Основные источники финансирования бизнеса план урока

Основные источники финансирования бизнеса план урока thumbnail

«Основные источники финансирования предпринимательства»

Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Основы предпринимательства”;

  • развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;

  • воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – повторение, контроль, систематизация, обобщение знаний и изложение нового материала.

Методы обучения и контроля: объяснение, беседа с закреплением материала; демонстрация презентации; контроль усвоения материала с игрой.

Оснащение урока:

  1. слайд “Источники финансирования предпринимательства”;

  2. плакат с девизом семьи банкиров Ротшильдов (Англия, XVIII в.): “Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие”;

  3. плакат с английской пословицей “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”;

  4. плакат “Прибыль – превыше всего, но честь – превыше прибыли”;

  5. плакат с высказыванием римского комедиографа и поэта Плавта (II в. до н. э.) “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”;

  6. слайд“Критерии оценок”;

  7. слайд “Стартовый капитал”;

  8. слайд “Банковский кредит”;

  9. контрольное задание – раздаточный материал

  10. раздаточные материалы – незаполненная схема “Источники финансирования предпринимательства”;

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.):

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • постановка цели урока.

Господа предприниматели!

На предыдущих уроках мы с вами разбирали написание бизнес-плана. Говори о том, что необходимо иметь начальный Уставный капитал. Сегодня в повестке дня – один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования Вашего бизнеса.

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.).

Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вспомнить основные вопросы наших предыдущих уроков.

Ребята работают в парах заполняют таблицу

Таблица 1.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какая деятельность называется предпринимательской?

Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность человека, владеющего материальными ресурсами, денежными средствами или культурными ценностями и использующего их для производства товаров или оказания услуг под свою имущественную ответственность.

2.

Какова цель предпринимательской деятельности?

Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.

3.

Как рассчитывается прибыль?

П = Д – З,

где Д – доходы о реализации продукции или услуг;

З – затраты на производство.

4.

Из чего складываются затраты на производство?

Затраты на производство – это затраты на материалы, оборудование, инструменты, электроэнергию, транспорт, оплату коммунальных услуг, услуг связи, это расходы на оплату налогов и др.

5.

Чтобы успешно вести свой бизнес, предприниматель должен обладать определенными качествами. Какими?

Основные качества предпринимателя: самостоятельность, ответственность, обязательность, порядочность, законопослушность, инициативность, новаторство, культура поведения. Предприниматель должен обладать специальными знаниями, большой силой воли и выдержкой, уметь не только выигрывать, но и достойно проигрывать.

6.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Назовите их.

Основные формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество.

7.

Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск под свою имущественную ответственность. Мы знаем, что существует два вида ответственности по своим обязательствам – ограниченная и неограниченная. Объясните, чем они отличаются друг от друга?

Предприятие с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в пределах уставного капитала (ответственность ограничена размерами уставного капитала);

предприятие с неограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в полном размере.

3. Изложение нового материала (20 мин.).

Господа предприниматели!

Работа по командам (учащиеся делятся на 4 команды)

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Какие будут мнения?

предлагают взять кредит в банке, выпустить и продать акции, дополнительно внести личные средства.

предлагают взять деньги в долг у знакомых, оформить кредит в банке и внести личные средства.

Учитель задает вопрос: “Господа предприниматели, с какой целью Вы создаете свой бизнес?”

Ответ: “Бизнес создается с целью получения прибыли”.

Вопрос учителя: “Как вы предполагаете распорядиться полученной прибылью?”

Эти вопросы подводят детей к ответу: “Прибыль – один из источников финансирования бизнеса”. Учитель предлагает записать в тетрадь тему урока – “Источники финансирования предпринимательства”.

Господа предприниматели!

Вы назвали некоторые источники финансирования предпринимательства. Предлагаю разделить их на две группы: внутренние и внешние.

Слайд “Источники финансирования предпринимательства”помещается на классную доску. На схеме все ячейки закрыты и открываются в ходе объяснения. Каждой команде выдается схема с пустыми ячейками.

Учитель предлагает вписать в верхнюю ячейку “Источники финансирования предпринимательства” и заполнить две следующие “Внутренние” и “Внешние”. Соответствующие ячейки открываются на слайде

Внутренние источники финансирования – это те источники, которые есть у самого предприятия.

Внешние источники финансирования – это те источники, из которых финансы поступают в фирму от других предприятий, организаций, частных лиц, государства (т.е. со стороны).

Ребята выполняют работу, затем представитель от каждой фирмы дает свой ответ

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что из названных ими источников финансирования личные средства и прибыль – это внутренние источники, а банковский кредит и продажа акций – это внешние источники. В схемах заполняются соответствующие ячейки .

Учитель обращает внимание детей на то, что прибыль – главный внутренний источник финансирования. Учащиеся записывают в тетрадь: Прибыль – главный внутренний источник финансирования.

Продажа акций, как способ привлечь финансы извне, – важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

“Условия предоставления банковского кредита”. После изложения этого материала учащиеся записывают в тетрадь:

Условия предоставления банковского кредита

  1. Срочность.

  2. Возвратность.

  3. Платность.

  4. Гарантии (залог или страховка).

Господа предприниматели!

Кроме банковского, в бизнесе используется еще одна разновидность кредита. Это – торговый кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Например, Ваши предприятия заказывают у поставщиков большую партию сырья. Согласно договору поставщик предоставляет Вам отсрочку платежа на 30 дней. Это значит, что к установленному сроку Ваши предприятия должны полностью рассчитаться за полученный товар и, сверх того, уплатить определенный процент за предоставленный кредит. Торговый кредит – это еще один внешний источник финансирования.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Торговый кредит” и записывают в тетрадь: Торговый кредит – это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия.

Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Объединение с другими предприятиями”

Государство может оказывать финансовую помощь в виде субсидий фирмам в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе (например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственная субсидия” и записывают в тетрадь: Государственная субсидия – это частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать. Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Есть еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм – это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственный заказ”Схема заполнена.

4. Закрепление знаний учащихся (10 мин.).

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам посоветоваться и уточнить возможные источники поступления на Ваши предприятия финансовых средств.

Учащиеся дают ответы и обосновывают их.

внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – продажа акций, банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.

внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.

5. Подведение итогов урока учителем (3 мин.).

Уважаемые предприниматели!

Сегодня Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией.

Финансы – это не единственные ресурсы, которыми обладает предприниматель. Ресурсы, как вы уже знаете, это те факторы, благодаря которым производство существует и приносит прибыль. К ним относятся и трудовые ресурсы, и материальные ресурсы (сырье, материалы, оборудование). Ресурсы – это здания и транспорт, это квалификация работников, это современные технологии производства, это информационные технологии.

Я рекомендую для внеклассного чтения “Трилогию желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”) американского писателя Теодора Драйзера.

Я благодарю Вас за плодотворную совместную работу на уроке; объявляю оценку результатов их коллективного труда

Домашнее задание: теоретический материал; работа с бизнес-планом(составить схему финансовых источников)

Ф.И. учащихся_______________________________________________________________________

№ п/п

Вопросы

Ответы

1.

Какая деятельность называется предпринимательской?

2.

Какова цель предпринимательской деятельности?

3.

Как рассчитывается прибыль?

4.

Из чего складываются затраты на производство?

5.

Чтобы успешно вести свой бизнес, предприниматель должен обладать определенными качествами. Какими?

6.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Назовите их.

7.

Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск под свою имущественную ответственность. Мы знаем, что существует два вида ответственности по своим обязательствам – ограниченная и неограниченная. Объясните, чем они отличаются друг от друга?

Карточка №1

Ваше предприятие называется «Молодежь 21 века» вы производите текстильную промышленность

(платья, брюки, футболки и т.д.)

Каковы ваши основные источники финансирования предприятия

——————————————————————————————————————————-

Карточка №2

Ваше предприятие называется «Чистюля» вы производите бытовую химическую промышленность (мыло, порошок и т.д.)

Каковы ваши основные источники финансирования предприятия

——————————————————————————————————————————-

Карточка №3

Ваше предприятие называется «Дарю валюту» вы продаете валюту иностранных государств (доллар, рубли, юани и т.д.)

Каковы ваши основные источники финансирования предприятия

——————————————————————————————————————————-

Карточка №4

Ваше предприятие называется «Три волоска» вы предоставляете сферу услуг

(стрижка, укладка, и т.д.)

Каковы ваши основные источники финансирования предприятия

Ф.И. уч-ся___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Источники финансирования предпринимательства

Внутренние

Внешние

Дополнительная информация: Предприниматель должен обладать высокой работоспособностью: когда обычные люди спят или развлекаются – предприниматель работает. Предприниматель должен быть честным. Настоящий предприниматель всегда помнит о том, что “Прибыль – превыше всего, но честь превыше прибыли”. Хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие”.

Историческая справка: Ротшильды – семья банкиров. Родоначальник династии Майер Амшель Ротшильд (1744–1812 г.г.) в 1766 г. основал банк во Франкфурте-на-Майне. Впоследствии его сыновья основали банки в Вене, Неаполе, Париже, Лондоне.

Источник

План-конспект урока

«Источники финансирования предпринимательства»

Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Основы предпринимательства”;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;
  • воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – урок повторения, контроля, систематизации, обобщения знаний и изложения нового материала.

Форма: деловая игра “Финансирование бизнеса”.

Методы обучения и контроля: объяснение, беседа с закреплением материала; демонстрация презентации; контроль усвоения материала с помощью тестов.

Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, обществознание, технология.

Оснащение урока:

  1. Презентация «Источники финансирования бизнеса».
  2. Раздаточные материалы – незаполненная схема “Источники финансирования предпринимательства”;
  3. Клей-карандаш.

Литература:

  1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 2002. – 188 с.
  2. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебное пособие для учащихся 6–8 классов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 120 с., ил.
  3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
  4. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
  5. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.
  6. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов. – М.: “Начала–Пресс”, 2000. – 160 с.: табл., графики, диаграммы.
  7. Литература для дополнительного внеклассного чтения:

Теодор Драйзер “Трилогия желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.):

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • постановка цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся, постановка цели урока, проверка д/з (12 мин.).

Господа предприниматели! На предыдущих собраниях Вы “учредили” два предприятия: Товарищество на вере “Blackwood” и ресторан блюд китайской кухни «Красный Дракон», разработали для каждого из них Устав и Учредительный договор. Давайте посмотрим бизнес-планы, подготовленные фирмами.(просмотр презентаций) Спасибо, думаю ваши бизнес-планы будут одобрены учредительным советом. Сегодня в повестке дня собрания – один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования Вашего бизнеса.

3. Изложение нового материала (20 мин.).

Вы разработали бизнес-план, в котором определили количество денег, необходимых на начальном этапе, т.е. рассчитали размер стартового капитала. В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. Английская пословица гласит: “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”. А еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и поэт Плавт Тит Макций заметил: “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”.

Учитель задает вопрос: “Для каких целей нужны деньги на начальном этапе деятельности предприятия?”

Ответ: “На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно–конструкторские разработки, закупку сырья и материалов, заработную плату, оплату аренды помещений и коммунальных услуг, закупку оборудования и инструментов, плату за телефон и лицензию, а также на другие нужды”.

Учитель: “Каждый участник предприятия может внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на вопросы тестового задания. За каждый правильный ответ засчитывается один балл, цена которого эквивалентна 10000 руб. стартового капитала”. (Учащимся выдаются контрольные задания, содержащие 7 тестов. Максимальное количество баллов – 9. По истечении этого времени учащиеся обмениваются листами с ответами на контрольные задания и проверяют их правильность. Во время проверки учитель называет номер вопроса и правильный ответ. Дети работают красными ручками, зачеркивают неправильные ответы и вместо них вписывают правильные.

1 — 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1,2,3, 5 – 3, 6 – 3, 7 – 1.

Подсчитывается сумма баллов по каждому учащемуся. Кроме того, учащиеся получают оценки, критерии которых размещаются на классной доске.

После взаимопроверки учащиеся возвращают друг другу листы с ответами и оценками. “Руководитель” каждого предприятия суммирует баллы своих участников, переводит их по ранее объявленному курсу в рубли, называет итоговую сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад в стартовый капитал своего “предприятия”.

Учитель подводит итог: “Интеллект, знания – это капитал!”

“Руководители” предприятий рассчитывают недостающие средства для стартового капитала.

Психогимнастика «Птенец»

(с элементами дыхательной гимнастики) (5 мин.).

Говоря о необходимых предпринимателю качествах мы отмечали и стрессоустойчивость, то есть обладание устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в любой ситуации, не показывать своих эмоций. Для этого нужно заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие для стартового капитала средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Вклейте в тетради полученные схемы “Источники финансирования предпринимательства” и заполняйте их в ходе объяснения.

Источники финансирования предпринимательства.

Внутренние

Внешние

личные средства

банковский кредит

прибыль

торговый кредит (это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия)

продажа акций

объединение с другими предприятиями (фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения)

государственные субсидии — частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать (полезно для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно

государственный заказ — государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. есть у самого предприятия.Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы

4. Закрепление знаний учащихся (5 мин.).

Итак, господа предприниматели! На сегодняшнем заседании Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. Предлагаю Вам посоветоваться и к следующему уроку определить возможные источники поступления в ваши фирмы недостающих финансовых средств. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.

В завершении мне хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – согласие, честность, трудолюбие” и рекомендовать вам прочесть “Трилогию желания” американского писателя Теодора Драйзера  (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

5. Подведение итогов урока учителем (5 мин.).

Благодарю Вас за плодотворную совместную работу на уроке; оценку результатов Вашего сегодняшнего труда Вы определили сами, опираясь на критерии. Будьте уверены в себе и своих силах, и удача всегда будет сопутствовать вам. Успехов, всего хорошего!

Источник

Adblock
detector