Автор: Кручинецкий С.М., руководитель
компании «Питер-Консалт»,
ksm@piter-consult.ru.

Модернизация бизнес-процессовМало того, что бизнес-процессы нужно описать,
оптимизировать,
внедрить
и научиться ими управлять.
Бизнес-процессы ещё нужно периодически модернизировать.
Определим те события, по которым происходит модернизация бизнес-процессов.

1. Модернизация
стратегии

Изменение рыночной ситуации или целей
собственников, новые идеи управленцев предприятия могут привести к пересмотру стратегии
развития. Оптимизация
бизнес-процессов должна быть подчинена стратегии предприятия
. Следовательно,
при изменении стратегии бизнес-процессы должны быть модернизированы,
оптимизированы под новую стратегию.

2. Модернизация
организационной структуры

Организационная
структура должна быть подчинена стратегии
. К сожалению, на российских предприятиях организационную
структуру часто меняют просто потому, что кому-то показалось, что «так будет
лучше». Это плохо, но хотя бы нужно не забыть модернизировать бизнес-процессы в
соответствии с новыми правилами группировки и подчинения сотрудников.

3. Модернизация
управленческой информационной системы

Информационная
система (ИС) должна поддерживать бизнес-процессы, основанные на стратегии
. К сожалению, на российских предприятиях
часто покупают управленческое программное обеспечение, инсталлируют его, а
потом начинают ломать, извините, «модернизировать» бизнес-процессы под типовую
конфигурацию.

И это вместо того, чтобы настроить,
доработать ИС в соответствии с оптимизированными под стратегию
бизнес-процессами.

4. Устаревание бизнес-процессов

Бизнес-процессы могут спроектированы плохо.
Тогда жизнь, как вода, которая «всегда дырочку найдёт», исправит бизнес-процессы,
и сотрудники найдут способ работать в обход неудачных бизнес-процессов.

Другая причина устаревания бизнес-процессов
— это то, что указанные в пп. 1-3 изменения происходят постепенно, без формализации
и проработки последствий изменений стратегии и организационной структуры,
модернизации информационной системы.

Вообще говоря, за выполнением
бизнес-процессов нужно следить и модернизировать их, если обнаружились
недостатки первоначального описания.

Но многие ли предприятия у нас таким
мониторингом занимаются?  Поэтому очень
полезно периодически, например, раз в квартал, проводить проверку соответствия реальных бизнес-процессов их описаниям. На
основании такой ревизии нужно либо модернизировать бизнес-процессы, либо
устранять причины, мешающие выполнению утверждённых описаний.

Если проанализировать перечисленные выше 4
типа событий, требующих модернизации бизнес-процессов, можно прийти к выводу, что
обоснованным поводом для модернизации бизнес-процессов является только п. 1 —
изменение стратегии. Остальные причины пересмотра бизнес-процессов — это дань
сложившейся практике управления на многих предприятиях малого и среднего
бизнеса. Подчиняться ли этой практике или стараться выстроить системный
менеджмент
бизнеса, решают собственники предприятия.

Можно ознакомитьсяПо следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе «Стоимость описания бизнес-процессов» мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.