План урока по обществу 7 класс виды и формы бизнеса
7 класс
Тема: Виды и формы бизнеса
Тип урока: комбинированный
Цели:
• выяснить, что значит «делать бизнес», какие качества необходимы для бизнесмена, какую роль играет бизнес в современном обществе;
• продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом учебника, делать выводы, сопоставлять различные явления общественной жизни;
• воспитывать у учащихся стремление к получению новых знаний.
Основные понятия: бизнес, виды и формы бизнеса.
Оборудование: учебник, методическое пособие А.В.Поздеев, доска, мел.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся по теме «Производство: затраты, выручка, прибыль»
Проверка домашнего задания:
Задача: Владелец фирмы вёл свою документацию крайне не аккуратно. Он пропустил часть записей о затратах производства фирмы. Некоторые из них удалось восстановить по сохранившимся документам. Они составили: расходы на аренду помещения – 25 тыс. руб., зарплата рабочих – 50 тыс. руб., расходы на покупку сырья – 75 тыс. руб., транспортные расходы – 20 тыс. руб. известно, что постоянные затраты производства составили 100 тыс. руб. найдите общие и переменные затраты.
Решение: поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затраты, то сложив остальные, можно найти переменные затраты фирмы.
50 000 + 74 000 + 20 000 = 145 000 – переменные затраты.
145 000 + 100 000 = 245 000.
Ответ: общие затраты составляют 245 000 руб.
Рубрика «В классе и дома» стр.160. Вопросы № 2,5.
Изучение нового материала.
План:
Что такое бизнес?
Роль предпринимательства в современной экономике.
Виды бизнеса
Формы бизнеса
Производство – важнейшая составляющая жизни общества. В наше время производить продукцию могут как крупные предприятия, так и частные предприниматели, чьи возможности ограничены.
Бизнес (предпринимательство) – это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 162-163.
Задание из методического пособия стр.210.
Закончите предложения.
Личные качества бизнесмена – это ….(смелость, инициативность, стремление к созданию, способность идти на риск, стремление к успеху и экономической независимости.)
Человек занимается бизнесом, потому что….(он стремиться к получению прибыли, это способ проявления творческих возможностей, характера, способностей человека)
Формула бизнеса:
Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.
Как вы думаете какова роль предпринимательства? (Производит товары, услуги, которые потребляют люди; оказывает поддержку, создает условия для развития и успеха)
Работа с текстом учебника – рубрика «Путешествие в прошлое» стр. 164-165.
История российского предпринимательства, мировой опыт показывает, что предпринимательство, помогает решать сложные экономические и социальные проблемы. Ограничение деловой активности, экономической самостоятельности и инициативы граждан – тормоз на пути экономического развития.
4.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.167-168.
-заполните таблицу. Какая из форм бизнеса наиболее распространена?
Формы бизнеса
Преимущества
Слабые стороны
Индивидуальное предприятие
Простота создания и управления. Предприниматель сам отвечает за успех или неудачу своего предприятия
Ограниченность в возможностях увеличения денежных средств. Многие организационные вопросы трудно решить в одиночку.
Товарищество
Объединение участниками товарищества своих денег, способностей. Коллективная ответственность за результат деятельности.
Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. В рискованных предприятиях возможны разногласия между партнерами
Акционерное общество
Имеет большие возмождности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности.
Самое дорогое и сложное по организации предприятия бизнеса
Вариант заполнения таблицы в методическом пособии стр. 221.
Закрепление изученного материала.
Опрос:
Что такое бизнес?
Какие качества нужны бизнесмену
С какой целью занимаются бизнесом?
Какие виды и формы бизнеса вы теперь знаете?
Почему производственный бизнес наиболее устойчивый?
В каком виде бизнеса заинтересована Россия?
Может ли предприниматель основать предприятие, работающее сразу в нескольких формах бизнеса? Приведите примеры.
Рассмотри ситуацию.
Для покупки или продажи квартиры граждане России всё чаще обращаются в риэлтерские фирмы. Здесь они рассчитывают найти подходящие для себя вари анты сделки с недвижимостью. Каждая фирма, работающая в этой сфере, создаёт базу данных на продаваемое жильё и на существующий спрос. Как только покупатель выбрал для себя подходящий вариант, фирма оказывает ему помощь в оформлении документов. После завершения сделки покупатель получает квартиру в собственность, а продавец деньги.
О каком виде бизнеса идёт речь? (Посреднический бизнес)
Домашнее задание.
Прочитать § 11.
Выполнить в тетради задание 2 на стр. 168.
Письменно составить словесный портрет современного бизнесмена
Подведение итогов урока.
Бизнес играет существенную роль в жизни современного общества, производя и реализуя товары и услуги. В свою очередь общество оказывает ему поддержку.
Урок по теме «Виды и формы бизнеса»,
урок обществознания в 7 классе
Цель урока:
сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности, а также о видах и формах бизнеса.
Задачи:
- Формирование экономической и правовой культуры подростков, их активной гражданской позиции;
- Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
- Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
- Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
После изучения темы учащиеся должны:
- понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности,
- иметь представления о целях, видах и формах предпринимательской деятельности
Основные понятия: предпринимательская деятельность, виды бизнеса, формы бизнеса.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами.
1. Актуализация знаний.
В начале урока учащиеся получают задание (работа в парах) собрать высказывания, которые представлены на доске
- Бывает не хорошо дешево (хорошо дешево не бывает);
- Счет вес меру торг знает да (торг знает меру, вес да счет);
- Деньга штука не штука разум (не штука деньги, штука разум);
- Спрос на и цена на то что (на что спрос, на то и цена)
- Черепки хозяина деньги без (без хозяина деньги черепки).
После того как учащиеся назовут высказывания и объяснят их значение, учитель просит назвать тему которая объединяет все эти высказывания и предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, а затем обозначит его цель и задачи.
2. Изучение новой темы.
2.1. Работа над понятием «бизнес (предпринимательство)». Работа в группах
На данном этапе работы класс делиться на три группы и каждая группа получает определенное задание, которое она выполняет при помощи текста учебника и опираясь на собственный опыт:
Задание для 1 группы:
Ответьте на вопрос: «Что такое бизнес?» и заполните формулу бизнеса.
Формула бизнеса
____________________ + _______________________ =______________________
Задание для 2 группы:
Ответьте на вопросы. Кто такой бизнесмен? С какой целью человек занимается бизнесом? Какими качествами он должен обладать? Ответы впишите в таблицу:
С какой целью человек занимается бизнесом? | 1. 2. 3. |
Какими качествами должен обладать бизнесмен? | 1 2 3 4 5 |
Задание для 3 группы:
Подумайте, какие возможности и риски открывает перед человеком занятие бизнесом? Ответы запишите в таблицу.
Возможности | Риски |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
После того как группы выполнили задание, они презентуют свои ответы, каждая группа имеет право дополнить ответ выступающих.
2.2. Изучение видов бизнеса. Работа в парах
На данном этапе учащиеся, работая в парах, знакомятся с видами бизнеса, для этого каждая пара получает таблицу, в которой необходимо соотнести виды бизнеса и их содержание.
Таблица «Виды бизнеса»
Задание: Соотнесите вид бизнеса и его содержание
Производственный | Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги). |
Торговый | Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование). |
Финансовый | Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами |
Посреднический | Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю . |
Страховой | Бизнес, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене. |
После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы. Для закрепления полученных знаний о видах бизнеса учащиеся индивидуально выполняют практикум
Практикум «Виды бизнеса»
Задание: Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности
1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.
Выполнение задания, обсуждение результатов работы.
2.3. Изучение форм бизнеса. Работа в группах
На данном этапе учащиеся, работая в группах с текстом учебника и опираясь на собственный опыт должны выяснить какие формы ведения бизнеса, существуют в настоящий момент, и указать их сильные и слабые стороны.
Таблица «Виды бизнеса»
Задание: Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны».
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
После заполнение таблицы, происходит обсуждение результатов работы.
3. Озвучивание домашнего задания (мини-проект «Предприятия села Струговка», который может выполняться индивидуально или в группах):
Учитель: На территории села Струговка расположены предприятия. Ваша задача выяснить их правильное название, форму организации бизнеса, вид предпринимательской деятельности и заполнить таблицу.
Задание: Заполните таблицу «Предприятия села Струговка»
Название предприятия | Форма организации бизнеса | Вид бизнеса (предпринимательской деятельности) |
3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Плюс | Минус | Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Приложение 1
Рабочий лист по теме «Виды и формы бизнеса»
- Работа с таблицей: Соотнесите вид бизнеса и его содержание:
Производственный | Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги). |
Торговый | Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование). |
Финансовый | Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами |
Посреднический | Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю . |
Страховой | Бизнес, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене. |
2. Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности:
1. перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. продажа овощей, выращенных на собственном участке, 6. страхование автотранспортного средства, 7. гарантийный ремонт стиральной машины.
3. Изучите текст учебника на стр. 167-168 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны»
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
Индивидуальное предприятие – это | ||
Товарищество – это | ||
Акционерное общество – это |
4. Домашнее задание: Заполните таблицу «Предприятия села Струговка»
Название предприятия | Форма организации бизнеса | Вид бизнеса (предпринимательской деятельности) |
Приложение 2
Таблица «Формы бизнеса» с готовыми ответами
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
Индивидуальное предприятие – предприятие, которым владеет и управляет один человек. | Простота создания и управления (самая распространенная форма) | Предприниматель несет личную ответственность за успех или неудачу предприятия и ограничен в возможностях привлечения денежных средств. В одиночку тяжело решать некоторые проблемы (один в поле не воин) |
Товарищество – добровольное объединение двух и более человек для организации своего дела и совместной работы | Участники объединяют свои деньги, способности, коллективная ответственность за результат деятельности. | Для крупных проектов не всегда достаточно денежных средств. |
Акционерное общество – предприятие, собственником которого выступают держатели акций | Имеет большие возможности для увеличения денежных средств и расширения сферы деятельности | Самое дорогое и сложное по организации |
Урок по теме «Виды и формы бизнеса»
Цель урока:
сформировать общее представление о предпринимательской деятельности (видах и формах бизнеса)
выяснить, что значит «делать бизнес», какие качества необходимы для бизнесмена, какую роль играет бизнес в современном обществе;
продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом учебника, делать выводы, сопоставлять различные явления общественной жизни;
воспитывать у учащихся стремление к получению новых знаний.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
Оборудование: оборудование для презентаций
Задачи:
Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
После изучения темы учащиеся должны:
понимать сущность и содержание предпринимательской деятельности,
иметь представления о целях, видах и формах предпринимательской деятельности
Основные понятия: предпринимательская деятельность, виды бизнеса, формы бизнеса.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация,( карточки с заданиями в конверте, по цветам) рабочие листы с таблицами ,ФЛАМАСТЕРЫ( ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ) название форм ,видов бизнеса, картинки с видами бизнеса
Ход урока
Приветствие. Добрый день, дорогие ребята и Уважаемые гости!
Я рада нашей встрече.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Мотивация: Вводная речь учителя, постановка проблемы
Ход урока
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация познавательной деятельности учащихся | ||
Постановка вопросов Я предлагаю вспомнить человека, о котором сейчас пойдет речь. (американский предприниматель Генри Форд) (слайд 2) Наладил производство автомобилей при помощи конвейера. Время сборки значительно было сокращено, а производительность труда увеличилась в несколько раз и тем самым Генри Форд заработал большое состояние. | ||
II. Изучение нового материала. Учитель Некоторые люди полагают, что стыдно иметь деньги, другие, напротив, полагают, что стыдно их не иметь. Сегодня на уроке мы поговорим, как добиться жизненного успеха и благополучия. А что вы об этом думаете? (ответы детей) ( дать высказаться всем желающим, помочь учащимся, используя имеющийся социальный опыт и знания, сформулировать свои предложения и аргументы.) Можно выбирать разные способы достижения успеха в жизни, в том числе открыть свой бизнес. Но бизнес бывает разным и об этом мы сегодня узнаем. Ребята, попробуйте сформулировать тему урока. « Виды и формы бизнеса» слайд 3 Я предлагаю сегодня поработать на рабочих, листах. 1 Запишите тему на рабочем листе. Ребята как вы думаете, что мы должны узнать и с чем познакомиться на уроке.
Учитель: Наши задачи на уроке.
| ||
1.Понятие «бизнес».Формула бизнеса. Учитель: Слово «бизнес» мы слышали много раз. Для многих россиян бизнес сегодня стал основным видом деятельности. (Обратимся к параграфу учебника, п. 11, с. 91- Что же такое бизнес и какова формула его работы?) (слайд5 ) (Обратимся к параграфу учебника, п. 11, с. 91- Что же такое бизнес? Ученик . Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли 1.Запись на рабочем листе понятия «бизнес» . Бизнес — это экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Какова формула бизнеса? (стр.91 ) Назвать устно с опорой на слайд Формула бизнеса (Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.) Формула бизнеса проста вы вкладываете деньги в дело и по его завершении получаете их обратно, но уже с прибылью. Учитель Как вы думаете, любой человек имеет право заниматься предпринимательской деятельностью? (Ответы детей) —Учитель : Конституция РФ, статья 34: Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Слайд 6. 3 Качества, необходимые для бизнесмена. Для того, чтобы заниматься бизнесом, нужно обладать личностными качествами бизнесмена. Я предлагаю вам обсудить с соседом по плечу какими качествами должен обладать бизнесмен. Выполните Задание №2 на рабочем листе. Опрос детей, их ответы. Обратить внимание на слайд № 7 Из истории бизнеса А сейчас предлагаю отправиться в путешествие по рубрике «Жил на свете человек,» и предлагаю вашему вниманию фильм об интересном и выдающимся человеке. Который заслуживает особого уважения внимания, и это Сытин Иван Дмитриевич . слайд 8 – 3 мин. В-.1.Какой вклад в развитие предпринимательства внес Иван Дмитриевич Сытин. О- Создал книгоиздательство и книготорговое товарищество 6. Виды бизнеса Деятельность предпринимателей различаются по своему характеру и содержанию. Я предлагаю вам самостоятельно заполнить таблицу «Виды бизнеса», работая с текстом учебника, стр 94. Задание №3 Заполни таблицу «Виды бизнеса» Назовите виды бизнеса, которые вы записали? — производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический О самых распространенных видах нам расскажут эксперты по бизнесу. ( у кого на столе оказался материал тот выходит к доске) Эксперт 1 Производственный бизнес: Эксперт 2. Торговый бизнес: Предприниматель продаёт готовые товары, приобретенные у других лиц. Эксперт 3 Финансовый бизнес: Заключается я в купле-продаже денежных средств и ценных бумаг , а так же предоставлении кредитов. Эксперт4 Страховой бизнес Предполагает страхование имущества и жизни. Эксперт 5 Посреднеческий бизнес Это продвижение готовой продукции от производителя к покупателю. В качестве примера: работа магазинов, которые являются посредниками между производителями разной продукции и их потребителями. Спасибо нашим экспертам. Вашу информацию я попрошу разместить на доске. И пройти на свои места. Практическая работа Ребята. Благодаря эксертам мы узнали о видах бизнеса. И сейчас я предлагаю Выполнить задание 4 Определите , к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности. Обсудите с соседом по плечу.- 2мин. Самопроверка на слайд №10 7. Формы бизнеса Сейчас мы узнаем, какие существуют формы бизнеса. Найдите в учебнике и выпишите их (стр.95) Наиболее распространенными являются следующие формы организации бизнеса: Какие ? Слайд 11 индивидуальное предприятие, товарищества и акционерное общество. Вторая группа экспертов нам расскажет о формах бизнеса. Те у кого информация на зеленых листах Выступление. Прикрепить к доске. Спасибо экспертам. УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ СВОЙ БИЗНЕС Предпринимательство – удел молодых. Американские учёные утверждают, что предпринимательские способности впервые обнаруживаются в 13-19 лет. Представьте, что вы решили стать на тропу предпринимательства и организовать своё дело. Что для этого нужно? Ответы………. Я вам предлагаю подумать каким видом бизнеса вы хотели бы заняться (или воспользоваться предложенным вариантом). Слайд № 12 Задания: Придумайте название, и рекламный слоган своему бизнесу. Работа в группе по 4 человека. Защита. ( раздаточный материал: лист, набоб фломастеров, клей, картинки) Защита проектов 2-3 шт. Подведение итогов урока, ( если останется время) Давайте ребята вернемся к началу урока. И вспомним, какие задачи мы ставили. И что у нас получилось? Слайд13 Учитель.: Бизнес играет существенную роль в жизни современного общества, производя и реализуя товары и услуги. В свою очередь общество оказывает ему поддержку. Слайд 14 Я прошу вас закончить предложение.
Ребята вы все просто молодцы, правильные ответы давали, активно руку поднимали, проект свой классно защищали !!!
Бизнес! Он – интересен и важен, Скоро прозвенит звонок. Пора заканчивать урок. Всем спасибо. Всего доброго. |
Рабочий лист
Тема «____________________________»
1. Продолжите предложение:Бизнес — это __________________________________
_______________________________________________________________________.
2. Заполни таблицу:
.Какими качествами должен обладать бизнесмен? | 1_____________________________ 2______________________________ 3______________________________ 4______________________________ 5_______________________________ |
3. Запишите виды бизнеса стр. 94
4. Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности:
1перевозка грузов______________________________________________________
2. предоставление кредита _________________________________________________
3. закупка партии компьютеров ____________________________________________
4. выпуск газет и журналов, __________________________________________________
5. продажа овощей, выращенных на собственном участке ________________________
6. страхование автотранспортного средства,_____________________________________
7. гарантийный ремонт стиральной машины __________________________________
Домашнее задание
1. п. 11«Виды и формы бизнеса»
2. По выбору:
2.1. На территории города Заводоуковска расположены предприятия. Ваша задача узнать их правильное название, форму организации бизнеса, вид предпринимательской деятельности и заполнить таблицу.
Задание: Заполните таблицу «Предприятия города Заводоуковска»
Название предприятия | Форма организации бизнеса | Вид бизнеса (предпринимательской деятельности) |
2.2.Творческая работа «Если бы я был предпринимателем».
( используйте план «На тропу предпринимательства»).
Избрать вид бизнеса.
? Какие виды бизнеса вам известны?
Изучить товар или услугу, которые станут предметом вашей деятельности.
Оценить свои материальные возможности.
Выбрать форму предпринимательства.
?. Какие формы предпринимательства вам известны?
7. Оценить масштабы бизнеса и предположительное время участия в нем, а также результативность и эффективность участия.
Приложение №2 Изучите текст учебника на стр. 95 и заполните таблицу «Формы бизнеса: преимущества и слабые стороны»
Формы бизнеса (определение) | Преимущества | Слабые стороны |
Индивидуальное предприятие – это | ||
Товарищество – это | ||
Акционерное общество – это |
Приложение № 1 Запишите виды бизнеса в левую колонку и соотнесите их с содержанием правой колонки (стр. 94 ):
Вид бизнеса | Его содержание |
Вид бизнеса направленный на организацию и развитие денежного обращения, заключающийся в купле-продаже финансовых активов (денежные средства и ценные бумаги). | |
Отрасль предпринимательства, производящая и реализующая услуги страхования на страховом рынке (личное и имущественное страхование). | |
Деятельность по содействию заключению контрактов между поставляющей и потребляющей сторонами | |
Вид бизнеса, при котором предприниматель выступает непосредственно в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю. | |
Бизнес, цель которого — создание вещей, ценностей, благ, любого полезного продукта, необходимого потребителям и способного быть проданным по определенной цене. |
.