Новые идеи для столярного бизнеса
Сколько в Санкт-Петербурге деревянных мастерских? Около сотни. Но сколько из них выходит на прибыль, да еще является не просто «столяркой», а проектом с собственной концепцией и подходом к делу? Такие уникальные производства только начинают появляться на российском рынке мебели. В их числе – деревянная мастерская «Фактура».
Бизнес по интересам
Тяжела доля мастерских в России – маленьким производствам приходится бороться с кризисами, крупными мебельными фабриками, производственным дефицитом и со стереотипами населения. Такой бизнес делается вопреки всему! Просто потому, что от своего призвания не отказываются. Но с каждым годом тренд на hand-made и дизайнерскую мебель только растет, и если за границей такие мастерские открываются на каждом шагу и пользуются бешеным спросом, то в России им приходится не только выживать, но и бороться с постсоветским взглядом на дизайн интерьеров.
Во главе мастерской «Фактура», которая создает мебель и декор для баров, салонов, городских пространств и частных интерьеров, стоит Станислав Южин, как говорят, человек с «золотыми руками». Что удивительно, бизнес он начинал в 2014 году, когда в стране грянул кризис и даже крупные производства ощущали на себе его последствия. С тех пор мастерская появляется на маркетах в Москве и Петербурге, создает мебель для Julia Child Bistro, магазина SHU, магазина «Птенцы маркет», продает кроватку-трансформер в «Этажах» и производит десятки предметов декора.
Любовь к дереву и дизайну была привита Станиславу с детства: приходилось помогать отцу и баню из сруба строить, и ремонтом заниматься. К диплому по архитектуре и дизайну интерьеров добавился опыт работы дизайнером корпусной мебели, монтажником автоматических систем.
Станислав Южин: «Когда я с семьей решил переехать в Питер, то понял, я хочу видеть свою работу вживую, как бы ощущать ее. Устроился на работу на частную судовую верфь, которая строила моторные катера и яхты премиум-класса. Два года я оттачивал свое мастерство, учился на своих ошибках».
Производственный коллапс
С приходом кризиса спрос на яхты упал и на судовой верфи начались проблемы с выплатами зарплат, люди находились в подвешенном состоянии. В этот момент Станислав решил уйти в вольное плавание и арендовал помещение – так появилась мастерская. В одиночку удавалось выполнять некоторые заказы для друзей и разных знакомых, параллельно пополняя арсенал инструментов и станков.
Станислав Южин: «Вначале было очень сложно! Трудности были со всех сторон: в финансовом плане, в производственном и в поиске первых клиентов. Было ощущение, что все зря. Но я не сдавался. Нужен был мозговой штурм».
С производственными проблемами сталкиваются абсолютно все мастерские и фабрики мебели. Во-первых, производство приходится открывать с нуля самостоятельно, если необходимо сделать что-либо не по шаблону, а найти дешевое помещение нужного размера и назначения непросто. Крупные фабрики, тысячами клепающие шкафы-купе и пластиковые столы, не способны даже за большие деньги воплотить идею дизайнера – качество будет весьма удручающим. В Европе иная ситуация, там даже студент-дизайнер может прийти на производство и изготовить тестовую партию стульев по своим эскизам, и производитель будет материально отвечать за качество.
Во-вторых, без опыта сложно рассчитать необходимое количество материалов, так что значительные издержки на первых порах неизбежны.
В мастерской не хватало станочных мощностей и первое время некоторые операции приходилось делать через соседнее производство, но с появлением станков можно было рассчитывать на себя. Были сложности в сферах разработки заказа, в непонимании количества материала, в неправильных расчетах – все это приводило к большим издержкам.
Спрос на уникальные вещи
В стране есть несколько мастерских, которые доросли до цехов и шоу-румов. Все они находятся в Москве и плотно сотрудничают с дизайнерами интерьеров и интернет-магазинами мебели. В их раскрутке нет ничего особенного: красивый сайт-магазин, активная жизнь в социальных сетях, визитки, партнерство с дизайнерами и выкладывание фотографий готовых изделий. Проверено, что заказы приходят в основном через социальные сети «ВКонтакте» и «Инстаграм».
Станислав Южин: «Для того чтобы получить первых клиентов, я попросил всех друзей и знакомых распространять информацию о том, чем я занимаюсь, напечатал много визиток и рассказывал о себе даже в продуктовом магазине, завел аккаунты в социальных сетях, купил сайт».
Первым крупным заказом мастерской стал салон красоты «Заклинатель волос». Наталья, владелица салона, нашла ребят через социальные сети и доверила полное оснащение нового помещения. Для салона красоты были изготовлены: стойка ресепшн, гримерные зеркала и полки для мастеров. Заказчику очень понравилось качество работы, а мастерская добавила в портфолио впечатляющие фотографии салона. После публикации интерьера в социальных сетях на маленькое производство посыпались заказы от разных заведений и магазинов.
Сейчас, как и два года назад, изготовление оборудования из массива дерева для маленьких магазинчиков, кафе и ресторанов является основным направлением деятельности мастерской. Еще бы, ведь люди могут зайти в заведение и оценить работу мастеров лично, к тому же такие заказы интереснее и выгоднее изготовления единичных мелких предметов. Стеллажами из IKEA уже никого не удивишь, а европейская дизайнерская мебель подорожала в 1,5-2 раза. А людям, как никогда, хочется окружать себя уникальными качественными предметами мебели из натуральных материалов. Даже с учетом снижения доходов населения спрос на продукцию мелких мастерских превышает предложение, поэтому импортозамещение как нельзя кстати. Отношения покупателя и исполнителя тоже складываются по-особенному: мастерская не делает массовый товар и не стремится впарить его потребителю. Наоборот, она производит именно то, что нужно конкретному человеку, общаясь с каждым покупателем, как с другом.
Станислав Южин: «Завершая заказ, мы остаемся на связи с заказчиками. Секретом успеха в работе с клиентами является постоянный контакт и поддержка проекта даже после его завершения».
Станислав и несколько его мастеров и единомышленников работают на своем производстве с 10:00 до 19:30. Собравшись утром, начинается обсуждение новых идей и задач на сегодняшний день, составляется план закупок. В течение дня Станислав общается с клиентами, посматривает за социальными сетями, осуществляет закупку материалов и расходников, принимает новые заказы, отвечает на письма, разрабатывает новые проекты и пристально следит за производством. В конце дня команда тщательно убирает рабочие места, избавляется от мусора и подводит итоги.
Советы для отчаянных
Людям, решившим посвятить себя столярному делу, да и вообще любым молодым предпринимателям, Станислав Южин советует усвоить несколько правил успешного бизнеса:
- Ставь себе великие цели и мысли глобально.
- Успех вашего бизнеса зависит только от вас и ни от кого больше.
- Работать нужно на пределе своих возможностей.
- Постоянная связь с клиентом необходима, причем даже в нерабочее время и после выполнения заказа.
- Не бойтесь совершать ошибки, не скрывайте их, а исправляйте.
- Если вам сложно, знайте, что будет еще сложнее. Не сдавайтесь!
- Получайте удовольствие! Если вы его не получаете, значит, это не ваш бизнес.
Столярное дело в цифрах
Стартовый капитал
150 тыс. рублей – такая сумма понадобилась, чтобы купить первый базовый инструмент и арендовать помещение на 2 месяца.
Период окупаемости
3 месяца.
Продвижение
Instagram, facebook, avito и собственный сайт factura-factory.com.
Ежемесячные расходы
Около 200 тыс. рублей: аренда помещения – 25 тыс. рублей; электроэнергия, отопление – 15 тыс. рублей; расходные материалы – 20-25 тыс. рублей; заработная плата – 85 тыс. рублей; реклама и другие расходы – 10-50 тыс. рублей.
Доходность
От 100 до 400 тыс. рублей в месяц.
Количество клиентов в месяц
Примерно 10-12 человек (мелкие и большие заказы).
Режим работы
Пн-пт, 10:00-19:30.
Сезонность
Обычно пик заказов приходится на осень и весну.
Персонал
4 человека.
Оборудование
Хорошее столярное оборудование очень дорого стоит, потому многие мастерские выбирают качественное б/у оборудование, причем нередко довольно старое, производства ГДР или СССР. Связано это с тем, что в то время промышленное оборудование было гораздо качественнее! Стоимость основного столярного оборудования может доходить до полумиллиона рублей. «Фактура» начинала с любительского оборудования, после которого нужно было много дорабатывать вручную, что увеличивало сроки производства. Сейчас у мастерской профессиональное дорогое оборудование. Нужно иметь в виду, что качественное столярное оборудование нелегко найти. На нашем рынке продавцы техники продают – «лишь бы продать», потому могут подсунуть низкокачественное оборудование.
Мастерская
Офис и мастерская находятся в одном месте, чтобы всегда можно было проверить производство, а также легче вносить изменения в собственные изделия.
Конкуренция
В нише столярного бизнеса конкуренция не ощущается, так как с таким отношением к клиенту, как у нас, производств в городе просто нет!
Целевая аудитория
Молодой бизнес, молодые семьи, дизайнеры интерьеров и их заказчики.
Добрый день, друзья!
Многие, если не все, столяры-любители планируют или хотя бы мечтают когда-то в будущем превратить свое столярное хобби в основную работу, а именно в прибыльный бизнес. У многих это получается — в этом блоге я уже писал о нескольких таких успешных примерах. Сегодня пополню вашу копилку мотивирующих примеров еще одним — примером столярной мастерской Fish Board из подмосковного города Королев, которой за 2 года удалось пройти путь от домашней мастерской до крупного столярного цеха. Историю эту я узнал из первых рук, непосредственно от руководителя мастерской Леонида, с которым мне удалось встретиться все на том же Фестивале Столярного Дела в Москве.
Коллектив мастерской: Леонид, Ксения и Никита. На фоне своего стенда на Фестивале.
Изначально Леонид имел опыт работы с деревом, он работал в крупной столярной мастерской. Естественно, помимо работы, у него была маленькая домашняя мастерская. В какой-то момент около двух лет назад они, совместно с супругой Ксенией, решили в рамках хобби изготавливать небольшие изделия на заказ. Тип изделий был ими строго определен — это должны были быть деревянная посуда для ресторанов и кафе, а именно деревянные доски для сервировки и подачи.
примеры досок для ресторанов, изготавливаемых мастерской
Леонид говорит, что на первом этапе важно не распыляться на множество типов изделий, а сконцентрироваться на одном и совершенствовать форму, дизайн и технологию его производства. В частности, Леониду пришлось потратить много времени на проработку технологии производства досок. Дело в том, что ценные породы дерева не всегда стабильны. Очень скоро, стали появляться первые заказы. Источником первых заказов были в основном соцсети, особенно хорошо себя зарекомендовал Инстаграм. Также использовалось размещение бесплатных объявлений, на сайтах типа Авито. Стало получаться зарабатывать на этом какие-то деньги. Выбор в пользу превращения своего хобби в основную занятость стал очевиден. Ведь «когда ты делаешь то, что тебе нравится, да еще и получаешь за это деньги — это вдвойне приятно» — говорит Леонид.
пример изделия мастерской — стол с заливкой эпоксидной смолой и пирографией
В какой-то момент ребятами был получен заказ на изготовление 500 экземпляров доски для подачи от крупного заказчика. В условиях их мастерской выполнить такой заказ было очень не просто, но они отлично справились. Этот эпизод дал эмоциональный и финансовый толчок к дальнейшему развитию. Леонид с супругой арендовали двухэтажный гараж и купили самый простой ручной электро инструмент и недорогие станки. В гараже наверху располагался верх сборочный цех и покрасочная, а станки — на нижнем этаже. Затем по мере роста количества заказов, конечно, приходилось менять станки и инструмент, так как требовались большие объемы производства, росли сложность и требования к качеству изделий.
интересные дизайнерские решения
Расширение ассортимента происходило само собой — люди сами обращались с просьбой сделать какие-то предметы мебели: столы, стулья и др. Источником заказов было как «сарафанное радио» так и все те же соцсети. В итоге сейчас мастерская способна удовлетворить запросы практически любого заказчика. Ребята входят в небольшое творческое объединение, куда помимо них входит еще студия дизайна и художник широкого профиля Никита, который в основном занимается пирографией. Сама мастерская на сегодняшний день уже находится не в гараже, а в отдельном здании, площадью около 100 м2, которое ребята сами построили на своем участке по соседству с их домом. Леонид говорит, что это оптимальный вариант — идти из «дома на работу» всего несколько метров и за аренду помещения платить не нужно. Кстати, и работу теперь ребята делают не всю только собственными силами — появились два сотрудника, занятые столярными работами и монтажом.
неординарный светильник
По словам Леонида, сейчас самое сложное — это найти время для творчества. Идей для новых изделий много, но творить удается только в свободное от производства заказов время. А так как заказы в мастерской есть всегда, то время на творчество найти не так просто.
Желаю дальнейших успехов коллективу мастерской Fish Board! Более подробно познакомиться с творчеством ребят и их работами можно в их группе ВКонтакте и профиле Инстаграм.
Всем удачи в ремесле! Перенимайте опыт, друзья!
Подписывайтесь на канал и заглядывайте на сайт!
Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм!
Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте!