Подготовка бизнес плана и финансовой модели

Подготовка бизнес плана и финансовой модели thumbnail

Привет, Хабр!

В рамках нашего спецпроекта с NetCat для веб-студий и агентств мы подготовили большой материал по финансовой модели студии с кучей KPI, разработали реальный образец — и предлагаем обсудить его. Это эксклюзивный материал, ранее я не публиковал нигде этого шаблона и не выступал по данной теме.

Я не претендую на то, что изложенный ниже подход — единственно верный и является «серебряной пулей». Конечно, есть много других вариантов организации модели, но большинство компаний держат свой формат в строжайшем секрете. Подобную общую организацию бизнес-плана лично я использую и для всех своих проектов в боевых условиях — конечно, с другими KPI и формулами, детализацией и пр.

Вводная

Данный бизнес-план, несмотря на то, что он выглядит довольно сложно, на самом деле, является очень упрощенной моделью. Мы сделали ряд допущений и упрощений, чтобы показать в простом виде, как зависят друг от друга основные значения. «Боевые» финансовые модели реальных агентств, конечно, еще более сложны.

Надеюсь, что вы постараетесь «поиграть» со значениями – изменяя константы и показатели, которые подаются на вход «руками» — и посмотрите, как меняется динамика развития компании.

В нашей модели рассматривается небольшая студия из 6 человек, которая занимается только разработкой сайтов и их поддержкой. За год, отраженный в плане, наша компания вырастает до 15 сотрудников и увеличивает свой оборот более, чем в 3 раза. Одной из целей нашего плана было показать, что это вполне возможно – без чудовищных инвестиций в маркетинг, и без повышения ценника студии на порядок.

Допущения, о которых я говорил выше:

  • Наша студия делает проекты продолжительностью в 1 месяц. Понятно, что в реальности проекты длятся разное время, и структура услуг студии гораздо сложнее.
  • Доходы от поддержки (абонементы) не требуют дополнительных ресурсов производства. Понятно, в реальности так почти не бывает, но опять же, немного упрощаем ситуацию.
  • У нас допускаются дробные значения количества проектов.
  • У нашей студии нет кассовых разрывов. Все платят в срок.
  • Наша студия продает 100% своих ресурсов. Так мы построили нашу модель. Мы дали «в ручном режиме» значения объема производства и бюджет маркетинга. В результате зависимыми параметрами стали стоимость типового проекта и средние трудозатраты на проект. Мы как раз и хотели показать, что при 100% загрузке производства и заложенных высоких темпах роста – с этими ключевыми показателями не произойдет ничего катастрофического.
  • Можно было поступить наоборот – зафикисровать стоимость и трудозатраты по среднему проекту – и запустить формулу в обратном режиме, посчитав, какие затраты на маркетинг нам потребуются, чтобы продавать 100% ресурсов. Рекомендуем проделать этот эксперимент самостоятельно.
  • Наша студия не закладывается на риски.

Итак, разберем подробно нашу модель.

Скачать образец (xls) >>

По вертикали у нас идут разные блоки – общий, расходы, доходы, показатели. В строках дан план развития студии на 1 год с разбивкой по месяцам. Все денежные значения указаны в тысячах рублей.

В первом блоке указаны общие значения – расход, доход и прибыль. Расход и доход получаются простой суммой показателей в соответствующих блоках. Тут все понятно, подробно останавливаться не будем.

Блок расходов

Разберем более подробно основные статьи расходов студии:

  • ФОТ – непроизводящие ресурсы. Это директор и менеджеры – те сотрудники, время которых мы не продаем клиенту. В начале календарного года их два – директор и менеджер проектов, потом добавляется еще один менеджер проектов и человек на роль account/sales – чтобы разгрузить директора.

    В ячейках указаны зарплаты сотрудников «на руки». Довольно скромные суммы говорят о том, что наша модель подходит в большей степени региональной студии.

  • ФОТ – производящие ресурсы. Сотрудники, время которых мы продаем клиенту. Начинаем мы с дизайнера, разработчика, технолога и контент менеджера. В течение года их зарплаты растут. Также в течение года к ним добавляется еще по два дизайнера, разработчика, верстальщика и еще один контент-менеджер.
  • Общий ФОТ – сумма зарплат производящих и непроизводящих сотрудников – двух предыдущих показателей. Детализацию по фоту можно свернуть, чтобы не мешала (плюсик над блоком).
  • УПР + налоги. Некое сводное значение, куда мы закладываем налоги, аренду офиса, бухгалтерское обслуживание и прочие условно-постоянные расходы. Для упрощения модели мы ставим прямую зависимость этого показателя от общего ФОТ сотрудников (они, и правда, тесно связаны). Начинаем мы с довольно низкого коэффициента – 40% от ФОТ, а к концу года наши издержки возрастают – и мы платим по этой статье 60% от ФОТ.
  • Организационные и неучтенные расходы. Проставляем значения руками, исходя из общей адекватности происходящего.
  • Маркетинг. В данной модели мы подаем значения маркетингового бюджета руками. В результате, учитывая необходимость продавать 100% ресурсов – меняются показатели стоимости сайта и трудозатрат на сайт. Можно поступить на оборот – зафиксировать типовые стоимости – и посмотреть, какой маркетинговый бюджет потребуется на достижение целей по выручке. Как видно в нашей модели – бюджет на маркетинг растет не очень быстро: с 30 тысяч рублей в месяц до 100.

Таким образом, из суммы этих показателей получается общий объем расходов и объема доступного нам производства. Именно эти показатели мы подаем как цель – мы хотим в рамках плана вырасти до таких значений, сохраняя прибыльность компании и имея жестко фиксированный маркетинговый бюджет.

Блок доходов

Переходим к блоку доходов. Он напрямую связан со следующим блоком – основных показателей. Все статьи доходов нашей студии деляться на три типа:

  • Новые проекты (от новых клиентов, пришедшим к нам по нашим маркетинговым активностям). Сумма равна количеству новых клиентов, умноженному на среднюю стоимость сайта.
  • Дозаказы от текущих клиентов. Это проекты, которые мы продали с помощью нашего клеевого клиентского сервиса уже по текущим клиентам, находящимся у нас на поддержке. Значение равно количеству дозаказов, умноженному на среднюю стоимость сайта.
  • Поддержка. Доход от абонементов саппорта. Равен произведению количества клиентов на поддержке на стоимость абонемента.

Константы и показатели

Наверное, один из важнейших блоков плана. Давайте внимательно посмотрим, что и как. Все эти значения так или иначе влияют на блок доходов.

  • Объем производства (в часах) – усредненный показатель, количество текущих производящих сотрудников, умноженное на 160 часов в месяце.
  • K – коэффициент overhead. Один из важнейших KPI студии. Он показывает, на какой коэффициент мы должны умножать зарплаты сотрудника, чтобы оставаться в прибыли. Т.е. если мы платим дизайнеру на руки 1 рубль в час, а K=3 – то клиенту час этого дизайнера мы должны продавать за 3 рубля.

    Считается K таким образом: Мы берем общим объем расходов компании, делим его на долю ФОТ производящих ресурсов и умножаем на 1,25 – желаемую норму прибыли нашей компании. Коэффициент прибыл зашит a формуле и не меняется в течение года.

    Хорошо видно, что даже при таком быстром росте K находится в приемлемых для рынка пределах – в диапазоне от K=3,3 до K=3,6.

  • Клиентская стоимость производства в месяц. То, на какую сумму мы должны закрыть работ, чтобы продать 100% наших ресурсов. Считается умножением ФОТ производящих ресурсов на коэффициент K.
  • Уровень загрузки производства. В нашей модели – 100%, значение нигде особо не используется.
  • Cost Per Lead. Начинается блок маркетинговых показателей. Стоимость лида – среднее значение стоимости привлечения качественной клиентской заявки на наши услуги (с которой можно продолжать пресейл). Значение подается руками и растет в течение года. Диапазон от 2 до 5 тысяч рублей за качественный лид – вполне достижимый по рынку показатель (учитывая невысокий ценовой сегмент, в котором работает наша студия).
  • Leads. Количество этих самых клиентских заявок. Считается делением маркетингового бюджета на стоимость лида.
  • Конверсия продажи новых клиентов. То, с какой вероятностью мы продадим проект. Значения подаются руками и растут в течение года (наша компетенция растет). Диапазон конверсии в 20%-30% является достижимый, учитывая, что в лиды мы записываем только качественные клиентские обращения.
  • Новые проекты. Количество новых проектов/клиентов за месяц. Считается умножением количества лидов на конверсию продажи новых клиентов. За год значение удваивается – с 3 до 6.
  • Конверсия в поддержку. То, с какой вероятность клиент после создания первого проекта станет нашим текущим – будет платить абонемент и с некоторой вероятность заказывать новые проекты. Значение подается руками. 20% — вполне средний показатель для сегмента.
  • Churn Rate – показатель оттока. Какой процент наших текущих клиентов уйдет от нас в течение месяца. Это неизбежно, и 10% — приемлемое для рынка значение.
  • Клиенты в поддержке. Количество наших текущих клиентов. Значения первого месяца подано руками – мы стартуем с 5 текущими клиентами. Далее количество считается следующим образом: Мы учитывает отток из базы по значению следующего месяца (-10% каждый месяц) и прибавляем число новых клиентов. Это один из важнейших показателей. Мы видим, что по нашему плану он растет с 5 до 9 постоянных клиентов.
  • Конверсия в дозаказы. Вероятность того, что наш текущий клиент закажет в данном месяце нам новый проект. Подается руками. 20% — хороший показатель для рынка (немного оптимистичный).
  • Дозаказы проектов. Количество проектов от текущих клиентов. Произведение количества клиентов на поддержке на конверсию в дозаказы.
  • Всего проектов в месяц. То, сколько наша студия делает проектов в месяц. Важнейший показатель, равен сумме новых и дозаказов. Растет в течение года с 4 до 8 проектов. Вполне достижимый показатель. Учитывая, что мы делаем небольшие сайты. Напомним, в наших допущениях мы считаем, что производство проекта занимает всего месяц.
  • Средняя стоимость проекта. Мы рассчитываем этот показатель динамически, учитывая, что продаем 100% ресурсов и имеем фиксированный бюджет на маркетинг. Стоимость равна общей клиентской стоимости производства в месяц, деленной на количество проектов. Мы видим, что диапазон меняется с 100 до почти 200 тыс. за проект. Для небольшого сайта в регионах – вполне ок.
  • Средний объем проекта в часах. Насколько качественно мы прорабатываем проект? Значение равно общему объем производства в часах, деленному на количество проектов. Диапазон 160 – 230 часов – вполне приемлем (учитывая нахлест этапов), и мы видим, что трудозатраы растут (это, в том числе, позволит нам продавать дороже, как того требует план).
  • Абонемент в поддержке. Минимальный объем средств, который текущие клиенты платят за обслуживание в нашей компании. Подается руками и растет с 10 до 15 тыс.

Применение

Данная модель подходит для простого расчет плана небольшой студии. Очень важно понимать, какие значения мы подаем «на вход», а какие – рассчитываем с помощью средних показателей и воронки продаж.

Сейчас мы подали на вход расходы (рост штата) и маркетинг – в результате посчитали среднюю стоимость проекта и объем трудозатрат. Могли поступить наоборот – и посчитать маркетинг. Могли подать на вход маркетинг и среднюю стоимость – и увидеть, какие ресурсы производства нам потребуются.

Работа над боевым планом студии – во многом медидативное занятие. Вы ставите коэффициенты меняете их, смотрите, что выходит, просчитываете разные варианты.

Конечно, представленный образец – только заготовка. Реальный план будет сложнее. Что-то вы уберете, что-то добавите. Уберете допущения, который мы сделали в нашей модели.

Не менее важно формировать отчеты по факту – во многом, после их анализа вы сможете скорректировать модель, уточнить показатели, подаваемые «руками» — и сформировать годный боевой вариант, который позволит вам эффективно развивать свой digital-бизнес.

Заключение

Мы также сняли видео-лекцию по теме бизнес-плана, она хорошо дополняет данный материал. Чтобы посмотреть этот ролик (а также другие лекции цикла) — зарегистрируйтесь на https://promo.netcat.ru. Это бесплатно.

Надеюсь, что обсуждение в комментариях будет даже более интересным, чем сам материал. Пишите =)

C уважением, Андрей Терехов

Источник

«Êîíñóëüòàíò», 2011, N 19

 îáëàñòè îöåíêè èíâåñòèöèé è áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ âñå åùå áûòóåò ìíîæåñòâî íåÿñíîñòåé. Ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ, êàê ïðàâèëüíî ïîñòðîèòü ôèíàíñîâóþ ìîäåëü.

Áèçíåñ-ïëàí íóæåí òîãäà, êîãäà âîçíèêàåò èäåÿ íîâîãî áèçíåñà, èííîâàöèè, èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, ìîäåðíèçàöèè ñóùåñòâóþùåãî ïðîèçâîäñòâà.

Ýòè ìåðîïðèÿòèÿ òðåáóþò äëÿ ñâîåé ðåàëèçàöèè, ïîìèìî ïðî÷åãî, ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ.

×òîáû ïðîôèíàíñèðîâàòü ïðîåêò, íåîáõîäèìî óáåäèòü ñîáñòâåííèêà, èíâåñòîðà, êðåäèòîðà â òîì, ÷òî ïðîåêò õîðîøèé, òî åñòü ïðèíåñåò âûãîäó.  ýòîò ìîìåíò è âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü â áèçíåñ-ïëàíå, ñîñòàâíîé ÷àñòüþ êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü.

Ïîìèìî îïèñàíèÿ áèçíåñ-èäåè è ñîîòâåòñòâóþùèõ òåõíè÷åñêèõ, îðãàíèçàöèîííûõ, ìàðêåòèíãîâûõ àñïåêòîâ áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè â ïðîöåññå áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ïîäðîáíûé ðàñ÷åò ïðîåêòà â äåíåæíîì âûðàæåíèè.

Åñòåñòâåííî, äëÿ ïðîåêòà, êîòîðûé ñîñòîèòñÿ â áóäóùåì, ðå÷ü èäåò î ïðîãíîçàõ, îæèäàíèÿõ, îöåíêàõ, è ÷òîáû ïðîèãðàòü ðàçëè÷íûå âàðèàíòû, îöåíèòü ôèíàíñîâóþ ðåàëèçóåìîñòü è êîììåð÷åñêóþ ýôôåêòèâíîñòü, òðåáóåòñÿ ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü.

Ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü — ýòî ÿäðî ëþáîãî áèçíåñ-ïëàíà. Îíà ïðåäñòàâëÿåò â ñòîèìîñòíîì âûðàæåíèè âñþ èíôîðìàöèþ îá èíâåñòèöèÿõ â ðåàëüíûå àêòèâû, ñïîñîáàõ è ñõåìàõ èõ ôèíàíñèðîâàíèÿ, èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòÿõ íàëîãîîáëîæåíèÿ è öåíîîáðàçîâàíèÿ êîíêðåòíîãî èíâåñòîðà, à òàêæå îòðàæàåò âîçìîæíîå âëèÿíèå ýêîíîìè÷åñêîãî îêðóæåíèÿ.

Ñàìîå ãëàâíîå ïðè îïðåäåëåíèè ïîäõîäîâ ê ïîñòðîåíèþ ôèíàíñîâîé ìîäåëè — ïðîíèêíóòüñÿ èäååé îöåíêè èíâåñòèöèé íà îñíîâå äåíåæíûõ ïîòîêîâ. Êàê ïîêàçûâàåò ïðàêòèêà, îñíîâíàÿ ñëîæíîñòü ñêðûâàåòñÿ â òîì, ÷òî ìíîæåñòâî ñïåöèàëèñòîâ ðåøàþò ýêîíîìè÷åñêèå çàäà÷è, ñâÿçàííûå ñ àíàëèçîì ôèíàíñîâîé îò÷åòíîñòè äåéñòâóþùåãî ïðåäïðèÿòèÿ.

È ïðè ýòîì â áîëüøèíñòâå ñòðàí àêöåíò, êàê ïðàâèëî, äåëàåòñÿ íà äâå ôîðìû ôèíàíñîâîé îò÷åòíîñòè: áàëàíñ è îò÷åò î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ.

Ìåæäó òåì îò÷åòó î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ â îáû÷íîé õîçÿéñòâåííîé æèçíè óäåëÿåòñÿ êðàéíå ìàëî âíèìàíèÿ.

Îöåíêà èíâåñòèöèé — ýòî ñëîæíàÿ çàäà÷à, äëÿ ðåøåíèÿ êîòîðîé èñïîëüçóåòñÿ ñòàâøèé óæå êëàññè÷åñêèì àíàëèç äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ.

Âñåì èçâåñòíûå ïîêàçàòåëè ýôôåêòèâíîñòè — NPV (÷èñòûé äèñêîíòèðîâàííûé äîõîä), IRR (âíóòðåííÿÿ íîðìà äîõîäíîñòè), PI (èíäåêñ ðåíòàáåëüíîñòè), DPBP (äèñêîíòèðîâàííûé ñðîê îêóïàåìîñòè) — âû÷èñëÿþòñÿ íà áàçå äèñêîíòèðîâàííûõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ áóäóùåãî ïðîåêòà.

Êðîìå ýôôåêòèâíîñòè, ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü ïîçâîëÿåò îöåíèòü è òàêîé âàæíûé àñïåêò, êàê ïîòðåáíîñòü â ôèíàíñèðîâàíèè.

Ìàññó ñëîæíîñòåé âûçûâàåò ïîñòðîåíèå ñàìîé ôèíàíñîâîé ìîäåëè áèçíåñ-ïëàíà. Ïðàêòè÷åñêè ó âñåõ, êòî ïðèñòóïàåò ê áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèþ, âîçíèêàþò âîïðîñû:

  • êàê ó÷èòûâàòü àìîðòèçàöèþ (ñàìûé ïåðâûé è «ëþáèìûé»);
  • â ÷åì îòëè÷èå äåíåæíûõ ïîòîêîâ îò ïðèáûëåé è óáûòêîâ;
  • êàêèì ñïîñîáîì ñòðîèòü äåíåæíûå ïîòîêè — ïðÿìûì èëè êîñâåííûì;
  • êîãäà è êàêèì îáðàçîì ó÷èòûâàòü ôèíàíñèðîâàíèå ñî ñòîðîíû.

Ïðèáûëü — âîçìîæíîñòü, äåíüãè — ôàêò

Ïðèáûëü îðãàíèçàöèè — ýòî ôèíàíñîâûé ðåçóëüòàò, êîòîðûé ðàññ÷èòûâàåòñÿ èñõîäÿ èç äîãîâîðåííîñòè î òîì, ÷òî ìîæåò ñ÷èòàòüñÿ ïðèáûëüþ.

 òî æå âðåìÿ äåíåæíûå ïîòîêè îáúåêòèâíî èçìåðÿþòñÿ è ôèêñèðóþòñÿ â ó÷åòå. Èíûìè ñëîâàìè, ïðèáûëü — ýòî âîçìîæíîñòü, äåíüãè — ýòî ôàêò.

Ôîðìèðîâàíèå èíôîðìàöèè î ïðèáûëè ïðîèñõîäèò ïî ïðàâèëàì áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà íà áàçå äâóõ äîïóùåíèé. Ïåðâîå — î âðåìåííîé îïðåäåëåííîñòè ôàêòîâ õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî îïåðàöèè îòíîñÿòñÿ ê òîìó îò÷åòíîìó ïåðèîäó, â êîòîðîì îíè èìåëè ìåñòî, íåçàâèñèìî îò ôàêòè÷åñêîãî âðåìåíè ïîñòóïëåíèÿ èëè âûïëàòû äåíåæíûõ ñðåäñòâ, ñâÿçàííûõ ñ ýòèìè îïåðàöèÿìè. Ýòî äîïóùåíèå ñâÿçàíî ñ ïîíÿòèåì «ìåòîä íà÷èñëåíèÿ» (accrual basis of accounting) è âîïëîùàåò òðè îñíîâîïîëàãàþùèõ ïðèíöèïà ó÷åòà:

  • ïðèíöèï ïåðèîäè÷íîñòè — ýêîíîìè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îðãàíèçàöèè äåëèòñÿ íà èñêóññòâåííûå âðåìåííûå ïåðèîäû (ìåñÿö, êâàðòàë, ãîä);
  • ïðèíöèï ïðèçíàíèÿ äîõîäîâ — äîõîäû ïðèçíàþòñÿ (ò.å. îòðàæàþòñÿ â ôèíàíñîâîé îò÷åòíîñòè) ïî ñëåäóþùèì êðèòåðèÿì: þðèäè÷åñêîìó (ïðàâî íà ïîëó÷åíèå äîõîäà ïîäòâåðæäàåòñÿ äîêóìåíòàëüíî), êðèòåðèþ èçìåðèìîñòè (ñóììà âûðó÷êè ìîæåò áûòü îïðåäåëåíà), êðèòåðèþ ðåàëèçîâàííîñòè (â îïëàòó ïîëó÷åí àêòèâ) è äð.;
  • ïðèíöèï ñîîòíåñåíèÿ çàòðàò è äîõîäîâ — ïî îáùåìó ïðàâèëó ñëåäîâàíèÿ ðàñõîäîâ çà äîõîäàìè (ò.å. ïîíåñåííûå ðàñõîäû ïðèçíàþòñÿ òîãäà, êîãäà ïðèçíàåòñÿ ñâÿçàííûé ñ íèìè ïîëó÷åííûé äîõîä).

Âòîðîå äîïóùåíèå — ýòî äîïóùåíèå íåïðåðûâíîñòè äåÿòåëüíîñòè.

Ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî îðãàíèçàöèÿ ñîáèðàåòñÿ ïðîäîëæàòü ñâîþ ôèíàíñîâî-õîçÿéñòâåííóþ äåÿòåëüíîñòü â áëèæàéøåì áóäóùåì è ó íåå íå âîçíèêíåò íàìåðåíèÿ èëè ïîòðåáíîñòè â ëèêâèäàöèè.

Àíàëèòèêàì è ïðèíèìàþùèì ðåøåíèÿ ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî îò÷åò î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ íå áàçèðóåòñÿ íà òåêóùèõ ïîòîêàõ äåíåæíûõ ñðåäñòâ, à ïðåäíàçíà÷åí ëèøü äëÿ èçìåðåíèÿ äîëãîñðî÷íûõ ñðåäíèõ ÷èñòûõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ.

Èòàê, ðàçëè÷èÿ ìåæäó ïðèáûëüþ è äåíåæíûìè ïîòîêàìè ñâÿçàíû, âî-ïåðâûõ, ñ ñóùåñòâóþùèìè ïðèíöèïàìè ó÷åòà, à âî-âòîðûõ, ñ ñîñòàâîì ýëåìåíòîâ, îòðàæàåìûõ â äåíåæíûõ ïîòîêàõ, íî íå îòðàæàåìûõ â ïðèáûëè (è íàîáîðîò). Ïðèìåðû òàêèõ ýëåìåíòîâ è îïåðàöèé ïðèâåäåíû â òàáëèöå.

Ïðèìåðû äåíåæíûõ îïåðàöèé Îòðàæåíèå
â äåíåæíûõ ïîòîêàõ
Îòðàæåíèå
â ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ
Ïîëó÷åíèå è âîçâðàò êðåäèòà
(îñíîâíîé äîëã)
+
Íà÷èñëåíèå ïðîöåíòîâ ïî êðåäèòó +
Óïëàòà íàëîãîâ ïî êðåäèòó +
Îïëàòà ïðèîáðåòàåìîãî îñíîâíîãî
ñðåäñòâà
+
Ïîñòóïëåíèå çàäîëæåííîñòè ïî
îïëàòå ïðîäàííîãî òîâàðà
+
Ïåðåîöåíêà àêòèâîâ +
Óïëàòà ÍÄÑ â áþäæåò +
Âçíîñû â óñòàâíûé êàïèòàë +

Ïîêàçàòåëè ýôôåêòèâíîñòè

Î÷åíü âàæíî ÷åòêî îïðåäåëèòü ñóùíîñòü è õàðàêòåð äåÿòåëüíîñòè, äëÿ êîòîðîé ñòðîèòñÿ ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå ñëóæèò äëÿ îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè è ïðèâëå÷åíèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ â èíâåñòèöèîííûå ïðîåêòû, ñâÿçàííûå ñ ñîçäàíèåì èëè ìîäåðíèçàöèåé ïðåäïðèÿòèé èëè èíôðàñòðóêòóðíûõ îáúåêòîâ.

Íåîáõîäèìî îòëè÷àòü åãî îò ïëàíèðîâàíèÿ (èëè áþäæåòèðîâàíèÿ) íà äåéñòâóþùåì ïðåäïðèÿòèè, ïðåäñòàâëÿþùåãî ñîáîé ïðîãíîçèðîâàíèå ïåðèîäè÷íîé ôèíàíñîâîé îò÷åòíîñòè â îäíîé èëè äâóõ-òðåõ îñíîâíûõ ôîðìàõ, â çàâèñèìîñòè îò ïîòðåáíîñòåé.

Äëÿ îöåíêè îòäåëüíî âçÿòûõ èíâåñòèöèîííûõ ïðîåêòîâ ðàçðàáîòàíû ñïåöèôè÷åñêèå ïðèíöèïû îöåíêè è ïîêàçàòåëè ïðîåêòíîé ýôôåêòèâíîñòè.

Î÷åíü âàæíî, ÷òî ýòè ïîêàçàòåëè (NPV, IRR, PI, DPBP) îïðåäåëÿþòñÿ çà âåñü ïåðèîä èñïîëíåíèÿ ïðîåêòà.

Îíè â ïðèíöèïå íå âû÷èñëÿþòñÿ ïî äàííûì áóõãàëòåðñêîé îò÷åòíîñòè äåéñòâóþùåãî ïðåäïðèÿòèÿ è íå èìåþò â íåé àíàëîãîâ.

Ðàñ÷åò ïîêàçàòåëåé îñóùåñòâëÿåòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçíûõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ ïðîåêòà, êîòîðûå ñòðîÿòñÿ â õîäå ôèíàíñîâîãî ìîäåëèðîâàíèÿ áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè íà âñåì ãîðèçîíòå ïëàíèðîâàíèÿ.

Ïðîåêò èëè äåéñòâóþùåå ïðåäïðèÿòèå?

Ïðèíöèïèàëüíîå ðàçëè÷èå ñîñòîèò â ñàìîé ýêîíîìè÷åñêîé ïðèðîäå ïðîåêòíîé äåÿòåëüíîñòè è ïîñòîÿííîé äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ.

Îñíîâíûì ïðèçíàêîì ïðîåêòà ÿâëÿåòñÿ åãî îãðàíè÷åííîñòü âî âðåìåíè, â òî âðåìÿ êàê ïðåäïðèÿòèå äåéñòâóåò íåïðåðûâíî è íåîïðåäåëåííî äîëãî.

Àìåðèêàíñêèé èíñòèòóò óïðàâëåíèÿ ïðîåêòàìè (Project Management
Institute), êîòîðûé ðàçðàáàòûâàåò òðåáîâàíèÿ äëÿ ìåæäóíàðîäíîé ñåðòèôèêàöèè
ñïåöèàëèñòîâ â äàííîé îáëàñòè, âûïóñòèë è îáíîâëÿåò ñòàíäàðòû «Ðóêîâîäñòâî
(R)
ê Ñâîäó çíàíèé ïî óïðàâëåíèþ ïðîåêòàìè» (Ðóêîâîäñòâî PMBOK ). Â
ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì ðóêîâîäñòâîì ïðîåêò — ýòî âðåìåííîå ïðåäïðèÿòèå,
ïðåäíàçíà÷åííîå äëÿ ñîçäàíèÿ óíèêàëüíûõ ïðîäóêòîâ, óñëóã èëè ðåçóëüòàòîâ.

Âñå ïðîåêòû èìåþò ðÿä îáùèõ ïðèçíàêîâ:

  • íàïðàâëåíû íà äîñòèæåíèå êîíêðåòíîé è ÷åòêî óñòàíîâëåííîé öåëè;
  • èìåþò îãðàíè÷åííóþ ïðîòÿæåííîñòü âî âðåìåíè ñ îïðåäåëåííûìè ìîìåíòàìè íà÷àëà è çàâåðøåíèÿ;
  • îòëè÷àþòñÿ íåïîâòîðèìûìè óñëîâèÿìè è ïî-ñâîåìó óíèêàëüíû;
  • ïðåäïîëàãàþò êîîðäèíèðîâàííîå âûïîëíåíèå ðÿäà âçàèìîñâÿçàííûõ äåéñòâèé;
  • õàðàêòåðèçóþòñÿ ïîñëåäîâàòåëüíîé ðàçðàáîòêîé, ÷òî îçíà÷àåò ðàçâèòèå ïî ýòàïàì è ïðîòåêàíèå ïî øàãàì.

×òî äåëàòü ñ àìîðòèçàöèåé?

Äëÿ âûáîðà ñïîñîáà ìîäåëèðîâàíèÿ íóæíî ïðåæäå âñåãî ðàññìîòðåòü ñòðóêòóðó äåíåæíûõ ïîòîêîâ. Ïðè ýòîì âàæíî ïîíèìàòü òåõíîëîãèþ èõ èñ÷èñëåíèÿ.

Ñóùåñòâóåò äâà ñïîñîáà îòðàæåíèÿ äåíåæíîãî ïîòîêà — ïðÿìîé è êîñâåííûé, è äâà âèäà îò÷åòîâ î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ, èì ñîîòâåòñòâóþùèõ.

Ïðè ïðÿìîì ñïîñîáå ñîñòàâëåíèå îò÷åòà íà÷èíàåòñÿ ñî ñòàòüè «Ïîñòóïëåíèå äåíåã â âèäå âûðó÷êè» è äàëåå âêëþ÷àåò â ñåáÿ âñå äåíåæíûå ðàñõîäû è ïðî÷èå ïîñòóïëåíèÿ è âûïëàòû.

Ïðè êîñâåííîì ñïîñîáå ñîñòàâëåíèå îò÷åòà íà÷èíàåòñÿ ñ ÷èñòîé ïðèáûëè è äàëåå îòðàæàåò èçìåíåíèÿ ïî ñ÷åòàì ìåæäó ïåðèîäàìè.

Ïðÿìîé ñïîñîá ôèêñàöèè äåíåæíûõ ïîòîêîâ ôèðìû ïðåäïîëàãàåò íåïîñðåäñòâåííîå èçìåðåíèå âõîäÿùèõ è èñõîäÿùèõ ïëàòåæåé, ïðîèçâîäèìûõ è ïîëó÷àåìûõ ôèðìîé, ïî ñîîòâåòñòâóþùèì ñòàòüÿì.  äåíåæíûõ ïîòîêàõ, ó÷èòûâàåìûõ ïðÿìûì ñïîñîáîì, àìîðòèçàöèÿ, åñòåñòâåííî, îòñóòñòâóåò (ò.ê. íå ÿâëÿåòñÿ îòòîêîì äåíåã).

Êîñâåííûé ñïîñîá èñ÷èñëåíèÿ äåíåæíîãî ïîòîêà ïðèìåíÿåòñÿ ÷àùå âñåãî òîãäà, êîãäà â êà÷åñòâå èíôîðìàöèè î äåÿòåëüíîñòè ôèðìû äîñòóïíà òîëüêî áóõãàëòåðñêàÿ îò÷åòíîñòü (íàïðèìåð, äëÿ öåëåé ôèíàíñîâîãî àíàëèçà). Òîãäà åñòü âîçìîæíîñòü âîññòàíîâèòü ÷èñòûé äåíåæíûé ïîòîê çà ïåðèîä ïî ñëåäóþùåé ôîðìóëå:

×ÄÏ = ×Ï + À — ÇÊ — ÄÅËÜÒÀ×ÎÊ,

ãäå ×ÄÏ — ÷èñòûé äåíåæíûé ïîòîê,

×Ï — ÷èñòàÿ ïðèáûëü,

À — àìîðòèçàöèÿ,

ÇÊ — êàïèòàëüíûå çàòðàòû,

ÄÅËÜÒÀ×ÎÊ — èçìåíåíèå ÷èñòîãî îáîðîòíîãî êàïèòàëà (èçìåíåíèå òåêóùèõ àêòèâîâ ìèíóñ èçìåíåíèå òåêóùèõ ïàññèâîâ).

 êîñâåííîì ñïîñîáå îïðåäåëåíèÿ äåíåæíîãî ïîòîêà àìîðòèçàöèÿ âðîäå áû ÿâíî ïðèñóòñòâóåò.

Îäíàêî ïðè îïðåäåëåíèè ïðèáûëè àìîðòèçàöèÿ âû÷èòàåòñÿ, òàê êàê ÿâëÿåòñÿ ñîñòàâëÿþùåé ñåáåñòîèìîñòè, à çàòåì, ïðè âû÷èñëåíèè äåíåæíîãî ïîòîêà, ïðèáàâëÿåòñÿ ê ÷èñòîé ïðèáûëè.

Òàêèì îáðàçîì, àìîðòèçàöèÿ ïðÿìî íå âëèÿåò íà äâèæåíèå äåíåã, à ëèøü êîñâåííî ó÷èòûâàåòñÿ ïðè èñ÷èñëåíèè ïëàòåæåé ïî íàëîãàì íà èìóùåñòâî è ïðèáûëü.

Îáà ñïîñîáà ìîãóò ïðèìåíÿòüñÿ êàê äëÿ ñîñòàâëåíèÿ ðåòðîñïåêòèâíûõ îò÷åòîâ, òàê è äëÿ ïðîãíîçèðîâàíèÿ ïðîåêòíîé äåÿòåëüíîñòè èëè îò÷åòíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ.

Ïðÿìîé èëè êîñâåííûé

Êàçàëîñü áû, âåëè÷èíà ×ÄÏ â îáîèõ ñïîñîáàõ äîëæíà ïîëó÷àòüñÿ îäíîé è òîé æå.

Îäíàêî ïðè êîñâåííîì ïîñòðîåíèè ýòî âåðíî ëèøü ïðèáëèçèòåëüíî, â ñðåäíåì, äëÿ äîëãîñðî÷íîãî ïåðèîäà, òàê êàê îíî áàçèðóåòñÿ íà áóõãàëòåðñêîé ïðèáûëè.

Òàêîé ñïîñîá ãîäèòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî äëÿ îöåíêè äåÿòåëüíîñòè ïîñòîÿííî äåéñòâóþùåãî ïðåäïðèÿòèÿ.

Äëÿ îöåíêè ïðîåêòîâ êîñâåííûé ñïîñîá ìîæåò èìåòü âåñüìà îãðàíè÷åííîå, ÷àñòíîå ïðèìåíåíèå. Îñíîâíîå ïðåïÿòñòâèå ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðè ýòîì ñïîñîáå íèêàê íå îòðàæàåòñÿ äâèæåíèå äåíåã ïî ÍÄÑ, â òî âðåìÿ êàê äëÿ îöåíêè ôèíàíñîâîé ðåàëèçóåìîñòè íåîáõîäèìî ïîñòðîåíèå âñåõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ â ïîëíîì ðàçìåðå âûïëàò è ïîñòóïëåíèé.

Òàêèì îáðàçîì, ìîäåëü êîñâåííûõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ ìîæåò èñïîëüçîâàòüñÿ òîëüêî íà íà÷àëüíîé ñòàäèè ýêñïðåññ-îöåíêè ýôôåêòèâíîñòè ïðîåêòà.

Êðîìå òîãî, ãîðàçäî ïðîùå è ëîãè÷íåå ñòðîèòü ôèíàíñîâûé ïëàí ïðîåêòà, íåïîñðåäñòâåííî ïðåäñòàâëÿÿ, êàêèå ïëàòåæè áóäóò îñóùåñòâëÿòüñÿ â ïðîöåññå ýòîé äåÿòåëüíîñòè.

Ïîñòðîåíèå ôèíàíñîâîé ìîäåëè

Ðàññìîòðèì ìîäåëèðîâàíèå äåíåæíûõ ïîòîêîâ áèçíåñ-ïëàíà ïðÿìûì ñïîñîáîì. Äëÿ îáëåã÷åíèÿ ýòîãî íåïðîñòîãî ïðîöåññà ñëóæèò ðàçðàáîòàííûé íàìè àëãîðèòì.

Î÷åíü ÷àñòî â êîìïàíèÿõ ñîçäàþòñÿ ñîáñòâåííûå ðàçðàáîòêè â ñðåäå Excel, ÷òî öåëåñîîáðàçíî äëÿ îòðàæåíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ îòðàñëåâûõ è ïðîåêòíûõ îñîáåííîñòåé, à òàêæå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ êîìïëåêñíûõ ñòðàòåãè÷åñêèõ ïëàíîâ.

Ïîíèìàíèå ñòðóêòóðû ìîäåëè íåîáõîäèìî äàæå è â òîì ñëó÷àå, åñëè ïðîåêòíûé àíàëèòèê ñîáèðàåòñÿ ïðèìåíÿòü ãîòîâûå ñïåöèàëèçèðîâàííûå êîìïüþòåðíûå ïðîãðàììû äëÿ îöåíêè èíâåñòèöèé.

Ôèíàíñîâàÿ ìîäåëü äîëæíà îòðàæàòü âñå äåíåæíûå ïîòîêè, ãåíåðèðóåìûå â õîäå áóäóùåé äåÿòåëüíîñòè íà ãîðèçîíòå ïëàíèðîâàíèÿ ïî øàãàì (ïåðèîäàì):

  • äåíåæíûå ïðèòîêè (ICF — In Cash Flow);
  • äåíåæíûå îòòîêè (OCF — Out Cash Flow).

 ìîäåëè îïðåäåëÿþòñÿ ðåçóëüòàòû íà êàæäîì øàãå:

  • ñàëüäî äåíåæíûõ ïîòîêîâ, èëè ÷èñòûé äåíåæíûé ïîòîê (NCF — Net Cash Flow), òî åñòü ðàçíîñòü äåíåæíûõ äîõîäîâ è ðàñõîäîâ;
  • êóìóëÿòèâíûé äåíåæíûé ïîòîê, òî åñòü ñóììà ÷èñòûõ äåíåæíûõ ïîòîêîâ íàðàñòàþùèì èòîãîì ñ íà÷àëà ïðîåêòà äî òåêóùåãî øàãà âêëþ÷èòåëüíî.

Äåíåæíûå ïîòîêè òðàäèöèîííî ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà îïåðàöèîííûå, èíâåñòèöèîííûå è ôèíàíñîâûå. Äëÿ öåëåé àëãîðèòìèçàöèè ìû âûäåëèëè òàêæå íàëîãîâûå ïëàòåæè.

Èíôîðìàöèîííî-ëîãè÷åñêàÿ ìîäåëü (ñì. ðèñóíîê) ïðåäñòàâëÿåò, êàêèì îáðàçîì è â êàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè ðàçëè÷íûå áëîêè äàííûõ è ðàñ÷åòîâ ñîîòíîñÿòñÿ ìåæäó ñîáîé.

Àìîðòèçàöèÿ
—- ————¬ ——¬
¦ ¦ A ¦ ¦
¦ ¦ Èñõîäíûå ¦ ¦
¦ ¦ äàííûå ¦ ¦
¦ ¦è ïàðàìåòðû¦ ¦
—————¬ ¦ ¦ ¦
¦ F ¦ L———— ¦
———¦ Ìîäåëèðîâàíèå¦ ¦ ¦/
Îñòàòî÷íàÿ ¦ ->¦ àìîðòèçàöèè ¦ ¦/ —————¬
ñòîèìîñòü ÎÑ ¦ ¦ ¦ ¦— — — — — — — — — — — — — — — — — -¬ ¦ H ¦<——¬
¦ ¦ ¦ ¦¦ Ìîäåëèðîâàíèå äåíåæíûõ ïîòîêîâ ¦ ¦Ìîäåëèðîâàíèå ¦ ¦
¦ ¦ L————— ¦îò÷åòà î ¦—¬ ¦
¦ ¦ ¦ —————¬ ¦ ¦ïðèáûëÿõ è ¦<¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ B ¦———————>¦óáûòêàõ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Îïåðàöèîííûå ¦ ¦ L————— ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ÄÏ ¦————————-¬ /¦ ¦ ¦ ¦
¦ L—————¬ ¦ ¦ ¦ —————¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ —————¬ ¦—+ ¦ ¦ C ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ D ¦<+-¦ L————— ¦Èíâåñòèöèîííûå¦ ¦ ¦/ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ìîäåëèðîâàíèå ¦ ¦ ¦ ÄÏ ¦ —————¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ÍÄÑ ê óïëàòå ¦<+———————¦ ¦ ¦ ¦ E ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L———————¦ ¦ ¦Ðàñ÷åò ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L————— ¦ ¦ñòðàõîâûõ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L————— —————¬ Ñòðàõîâûå âçíîñû ¦âçíîñîâ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ K ¦ ———————+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ÍÄÑ ¦ Íàëîãîâûå ¦ ¦ —————¬¦ L————— ¦ ¦ ¦
¦ L———>¦ ÄÏ ¦<- ¦ L ¦ Ïðîöåíò ïî çàéìàì ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ôèíàíñîâûå ¦——————— ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ÄÏ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L————— ¦ ¦¦ ¦ ¦
¦ /¦/¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ —————¬ ¦ Íàëîã ¦ ¦ L—————¦ ¦ ¦
¦ ¦ G ¦ íà èìóùåñòâî¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ðàñ÷åò íàëîãà ¦—+————— ¦ ¦ ¦ ¦
L—->¦íà èìóùåñòâî ¦ L— — — — — — — -+- -T- — — — — — — — Íàëîã íà ïðèáûëü ¦ ¦
¦ ¦ L—+————————————— ¦
¦ ¦ —————¬ ¦—————¬ ¦
L————— ¦ M ¦<—-¦ N ¦ ¦
¦ ¦Ðàñ÷åò ¦ ¦Ôîðìèðîâàíèå ¦ ¦
¦ ¦ýôôåêòèâíîñòè ¦—->¦îò÷åòîâ, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ïîñòðîåíèå ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ãðàôèêîâ ¦ ¦
¦ L————— L————— ¦
¦ Íàëîã íà èìóùåñòâî ¦
L————————————————————————-

Ðèñóíîê

Ðåêîìåíäóåìàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ðàñ÷åòîâ ïðè ñîçäàíèè ôèíàíñîâîé ìîäåëè ñëåäóþùàÿ:

A — B — C — D — E — (F — G) — [L] — H — K — M — N

Áëîêè ìîäåëèðîâàíèÿ ó÷åòíûõ âåëè÷èí — àìîðòèçàöèè, ïîêàçàòåëåé îò÷åòà î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ — îðèåíòèðîâàíû íà îïðåäåëåíèå ñóìì âûïëàò íàëîãîâ è âçíîñîâ.

Çàâåðøàþò ìîäåëèðîâàíèå ðàñ÷åò ïîêàçàòåëåé ýôôåêòèâíîñòè íà îñíîâå äåíåæíûõ ïîòîêîâ è ïîñòðîåíèå îò÷åòîâ è ãðàôèêîâ äëÿ äîêóìåíòîâ áèçíåñ-ïëàíà.

Ïîðÿäîê ìîäåëèðîâàíèÿ áëîêîâ D, E è ñâÿçêè (F — G) íå ÿâëÿåòñÿ ñòðîãî ôèêñèðîâàííûì. Èõ ìîæíî ìåíÿòü ìåæäó ñîáîé ìåñòàìè, âàæíî ëèøü, ÷òî E (ðàñ÷åò ñòðàõîâûõ âçíîñîâ) è ñâÿçêà (F — G) (àìîðòèçàöèÿ è ðàñ÷åò íàëîãà íà èìóùåñòâî) äîëæíû ïðåäøåñòâîâàòü áëîêó H (ìîäåëèðîâàíèå îò÷åòà î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ), òàê êàê âçíîñû, àìîðòèçàöèÿ è íàëîã íà èìóùåñòâî ÿâëÿþòñÿ ðàñõîäàìè è óìåíüøàþò áàçó íàëîãà íà ïðèáûëü.

Ïðè ýòîì î÷åâèäíà ñòðîãàÿ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü â ñâÿçêå (F — G), òàê êàê áàçîé ðàñ÷åòà íàëîãà íà èìóùåñòâî (áëîê G) ÿâëÿåòñÿ ñðåäíÿÿ îñòàòî÷íàÿ ñòîèìîñòü îñíîâíûõ ñðåäñòâ, äëÿ îïðåäåëåíèÿ êîòîðîé èñïîëüçóåòñÿ èíôîðìàöèÿ î íà÷èñëåííîé àìîðòèçàöèè (áëîê F).

Ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè èçìåíåíèÿìè ëîãèêà àëãîðèòìà ïðèìåíèìà è äëÿ ìàëûõ ïðåäïðèÿòèé, âåäóùèõ ó÷åò ïî óïðîùåííîé ñèñòåìå íàëîãîîáëîæåíèÿ.

Ìîäåëèðóåì â äâà ýòàïà

Íà ïåðâîì ýòàïå ìîäåëèðîâàíèÿ ïðîåêòà îöåíèâàåòñÿ ïðèâëåêàòåëüíîñòü êîíêðåòíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè â öåëîì.

Ïðè ýòîì ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî ó ïðîåêòà åäèíñòâåííûé ó÷àñòíèê, è ó íåãî äîñòàòî÷íî ñðåäñòâ äëÿ åãî îñóùåñòâëåíèÿ.

Íà ýòîì ýòàïå áëîê L ñ äåíåæíûìè ïîòîêàìè, ñâÿçàííûìè ñ ôèíàíñèðîâàíèåì ïëàíà, êàê ïðàâèëî, îòñóòñòâóåò.

Îäíàêî åñëè ïî ñàìîìó ïðîåêòó ïðåäóñìîòðåíà íåêîòîðàÿ ôèíàíñîâàÿ äåÿòåëüíîñòü (íàïðèìåð, ïåðå÷èñëåíèå äåíåã íà äåïîçèò, ôèíàíñîâûå âëîæåíèÿ â öåííûå áóìàãè è ò.ä.), òî âñå äåíåæíûå îòòîêè è ïðèòîêè ïî íåé íåïîñðåäñòâåííî ìîäåëèðóþòñÿ â äàííîì áëîêå óæå íà ïåðâîì ýòàïå.

Íà âòîðîì ýòàïå ìîäåëèðîâàíèÿ áèçíåñ-ïëàíà îöåíèâàåòñÿ ýôôåêòèâíîñòü è ðåàëèçóåìîñòü ïðîåêòà äëÿ îòäåëüíîãî ó÷àñòíèêà çà ñ÷åò ñîáñòâåííûõ ñðåäñòâ.

Çäåñü äîëæíî áûòü îòðàæåíî äâèæåíèå äåíåæíûõ ïîòîêîâ, ñâÿçàííûõ ñ îñóùåñòâëåíèåì ïîäîáðàííîé ñõåìû ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðîåêòà.

×àùå âñåãî èñïîëüçóåòñÿ êðåäèòîâàíèå, íî ìîãóò áûòü è äðóãèå ñïîñîáû ôèíàíñèðîâàíèÿ.

Åñëè ïðèìåíÿåòñÿ íåñêîëüêî èñòî÷íèêîâ è ñïîñîáîâ, òî âñå ñîîòâåòñòâóþùåå äâèæåíèå äåíåã íàõîäèò îòðàæåíèå â áëîêå L.

Ñëåäóåò òàê îðãàíèçîâàòü ìîäåëü, ÷òîáû ïðè ïîÿâëåíèè ôèíàíñîâîé äåÿòåëüíîñòè èíôîðìàöèÿ î ïðîöåíòíûõ ðàñõîäàõ (èëè äîõîäàõ) èç áëîêà L ïîñòóïàëà â áëîê H.

Ëèöà, ðàññìàòðèâàþùèå áèçíåñ-ïëàí, êàê ïðàâèëî, èíòåðåñóþòñÿ ïðîãíîçíûì îò÷åòîì î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ.

Ýòîò îò÷åò â ëþáîì ñëó÷àå ôîðìèðóåòñÿ â õîäå ôèíàíñîâîãî ìîäåëèðîâàíèÿ äëÿ îïðåäåëåíèÿ ðàçìåðà äåíåæíûõ âûïëàò ïî íàëîãó íà ïðèáûëü.

Ïðîåêòû ìîãóò áûòü ñàìûõ ðàçíûõ ìàñøòàáîâ.

Äëÿ êðóïíûõ ïðîåêòîâ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèåì, ñêîðåå âñåãî, áóäåò çàíèìàòüñÿ ñïåöèàëüíî ïðèâëå÷åííàÿ êîìàíäà êîíñóëüòàíòîâ, â òî âðåìÿ êàê äëÿ ìàëîãî ïðîåêòà áèçíåñ-ïëàí çà÷àñòóþ ñîñòàâëÿåò ñàì àâòîð èäåè.

Íî â ëþáîì ñëó÷àå ïîíèìàíèå ëîãèêè ïîñòðîåíèÿ ôèíàíñîâîé ìîäåëè íåîáõîäèìî äëÿ óñïåøíîãî ñîñòàâëåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà.

Ïðåäëîæåííûé àëãîðèòì ÿâëÿåòñÿ öåííûì ìåòîäè÷åñêèì ïîäñïîðüåì êàê äëÿ ïðîôåññèîíàëüíîãî áèçíåñ-êîíñóëüòàíòà, òàê è äëÿ íà÷èíàþùåãî ïðåäïðèíèìàòåëÿ.

Íàøè ìåòîäè÷åñêèå ðàçðàáîòêè óâåëè÷èâàþò øàíñ ìàëîìó áèçíåñó îáîéòèñü áåç óñëóã ñòîðîííèõ êîíñóëüòàíòîâ.

À òàêæå ìîãóò ïîìî÷ü âñåì ñîáñòâåííèêàì, ìåíåäæåðàì, èíâåñòîðàì è äðóãèì ó÷àñòíèêàì ïðîåêòîâ ýôôåêòèâíî ñïðàâëÿòüñÿ ñ ïðîöåññîì áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ è äîáèâàòüñÿ óñïåõîâ â áèçíåñå.

À.Âåðøèíèíà

Ê. ý. í.,

Êîíñóëüòàíò

ÇÀÎ «Ýôôåêòèâíûå áèçíåñ-ðåøåíèÿ»

Источник

Adblock
detector