Описание идеи бизнес школа для детей

Описание идеи бизнес школа для детей thumbnail

1. Краткий инвестиционный меморандум

Известно, что занятия творчеством полезны для ребенка, они повышают его интеллект, способствуют развитию памяти и мышлению. Поэтому, помимо общеобразовательной школы, для многих родителей сейчас важно увлечь ребенка творческими занятиями.

Еще 15 лет назад в России, в основном, были только государственные творческие школы для детей — музыкальная, художественная и спортивная. В этих школах учили и учат по определенным методическим пособиям, давая максимальную нагрузку на ребенка, при этом, чаще всего, не подстраиваясь под особенности детей.

Сегодня же родители выбирают другие варианты для развития творческого потенциала ребенка. Поэтому все чаще появляются школы развития для детей разных возрастов.

Таким образом, школы творчества можно поделить на несколько видов:

1. Школы раннего развития. Рассчитаны на детей дошкольного возраста, большая часть уроков проходит в игровой форме. Ребенок получает основные понятия об окружающем мире, занимается физическими занятиями и упражнениями для своего возраста, развивает творческие способности (лепка, рисунок), учится быть самостоятельным.

2. Школы искусств, рассчитаны на детей школьного возраста, которые являются «моно-школами», то есть в которых обучаются одной из дисциплин. К примеру, художественному мастерству, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Такие школы похожи на государственные, однако предлагают услуги по индивидуальным занятиям с ребенком, отсутствует система оценок и четкий график. В таких школах собраны высококвалифицированные педагоги, после обучения в таких школах дети могут приобрести навыки для своих будущих профессий.

3. Школы творчества с разными направлениями занятий. В таких школах ребенок может выбрать одно или несколько направлений. Многие родители понимают, что ребенок должен пробовать себя в разных направлениях, а такие виды деятельности, как спорт или танцы, даже если не являются будущей профессией ребенка, полезны для здоровья. Дополнительным преимуществом для детей является общение со сверстниками, увлеченными одинаковыми дисциплинами.

Школа творчества с разными направлениями занятий будет рассмотрена в данном бизнес-плане. Конкуренция на рынке есть, но если будет подобран высококвалифицированный персонал (педагогов и тренеров), то школа достаточно быстро выйдет в прибыль.

Первоначальные инвестиции достаточно высоки, однако, чем больше будет продано абонементов, тем выше прибыль. Себестоимость урока складывается, в основном, из заработанной платы преподавателя и расходных материалов. К примеру, таких как краски, кисти, в художественном классе, мячи, коврики в спортивном, которыми можно пользоваться неоднократно.

Также стоит понимать, что, являясь школой для детей — целевой аудиторией будут взрослые, так как они принимают решения и оплачивают занятия. Поэтому маркетинговая программа школы должна быть направлена на взрослую аудиторию.

Сумма первоначальных инвестиций — 1 770 500 рублей;

Средняя ежемесячная прибыль — 195 150 рублей;

Срок окупаемости — 12 месяцев;

Точка безубыточности — месяца;

Рентабельность продаж — 38%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Школа творчества будет иметь помещение площадью от 150 м2 с тремя комнатами под спортивный, художественный и музыкальный класс, каждый из которых будет занимать не менее 40 м2 и общей зоной ресепшн при входе.

Месторасположение школы должно быть рассчитано на детей, проживающих рядом, либо в соседних районах, поэтому арендовать помещение в центре города не обязательно. Под такую школу отлично подойдет первый этаж многоквартирного дома либо помещение в офисно-развлекательном центре. Так как потребители услуги — дети, то их логистикой обычно занимаются родители, поэтому наличие парковки рядом со зданием будет большим преимуществом.

Школа творчества будет иметь на первоначальном этапе пять направлений. Хором и вокалом дети будут заниматься в музыкальном классе. Вокалу будут одновременно обучаться до семи человек, а хором до десяти. В художественном классе будут обучать лепке, рисунку маслом, красками, карандашами. В спортивном классе будут преподавать аэробику и танцы. В зависимости от возрастной группы и степени подготовки дети будут обучаться русским — народным танцам, современным и бальным. Преподавателей будет несколько по всем направлениям, оплата будет почасовая, то есть будет складываться суммированием за все уроки в месяц.

В школе будут как начинающие, так и продолжающие группы. Каждый ребенок будет заниматься в своей возрастной группе, расписание уроков будет составлено совместно с преподавателями и родителями, под каждую возрастную группу в дневное и вечернее время.

Школа будет работать с 10.00 до 20.00, при этом максимальная нагрузка будет с 15.00 до 19.00, а для детей, обучающихся в основной школе во вторую смену, предусмотрены занятия с 10.00 до 12.00.

Примерное расписание по одному из направлений (хор) может выглядеть следующим образом:

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

10.00

хор средняя группа

хор средняя группа

11.00

12.00

13.00

14.00

хор взрослая группа

хор взрослая группа

15.00

хор младшая группа

хор младшая группа

16.00

17.00

18.00

Стоимость занятий может быть разной в зависимости от услуги, либо одинаковой на все направления. Обычно дороже стоят более популярные направления, такие как танцы. В школе можно приобрести как разовое занятие, так и абонемент на месяц. Средняя цена месячного абонемента на все занятия — 2250 рублей.

Школа творчества может быть ориентирована как на детскую, так и на взрослую публику, однако рассматриваемый бизнес-план — детская школа. Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года количество родившихся увеличивается, соответственно детей становится все больше и больше. Так, за 2017 год численность детей до 15 лет включительно составила рекордные для России 26,9 миллионов человек.

По возрастной классификации обучающие группы можно поделить на несколько видов:

  • Дошкольная группа — сюда входят дети от 4 до 7 лет, часто с сопровождением родителей, обучаются начальным навыкам.
  • Дети от семи до 11 лет
  • Дети от 11 до 14 лет
  • Подростковая группа с 14 до 17 лет.

Школа ориентирована на детей, родители которых могут позволить дополнительное обучение для своего ребенка, то есть уровень доходов семьи должен быть не ниже среднего.

Преимущества и недостатки школы творчества показаны в таблице:

Сильные стороны проекта:

Слабые стороны проекта:

  • Выбор творческого занятия для ребенка;
  • Качество преподавания;
  • Дорогая аренда помещения
  • Отсутствие платежеспособности у родителей

Возможности проекта:

Угрозы проекта:

  • Развитие сети школ;
  • Организация онлайн- обучения
  • Увеличение перечня преподаваемых предметов
  • Высокая конкуренция на рынке;
  • Расторжение договора с одним из ключевых преподавателей
  • Изменения в законодательстве (расширения перечня видов деятельности, для которых необходима образовательная лицензия)
  • Нехватка квалифицированных преподавателей

Как уже отмечалось выше, целевой аудиторией детской школы творчества являются взрослые люди, которые нацелены на творческое развитие своих детей. Наличие программ для разных возрастов и средний ценовой сегмент позволяет охватывать большую аудиторию родителей детей дошкольного и школьного возраста.

Родители стремятся выбрать для детей лучший вариант обучения, поэтому при выборе школы, основным критерием являются отзывы знакомых. Также родители изучают социальные сети, сайт школы и отзывы на нее в Интернете. Для родителей важно получить максимум полезной информации по услугам школы, ее преподавателях и успехах по работе с детьми.

Таким образом, маркетинговая компании для школы творчества может иметь следующие инструменты продвижения:

  • Собственный сайт, а также странички в социальных сетях, таких как Вконтакте, Instagram. На сайте в обязательном порядке должна отображаться информация по расписанию, преподавателям, направлениям и существующим акциям на обучение. Контент социальных сетей может содержать не только общую информацию, но и показывать внутреннюю «жизнь» школы, а также может давать советы по тем или иным направлениям. К примеру, отснятые уроки по танцам, чтобы дети могли тренироваться дома;
  • Расклейка объявлений в местах скопления целевой аудитории, таких как школа, садик, детские театры и т.д.;
  • Расклейка объявлений вблизи школы, а также указатели на асфальте и щитах;
  • Реклама на местном радио;
  • Участие в мероприятиях города, показные выступления с детьми;
  • Система лояльности — бонусные программы и акции, такие как, бесплатное первое посещение.

Также для увеличения продаж, в вечернее время школа может набрать группы для взрослых.

Открытие детской школы творчества можно поделить на этапы:

Этап регистрации. Перед началом работы школы творчества, необходимо зарегистрироваться в государственных органах. Формой организации будет Общество с ограниченной ответственностью, вид деятельности по ОКВЭД-2: 85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки. Не смотря на то, что дополнительное образование подлежит лицензированию, покупать лицензию для того, чтобы открыть школу творчества, не нужно, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, лицензированию не подлежит образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании. Систему налогообложения можно выбрать упрощенную, объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на расходы.

Этап получения разрешений. Для этого необходимо соблюсти все требования. К примеру, требования к работникам дополнительного образования должны быть следующие:

  • должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке;
  • проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже одного раза в два года;
  • должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок;
  • должны иметь личную медицинскую книжку и допуск к работе.

Этап подбора помещения. Само помещение может находится в любом доме или строении, однако ремонт в нем должен соответствовать тем же СНиП и СанПиН. К примеру, должно быть несколько входов и выходов, правильное освещение, температура, соответствующая нормам. Также будет необходимо заказать дизайн- проект.

Этап согласования помещения с МЧС, а также приобретение пожарной сигнализации, средств пожаротушения.

Закупка и соблюдение требований инженерных коммуникаций.

Закупка мебели, соответствующая нормам безопасности.

Подбор персонала и составление штатного расписания.

Разработка направлений школы и составление примерного расписания занятий.

Установка кассового аппарата.

Реклама.

Открытие школы творчества.

6. Организационная структура

Для того, чтобы школа творчества функционировала, на постоянной основе должны работать директор, администраторы, бухгалтер и уборщица. Директор, администраторы и уборщица работают по трудовому договору, с бухгалтером (или бухгалтерской фирмой) может быть подписан договор на оказание услуг удаленно.

В обязанности директора школы входит подбор персонала, организация административно-хозяйственных процессов, обеспечение жизнедеятельности школы. Директор будет отвечать за пожарную безопасность, методы преподавания, за рекламу. В первое время директором может быть собственник, который также может являться идейным вдохновителем школы (открывать новые направления). Директор будет работать по графику 5/2 c 8.00 до 18.00, заработанная плата состоит из оклада и премии.

Администраторов в штатном расписании двое, они будут работать с 9.30 до 20.30 по графику 2/2. Рабочим местом является ресепшн школы, в обязанности входит работа с посетителями, оформление договоров, работа с кассой, составление расписания и ответы на телефонные звонки.

Сотрудники, без которых школа не сможет существовать — это преподаватели. Опытные и грамотные преподаватели — залог того, что родители будут отдавать своих детей в школу творчества снова и снова. При найме преподавателей, важно оценить их уровень образования, наличие опыта и методику преподавания. Для школы творчества в первое время достаточно два преподавателя в спортивный зал (танцы и аэробика), преподаватель в художественный класс и преподаватель в музыкальный класс. Оплата будет почасовая, график работы согласно расписанию школы.

Постоянные расходыОкладКоличество сотрудниковСумма
Директор35 000135 000
Администратор-кассир25 000250 000
Уборщица15 000115 000
Страховые взносы30 000
Итого ФОТ

130 000

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страхоых взносов представлен в финансовой модели.

Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 1 770 500 рублей.

Полный перечень инвестиций на открытие школы представлен в таблице:

Инвестиции на открытие

Регистрация, включая получение всех разрешений

40 000

Дизайн-проект помещения

80 000

Ремонт

800 000

Вывеска

30 000

Рекламные материалы

30 000

Аренда на время ремонта

320 000

Закупка оборудования

450 500

Прочее

20 000

Итого

1 770 500

Основными затратами являются ремонт и закупка оборудования. К примеру, закупка в спортивный зал зеркал и шкафчиков; в музыкальный класс — синтезаторов, музыкального оборудования с микрофонами для вокала и прочее. Ремонт также может иметь цену выше среднего на квадратный метр, так как должен соответствовать всем нормам. Основными ежемесячными расходами, будут постоянные затраты, которые влияют на себестоимость одного занятия (абонемента). Себестоимость складывается в основном из заработанных плат преподавателей, поэтому основными ежемесячными затратами будет ФОТ и почасовая оплата преподавателям. Более подробная информация представлена в таблице:

Ежемесячные затраты

ФОТ (включая отчисления)

146 377

Аренда (80 кв.м.)

160 000

Амортизация

Коммунальные услуги

30 000

Реклама

30 000

Бухгалтерия (удаленная)

20 000

Себестоимость урока ( расходные материалы и оплата преподавателям)

181 968

Непредвиденные расходы

20 000

Итого

588 345

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

Основным фактором риска является нехватка квалифицированных кадров. Данный риск учтён, благодаря высоким ставкам преподавателя данный риск минимален. Помимо этого, существует риск изменений в законодательстве, в связи с которыми для продолжения деятельности может потребоваться образовательная лицензия.

Также серьезные риски влечет за собой смена арендных площадей, так как данные кружки рассчитаны прежде всего для посетителей, проживающих поблизости, возможная смена места дислокации бизнеса (при условии, что не будет возможности взять в аренду помещение поблизости) отразится на посещаемости.

Источник

Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.

Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.

MBA для самых маленьких

Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.

В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.

«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.

Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.

Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.

Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.

«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»

Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»

«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.

В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.

Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.

На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».​

Роботы в помощь

С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.

В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.

Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева

(Фото: Владислав Шатило / РБК)

Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.

Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — школу робототехники «Лига Роботов» Павла Баскира. Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.

Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.

Дети-предприниматели

Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.

Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.

Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.

Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.

Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.

Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».

По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.

Взгляд со стороны

«Предпринимательство — это жизненная позиция»

Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»

«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».

«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»

Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов

«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.

Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».

Источник

Adblock
detector