Правовое обеспечение деятельности организации бизнес план
В этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т.д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации данного проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела зависит, в первую очередь, от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:
1. Дата создания и регистрации фирмы.
2. Где и кем она зарегистрирована.
3. Учредительные документы.
4. Зарегистрированный офис.
5. Форма собственности.
6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
7. Для акционерного общества:
а) количество разрешенных к выпуску акций;
б) количество выпущенных акций;
в) количество обращающихся акций;
г) номинальная стоимость одной акции;
д) рыночная стоимость одной акции;
е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
9. Копии лицензий на виды деятельности, являющейся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договоры на аренду, торговые марки и знаки и т.д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
13. Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т.д.
14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
а) налоговой системы;
б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
в) патентной защиты;
г) правил техники безопасности;
д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и
проведения рекламы;
е) основных прав потребителей и системы их защиты;
ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т.д.
Скачать в формате Word
В этом разделе рассматривается вся информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Данный раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации данного проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение этого раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены все законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:
- 1. Дата создания и регистрации фирмы.
- 2. Где и кем она зарегистрирована.
- 3. Учредительные документы.
- 4. Зарегистрированный офис.
- 5. Форма собственности.
- 6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
- 7. Для акционерного общества:
- а) количество разрешенных к выпуску акций;
- б) количество выпущенных акций;
- в) количество обращающихся акций;
- г) номинальная стоимость одной акции;
- д) рыночная стоимость одной акции;
- е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
- 8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
- 9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
- 10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
- 11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т. д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
- 12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
- 13. Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции и т. д.
- 14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
- 15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
- а) налоговой системы;
- б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
- в) патентной защиты;
- г) правил техники безопасности;
- д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламы;
- е) основных прав потребителей и системы их защиты;
- ж) правил, запрещающих использование определенных материалов и т. д.
В этом разделе рассматривается информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации бизнес-проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:
- 1. Дата создания и регистрации фирмы.
- 2. Где и кем она зарегистрирована.
- 3. Учредительные документы.
- 4. Зарегистрированный офис.
- 5. Форма собственности.
- 6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
- 7. Для акционерного общества:
- а) количество разрешенных к выпуску акций;
- б) количество выпущенных акций;
- в) количество обращающихся акций;
- г) номинальная стоимость одной акции;
- д) рыночная стоимость одной акции;
- е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
- 8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
- 9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
- 10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
- 11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т. д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
- 13. Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции, и т. д.
- 14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
- 15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
- а) налоговой системы;
- б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
- в) патентной защиты;
- г) правил техники безопасности;
- д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламы;
- е) основных прав потребителей и системы их защиты;
- ж) правил, запрещающих использование определенных материалов, и т. д.
Организационно-правовая форма предприятия — это институциональный «образ» предприятия, соответствующий действующему законодательству и фиксирующий его хозяйственные возможности, права и обязанности, исходный внутренний порядок и специфические внешние отношения. Организационная форма предприятия — это система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами, с другой. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник. — М.: «КОНСЭКО»,1998. с. 112.
Порядок создания и деятельности предприятий в различных организационно-правовых формах регулируется Гражданским кодексом (ч.1, гл. 4, ст. 50, 66-115), законами о хозяйственных товариществах и обществах, учредительными документами предприятий. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственных обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), производственных кооперативов, унитарных предприятий.
Организационно-правовой формой туристической фирмы «ВыбиРАЙ» будет общество с ограниченной ответственностью (ООО), уставной капитал которого будет разделен на доли, определенные учредительными документами. Форма ООО наиболее отвечает целям и задачам предприятия. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица, причем участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов.
Для текущего руководства создается исполнительный орган, что позволяет оперативно решать управленческие задачи. Ведение дел осуществляется в соответствии с принятым решением исполнительного органа и не регламентировано законодательством. Требование 50%-ной оплаты уставного капитала на момент регистрации предприятия не является слишком жестким для фирмы такого масштаба и может быть удовлетворено внесением вклада в виде производственного оборудования. Кроме того, возможна реорганизация общества с ограниченной ответственностью в акционерное общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Садеков Р.Н. Порядок регистрации общества с ограниченной ответственностью // Право и экономика № 2, 2008. с.13.
Общество с ограниченной ответственностью обладает правом собственности на закрепленное за ним участниками в процессе создания имущество, а участники приобретают обязательственные права к обществу. В соответствии с Федеральным законом от 8 февраля 1998г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 21 марта 2002г.), участники общества вправе:
— участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Федеральным законом № 14-ФЗ и учредительными документами общества;
— получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерской отчетностью;
— принимать участие в распределении прибыли;
— продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном уставом общества;
— в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
— получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
ООО «ВыбиРАЙ» является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли и распределение ее между участниками. ООО «ВыбиРАЙ» — это туристическое предприятие, самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, осуществляющий продвижение и реализацию услуг туристам, а также другие виды вспомогательной хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его Уставом.
Общество с ограниченной ответственностью «ВыбиРАЙ» учреждено лицами: Иванова И.И., Петрова П.П. Уставной капитал Общества разделен на две доли (Учредительным договором). Участники ООО не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) туроператорская и турагентская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Такой же порядок закреплен и в статье 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002г. N 95. В них приведены критерии, которым должна соответствовать турфирма, чтобы получить лицензию, а также перечень документов, необходимых для получения лицензии.
Начнем с требований к турфирме (они перечислены в п. 4 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности).
Во-первых, у фирмы-туроператора не менее 30 процентов работников, состоящих в штате, должны иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма (для турагентов этот показатель снижен до 20%) либо стаж работы в туризме не менее пяти лет (для турагентов — три года). Отдельное требование предъявляется к руководителю турфирмы. Он должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование и стаж работы в области туризма не менее пяти лет (при руководстве фирмой, занимающейся турагентской деятельностью, — три года).
Во-вторых, работникам турфирмы необходимо повышать квалификацию не реже одного раза в три года.
В-третьих, у фирмы должен быть сертификат соответствия туристских услуг требованиям безопасности (c 1 июля 2003 года, согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», обязательная сертификация предусмотрена только для продукции, а не для услуг).
В-четвертых, работники турфирмы обязаны предоставлять туристам исчерпывающую информацию об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время поездки. В том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране.
В-пятых, оказывать услуги туристам фирма может только после того, как с клиентом заключен договор.
И, наконец, клиентам надо предоставлять информацию о режиме работы турфирмы, ее местонахождении, наличии лицензии, фамилии, имени и отчестве должностных лиц.
Чтобы получить лицензию (максимальный срок, на который она выдается, — пять лет), турфирма должна представить в это министерство следующие документы (они перечислены в п. 5 Положений о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности):
- — заявление, указав в нем наименование, организационно-правовую форму и местонахождение турфирмы, а также вид деятельности, которой она планирует заниматься (туроператорской, турагентской или же сразу двумя);
- — копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего, что сведения о турфирме занесены в Единый государственный реестр юридических лиц (если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала);
- — копию свидетельства о постановке турфирмы на налоговый учет;
- — документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о выдаче лицензии (размер этого сбора установлен в ст. 15 Закона о лицензировании);
- — копии документов, подтверждающих, что квалификация работников турфирмы соответствует лицензионным требованиям;
- — информацию о наличии у турфирмы на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых для осуществления туроператорской (турагентской) деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых турфирма использует эти помещения.
Решение о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии должно быть принято лицензирующим органом в течение 60 дней с того момента, когда турфирма обратилась с соответствующим заявлением. Это закреплено в пункте 2 статьи 9 Закона о лицензировании. И если будет принято решение выдать турфирме лицензию, то ей придется уплатить лицензионный сбор, размер которого составляет 1000 руб. (ст. 15 Закона о лицензировании).
Так же необходимо сделать до начала работы предприятия — изготовить круглую печать предприятия. На печати должны присутствовать следующие реквизиты: внешний круг: Общество с ограниченной ответственностью. г. СПб; внутренний круг: Нарвский проспект, д. 22,; надпись в центре: туристическое агентство «ВыбиРАЙ».