Осуществление капитальных вложений бизнес план

Задачи и принципы планирования капитальных вложений

Во всех странах мира любое предприятие, любая фирма независимо от формы собственности, прежде чем начать предпринимательское дело, предварительно разрабатывает детальный план (проект) мероприятий с определением финансовых затрат и конечного результата. Осуществление капитального строительства во всех сферах экономики, предприятиях (организациях) немыслимо без планирования капитальных вложений.

Планирование капитальных вложений — это система прогнозных и плановых расчетов по воспроизводству основных фондов на базе капитальных вложений на предстоящий период. План капитальных вложений в воспроизводство основных фондов охватывает важнейшие стороны этого процесса, обеспечивает его единство и пропорциональность с источниками финансирования и вместе с тем оптимальность плановых зданий.

В плане каждого предприятия (организации), района и отрасли находят отражение основные задачи планирования капитальных вложений. На основе теоретических разработок и опыта специалистов и трудящихся масс выявляются основные задачи планирования капитальных вложений и улучшения показателей их эффективности.

Основными задачами планирования капитальных вложений являются:

1) увеличение производственных мощностей и основных фондов;

2) эффективное использование капитальных вложений.

Для решения этих задач планирование капитальных вложений осуществляется на основе ряда принципов, среди которых важнейшими являются следующие:

1. Конкретность и обоснованность плана. Этот принцип проявляется в том, что в плане предусматриваются конкретные мероприятия. При разработке плана учитываются конкретные условия, в которых будут осуществляться капитальные вложения. План капитальных вложений должен давать четкое представление о затратах финансовых средств на предстоящий период. Это означает, что разрабатываемые планы требуют необходимых технико-экономических обоснований и расчетов потребности в капитальных вложениях на строительство конкретных объектов.

2. Сбалансированность объемов капитальных вложений с источниками их финансирования. При разработке плана капитальных вложений объемы капитальных вложений (централизованных и нецентрализованных) по всем источникам финансирования должны быть увязаны и сбалансированы с финансовыми и материальными ресурсами, а при необходимости и с мощностями подрядных строительных организаций. При этом должны учитываться нормы продолжительности строительства объектов и соответственно распределяться капитальные вложения по годам.

3. Стабильность планирования, проявляющаяся в неизменности принятых планов, в их постоянстве в предстоящем периоде. Это означает, что стабильный план должен быть документом, неизменным в течение всего планового периода. Любые существенные изменения вызывают неизбежную перестройку строительного производства, что приводит к дополнительным затратам и потерям. Корректировки плана допускаются в том случае, если они не нарушают ритма работы строительных организаций и принятого финансирования объекта. Корректировки плана допускаются также в случае перевыполнения плановых заданий прошлого года и принятия дополнительных обязательств по досрочному вводу объектов строительства в эксплуатацию Во всяком случае подобные изменения должны быть внесены в план не позднее 15 февраля планового года.

4. Непрерывность планирования. Этот принцип означает, что организация, фирма, объединение, предприятие должны разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны уточняться и конкретизироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования.

5. Научность планирования. Этот принцип означает, что планы должны составляться на научной основе, т.е. на основе научных методов, научно разработанных нормах и нормативах, последних достижениях в науке и технике, а также достоверной информации.

В последнее время в России вновь стали осуществляться важные меры по повышению научного уровня разработки планов государственных централизованных капитальных вложений для федеральных нужд, экономической обоснованности этих планов. Правильное сочетание планирования централизованных капитальных вложений с местной инициативой стало иметь важное значение в капитальном строительстве.

Формирование плана государственных централизованных и нецентрализованных капитальных вложений в России

Капитальные вложения в зависимости от порядка их планирования и источников финансирования делятся на централизованные и нецентрализованные. К централизованным относятся государственные капитальные вложения, по которым основные показатели определяются федеральными либо республиканскими органами власти. Финансирование государственных централизованных капитальных вложений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете и (или) бюджетах субъектов РФ.

Планирование государственных централизованных капитальных вложений является основным методом государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственная поддержка инвестиционных строительных проектов осуществляются в основном путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных и целевых программ и на другие федеральные государственные нужды, определяемые законодательством Российской Федерации.

Централизованные капитальные вложения за счет средств государственного бюджета выделяются на следующие цели:

– осуществление государственных долгосрочных целевых программ;

– строительство государственных объектов производственной сферы, в том числе оборонной промышленности, средств связи, атомных и гидроэлектростанций, ТЭЦ и др.;

– строительство железных и автомобильных дорог, морских портов, сооружение других объектов для федеральных нужд.

В соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти.

Государственные капитальные вложения, согласно этому закону — предусматриваются:

– в федеральном бюджете — при условии, что расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ либо Правительства РФ;

– в бюджетах субъектов РФ — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ.

В соответствии с государственной инвестиционной программой формируется перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств федерального бюджета. Формирование перечня строек и объектов осуществляется по этапам в следующем порядке:

1. Министерство экономического развития и торговли РФ устанавливает и сообщает государственным заказчикам в сроки, определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных централизованных капитальных вложений на соответствующий период.

2. Государственные заказчики представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ в порядке и сроки, установленные этим Министерством, предложения по инвестиционным проектам с учетом предварительных объемов государственных и централизованных капитальных вложений. Государственные заказчики в обоснование своих предложений представляют:

– перечень строек и объектов на весь период строительства с разбивкой по годам;

– технико-экономические обоснования и расчеты по формам, установленным Минэкономразвития России.

3. Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Росстроя и Министерства промышленности и энергетики или других ведомств рассматривает предложения, представленные заказчиками по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимает решение о включении (или невключении) их в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.

4. Принятые Минэкономразвития России решения о включении вновь начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд является основанием, в соответствии с которым государственные заказчики определяют застройщиков по строительству данных объектов и организуют проведение подрядных торгов.

5. Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ на основе результатов подрядных торгов и заключенных на их основе контрактов (договоров подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их финансирования по стройкам, включенным в перечень.

К нецентрализованным относятся капитальные вложения, осуществляемые:

– государственными предприятиями;

– муниципальными предприятиями;

– производственными кооперативами;

– потребительскими кооперативами и союзами потребительской кооперации;

– акционерными обществами;

– общественными организациями;

– частными предприятиями.

При планировании нецентрализованных капитальных вложений предприятия, организации, акционерные общества и иные организации принимают решения самостоятельно, в пределах их компетенции, в соответствии с законом и источниками финансирования.

При разработке планов нецентрализованных капитальных вложений предприятия и организации, акционерные общества руководствуются общими задачами в области капитального строительства по повышению эффективности использования капитальных вложений, повышению качества и снижению стоимости строительства, увеличению мощностей предприятий (организаций) исходя из их потребности.

Показатели плана капитальных вложений

План капитальных вложений неразрывно связан с конечной целью строительного производства — вводом в действие производственных мощностей, вводом в эксплуатацию основных фондов и других объектов. Эта связь капитальных вложений с конечной продукцией строительства предопределяет перечень основных показателей плана капитальных вложений. Основными показателями плана капитальных вложений являются:

1) план ввода в действие мощностей, в том числе расширение действующих и строительство новых предприятий;

2) ввод в эксплуатацию основных фондов;

3) объем капитальных вложений;

4) титульные списки строек и объектов.

Ввод в действие мощностей является главным показателем плана капитального строительства. Ввод в действие мощностей, отдельных объектов и предприятий предусматривается в планируемых показателях раздельно по каждому направлению. Например, по объектам торговли такими показателями служат:

а) розничная сеть — число магазинов и их мощность в квадратных метрах торговой площади;

б) предприятия общественного питания — число пред приятий и количество в них мест для посетителей;

в) общетоварные склады — число складов и их мощность в квадратных метрах складской площади;

г) холодильники — число холодильников и их емкость в тоннах;

д) овощекартофелехранилище — число хранилищ и емкость их в тоннах.

По объектам промышленности ввод в действие производственных мощностей предусматривается также в натуральных показателях раздельно по каждому направлению. Например, хлебозаводы — тонн в сутки, консервные заводы — млн условных банок в год, пивоваренные заводы и заводы безалкогольных напитков — тыс. дал. в год; предприятия по производству колбасных изделий — тонн в смену; заводы железобетонных изделий — тыс. куб. м продукции в год и т.д.

Размер ввода в действие мощностей и объектов на планируемый период определяется по расчетам. При этом предусматривается максимально возможное использование действующих мощностей.

При разработке плана ввода в действие мощностей, предприятий необходимо предусматривать в первую очередь ввод мощностей за счет окончания строительства ранее начатых объектов, расширения предприятий, а затем вновь начинаемых строек.

Сроки ввода в действие мощностей и объектов определяются исходя из установленных норм продолжительности строительства, с которыми увязываются сроки поставки оборудования согласно договорам поставки оборудования.

Ввод в действие основных фондов планируется в денежном выражении. В план ввода в действие основных фондов включаются:

а) стоимость законченных строительством и вводимых в действие в плановом периоде объектов и предприятий;

б) стоимость вводимых в действие машин и оборудования, включая транспортные средства;

в) затраты на приобретение инвентаря и инструмента, относящихся к основным фондам.

При определении заданий по вводу в действие основных фондов. План ввода в действие мощностей и основных фондов служит основанием для определения объема капитальных вложений.

Объем капитальных вложений определяется исходя из запланированного ввода в действие мощностей, предприятий, объектов и создание нормативных заделов, в который обязаны укладываться заказчики.

В планах капитальные вложения определяются по отраслям деятельности с выделением объемов на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий. Капитальные вложения подразделяются также по видам затрат: на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы, прочие капитальные работы и затраты.

На стадии разработки долгосрочного плана капитальных вложений объемы капитальных вложений определяются на основе нормативов удельных капитальных вложений на единицу вводимой мощности (объекта) и нормативов эффективности использования основных фондов.

Нормативы удельных капитальных вложений устанавливаются по отраслям хозяйственной деятельности. Они разрабатываются раздельно для нового строительства и для реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.

Рассчитанный с помощью указанных нормативов объем капитальных вложений на долгосрочный период в последующем (в годовых планах) уточняется на основе более детальных экономических и прямых расчетов по проектно-сметной документации.

Одними из важных документов капитального строительства являются титульные списки на строительство, которые готовятся одновременно с планом капитальных вложений.

Повышение научного уровня планов капитальных вложений вызывает необходимость дальнейшего улучшения системы показателей плана и методологии планирования с учетом реформирования экономики, а также совершенствования норм и нормативов удельных капитальных вложений.

В целях всестороннего анализа экономической эффективности капитальных вложений на всех стадиях разработки плана капитальных вложений производятся расчеты экономической эффективности капитальных вложений.

Титульные списки строительства, их содержание и значение

Титульный список — это документ, в котором содержится перечень объектов, включенных в планы капитальных вложений. Титульные списки являются одним из основных документов, в которых конкретизируются объекты, предусмотренные в планах капитальных вложений и капитального строительства. Титульные списки составляются на все вновь начинаемые и переходящие стройки и объекты, которые подлежат строительству в планируемом периоде1. Титульный список содержит наименование объектов нового строительства (реконструкции), местонахождение строящегося объекта, год начала и окончания строительства. В титульном списке указываются проектная мощность строящегося объекта, сметная стоимость, объем капитальных вложений и строительно-монтажных работ, ввод в действие производственных мощностей и основных фондов. Титульные списки строек составляются на весь период строительства с разбивкой заданий по годам.

Согласно указаниям новые объекты могут быть включены в титульные списки строительства только при наличии проектно-сметной документации на первую очередь строительства. Титульные списки строек утверждаются руководителями организаций, утверждающими план капитальных вложений. Включение объектов в титульный список является разрешением на их строительство.

Титульный список — неизменный плановый документ на весь период строительства. Он является обязательным для заказчиков и подрядчиков. Титульный список в прошлом служил документом для составления и предъявления заявок снабженческо-сбытовым организациям. Сейчас он является основой для производства проектно-изыскательских работ и привязки типовых проектов к местности.

Объектом строительства является каждое отдельно стоящее здание или сооружение со всеми относящимися к нему оборудованием, эстакадами, инженерными коммуникациями, подсобными и вспомогательными сооружениями и устройствами, предусмотренными проектом на его строительство (реконструкцию). Под стройкой понимается совокупность зданий и сооружений (объектов), строительство и реконструкция которых осуществляются, как правило, по единой проектно-сметной документации.

На основе титульных списков строек могут при необходимости составляться внутрипостроечные титульные списки для конкретизации титульных списков строек по объектам. Они составляются заказчиком совместно с генеральным подрядчиком с целью распределения показателей плана капитальных вложений по отдельным объектам и затратам и утверждаются руководителем организации-заказчика.

Все объекты, включаемые во внутрипостроечные титульные списки, разделяют на три группы:

1) подлежащие вводу в эксплуатацию в плановом году — пусковые объекты;

2) объекты, начало и окончание строительства которых лежат за пределами года — переходящие объекты;

3) объекты, строительство которых начинается в плановом году, а сдача в эксплуатацию будет в последующие годы — задельные объекты.

Титульные списки строек служат плановым документом при заключении договоров подряда и при оформлении финансирования капитальных вложений.

Математический форум (помощь с решением задач, обсуждение вопросов по математике).

Если заметили ошибку, опечатку или есть предложения, напишите в комментариях.

Источник

Реальное инвестирование по сравнению с другими видами инвестирования имеет ряд преимуществ:

-вложения в реальные объекты обеспечивает инфляционную защиту инвестиций, так как темпы роста цен на основные фонды, недвижимость не только соответствуют, но во многих случаях даже обгоняют темпы роста инфляции.

-при реальном инвестировании достигается значительно более высокая отдача капитала, чем вложения в акции, облигации, в валюту и другие финансовые инструменты.

-реальные инвестиции являются самым эффективным инструментом обеспечения высоких темпов развития и диверсификации деятельности растущих компаний в соответствии с избранной ими общей экономической стратегии.

Среди реальных инвестиционных проектов наибольшую долю занимают проекты реализуемые путем различных форм капитальных вложений. К подобным проектам относятся: новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение компаний и их структурных единиц.

Подготовка инвестиционных проектов к реализации требует предварительной разработки бизнес-планов. Бизнес-план – это стандартный для большинства стран с развитой экономикой документ, в котором детально обосновывается концепция предназначенного для реализации реального инвестиционного проекта и приводятся его основные характеристики. Предприниматель для осуществления реального инвестирования в форме капитальных вложений должен иметь четкие представления о предполагаемом бизнесе, его масштабе и форме, важнейших показателях маркетинга, принимаемой финансовой и хозяйственной деятельности, сырьевом, техническом и кадровом обеспечении проекта, объем необходимых инвестиций и сроках их возврата, рисках связанных с реализацией проекта и других его характеристиках.

Бизнес-план необходим не только для предпринимателя, но и для потенциальных инвесторов; для потенциальных партнеров; для потребителей; для государственных органов (как источник будущих доходов налоговых и неналоговых). Различают полный и краткий вариант бизнес-плана. Различают официальный и рабочий бизнес-план. Полный вариант объемом 40-50 страниц (основного содержания) разрабатывается для крупных инвестиционных проектов, а также для проектов, связанных с предложением на рынок новых продуктов и услуг.

Для небольших инвестиционных проектов разрабатывается краткий вариант бизнес-плана (10-15 страниц).

Рабочий бизнес-план разрабатывается для использования его менеджментом фирмы с целью использования при реализации, планирования проекта.

Официальный бизнес-план необходим для представления проекта внешним участникам инвестиционного проекта.

Содержание и составление полного варианта бизнес-плана.

Основные разделы бизнес-плана инвестиционного проекта:

1р: Краткая характеристика инвестиционного проекта (резюме).

2р: Характеристика отрасли, в которой реализуется инвестиционный проект.

3р: Характеристика продукта (услуги).

4р: Размещение объекта.

5р: Анализ рынка.

6р: Планируемые объем и структура производства продукта (указанных услуг).

7р: Обеспеченность выпуска продукта основными ресурсами.

8р: Стратегия маркетинга.

9р: Управление реализацией инвестиционного проекта.

10р: Оценка рисков и формы их страхования.

11р: Финансовый план.

12р: Стратегия финансирования инвестиционного проекта.

1р. Этот раздел открывает бизнес-план. Но составляется после разработки всех других разделов, когда концепция проекта, ее обоснования и формы четко определены. Инвестор на основании только этого раздела должен суметь сделать вывод о соответствии проекта направленности его инвестиционной деятельности, о соответствии его инвестиционной стратегии, о соответствии потенциала его инвестиционных ресурсов, о приемлемости периода реализации и сроков возврата вложенного капитала и т.д.

Основные требования к разделу: лаконичность (2-3 страницы); информативность; простота изложения.

Раздел начинается с изложения концепции проекта, в которую входит обоснование целей реализованной предпринимательской идеи на основе изучения рынка, выводы о перспективности и о целесообразных формах реализации проекта. Указывается степень разработки инвестиционного проекта. Краткие характеристики инвестиционного проекта: требующаяся сумма в национальной валюте и в одной из твердых валют, период осуществления инвестиций до начала эксплуатации, возможный период эксплуатации до начала расширения или технического перевооружения, проектируемый период окупаемости инвестиций.

2р. В разделе рассматривается влияние внешней среды на перспективность и эффективность развития проекта. В разделе рассматривается соответствие отраслевой направленности, задача структурной перестройки экономики страны. Тенденции развития спроса на продукцию отрасли, уровень развития рыночных отношений в отрасли. Средний уровень прибыльности капитала в отрасли за последний период.

3р. В разделе рассматриваются отличительные особенности и привлекательность для потребителей, достоинства и преимущества в сравнении с продуктами уже представленными на рынке. Сравнительная оценка проводится по параметрам функциональности продукта, его качества, дизайна и по другим признакам. При характеристике продукта особое внимание уделяется его конкурентоспособности по основным качественным признакам, по уровню цен, предоставляемым гарантиям и после продажным условиям. указывается прогнозный, общий период жизненного цикла продукта и возможность дальнейшего его совершенствования в рамках предусмотренных технологий и уровня технического оснащения. По принципиально новым продуктам указывается требуемая форма его правовой защиты (патент, авторское право и т.д.)

4р. Это оценка:

-инвестиционной привлекательности региона;

-рассмотрение потенциальных преимуществ, месторасположения объекта с позиций приближенности к факторам производства (к сырью, кадровым потенциалам и т.д.) или к рынкам сбыта.

Важную роль в размещении играет и возможная рыночная стоимость земельного участка.

5р. Он охватывает не только текущее, но и прогнозируемое состояние рынка. Обоснованность выводов этого раздела оказывает существенное влияние на планирование объема производства продукта, уровень цен и сумм прибыли. А, следовательно, определяет и правильность в дальнейшем расчета эффективности инвестиций. Раздел начинается с характеристики потенциальных покупателей продукта, их особенностей и предполагаемой численности.

Оценка продуктов уже имеющихся на рынке. Она проводится за последние три года. При этом рассматриваются как продукты отечественного производства, так и импортные. С учетом предполагаемой численности розничных и оптовых покупателей и характеристики современного состояния спроса прогнозируется возможный объем продажи продукта на предстоящие пять лет с момента начала эксплуатации проекта. Расчеты дифференцируются в разрезе отдельных региональных рынков. При анализе особое внимание уделяется оценке цен на продукты. Оценка производится по внутреннему рынку с сопоставлением уровня мировых цен на подобную продукцию.

По результатам оценки и выявленным тенденциям составляется прогноз динамики цен на предстоящий период для исключения влияния фактора инфляции прогнозируемый уровень цен на внутреннем рынке выражается в твердой валюте. Анализ рынка завершается оценкой современного и прогнозируемого уровней конкуренции на внутреннем рынке.

6р. Это основная характеристика производственной деятельности объекта инвестирования на стадии его эксплуатации.

На первом этапе разработки раздела обосновывается общий объем намеченного выпуска продукции. В среднем за год при выходе объекта на производственную мощность. На втором этапе подобные расчеты проводятся по отдельным ассортиментным группам продукта. На третьем этапе результаты расчетов дифференцируются по отдельным годам предстоящего периода, с учетом возрастания производственных мощностей по мере освоения проекта. Планируемые объем и структура производства рассчитываются в трех единицах измерения: в количестве единиц, в национальной валюте, в твердой свободно конвертируемой валюте. Расчеты носят альтернативный характер в виде разных вариантов прогнозируемого выпуска при благоприятном и неблагоприятном развитии рынка, при быстром или замедленном освоении проектных мощностей и других характеристиках.

7р. Данный раздел позволяет:

-определить реальность планируемого объема выпуска;

-определить эффективность размещения инвестиционного проекта в избранном регионе.

Все расчеты на первый год помесячно; на второй и третий год поквартально и далее по годам. Бизнес-план разрабатывается на 5-6 лет.

Последовательность:

*оценивается обеспеченность выпуска продукта основными видами сырья, материалов, энергетических ресурсов.

*исследуется обеспеченность выпуска продукта с помощью современных технологий. При этом отмечается имеется ли у инициатора проекта технология соответствующая современным стандартам, либо необходимо приобретение патентов, лицензий, ноу-хау. Указывается возможный период использования имеющихся технологий.

*обеспеченность оборудованием. При этом необходимо отметить имеется ли данное оборудование у инициатора или его надо приобрести в стране или за рубежом.

*обеспеченность выпуска продукции соответствующими знаниями или помещениями, объектами производственной инфраструктуры; при этом отмечается: имеются ли эти помещения в полном объеме или необходимо их расширение, приобретение или новое строительство. Если зданий в наличии нет, то необходимо указать нужные площади и объем.

*обеспеченность выпуска продукта кадрами соответствующей квалификации, при этом необходимо предусмотреть привлечение кадров, и не только специалистов, но и соответствующих рабочих профессий.

8р. Раздел разрабатывается как самостоятельный в следующих случаях:

-при выходе на рынок с принципиально новым продуктом;

-при внедрении на иные региональные рынки как внутри страны, так и за рубежом;

-при высоком уровне конкуренции на соответствующем товарном рынке. В данном разделе необходимо разработать программу маркетинговых действий компании по всем основным элементам маркетингового комплекса.

9р. Разработка раздела направлена на наиболее эффективное и быстрое осуществление проекта. Для этого:

-необходимо определить организационно-правовую форму реализации проекта. Будет ли реализован проект в рамках организационно-правовой формы существующей у инициатора или нужно создавать новые (государственные, муниципальные, унитарные предприятия, товарищества, общества, кооперативы, АО)

-необходима разработка схемы организационной структуры управления объектом на стадии его эксплуатации, если проект связан с созданием новой компании. При этом как правило указывается кандидатура руководителя компании, данные о возрасте, образовании, общем стаже и т.д.

-отмечается может ли быть инвестиционный проект реализован самостоятельно, либо требуется привлечение подрядчика и субподрядчика. При их привлечении отражаются их характеристики (продолжительность работы отрасли, прогрессивности технологий, прогрессивности парка механизмов, квалификация кадров и т.д.).

10р. а) оцениваются возможные виды рисков:

-риск существенной задержки реализации начала реализации проекта;

-риск несвоевременного завершения строительно-монтажных работ;

-риск существенного превышения расчетной сметной стоимости строительно-монтажных работ;

-риск невыхода на запланированный объем выпуска продукции (в связи с установленными технологиями, конкуренцией и т.д.);

-риск невыхода на запланированные показатели внешне-экономической деятельности в связи с ужесточением экспортной политики государства.;

-риск снижения запланированного уровня эффективности деятельности и увеличение периода окупаемости капитала из-за государственного регулирования цен, ужесточения налогового регулирования и т.д.

по основным видам рисков необходимо определить их уровень по проекту в целом.

б) в соответствии с оценкой уровня отдельных рисков излагаются формы наиболее эффективного их страхования:

-разработка профилактических мероприятий по предупреждению рисков;

-распределение негативных финансовых последствий рисков среди участников и инвесторов проекта;

-создание резервных фондов;

-внешнее страхование наиболее существенных рисков;

-получение документа гарантийной защиты от отдельных рисков от местных органов самоуправления и т.д.

в) рассматриваются возможные формы выхода из инвестиционного проекта на любой стадии его реализации, если фактический уровень риска значительно превысит рассчитанный и существенно повлияет на эффективность инвестиционного проекта.

11р. При достигнутом уровне обоснованности финансовый план является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Он должен ответить на главный вопрос интересующий инвестора: как быстро и в каких формах будет обеспечен возврат инвестиционного капитала.

Несколько этапов расчетов:

1 Исходя из сметной стоимости работ и этапов их осуществления составляется график потока инвестиций, связанных со строительством (расширением, реконструкцией, техническим перевооружением). В графике отражается потребный объем инвестиций в оборотные активы и создание необходимых резервных фондов.

В составе инвестиций, связанных с вводом в действие основных фондов учитываются не только прямые затраты, но и накладные расходы подрядчика и инвестора. На первый год график потока инвестиций разрабатывается помесячно, на второй поквартально, далее ежегодно.

2 Обоснование плана доходов и расходов связанных с эксплуатацией реального инвестиционного проекта. В плане отражаются такие основные показатели хозяйственной деятельности эксплуатируемого проекта, как валовой доход от реализации продукта (выручка), общий объем и состав основных текущих затрат, налоговые платежи. И получаем валовую, а потом и чистую прибыль. Денежный поток представляющий сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений в сумме покрывает наши инвестиционные расхода. На первый год помесячно, на второй поквартально, далее ежегодно производятся расчеты.

3 Определяется точка безубыточности по инвестиционному проекту показывая при каком объеме продаж продукта будет достигнута самоокупаемость хозяйственной деятельности объекта инвестирования. На стадии его эксплуатации, безубыточность деятельности осуществляется при таком объеме чистого дохода от реализации (валового дохода за вычетом НДС и акцизного сбора), который равен сумме текущих затрат.

Точка безубыточности (объем выпуска и продажи продукции) можно рассчитать по формуле:

,

где – объем продажи (производства) обеспечивающий достижение точки безубыточности проекта; – сумма постоянных текущих затрат – это расходы по аренде и содержании основных фондов, расходы на рекламу, амортизацию основных фондов, и другие виды постоянных затрат, суммы которых не изменяются при изменении объема продукции или производства; – уровень чистого дохода к объему продажи (в процента) – это цена штуки товара за вычетом НДС и акцизов; – уровень переменных текущих затрат в процентах (расходы на сырье и материалы, транспортные расходы, расходы по уплате процентов за краткосрочный кредит, другие виды текущих затрат, суммы которых изменяются пропорционально изменению объема продажи или производства).

4 Определяется период окупаемости инвестиций в проект. Вычисляется как частное от делителя общий объем инвестиций на среднегодовую сумму денежного потока. Обе эти суммы должны быть приведены к настоящей стоимости по дисконтной ставке, которую принимают обычно 8-12% в год. В этом же разделе кроме периода окупаемости рассчитываются и другие основные показатели эффективности разрабатываемого инвестиционного проекта.

12р. Описываются источники финансирования проекта. С учетом возможных источников формирования инвестиционных ресурсов и с учетом общих принципов их оптимизации определяются возможные источники финансирования для каждого из планируемых периодов, результаты сводятся в таблицу.

При разработке донного раздела необходимо подробно рассмотреть состав привлекаемых источников капитала, особенно возможность привлечения средств иностранных инвесторов. Формы привлечения иностранных инвестиций могут быть:

-денежный вклад в иностранной валюте;

-имущественный вклад;

-обеспечение получения кредитов иностранных банков;

-привлечение к строительству зарубежного подрядчика и его финансирование;

-передача прав на использование патентов, лицензий, ноу-хау;

-обеспечение подготовки кадров для эффективной эксплуатации проекта.

Разработанный бизнес план позволяет инициаторам инвестиционного проекта и предполагаемым инвесторам всесторонне оценить целесообразность его реализации и ожидаемую эффективность.

Источник

Adblock
detector