Предпринимательская идея бизнес план конспект урока
Департамент образования и науки Костромской области
ГОУ НПО ПУ №1 им.Ю.В. Смирнова
г. Макарьев Костромской области
Разработала:
Преподаватель экономики
Синицына И.В.
Макарьев 2013г.
Методическая разработка урока экономики.
С применением элементов технологии проектной деятельности
Раздел: Предпринимательство
Тема урока: «Предпринимательская идея.
Технология создания предприятия»
Методическая разработка урока экономики.
С применением элементов технологии проектной деятельности
Раздел: Предпринимательство
Тема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятия
Тип урока: комбинированный.
Вид урока : смешанный
Цели:
- образовательная — сформировать знания по основам предпринимательства и умения свободной ориентации на современном рынке труда
- воспитательная — познакомить с экономическими терминами и правилами их применения
- развивающая — развивать познавательную активность в технологии создания предприятия
- профориентационная — прививать навыки ориентации на современном рынке труда.
Формирование компетенций:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Методы проведения занятия: устные, демонстрационные, проблемные.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: творческая работа учащихся, работа с компьютерной презентацией.
Объект труда: создание и разработка идеи «Мое предприятие».
Работа со словарём: запись в словарь определений новых терминов и понятий.
Межпредметные связи: математика.
Дидактическое сопровождение урока
Список литературы:
- Экономика. Учебник Просвещение. 2012
- Преображенская Е.В.Основы предпринимательства. Издательство «Лицей». 2011
- Трудовой кодекс РФ. 2007
- компьютерная презентация «Предпринимательская идея», логотипы предприятий, карточки для аукциона «Моё предприятие».
План урока
Раздел: Предпринимательство
Тема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятия.
Цели урока:
- Сформировать знания по основам предпринимательства и умения свободной ориентации на современном рынке труда.
- Познакомить с экономическими терминами и правилами их применения.
- Развивать познавательную активность в технологии создания предприятия.
Оснащение урока:
-презентация «Предпринимательская идея»,
-логотипы предприятий.
Ход урока
1. Организационный момент
-Взаимное приветствие (здравствуйте, садитесь)
-определение отсутствующих
проверка готовности к уроку ( наличие тетрадей, ручек и др. учебных принадлежностей)
Запишите тему сегодняшнего урока. Предпринимательская идея. Технология создания предприятия.
Мы подходим к завершению изучения темы «предпринимательство» и на основе полученных знаний переходим к созданию предприятия и составлению бизнес-проекта.
- Предлагаю продумать, какое своё дело мог бы каждый из вас
открыть по окончанию учебного заведения. Выбор своего дела предлагаю по возможности связать с получаемой профессией.
Для этого необходимо:
а. провести исследования рынка и выбрать продукцию для вашего предприятия.
б. оценка основных качеств товара.
Помимо того что Вам нужно знать состояние рынка выбор подходящего товара или услуги очень важен для успешной деятельности предприятия. Ваша задача – определить, какая из них будет наиболее удачной. Эффективное исследование рынка может повлиять на успех или неудачу в вашей работе. Важно знать, какие потребители заинтересованы в вашей продукции, какие качества товара наиболее важны, какую цену потребители готовы заплатить за него.
2.Ответьте на вопрос: «Что называется предпринимательством?»
Ответ Предпринимательство инициативная ,самостоятельная деятельность граждан и их объединений на свой риск и под свою имущественную ответственность в пределах определённых организационно-правовой формой направленная на получение прибыли.
Дайте характеристику своего будущего предприятия, учитывая основы предпринимательства, показанные на данной схеме и с учетом логотипов, разработанных дома вами.
Что производить? Как производить? Для кого производить?
3.А теперь приступим к изучению нового материала ,в процессе освоения которого Вы будете продолжать работать над своей выбранной бизнес-идеей
Бизнес — благородное дело.
- Процесс создания товаров и оказания услуг, продуктов питания, жилья, бытовых, информационных и других услуг, обладает конкретными потребительскими свойствами и имеет определенную стоимость, разнообразные потребности людей.
- Оказывая разнообразные услуги гражданам и организациям, бизнес способствует повышению благосостояния общества.
- Предпринимательство помогает отыскать новые способы приложения труда и разрешить проблему занятости.
- Предприниматели в основном содержат государство, уплачивая ему большую долю налогов, что позволяет решить социальную защиту населения.
- Прибыли от бизнеса дают возможность развития науки, образования, культуры, здравоохранения.
Основа для предпринимателя — информация
Инновационная идея может быть связана с намерением улучшить качество выпускаемой продукции.
Исследования рынка позволят предпринимателю выявить возможную прибыль.
Анализ рынка.
- Определение соотношения на рынке между спросом и предложением товара.
- Выявление потенциальной цены товара.
- Определение собственных расходов.
- Стоимость рабочей силы.
- Накладные расходы.
- Выявление возможного эффекта от реализации идеи.
- Экспертная оценка полученной информации и принятие предпринимательского решения.
Каждый предприниматель, прежде чем приступить к организации свое дело, должен проанализировать свою идею.
4. Практическая работа учащихся
А. Укажите способы получения прибыли, не противоречащие предпринимательской этике:
1.Увеличение прибыли за счет стоимости товара
2.Увеличение доходов за счет расширения бизнеса
3.Уменьшение расходов за счет уменьшения оплаты труда наемным рабочим 4.Уменьшение расходов за счет выплаты налогов
5.Отказ от участия в благотворительности
6.Привлечение денежных средств инвесторов
Б.Знаете ли Вы российских промышленников и купцов, известных своей благотворительностью? Назовите их.
5. Продолжение объяснения нового материала
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.(работа со словарём)
Индивидуальный предприниматель может быть физическим лицом — любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, который действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими и юридическими лицами. Он должен иметь разрешение на вид деятельности, вести бухучет, состоять на учете в налоговых органах.
Самостоятельность предприятия заключается в его статусе, т.е. оно должно быть юридическим лицом, иметь Устав, расчетный счет в банке, печать, юридический адрес, вести бухучет.
Виды предприятий:
ООО — уставной капитал поделен на доли. Участники общества несут риск убытков своими вкладами.
Корпорация – правовая форма бизнеса, созданная с целью защиты каких-либо привлечений ее участников.
АО — общество, уставной капитал которого разделен на определенное количество частей( акций) равной номинальной стоимости.
ОАО — акции продаются по открытой подписке, их свободно можно продавать.
ЗАО — акции распространяются обычно между членами коллектива
Работа со словарём
а. Производственное предпринимательство-вид деятельности для производства какого-либо товара
б.Основные средства — здания, оборудование, станки, машины. Они используются долгое время.
Оборотные средства — сырье, материалы, полуфабрикаты, которые используются для производства товара.
в. Коммерческое (торговое) предпринимательство — товар является основным фактором бизнеса.
г. Финансовое предпринимательство — объект купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.
д. Посредничество — посредник сводит продавца с покупателем.
е. Страховое предпринимательство — выступает в качестве продавца страховых услуг.
6.Ппрактическая часть.
А теперь переходим к практической части.
Практическая работа. «Мое предприятие»
Составить предпринимательскую идею для заданного предприятия, с последующей защитой по следующему плану:
- Название предприятия
- Логотип предприятия
- Вид деятельности
- Основные средства
- Вид предприятия
- Владельцы предприятия
- Оборотные средства
7. Подведение итогов урока
- Оценка работ
- Типичные ошибки в работах
- Лучшие работы
8. Рефлексия: сделайте рисунок маски в цвете в зависимости от вашего настроения на уроке
оранжевый — хорошее, голубой — нормальное, зеленый — плохое
9. Задание на дом: составить из определений изученных на сегодняшнем уроке по теме «Предпринимательская идея. Технология создания предприятия» кроссворд .
10. Уборка рабочих мест
ТЕМА УРОКА:
Работа в команде по выдвижению и генерированию предпринимательских идей. Оценка бизнес-идей.
Дисциплина: Основы предпринимательской деятельности.
Преподаватель: Кильдеева Альфия Мукаддясовна
Группа: 15ЦРПК16к
Цель урока: Развивать умения подбирать факты и аргументы для выдвижения, генерирования и оценки бизнес-идеи.
Задачи урока:
Закрепить знания об условиях и принципах предпринимательской деятельности, о системе работы с бизнес – идеей.
Выработать методы реализации и критерии оценки предпринимательской идеи.
Способствовать формированию предпринимательских компетенций.
Тип занятия: урок формирования умений и навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, тестовые задания.
Межпредметные связи: экономика, обществознание.
План урока:
Орг. момент. Знакомство студентов с целью и задачами урока.
Краткое повторение пройденного материала по вопросам.
Просмотр видеофильма.
Обсуждение критериев оценки бизнес-идей.
Презентация бизнес-идей.
Подведение итогов.
Ход урока:
Деятельность
студента
1.Орг момент.
Знакомство с целью и задачами урока
2.Краткое повторение
Актуализация знаний студентов
1. Что, по-вашему, мнению можно считать источником формирования предпринимательских идей?
2. Каких правил стоит придерживаться при генерации бизнес идеи?
3. Что, по-вашему, формирует предпринимательскую идею?
1. Товарный рынок.
3. Достижения науки и техники.
4. Новые возможности применения уже производимого товара.
5. Неосознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы.
— не обязательно придумывать что-то глобально новое, достаточно улучшить существующее;
— бизнес идея должна облегчить человеку жизнь;
— придумывая идею нужно решать реальные проблемы, за решение которых потребители будут готовы заплатить.
а) Знание определенного вида предпринимательской деятельности;
б) Знание внешних факторов, которые влияют на предпринимательскую деятельность;
в) Стремление реализовать свою жизненную цель, добиться признания общества;
г) Стремление постоянно увеличивать своё благосостояние и стать собственником;
д) Осознание необходимости работать на грани своих способностей;
е) Знание потенциальных рисков и умение управлять ими.
3. Просмотр видеофильма
Рассмотреть предложения бизнес-консультантов по выдвижению и генерированию идей.
Делаем для себя соответствующие выводы, для предстоящей работы
Обсуждают и берут на заметку способы выдвижения и генерирования идей.
4.Обсуждение критериев оценки бизнес-идей.
Подготовка домашнего задания к презентации.
Выделение критериев оценивания идеи.
Вам было предложено выполнить эскиз швейного изделия, и презентовать бизнес-идею.
Схема принятия предпринимательского решения состоит
из следующих этапов:
1 этап. Предприниматель принимает к рассмотрению несколько возможных идей
2 этап. Выявляются сущностные черты и содержание каждой идеи
3 этап. Каждая идея оценивается с точки зрения необходимых ресурсов, технологий, финансирования
4 этап. Идеи оцениваются с точки зрения конкретных действий, необходимых для реализации проекта (форма привлечения средств, порядок реализации производства и т.д.). Здесь же проводится стоимостная оценка этих действий
5 этап. Производится расчет вероятного экономического эффекта каждой идеи с учетом «худшей» и «лучшей» возможностей развития событий
6 этап. Проводится сравнение всех рассмотренных идей и выбирается одна, наиболее удачная
Итак, предлагается выбрать пять, особо значимых критериев из предложенных десяти и оценить свою идею и идеи конкурентов по 10 бальной шкале.
1. Объём рынка, на который вы собираетесь выходить. Подумайте, сколько у вашего товара или услуги может быть потенциальных покупателей. Чем больше их количество, тем более высокий балл вы можете присвоить идее.
2. Ценовой «потолок». Какова максимальная цена, которую потенциальный покупатель готов заплатить за товар, подобный вашему?
3. Уникальность предложения. Насколько уникально ваше предложение в сравнении с аналогичным на рынке и как быстро его могут скопировать потенциальные конкуренты?
4. Себестоимость продукта и доставки. Этот пункт связан с ценовым потолком, который покупатель готов отдать за продукт или услугу. Чем ближе себестоимость к ценовому потолку, тем меньшую прибыль вы рискуете получить.
5. Дополнительное предложение. Мало продать основной продукт, нужно ещё и предложить некоторые платные дополнения к нему.
6. Реалистичность данных взятых для анализа бизнес идеи
Часто при анализе бизнес идеи предприниматели используют не реалистичные цифры, а те, которые по их мнению более вероятны. На практике же оказывается, что цифры вовсе не отвечают действительности и бизнес попросту закрывается.
7.Срочность. Этот пункт напрямую связан с востребованностью товара. Насколько срочно потенциальному покупателю нужно то, что вы ему предлагаете? Если проблема, которую решают ваш товар или услуга, стоит остро и требует немедленного решения, это только плюс.
8.Конкурентоспособность идеи. На этом этапе идею стоит рассмотреть со всех сторон, причем анализу должна подвергнуться не только идея для бизнеса, но и уже существующий бизнес конкурентов.
9.Интерес целевой аудитории.
Любой продукт или услуга создаются для кого-либо. Нужно заранее обдумать для кого, и узнать будет ли им интересен товар или услуга. Узнать это можно различными способами, самым оптимальным и низкозатратным является опрос целевой аудитории посредством интернета
10.Прибыльность
Главная задача бизнеса, если не большая прибыль, то и не убыток (если говорить о некоммерческих организациях). Поэтому вероятный конечный финансовый результат нужно выводить уже на стадии бизнес идеи, а не при реализации бизнеса, когда уже ничего изменить нельзя.
На основе предложенных критериев выбирают пять более значимых.
5. Презентация бизнес-идей.
Развивать умения подбирать факты и аргументы для публичных выступлений при отстаивании собственной позиции.
Примерный план выступления:
— Представьте свою идею.
— Назовите целевую аудиторию (для кого предназначен товар)
— Назовите альтернативные идеи;
— Используя сетку принятия решений, сделайте краткий анализ привлекательности своей идеи относительно критериев их оценки; (используйте то, что сегодня я давала на листочках – критерии)
— Оцените возможные объемы производства;
— Укажите, сколько работников и каких специальностей вам потребуется;
— Объясните, каким образом предполагаете реализовывать продукцию;
— Сообщите и другие важные, на ваш взгляд, сведения.
Представление и защита бизнес-идей
6.Подведение итогов
Оценивая по всем указанным критериям, вы должны присвоить своей идее в каждом из них от 0 до 10 баллов. Если в сумме идея наберёт 40-50 баллов, он имеет все шансы на успех, если меньше 25 — от него лучше отказаться.
Поощрение более подготовленных студентов, замечания к слабым, выставление оценок за урок.
Самооценка бизнес-идеи, выводы по её выдвижению и генерации.
Образец сетки принятия решений.
Альтернативные идеи
Критерии оценки
Критерий
Критерий
Критерий
Критерий
Критерий
Альтернатива 1
Альтернатива 2
Альтернатива 3
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации // www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
3. Организация предпринимательской деятельности/ под ред. Горфинкель В.Я.-М. Проспект, 2015
4. Наумов В.Н. Организация предпринимательства.- СПБ: ПИТЕР, 2014
5. Преображенская Е.В. Основы предпринимательства. Издательство «Лицей». 2014
6. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В.Д. Грибов, Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОСРУС, 2014.
7.Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. Перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2014
8.Экономика организации: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2015
9.Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Российская академия им. Плеханова.- М.:ИНФРА – М, 2014
10.Экономика организации (предприятия): учебник 3-е издание/Сергеев И.В., Веретенникова И.И.. –– М.: Проспект, 2015.
Методические рекомендации к уроку технологии «Предпринимательская идея. Бизнес план»
10 класс
Название презентации: «Предпринимательская идея. Бизнес план».
Автор:Шаповалова Ирина Николаевна. Ростовская область,
Неклиновский район, с. А.Мелентьево, МБОУ Сухо-Сарматская СОШ
Предмет: Технология.
Межпредметные связи: математика, родной язык.
Класс:10
Форма проведения урока: беседа, демонстрация.
Тип урока:Комбинированный урок по теме «Предпринимательская идея. Бизнес план».
Время проведения: Один урок (45 мин).
Презентация предназначена для изучения урока технологии по теме: «Предпринимательская идея. Бизнес план». Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимися виде. Знакомит учащихся с фактами, понятиями, типовыми задачами, которые должны быть изучены. Содержит план учебной деятельности: как овладеть общими способами познавательной, проблемно-поисковой, исследовательской, коммуникативной, моделирующей деятельности. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы, обозначить проблемы и пути их решения.
Образовательные цели:
1.Сформировать целостное представление об экономической деятельности отдельного предприятия.
2.Способствовать выработке умений и навыков анализа предпринимательской деятельности и ориентации в предпринимательских отношениях на практике.
3.Обобщить знания об организационно-правовых формах предпринимательства, издержках производства, источниках финансирования бизнеса.
4. Способствовать развитию навыков групповой проектной деятельности учащихся.
5. Осуществляется самостоятельная работа учащихся в группах, итогом урока становится защита проектов.
Развивающие цели:
1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся;
2. Продолжить работу по совершенствованию индивидуальной работы учащихся и работы в парах; умение выступать перед аудиторией.
3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы при заполнении таблицы;
4. Развивать умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.
Воспитательные цели:
1. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся;
2. Воспитывать деловитость и самостоятельность учащихся.
3. Активизация учащихся к предпринимательской деятельности, как части профессиональной подготовки.
План проведения занятий.
1. Анализ внешней среды.Для кого будет работать фирма, кто станет покупать производимые товары и услуги. Анализ ситуации на рынке для выяснения конкурентов.Чем ваша фирма будет отличаться от них?
Почему именно Ваша идея будет благоприятно воспринята покупателями. 2.Выбор организационно-правовой формы бизнеса. Какую форму выбрали? Почему? Обоснуйте свой выбор. Придумайте оригинальное название.
3.Опрелеление целей бизнеса. Что будете производить? Зачем? Ожидаемые результаты.
4.Определение стратегии и тактики деятельности
- Как будет организовано управление фирмой, сколько людей войдет в управленческий аппарат, требования к их квалификации, где их найти. Сколько будет других наемных работников, примерное определение уровня заработной платы.
- Какое помещение будет использоваться, сколько может стоить аренда. Какое оборудование потребуется для работы, сырье, материалы, где они будут приобретаться и сколько стоить.
- Как будет реализоваться созданный продукт, организация сбыта, потребуется ли реклама и как она будет осуществляться
- Транспортные издержки.
5.Планирование финансовой деятельности фирмы-определив, как будет работать фирма, следует рассчитать(приблизительно) каковы будут расходы и определить потребности в финансовых ресурсах. Где взять деньги? Какой
Источник?Каковы будут доходы? Когда окупятся затраты(приблизительно)? Результаты проведенного анализа используются при составлении бизнес-плана фирмы, который позволяет принять окончательное решение о том, имеет ли смысл начинать работу.
Каждая группа выступает перед классом, обосновывая свою предпринимательскую идею, она обсуждается и все вместе решают вопросы «Реальная ли это идея? Можно ли ее осуществить? Имеет ли смысл начинать это дело?» Бизнес-проекты оформляются письменно.
По итогам работы групп выставляются оценки, при этом учитываются — знания материала предшествующих уроков, реальность осуществления предпринимательской идеи, коммуникация группы, активность при обсуждении проектов.