Нормативно правовые акты для бизнес плана

Нормативно правовые акты для бизнес плана thumbnail

Проведенный
анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует
действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая
ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин:
отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению
регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за
предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая
и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не
позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении
бизнес-планов.

Перечень
обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на
предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования
зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования.
Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80%
объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных
условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного
признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой
управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового
подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по
применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы
бизнес-планирования.

Нормативная база бизнес-планирования

Основным
преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами
предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал,
что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам,
добились ли мы успеха» [5, 56].

В
планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как
совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования,
прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля
производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не
отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе
бизнес-планирования.

В условиях рыночной экономики нормативная база
бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов,
охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое
различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая
внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на
показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Важнейшими
требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее
адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость
имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели
следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным
статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности
их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.

Группировка и структурирование нормативных показателей

Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования
должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости
руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации
управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением
уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень
интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.

Исследования основных характеристик норм и нормативов
показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться
исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь
агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта.
Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в
выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество
уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.

Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы
бизнес-планирования на четыре уровня:

1-й уровень представляют нормативные показатели,
необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов
организации;

2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для
расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;

3-й уровень — показатели эффективности использования
ресурсов;

4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной
деятельности предприятия.

При разработке структуры нормативных справочников необходимо
тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые
– те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной
деятельности предприятия.

При
наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об
эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к
важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической
деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним
успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность
нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении
полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Факторная модель

Для
определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается
использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной
промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом
этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на
результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных
показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной
деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие
влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:

 (1)

 (2)

 (3)

где

λм
 – материалоемкость;

λе
– скорость оборачиваемости оборотного капитала;

R – рентабельность капитала;

х1
– нормы расхода основного сырья;

х2
– нормы расхода прочих основных материалов;

х3
– нормы расхода условного топлива на основное производство;

х4
– нормы расхода вспомогательных материалов;

х5
– нормы расхода электроэнергии на основное производство.

Далее
рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных
нормативных групп к исследуемым результативным признакам.

Таблица

Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности

Показатели

эффективности

Предметы

труда

Труд

Средства

труда

Финансовые

ресурсы

Техническое
и

хозяйственное

обслуживание

Социальные

условия

Капитальные

вложения

Качество

продукции,

сырья

λм

+0,96

-0,067

+0,002

+0,076

λu*

+0,412

-0,68

+0,028

-0,035

-0,38

λa

-0,99

+0,0398

+1,04

-0,89

λa/f**

-0,056

+0,96

λе

+0,089

-0,0083

+1,04

+0,036

-0,879

R

-3,512

-0,308

+1,774

-2,08

-0,0686

+0,026

-0,227

+1,249

*трудоемкость

**скорость
оборачиваемости основного капитала

Таким
образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое
количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные
нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность
хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений,
произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно
такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в
сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс
между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского
спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.

Источник

  • –Приложение N 1. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности
    • 2. Вводная часть (резюме проекта)
    • 11. Приложение
  • Приложение N 2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (утратило силу)
  • Приложение N 3. Форма бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности
  • Приложение N 4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (утратило силу)

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
«Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.

Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:

Утвердить:

1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).

2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).

3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).

4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.

Регистрационный N 7671

Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.

Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.

Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.

Регистрационный N 7671

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159

Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.

Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Источник

Общие принципы юридического сопровождения разработки бизнес-плана. В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза бизнес-проекта1 или видов деятельности компаний ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, такой экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связан-ных с этим проектом таких факторов, как:
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица — субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи. Процесс разработки бизнес-плана является одной из составляющих зггого процесса и его задача — обеспечить расчетными данными обоснование всех возникающих вариантов реализации бизнес-проекта.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути — одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1. Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности — производственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаи-
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, — важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе — законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
113
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
§-3704
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации. Эти документы разъясняют правила применения законодательства, конкретизируют и детализируют правовые нормы, содержащиеся в законах и актах органов исполнительной власти. Территориальные структуры таких органов тоже принимают решения, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, — акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов. Уточняются и периодически дополняются правила ведения внешнеэкономической деятельности, таможенные правила и нормы. Для любого вида бизнеса стали обязательны требования экологического законодательства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- — мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.

Еще по теме 17. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА:

  1. 1.6. Финансовый аспект разработки бизнес-плана
  2. 9.2 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. 9. ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
  4. Юридический подход к экспертизе важнейших составляющих бизнес-плана.
  5. Приложение 2Бизнес-план организации и развития производства редукторов на ОАО «Ростсельмаш» (пример использования бизнес-плана в качестве экономического обоснования технического решения в дипломных проектах студентов инженерных специальностей) 1
  6. 7.1. Обоснование плана производства
  7. I. Обоснование плана производства
  8. 8. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС‑ПЛАНА. РАЗДЕЛ БИЗНЕС‑ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР, РЕЗЮМЕ»
  9. Глава 19. ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА МАРКЕТИНГА
  10. Глава I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины
  11. 6. Презентация бизнес-плана. История бизнеса организации
  12. 2.4. Формирование представлений о бизнес-плане и его примерной структуре. Краткое содержание бизнес-плана

Источник

Adblock
detector