План урока что такое предпринимательство и бизнес

План урока что такое предпринимательство и бизнес thumbnail

Тема: Предпринимательство и бизнес.

Тип урока: комбинированный

Цели: 

Образовательные

1.Разъяснить сущность предпринимательства и предпринимательских отношений; познакомить с предпринимателем С.И. Мальцовым.

2. Сформировать представление об особенностях организации малого бизнеса;

3. Разъяснить формы организации бизнеса.

4. Сформировать представление учащихся о таких понятиях как : предприимчивость, предприниматель, бизнес, единоличное владение, товарищество, корпорация.

Развивающие

1. Развивать познавательные и творческие способности учащихся;

2. Продолжить работу по совершенствованию индивидуальной работы учащихся и работы в парах; умение выступать перед аудиторией.

3. Совершенствовать навыки самостоятельной работы при заполнении таблицы;

4. Развивать умение учащихся отвечать на поставленные вопросы, анализировать, делать выводы.

Воспитательные

1. Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся;

2. Воспитывать деловитость и самостоятельность учащихся.

3. Активизация  учащихся  к предпринимательской деятельности, как части профессиональной подготовки.

Оборудование: раздаточный материал, учебник Кравченко А. И. Обществознание 10 кл., презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос:

1) Дайте определение понятию «производство».

2) Что такое валовой национальный продукт?

3) На какие две области делится важнейшая отрасль народного хозяйства- промышленность?

4) Какая группа промышленности определяет уровень жизни людей?

5) Дайте определение понятию «маркетинг». Как вы поняли задачи маркетинга?

6) Что такое спрос и предложение?

Опрос по карточкам:

Карточка № 1

Дать определение понятиям: предприятие. фирма. отрасль.

Карточка № 2

Возрастёт ли цена товара, если…

1) Спрос понизится, а предложение останется неизменным.

2) Спрос возрастёт, а предложение останется неизменным.

3) Спрос возрастёт в 3 раза и предложение возрастёт в 3 раза.

4) Спрос понизится, а предложение возрастёт.

Выберите правильный ответ:

III. Изучение нового материала.

Преподаватель называет тему (слайд 1)цели , план урока(слайд2).

Учащиеся записывают в тетрадь.

1. Предпринимательство как институт общества.

Преподаватель: предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов . Но наибольшего расцвета оно достигло после отмены крепостного права(1861 г.) Сегодня предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики.

Преподаватель предлагает прослушать информацию об известном предпринимателе С.И. Мальцове  (выступление уч-ся с докладом(слайд 3-4).

Актуализация знаний:

1) Какие черты характера позволили предпринимателю добиться успеха?

2) Что означает слово» предприимчивость»?

3) Готовы ли вы на риск, открытия собственного дела?

Преподаватель вместе с учащимися формирует понятие»предприимчивость»(слайд 5) и понятие «предпринимательство»

(слайд 6).

Преподаватель: предпринимателями называют людей, владеющих и управляющих собственным делом в надежде получить прибыль. Стремление к прибыли- их основной мотив. Для того чтобы иметь прибыль, предприниматель должен создать нужный продукт, разработать эффективную технологию, финансировать производство и продать продукт по цене, превышающей себестоимость. Предприниматели устремляются в бизнес, зная, что успех не гарантирован и, если дела пойдут не так, как запланировано, они могут потерять деньги.

Часто путают такие понятия. как предпринимательство и бизнес. Однако суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, нового способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности. Бизнес (слайд 7) вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства. Ему удобнее идти  по проторенной дороге.

2. Малый бизнес и его характеристика.

 Преподаватель: область деятельности предпринимателя- малый бизнес. Малый бизнес- это такси, страхование , типографии, магазины, парикмахерские и т.д.

Учащимся предлагается заполнить таблицу (слайд 8) , чтобы разобраться с сущностью малого бизнеса. Учащиеся пользуются материалом учебника, фактами, известными им из реальной жизни.

Преподаватель совместно с учащимися проверяет таблицу (слайд 9)

3.Формы организации бизнеса.

Преподаватель: созданные законы в нашей стране в области гражданского и предпринимательского права определяют конкретные формы организации бизнеса. К ним относятся единоличное владение,  товарищество и корпорация.

Преподаватель:  единоличное владение- собственник имеет всю прибыль предприятия, он сам себе хозяин. Все долги и проблемы , связанные с бизнесом . ложатся на его плечи. Если бизнес терпит крах. собственник должен выплатить все долги. Это может означать потерю личной собственности- машины , дома, сбережений. Недостаток- ограниченность капитала. т.к. деньги, которые могут быть вложены в дело,  ограничены суммой сбережений владельца и возможностью получения кредита. Товарищество- предприятие у которого два или несколько совладельцев. Объединение партнёров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнёр несёт неограниченную имущественную ответственность , он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого  в отдельности, так и от всех партнёров вместе.

Корпорация- форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций. Суд признаёт корпорацию юридическим лицом. В отличии от индивидуального собственника и членов товарищества, максимум, что может потерять акционер- это сумма , выплаченная им за акции. К недостаткам относят трудности регистрации.  Акционеры являются собственниками корпорации.

Обобщая рассказ преподавателя учащиеся заполняют схему(слайд 10).

Затем преподаватель просит пояснить к какой форме организации бизнеса мы относим:

— ателье «Ласточка» г-на Сидорова, который вместе со своей женой оказывает услуги по пошиву брюк, отвечая полностью своим имуществом по всем долгам;

— общество с ограниченной ответственностью «Преображение», где учредителями выступили Петров, Иванов, Сидоров;

— акционерное общество «Юпитер», производящее микроавтобусы.

IV. Закрепление:

1. Кого мы называем предпринимателем?

2. Сформулируйте основные достоинства и недостатки  малого бизнеса.

3. Опишите основные формы организации бизнеса.

4. Учащиеся разгадывают кроссворд.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее  задание: параграф 13, доклады о таких предпринимателях как Н.А. Найдёнов, П.М. Рябушинский и т.д.

Источник

Тема урока: Предпринимательство и бизнес.

Автор Арбузова Н.А. учитель истории и обществознания

Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с субъектами, сущностью, задачами, функциями и формами предпринимательства; разъяснить сущность, роль и место предпринимательства в системе рыночных отношений;

Развивающая: способствовать развитию навыков работы с правовыми источниками, умения выделить качества, необходимые предпринимателю; развивать логическое мышление.

Воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся уважения к предпринимательству, собственности, бережливое отношение к труду и ответственность.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, учебник, схемы, тесты.

План урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала:

1. Что такое предпринимательство?

2. Что такое бизнес?

3. Правовые основы предпринимательства.

4. Организационно-правовые формы предпринимательства.

IV. Закрепление изученного материала

V. Домашнее задание, оглашение оценок.

Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка списочного состава, готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания. (тест по проектору, выполняют в тетради)

III. Изучение нового материала:
Учитель: Что такое факторы производства? Мостякова Вика

Учитель: Назовите факторы производства. (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация)

Учитель: Кто назовет основные предпринимательские способности?

Предприниматель выполняет следующие четыре взаимосвязанные роли (функции):
♦ предприниматель — это новатор, лицо, стремящееся на коммерческой основе ввести в употребление новые продукты и новые производственные технологии.

♦ предприниматель — это человек, который берёт на себя ответственность принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.

♦ предприниматель — это человек, который берёт на себя инициативу соединения основных решений в процессе ведения бизнеса.

♦ предприниматель — это человек, идущий на риск. Он рискует не только деловой репутацией, но и вложенными средствами.

Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами.

1. Что такое предпринимательство?

Учитель: Как вы думаете, что такое предпринимательство? (Слайд 3)

Учщиеся: Предпринимательство—это социальный и экономический институт общества, закрепленный и регламентируемый законом, имеющий четкую организационную  и правовую структуру, своих представителей в парламенте, а также всевозможные фонды, движения, партии и ассоциации, защищающие интересы предпринимателей.

— Это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности», введённый в действие 1 января 1991 г., закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведет своё дело:
♦ во-первых, от своего имени,
♦ во-вторых, на свой риск,
♦ в-третьих, под свою имущественную ответственность.

2. Что такое бизнес? (Слайд 3)

Учитель: Что такое бизнес? Бондарь Алина

Бизнес – экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды.

Немного истории. Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.

Развитие предпринимательства в России имеет многовековую историю. Первые русские предприниматели из купечества появились в конце XVIII в. Значительная часть их стала владельцами фабрик и заводов. Конец XIX и начало XX в. были для России годами экономического роста. Во всех крупных городах существовали биржи, быстро развивалась банковская деятельность.
Перед революцией 1917 г. в стране успешно работало более 250 средних коммерческих училищ, в которых обучались будущие предприниматели. Естественный ход развития предпринимательства в России был прерван революцией 1917 г. Политика большевиков, направленная на ликвидацию частной собственности, свела предпринимательство на нет. Ситуация была настолько критической, что в 1921 г. советское правительство вынуждено было объявить новую экономическую политику (НЭП). Её суть заключалась во внедрении элементов рыночной экономики, и было разрешено предпринимательство. Однако, к 1928 г. НЭП была свергнута, власти стали на путь централизованного планирования и управления экономикой. Эта система существовала до 1990 г. Наша страна в начале 90-х гг. встала на путь построения рыночной экономики. В ежегодном послании к Федеральному собранию Президент РФ серьезной задачей назвал проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, выделил меры по кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

3. Правовые основы предпринимательства. Слайд 6,7,8

Учитель:  Нам необходимо познакомиться с правовой базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов . (Слайд) Хайруллин Газиз

Учитель: Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьметесь вы за дело в одиночку или вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности.

4. Формы предпринимательской деятельности: Слайд 12, 13, 14

1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования юридического лица).Камилла

2. Предприятие (юридическое лицо). Резеда

Учитель: Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.

Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и сохранности.

Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной собственности и иметь разную организационно-правовую форму: Слайд 15

    1. Хозяйственное товарищество. Алина Залялова , на вере – Ксения, полное – Айрат Абдуллин

    2. Акционерное общество. Инсаф

    3. Закрытое ЗАО – продать свои акции можно только акционерам данного общества

    4. Открытое – ОАО — предложить любому лицу.

    5. Общество с ограниченной ответственностью. Саша Матвеев

    6. Общество с дополнительной ответственностью. Лейла Хабибуллина

    7. Производственный кооператив (артель). Фаиль Хасянов

Учащиеся:  Заполнение таблицы “Организационно-правовые формы предприятий”. Слайд 16

Организационно-правовые формы предприятий

Вопросы для сравнения

Хозяйственное товарищество

Акционерное общество

Производственный кооператив

Полное

Коммандитное

ОАО

ЗАО

Уставной капитал

За счёт вкладов учредителей

За счёт акций

За счёт имущественных паевых взносов

Управление

Участвуют все участники

Осуществляется только полными товарищами, коммандитисты не участвуют

Общее собрание акционеров, совет директоров

Общее собрание его членов

Ответственность

солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом

в пределах сумм внесенных ими вкладов

В пределах стоимости принадлежащих им акций

Субсидиарная ответственность согласно устава

Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно-правовых форм предприятий, мы видим отличия. В-первых двух случаях идёт объединение капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие капиталовложения, то лучше создать АО. Если же нет необходимости в больших капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.

Задание по учебнику учащиеся выписывают термины по слайду Слайд 18, 19

Формы  организации бизнеса:

         Товарищество;

         Корпорация;

         Единоличное правление.

Товарищество – предприятие , у которого два или несколько совладельцев.

Объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства. Каждый партнер несет неограниченную имущественную ответственность, он лично отвечает по обязательствам товарищества. Когда бизнес терпит крах, его кредиторы могут требовать возврата средств как от каждого в отдельности, так и от всех партнеров вместе.

Корпорация – форма организации предприятия, где право на собственность разделено на части по акциям, и поэтому владельцы корпораций называются держателями акций.

Организовать корпорацию очень дорого и сложно. Большинство малых фирм предпочитают избегать таких затрат, организуя единоличные владения или товарищества. Кроме того, корпорации должны платить специальные налоги. Крупные корпорации увеличивают свой капитал, продавая населению акции и облигации.

Акционеры являются собственниками корпорации.

 IV. Закрепление изученного материала

Учитель:  Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. Однако одной предприимчивости мало для того, чтобы предприниматель функционировал успешно. Какие, на ваш взгляд, условия необходимы для развития предпринимательства.

Таким образом, изучив тему предпринимательство и бизнес, мы пришли к выводу, что суть этих явлений разная. Предпринимательство состоит в открытии нового: нового продукта, способа его реализации, нового рынка, новой области деятельности.

Учитель: В бизнес стремятся многие, но удержаться удается не всем предпринимателям. Статистические данные печальны. Ежегодно в РФ образуется около 1 млн. новых фирм и примерно столько же объявляют себя банкротами. Удерживаются и имеют шансы на дальнейшее развитие, лишь две-три тысячи. Но эта статистика не останавливает новых предпринимателей. Как вы думаете, почему люди стремятся стать предпринимателями, почему многих не страшит неизвестность и какие причины могут толкнуть людей стать предпринимателями?

Бизнес вовсе не требует открытия новых путей, изобретательства.

Учитель: Итак, какими качествами должен обладать предприниматель?

Учащиеся: Называют характерные черты.

  1. Стремление к успеху, упорство.

  2. Инициативность.

  3. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.

  4. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время реально оценивать ситуацию.

  5. Самостоятельность.

  6. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).

  7. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.

  8. Быть упорным в труде.

  9. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.

  10. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным пополнять их всю жизнь.

  11. Быть щедрым, быть способным помогать другим, ( меценатом, спонсором, оказывать благотворительность).

Практическая работа (слайд 20 — 26)

Тест: «Решительны ли Вы?
V. Домашнее задание, оглашение оценок.

Параграф 13, вопросы 5,6 эссе «Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже»

Источник

Adblock
detector