Правовые основы организации бизнеса план
Понятие, цель, задачи и основные функции бизнес-планирования
В современных условиях одним из ключевых элементов организации бизнеса является система планирования и управления коммерческой организацией. Особое значение имеет бизнес-план.
Говоря о главных направлениях в планировании бизнеса, можно сказать, что бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика. 2008. 480 с..
Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана. 2004. 462 с.:
1) определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
4) выявить соответствие имеющихся кадров организации;
5) определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
6) оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
7) предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Хорошо разработанный бизнес-план должен раскрывать все сложные вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы предприятия в перспективе, но в значительной степени предсказывать развитие ситуации по проекту Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. № 2. 2001. :
— как будет развиваться производство;
— как будет реализовываться товар или услуга;
— что принесет данная идея в будущем;
— какие шаги необходимо предпринять предприятию при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Бизнес-план имеет две группы пользователей:
1) внутренние пользователи (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал организации);
2) внешние пользователи (потенциальные инвесторы, кредиторы,
партнеры).
При разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон: заказчика бизнес-плана; разработчика бизнес-плана; потенциальных инвесторов, кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью; муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса; подрядных фирм; потребителя.
Бизнес-планы подразделяются в зависимости от степени детализации, субъекта и объекта планирования, конкретных целей и задач. Современная типология содержит следующие виды бизнес-планов:
— полный бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;
— концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта — основа для переговоров с потенциальным инвестором или партнером для выяснения степени его заинтересованности или возможностей вовлечения в проект;
— бизнес-план компании — изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период. Он может готовиться для изложения перед советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов;
— бизнес-план структурного подразделения — изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной деятельности подразделения (для обоснования приоритетности, объемов ресурсов, процента оставляемой в подразделении прибыли);
— бизнес-план как заявка на кредит — для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора;
— бизнес-план как заявка на грант — для получения средств из государственного бюджета или общественных фондов для решения острых социально-политических проблем.
Сущность бизнес-плана заключается в том, что он определяет конкретные шаги, которые необходимо предпринять для реализации стратегии и достижения поставленных целей. Планирование может быть определено как разработка модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения или же, как изучение перспектив и выработка планов действий. Таким образом, мы видим, что бизнес-план — это документ, который Слиньков В.Н. Бизнес-план и организация финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Алерта. 2004. 456 с. :
— разрабатывает и предопределяет действия;
— направлен на достижение желаемых результатов;
— наглядно показывает, что мы должны что-то сделать для будущего организации, так как в противном случае его просто не будет;
— определяет основные вопросы, связанные с ресурсами, вытекающие из плана.
Бизнес-план должен охватывать определенный период времени, обычно от трех до пяти лет. В некоторых случаях необходимо рассматривать более длительную перспективу. Но стоит учитывать, что чем больше период, тем менее надежными будут расчеты.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри организации.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия: Учеб. Пособие. М.: Издательство «Инфра-М». 2003. 56 с..
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
Бизнес-план также дает возможность Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Н.Н. Филимоновой. Издательство Московской академии государственного и муниципального управления. М.: 2001.:
— определить пути и способы достижения поставленных целей;
— максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
— предотвратить ошибочные действия;
— отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
— доказать и продемонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
— смягчить влияние слабых сторон предприятия;
— определить потребность в капитале и денежных средствах;
— своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
— полнее использовать инновации в своей деятельности;
— объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;
— обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА
В предпринимательской деятельности каждый человек первоначально сталкивается с проблемами организации бизнеса.
Началом предпринимательства является фактическая государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) или общества с ограниченной ответственностью (ООО), и об этом все знают. Но не все знают, как документально, юридически грамотно организовать свою деятельность, а потом посредством имеющихся юридически значимых документов защитить свой бизнес и зарабатывать
С чего же начать, какие документы должен руководитель организации подготовить, чтобы юридически обезопасить свой бизнес? В этой статье остановимся на необходимых документах, исполнение которых положительно скажется в организации
Первое. Необходимо подготовить номенклатуру дел по ведению финансово-хозяйственной деятельности.
В номенклатуру входит перечень тех наблюдательных дел, которые необходимы в повседневной деятельности – это документация по трудовому законодательству, бухгалтерская документация, документы по складам и т.д.
В соответствии с номенклатурой дел организации по большому счету и строится ведение бизнеса. К подготовке Перечня номенклатуры дел стоит подойти со всей ответственностью. Это, если хотите, стержень жизнедеятельности любого предприятия, любой организации. По имеющейся утвержденной номенклатуре дел каждому руководителю довольно просто управлять компанией.
К примеру. Заведены наблюдательные дела по финансово-хозяйственной деятельности, назначены ответственные работники за их ведение. Каждый руководитель в любое время может по номенклатуре дел отследить свою же деятельность, изучая хранящиеся там документы, вскрыть недостатки и потребовать у ответственного работника их устранения.
Важно, чтобы в номенклатуре дел были указаны сроки хранения той или иной папки или целых дел по направлениям деятельности. Почему необходимо указывать сроки хранения? Отдельные руководители в своей деятельности на это обращают мало внимания, а то и вообще об этом забывают. Пройдут года, и возникнет вопрос по архивации документов по кадровой работе, разного рода бухгалтерских отчетов и так далее. Именно по номенклатуре дел по итогам отчетного года, не откладывая дела в долгий ящик, необходимо уже заниматься архивацией, ведь отдельные документы можно хранить год, к примеру накладные, другие три года, пять лет и так далее.
Второе. Любая деятельность организации также начинается с подготовки внутренних локальных документов по коммерческой деятельности.
Что такое локальные внутренние документы?
Это те документы, которые должны использоваться внутри организации и включают в себя разного рода Инструкции, Положения, Правила, договоры, должностные обязанности, Памятки.
Кроме того, каждый руководитель в своей организации может утвердить Памятку или Инструкцию действий персонала компании и довести их до работников на случай проверки организации со стороны сотрудников правоохранительных органов, сотрудников других надзорных органов. Это не противоречит законам, а наоборот – играет свою немаловажную роль в защите бизнеса.
Следует отметить, что все внутренние локальные документы в организации должны быть подготовлены опытными юристами, так как любая Инструкция, Памятка и т.п. должна соответствовать нормам действующего законодательства страны. А если деятельность предприятия связана с зарубежными клиентами или партнерами, то отдельные внутренние нормативные документы, а также документы по взаимосвязи с зарубежными партнерами, должны соответствовать международному праву.
Также руководители предприятий должны четко улавливать изменения и дополнения к действующему законодательству и, естественно, своевременно вносить соответствующие дополнения и изменения в утвержденные внутренние локальные документы и доводить их до исполнителей.
К примеру, Правила внутреннего трудового распорядка. В указанных Правилах руководитель, как работодатель, расписывает все вопросы ежедневной деятельности организации, касающихся его самого и каждого работника организации: поднимаются вопросы дисциплины, кадровой работы, распорядка дня и так далее. Исполнение всеми работниками предприятия Правил внутреннего трудового распорядка – залог успеха всего коллектива.
Третье. На крупных вновь организованных или уже существующих предприятиях (закрытых акционерных обществах, открытых акционерных обществах – это касается и небольших по размаху предприятий), руководители сталкиваются с проблемой документооборота.
Важно, чтобы секретари организаций знали необходимые Правила, связанные с регистрацией и движением документов до исполнителей и контролем исполнения. Для этого существует понятие организации работы самих канцелярий. Для удобства работы руководитель организации вправе утвердить Положение или Правила работы своей канцелярии или работы секретаря. Кроме входящих и исходящих журналов по регистрации документов секретарь должен знать, к примеру, какие документы необходимо регистрировать, а какие нет; на каких документах ставится печать, а на каких не ставится печать организации; по каким направлениям деятельности издаются приказы, или какие документы утверждаются руководителем.
Для этих указанных целей руководители для секретарей (организаций) готовят и утверждают соответствующие Перечни, включая вопросы, касающиеся непосредственно руководителя (руководителей).
В данной статье указаны те направления в организации деятельности организации, которые необходимы для каждого бизнесмена в его первоначальной, а затем повседневной деятельности.
Руководить — значит документально организовать деятельность своего предприятия, чтобы затем знать и контролировать свой бизнес.
Вернуться назад
В Республике Беларусь продолжается процесс преобразований в экономике, постепенно складываются условия для благоприятного инвестиционного климата. Закономерно возникает повышенный интерес к разработке бизнес-планов развития организаций и предприятий, отдельных инвестиционных проектов. Обусловлено это двумя процессами. Во-первых, предприятия в переходном периоде, переживаемом в настоящее время республикой, практически лишились свободных финансовых ресурсов для того, чтобы реализовывать конкретные инвестиционные проекты, и поэтому они вынуждены обращаться в различные финансово-кредитные институты, фонды, органы государственного управления, к иностранным инвесторам, рассчитывая на внешнее финансирование. Во-вторых, постепенно складывается реальная ситуация, когда инвесторы, причем не только иностранные, заинтересованы вкладывать деньги в эффективные проекты долгосрочного развития. Базовым и во многом определяющим этапом привлечения внешних финансовых ресурсов является разработка качественного бизнес-плана инвестиционного проекта, в связи с чем субъекты хозяйствования прежде всего должны владеть методиками бизнес-планирования.
Навыки по разработке бизнес-планов и проведению анализа инвестиционных проектов в условиях реформирования белорусской экономики становятся крайне актуальными в силу следующих причин:
- — опытные руководители «старой закалки» в рыночных условиях хозяйствования зачастую не готовы к конкурентной борьбе и не могут просчитать свои будущие шаги в новых постоянно изменяющихся условиях;
- — новое поколение предпринимателей еще не имеет опыта (а нередко и знаний) планирования и руководства, поэтому плохо представляет себе весь спектр ожидающих проблем;
- — рассчитывая на получение внешнего финансирования, будь то долгосрочный банковский кредит или бюджетное финансирование, необходимо уметь не только грамотно разработать бизнес-план, но и обосновать его, доказать инвестору, что деньги вкладываются в надежное и эффективное предприятие;
- — несмотря на текущий невысокий кредитный рейтинг Беларуси и незначительный приток иностранных инвестиций в республику ситуация постепенно стабилизируется, и в ближайшие несколько лет можно ожидать активизации инвестиционной активности на территории страны не только иностранных инвесторов, но и национальных финансово-кредитных институтов.
В настоящее время наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:
- — UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;
- — World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);
- — методики крупнейших банковских домов, интернациональных консультационно-аудиторских компаний, таких как Goldman, Sachs & Co; Deloitte & Touche; Ernst & Young и др.
В Беларуси сложно найти достоверную информацию, необходимую для оценки и анализа того или иного рынка. Поэтому маркетинговая составляющая отечественных бизнес-планов, в большинстве случаев, проработана слабо. Кроме того, многие компаний занимается бизнес-планированием от случая к случаю или в «пожарном» порядке, когда необходимо получить кредит. Планы развития по определению нужно составлять регулярно, к сожалению, этим в Беларуси занимается небольшой процент частных компаний. Государственные предприятия обязаны ежегодно предоставлять планы текущего и перспективного развития вышестоящим организациям.
Еще лет пять назад в Беларуси не было никаких регламентов по бизнес-планированию. В настоящее время начала появляться нормативная база, все больше компаний осуществляет регулярное планирование своей деятельности, растет качество подготовки бизнес-планов. А сам бизнес-план превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход компании.
При разработке бизнес-плана в Республике Беларусь необходимо учитывать следующие нормативные акты.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций, находящихся в ведении или входящих в состав республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома» (далее — Постановление) установлено, что все республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком должны обеспечивать разработку, экспертизу и утверждение коммерческими организациями, находящимися в их ведении или входящими в их состав, прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также создании нового производства — бизнес-планов инвестиционных проектов.
С целью более качественной подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов, совершенствования методологии их разработки и во исполнение пункта 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 31 августа 2005 г. № 158 утвердило Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов (далее — Правила).
Правила учитывают современные экономические условия функционирования организаций и реализации инвестиционных проектов, адаптированы под действующее налоговое, инвестиционное, банковское и другие законодательства, детализированы и оптимизированы. Но два года работы показывают, что и эти Правила требуют уточнений и совершенствования.
Итак, действующие Правила устанавливают основные требования к составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов. Правилами предусматриваются упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам с оказанием мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долл. США, и проектам, не предусматривающим оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости.
Важнейшие нормативные правовые акты Республики Беларусь, обеспечивающие бизнес-планирование и оценку эффективности инвестиционных проектов:
- 1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (гл. 5) от 22 июня 2001 г. № 37-3. Принят Палатой представителей 30 мая 2001 г., одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г. (в редакции Законов Республики Беларусь от 5 августа 2004 г. № 313-3 (редакция от 1 ноября 2004 г.), от 18 июля 2006 г. № 159-3).
- 2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций» (в редакции от 28 августа 2006 г. № 1091). Данный правовой акт утвердил Положение о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов.
- 3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 1136 «Об утверждении Положения о комиссии по развитию коммерческих организаций и ее состава» в редакции от 16 марта 2006 г. № 355, от 8 июля 2006 г. № 849, от 19 февраля 2007 г. № 200). Комиссия по развитию коммерческих организаций создана в целях рассмотрения вопросов разработки, экспертизы и реализации бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, бизнес-планов инвестиционных проектов, а также бизнес-планов финансово-экономического оздоровления коммерческих организаций.
- 4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 330 «Об утверждении Положения о порядке проведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2005 г. № 891». Положение разработано в целях установления порядка проведения оценки результатов реализации инвестиционных проектов резидентов свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.
- 5. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 «Об утверждении правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов». Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов устанавливают основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектам, не предусматривающим оказание мер государственной поддержки, не зависимо от их стоимости), представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.
- 6. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 1 марта 2007 г. № 44 «Об утверждении критериев оценки инвестиционных проектов для включения в проект перечня важнейших инвестиционных проектов и критериев отбора инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами».
- 7.. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь Государственной комплексной экспертизы». Инструкция о внесении и рассмотрении материалов и заключений по инвестиционным проектам при проведении в Министерстве экономики Республики Беларусь государственной комплексной экспертизы разработана в целях улучшения организации работы Министерства экономики Республики Беларусь при проведении государственной комплексной экспертизы, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находится инвестор (инициатор инвестиционного проекта), если такое подчинение инвестора имеется, либо к компетенции которых относятся вопросы, связанные с выпуском намечаемой продукции (работ, услуг) (далее — органы государственного управления), по подготовке материалов и заключений по инвестиционным проектам, направляемым для проведения государственной комплексной экспертизы.
- 8. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2005 г. № 168 «Об утверждении форм заключений экспертизы бизнес-плана развития коммерческой организации на год и бизнес-плана инвестиционного проекта»
- 12. Приказ Министерства экономики Республики Беларусь от 18 сентября 2006 г. № 146 «О порядке прохождения и создания комиссии по конкурсному отбору инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами»
- 13. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 2 «Об утверждении Положения о порядке деятельности инженерной организации, осуществляющей комплексное управление инвестиционным проектом в строительстве» (в редакции от 24 июля 2006 г. № 19).
В настоящее время республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами и Минским горисполком проводится работа по подготовке отраслевых рекомендаций по разработке прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет и бизнес-планов их развития на год.
Разработка прогнозов развития коммерческих организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год и бизнес-планов инвестиционных проектов осуществляется на основании приказов руководителей этих организаций и проводится, как правило, самими коммерческими организациями под контролем органов государственного управления с привлечением при необходимости специалистов кредитующего банка.
Допускается привлечение к разработке указанных прогнозов и бизнес-планов иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая разработка осуществляется на договорной основе с обязательным отражением в заключаемом договоре ответственности привлекаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проводимые ими расчеты, достоверность используемой ими дополнительной информации, сроки разработки, а также отражением условий и сроков доработки этих документов.
Органы государственного управления осуществляют контроль за сроками доработки коммерческими организациями бизнес-планов и несут ответственность за своевременное проведение экспертизы в установленные Положением сроки.
Экспертиза бизнес-планов развития коммерческих организаций на срок более одного года (включая бизнес-планы финансово-экономического оздоровления организаций) проводится в порядке, установленном Положением для бизнес-планов развития организаций на год.
Проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, подготовка заключений по ним осуществляются Министерством экономики в соответствии с порядком, установленным законодательством.
В прогнозе развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-плане ее развития на год и бизнес-плане инвестиционного проекта обязательно указываются руководители и службы этой организации, ответственные за достижение каждого параметра, а в положении о премировании учитывается уровень достижения запланированных параметров.
Банки рассматривают все бизнес-планы развития коммерческих организаций на год и бизнес-планы инвестиционных проектов, реализуемые с кредитной поддержкой банка, и в 20-дневный срок после получения указанных бизнес-планов дают по ним заключение.
В случае положительного решения по бизнес-плану развития коммерческой организации на год или бизнес-плану инвестиционного проекта, реализуемого с кредитной поддержкой, уведомление банка о готовности оказать кредитную поддержку направляется коммерческой организации и ее вышестоящему органу государственного управления.