Потребители бизнес плана как информационного продукта
Перейти к контенту
Статьи > Бизнес-план для инвесторов
Раздел «Анализ потребителей» определяет потребительские сегменты, потребности которых компания обслуживает/планирует обслуживать чтобы сделать это, компания должна:
1. Определить целевых потребителей
2. Выявить их потребности
3. Показать, каким образом ее продукты и услуги удовлетворят эти потребности.
Точно определите своих клиентов
Первый шаг в проведении анализа потребителей – четко сформулировать, на каких потребителей компания будет работать. Причем, степень определенности в этом вопросе должна быть высокой. Недостаточно сказать: наш целевой рынок – предприятия малого бизнеса, потому что таких предприятий несколько миллионов. Бизнес-план должен точно идентифицировать своих потребителей. Например – малые предприятия с численностью персонала от 10 до 50 человек, расположенные в районных центрах Калужской области.
После того, как мы проясним свою целевую клиентуру и составим ее описание, надо выяснить демографическую ситуацию этих потребителей. Вопросы, на которые при этом надо ответить:
1. Сколько имеется потенциальных клиентов, подходящих по д составленное описание. Что происходит с этой клиентской базой – она растет или сокращается?
2. Какова величина их среднего дохода?
3. Каково географическое местонахождение данных клиентов?
Описать потребности своих клиентов и показать, как вы их удовлетворяете
После прояснения демографии целевых клиентов бизнес-план должен детализировать их потребности. Информация о потребностях может иметь форму описания прошлых действий (Х% покупали такой же продукт в прошлом году), прогноза будущего (Х% во время интервью сказали, что будут покупать данный продукт в следующем году) или выводов (поскольку Х% потребителей используют продукт/услугу, которые наш продукт/услуга превосходит/замещает, то ожидаемый объем продаж составит…).
Также в бизнес-план следует включить описание драйверов, влияющих на приятие потребителями решений о покупке. Примеры вопросов, на которые надо ответить:
1. Что важнее для потребителей – цена или качество продукта/услуги?
2. Какой уровень отношений требуется вашим потребителям? Нуждаются они в постоянной поддержке или им достаточно базового уровня сервиса?
Покажите понимание процесса, как потребители принимают решения
Важный этап анализа потребителей – продемонстрировать понимание процесса принятия решения вашими клиентами. Примеры вопросов, на которые надо ответить:
1. Будут ли потребители советоваться с кем-то в своей организации/семье перед принятием решения о покупке?
2. Изучают ли потребители несколько предложений прежде, чем сделать покупку?
3. Повлечет ли покупка продукта/услуги значительные изменения в операционной деятельности клиентов (т.е. придется ли им потратить время и силы на изучение новой технологии или же кого-то из их коллег ждет сокращение и т.д.)
Чтобы разработать успешную бизнес- и маркетинговую стратегию, важно по-настоящему хорошо понимать своих клиентов. Поэтому, опытные инвесторы всегда просят представить профиль целевой клиентуры компании. Потратив время на изучение и анализ своей целевой клиентуры, вы убьете двух зайцев: усовершенствуете стратегию и добьетесь успеха в привлечении финансирования.
«ÀÊÄÈ «Ýêîíîìèêà è æèçíü», N 10, 2001
Ñåãîäíÿ íåâîçìîæíî íà÷àòü íîâûé áèçíåñ èëè âêëàäûâàòü ñðåäñòâà â äåéñòâóþùåå ïðåäïðèÿòèå áåç ðàçðàáîòêè áèçíåñ — ïëàíà. Òàêèì çíà÷èìûì îí ñòàë íå ñåãîäíÿ, â ýïîõó ðûíî÷íûõ ïðåîáðàçîâàíèé, — è â ïåðèîä ïëàíèðîâàíèÿ ñîöèàëèñòè÷åñêîãî íàðîäíîãî õîçÿéñòâà ýòîò äîêóìåíò èìåë âàæíîå çíà÷åíèå. Ïðàâäà, â òî âðåìÿ îí íàçûâàëñÿ «òåõíèêî — ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå» (ÒÝÎ), à ìåòîäèêà è ïðèíöèïû åãî ðàçðàáîòêè òàêæå îòëè÷àëèñü îò ñîâðåìåííûõ.
Ê ñîæàëåíèþ, â ðîññèéñêèõ êîìïàíèÿõ íåñåðüåçíî ïîäõîäÿò ê ïëàíèðîâàíèþ ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì ñîîòâåòñòâóþùåé êâàëèôèêàöèè ó ìåíåäæåðîâ, ñ äðóãîé — ñ íàøèì «àâîñü», ò.å. íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî èìååì, à äàëüøå âðåìÿ ïîêàæåò. Åñëè äàæå áèçíåñ — ïëàí ãîòîâèòñÿ, òî â íåì ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò àðãóìåíòàöèÿ ïîëó÷åíèÿ òåõ èëè èíûõ èñõîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, ôèíàíñîâûõ ðàñ÷åòîâ è ðåçóëüòàòîâ.
Áèçíåñ — ïëàí äîëæåí ðàçðàáàòûâàòüñÿ ïðè:
- ïðîèçâîäñòâå íîâîé ïðîäóêöèè;
- ðàñøèðåíèè èëè ìîäåðíèçàöèè ïðîèçâîäñòâà;
- îñóùåñòâëåíèè êàïèòàëüíûõ çàòðàò íà ïðèîáðåòåíèå îñíîâíûõ ôîíäîâ;
- âûõîäå íà íîâûå ðûíêè;
- ñëèÿíèè è ïîãëîùåíèè ïðåäïðèÿòèé;
- ïîëó÷åíèè êðåäèòà è ò.ä.
Îäíîé èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ îøèáîê ðîññèéñêèõ ñïåöèàëèñòîâ ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ïåðåíåñòè çàïàäíóþ ìåòîäîëîãèþ ðàçðàáîòêè òàêèõ äîêóìåíòîâ áåç ó÷åòà îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ðîññèéñêîé ýêîíîìèêè. Íàïðèìåð, áåðåòñÿ áèçíåñ — ïëàí êàêîãî-ëèáî ïðîåêòà è â íåãî ââîäÿòñÿ îñíîâíûå èñõîäíûå äàííûå (ñòàâêà äèñêîíòèðîâàíèÿ, óðîâåíü èíôëÿöèè, íàëîãè, íîðìû çàòðàò è îöåíêà âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè). Ýòî â êîðíå íåâåðíî, òàê êàê íå äåëàåòñÿ àêöåíò íà çàêîíîäàòåëüíóþ áàçó, ïîäçàêîííûå íîðìàòèâíûå àêòû, äèíàìèêó ìàêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, îñîáåííîñòè äåëîâîé ñðåäû è ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Èìåííî ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû â ñëó÷àå íåïðåäâèäåííûõ ðàñõîäîâ â çàâèñèìîñòè îò ñïåöèôèêè ïðîåêòà ìîãóò çíà÷èòåëüíî ïîâëèÿòü íà îêîí÷àòåëüíûå ðåçóëüòàòû.
Ïîòðåáèòåëè áèçíåñ — ïëàíà
Âàæíî òàêæå ó÷èòûâàòü, êòî ÿâëÿåòñÿ ïîòðåáèòåëåì áèçíåñ — ïëàíà. Åñëè ýòî áàíê, ïðåäîñòàâëÿþùèé êðåäèò, òî â áèçíåñ — ïëàíå íåîáõîäèìî âûäåëèòü, íàñêîëüêî áàëàíñ ïðåäïðèÿòèÿ áóäåò ëèêâèäåí, êàêîâû ïîòîêè äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ è ïîêàçàòåëè ôèíàíñîâîé çàâèñèìîñòè.
Åñëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòàâêà îáîðóäîâàíèÿ äëÿ ïðîèçâîäñòâà íîâîé ïðîäóêöèè, òî ñëåäóåò îïðåäåëèòü, êàêîâà áóäåò ýôôåêòèâíîñòü ïðîèçâîäñòâà, íà êàêèå ðûíêè ïðåäïðèÿòèå ïëàíèðóåò âûéòè, ñîîòâåòñòâóåò ëè òåõíîëîãèÿ, è ñäåëàòü àíàëèç ðûíêà êîíêóðåíòîâ. Åñëè â ïðîåêòå â òîì èëè èíîì âèäå ó÷àñòâóåò ãîñóäàðñòâî, òî âàæåí âîçâðàò èíâåñòèöèé â áþäæåò â âèäå íàëîãîâûõ ïëàòåæåé.
 êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, êòî ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûìè ïîòðåáèòåëÿìè áèçíåñ — ïëàíà.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ — ïëàíà
 ïðèíöèïå ñòàòüè áèçíåñ — ïëàíà ðàçëè÷íûõ ïðîåêòîâ ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ — ïëàíà âûãëÿäèò ñëåäóþùèì îáðàçîì:
- êðàòêîå îïèñàíèå áèçíåñà;
- îïèñàíèå ïðåäïðèÿòèÿ è àíàëèç åãî ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ;
- îïèñàíèå ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè (ïðèîáðåòàåìûõ ôîíäîâ, òåõíîëîãèè);
- àíàëèç ðûíêà;
- ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí;
- ìàðêåòèíãîâûé ïëàí;
- ôèíàíñîâûé ïëàí;
- îðãàíèçàöèîííûé ïëàí;
- ðåçþìå áèçíåñ — ïëàíà;
- ïðèëîæåíèÿ.
Ïðåæäå âñåãî íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ðàçðàáîòêà áèçíåñ — ïëàíà íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæíà íîñèòü ôîðìàëüíîãî õàðàêòåðà. Ê ñîæàëåíèþ, íå òîëüêî ïîòåíöèàëüíûå ïîëó÷àòåëè èíâåñòèöèé, íî è ìíîãèå èíâåñòîðû ïîäõîäÿò ê äàííîìó âîïðîñó äîñòàòî÷íî ôîðìàëüíî: áèçíåñ — ïëàí ðàññìàòðèâàþò êàê îïðàâäàòåëüíûé äîêóìåíò äëÿ âûäåëåíèÿ ñðåäñòâ. Íà ñàìîì äåëå áèçíåñ — ïëàí äîëæåí áûòü «íàñòîëüíîé êíèãîé» â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà äëÿ âñåõ çàèíòåðåñîâàííûõ ñòîðîí; îòêëîíåíèå îò ïðîãíîçà ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì íåêîìïåòåíòíîñòè åãî ðàçðàáîò÷èêîâ.
Êðàòêîå îïèñàíèå áèçíåñà
Êðàòêîå îïèñàíèå ïëàíèðóåìîãî áèçíåñà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ ÷àñòåé áèçíåñ — ïëàíà. Îíî äîëæíî áûòü ñîñòàâëåíî òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïîòåíöèàëüíûé èíâåñòîð áûë çàèíòåðåñîâàí ïðîäîëæèòü áîëåå äåòàëüíîå çíàêîìñòâî ñ ïðåäïðèÿòèåì, æåëàþùèì ïðèâëå÷ü èíâåñòèöèè. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü òîò ôàêò, ÷òî ïîòåíöèàëüíûå èíâåñòîðû, êàê ïðàâèëî, îãðàíè÷åíû âî âðåìåíè äëÿ èçó÷åíèÿ íîâûõ èíâåñòèöèîííûõ âîçìîæíîñòåé, ñëåäîâàòåëüíî, áîëåå âåðîÿòíî, ÷òî îíè ïðî÷òóò òîëüêî ðåçþìå êðàòêîãî îïèñàíèÿ.
Ðåçþìå äîëæíî â ñæàòîé ôîðìå îõâàòûâàòü îñíîâíûå ýëåìåíòû èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà è äîëæíî áûòü ïîñòðîåíî òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïîòåíöèàëüíûé èíâåñòîð ìîã ïîëó÷èòü èíôîðìàöèþ ïî òàêèì âîïðîñàì, êàê:
- ïîêàçàòåëè ïðèáûëè íà èíâåñòèðîâàííûé êàïèòàë;
- ñïðîñ íà íîâóþ ïðîäóêöèþ;
- ïîòåíöèàëüíàÿ äîëÿ ðûíêà êîìïàíèè äî è ïîñëå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà;
- êîíêóðåíòíûå ïðåèìóùåñòâà äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
- ïîòðåáíîñòè â ôèíàíñèðîâàíèè, òðåáóåìûå óñëîâèÿ ïðèâëå÷åíèÿ êàïèòàëà.
Äîêóìåíò äîëæåí ñîäåðæàòü ñëåäóþùóþ îñíîâíóþ èíôîðìàöèþ:
- êðàòêîå îïèñàíèå êîìïàíèè, ïðîäóêöèè è ðûíêîâ, íà êîòîðûõ ðàáîòàåò êîìïàíèÿ;
- êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó ðóêîâîäñòâà êîìïàíèè;
- êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó îñíîâíûõ ôèíàíñîâûõ ïîêàçàòåëåé êîìïàíèè çà ïîñëåäíèå 2 — 3 ãîäà;
- êðàòêîå îïèñàíèå ñòðàòåãèè ðàçâèòèÿ, èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, ðèñêîâ;
- ïðîãíîç ôèíàíñîâîãî ðàçâèòèÿ íà 3 — 5 ëåò;
- êðàòêîå îïèñàíèå ïîòðåáíîñòè â ôèíàíñèðîâàíèè, âêëþ÷àÿ îáúåìû, ñðîêè, ïðåäëàãàåìóþ ñòðóêòóðó êàïèòàëà è íàïðàâëåíèÿ åãî èñïîëüçîâàíèÿ.
Îïèñàíèå ïðåäïðèÿòèÿ è åãî ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ
Îïèñàíèå êîìïàíèè âêëþ÷àåò ñëåäóþùåå:
- ãîä ñîçäàíèÿ;
- þðèäè÷åñêèé ñòàòóñ;
- îïèñàíèå ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ ìîùíîñòåé, îñâîåíèå ïðîèçâîäñòâà íîâûõ âèäîâ ïðîäóêöèè, ôîðìèðîâàíèå íà ïðåäïðèÿòèè íàó÷íî — èññëåäîâàòåëüñêîé áàçû;
- îïèñàíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïëîùàäåé, çäàíèé è ñîîðóæåíèé.
Ðàñêðûòèå äàííîãî ðàçäåëà áèçíåñ — ïëàíà ïîêàçûâàåò, íàñêîëüêî öåëåñîîáðàçíî èíâåñòèðîâàòü èëè ññóæàòü ôèíàíñîâûå ðåñóðñû òîé èëè èíîé êîìïàíèè. Äëÿ òîãî ÷òîáû èíâåñòîð èìåë ïðåäñòàâëåíèå î ôèíàíñîâîì ñîñòîÿíèè ïðåäïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëÿþòñÿ îò÷åòû ýòîé êîìïàíèè çà ïîñëåäíèå 2 — 3 ãîäà è íà ïîñëåäíþþ îò÷åòíóþ äàòó, à èìåííî: áàëàíñ, îò÷åò î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ, îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ. Äëÿ èíîñòðàííîãî èíâåñòîðà ôèíàíñîâûå îò÷åòû äîëæíû áûòü â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ïðèâåäåíû â ñîîòâåòñòâèå ñ ìåæäóíàðîäíûìè ñòàíäàðòàìè áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà.  ïðèëîæåíèÿõ ê îò÷åòàì ðàñêðûâàþòñÿ ïðèíöèïû îòðàæåíèÿ îïåðàöèé: íà÷èñëåíèÿ èçíîñà, îöåíêè çàïàñîâ è ò.ä.
Íà îñíîâå ïðåäñòàâëåííûõ îò÷åòîâ àíàëèçèðóåòñÿ ôèíàíñîâîå ñîñòîÿíèå êîìïàíèè â äèíàìèêå:
- ëèêâèäíîñòü;
- ôèíàíñîâàÿ çàâèñèìîñòü è ïëàòåæåñïîñîáíîñòü;
- ïðèáûëüíîñòü;
- îáîðà÷èâàåìîñòè ðåñóðñîâ.
Òîëüêî ïîñëå òùàòåëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ êîìïàíèè ìîæíî ïðèíèìàòü îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îá èíâåñòèöèÿõ.  ïðèíöèïå èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ìîæåò áûòü î÷åíü èíòåðåñíûì è ðåíòàáåëüíûì, íî åñëè êîìïàíèÿ, ïðåäïîëàãàþùàÿ ðåàëèçîâàòü åãî, íàõîäèòñÿ â òÿæåëîì ôèíàíñîâîì ïîëîæåíèè, íåò íèêàêîãî ñìûñëà ðåàëèçîâûâàòü ïðîåêò èìåííî ÷åðåç äàííîå ïðåäïðèÿòèå.
Îïèñàíèå ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè
 ýòîì ðàçäåëå áèçíåñ — ïëàíà íåîáõîäèìî ïîäðîáíî îïèñàòü ïðîäóêòû è (èëè) óñëóãè, êîòîðûå êîìïàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò íà ðûíêå ñåãîäíÿ è ïëàíèðóåò ïðåäëîæèòü â áóäóùåì.  îïèñàíèè îòðàæàåòñÿ ñëåäóþùàÿ èíôîðìàöèÿ:
- õàðàêòåðèñòèêè ïðîäóêöèè (óñëóã) è ìàðêåòèíãà, ñèñòåì ïðîäâèæåíèÿ è ðàñïðåäåëåíèÿ ïðîäóêöèè è (èëè) óñëóã;
- íåäîñòàòêè ïðîèçâîäèìîé ïðîäóêöèè, à òàêæå åå êîíêóðåíòíûå ïðåèìóùåñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå óñïåõ íà ðûíêå ëèáî ñäåðæèâàþùèå åå ïðîíèêíîâåíèå íà ðûíîê.
Æåëàòåëüíî ìàêñèìàëüíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü îïèñàíèå ãðàôèêàìè è òàáëèöàìè.  ñâÿçè ñ òåì ÷òî èíâåñòîð ìîæåò íå îáëàäàòü ñïåöèàëüíûìè òåõíè÷åñêèìè çíàíèÿìè, îïèñàíèå ïðîäóêöèè äîëæíî íîñèòü îáùåäîñòóïíûé õàðàêòåð. Íåîáõîäèìàÿ òåõíè÷åñêàÿ äîêóìåíòàöèÿ î íîâîì ïðîäóêòå (ïðèîáðåòàåìîì îáîðóäîâàíèè) ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ïðèëîæåíèè ê áèçíåñ — ïëàíó.
Àíàëèç ðûíêà
 äàííîì ðàçäåëå äîëæíû áûòü îòðàæåíû:
- ñîñòîÿíèå ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ íà ïëàíèðóåìóþ ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèþ, îáúåì ïðîèçâîäñòâà â Ðîññèè èëè ðåãèîíå;
- ýêîíîìè÷åñêîå, ñîöèàëüíîå, èíôðàñòðóêòóðíîå, âîçìîæíî, è ïîëèòè÷åñêîå çíà÷åíèå äàííîãî ïðîèçâîäñòâà (ñòðîèòåëüñòâà) äëÿ ðàçâèòèÿ ñòðàíû èëè ðåãèîíà;
- àíàëèç è ðàñ÷åò îæèäàåìîé äîëè êîìïàíèè ïîñëå âûõîäà íà ðûíîê íîâîé ïðîäóêöèè ëèáî ïîñëå ðàñøèðåíèÿ ïðîèçâîäñòâà;
- îïðåäåëåíèå ñîáñòâåííîé äîëè ðûíêà;
- ïîòåíöèàëüíûå êîíêóðåíòû, èõ ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû, äîëÿ ðûíêà êîíêóðåíòîâ, ïëàíû èõ ðàçâèòèÿ è ôèíàíñîâîå ñîñòîÿíèå (õîòÿ òàêóþ èíôîðìàöèþ ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íî ñëîæíî).
Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí
 ïðîèçâîäñòâåííîì ïëàíå îïèñûâàþòñÿ:
- ïðîãðàììà ïðîèçâîäñòâà è ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè;
- âëèÿíèå èíâåñòèöèè íà îáúåìû ïðîèçâîäñòâà: íàïðàâëåíû ëè îíè íà çàêóïêó íîâîãî èëè ìîäåðíèçàöèþ ñóùåñòâóþùåãî îáîðóäîâàíèÿ, ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ ëè èñïîëüçîâàíèå ýòîãî êðåäèòà äëÿ ïîïîëíåíèÿ îáîðîòíûõ ñðåäñòâ; ÷òî ïîâëèÿåò íà ðàçìåðû çàïàñîâ è äåáèòîðñêîé çàäîëæåííîñòè, ò.å. îáúåìû ïðîèçâîäñòâà äîëæíû áûòü òåñíî ñâÿçàíû ñ íàïðàâëåííîñòüþ èíâåñòèöèé;
- äåéñòâóþùàÿ íà ïðåäïðèÿòèè òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâà è âëèÿíèå âíåäðåíèÿ íîâûõ òåõíîëîãèé íà îáúåìû ïðîèçâîäñòâà;
- àíàëèç îñíîâíûõ ñðåäñòâ (ïåðâîíà÷àëüíàÿ, îñòàòî÷íàÿ ñòîèìîñòü, ôîðìà è íîðìà àìîðòèçàöèîííûõ îò÷èñëåíèé), èõ ïîñòàâùèêè è óñëîâèÿ ïîñòàâîê (àðåíäà, ïîêóïêà, ëèçèíã), ïîñòàâùèêè ñûðüÿ è ìàòåðèàëîâ (íàçâàíèå, óñëîâèÿ ïîñòàâîê) è îðèåíòèðîâî÷íûå öåíû;
- ïîòåíöèàëüíûå àëüòåðíàòèâíûå èñòî÷íèêè ñíàáæåíèÿ ñûðüåì è ìàòåðèàëàìè â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ïðîáëåì ó ïàðòíåðîâ ïðåäïðèÿòèÿ;
- ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì íà ïðåäïðèÿòèè: ÷èñëåííîñòü ðàáîòàþùèõ, çàòðàòû íà îïëàòó òðóäà, êâàëèôèêàöèÿ èíæåíåðíî — òåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà è ñïåöèàëèñòîâ ñðåäíåãî è âûñøåãî çâåíà óïðàâëåíèÿ;
- óïðàâëåí÷åñêèé ó÷åò íà ïðåäïðèÿòèè: ãîäîâûå çàòðàòû íà âûïóñê ïðîäóêöèè, ïåðåìåííûå è ïîñòîÿííûå çàòðàòû, ñåáåñòîèìîñòü åäèíèöû ïðîäóêöèè.
 ñëó÷àå åñëè èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ïðåäóñìàòðèâàåò ñòðîèòåëüñòâî îáúåêòîâ íåäâèæèìîñòè, â äàííûé ðàçäåë âêëþ÷àþòñÿ ñëåäóþùèå ïóíêòû: ñòîèìîñòü ñòðîèòåëüñòâà; ñòðóêòóðà êàïèòàëüíûõ âëîæåíèé, ïðåäóñìîòðåííàÿ â ïðîåêòíî — ñìåòíîé äîêóìåíòàöèè (â òîì ÷èñëå ñòðîèòåëüíî — ìîíòàæíûå ðàáîòû); çàòðàòû íà îáîðóäîâàíèå; ïðî÷èå çàòðàòû.
Îäíèì èç âàæíåéøèõ ïóíêòîâ, ðàññìàòðèâàåìûõ â áèçíåñ — ïëàíàõ â ïîñëåäíåå âðåìÿ (â îñíîâíîì ïî òðåáîâàíèþ èíîñòðàííûõ èíâåñòîðîâ), ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå ýêîëîãè÷åñêîé è òåõíè÷åñêîé áåçîïàñíîñòè ïðîèçâîäñòâà.
Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí
Äàííûé ðàçäåë ïðåäóñìàòðèâàåò ðàññìîòðåíèå ñëåäóþùèõ âîïðîñîâ:
- èçó÷åíèå è îöåíêà êîíå÷íûõ ïîòðåáèòåëåé, èõ ðàçäåëåíèå ïî âîçðàñòíûì, ñîöèàëüíûì è íàöèîíàëüíûì ãðóïïàì;
- îïðåäåëåíèå ñïðîñà íà ïðîäóêöèþ;
- àíàëèç ñåãìåíòà ðûíêà ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè, ïðîãíîç åãî ðàçâèòèÿ;
- îñíîâíûå ñâîéñòâà ïðîäóêöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì îíà ñòàíîâèòñÿ ïðåäïî÷òèòåëüíåå ïðîäóêöèè êîíêóðåíòîâ;
- îðãàíèçàöèÿ ñáûòà ïðîäóêöèè, õàðàêòåðèñòèêà êîìïàíèé, ïðèâëåêàåìûõ ê åå ðåàëèçàöèè;
- ðàñ÷åò è ïðîãíîç îïòîâûõ è ðîçíè÷íûõ öåí íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ;
- îðãàíèçàöèÿ ðåêëàìîé êîìïàíèè è îðèåíòèðîâî÷íûé îáúåì çàòðàò íà åå ïðîâåäåíèå;
- ïðîãðàììà ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè; ïðîãíîç îáúåìà ïðîèçâîäñòâà, öåí è âûðó÷êè îò ïðîäàæè â öåëîì è ïî îòäåëüíûì òîâàðàì, ðàñïðåäåëåííîé ïî ìåñÿöàì (êâàðòàëàì).
Ôèíàíñîâûé ïëàí
Ôèíàíñîâûé ïëàí — ïîæàëóé, îäèí èç âàæíåéøèõ ðàçäåëîâ áèçíåñ — ïëàíà, êîòîðûé äàåò îòâåò íà âîïðîñ: ñòîèò ëè èíâåñòèðîâàòü â ýòîò ïðîåêò èëè íåò. Â íåì ðàññìàòðèâàþòñÿ ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:
- îáúåì ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðîåêòà: èíâåñòèöèè, íàïðàâëÿåìûå íà ïîñòàâêó îñíîâíûõ ôîíäîâ è íåìàòåðèàëüíûõ àêòèâîâ, êðåäèòû äëÿ ïîïîëíåíèÿ îáîðîòíûõ ñðåäñòâ ïðåäïðèÿòèÿ è ò.ä.;
- ôèíàíñîâûå ðåçóëüòàòû ðåàëèçàöèè ïðîåêòà: âûðó÷êà, èçäåðæêè ïðîèçâîäñòâà;
- äâèæåíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ (îñíîâîïîëàãàþùèì óñëîâèåì ðåàëèçóåìîñòè ïðîåêòà ÿâëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ äåíåæíîãî ïîòîêà);
- ýôôåêòèâíîñòü èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà ïî ïîêàçàòåëÿì ñðîêà îêóïàåìîñòè, èíäåêñà ðåíòàáåëüíîñòè, áþäæåòíîé ýôôåêòèâíîñòè. Ñðîê îêóïàåìîñòè — âðåìÿ ñ íà÷àëà ðåàëèçàöèè ïðîåêòà äî ìîìåíòà, êîãäà ðàçíîñòü ìåæäó äèñêîíòèðóåìîé íàêîïëåííîé ñóììîé ÷èñòîé ïðèáûëè è îáúåìîì èíâåñòèöèîííûõ çàòðàò ïðèîáðåòåò ïîëîæèòåëüíîå çíà÷åíèå;
- ïðîãíîç áàëàíñà è îò÷åòà î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ;
- ðàñ÷åò ðåàëèçàöèè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà áåç ôèíàíñèðîâàíèÿ è ñ ôèíàíñèðîâàíèåì, ò.å. âîçäåéñòâèå ôèíàíñîâîãî ëåâåðèäæà;
- îïðåäåëåíèå òî÷êè áåçóáûòî÷íîñòè, êîòîðàÿ ñîîòâåòñòâóåò îáúåìó ðåàëèçàöèè, íà÷èíàÿ ñ êîòîðîãî âûïóñê ïðîäóêöèè äîëæåí ïðèíîñèòü ïðèáûëü. Ðàññ÷èòàííûé îáúåì ðåàëèçàöèè (âûïóñêà) ïðîäóêöèè ñîïîñòàâëÿåòñÿ ñ ïîñòîÿííûìè è ïåðåìåííûìè èçäåðæêàìè. Òî÷êà áåçóáûòî÷íîñòè ðàññ÷èòûâàåòñÿ êàê îòíîøåíèå âåëè÷èíû ïîñòîÿííûõ èçäåðæåê ê ðàçíîñòè öåíû ïðîäóêöèè è âåëè÷èíû ïåðåìåííûõ èçäåðæåê, äåëåííîé íà îáúåì ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè. Îïðåäåëÿÿ òî÷êó áåçóáûòî÷íîñòè, ïðîåêòàíò îöåíèâàåò ðèñêîâàííîñòü ïðîåêòà;
- áþäæåòíûé ýôôåêò èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, êîòîðûé îïðåäåëÿåòñÿ êàê ðàçíèöà ìåæäó ïîñòóïëåíèÿìè â áþäæåò è âûïëàòàìè èç íåãî â ñâÿçè ñ ðåàëèçàöèåé äàííîãî ïðîåêòà;
- ïðîãíîç äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ íà îñíîâå ïåññèìèñòè÷åñêèõ è îïòèìèñòè÷åñêèõ çíà÷åíèé îñíîâíûõ ïîêàçàòåëåé ïðîåêòà: ñòîèìîñòè ñûðüÿ, öåíû ðåàëèçàöèè, ñòàâêè äèñêîíòèðîâàíèÿ, êóðñà èíîñòðàííîé âàëþòû è ò.ä.
Âî âñåõ ðàñ÷åòàõ â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ïðîâîäèòñÿ äèñêîíòèðîâàíèå îáúåìîâ ïîñòóïëåíèé è âûïëàò ïî ãîäàì ðåàëèçàöèè ïðîåêòà. Ñòàâêà äèñêîíòèðîâàíèÿ — ýòî ìèíèìàëüíûé ðàçìåð äîõîäíîñòè èíâåñòèöèé, ïðè êîòîðîì èíâåñòîð ïðåäïî÷òåò ó÷àñòèå â ïðîåêòå àëüòåðíàòèâíîìó âëîæåíèþ äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïðè ñîïîñòàâèìîì ðèñêå.
Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí
Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïëàí ïî îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ðåàëèçóþùåãî èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò, â êîòîðîì óêàçûâàþòñÿ:
- ñòàòóñ, ðàçìåð óñòàâíîãî êàïèòàëà, ñîñòàâ îðãàíèçàöèè, ðàñïðåäåëåíèå äîëåé;
- ôîðìà ñîáñòâåííîñòè ïðåòåíäåíòà. Ïî ÎÎÎ óêàçûâàþòñÿ óñëîâèÿ ñîçäàíèÿ, ïî ÇÀÎ — ñîñòàâ îñíîâíûõ àêöèîíåðîâ è ïðèíàäëåæàùèå èì äîëè, ïî ÎÀÎ — îáúåìû âûïóùåííûõ àêöèé è èõ ýìèññèè;
- ÷ëåíû ñîâåòà äèðåêòîðîâ, èõ êðàòêèå áèîãðàôè÷åñêèå ñïðàâêè;
- ðàñïðåäåëåíèå îáÿçàííîñòåé ìåæäó äèðåêòîðàìè;
- èìååòñÿ ëè ïîääåðæêà ïðîåêòà ñî ñòîðîíû ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè.
Ðåçþìå ïðîåêòà
 ðåçþìå ïðîåêòà ïîêàçûâàþòñÿ îñíîâíûå öåëè ïðîåêòà è ñðåäñòâà èõ äîñòèæåíèÿ. Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìî êðàòêî ïîêàçàòü âûãîäíîñòü ïðîåêòà, åãî ñèëüíûå ñòîðîíû è âîçäåéñòâèå íà ýêîíîìèêó ãîðîäà, ðåãèîíà èëè ñòðàíû, âëèÿíèå íà ðåøåíèå ñîöèàëüíûõ âîïðîñîâ. Ïîä÷åðêèâàþòñÿ îñíîâíûå ôèíàíñîâûå ïîêàçàòåëè, ïîäòâåðæäàþùèå ðåíòàáåëüíîñòü ïðîåêòà.
Ïðèëîæåíèÿ
 êà÷åñòâå ïðèëîæåíèé ïðåäñòàâëÿåòñÿ îò÷åòíàÿ äîêóìåíòàöèÿ ïðåäïðèÿòèÿ — ïîëó÷àòåëÿ èíâåñòèöèé, ïðîåêòíî — ñìåòíàÿ è èñõîäíî — ðàçðåøèòåëüíàÿ äîêóìåíòàöèÿ, êîíñòðóêòîðñêèå è íàó÷íî — èññëåäîâàòåëüñêèå ðàçðàáîòêè, äîãîâîðà è ïðîòîêîëû î íàìåðåíèÿõ, êîòîðûå â ïåðñïåêòèâå áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü ðåàëèçàöèè ïðîåêòà, íåîáõîäèìûå ÷åðòåæè è ò.ä.
Ñ.Ñèñîøâèëè Íà÷àëüíèê îòäåëà ïðîåêòíîãî |
ôèíàíñèðîâàíèÿ ÊÁ «ÀÁÁ»,
÷ëåí ÃÈÔÀ
* В расчетах используются средние данные по России
В этом разделе необходимо описать ваши основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность. Сравнить вашу продукцию с продукцией конкурентов и проанализировать дальнейшие этапы развития производства.
Характеристика продукции
Прежде всего, дайте краткое описание ваших продуктов или услуг, а затем остановитесь на отдельных качествах и функциональных характеристиках, которые имеют особенно большое значение для покупателей или отличают вас от конкурентов. Не забудьте привести примеры использования предлагаемой продукции.
В качестве шаблона можно использовать такую форму:
Описание продукта/услуги
Предлагаемые нами_______________могут быть охарактеризованы как____________________. Основной целью, которой они служат, является _________________. Впервые мы предложили _________ в _______. С тех пор они претерпели следующие изменения____________________.
Укажите стоимость предлагаемой продукции в зависимости от объемов производства, подчеркните ее технологичность и оцените ее универсальность.
Например:
Компания предлагает новый продукт/услугу. Данный продукт имеет самую низкую цену и более практичен по сравнению с предложениями конкурентов. Он совершеннее с технологической точки зрения, чем существующие аналоги, и позволяет потребителям сэкономить время и деньги.
Предлагаемая услуга до сих пор была недоступна в этом регионе. Высокое качество обслуживания обеспечено командой сотрудников компании, общий опыт работы которых в этой сфере составляет _____ лет.
Законы и правила регулирования, касающиеся вашей сферы деятельности, могут сильно повлиять на ваш бизнес.
Поэтому особое значение имеет пункт бизнес-плана, в котором вы описываете соответствие своей продукции принятым международным или российским стандартам и требованиям к контролю качества. Укажите существующие нормативные и сертификационные требования. Если помимо самого продукта вы предоставляете также сопутствующий сервис (например, гарантийное обслуживание), обязательно упомяните это.
Возможно, ваш продукт или услуга пока только находится на стадии разработки или, вообще, лишь на уровне идеи. Это также необходимо отразить в вашем бизнес-плане.
Например:
В настоящее время на стадии разработки находятся один/два/три и т.д. продукта/услуги. На момент составления данного бизнес-плана продукт ________________ уже готов к выпуску (находится на стадии завершения разработки / готов на 50 % / доработан на 30 % / существует в виде идеи или проекта /готов выйти на пробный рынок/запущен в серийное производство).
Для этого нам осталось предпринять следующие действия: __________ . Другие продукты/услуги находятся на следующих стадиях разработки: _____________________.
Залог успеха компании в постоянном поиске новых возможностей для роста и развития. Если предложенный вами продукт можно дорабатывать и совершенствовать, обязательно сделайте на этом акцент, перечислите возможные будущие проекты, которые вы планируете разрабатывать, и укажите причины, по которым они были выбраны.
Также опишите лицензии и патенты на предлагаемый товар или услугу, если они у вас уже есть или вы собираетесь их получить. Можно воспользоваться готовым шаблоном.
Например:
Наша компания владеет патентом/зарегистрированной торговой маркой и обладает эксклюзивным правом продажи продукта/услуги в ____________ регионе до ____ года. По завершении этого срока мы продлим эксклюзивный договор на _____ лет.
Несмотря на то, что мы используем собственные технологии, стоит ожидать, что другие компании сумеют создать аналогичный товар/услугу в течение _______ лет.
Чтобы сохранить конкурнтоспособность, мы планируем направлять до ____ % прибыли на научные исследования и разработки, что позволит усовершенствовать наш продукт и оставаться впереди конкурентов.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке
После того как вы представили собственный товар или услугу, необходимо провести анализ предложений ваших прямых конкурентов. Опишите функциональные и потребительские свойства аналогичной продукции на рынке.
Обратите внимание на то, какие продукты и услуги предлагают другие компании, работающие в этой сфере, какие технологии и оборудование они используют, каким методам продвижения и стимулирования сбыта они отдают предпочтение, как строят свою политику ценообразования.
Не пренебрегайте этим пунктом вашего бизнес-плана. Постарайтесь собрать как можно больше информации об основных игроках на рынке, на который вы собираетесь выходить со своим предложением.
Для этого выясните, кто является вашими конкурентами — прямыми и косвенными. Затем определите наиболее успешных из них.
Постарайтесь узнать их сильные и слабые стороны. Для этого побеседуйте с бывшими и нынешними клиентами компаний-конкурентов, проведите опрос потребителей, изучите продукты конкурентов, ознакомьтесь с их методами рекламы и продвижения.
Лучше всего, если вы будете проводить сравнительный анализ своего предложения и товаров или услуг прямых конкурентов.
Например:
Компания____________, расположенная в ______________, является нашим основным конкурентом. Она предлагает следующие товары или услуги: __________. Эти товары обладают такими характеристиками, как _____________. Они пользуются спросом среди потребителей благодаря сравнительно хорошему качеству и низкой цене/отсутствию альтернативных предложений на рынке/высокой степени доверия к компании/дополнительным услугам. Конкурент имеет возможность проводить агрессивную ценовую политику благодаря дешевым поставкам.
Исследования и разработки
Чтобы сохранить конкурентоспособность, вам придется использовать передовые технологии и самые современные разработки в сфере маркетинга, от которых напрямую зависит успех вашей компании.
Принято считать, что научные исследования и разработка новых продуктов – это сфера деятельности высокотехнологичных фирм. Однако и производственные, и сервисные компании также могут сделать современные технологии своим главным преимуществом.
Опишите в бизнес-плане цели и описание планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Например:
__________ уже потратила значительное количество времени на научные исследования и разработку собственного продукта в рамках отпущенного бюджета, составившего ____ руб. В ходе исследований мы обнаружили ___________, что позволило сократить расходы/увеличить продажи. Крупнейшим достижением к настоящему времени является ______.
Дайте оценку существующих технологических рисков, технологического состояния конкурентов, а также оцените возможность их разработок влиять сейчас или в будущем на деятельность вашей компании. Завершает этот раздел бизнес-плана подробное описание концепции развития продуктов следующих поколений (если, конечно, эта концепция у вас уже есть).
Например:
Бюджет научных исследований на ближайшие несколько лет составляет ______% от прибыли или ____ руб. Компания продолжает изучать возможности новых продуктов/услуг, которые стимулируют дальнейший рост бизнеса. Для поддержания этого процесса были разработаны и предприняты следующие шаги: _____.
Финансирование
Важнейшим фактором успеха маркетинговой деятельности предприятия является его эффективная ценовая политика. Цены, которые вы установите на свои товары или услуги, будут влиять на объемы продаж, уровень прибыли и даже на имидж вашей компании.
Чтобы определить свои принципы ценообразования, сформулируйте основные ценовые задачи, создайте систему цен, которая бы учитывала все расходы предприятия, конкуренцию и практику, принятую в данной отрасли. Как правило, при расчете цены ориентируются на спрос, а не на стоимость продукта.
То есть вы не просто добавляете определенную наценку к себестоимости продукта, руководствуясь принципом «чем больше, тем лучше», а исходите из того, сколько захотят платить (и заплатят) потребители за ваш товар или услугу.
Например:
Расходы на выпуск единицы продукции составляют ___ руб. Таким образом, нам необходима прибыль в размере __ %, чтобы покрыть все расходы и получить доход. Следовательно, отпускная цена продукта должна быть не менее ___ руб.
Опишите оптимальные размеры заказов и возможные формы их оплаты. У новой компании скорее всего возникнут сложности с получением в кредит всех необходимых средств. И даже если вы получите всю сумму, то, не самых выгодных условиях. Поставщики также вряд ли согласятся работать с вами в рассрочку или кредит, по крайней мере, в первое время.
Проблемы со своевременным получением выплат от клиентов и кредитов от поставщиков могут стать серьезным препятствием для нового бизнеса. Поэтому если вы собираетесь заниматься продажами в кредит, необходимо определить предполагаемый срок получения платежей.
Эта информация заинтересует потенциальных инвесторов (и банки в том числе). Не стоит преуменьшать количество дней на получение платежей. В конце концов, вы рискуете своими деньгами. Старайтесь давать реалистичную (а в некоторых случаях даже пессимистичную) оценку этих сроков.
Для определения размеров требующегося финансирования имеют значение также условия приобретения сырья, материалов и комплектующих, а также уровень складских запасов.
Если с условиями приобретения сырья и материалов все более-менее понятно, то оценка уровня запасов нередко вызывает у начинающих предпринимателей определенные трудности.
Недостаточные или слишком крупные объемы закупок приведут в скором времени к финансовым проблемам. Непроданный товар, который лежит на складах, просто занимает место и морально устаревает, так что продать его становится все сложнее, а под конец и совсем невозможно.
Чтобы избежать этого и увеличить свою прибыль, установите систему контроля и управления запасами.
Неважно, продаете ли вы товар или оказываете своим клиентам услуги, вы должны постоянно поддерживать такой объем запасов, который даст возможность избежать снижения объема продаж. Для этого предлагайте широкий ассортимент продуктов, но без заметного преобладания дешевых и популярных товаров.
Закупайте крупные партии, что даст возможность получить у поставщика большую скидку, но не снижайте продолжительность оборота ваших товарных запасов (то есть количество дней, за которое вы продадите средний запас товаров, лежащих у вас на складе). Следите за тем, чтобы объемы запасов всегда были достаточными и исключайте из них устаревший неликвидный товар.
Например:
В сфере розничной торговли спортивной одежды ключевым фактором успеха является поддержание необходимого уровня запасов, позволяющее удовлетворить сезонный спрос и избежать переизбытка товара, который приводит к необходимости постоянного проведения крупных распродаж. Чтобы решить эту задачу, мы определили, что для достижения максимального дохода с продаж в объеме ____ руб. и во избежание потерь стоимость необходимых запасов должна составлять ___ руб.
Если при создании бизнеса предполагается производственная кооперация с другими компаниями (например, вы собираетесь обращаться за помощью к подрядчикам при разработке и/или производстве своей продукции), это также необходимо отразить в вашем плане.
Перейти к подготовке раздела бизнес-плана «Анализ рынка»
Вернуться к перечню инструкций по составлению бизнес-плана
418 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 49523 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Шаг восьмой: план сбыта
Этот раздел является одним из основных и обязательным для всех видов компаний и организаций. В нем отражается стратегия продаж предприятия на различных этапах его существования и доказывается возможность реализовывать запланированные объемы продукции…
Шаг двенадцатый: стандарты оформления титульного листа Бизнес-плана
Стандарты оформления титульного листа Бизнес-плана
Принцип сложных процентов — пропуск в мир миллионеров
Разговор у нас сегодня пойдет о настоящих деньгах, точнее об универсальном законе создания мегасостояний – принципе сложных процентов.
Шаг второй: выбор стандарта бизнес-планирования
Этот шаг напрямую связан с задачами, которые стоят перед вами. Если ваша цель получить инвестирование, то вы начинаете с того, что выясняете в банке или инвестиционной компании каким стандартам должен соответствовать ваш бизнес план.
Экология офиса или работа, которая нас убивает
Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.
Проклятье компетенции, или Побочные эффекты бизнес-образования
Настаивая на существовании только одного правильного ответа и преувеличивая значимость ошибки, наше общество и образовательная система существенно уменьшают наш потенциал к успеху.
Шаг седьмой: производственный план
Если вы открываете производственное предприятие, в вашем бизнес-плане должна быть дополнительная глава, посвященная описанию процесса производства товара.
Как выбрать место под магазин: западный и восточный подход
Опытные предприниматели говорят, что успех будущего магазина целиком зависит от расположения. Но у Запада и Востока существуют совершенно разные мнения о том, какое расположение можно считать удачным.
Карьерный тупик или новые горизонты?
Пик развития карьеры большинства современных менеджеров — это карьерный тупик. К такому парадоксальному открытию пришли ученые-социологи, анализируя опыт тысяч топ-менеджеров.
Максимальная выгода: секреты ведения жестких переговоров
Долой лицемерные стратегии поиска взаимовыгодного компромисса! Вам нужно все, сразу и на лучших для вас условиях! Это единственный закон настоящего бизнеса.
Мерчандайзинг или как увеличить сбыт в магазине
Как сказал Уильям Уэллс: «Магазин – это место встречи покупателя, товара и денег». А благодаря искусству мерчендайзинга место встречи изменить в лучшую сторону можно в любой момент.
Моя компания — моя крепость
Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.