Превращение идеи в бизнесе
Канадский предприниматель Лиза Лартер предлагает пошаговую инструкцию для творческих личностей по воплощению их грандиозных замыслов в жизнь.
Вам часто приходят на ум грандиозные идеи, но когда дело доходит до их реализации, все как-то сразу загибается на корню? Вы быстро перескакиваете от одной идеи к другой, при этом вы всегда приступаете к новой затее с лучшими намерениями, но каждый раз она повисает в воздухе, потому что это другая идея еще лучше?
Если это так, то вы не одиноки.
Творческие люди по всему миру сталкиваются с этой дилеммой каждый день. Я бы назвала это явление «синдромом блестящей идеи». Новая, яркая идея, как маяк, манит вас и часто бывает гораздо более захватывающей, чем та фактическая работа, необходимая для доведения этой великолепной идеи до конца.
Так быть не должно.
Вы можете взять все это под контроль и наблюдать за тем, как грандиозные идеи воплощаются в жизнь.
Общей проблемой всех людей, которые хотят использовать социальные сети для продвижения на рынке своей компании, является отсутствие понимания того, как сделать свой бизнес успешным. У них нет четкого плана, продуманной программы действий, без которых их гениальная идея в социальных сетях превращается в еще одну блестящую задумку или очередное развлечение.
Решение проблемы заключается в создании бизнес-плана.
Постойте, не уходите! Все не так плохо, как вы думаете.
Составление бизнес-плана может показаться вам пугающей задачей — особенно если вы никогда не занимались этим раньше.
У творческих личностей обычно возникают проблемы, когда дело доходит до этой стороны бизнеса, потому что это не самая «зажигательная» часть для них. Это вам знакомо? Это про вас? Генерация идей — это ваш конек, но вы просто не знаете, с чего начать, когда вы начинаете заниматься планированием?
Совсем недавно у меня была встреча с руководителем филиала Parlez Wireless, и мы говорили о планах на будущий год. Она блестящий менеджер и всегда предлагает множесто отличных идей, но она никогда не составляла официальных бизнес-планов.
У нас был долгий разговор о первом бизнес-плане, который я в свое время создала. Я рассказала ей о тех испытаниях и трудностях, которые мне пришлось преодолеть,а также дала несколько советов о том, с чего начать и как работать, основываясь на своем примере.
Вот то пошаговое руководство к действию, которое я представила ей, надеюсь, оно поможет и вам:
1. Пойдите купите книгу (как составить бизнес-план самому) или найдите шаблон бизнес-плана в интернете, которые вы можете взять за образец.
2. Определите план продаж на год, а затем разбейте его на месячные / ежеквартальные и недельные показатели.
3. Подумайте над тем, какие регулярно повторяющиеся, сезонные или событийные маркетинговые мероприятия необходимо провести — для того чтобы привлечь трафик в ваш бизнес и увеличить прогнозируемые продажи.
4. Определите все способы, с помощью которых вы можете осуществить «безмолвные продажи». Здесь речь идет о рефералах (участниках партнерской программы, зарегистрировавшихся по рекомендации других участников. Такая схема маркетинга широко распространена в интернете и предполагает регистрацию на веб-сайтах, предоставляющих некие услуги).
Если вы сумеете обеспечить позитивный опыт сотрудничества вашим существующих клиентам, они вернуться к вам со своими друзьями, родственниками и коллегами, преумножив ваш успех.
5. Определите способы, с помощью которых вы можете рекламировать свой бизнес внешнему пользователю (чтобы привлекать новых клиентов). Это может быть как личное общение, так и взаимодействие через социальные сети, реклама, спонсорство, участие в мероприятиях и т.д.
6. Распланируйте это все с указанием сроков и посмотрите, как это работает на практике и насколько это оправдано. Помните, что если вы все это не распланируете, вероятность того, что ваши замыслы осуществятся, близка к нулю.
7. Зафиксируйте все это в вашем плане, а затем поделитесь им со своей командой. Спросите, что они об этом думают, если ли у них какие-то пожелания и предложения. Эта часть является ключевой!
Очень часто менеджеры и руководители, разрабатывая бизнес-план, забывают привлечь к сотрудничеству тех людей, которые будут заниматься его выполнением, т.е. ключевых сотрудников. Запланируйте командное обсуждение составленного вами бизнес-плана, поделитесь видением курса, на который вы будете ориентироваться в предстоящем году, попросите коллектив выступить со своими идеями, чтобы следующий год был для компании успешным.
Пусть их великолепные идеи увидят свет. Они также могут помочь вам довести ваши гениальные затеи до конца!
И, наконец, получайте от этого удовольствие. Если у вас душа к этому не лежит, если вы не испытываете восторженного энтузиазма и вдохновения, вы будете отвлекаться на новую блестящую идею и, скорее всего, не сможете реализовать все ваши прекрасные задумки.
Автор — Лиза Лартер (Lisa Larter) — блогер, предприниматель, основатель и CEO консалтинговой компании Lisa Larter Consulting.
Оригинал публикации на английском языке.
Воспользуйтесь матрицами идей для B2С- или B2B-стартапов
Итак, у вас есть несколько идей, вы выбираете между ними и сомневаетесь?
Эрик Стромберг, бывший совладелец книжного сервиса Oyster, купленного компанией Google, поделился в своём блоге на Medium B2C-матрицей, которая поможет предпринимателям, ищущим перспективное направление для развития своего проекта.
Матрица описывает потребительские рынки, а также тактики, которые компания может применить, чтобы выпустить уникальный продукт для того или иного рынка. Некоторые ячейки содержат примеры уже существующих стартапов, соответствующих тематике.
К примеру, приложение Prisma могло бы стать лишь очередным приложением для обработки фотографий, однако технологии, выбранные основателем проекта, привели к вирусному успеху продукта.
Приложение обрабатывает фото с помощью нейронной сети, после чего изображение воссоздаётся с нуля — вместо простого наложения фильтров. Технологии искусственного интеллекта сегодня вызывают всё больший интерес, и вы вполне могли бы занять свободную нишу в интересующей вас области, будь то спорт, финансы, приготовление еды или шопинг.
Ещё один пример — приложение для вызова и оплаты такси Uber, перевернувшее рынок автомобильных пассажироперевозок.
В матрице Стромберга Uber относится к тактике «по запросу» — основателям компании пришла в голову идея создать приложение, которые позволило бы людям заказать автомобиль в нужное время, в нужное место. Помимо этого, Uber можно отнести к ещё одной тактике, также фигурирующей в матрице — это продукт, созданный для использования на мобильных девайсах. Кроме того, приложение позволяет осуществить заказ напрямую без необходимости общения с посредниками (операторами колл-центра), а также автоматически оплачивать услугу, привязав к приложению свою карту.
Сосредоточьтесь на сфере, для которой вы хотели бы создать продукт — или рассмотрите параллельно несколько наиболее интересных вам отраслей. Опишите, какие проблемы и задачи должна решать ваша будущая разработка. Если в выбранной вами категории уже есть конкуренты с сильным продуктом, то, возможно, стоит сделать акцент на свободные ниши.
Эрик Стромберг также создал B2B-матрицу, с которой вам стоит ознакомиться, если вы хотите создать продукт/сервис для компаний. Тут фигурирует, например, известная всем разработчикам и проектным менеджерам мира компания Atlassian, создавшая программное обеспечение, которое существенно упрощает, систематизирует и оптимизирует процесс разработки программного обеспечения. Особенность тактики компании — пакетное предложение. Так, флагманские продукты Atlassian Jira (постановка и отслеживание задач) и Confluence (совместная работа над проектами) ненавязчиво предлагаются в комбинации друг с другом и с другими продуктами компании.
Проверьте идею: полезные сервисы и метод Уолта Диснея
Приступать к разработке нового продукта, основываясь исключительно на собственных представлениях о том, что нужно рынку, может оказаться провальным шагом. Куда лучше получить отзывы об идее от потенциальных потребителей, проследить за их реакцией и готовностью приобрести продукт.
Существуют специальные ресурсы для тестирования как идеи, так и продукта на начальной стадии. На них можно получить советы от предпринимателей, фидбэк от потенциальных покупателей и представление о том, как идею воспринимает большинство.
К примеру, на сервисе Proved вы можете описать свою идею, центральную проблему и то, как её можно решить с помощью задуманного вами продукта. Также можно выбрать целевую аудиторию — начиная с территориальной расположенности, заканчивая возрастом и принадлежностью к определённой социальной группе. Всё остальное сделают респонденты: их количество и объём аналитических данных зависят от выбранного тарифного плана.
Вы также можете использовать проверенные временем способы — например, метод Уолта Диснея. Дисней изобрёл и использовал метод проверки идей, который он назвал Imagineering (combination of imagination и engineering).
Идея рассматривалась с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста, критика.
У мечтателя множество разнообразных идей и нет никаких преград, нет критики и цензуры.
Следующий этап — позиция реалиста. Реалист превращает идеи мечтателя во что-то реальное и реализуемое. Он задаётся вопросами, каким образом идею можно реализовать, из каких задач состоит её реализация, на какой из существующих продуктов похожа задумка.
Критик же рассматривает идеи с точки зрения их недостатков. Его заботит, насколько идеи жизнеспособны и стоят ли процесса их реализации.
Определитесь со стратегией: SWOT-анализ
Как только вы приняли основополагающее решение (определились с тем, чем будет заниматься ваш бизнес), можно переходить к следующему шагу — выбору стратегии. На этом этапе постарайтесь оценить рынок, возможности, которые он даёт, и тенденции развития.
Определитесь с целями: как глобальными, так и на конкретный период.
Проведите SWOT-анализ вашего проекта, выделив сильные стороны (Strengths), слабые стороны (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats).
Сильные стороны — характеристики вашего проекта, которые дают вам преимущества на рынке.
Слабые стороны — характеристики, которые ставят ваш бизнес в невыгодное положение.
Возможности — внешние элементы, которые можно использовать в интересах проекта.
Угрозы — элементы вне компании, которые могут стать источником проблем для вашего бизнеса.
Если ваша идея не нова и вы планируете потеснить конкурентов и занять собственную нишу, попробуйте стратегию выстраивания и сделайте акцент на своих преимуществах. Подчеркните детали, которые будут значительны для конечного потребителя и могут повлиять на выбор в вашу пользу.
Задокументируйте стратегию с планом действий, внесите чёткое описание продукта, обозначьте цели и опишите потенциальных покупателей. Впоследствии следуйте стратегии, при этом внося в неё необходимые изменения в соответствии с меняющимися условиями рынка.
Выберите исполнителей: штат или аутсорсинг
Итак, у вас есть чёткое видение продукта, вы определились со стратегией. Следующий шаг — решить, кто будет воплощать вашу задумку в жизнь. Будете ли вы собирать собственную команду или воспользуетесь услугами аутсорсинга — от этого решения наполовину зависит успех вашего проекта. В каждом из вариантов есть свои преимущества и недостатки.
Очевидные преимущества собственной команды:
вы собственноручно выбираете людей, которые будут вместе с вами реализовывать проект всей вашей жизни (почему бы нет);
вы можете выстроить с коллегами более тесную эмоциональную связь, использовать индивидуальный подход по части мотивации.
Один из основных минусов при поиске команды с нуля — сроки. Случается, что поиск одного сотрудника затягивается на полгода.
Плюсы аутсорсинга:
экономия времени на подбор персонала — всё будет сделано за вас;
все основные риски и ответственность за решение задач с замещением и поиском нового персонала несёт аутстаффинговая компания.
К минусам можно отнести риск того, что при расторжении сотрудничества с аутстаффинговой компанией вы можете враз потерять всю команду. Кроме того, взаимопонимание с командой может быть не на таком высоком уровне, как в случае со штатными сотрудниками.
От редактора: из каждого правила есть исключения, яркий тому пример — сервисы TimeDoctor и Staff.com, которые объединили 67 удалённых сотрудников из 26 стран в сплочённую и эффективную команду.
Соберите и проанализируйте обратную связь: тестировщики, Kickstarter, Product Hunt
Вы собрали команду мечты, приступили к реализации своей задумки и получили первые результаты — минимально жизнеспособный продукт.
Это продукт с базовым набором функций, которых будет достаточно, чтобы представить ваш прототип ранним покупателям и получить обратную связь для дальнейшей разработки. Естественно, сбор информации через минимально жизнеспособный продукт обойдётся вам в несколько раз дешевле, чем разработка продукта с более широким функционалом.
После создания минимально жизнеспособного продукта ваша задача — представить его на суд будущих клиентов. Для этого вы можете использовать:
сообщество тестировщиков Betabound, участники которого бесплатно протестируют ваш продукт.
Kickstarter — помимо прочего, покажет спрос на ваш продукт;
платформа Product Hunt — при правильном подходе может привлечь колоссальное внимание к вашему проекту.
По сути, это своего рода тестирование вашего продукта на жизнеспособность. Больше того, это тестирование рынка: с использованием минимальных ресурсов вы сможете понять, как рынок реагирует на продукт и на отдельные его составляющие, а также получить максимально приближённый к действительности портрет клиентов.
Внесите корректировки
Отзывы потенциальных клиентов получены и проанализированы — самое время принять меры, чтобы довести ваш проект до совершенства. Внесите необходимые изменения в продукт, а также в его представление (даже незначительный апдейт может оказаться решающим) исходя из полученной информации.
Ну, вроде всё? Можно запускать?
Да, всё готово, и вы представляете своё детище на суд публики. Но это только лишь начало большого пути. Впереди — корректировки маркетинговой стратегии, постоянный сбор обратной связи, доработки и изменения в продукте и, что немаловажно, продвижение вашего проекта (публикации на целевых площадках, email-маркетинг, ведение блогов и аккаунтов в социальных сетях).
Желаем удачи!
Читайте далее: Мармеладная история, или Как диджитал-агентство стало производителем энергетических сладостей
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Если у вас есть, что дополнить — будем рады вашим комментариям. Если вы хотите написать статью с вашей точкой зрения — прочитайте правила публикации на Cossa.