Постановление правительства о бизнес плане
- Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
- 2. Вводная часть (резюме проекта)
- 11. Приложение
- Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
- Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
- Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
«Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
С изменениями и дополнениями от:
2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.
Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:
Утвердить:
1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).
2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).
3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).
4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.
Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.
Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.
Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7671
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159
Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.
Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Стандарты бизнес-планирования
- UNIDO (United Nations Industrial Development Organization)
- TACIS (Техничесая помощь Содружеству независимых государств)
- ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
- Правительство РФ
Также свои требования к содержанию бизнес-планов предъявляют банки:
UNIDO
В соответствии со стандартами бизнес-планирования UNIDO, бизнес-план должен включать следующие разделы:
- Резюме
- Введение
- Информация о компании
- Описание продукции (услуг)
- Маркетинговый анализ
- Маркетинговая стратегия
- Организационный план
- Производственный план
- Финансовый план
- Показатели финансовой эффективности проекта
- Анализ рисков
- Приложения
Резюме и введение | Информация о компании | Описание продуктов и услуг |
Любой читатель бизнес-плана должен получить ясное представление об общих условиях и бизнес-окружении проекта. Должна быть включена вся основная информация, ключевые показатели и цифры. Есть ссылки на более подробную информацию в других главах бизнес-плана. Введение дает ясное понимания взглядов, миссии и стратегических целей компании. Любой инвестор за 5 минут получит первое впечатление о компании, целях проекта и дальнейших планах. | Этот раздел бизнес-плана должен содержать всю необходимую информацию об организационной структуре компании. Основные цифры дают четкое понимание о размере компании, количестве сотрудников, их возрастной структуре и т.п. Может быть представлена информация о текущем месте компании на рынке. История компании, ее прошлые и будущие достижения, выполненные и запланированные проекты. У читателя должно сложиться впечатление, что работа с данной компанией не является рискованной. | Этот раздел бизнес-плана включает информацию обо всех прошлых, настоящих и будущих услугах и продуктах компании. Портфолио услуг четко структурировано. Все услуги четко сформулированы, доступно и коротко описаны. Ссылки на образцы продукции/услуг добавляют привлекательность и ясность проекту. Наличие портфолио услуг даст инвестору понять, что компания может успешно конкурировать. |
Маркетинговый анализ | Маркетинговая стратегия | Организационный план |
Включает все необходимые данные о рынке (объем рынка, доли основных игроков, информацию о потенциальных клиентах). Плюсом является наличие обзора потенциала рынка. По-возможности этот раздел бизнес-плана должен включать анализ позиции компании на рынке, ее долю и перспективы. Представлен перечень потенциальных клиентов. Описание рынка должно включать возможные риски и перспективы. Инвестор должен получить впечатление, что руководство компании имеет четкое и основательное представление о рынке и о своих будущих перспективах. | Данный раздел бизнес-плана дает четкое представление об основных направлениях маркетинговой активности (например, о специализации). Маркетинговая стратегия должна соответствовать общему видению, стратегии и целям компании. Маркетинговая стратегия ясно дает представление, в каком сегменте рынка действует компания, кто ее потенциальный клиент. В бизнес-плане должна быть представлена информация о прошлых, настоящих и будущих маркетинговых ходах. У инвестора должно сложиться мнение, что маркетинговая стратегия компании является активной, многоканальной и поможет максимально реализовать маркетинговый потенциал. | Данный раздел бизнес-плана отражает роль каждого члена команды. Организационный план должен отражать все функции и процессы, и вклад человеческих ресурсов в реализацию проекта. |
Производственный план | Финансовый план | Анализ рисков |
Данный раздел бизнес-плана представляет информацию о фазах, шагах и основных мероприятиях в рамках реализации проекта. Он должен содержать основные параметры проекта (время реализации, расходы, доходы, производственные циклы и т.д.). Большим плюсом бизнес-плана будет представление всех основных параметров в виде схем, диаграмм и графиков. Производственный план дает представление инвестору о том, что проект хорошо спланирован, имеет активную стратегию реализации. | Информация об инвестициях. Схема финансирования. Информация о доходах по проекту. Прогнозные формы финансовой отчетности. Финансовая часть бизнес-плана показывает основательность финансовой концепции и инвестиционного планирования. | Анализ рисков в бизнес-плане представляет собой четко структурированный перечень возможных рисков проекта. Все риски оцениваются с позиции их возможного возникновения и последствий. Анализ содержит информацию о том, как возможно минимизировать рассматриваемые риски, и о мерах предотвращения. Анализ рисков должен показать инвестору, что руководство компании занимает активную позицию в управлении рисками. |
вернуться в начало раздела
TACIS
Макет бизнес-плана, разработанный в рамках проекта ТАСИС Европейского Союза для Новых Независимых Государств.
|
|
|
вернуться в начало раздела
ЕБРР
ЕБРР финансирует проекты в большинстве отраслей, к которым относятся:
- агропромышленный комплекс;
- энергоэффективность;
- финансовые учреждения;
- обрабатывающая промышленность;
- муниципальная и экологическая инфраструктура;
- природные ресурсы;
- энергетика;
- недвижимость и туризм;
- связь, информационные технологии и СМИ;
- транспорт.
ЕБРР не финансирует:
- оборонную промышленность;
- производство табачных и ряда алкогольных изделий;
- производство веществ, запрещенных международно-правовыми актами;
- игорные заведения.
Рекомендации Европейского Банка Реконструкции и Развития к структуре бизнес-плана.
1. Титульный лист 2. Меморандум о конфиденциальности 3. Резюме 4. Предприятие 4.1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности 4.2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия 4.3. Текущая деятельность 4.4. Финансовое состояние | 4.5. Кредиты 5. Проект 5.1. Общая информация о проекте 5.2. Инвестиционный план проекта 5.3. Анализ рынка, конкурентоспособность 5.4. Описание производственного процесса 5.5. Финансовый план 5.6. Экологическая оценка | 6. Финансирование 6.1. Графики получения и погашения кредитных средств 6.2. Залог и поручительство 6.3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств 6.4. SWOT — анализ 6.5. Риски и мероприятия по их снижению 7. Приложения |
вернуться в начало раздела
Правительство РФ
МАКЕТ БИЗНЕС-ПЛАНА, утвержденный Постановлением Правительства РФ
1. Титульный лист | 2. резюме проекта | |
|
| Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. |
3. Анализ положения дел в отрасли | 4. Производственный план | |
(назначением раздела является указание на характер отрасли)
| (назначение раздела — аргументировать выбор производственного процесса и охарактеризовать технико-экономические показатели).
|
|
5. План маркетинга | 6. Организационный план | |
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем, и определен объем затрат на сбыт продукции) 1. Подтверждение отсутствия зарубежных аналогов продукции по проектам категории «А», мирового уровня продукции и спроса на нее на внешнем рынке по проектам категории «Б», замещения импорта при более низком уровне цен на продукцию по проектам категории «В», спроса на внутреннем рынке на продукцию по проектам категории «Г». Патентная ситуация. Защита товара в стране лицензиата на внутреннем и экспортном рынках. Возможность для конкурентов производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав претендента. Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Характеристики конкурентов. Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства проект предпочтительным по отношению к конкурентам. | 2. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта. 3. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки. 4. Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия. 5. Обоснование цены на продукцию. Оптовая цена товара определяется исходя из конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности. 6. Расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания. 7. Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат. 8. Программа реализации продукции. Выручка от продажи рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам. | 1. Сведения о претенденте. Статус, уставный капитал, состав организации, финансовое положение. Расчеты коэффициентов оценки структуры баланса претендента: текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и их отношения к величине заемных средств в составе средств финансирования проекта, восстановления (утраты) платежеспособности. 2. Форма собственности претендента. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по акционерным обществам — состав основных акционеров и принадлежащие им доли. 3. По открытым акционерным обществам указывается объем выпущенных акций и объем их эмиссии. 4. Члены совета директоров, краткие биографические справки. 5. Обладатель права подписи финансовых документов. 6. Распределение обязанностей между членами руководящего состава. 7. Поддержка проекта местной администрацией. |
7. Финансовый план | ||
1. Объем финансирования проекта по источникам. 2. Финансовые результаты реализации инвестиционного проекта показывают распределение выручки, полученной от продажи продукции, и объем чистой прибыли по кварталам и годам. 3. Исходными данными определения эффективности служат данные плана денежных поступлений и выплат. На первые 2 года реализации проекта показатели определяются с разбивкой по кварталам. Необходимым условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока для каждого интервала времени. 4. Эффективность инвестиционных проектов оценивается по показателям срока окупаемости, точки безубыточности и бюджетного эффекта. 5. Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение. | 6. Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия. Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции. 7. Бюджетный эффект инвестиционного проекта определяется как сальдо поступлений и выплат федерального бюджета в связи с реализацией данного проекта. В расчетах проводится дисконтирование объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта. Чистый дисконтированный доход государства как эффект от реализации проекта. 8. Поправка на риск проекта (низкий, средний, высокий, очень высокий). Коэффициент дисконтирования, учитывающий риски при реализации проектов. |
вернуться в начало раздела