План уроков по малому бизнесу
Татьяна Бурцева
Хотите создать собственный бизнес или расширить имеющийся? Обязательно изучите «Пятнадцать базовых уроков» от основателя и главы компании Subway Фреда Де Люка. В своей книге «Начни с малого» он рассказывает о том, как небольшие стартапы превращаются в гигантов индустрии. Этот опыт и лег в основу «Пятнадцати заповедей» бизнесмена.
Урок первый. Начните с малого
Некоторые люди думают: если малый бизнес не приносит ощутимого дохода или не расширяется до международной компании, то от него нет никакой пользы. Я не согласен. С одной стороны, из малого всегда может вырасти большое, а с другой стороны, пока предприятие невелико, у вас есть время выучить уроки, необходимые для будущего успеха. Поэтому, если вы хотите создать в итоге большой бизнес, то лучше всего начать с малого. В настоящем маленьком деле представлены все основы предпринимательства, и благодаря ему вы получаете очень большой опыт.
Урок второй. Заработайте несколько копеек
Как в детстве вы зарабатывали карманные деньги? Может быть собирали пустые бутылки из-под лимонада и сдавали их за несколько копеек? Вы получили важный урок, который гласит: неважно, сколько ты зарабатываешь вначале, пусть и несколько копеек, но ты учишься зарабатывать. Вот они — первые уроки экономики.
Урок третий. Старт — это идея
Оглянитесь по сторонам. Что можно улучшить? Где свободная ниша? Поинтересуйтесь мнением окружающих. Вы обязательно натолкнетесь на стоящую идею. Сейчас нам кажется, что все большие идеи связаны с новыми технологиями, интернетом. Некоторые из создателей интернет-проектов за ночь стали миллиардерами, но часто начинали они с простой идеи.
Урок четвертый. Будьте дальновидны
Одной идеи мало. Вы должны представлять себе, что за нею стоит. Скажем, вы внедрили идею, и что дальше? Это «что» действительно очень важно. Что произойдет после того, как мы запустим бизнес? Чем он может стать? Какую ценность может иметь? Какую эмоциональную и финансовую пользу я от этого получу? Что именно в моем бизнесе заставит меня действовать, вкладывая силы и средства? Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать общую картину своего бизнеса. И, создавая ее, всегда думайте о большем! Дайте себе возможность испытать возбуждение от идеи и связанного с нею будущего.
Урок пятый. Верьте в себя
Создание бизнеса — это постоянное решение проблем, которые никогда не кончаются. Очень часто будущее вашего предприятия кажется весьма сомнительным. Вам не хватает денег, вы теряете клиентов, поставщики разочаровывают, сотрудники используют ваше дело в своих интересах. Многое идет не так. Тогда окружающие непременно посоветуют вам забыть «сумасшедшую затею» и заняться чем-нибудь другим, например найти работу! Но даже в эти моменты вы не должны терять веру в себя и свой бизнес.
Урок шестой. Готовьсь, огонь, целься!
Не бойтесь, если у вас мало опыта. Вы можете всю жизнь потратить на планы и мечты. Лучше сначала выстрелить, придерживаясь общего направления, а затем уточнить цель, чем совсем не стрелять. Начните. Двигайтесь в нужную сторону и по ходу движения корректируйте курс.
Урок седьмой. Прибыль или гибель
Можно продавать очень много, но при этом оставаться неприбыльным бизнесом. Существует лишь два способа делать деньги: повышать продажи и снижать затраты. Поверьте, это урок, который следует выучить как можно раньше.
Урок восьмой. Будьте позитивны
Перед вами препятствия, которые кажутся непреодолимыми? Плохое настроение не поможет выйти из ситуации, поэтому будьте позитивны.
Урок девятый. Постоянно совершенствуйте свой бизнес
Те, кто добивается успеха, постоянно улучшают свою работу. Требуется вводить новые продукты, новые способы обслуживания, искать новые выходы на рынок, новые способы обогнать остальных. Вы не можете сделать это раз и навсегда — процесс никогда не кончается.
Урок десятый. Доверяйте своим людям
Возможно, это дается нелегко. Но опыт успешных людей показывает: нужно больше доверять своим людям… или пенять на себя.
Урок одиннадцатый. Никогда не тратьте все деньги
Вы можете делать ошибки, у вас может быть плохой день, неделя или даже год. У вас может быть мало денег, но вы никогда не должны тратить все, что у вас есть.
Урок двенадцатый. Ежедневно привлекайте новых клиентов
Вы не сможете расти, если к вам не будут постоянно ходить новые люди. Важно донести информацию о вашем продукте, пригласить его попробовать, а затем превратить разового посетителя в постоянного. И ежедневно привлекать новых клиентов — ваша основная задача.
Урок тринадцатый. Будьте настойчивы: никогда не сдавайтесь
Именно настойчивость — то качество, которое позволяет людям двигаться и добиваться успеха. Если вы сдадитесь, то никогда не вырастете. Оставайтесь верными своему плану или цели несмотря на обстоятельства. В бизнесе вы должны решать вопросы независимо от того, насколько трудно это бывает. У людей, которые сдались, один выход: начать заново и предпринять еще одну попытку.
Урок четырнадцатый. Дайте бренду имя
Это факт: несмотря на более высокую цену, брендовые продукты продаются лучше.
Урок пятнадцатый. Возможности никого не ждут.
Когда вы сталкиваетесь с возможностью, очень важно быть готовым сказать «да», прежде чем эта возможность куда-нибудь уйдет. Это не значит, что вы должны хвататься за что попало. Но если вы хотите начать и построить бизнес, то на какое-то предложение вы должны ответить «да».
Почему эти уроки так ценны? Если вы будете следовать им, то повысите вероятность успеха своего бизнеса. Их выучивают и применяют все предприниматели. А если вы планируете расширить свой бизнес так, чтобы в нем работало больше двух человек, то, конечно, вам придется узнать и многое другое. Книга «Начни с малого» полна вдохновляющих историй предпринимателей и обращает внимание, что не нужно откладывать со стартом своего дела. Лучше начать с малого и постоянно улучшать свой бизнес, чем не начинать вовсе и откладывать на потом.
По материалам книги «Начни с малого».
Обложка поста: pixabay.
План занятия
По дисциплине: Предпринимательство
Тема: Бизнес – план
Тип занятия: комбинированный
Цели:
Образовательная
обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
развивающая
развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации
воспитательная
воспитывать умение работать в конкурентной среде.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, приобретение новых знаний, формирование умений и навыков
Квалификационные требования:
Студент должен:
Знать:
Основные аспекты бизнес – плана;
Уметь:
Правильно составлять бизнес – план
Межпредметные связи: экономика отрасли, экономическая теория, бухгалтерский учет
Внутрипредметные связи: организационно – правовые формы предприятия, маркетинговая служба предприятия.
Средства обучения: УМК, компьютер, проектор_
Структура урока
Организация урока — 5 минут;
Актуализация опорных знаний студентов — 10 минут;
Контроль исходного уровня знаний — 5 минуты;
Изучение нового материала — 20 минут
закрепление изученного материала — 25 минут
Подведение итогов — 10 минут
Домашнее задание — 5 минут
Ход занятия:
Организационный урок
Участники игры: студенты группы ТТ 201 ( группа может делится на две «фирмы» или работать индивидуально).
Консультанты: Гости урока являются консультантами банка.
Оборудование:
компьютерный класс с интерактивной доской;
презентация ;
Проверка готовности к уроку
Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу студентов по открытию своей фирмы по следующему плану.
Как написать бизнес-план?
Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:
Резюме.
Описание фирмы.
Описание продукции (услуг).
Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
Производственный план.
Организационный план.
Финансовый план.
Направленность и эффективность проекта.
Риски и гарантии.
1. Резюме
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
Общие сведения о фирме.
Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
Структура управления и кадровый состав.
Направления деятельности, продукция.
Партнерские связи и социальная активность.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
5. Производственный план
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
7. Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Ход урока
I. Стадия вызова
– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?
На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:
Первый иероглиф – это опасность.
Второй иероглиф – это возможность.
То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.
Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?
II. Начало игры
– Дамы и господа!
Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.
На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.
III. Презентация бизнес-планов
Названия фирмы.
Вид деятельности.
Краткая реклама (слоган).
IV. Защита бизнес-планов
Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.
V. Итог урока-игры
– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.
Жюри подводит итоги по критериям:
Реалистичность.
Целесообразность.
Эффективность.
Экономическая и юридическая обоснованность.
Оригинальность бизнес-плана.
VI. Рефлексия
– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?
Спасибо за урок. До свидания
Приложение №3 «Б».
Методические рекомендации
для учащихся 8 – 11 классов
по разделу
«Основы предпринимательства»
В курсе технологии.
«Бизнес – план».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………
Методические рекомендации для составления бизнес – плана………
Титульный лист…………………………………………………………..
Вводная часть или резюме проекта……………………………..………
Анализ положения дел в отрасли……………………………………….
Существо проекта………………………………………………………..
Производственный план…………………………………………..……..
План маркетинга…………………………………………………………..
Организационный план………………………………………………….
Финансовый план………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Введение.
Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Изучение экономических законов направлено на дальнейшую подготовку учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Потому в школе обучение должно ориентироваться на предпрофильную подготовку.
Значительное внимание на уроках технологии отведено предпринимательской деятельности. Сегодня предприниматель должен уметь ясно, доходчиво и доказательно представить свои новаторские планы, требующие инвестиций. По сути дела, он должен представить анализ возможностей своего производства6 расчет использования занятых денег; постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его – на рынках сбыта или за счет каких – то иных мер будет получена прибыль, когда она будет получена или когда начнет поступать. Весь этот анализ должен быть представлен в виде документа, называемого бизнес-планом.
Бизнес-план составляется и тогда, когда необходима:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела и определения профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Итак:
Бизнес – план это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта ил создания новой фирмы.
общая цель разработки бизнес плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи:
— определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
— сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
— выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
— оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
— определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
— оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
— предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Составление бизнес-плана позволяет увидеть будущие проблемы и заранее продумать пути их преодоления. Срок составления бизнес-плана 3 – 5 лет.
Учащиеся, создавая свой бизнес-план, вырабатывают в себе основные черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудится, умение вести учет своих дел, затрат и результатов.
Методические рекомендации для составления бизнес-плана.
Цели:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками информации для составления бизнес-плана.
Ознакомить с назначением, содержанием и требованием к оформлению титульного листа бизнес-плана.
Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источник его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
На занятиях учащиеся поэтапно разрабатывают простейший бизнес-план (БП) для своей фирмы. Поскольку этот творческий процесс сопровождается длительным проектированием, то учащимся необходимо завести отдельную тетрадь для черновика. Чистовой вариант БП оформляется на листах бумаги формата А-4 в соответствии с требованиями ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Объяснение нового материала начинается с определения БП, назначение в предпринимательстве, изучения структуры. Учащимся предоставляется возможность (10-15 минут) для ознакомления с образцами БП.
Со временем у учителя накопятся образцы БП, составленные школьниками. Знакомство с БП, разработанными сверстниками, делают работу интересной, и показывает ее выполнимость. У учащихся складывается более полное представление о том, что им предстоит проделать.
С источниками информации для составления БП учащиеся знакомятся образно. Внимание учащихся, прежде всего , акцентируется на том, что на всех этапах составления БП им предстоит самостоятельно добывать достоверную информацию из различных источников. Учащиеся учатся оперативно добывать достоверную информацию о ценах, конкурентах, потребителях и т.д. Более подробно с характером и источниками информации они знакомятся при изучении конкретных разделов на последующих занятиях.
Назначение титульного листа и требования к его оформлению надо рассмотреть достаточно подробно, поясняя, что не вся требуемая информация указывается на титульном листе. Например, стартовые затраты можно будет достаточно точно указать лишь после составления финансового плана.
На занятиях учащиеся изготовляют свою продукцию. Рекомендуется выполнять эту работу с подбора заготовок (деталей, полуфабрикатов). Информацию о материалах, их количестве можно получить из спецификации и эскизов. Ученики определяют сами, какие материалы у них имеются, и какие необходимо приобрести.
1.Титульный лист.
Бизнес-план (наименование проекта) утвержденный руководителем предприятия (организации) претендента и заверенный печатью.
Название и адрес предприятия.
Имена и адреса учредителей.
Руководитель предприятия (организации): Ф.И.О. и телефон.
Суть проекта (3-5) –строк, например изготовление вязаных изделий.
Совокупная стоимость проекта и источник средств (выпуск акций, кредиты и пр.).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2.Вводная часть или резюме проекта. (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается объяснение того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3.Анализ положения дел в отросли. (3-4 стр.).
(названием отрасли является указание на характер отрасли-развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель – раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные составляющие отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения – порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
№.№. Какие и где появились аналоги продукта за последние три года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за три последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта. (до 5 стр.).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товаров.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортного.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться.
4.4. сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.Производственный план. (до 5 стр.).
(назначение раздела – дать убедительные аргументы о продуманности и производственного процесса).
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы, поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6.План маркетинга (до 5 стр.).
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем).
6.1.Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2.Воздействие на продукт технологических изменений ( законодательство по охране природы; продукты – заменители).
6.3.Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4.Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирмы, привлекаемых к реализации продукции.
6.6.Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7.Сведения о разработке новых продуктов, составляющих конкуренцию предлагаемому.
6.8.Имеются ли договоры на реализацию товара.
7.Организационный план. (2-3 стр.).
7.1.Форма собственности. По товариществам указывают условия создания и партнерства: по АО – основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2.Если это открытое АО, то, сколько акций уже выпущен и сколько предлагается выпустить.
7.3.Члены совета директоров и их телефоны, краткие библиографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4.Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5.Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6.Отношение с местной администрацией. Важно привести документы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
8.Финансовый план. (до 5 стр.).
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
8.1.План доходов и расходов. Назначение данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции, дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3.План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1; 2; 3;
4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11;12:
1.
Поступление выручки от продажи.
2.
Другие доходы от реализации
3.
Итоги поступлений: (3)-(1)+(2)
4.
Платежи на сторону, всего:
4.1
Оплата счетов поставщиков.
4.2
Заработная плата (за вычетом удержаний).
4.3.
Расчеты с поставщиками.
4.4
Реклама.
4.5.
Арендная плата
4.6.
Страховка.
4.7.
Процент по кредитам.
4.8.
Возврат кредита.
4.9.
Амортизация. Налоги и другие обязательные платежи.
5.
Баланс платежей (3) – (4)
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) – (1) +(2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий равновременные значения баланса (строка5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой средства окупаются за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
Где Рt – ежегодная разность платежей (строка5);
Т — сумма периодов создания проекта и средней величины.
Литература.
Александрова Е.И. Краткий справочник предпринимателя. – СПб.: Питер,2004. – 64 с.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебн. пособ. для старшеклассников. – М.: Общество «Знание» — ТОО «ИнтелТех» — ООО «Менеджер», 1993. – 196с.
Любимов Л.Л., Лисицин И.В. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 кл. общеобр. учебн. заведений. – М.: Просвещение. 1994. – 159с.
Лисицин И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – М.: Машиностроение. 1992.
Маркетинг (конспект лекций). Под ред. Б.Н.Владимировой. – М.: «Приор», 2001. – 160с.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Науч. курс. Учебн. пособ. для уч-ся 10 -11 кл. – М.: Начала-Пресс.1993. -160с.
Язык рынка. Словарь. Под ред. В.М. Федина. – М.: Концерн «Росс». 1992. = 80с.