Описание бизнес идеи студии робототехники
Старта без вложения не получится, однако рентабельность этого бизнеса достигает 0,65 пунктов, и все это на фоне исполненного морально-этического долга предпринимателя перед подрастающим поколением. Бизнес с окупаемостью 4-6 месяцев в нише, которая заполнена лишь на 37 %. Нужно делать, пока не сделал кто-то другой.
Робототехника – необычное увлечение, которое может заинтересовать только самых продвинутых детей. Освоение азов конструирования станет прямым конкурентом для развлечений интерактивно-цифровой направленности.
Творчество современных детей подавляет плотный информационный фон от огромного количества приложений, платформ и гаджетов. Не запутаться во всем этом многообразии, не погрязнуть в бездумном пролистывании ленты социальных сетей или прохождении одной из бесчисленных игрушек на смартфоне помогут клубы робототехники.
Бизнес-модель
Путь, который предстоит пройти предпринимателю, решившему развиваться в этом направлении, непрост. Выстроить бизнес-модель на перспективном рынке ближайших 10-20 лет сейчас — означает полное доминирование над конкурентами в будущем. Эксперты полагают, что робототехника как дисциплина скоро будет введена даже в общеобразовательных школах.
Сейчас же ниша пуста. Толковых специалистов в этой области найти сложнее по мере удаления от столицы. Большинство предпринимателей строят бизнес-модель нового проекта по технологии Остервальда и Пинье.
Вот как выглядят 9 составляющих клуба робототехники.
Рисунок 1. Бизнес-модель по Остервальду и Пинье
Клиенты | Родители детей от 7 до 15 лет, проживающие в +- 20 км от кружка робототехники, преимущественно мальчики |
Отношения с клиентом | После школы дети посещают клуб робототехники, собирают модели, учатся паять, конструировать, программировать. Родители по желанию могут присутствовать на занятиях. По итогам учебного сезона проводятся выставки готовых работ, подведение итогов, контроль успеваемости по дисциплинам |
Канал сбыта | Клуб расположен в спальном районе, благодаря чему детям и родителям удобно посещать занятия. Некоторые даже посещают уроки после занятий в школе. Преподаватели проводят демонстрации готовых моделей в учебных заведениях, привлекая новых подопечных |
Доходы | Оплата занятий в клубе. Маржа от перепродажи эксклюзивных моделей, не входящих в основную учебную программу. Такие комплекты по желанию могут приобрести продвинутые ученики. Доход от продажи комплектов |
Ценностное предложение | Сильные стороны именно этого клуба. Возможно, суперквалифицированный наставник, а возможно, лучшие комплекты для сборки |
Виды деятельности | Обучение детей школьного возраста. Продажа комплектов для сборки или готовых моделей |
Ресурсы | Персонал, помещение, оборудование, комплекты для сборки моделей |
Партнеры | Поставщики оборудования и моделей для сборки. Руководители учебных заведений |
Издержки | Затраты на обновление утерянных, поломанных деталей. Пополнение ассортимента моделей. Расходы на аренду, персонал, рекламу, налоги |
Почему это важно
Рисунок 2. Клуб робототехники
Ребенок, отзанимавшийся в кружке робототехники хотя бы полгода, осваивает машиностроение, самолетостроение, программирование. Получает знания в области физики, математики, черчения еще до того, как приступит к изучению этих предметов в общеобразовательной школьной программе. Играя, приобретает навыки, которые будут ценны при поступлении в специализированные учебные заведения, при устройстве на работу. Такие кружки готовят почву для старта выдающихся инженеров и конструкторов.
Конечно же, каждый родитель готов щедро заплатить за дополнительное образование собственного ребенка, тем более что подобные школы и кружки являются исключительными в большинстве регионов.
Клубы робототехники имеют ярко выраженную социальную направленность. Это означает, что есть возможность получить поддержку от федерального или регионального правительства.
Формат бизнеса
Рисунок 3. Дети в процессе обучения
Такой вид бизнеса не открыть без вложений. Разработав даже лучшую программу обучения в стране, идейный вдохновитель проекта просто не сможет передавать знания без подручных средств. Даже по скромным подсчетам понадобится от 500 тыс. рублей для старта.
Чтобы избежать сложностей с оформлением статуса учебного заведения и получения образовательной лицензии, можно открыться в формате досугового центра для детей. Этот вариант не дает возможности открыто заявлять в рекламе об образовательных услугах и осуществлять выдачу сертификатов, зато экономит массу времени, денег и сил на получении дорогостоящих лицензий.
В дальнейшем, после формирования постоянных посетителей, центр досуга возможно превратить в учебное заведение дополнительного образования. Для получения официального статуса понадобится соблюсти следующие требования:
- помещение должно соответствовать назначению заявленных образовательных программ;
- охрана здоровья учеников;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических норм;
- материальное и техническое обеспечение в соответствии с федеральными стандартами;
- авторские образовательные программы;
- сотрудники-педагоги с профильным образованием;
- образовательные ресурсы.
Кстати. ИП, который лично оказывает образовательные услуги, освобожден от необходимости получать лицензию. Однако, если же он решил расширить штат и нанять педагогов, такая лицензия необходима.
По объему первоначальных затрат кружки робототехники значительно отличаются. Что интересно, затраты на персонал, аренду, налоги будут примерно на одном уровне, а вот благодаря технологическому оснащению сумма стартового капитала может варьироваться от 200 тыс. рублей и до 5 млн рублей.
Чтобы снизить расходную часть, рекомендуем вести налоговый и бухгалтерский учет самостоятельно при помощи сервиса «Мое дело».
Цены на комплекты моделей роботов значительно отличаются. Любительские — 20-100 тыс. рублей, средние — 100-400 тыс. рублей, профессиональные — 400-900 тыс. рублей. Затраты на комплекты лягут в стоимость занятий.
Таким образом, при примерно одинаковом штате сотрудников, схожих по площади помещениях периодические затраты будут зависеть от себестоимости рабочего материала. Этот фактор предприниматель может использовать в качестве подтверждения ценности занятий, которые проходят в его кружке. Родители будут видеть, с материалом какого качества и уровня работают их дети, что станет обоснованием цены на посещаемые уроки.
Первые клиенты и целевая аудитория
В нише досугового детского образования ошибки определения целевой аудитории типичны. Кажется, что клиенты — это дети, но на самом деле деньги платят родители. Причем нужно помнить, что прямыми конкурентами будут являться не только подобные кружки технической направленности, но и любые секции дополнительного образования и досуга. Время ребенка ограничено, поэтому ему самому и родителям придётся делать выбор.
В таком случае сработают открытые уроки и первые бесплатные занятия. На них ребенок сможет собрать своего первого мини-робота и понять, интересно ли ему будет этим заниматься дальше.
В последние 8 лет из-за перенасыщения рынка предложениями продажи «в лоб» перестали работать. Клиенты за 10 минут с помощью интернета оценивают предложения среди десятков конкурентов. Те, кто предоставляет пробный период, бесплатный первый продукт или занятие, получают возможность привлечь внимание клиента на себя.
Важно. В данной нише плательщик – родитель, а пользователь – ребенок, поэтому ценностное предложение нужно формировать на две разные потребности. Ребенка нужно заинтересовать, а родителю показать полезность занятий.
Целевая аудитория находится во всех общеобразовательных школах, поэтому собственнику бизнеса на этапе подготовки, например пока идет ремонт и поставка оборудования, можно проработать директоров учебных заведений.
Для таких переговоров применяют «двухходовку лидера», сформулированную Константином Шереметьевым. Эта методика срабатывает в 8 случаях из 10. Суть ее заключается в том, что тот, кто использует этот прием, сначала предлагает ценность собеседнику, а затем просит то, что нужно взамен.
Инвестиции на старте
Разовые затраты | |
---|---|
Вид расхода | Сумма, руб. |
Оформление деятельности (ИП) | 800 |
Методические пособия | 11 000 |
Ремонт и затраты на интерьер | 25 000 +- |
Создание сайта | 9 000 |
Оборудование, в т. ч.: | 534 300 |
2 конструкторских стола (по 4 ученика за каждым). Возможность работы и хранения деталей совмещена в этом решении Рисунок 4. Стол в комплекте с местами для хранения | 50 800 |
10 стульев | 7 000 |
2 персональных компьютера | 60 000 |
1 диван для родителей | 7 500 |
Вешалка и шкафчики для детей | 14 000 |
«Технолаб» для начинающих – образовательный модуль (для детей от 9 лет) Рисунок 5. Набор «Технолаб» | 296 000 |
«Технолаб» Предварительный модуль (для детей от 5 лет) Рисунок 6. Набор «Технолаб» для маленьких | 99 000 |
Итого | 580 100 |
Постоянные (текущие) расходы, ежемесячно | |
---|---|
Аренда помещения 40 кв. м. | 12 000 |
ЗП преподавателя | 40 000 |
ЗП уборщица | 6 000 |
Пополнение расходных материалов | 10 000 |
Реклама | 7 000 |
Налоги | 17 500 |
Итого | 92 500 |
Количество детей | 8 |
Количество часов в месяц | 84 |
Цена одного часа | 400 |
Выручка в месяц | 268 800 |
Чистая рентабельность | 0,65 +- 0,10 |
Вывод: при наполняемости школы, рассчитанной на 2 смены детей по 8 человек, с ценой 400 рублей час точка безубыточности достигается за 2,16 месяца. Однако стоит учитывать на старте бизнеса риск низкой наполняемости, поэтому прогнозный срок окупаемости достигает 6 месяцев.
Бизнес по Франшизе
Все больше предприятий малого бизнеса предпочитают систему франчайзинга. Готовый пакет документов, рекламная поддержка, раскрученный брэнд, обучение сотрудников и предпринимателя – все это «продукт», который получает франчайзи за паушальный взнос.
В тему: основные понятия, которые вам понадобятся, если вы решите купить франшизу.
Однако существует мнение в противовес успешности бизнеса по франшизе. Тот, кто не создавал этот бизнес, не знает, как он работает, поэтому как только что-то выходит из строя, ремонтировать испорченные механизмы становится проблематично.
Тема робототехники одновременно перспективна и специфична, при этом благодаря поддержке опытной компании-франчайзера начинающему бизнесмену не обязательно вникать во все детали программирования и конструирования. Достаточно иметь организаторский талант.
Еще один плюс в пользу франшизы – отсутствие на рынке труда компетентных преподавателей. Обучение от партнера решит эту проблему.
Топ 3 перспективные франшизы в данной нише:
РОБОТРЕК | РОББО клуб | Start Junior | |
---|---|---|---|
Год создания | 2013 | 2000 | 2015 |
Начало франчайзинга | 2014 | 2015 | 2015 |
Открыто точек | 93 | 17 | 46 |
Инвестиции | 500 тыс. руб. | 0,5 – 1 млн руб. | 1,5 млн руб. |
Паушальный взнос | 150 тыс. руб. + второй этап за 70 тыс. руб. | 50 – 300 тыс. руб. (зависит от набора опций) | 350 тыс. руб. |
Роялти | 5 %, минимум 5 тыс. руб. | 10 %, минимум 5 тыс. руб. | 15 тыс. руб. |
Окупаемость | 5-7 мес. | 8-12 мес. | 10 мес. |
Требования к помещению | От 30 кв. м. | 20 кв. м. | 100 кв. м. |
Прибыль/мес. | 200 тыс. руб. | 200 тыс. руб. | 300 тыс. руб. |
StartJunior – школы моделизма и робототехники для детей от 3-х до 16-ти лет. Партнер помогает франчайзи во время открытия и лично запускает каждую точку.
РОББО клуб – авторские методики, обучение для персонала и предпринимателя, CRM в комплекте, а также расписание учебных занятий. Дети различных возрастов смогут осваивать программирование, микроэлектронику, 3D печать.
РОБОТРЕК – это международная сеть клубов робототехники. Особенностью франшизы является открытие доступа учеников школы к всероссийским и международным конкурсам, которые проводят ассоциации робототехники. Помимо всего этого, стартовый пакет закрывает все организационные и маркетинговые потребности.
Краткий видео-обзор на тему профессий будущего от проекта РОБОТРЕК
Привет Хабр! Сегодня я бы хотел рассказать о нашем опыте открытия кружка детской робототехники и о тех нюансах, которые возникли в процессе.
На данный момент наша команда развивает небольшую сеть детских центров робототехники на Юге России. Первый центр мы открыли в сентябре 2017 года. Так как команда достаточно умелая, от франшизы мы решили отказаться сразу. Нам казалось: что может быть проще, чем написать свою небольшую образовательную программу? Наборы лего робототехники стоили каких-то заоблачных денег, которых на момент старта ни у кого из нас не было. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка учебной программы по электронике и роботам на основе arduino.
Население города, в котором планировалось открыть первый центр насчитывало всего 40 000 человек. На занятия мы принимали детей от 7-ми лет. Путем сложных математических вычислений было выяснено, что в городе с данной численностью потенциально на робототехнику может ходить 200 человек. Посчитав все цифры, нам показалось, что данный вид деятельности может приносить хороший заработок. Если учесть еще то, что мы очень любили робототехнику и готовы были ее преподавать, то мы были в полном восторге.
Открытие намечалось на начало сентября, закупать все необходимое и писать образовательную программу мы начали в середине июля. Первым делом наиболее ответственный член команды открыл на себя ИП для официального оформления трудовой деятельности. Основным видом деятельности выбрали содержание досугового центра для детей. (уже точно не помню, какой ОКВЭД)
Дело в том, что для того, чтобы официально преподавать, нужна образовательная лицензия. Получить ее крайне сложно, долго и дорого. Если выбрать путь досугового центра, то возникает всего два ограничения: мы не можем писать в рекламе и публично говорить о том, что занимаемся образованием детей, и мы не можем выдавать официальные сертификаты о том, что ребенок прошел образовательный курс. Во всем остальном досуговый центр практически ничем на момент старта не отличается от образовательного учреждения.
Аренда помещения в 15 кв. м в центре города нам обошлась по 450 рублей за кв. м. На поиск помещения ушла неделя времени. Парты и стулья мы попросили в ближайшей школе. Списанная мебель, десятилетиями хранившаяся в подвале, внушала мало доверия. Мы ее перекрасили и поменяли столешницы. Стеллажи купили в Леруа Мерлен. Стоят они не так дорого, но что важнее – идеально подходят для центра робототехники. Доску и оставшуюся мелочь приобрели у местных поставщиков. Оборудование, необходимое для занятий, а именно множество различных электронных компонентов, провода и батарейки были заказаны в Китае.
Спустя пол месяца работы у нас было оборудованное помещение, наборы электроники путешествовали где-то по миру в поисках адресата. Дело осталось за малым: найти первых клиентов. Мы начали посещать всевозможные мероприятия, таскали с собой небольших роботов и раздавали листовки. За весь август таким образом к нам записалось 8 человек, что как раз составляет одну группу. Дети набирались как-то вяло, и мы не могли понять: почему? Сейчас, спустя продолжительное время и набитые шишки, я понимаю, что мы делали не так практически все, что можно было делать не так. Самая грубая ошибка, которую мы допустили, – мы думали, что наши клиенты – дети. На самом деле наши клиенты – это родители, ведь именно за ними последнее слово и они платят за ребенка деньги. Поэтому всю рекламу нужно ориентировать в первую очередь на родителей школьников. Расклейка объявлений в местах скопления родителей и посещение школьных собраний дало взрывной характер: каждый день записывалось минимум 3 человека.
Вторая ошибка, которую мы допустили, – слишком полагались на соцсети. В таком маленьком городе интернет реклама не работает вообще. То есть совсем. О каком – то SMM продвижении говорить даже не приходится. Пожалуй, единственный источник рекламы – «сарафанка». Главная проблема сарафанки – это проблема курицы и яйца. О вас не заговорят, пока о вас не будет знать много людей, но о вас не узнает много людей, пока о вас не заговорят. Исходя из этого, нужно продвигать рекламу всеми возможными методами, пока не наберется наименьшее количество людей, которое о вас узнает и сможет запустить сарафанку. Этот момент вы определите без труда: в один из дней вам просто начнут звонить через каждые пол часа и узнавать подробности детской робототехники.
Конкурентов в городе у нас не было совсем. Ни прямых, ни потенциальных. Техническим развитием детей не занимался никто, поэтому с этой стороны мы могли дышать свободно.
В сентябре мы начали занятия с первой группой в 8 человек. Вначале изучали основы электроники и электричества, учились собирать различные схемы. Основная запись у нас началась в сентябре – октябре. В среднем, набирали новую группу каждые две недели.
Политика ценообразования с нашей стороны была проведена достаточно банально: мы посмотрели, сколько берут за подобные занятия в ближайшем крупном городе. Оказалось – 500 рублей. При 8 – ми занятиях в месяц выходит 4000 рублей. Нам это показалось неимоверно много, да и в маленьком городе такие деньги никто бы не заплатил. Мы просто прикинули, что в наших условиях проводить занятия по 150 рублей будет достаточно, с этого и начали. Через 2 месяца поняли, насколько мы ошиблись, и пришлось повышать цену, что прошло со скрипом среди родителей. Мы совершенно не учли, что посещаемость детей на занятиях колеблется на уровне 80 %, что уже убирает часть потенциальной прибыли. Так же нам постоянно приходилось докупать новые электрические компоненты, так как дети часто их теряли или сжигали.
Образовательную программу, интересную детям сходу написать так же не получилось. То, что нам казалось банальным и понятным, дети не понимали, обратное так же справедливо. На данный момент у нас написано множество учебных программ: по основам электроники и электричества, основам программирования игр в Scratch, программированию Arduino, 3D моделированию и других. Нам приходится постоянно подстраивать программы под детей, иначе они теряют интерес к занятиям и уходят. Главное в занятиях робототехники – это максимально заинтересовать ребенка. Создать условия, чтобы сложное техническое обучение проходило в понятной для него форме. Создать такую обстановку сходу у нас не получилось.
Только через полгода нам удалось более-менее отработать большинство процессов обучения и управления, чтобы занятия детской робототехникой с нашей стороны перестали быть каторгой и начали приносить удовольствие и постоянный доход. За это время мы открылись еще в двух небольших городах на тех же условиях и планируем продолжить экспансию провинции. Так же за это время наши дети поучаствовали в нескольких крупных соревнованиях, и во всех заняли первое место. Отдельной темы заслуживает сравнение разработанной нами технической программы со стандартной программой на лего – робототехнике. Наша показала себя на голову выше со всех возможных сторон.