План по дисциплине бизнес планирование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
Колледж малого бизнеса № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.13 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
код, специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
(углубленная подготовка)
Москва
2014
ОДОБРЕНА Методическим объединением профессиональных дисциплин Протокол № ______ от «___» _________ 2014 г. Методист ГБОУ СПО КМБ № 4 __________ /________________/ | РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (углубленная подготовка), примерной программы учебной дисциплины «Бизнес-планирование» | |
Заместитель директора по учебной работе ________________ / Антипенко Л.В./ «____» __________ 2014 г. |
Составитель: Шпаковская Наталья Александровна, преподаватель специальных дисциплин ГБОУ СПО КМБ № 4
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЕ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Бизнес-планирование» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление, направление подготовки 080100 Экономика.
Программа учебной дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования:
повышения квалификации по профессии ОК 080114.01 «Бухгалтер» на базе начального профессионального образования (опыт работы по профессии обязателен);
переподготовки по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: 080000 «Экономика и управление»: 080100 «Экономика» — 080118 «Страховое дело (по отраслям)», 080214 «Операционная деятельность в логистике» на базе начального и среднего профессионального образования (опыт работы не требуется).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Программа входит в профессиональный цикл, ориентирована на формирование общих (ОК.1–ОК.10) и профессиональных (ПК 1.1.–1.4., ПК 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 4.4., 5.3., 5.4.) компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
ПК 5.3. Проводить определение налоговой базы для расчета налогов и сборов, обязательных для уплаты.
ПК 5.4. Применять налоговые льготы в используемой системе налогообложения при исчислении величины налогов и сборов, обязательных для уплаты.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
— составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;
— использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования;
— использовать вычислительную технику для обработки плановой информации;
— формулировать цели создания конкретного собственного дела;
— разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений;
— обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления, организационно-правовой формы предприятия в процессе создания конкретного собственного дела;
— рассчитывать калькуляцию себестоимости продукции, сметы затрат и цены на продукцию, работы (услуги);
— рассчитывать потребность в финансовых средствах, необходимых для создания конкретного собственного дела в современных российских условиях и срок его окупаемости;
— разрабатывать финансовый план предприятия;
— использовать информационные технологии в плановой работе;
— оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы и лицензирования её деятельности.
знать:
— структуру и функции бизнес-планов;
— требования инвесторов к разработке бизнес-планов;
— методику бизнес-планирования;
— базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию;
— законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия;
— предпосылки создания собственного дела;
— структуру и содержание основных разделов бизнес-плана вновь создаваемой фирмы;
— этапы создания собственного дела;
— направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела;
— принципы принятия и обоснования управленческих решений;
— отечественный и зарубежный опыт в области планирования на предприятии;
— социально-экономическую сущность предпринимательства;
— функции предпринимателя, реализуемые при создании собственного дела;
— особенности различных способов начала осуществления предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм вновь создаваемой фирмы.
иметь представление:
— о основных показателях бизнес-планов.
владеть:
— методами формулирования и реализации стратегий на уровне предприятия.
приобрести практические умения и навыки:
— деловых коммуникаций и методов планирования.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 77 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 ч.;
самостоятельной работы обучающегося 26 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем нагрузки учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 77 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
— практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
из них на подготовку к учебным занятиям | 10 |
сообщение в форме презентации | 6 |
реферат | 4 |
доклад | 4 |
сообщение | 2 |
Итоговая аттестация по дисциплине в форме зачета в 7 семестре |
2.2. Тематический план и содержание тем учебной дисциплины Бизнес-планирование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Сущность бизнес-планирования | 24 | ||
Тема 1.1. Основы бизнес-планирования на предприятии | Содержание дисциплины | 2 | 1,2 |
Сущность и назначение бизнес-плана. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования | |||
Практические занятия: № 1. Основы бизнес-планирования на предприятии № 2. Основные положения разработки бизнес-плана № 3. Титульный лист, аннотация, оглавление, введения бизнес-плана № 4. Концепция бизнеса (резюме). Порядок оформления | 8 | ||
Самостоятельная работа: № 1. Подготовка реферата на тему: «Понятие бизнес-плана и его значение в процессе создания собственного дела» | 4 | ||
Тема 1.2. Описание предприятия и отрасли | Содержание дисциплины | 4 | 1,2 |
Основные сведения о предприятии и его краткая история. Тип бизнеса и основные виды деятельности Характеристика отрасли. Факторы, влияющие на деятельность предприятия (SWOT – анализ) | |||
Практические занятия: № 5. Описание предприятия и отрасли № 6. Требования к разработке бизнес-планов № 7. Формирование стратегии развития предприятия № 8. Формулировка целей бизнеса. Миссия и ее основные составляющие | 8 | ||
Тема 1.3. Конкуренция предприятия и конкурентное преимущество | Содержание дисциплины | 2 | 2 |
Конкурентоспособность предприятия на рынке. Исследование рынка. Определение рыночной структуры | |||
Самостоятельная работа: № 2. Подготовка доклада на тему: «Конкурентные преимущества продукции, работ и услуг предприятия» | 4 | ||
Раздел 2. Составление бизнес-плана | 27 | ||
Тема 2.1. Основные положения разработки бизнес-плана | Содержание дисциплины | 2 | 2 |
Основные виды стратегии маркетинга. Стратегия предприятия в области качества продукции | |||
Практические занятия: № 9. Создание новой продукции. Рыночная атрибутика товара № 10. Определение дизайновой стратегии № 11. Ценовая стратегия предприятия № 12. Каналы распространения товара № 13. Распределение бюджета маркетинга | 10 | ||
Самостоятельная работа: № 3. Подготовка сообщения на тему: «Структура и содержание раздела бизнес-плана «Потенциальные риски» | 2 | ||
Тема 2.2. Исследования и анализ рынка сбыта | Содержание дисциплины | 1,2 | |
Ценовая стратегия предприятия. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков | 3 | ||
Практические занятия: № 14. Составление SWOT-анализа № 15. Потребность в долгосрочных активах № 16. Потребность в оборотных средствах № 17. Прогноз затрат № 18. Анализ финансово-экономического состояния предприятия | 10 | ||
Самостоятельная работа: № 4. Подготовка презентации на тему: «Расчет потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации бизнес-плана» | 6 | ||
Зачет | 2 | 3 | |
Подготовка к учебным занятиям | 10 | ||
Итого по дисциплине: | 77 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Бизнес-планирования.
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству студентов;
— рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением;
— мультимедийный проектор.
Средства обучения:
— печатные (учебники и учебные пособия, раздаточный материал);
— электронные образовательные средства (ресурсы интернета);
— наглядные пособия (таблицы, плакаты).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Бронникова Т.С. Разработка бизнес-плана проекта. Учебное пособие, М.: ИНФРА-М. 2012 г.
Дополнительные источники:
- Джакубова Т.Н. Бизнес-план: расчеты по шагам, М.: Финансы и статистика, 2009 г.;
- Бочаров С.А. Основы бизнеса. Учебно-практическое пособие — М.: Евразийский открытый институт, 2011 г.;
- Лихтерман С.С. Бизнес-планирование. Учебное пособие 3-е изд., стер. — М.: Московский государственный горный университет, 2009 г.
Интернет-ресурсы
- www.rosstat.ru
- www.statistika.ru
- https://www.globalreach.ru/standarty-biznes-planirovania.htm
- https://www.alleng.ru/d/econ/econ163.htm
- ru.wikipedia.org
- https://www.knigafund.ru/books/164453
- https://www.b2y.ru/
- https://www.financial-lawyer.ru/topicbox/business_plan/141-237.html
- https://www.fabrikabiz.ru/salon/2/38.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения комбинированных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: — составлять бизнес-планы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу; — использовать изученные прикладные программные средства для бизнес-планирования; — использовать вычислительную технику для обработки плановой информации; — формулировать цели создания конкретного собственного дела; — разрабатывать перспективные и текущие планы предприятия и его подразделений; — обосновывать выбор сферы предпринимательской деятельности, способа начала её осуществления, организационно-правовой формы предприятия в процессе создания конкретного собственного дела; — рассчитывать калькуляцию себестоимости продукции, сметы затрат и цены на продукцию, работы (услуги); — рассчитывать потребность в финансовых средствах, необходимых для создания конкретного собственного дела в современных российских условиях и срок его окупаемости; — разрабатывать финансовый план предприятия; — использовать информационные технологии в плановой работе; — оформлять документы, необходимые для государственной регистрации вновь создаваемой фирмы и лицензирования её деятельности | ОК.1–ОК.10 ПК 1.1.–1.4., 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 4.4., 5.3., 5.4. | Оценка результатов деятельности обучающихся при: — выполнении заданий на занятиях; — выполнении практических работ; — проведении текущего, итогового контроля; — проведении устных и письменных опросов; — тестировании по тестам открытого и закрытого вида; — проверке правильности выполнения домашнего задания; — выполнении самостоятельной работы (в том числе индивидуальных домашних работ) |
Знания: — структуру и функции бизнес-планов; — требования инвесторов к разработке бизнес-планов; — методику бизнес-планирования; — базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ по бизнес-планированию; — законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия; — предпосылки создания собственного дела; — структуру и содержание основных разделов бизнес-плана вновь создаваемой фирмы; — этапы создания собственного дела; — направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела; — принципы принятия и обоснования управленческих решений; — отечественный и зарубежный опыт в области планирования на предприятии; — социально-экономическую сущность предпринимательства; — функции предпринимателя, реализуемые при создании собственного дела; — особенности различных способов начала осуществления предпринимательской деятельности и организационно-правовых форм вновь создаваемой фирмы | ОК.1–ОК.10 ПК 1.1.–1.4., 2.1., 2.2., 2.4., 2.5., 4.4., 5.3., 5.4. | Оценка результатов деятельности обучающихся при: — выполнении заданий на занятиях; — выполнении практических работ; — проведении текущего, итогового контроля; — проведении устных и письменных опросов; — тестировании по тестам открытого и закрытого вида; — проверке правильности выполнения домашнего задания; — выполнении самостоятельной работы (в том числе индивидуальных домашних работ) |