Нормативно правовое обеспечение бизнес плана

Нормативно правовое обеспечение бизнес плана thumbnail

Таким образом,
необходимо отметить, что в современных
условиях, характеризующихся усилением
конкурентных отношений, широкомасштабным
распространением новых ресурсо-, энерго-
и трудосберегающих технологий, растущей
диверсификацией и транснационализацией
бизнеса, ростом доли крупных
негосударственных организаций
корпоративного типа в мировом промышленном
производстве и торговле, вовлеченностью
крупнейших корпоративных структур во
все виды социального управления,
возникает необходимость усиления
внимания теоретиков и практиков
корпоративного управления к вопросам
контроля, так как грядущее еще большее
усложнение хозяйственной жизни будет
требовать новых подходов к разработке
адекватных систем, способных удержать
порядок в сложнейших системах
хозяйствования. Контроль реализации
бизнес-плана должен охватывать его
основные этапы и задачи:

  • определение типа
    рабочих задач на предприятии и вне его,
    решение которых необходимо для реализации
    бизнес-проекта;

  • определение
    логической последовательности событий
    в ра­бочих задачах;

  • подготовку графика
    реализации, определяющего положе­ние
    рабочих задач корректно во времени и
    учитывающего соот­ветствующее время
    для завершения каждой индивидуальной
    задачи;

  • определение
    ресурсов, необходимых для решения
    индиви­дуальных задач и соответствующих
    затрат;

  • подготовку бюджета
    реализации и потоков средств, кото­рые
    обеспечат финансирование на всем
    протяжении процесса ре­ализации и
    эксплуатации бизнес проекта;

  • документирование
    данных, позволяющее корректировать
    планы, бюджет реализации и про­гнозы,
    сделанные во время составления
    бизнес-плана.

Вопрос 6. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования

Общие
основы нормативного обеспечения
бизнес-планирования в Российской
Федерации основано, главным образом,
на действии законов подзаконных актов,
связанных с инвестиционной деятельностью.

Федеральный
Закон Р.Ф. «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений», от 25 февраля
1999 года N
39-ФЗ. определяет правовые и экономические
основы инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, на территории Российской
Федерации, а также устанавливает гарантии
равной защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный
Закон «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» от 9 июля 1999г.
определяет основные гарантии прав
иностранных инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории
Российской Федерации. Он направлен на
привлечение и эффективное использование
в экономике Российской Федерации
иностранных материальных и финансовых
ресурсов, передовой техники и технологии,
управленческого опыта, обеспечение
стабильности условий деятельности
иностранных инвесторов и соблюдение
соответствия правового режима иностранных
инвестиций нормам международного права
и международной практике инвестиционного
сотрудничества.

Постановление
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной
основе за счет средств бюджета развития
Российской Федерации и положения об
оценке эффективности инвестиционных
проектов при размещении на конкурсной
основе ресурсов бюджета развития
Российской Федерацииот
22 ноября 1997 г. N 1470 фиксирует, что основными
целями предоставления государственных
гарантий являются стимулирование
инвестиционной активности и привлечение
средств инвесторов для развития
российской экономики по ключевым
направлениям.

В соответствии с
Законом Российской Федерации « Об
инвестиционной деятельности в РСФСР»
от 26.06.92г. № 1488-1 государственное
регулирование инвестиционной деятельности
в России осуществляется:

  • в соответствии с
    государственными инвестиционными
    программами;

  • прямым управлением
    государственными инвестициями;

  • введением системы
    налогов с дифференцированием налоговых
    ставок и льгот;

  • предоставлением
    финансовой помощи в виде дотаций,
    субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
    развитие отдельных территорий, отраслей,
    производств;

  • проведением
    финансовой и кредитной политики,
    политики ценообразования, амортизационной
    политики;

  • экспертизой
    инвестиционных проектов.

Правомерно
отметить, что инвестиционная деятельность
в России регулируется как общим
государственным
и хозяйственным законодательством, так
и системой специальных
нормативных актов федерального и
ведомственного уров­ней.

К
первой группе относятся такие законы,
как:

  • Конституция
    Российской
    Федерации,

  • Гражданский
    кодекс,

  • Законы
    о собственности, недрах
    и концессиях, о предприятиях и
    предпринимательской деятель­ности,
    об акционерных обществах, банках и
    банковской деятельности,

  • Законодательная
    база о налогообложении, внешнеэкономической
    деятельности,
    таможенном контроле и валютном
    регулировании, о залоге, арендных
    отношениях и страховании, основы
    земельного и лесного законодательства,
    нормативные акты и программы приватизации
    и др.,

  • Структура
    расходов на инвестиционные цели
    предусмотрена в Феде­ральном
    законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной
    классификации РФ»,

  • Для
    организации инвестиционной деятельности
    большее значение имеет
    Федеральный закон «О бухгалтерском
    учете».

Ко
второй группе относятся законоположения
и нормативные акты,
в том числе документы федеральных
ведомств, регулирующие собственно
инвестиционный процесс как в области
капиталообразующих
денежных средств, так и в области
вложений, размещаемых в финансовых
активах.

Участие
иностранных инвесторов в инвестиционной
деятельности и
России регулируется как общими для всех
участников инвестицион­ного процесса
государственными актами (если нет
соответствующих оговорок),
так и специальными нормативными
документами, в частности,
Законом «Об иностранных инвестициях в
РСФСР» 4.07.91
г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном
регулировании валютном
контроле» от 9.10.92 г. № 3615-1, Таможенным
кодексом и
другими актами. Центральным банком,
Минфином.

Помимо законодательства,
регулирующего основы инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
нормативно – правовой базой бизнес —
планирования являются:

  • Методические
    рекомендации по разработке бизнес –
    плана развития промышленного предприятия
    (организации), утвержденные начальником
    Департамента экономики Министерства
    сельского хозяйства и продовольствия
    Российской Федерации;

  • Методические
    рекомендации по оценке эффективности
    инвестиционных проектов, утвержденные
    Министерством экономики РФ, Министерством
    финансов РФ, Государственным комитетом
    РФ по строительной, архитектурной и
    жилищной политике.

Эти рекомендации
содержат описание корректных
(непротиворечивых и отражающих правила
рационального экономического поведения
хозяйствующих субъектов) методов расчета
эффективности бизнес-проектов.

Рекомендации
предназначены для предприятий и
организаций всех форм собственности,
участвующих в разработке, экспертизе
и реализации бизнес-планов.

Рекомендации
используются:

  • для оценки
    эффективности и финансовой реализуемости
    бизнес-планов;

  • для оценки
    эффективности участия в бизнес-планах;

  • для принятия
    решений о государственной поддержке
    бизнес-планов;

  • для сравнения
    альтернативных (взаимоисключающих)
    бизнес-планов и оценки экономических
    последствий выбора одного из них;

  • для оценки
    экономических последствий отбора для
    реализации группы бизнес-планов из
    некоторой их совокупности при наличии
    фиксированных финансовых и других
    ограничений;

  • для подготовки
    заключений по экономическим разделам
    при проведении государственной,
    отраслевой и других видов экспертиз
    обоснований инвестиций, технико-экономических
    обоснований бизнес — планов;

  • для принятия
    экономически обоснованных решений об
    изменениях в ходе реализации бизнес-планов
    в зависимости от вновь выявляющихся
    обстоятельств (экономический мониторинг).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Проведенный
анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует
действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая
ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин:
отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению
регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за
предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая
и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не
позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении
бизнес-планов.

Перечень
обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на
предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования
зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования.
Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80%
объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных
условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного
признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой
управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового
подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по
применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы
бизнес-планирования.

Нормативная база бизнес-планирования

Основным
преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами
предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал,
что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам,
добились ли мы успеха» [5, 56].

В
планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как
совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования,
прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля
производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не
отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе
бизнес-планирования.

В условиях рыночной экономики нормативная база
бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов,
охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое
различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая
внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на
показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Важнейшими
требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее
адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость
имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели
следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным
статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности
их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.

Группировка и структурирование нормативных показателей

Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования
должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости
руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации
управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением
уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень
интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.

Исследования основных характеристик норм и нормативов
показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться
исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь
агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта.
Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в
выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество
уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.

Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы
бизнес-планирования на четыре уровня:

1-й уровень представляют нормативные показатели,
необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов
организации;

2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для
расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;

3-й уровень — показатели эффективности использования
ресурсов;

4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной
деятельности предприятия.

При разработке структуры нормативных справочников необходимо
тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые
– те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной
деятельности предприятия.

При
наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об
эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к
важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической
деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним
успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность
нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении
полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Факторная модель

Для
определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается
использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной
промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом
этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на
результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных
показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной
деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие
влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:

 (1)

 (2)

 (3)

где

λм
 – материалоемкость;

λе
– скорость оборачиваемости оборотного капитала;

R – рентабельность капитала;

х1
– нормы расхода основного сырья;

х2
– нормы расхода прочих основных материалов;

х3
– нормы расхода условного топлива на основное производство;

х4
– нормы расхода вспомогательных материалов;

х5
– нормы расхода электроэнергии на основное производство.

Далее
рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных
нормативных групп к исследуемым результативным признакам.

Таблица

Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности

Показатели

эффективности

Предметы

труда

Труд

Средства

труда

Финансовые

ресурсы

Техническое
и

хозяйственное

обслуживание

Социальные

условия

Капитальные

вложения

Качество

продукции,

сырья

λм

+0,96

-0,067

+0,002

+0,076

λu*

+0,412

-0,68

+0,028

-0,035

-0,38

λa

-0,99

+0,0398

+1,04

-0,89

λa/f**

-0,056

+0,96

λе

+0,089

-0,0083

+1,04

+0,036

-0,879

R

-3,512

-0,308

+1,774

-2,08

-0,0686

+0,026

-0,227

+1,249

*трудоемкость

**скорость
оборачиваемости основного капитала

Таким
образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое
количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные
нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность
хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений,
произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно
такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в
сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс
между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского
спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.

Источник

В этом разделе рассматривается информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.

Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации бизнес-проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.

Конкретное наполнение раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.

Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.

Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:

  • 1. Дата создания и регистрации фирмы.
  • 2. Где и кем она зарегистрирована.
  • 3. Учредительные документы.
  • 4. Зарегистрированный офис.
  • 5. Форма собственности.
  • 6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
  • 7. Для акционерного общества:
    • а) количество разрешенных к выпуску акций;
    • б) количество выпущенных акций;
    • в) количество обращающихся акций;
    • г) номинальная стоимость одной акции;
    • д) рыночная стоимость одной акции;
    • е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
  • 8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
  • 9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
  • 10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
  • 11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т. д.).

При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:

12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.

  • 13. Наличие в стране рынка государственных, частных и общественных организаций, контролирующих качество продукции, вырабатывающих стандарты на габариты и вес продукции, и т. д.
  • 14. Законодательные ограничения по проникновению на рынок (сегмент рынка).
  • 15. Особенности правовой системы страны рынка в части:
    • а) налоговой системы;
    • б) законов, предохраняющих от загрязнения окружающей среды;
    • в) патентной защиты;
    • г) правил техники безопасности;
    • д) правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламы;
    • е) основных прав потребителей и системы их защиты;
    • ж) правил, запрещающих использование определенных материалов, и т. д.

Источник

Adblock
detector