективным способом рекламирования своего продукта, когда речь идет о выпуске видеоигр является маркетинговая кампания в сети Интернет. Продвигать игру возможно различными способами: реклама на игровых порталах, сотрудничество с журналами игровой тематики, видеообзоры и партнерство с владельцами популярных ютуб-каналов игровой тематики. Таким образом, собирается аудитория, часть которой останется в качестве постоянных поклонников вашей игры, и с нетерпением будет ждать выходов дополнений и продолжения.
Как делится прибыль между разработчиком и издателем?
В подавляющем большинстве случаев, с учетом грамотного составления контракта между компаниями, разработчик и издатель зарабатывают на компьютерной игре сопоставимые денежные суммы. В то же время, данный заработок в большей степени ощутим разработчиком, поскольку затраты первоначального инвестирования чаще всего приходятся на долю будущего издателя проекта, в связи с чем чистая прибыль для издателя измеряется после того, как стартовые инвестиции окупаются и проект выходит на точку безубыточности. Разработчик же получает определенный процент с каждой продажи видеоигры, оформления подписки или осуществления внутриигровых покупок.
Сколько можно зарабатывать на создании компьютерных игр?
Конкретный уровень доходности проекта напрямую зависит от стартовых затрат и текущих расходов на стадии разработки игры, а также способов извлечения прибыли. Речь идет о доходе с продаж лицензионных копий, предоставления игрокам платной подписки или приобретения игроками внутриигровых ценностей за реальные денежные средства. Отрицательно на доходную часть проекта влияет пиратство, поскольку распространение пиратских копий игры резко снижает покупательский спрос, в особенности в странах СНГ. При определенной величине стартовых инвестиций, суммы которых достигают одного или даже нескольких миллионов долларов, чистая ежегодная прибыль будет варьироваться в различных пределах и ощущаться компаниями разработчика и издателя игры после того, как первоначальные затраты окупятся и бизнес-проект достигнет точки безубыточности.
Бизнес в области игровой компьютерной индустрии – перспективный и прибыльный вид предпринимательской деятельности, отличающийся собственными особенностями и сопровождающийся определенными специфическими предпринимательскими рисками. При должном подходе, грамотном подборе сотрудников и выгодном сотрудничестве с компанией-издателем разработка компьютерной видеоигры принесет предпринимателю состояние.
Заказать бизнес план
1. Краткий инвестиционный меморандум
В настоящее время открытие компьютерного клуба является выгодным бизнесом, несмотря на то, что практически у каждого человека есть свой ПК. На это есть целый ряд причин. Во-первых, любители компьютерных игр предпочитают собираются в одном месте для того, чтобы поиграть в сетевые игры. Во-вторых, люди заходят в интернет-кафе для того, чтобы собрать информацию в Интернете, а также пообщаться в социальных сетях если по какой-то причине это невозможно сделать дома. Таким образом, открытие компьютерного клуба является перспективным бизнесом, срок окупаемости которого равен 15 мес.
Для открытия клуба потребуется персонал в количестве из 7 человек. Также потребуется помещение. Желательно арендовать помещения вблизи школ, университетов, улиц с высокой проходимостью или в центре города. Минимальная площадь составляет 200 м2.
Средняя ежемесячная проходимость составляет 900 чел. Режим работы клуба — круглосуточно. Данный бизнес не обладает выраженной сезонностью. Спад посещения приходится на летние месяцы. Стоимость 1 часа аренды одного компьютера составляет 80 руб. Учитывая высокий спрос на данную услугу и отсутствие большой конкуренции, проект имеет положительные финансовые показатели:
Сумма первоначальных инвестиций 1 961 100 руб.
Средняя ежемесячная прибыль 132 000 руб.
Срок окупаемости 15 месяцев
Точка безубыточности 1 месяц
Рентабельность продаж 31%
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В настоящее время все большее количество молодых людей играют в сетевые игры. Многие из них предпочитают собираться командами в одном месте. Несмотря на это в городах наблюдается дефицит компьютерных клубов. При этом спрос на компьютерные игры и клубы постоянно увеличивается.
Открывать компьютерный клуб необходимо в городе с населением от 50 тысяч человек. Вместимость клуба составляет 30 человек.
Основной услугой является предоставление компьютеров и игровых приставок в почасовую аренду.
Для открытия бизнеса потребуется техника, а также удобная и компактная мебель.
Из техники в клуб потребуется:
- Компьютеры
- Мониторы
- Клавиатуры
- Компьютерные мыши
- Наушники
- Принтер
- Игровая приставка
Обязательно приобретайте новое оборудование, так как это поможет избежать внезапных поломок и дополнительных затрат.
Для организации бара потребуется:
- Электрический чайник
- Микроволновая печь
- Телевизор
- Кассовый аппарат
- Барные приборы (тарелки, столовые приборы и т.д.)
- Мебель
При закупке мебели уделяйте особое внимание удобство и комфорту. Для снижения затрат мебель можно заказать в Китае или найти поставщиков китайской мебели в нашей стране.
Помимо закупки техники и товара необходимо приобрести лицензионное программное обеспечение для компьютеров.
При открытии компьютерного класса необходимо учитывать расположение арендуемого помещения. При выгодном расположении ваш клуб сможет быстро выйти на полную заполняемость и приносить постоянную прибыль.
Основной целевой аудиторией являются:
- Молодые люди (школьники, студенты)
- Люди в возрасте от 21 до 30 лет
Другие категории людей также будут использовать ваш клуб, но их доля будет меньше.
В настоящее время конкуренция на данном рынке небольшая, так как большинство клубов закрылись ранее из-за кризиса и отсутствия качественного сервиса для клиентов.
Ценовой сегмент услуги — средний.
Для увеличения прибыли можно дополнительно открыть бар, предоставлять услуги по распечатке, оцифровке, ксероксу, ремонту компьютеров и другие.
В качестве дополнительных услуг можно предоставлять в аренду отдельную комнату на всю компанию.
Проводите опрос постоянных клиентов, выслушивайте их пожелания, разработайте систему лояльности.
Выполняя данные условия, клуб сможет заработать постоянную аудиторию, хорошую репутацию, а также увеличить посещаемость других категорий людей.
При падении продаж в летний период проводите акции, предоставляйте скидки, добавляйте мероприятия — соревнования по сетевым играм.
К открытию компьютерного клуба необходимо готовиться еще до открытия.
Основной задачей является привлечение большого количества постоянных клиентов.
Для достижения данной цели необходимо использовать сначала оффлайн каналы. Например, раздавать флаеры, проводить рекламу в общественном транспорте, на городских стендах и досках объявлений, газетах вашего города.
В качестве онлайн рекламы можно использовать бесплатные или платные доски объявлений, рекламу в сообществах в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Instagram), а также форумы по сетевым компьютерным играм.
По результатам привлечения постоянных клиентов можно использовать контекстную рекламу, которая позволит повысить заполняемость клуба в другие часы.
Обязательно создайте одностраничный сайт, который позволит бронировать и оплачивать услуги онлайн.
План открытия компьютерного клуба следующий:
- Поиск помещения
- Регистрация юридического лица — ИП
- Заключение договора аренды и закупка техники и товара для бара
- Подбор и обучение персонала
- Настройка оборудования
- Привлечение клиентов и начало работы.
Этап/ продолжительность, нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Поиск помещения | |||||||
Регистрация ИП | |||||||
Закупка техники и товара для бара | |||||||
Подбор и обучение персонала | |||||||
Настройка оборудования | |||||||
Запуск рекламной компании |
Открытие ИП (ОКВЭД 92.34 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность»). Постановка на налоговый учет в налоговой службе. Оптимальная система налогообложения — УСН (налогооблагаемая база «доходы»). Лицензия на данную деятельность не требуется. Необходимо позаботиться о системе вентиляции и пожаротушении. При подборе помещения уточняйте наличие данных систем.
После постановки на налоговый учет необходимо открыть счет в банке, настроить систему оплаты на сайте.
Далее необходимо закупить всю технику и товар для бара (безалкогольные напитки, снеки и т.д.). Закупку техники лучше производить у лицензированных поставщиков, так как у них часто можно получить рассрочку и другие бонусы. ПО для компьютеров обязательно должно быть лицензионным.
После закупки оборудования нужно искать ИТ-специалистов и администратора в клуб.
Следующим этапом начинайте привлечение клиентов с помощью рекламной компании. Обязательно ведите учет поступающих звонков и заявок. Не упускайте потенциальных клиентов.
6. Организационная структура
Для открытия компьютерного клуба необходимо:
- Управляющий
- Администратор клуба (4 человека)
- ИТ-специалист (2 человека)
При открытии в качестве управляющего может быть, как собственник бизнеса, так и наемный сотрудник. Также он может выполнять роль интернет-маркетолога и заниматься продвижением клуба.
Интернет-маркетологов нужно использовать на аутсорсинге. Исполнителем может выступать как фрилансер, так и компании, занимающаяся продвижением.
ИТ специалистов необходимо нанять в штат, так как в их обязанности будет входить ремонт оборудования, контроль за функционированием системы, а также услуги по ксероксу, распечатке и тд.
Администратор клуба ответственен за прием оплаты, ведения журнала посещений, а также продажу товаров из бара. Каждый администратор работает по графику 2 через 2 по 12 часов смена.
Бухгалтерию можно использовать на аутсорсинге в вашем банке.
По мере роста посещаемости можно нанять отдельно бармена для быстрого обслуживания.
Фонд оплаты труда, руб.
Оклад | Количество сотрудников | Сумма | |
Администратор | 20 000 | 4 | 80 000 |
ИТ-специалист | 30 000 | 2 | 60 000 |
Управляющий | 35 000 | 1 | 35 000 |
Итого ФОТ | 175 000 |
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Общая сумма инвестиций составляет 1 961 100 руб., включая первоначальную закупку оборудования и товара для бара. Стоимость услуг по аренде компьютеров в час составляет 80 руб. Среднемесячная выручка составляет 639,5 тыс.руб, прибыль — 50,5 тыс.руб.
Капитальные затраты на открытие компьютерного клуба
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Компьютер | 33 | 35 000 | 1 155 000 |
Монитор | 33 | 10 000 | 330 000 |
Клавиатура | 33 | 550 | 18 150 |
Компьютерная мышь | 33 | 150 | 4 950 |
Электрический чайник | 1 | 1 000 | 1 000 |
Микроволновой печи | 1 | 5 000 | 5 000 |
Стоимость барных приборов | 1 | 20 000 | 20 000 |
Телевизор | 1 | 20 000 | 20 000 |
Наушники | 30 | 1 000 | 30 000 |
Принтер | 1 | 8 000 | 8 000 |
Кассовый аппарат | 1 | 8 000 | 8 000 |
Приставка XBOX | 1 | 15 000 | 15 000 |
Сигнализация | 1 | 5 000 | 5 000 |
Итого: | 1 620 100 |
Инвестиции на открытие
Инвестиции на открытие | |
Регистрация | 1 000 |
Дизайн-проект помещения | 30 000 |
Отделочные материалы (вкл. Оборудование барного помещения) | 50 000 |
Мебель | 50 000 |
Система вентиляции/кондиционирования | 30 000 |
Огнетушители | 10 000 |
Вывеска | 10 000 |
Рекламные материалы | 30 000 |
Аренда на время ремонта | 100 000 |
Закупка оборудования | 1 620 100 |
Закупка товара для бара | 30 000 |
Итого | 1 961 100 |
Ежемесячные затраты, руб.
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 227 500 |
Аренда (200 кв.м.) | 100 000 |
Амортизация | 45 003 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Реклама | 20 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 5 000 |
Закупка товара для бара | 118 125 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 550 628 |
План продаж на 24 месяца, прогноз эффективности инвестиций и расчет экоомических показателей бинеса представлен в финансовой модели.
К основным рискам при открытии компьютерного клуба можно отнести следующие:
- Появление конкурента
Данный риск связан с тем, что в районе вашего клуба может появиться конкурент. Для снижения риска резкого оттока клиентов необходимо постоянно проводить анализ рынка, контролировать качество оказываемых услуг, внедрять систему лояльности для постоянных клиентов, расширять спектр услуг.
- Повышение ставки аренды
В процессе работы может возникнуть ситуация, когда арендодатель захочет повысить ставку аренды уже через несколько месяцев после начала работы. Для снижения риска необходимо заключать долгосрочные договоры аренды.
- Неисправность оборудования
Данный риск связан с тем, что в ходе работы клуба оборудование может зачастую выходить из строя. Для снижения риска необходимо приобретать новое оборудование, использовать только лицензионное программное обеспечение.
Финансовая модель компьютерного клуба