План проверок предприятия малого бизнеса
Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.
Что произошло?
Президент России подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Документ вступил в силу 5 января 2019 года.
В чём суть документа?
Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Зачем потребовались такие поправки?
С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.
На какой период продлены «надзорные каникулы»?
«Надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Что представляет собой Единый реестр субъектов МСП?
«Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России. Одна из целей создания реестра — освободить организации и ИП, относящиеся к малому и среднему бизнесу от необходимости подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.
Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же вашей организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то следует направить заявку на проверку сведений реестра.
Малый бизнес вовсе избавят от проверок?
Нет, в некоторых ситуациях и при некоторых видах деятельности «надзорные каникулы» не действуют. Плановые проверки смогут проводиться в случаях:
— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;
— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;
— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;
— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.
Касаются ли «надзорные каникулы» налоговых проверок?
Нет, мораторий действует только в отношении плановых НЕналоговых проверок, то есть не распространяется на налоговые, прокурорские, полицейские, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подпадает под действие норм Закона № 294-ФЗ.
Кроме того, следует учитывать, что мораторий никак не касается внеплановых проверок.
Что будет, если проверка пройдёт вопреки мораторию?
Проведение плановой проверки организации из реестра субъектов МСП в нарушение запрета является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечёт недействительность результатов проверки.
Надзорные органы постоянно контролируют кампании и ИП. Рассмотрим, какие бывают виды проверок малого и среднего бизнеса. Для кого из предпринимателей действует амнистия на их проведение и на кого из проверяющих не распространяются ограничения.
Гость, поддержка «БухСофт» работает даже в карантин!
До конца апреля доступ бесплатный.
Активируйте его и задавайте вопросы в чате
— наши эксперты готовы отвечать 24 часа в сутки.
Внимание! Эти справочники помогут вам избежать внеплановую проверку и снизить риски возникновения нарушений:
Мораторий на проверки малого бизнеса
Мораторий представляет собой запрет государственным надзорным органам проводить проверки относительно представителей малого бизнеса. К таким предприятиям относятся организации и ИП, которые соответствуют следующим критериям:
- величина выручки от реализации до 800 млн. рублей в год;
- доля участия других организаций в компании, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, – не более 49%;
- численность персонала, который трудится у бизнесмена, не более 100 человек.
Подробнее см. статью “Субъекты малого предпринимательства: критерии”
Также отметим микропредприятия. К ним относятся организации:
- с выручкой до 120 млн. рублей в год;
- численностью до 15 человек;
- в которых доля участия компаний, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, составляет не более 49%.
При этом для малого бизнеса и микропредприятий также существует ограничение по участию в их управлении иностранных компаний. Доля зарубежных организаций в управлении ограничивается 25%. Например, если уставный капитал составляет 20 000 рублей, то доля, принадлежащая фирме-иностранцу, не может быть больше 5000 рублей.
Для того, чтобы узнать, относится предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса необходимо найти его в специальном Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр размещен на официальном сайте налоговой ФНС.
Если вбить в поисковую строку ИНН или название интересующего предприятия, то можно получить информацию о его принадлежности к субъектам МСП.
Впервые освобождение субъектов малого и среднего бизнеса от контроля со стороны проверяющих действовало в России с 2016 по 2018 годы. Основанием послужил Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Следующим этапом стало вступление в силу Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, который продлил действие моратория на проверки на период с 01.01.2019 по 31.12.2020 годы.
Кто проводит проверки малого и среднего бизнеса
Проверки малого и среднего бизнеса чаще всего проводят:
- Налоговые органы.
- Федеральная служба судебных приставов.
- Пенсионный фонд.
- Фонд социального страхования.
- Государственная пожарная охрана.
- Прокуратура.
- Государственная инспекция труда.
Помимо этого, если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ее могут проверить:
- Ростехнадзор.
- Роспотребнадзор.
- Росздравнадзор.
- Рособрнадзор.
- Ространснадзор.
- Росприроднадзор.
Полный перечень ведомств, выдающих лицензии, приведен в постановлении Правительства от 21.11.2011 № 957.
Кто из субъектов МП не попадает под мораторий на налоговые проверки по малому бизнесу?
Закон № 294-ФЗ устанавливает полный перечень компаний, которые не могут воспользоваться правом на освобождение от проверок. Это организации, которые ведут деятельность:
- в сфере образования и медицинского обслуживания;
- энергоснабжения и электроэнергетики;
- управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
- организации, которые работают с гостайной;
- аудиторские фирмы;
- организации из сферы социального обслуживания.
Кроме того, предприниматели, которые были привлечены к административной ответственности в течение трех лет до момента, предшествующего проведению проверки, также не могут рассчитывать на послабления и амнистию. Но закон позволяет нарушителям ходатайствовать об отмене контроля. Принятие решения находится в компетенции надзорного органа.
Что такое риск-ориентированный подход и как он связан с проверками в отношении малого бизнеса в РФ?
Риск-ориентированный подход основан на том, что если в ходе контроля обнаружилось наличие возможности совершения организацией правонарушений, то в отношении нее не действует ограничений на проведение проверок.
В 2019 г. риск-ориентированный подход применяют:
- Федеральная налоговая служба.
- Министерство чрезвычайных ситуаций.
- Федеральная антимонопольная служба.
- Роскомнадзор.
- Росалкогольрегулирование.
- Санитарно-эпидемиологический надзор.
- Государственный ветеринарный надзор.
- Роспотребнадзор.
Полный перечень надзорных органов, применяющих риск-ориентированный подход см. в пост. Правительства от 29.12.2018 № 806.
Проверки среднего бизнеса
Средний бизнес в РФ также попадает под действие моратория на проверки. Отмена контроля продлена до 31.12.2019 г. в соответствии с Законом № 480-ФЗ.
Предприятия, относящиеся к среднему бизнесу имеют:
- годовую выручку до 2 млрд. руб.;
- среднесписочную численность работников до 250 человек.
Есть исключения по критериям: для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере легкой промышленности, предусмотрено ограничение по штатной численности до 1000 человек.
Вместе с тем, средний бизнес также не освобождается от проверок тех надзорных органов, которые перечислены в постановлении от 17.08.2016 № 806.
Налоговые проверки малого бизнеса
Согласно риск-ориентированному подходу, ФНС вправе проверять независимо от того, к какому типу относится предприятие. Проверочные мероприятия регламентирует статья 82 Налогового кодекса. Они делятся на несколько видов (см. таблицу 1).
Таблица 1. Виды проверочных мероприятий
Критерий | Виды |
По периодичности |
|
По месту проведения |
|
По цели проведения |
|
Плановая проверка малого бизнеса
Плановые проверки проводят один раз в три года. Более частый контроль считается внеплановым. Плановые проверки также регламентирует Закон № 294-ФЗ. Порядок проведения и проверочный лист разрабатывают контролирующие ведомства.
В 2019 — 2020 годах в отношении фирм, включенных в реестр субъектов МСП, плановые проверки могут проводить:
- если они ведут деятельность, для которой установлена повышенная опасность;
- которая подлежит обязательному лицензированию;
- в области государственного надзора за радиационной безопасностью;
- контроля работы аудиторских организаций;
- контроля за выполнением требований защиты государственной тайны;
- в рамках федерального государственного пробирного надзора, за использованием атомной энергии.
- деятельность связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением;
- если допущено нарушение законодательства в течение трех последних лет;
Выездные налоговые проверки малого бизнеса
Выездная налоговая проверка является наиболее тщательной. Глава 14 Налогового кодекса позволяет инспекторам:
- выезжать на место ведения хозяйственной деятельности фирмы или ИП;
- требовать документы, относящиеся к деятельности;
- изымать документы, представляющие интерес с точки зрения выявления фактов совершения налоговых правонарушений, если есть риск их уничтожения.
Количество проверок малого бизнеса
Законодательство не содержит ограничений по количеству проводимых проверок. Ежегодно на официальном сайте Генеральной прокуратуры публикуют перечень компаний и ИП в отношении которых будут проведены проверки. Этот план поможет заранее устранить имеющиеся нарушения.
В части продолжительности проверочных мероприятий есть ряд ограничений:
- для всех юрлиц и ИП не более 20 дней на одну проверку;
- для микропредприятий – не более 15 часов для выездных плановых проверок;
- для малых предприятий не более 50 часов.
На сколько могут продлить сроки:
- для юрлиц и ИП — не более, чем на 20 дней;
- для микропредприятий и малого бизнеса — на срок не более 15 часов.
Освобождение малого бизнеса от проверок до 2022 года
Сейчас проект «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства» содержит инициативу о продлении надзорных каникул до 2022 года. Он предусматривает:
- Освободить малый и средний бизнес от налоговых проверок.
- Увеличить срок действия моратория до 31 декабря 2022 г. включительно.
Что делать, если фирма соответствует критериям на действие моратория, а в план проверок все равно попала?
Приведем алгоритм:
- Сделать копии бухгалтерского баланса, деклараций по УСН, НДС, прибыли и заверить их.
- Сделать копию сведений о среднесписочной численности и заверить ее в установленном порядке.
- Написать заявление в свободной форме с указанием на то, что предприятие попадает под действие моратория. Если заявление подписывает представитель, к документу прикладывают доверенность.
- Передать заявление и копии документов в надзорный орган, включивший фирму или ИП в план проверок.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» прокуратура города Москвы сформировала ежегодный сводный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
План проверок субъектов предпринимательства на 2020 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2019 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2018 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2017 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2016 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2015 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2014 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2013 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2012 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2011 год
План проверок субъектов предпринимательства на 2010 год
Во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.08.2017 № 591 «Об утверждении и о введении в действие Порядка формирования ежегодного сводного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), плановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Порядка согласования внеплановых проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прокуратура города Москвы сформировала план проведения проверок деятельности органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов государственной власти города Москвы:
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2020 год
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21 апреля 2014 № 222 «О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления» прокуратура города Москвы сформировала план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления:
Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2020 год.
Ежегодный план проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год.
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2018 г.
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2017 г.
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2016 г.
Ежегодный план проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 2015 г.
21 декабря 2015
*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.
Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.
Калинина Светлана Александровна
Не работает
Главное в статье
- Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
- Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
- Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.
Каких проверок не будет
С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.
Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.
Похожие статьи на «От каких проверок освободили малый бизнес»
Что делать, если вас случайно включили в проверочный план
А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.
На кого не распространяется освобождение
Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.
Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.
Когда компания относится к малому бизнесу
К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.
Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.
Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.
Какие проверки останутся
Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.
Важно запомнить!
Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.
Что ждать компаниям после 2018 года
Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.
Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.
Статья опубликова в журнале «Учет в сельском хозяйстве».
налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации
Похожие материалы
Новости
Статьи
Комментарии
Мероприятия