Пошив дизайнерской одежды бизнес план
Кризисные времена заставляют многих людей задуматься о своем бизнесе. Но не каждый имеет достаточно средств, чтобы открыть большое производство. Зато наличие интересных идей, нестандартного мышления и большого желания позволят построить свою модную линию пошива одежды.
Конечно, и здесь не все так просто, как кажется, на первый взгляд. Однако, как показывает практика, вовсе не обязательно обладать на профессиональном уровне умением рисовать, конструировать, кроить и даже шить. Богатое воображение, некоторые азы в области дизайна и подбор профессиональной команды – это уже наполовину гарантия успеха.
Как открыть свой бренд одежды, с чего начать, подскажет эта статья, основанная на опыте молодых конкурентоспособных предпринимателей, начавших свой бизнес самостоятельно с нуля.
С чего начать создавать свою коллекцию одежды
В самом начале пути необходимо создание подробного бизнес-плана. Это пошаговая инструкция, которая поможет в продвижении и реализации идеи.
Хоть профессиональные знания особого значения не имеют, все же не помешает получить некоторые навыки, пройдя обучение в соответствующем ВУЗе. В крайнем случае в Интернете существуют группы по интересам, где в сообществах можно найти поддержку профессионалов, готовых дать дельный сорвет, поделиться опытом в плане швейной индустрии. От них можно получить ответы на многие вопросы: где искать качественные материалы, как выйти на надежного подрядчика (исполнителя заказов), где найти профессиональную команду, чтобы набрать штат сотрудников.
Основной момент – это хорошая искрометная идея. Если такая пришла в голову, к ее осуществлению следует приступить как можно быстрее. Хоть она еще и «сырая», но откладывание «на потом» может привести к ее угасанию. Вот тут как раз поможет бизнес-план бренда одежды, составление которого нужно начать с создания эскизов, придерживающихся определенной линии (направления, философии). Затем заняться анализом рынка, определить спрос, целевую аудиторию, на которую рассчитана будущая коллекция, выявить возможных конкурентов. Далее продумать рынки сбыта, выяснить каким путем лучше всего реализовывать товар в данной местности. Все это фиксируется на бумаге.
Подобную информацию можно получить при посещении всевозможных модных выставок, допустим на показе моды или выставке популярной фурнитуры. Попутно это даст представление о модных тенденциях, вникнуть в которые поможет общение с экспертами.
Создание концепции бренда и эскизов одежды
Перед тем как открыть свой бренд, следует выбрать четкую концепцию, которой нужно придерживаться в создании своего стиля. О конкуренции в индивидуальном пошиве говорить не приходится. Эксклюзивные вещи всегда пользуются большим спросом. Но чтобы они выглядели убедительно, важно придерживаться собственной направленности, которая создателю коллекции по душе. Потребитель тонко чувствует момент индивидуальности, что для продвижения имеет немаловажную роль.
Для первых набросков-эскизов достаточно создать понятный образ. Неважно, что это будет:
- нижнее белье;
- пижамы/ночные сорочки;
- спортивные/классические костюмы;
- платья – летние, бальные и пр.;
- брюки;
- шорты;
- свитера;
- футболки.
Главное понять, какое занятие будет приносить максимальное удовольствие, и придерживаться одного направления. Конечный продукт должен быть представлен как нечто уникальное и неповторимое. А чтобы быть убедительным, важно соблюдать ряд требований:
- соответствие выбранной целевой аудитории, желательно близкой по возрасту и стилю;
- внешняя привлекательность одежды;
- присутствие оригинальных решений;
- исключительное качественное исполнение.
Все идеи нужно записывать на бумаге, делать зарисовки, прописывать детали. Эскизы после будут представлены конструктору, который займется разработкой лекал для создания пробного образца.
Бизнес-план по созданию бренда одежды сопровождается обязательным продумыванием своего уникального логотипа. Это можно поручить профессионалам, знак должен присутствовать везде: на бирках, этикетках, упаковке и т.д., чтобы бренд был узнаваем.
Дизайнеры с опытом работы не рекомендуют начинать деятельность с широким размахом, тем более, если существует ограничение в средствах. Мода – дело тонкое и непредсказуемое. Можно создать первую пробную коллекцию из одной линейки (3-5 вещей), представленной в различной цветовой гамме. Если опыт удался – можно расширяться. В противном случае бренд придется дорабатывать, а с большой коллекцией это проделать затруднительно. Присутствие оригинальных элементов значительно повышает шанс на успех.
Поиск сотрудников
Концепция продумана, план прописан, теперь можно заняться поиском помощников. Но перед тем как открыть свою линию одежды, нужно официально зарегистрировать бизнес. Специальные разрешения для этого не потребуются, но нужно подать заявление в ФНС для оформления предприятия в качестве индивидуального предпринимателя. Лучше начать с малого. Дальше, при удачном развитии событий можно перейти в ООО. Какую выгоднее указать систему налогообложения подскажут на месте регистрации.
Небольшое предприятие можно начинать на дому. Но расширение производства потребует поиска подходящего помещения, где нужно будет разместить швейные машинки, раскройные столы, манекены и прочее оборудование.
Что касается персонала, то имея свой личный опыт можно начинать самому, если таковой отсутствует, то перед тем как открыть бренд одежды, необходимо позаботиться о найме хороших профессионалов. С пошивом несложных вещей справится умелая швея. Но в случае создания брендовой линейки придется заняться поиском хороших исполнителей:
- Дизайнера.
- Закройщика.
- Технолога.
- Конструктора.
От того насколько качественно будет выполняться работа зависит все дальнейшее предприятие.
Поиск сотрудников можно начать на бирже труда. Немало талантливых специалистов выпускают отечественные ВУЗы. Они также нуждаются в трудоустройстве. Интернет – тоже неплохой вариант. Стоит посетить форумы, всевозможные выставки с показами, туда приходят именно люди из богемы, ищущие новых ощущений.
Создание первого выставочного образца желательно делать на производственной технике, ведь именно с него будет брать начало вся коллекция, а разработку начнут нанятые работники. Основной успех зависит от опыта технолога и конструктора. На их оплате экономить не стоит. Хорошие специалисты стоят дорого.
У персонала должны быть:
- опыт;
- навыки;
- образование.
Дизайнер сможет качественно воплотить идею на бумаге. Конструктор разработает нужные лекала и сделает грамотное описание модели. Закройщик и швея создадут образец. А технолог будет в ответе за качество материала, соответствие текстуры задуманному образу и грамотное техническое исполнение.
Продвижение бренда одежды
Начинающих дизайнеров ожидает большая работа по внедрению маркетинговых мероприятий и рекламы. Для этого потребуются дополнительные средства. Хороший ход – демонстрация своих вещей в интернете. Интернет-магазин одежды на начальном этапе создавать рано, а вот выставка в социальных сетях – как раз то что нужно.
В Facebook и Instagram пользователи выставляют свои фото для обсуждений. Это можно использовать с пользой. Например, продемонстрировать свою модель на себе. На креативную вещь сразу обратят внимание. Информация в интернет-сетях расходится моментально, люди делятся впечатлениями, поэтому удачной модели долгая жизнь гарантирована.
Если вещью заинтересуются, можно предложить акцию, например «столько-то» бесплатных образцов за репост. Это подогреет интерес аудитории. Далее можно налаживать массовый пошив по заявкам. А если в вашей модели появится известная незаурядная личность или популярный блогер, тогда от заказов наверняка не будет отбоя.
Масштабирование бизнеса: открытие шоурумов
Открывать свой бренд одежды – не значит сразу начинать с большого проекта. Первоначальная задача – выстроить определенную линию, наработать базу заказчиков, а затем уже можно переходить к большому масштабу.
Для начала достаточно разместиться в помещении, занимающем площадь до 80 м2. Создать уют и приятную обстановку для возможных посетителей. Поначалу, возможно, людей будет немного, лучше всего активно использовать интернет. Впоследствии можно открыть и шоурум, но это будет возможно, только когда о бренде узнает достаточное количество людей.
Для шоурума обычно подыскивают помещение в тихом районе, где нет суеты, в спокойной обстановке. Туда не заходят люди, вышедшие из дому по другим делам, а приходят конкретно по назначению: для просмотра новой коллекции или примерки новой линейки.
Открывая такую точку, нужно готовиться к индивидуальному подходу к каждому клиенту, чтобы остаться вне конкуренции. Шоурум должен вмещать в себя отдельный цех для пошива, зал для демонстрации моделей и комнату для общения с отдельными посетителями. Такой формат можно себе позволить в том случае, если бизнес начнет себя оправдывать. Понадобятся дополнительные средства.
Инвестирование в бизнес
Чтобы открыть свою линию одежды с нуля, потребуются первоначальные капиталовложения. Их размер зависит от выбранного направления и способа продаж. Небольшие объемы позволят вкладывать собственные средства.
Для более обширного производства придется обращаться к инвесторам. В этом случае понадобится составление понятного договора, в котором четко будет указана сумма и прописаны конкретные условия, удовлетворяющие обе стороны. Популярное имя инвестора поможет дать хороший толчок на старте, поэтому стоит заручиться поддержкой такого человека. Рассмотрим, какие могут быть первоначальные расходы, сколько понадобится денег для запуска в производство пошив ситцевых платьев:
- Закупка ткани – 321 р.
- Конструирование и раскройка – 9 630 р.
- Пошив одежды – 64 210 р.
- Дополнительные материалы: молнии, пуговицы, бирки, этикетки и пр. – от 64 р. до 320 р.
Эти вложения понадобятся для создания первых образцов, при помощи которых можно привлечь инвесторов. Поэтому отнестись к пошиву следует серьезно, к тому же продумать грамотную презентацию.
Затраты на создание первой коллекции одежды
Для запуска линии в производство необходимо создать первую пробную коллекцию. От нее будет зависеть успех, поэтому экономить на некачественных материалах не рекомендуется. Для начала достаточно пошить 3-5 моделей в различной цветовой гамме и представленной в разных размерах.
В начальные расходы войдет изготовление лекал – шаблонов для кроя. Один образец у хорошего специалиста стоит от 3 000 рублей, а значит для полной линейки потребуется от 9 630 рублей. Цена будет зависеть от сложности шаблона, поэтому сумма указана не точная. За раскрой и пошив придется заплатить от 70 000 рублей.
Не стоит забывать о создании бирок, бумажных этикеток с логотипом, соответствующей упаковке и аксессуарах: молниях, отделке, пуговицах и прочего. В расчете на 24 образца по 320 рублей получим сумму 7 680 рублей. Теперь проведем полный подсчет: шаблоны – 9 630 р + крой и пошив – 70 000 р + ткань 321 р + аксессуары – 7 680 р. Итого, на создание первой коллекции понадобится 87 630 рублей. Но это были летние платья. Расценки, допустим, на перчатки или шубы будут совсем другие.
Сайт магазина одежды и оформление социальных сетей
Идею магазина по продаже одежды нужно как-то реализовать. Можно конечно попробовать раскрутку через уже существующие интернет-магазины или сторонние ресурсы. Но такой «простой» способ обойдется слишком дорого для начинающего дизайнера. Крупные известные магазины берут слишком большие комиссионные сборы – до 40%. Поэтому выгоднее подумать о создании собственного сайта.
Да, придется вложить деньги в предоставление хостинга и создания уникального домена, но зато это будет собственное детище со своим логотипом и брендовыми отличиями, которые в случае успеха будут узнаваемы без труда. Чтобы создать свой сайт понадобится порядка 13 000 рублей. Это в случае привлечения специалистов. Но можно попытаться создать его и самому, используя готовые конструкторы.
Хорошей раскруткой послужит продвижение через соцсети, создав свое сообщество или группу. Для этого можно использовать такие и инструменты:
- Устроить фотосессию и демонстрацию моделей в сети.
- «Подтянуть» к продвижению известных блогеров или популярных лидеров.
- Выкладывать посты для обсуждения моделей.
- Предложить маркетинговый ход с подарками за репосты.
Один заказ может принести доход в 500 рублей, в то время как стоимость заявки обойдется приблизительно в 70 рублей. Такая перспектива вполне себя оправдывает.
Фотосъемка одежды
Продажа через интернет должна сопровождаться качественными фотографиями. В отличие от магазинов офлайн, здесь люди не могут рассмотреть вещь вблизи с разных сторон, а тем более ее примерить. Поэтому снимок должен быть профессиональным, желательно не на манекенах, а на живых моделях, чтобы можно было легче представить, как вещь выглядит на фигуре человека.
Некоторые молодые предприниматели приглашают для фотосессии потенциальных покупателей, а затем размещают эти фото в социальных сетях. Представьте только, какой ажиотаж будет на коллекцию, если ее продемонстрирует в том же Facebook или Instagram какая-нибудь знаменитость!
Но для этого нужно снять специальное помещение и пригласить профессионального фотографа. Почему это так важно? Обычный снимок телефонной камерой не отобразит все самые интересные детали, которые могут представлять «изюминку» бренда. Здесь очень важно уловить удачный ракурс, сбалансировать освещение и может быть даже слегка обработать снимок в Photoshop.
Этот ход не может рассматриваться как обман. Просто более качественное представление преподнесет пользователю модель в более натуральном и привлекательном виде. Поэтому в бизнес план по созданию бренда одежды нужно включить услуги фотографа. Значит статья расходов может увеличиться на стоимость фотосессии и обработки снимков, а это не менее 20 000 рублей для коллекции из десяти моделей.
Дополнительные расходы
Немного уменьшить расходы можно, если некоторую часть работы выполнять самостоятельно, например закупку необходимых материалов для пошива или же съемку, если в группе есть способный фотограф. Но первую коллекцию, все-таки, лучше доверить профессионалам.
К тому же существует ряд формальных издержек, без которых в бизнесе не обойтись. Например, уплата госпошлины при открытии предприятия или налоги. На эти статьи придется выделить:
- За регистрацию своего бизнеса – 60 000 р.
- Снятие в аренду помещения – от 100 000 р.
- На закупку тканей/других материалов и создание коллекции – от 500 000 р.
- На приобретение оборудования – от 300 000 р.
- Но оплату труда персоналу – от 300 000 р.
- На рекламу – от 150 000 р.
Итого, понадобится 1 млн. 410 тыс/р.
Но к еще нужно учесть не менее 30 000 для формирования уставного капитала в случае открытия ООО, и оплату бухгалтеру.
Выгоден ли проект
Одежда наравне с продуктами всегда пользуется спросом, потому что людям в любом случае нужно одеваться. И не важно, почему кто-то решил заняться этим бизнесом, то ли для реализации своих творческих способностей, то ли для получения хорошей прибыли от дела – оно в принципе останется беспроигрышным и рентабельным, если правильно организовать процесс.
Самое главное, предложить покупателю новую интересную идею или нестандартное решение, потому что современное общество высоко ценит качественные эксклюзивные вещи. В этом случае можно рассчитывать на хороший доход. Положительное влияние на него могут оказывать:
- Проведение грамотной маркетинговой программы.
- Эффективная реклама.
- Профессиональное исполнение.
- Высокий уровень обслуживания.
- Оригинальная идея.
- Беспрекословное качество.
Несмотря на то что открытие своей линии одежды стоит недешево, имея поставленную цель и непреодолимое желание осуществить свою мечту, на этом поприще можно добиться больших успехов. А успех всегда приносит не только славу, но и хорошую прибыль. Нужно только набраться терпения, потому что окупаемость данного бизнеса в основном начинается через 1,5-2 года.
Что нужно для пошива и продвижения эксклюзивной модной одежды, и при каких условиях можно зарабатывать этим делом на жизнь, рассказала минский дизайнер Карина Галстян.
Карина Галстян. Фото из личного архива
– Писатели говорят: «Если можешь не писать – не пиши». Так и в дизайне: в ином бизнесе вы вкладываете свои умения и получаете результат, а здесь изначально нужны большие вложения, а прибыль приходит далеко не сразу. Я шла к дизайну с детства: сначала рисовала, потом училась в художественной школе, потом поступила в Академию искусств. Во время учебы начала создавать коллекции, ездила за границу с показами. Друзья заметили это, и просили пошить что-нибудь на заказ…
Создание одежды
Пошив коллекции. Занимает примерно месяц. Когда я заканчиваю одну коллекцию, то мысленно принимаюсь за другую. Они бывают двух видов:
- Коллекция для показа – отшивается специально для мероприятия, в единственном экземпляре «модельного» размера, минимум 30 единиц. Для показа нужно сделать шоу, показать нечто экстравагантное, и не всегда можно продать эту вещь. Но практика показывает, что и такие вещи покупают. Позже наиболее удачные дублируются, появляется размерный ряд. «Удачность» изделия я определяю по своему вкусу и по запросам людей.
- Капсульная коллекция – создается непосредственно на продажу. Она выходит в промежутках между показами. Такая одежда проще, в ней есть размеры на выбор, но отшиваются не более 10 моделей.
Я шью на 4 размера – это значит по 4 экземпляра для каждой модели.
Фото предоставлено Кариной Галстян
Пошив на заказ. Эта услуга дороже. Нужна идея, эскиз, закупка материала.
После разработки эскиза нужно:
- утвердить его с клиентом;
- подобрать ткань;
- снять мерки с клиента;
- пригласить клиента на одну или две примерки.
Непосредственно сшить платье я могу за полдня, день. Но бывает, что эта работа занимает и месяц – смотря какой она сложности.
Заказы у меня есть постоянно. В месяц я могу пошить в среднем 5-7 изделий.
«Взять» заказ можно следующим образом:
- придумать новую модель;
- повторить придуманную мной модель;
- преобразовать платье «с картинки».
Конечно, я не люблю повторять модели других дизайнеров. Поэтому, если мне приносят картинки с модного показа, то мы ищем компромисс: подстраиваем модель под индивидуальность заказчика, дополняем идеи. Самое приятное в моей работе – это когда все уже готово и я вижу восторг людей. Чувствуется, что я привнесла в этот мир долю красоты, сделала нечто полезное. Мне нравится знать, что я что-то воплотила в жизнь и кто-то это признал.
Законодательное оформление бизнеса
Дизайнеры могут не только оформить себя как ИП, но и зарегистрировать бренд. Это нужно для защиты авторских прав: чтобы никто под вашим брендом не продавал чужую одежду. У нас это не очень популярно, я даже не знаю никого из коллег, кто это сделал. Я ИП меньше года и пока не регистрировала бренд Karina Galstyan.
Фото предоставлено Кариной Галстян
Самую большую юридическую сложность составляет технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».Он означает, что при реализации продукции на территории ТС она должна сопровождаться сертификатом качества или декларацией соответствия. Мы, дизайнеры, тоже попадаем под эти нормы, потому что у нас нет понятия «дизайнерская одежда». Но ведь невозможно сравнивать эксклюзивное производство с изделиями, выпущенными на огромном предприятии.
Сертификат нужен для каждого материала, который используется при пошиве. Процесс сертификации означает, что мы отдаем изделие, чтобы его проверили на утилизацию: рвали, мяли. Проверяли состав.
А материалы для модели каждый раз другие. Каждая новая коллекция не повторяет предыдущую. Стоимость исследования приблизительно составляет €100-€120 за позицию. Прибавляйте к этому покупку образцов продукции, и будет понятна конечная цена подтверждения соответствия.
Найм персонала
В основном я шью сама. Обращаюсь к специалистам, когда много заказов или впереди показ. Набрать постоянную команду сложно – я еще не нашла человека, которому смогла бы доверить любой заказ. Сейчас предпочитаю выбирать мастеров в зависимости от их компетенций, например, один человек хорошо обращается с трикотажем, а другой – с шелком. В команду дизайнера могут войти:
- Помощница на выставки-продажи.
- Швея. Бывает швея-технолог (проработка), швея-конструктор.
- Конструктор (тот, кто разрабатывает лекала).
- Графический дизайнер (мне он понадобился для помощи в разработке принтов на ткани).
Целевая аудитория
Девушки и женщины от 18 до 55 лет. Все они разные, но в то же время одинаково сильно хотят видеть прекрасное и стремятся выделиться. Это может быть и состоятельная женщина, и студентка, которая долго копила деньги на платье. Для детей я шью на заказ. По мере надобности шью для своего ребенка.
Мужские коллекции я не выпускаю, потому что мне сложнее в них выразиться. Есть и внешняя проблема – белорусские мужчины не готовы экспериментировать, покупать эксклюзивное. Если белорусский мужчина состоятельный, то он скорее купит простую стильную вещь, а не дизайнерскую. У нас есть практика: в женской коллекции отшивается несколько мужских моделей. Европейская же традиция – делать полноценную женскую и мужскую коллекции. В Европе чувствуется свобода – никто пальцем не показывает. Если кто-то заметит человека, одетого не так, как все, то виду не подает. А у нас люди не стесняются не только пальцем показать, но и подойти, сделать замечание. Нет уважения личного пространства.
В последние годы заметен прогресс, модных людей становится больше. Но всегда есть тот, кто скажет, что это кошмар, что белорусского дизайна нет, не было и не будет.
Затраты и ценообразование
Мы не указываем наши цены в Интернете, так принято у всех дизайнеров. Готовое платье из моей коллекции стоит от $70-$100, потому что в стоимость закладывается дополнительное время, примерки, пожелания клиента. Свадебное платье будет стоить от $200 только за работу, без материала.
Максимальная цена модели, которую я шила – $1000 за свадебное платье на заказ. Там была ручная вышивка.
В цену изделий я не вкладываю стоимость оборудования, его минимальный набор обойдется примерно в $1000 за единицу. Если покупать б/у, то около $500. Набор состоит из:
- швейной машинки;
- оверлока (для обработки швов);
- пароутюжильной установки;
- петельной машины;
- плоскошовной машинки (для обработки изделий из трикотажа) – у меня ее нет, поэтому можно отдать изделие в мастерскую.
В стоимость платья заложены:
1. Материалы – 20-30% себестоимости. Их можно купить и в Беларуси. К примеру, в магазинах «Сукно», «Беларускі лён» зачастую есть неплохие ткани. Но лучший выбор все же в Москве или в магазинах Литвы. Ведь дизайнерам не хочется повторяться и быть похожими на других.
Я стараюсь придерживаться большого процента натуральных волокон: отдаю предпочтению шерсти, шелку, вискозе, хлопку. Это наиболее дорогие материалы. Метр шелка в Москве обойдется примерно в $50-$60. На такие изделия я не делаю большую накрутку. Лучше заработать меньше, но сделать то, что нравится.
2. Работа швеи, конструктора – 20%.
3. Аренда шоурума (если он есть) – 10%.
4. Фотосессия (стоит от 200$) – 5%. В нее входят фотограф, ретушер (в случае, если фотограф берется за ретушь, визажист, модель, студия).
Конечно, если в творческом мире у вас много знакомых, то на чем-то можно сэкономить, договориться по дружбе.
Таким образом, работа дизайнера занимает 35-45% в стоимости изделия. Мы не учитываем взнос за показ, если коллекция создается для этих целей, тогда себестоимость выходит вообще огромная.
Фото предоставлено Кариной Галстян
Из-за того, что я закупаю материалы за границей, мои цены зависят от курса белорусского рубля. Тем не менее, я, как и большинство дизайнеров, не буду повышать цены на старые коллекции – мы их заморозили.
Стоимость новых коллекций в пересчете на белорусские рубли будет выше.
В дизайнерском мире есть и распродажи. Все как у всех: распродаем старые коллекции, делаем скидки постоянным клиентам. Многим нужно распродать старое, чтобы были деньги на покупку нового.
На маркетах можно продать 5-10 вещей. Это столько же, сколько можно продать в месяц моделей, изготовленных на заказ, и моделей из имеющейся коллекции. С таким объемом продаж бизнес окупается.
Конечно, много денег забирают взносы на показы (без них рентабельность была бы гораздо выше). Но все же, даже если тратить на них деньги, то кормиться таким бизнесом можно. Хоть и придется гораздо больше работать.
При этом продажи непредсказуемы: на недавнем маркете после Нового года было продано в 5 раз меньше вещей, чем до него, в 2014. Сказался кризис. У людей не было денег.
Хорошая финансовая ситуация складывается у тех, кто имеет финансовую поддержку со стороны или накопленный капитал. Тогда вложенные деньги со временем начинают окупаться. А если капитала нет, то и коллекцию шить не на что, и на показ попасть не получится.
Организация продаж и продвижение
Шоурум. Это такой офис-магазин для дизайнера. Мой откроется совсем скоро. Я еще арендую помещение для мастерской.
Если коллекции небольшие, то достаточно участвовать в маркетах. Но если одежды уже много и заказов тоже, то шоурум – это и дополнительная реклама, и место для встречи с клиентами, и точка продаж.
Выставки-продажи. Модные маркеты проходят каждые два-три месяца и длятся один-два дня. У каждого есть взнос, в среднем это $100. За эту сумму предоставляется площадка 2х2 метра и публикации от инфопартнеров.
Большой модный маркет позиционирует себя как выставка-продажа, даже помещения подбираются соответствующие: Дом Профсоюзов, Палац мастацтваў.
Central Fashion Market – это больше fashion-тусовка, она проходит либо в Мулен Руж, либо в Loft Café.
Есть еще Арт-базар.
Хорошо, когда на маркете дизайнер присутствует лично, потому что часто посетители хотят его увидеть. Хочется, чтобы дизайнер сам оценил, насколько идет одежда. С посетителями приятно просто поговорить, сказать что-то хорошее, задать вопрос.
Конечно, бывает и негатив. Я не сталкивалась с ним, но слышу иногда, как прохожие ворчат – по поводу стоимости, размеров. Например, многие дизайнеры не шьют большие размеры. Таких клиентов и у меня немного. Маленькое платье даже при повторе в большом размере может не подойти полной фигуре, т.к. большой размер сложно предугадать из-за разных типажей: бывает верхний и нижний тип, «яблоко», «груша», «гитара». Лучше шить такие вещи на заказ – за счет кроя и дизайна можно гармонизировать любую фигуру.
Основное продвижение (отложенные продажи) – это показы. Это такая проверка. Одно дело шить платья, а другое – выйти на подиум и заявить о себе. Благодаря показам появляются публикации, рекламные материалы. Эти мероприятия приносят и партнеров. К примеру, им может стать бренд аксессуаров, автомобилей, косметическая компания.
Мой первый модный показ был на Мельнице моды в 2005 году.
В Беларуси я показываю свои коллекции в рамках Belarus Fashion Week. Организатор мероприятия – Белорусская палата моды. Мероприятие занимает один павильон, в последние два сезона – «БелЭкспо». Каждый час проходит показ, люди приходят по пригласительным самого дизайнера. После проходит пресс-конференция.
Фото предоставлено Кариной Галстян
Вот сколько стоит участие в Белорусской неделе моды:
1. Взнос за участие – $1500. В него входит плата за помещение, подиум, свет, задник, организация мероприятия, освещение в прессе, на телевидении. Также услуги визажистов-парикмахеров, но у меня обычно своя команда.
2. Оплата моделей – около $400. Мы выбираем их сами на кастинге, по нужному нам типажу. Можно набрать группу от 10 моделей. Но этого будет мало, потому что нужно быстро переодеваться.
3. Пригласительные – около $150 за печать + разработка дизайна (к счастью, я могу сделать это сама).
Это затратное мероприятие, но многие дизайнеры видят в этом смысл и участвуют каждый сезон. Подиум – это место, на котором можно выразить свои идеи в полную силу. Есть и музыка, и модели, и свет, и все это в режиме реального времени.
После каждого показа я задумываюсь, нужно ли участвовать в следующем сезоне. Ведь можно сделать хорошую коллекцию, провести фотосессию и реализовывать вещи другими способами. Но пока что коллекции для показов остаются в моих планах.
Показы за границей. Для нашего потребителя дизайнер, который был на показах за границей, приобретает особенный авторитет. Я была с показами в Швеции, Бельгии, Германии, Австрии, Литве, Москве. В Москве участие в разы дороже, в Европу же можно попасть по конкурсу. Например, в Бельгию мы ездили с показом в рамках Бельгийской недели моды – их Ассоциация моды приезжала в Минск и сама выбирала участников. Там есть целые кварталы, в которых организовывают шоурумы, проводят мероприятия. После показа люди могут ходить по магазинчикам и делать покупки.
Сайт и социальные сети. Моя аудитория – в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм. Я бы сказала, что аудитория ВКонтакте стоит наравне с аудиторией Фейсбука.
Способы продаж, которые не окупятся
1. Реализация товара через посредника. Посредник ставит наценку 100%, а начальная стоимость и без того выше масс-маркета. Выходит очень дорого, людям невыгодно покупать.
2. Открытие дизайнерского мультибрендового бутика. Через пару месяцев из-за нерентабельности в большинстве случаев они закрываются.
3. Открытие монобрендового павильона в торговых центрах. В них очень высокая арендная плата, и она постоянно растет. Это еще один случай, когда дизайнер будет вынужден сильно накрутить цену.
К примеру, аренда в торговом центре в среднем $30-$60. А аренда шоурума может обойтись в €18 за квадратный метр.
Конкуренция
В нашем кругу нет активной конкуренции друг с другом. Мы дружим – так сложилось, что у каждого есть свой круг клиентов. Но в целом аудитория та же – это люди, которые хотят эксклюзивно одеваться и готовы тратить на это деньги.
Интересных дизайнеров в Беларуси не так уж много. Большинство тех, кто называет себя дизайнерами, просто любят смотреть модные сайты и уже наняли швею.
Общий конкурент у всех дизайнеров один – это масс-маркет. Такую одежду могу надеть и я. А в белорусском дизайне предпочитаю покупать только аксессуары.
Создавать аксессуары в какой-то мере проще – нет размерного ряда. Если я буду их делать, то предпочла бы рисовать эскизы и отдавать их на изготовление другим.
Фото предоставлено Кариной Галстян