Методика разработки бизнес плана банка

Методика разработки бизнес плана банка thumbnail

До составления сводного бизнес-плана коммерческого банка в целом, изучения экономического положения региона, анализа конкурентов, выявления своих позиций на финансовом рынке, определения структуры пассивов, активов, расходов, доходов целесообразно предложить подразделениям банка подготовить бизнес- планы для своего уровня. Для усиления контроля или активизации определенных видов деятельности возможно расширение перечня статей бизнес-плана.

Экономические службы филиалов и отделений банка до 1 декабря разрабатывают проекты бизнес-планов, а также расчетные таблицы и направляют их в экономическую службу головного банка. Экономическая служба головного банка анализирует представленные проекты бизнес-планов филиалов и расчетные таблицы к ним и подготавливает бизнес-план в целом по банку и расчетные таблицы к нему. Этот бизнес-план согласовывается с соответствующими подразделениями аппарата банка и в срок до 25 декабря выносится на рассмотрение и утверждение правления банка. При необходимости осуществляется корректировка показателей бизнес-плана.

В системе Сберегательного банка РФ (Сбербанка России) существует специфика утверждения бизнес-плана территориального банка. Экономическое управление Сбербанка России совместно с соответствующими подразделениями центрального аппарата в срок до 20 декабря текущего года анализирует представленные бизнес-планы территориальных банков и разрабатывает проект сводного бизнес-плана Сбербанка России. Его проект вместе с аналитической запиской, содержащей оценку позиций Сбербанка России на разных сегментах финансового рынка страны и постановку целей деятельности банка на год, и бизнес-планами территориальных банков выносится экономическим управлением на рассмотрение правления Сбербанка России в срок до 25 декабря текущего года. Утвержденные правлением Сбербанка России бизнес-планы территориальных банков в трехдневный срок после утверждения направляются в территориальные банки. Экономические службы территориальных банков в недельный срок после получения утвержденных бизнес-планов при необходимости корректируют бизнес-планы подчиненных отделений и доводят их до последних.

Экономическая служба банка осуществляет ежеквартальный контроль за соблюдением контрольных показателей деятельности банка и выполнением плана привлечения и размещения ресурсов по данным квартальных бухгалтерских балансов в трехдневный срок после их представления.

Ежеквартальный контроль за исполнением планов развития сети банковских учреждений, персонала, программно-информационного обеспечения и материально-технической базы осуществляют соответствующие службы: экономические, кадровые, службы автоматизации, административно-хозяйственные — на основе отчетов, представляемых по истечении отчетного квартала.

В целях оперативного контроля деятельности банка экономические службы осуществляют текущий (ежемесячный) контроль по ключевым показателям бизнес-плана на основе данных бухгалтерских балансов.

В случае невыполнения показателей бизнес-плана за квартал филиалы и отделения банка в трехдневный срок после сдачи бухгалтерского баланса направляют в соответствующую службу головного банка пояснительную записку, содержащую данные анализа причин возникшего отставания и перечень намечаемых мер по исправлению сложившегося положения.

Корректировка бизнес-планов филиалов и отделений банка проводится экономической службой головного банка. Корректировка не должна приводить к изменениям плановых заданий, установленных для банка в целом. Корректировка возможна только один раз в год по итогам работы за первое полугодие в случае существенных изменений на важнейших сегментах финансового рынка.

В системе Сбербанка России для корректировки утвержденных плановых заданий отделения представляют правлению территориального банка ходатайство с обоснованием необходимых изменений. Корректировка бизнес-плана территориального банка может быть проведена по инициативе правления Сбербанка России или по инициативе территориального банка. Корректировка бизнес- плана территориального банка по инициативе последнего возможна только один раз в год по итогам работы за первое полугодие. Территориальный банк сроком не позднее 25 июля представляет в экономическое управление Сбербанка России ходатайство с подробным обоснованием необходимости корректировки и конкретными предложениями по изменению плановых показателей. Экономическое управление Сбербанка России в недельный срок после получения ходатайства анализирует представленные материалы и подготавливает предложения по корректировке бизнес- плана для рассмотрения на правлении Сбербанка России. После утверждения правлением скорректированный бизнес-план направляется в территориальный банк в трехдневный срок. После его получения территориальные банки при необходимости корректируют бизнес-планы подчиненных отделений.

Как было отмечено, непосредственно этапу разработки бизнес-плана коммерческого банка должны предшествовать тщательный анализ экономической ситуации в регионе, места кредитной организации на финансовом рынке, оценка конкурентных преимуществ и недостатков.

Источник

Реализация
общей, конкурентной стратегии компании
и комплекса функциональных стратегий
требует их детализации и технико-экономического
обоснования. Основным инструментом
детализации стратегий компании в этом
случае рассматривается бизнес-план,
позволяющий решить следующие задачи в
рамках реализации корпоративной
стратегии:


выявить логические связи и очередность
проведения мероприятий по реализации
комплекса стратегий компании;


оценить экономическую эффективность
и капиталоемкость конкретных тактических
мероприятий и стратегических целей и
задач;


организовать эффективный контроль за
реализацией намеченной стратегии;


оценить ресурсные возможности компании
и потребность в привлечении внешних
ресурсов;


организовать управление процессом
реализации намеченной стратегии с
использованием механизма делегирования
полномочий;


совершенствовать организационную
структуру компании в соответствии с
прогнозом увеличения производственной,
маркетинговой, инвестиционной и
финансовой деятельности компании;

сконцентрировать
внимание на наращивании конкурентных
преимуществ и на расширении целевого
рынка.

Бизнес-план
является важным инструментом управления
компанией и рассматривается как
детализированный плановый документ,
отражающий оценку позиции компании на
рынке, оценку конкурентной среды,
производственные, финансовые и
организационные возможности компании,
уровень их использования. Таким образом,
бизнес-план следует рассматривать как
руководство к действию.

Бизнес-план
может охватывать и планировать как
производственно-сбытовую, инвестиционную
и финансовую деятельность компании в
целом, так и последовательность реализации
конкретного инвестиционного проекта.
Значение бизнес-плана сложно переоценить.
Он является своеобразной визитной
карточкой компании, документом,
доказывающим выгодность бизнеса
(капиталовложений).

Бизнес-план
используется в следующих целях, в
соответствии с которыми выделяются и
конкретные виды бизнес-планов:


поиска потенциального инвестора и
привлечения внешних источников
финансирования для реализации конкретного
проекта;


получения кредитных ресурсов;


поиска партнера и совместного ведения
бизнеса;


проверки реализуемости и экономической
эффективности предпринимательских
проектов;


кратко- и среднесрочного планирования
деятельности предприятия.

С
учетом конкретной цели разработки
бизнес-плана определяется его содержание,
структура, объем и уровень детализации
экономических и финансовых расчетов.
При реализации масштабных и комплексных
проектов (например, проектов, связанных
со строительством нового предприятия
и запуском производства) расчеты,
произведенные в бизнес-плане, часто
дополняются технико-экономическим
обоснованием и проектно-сметной
документацией. Однако большинство
бизнес-планов имеет схожую (типовую)
структуру, позволяющую наиболее полно
описать состояние компании, перспективы
ее развития, ее положение на рынке,
производственную, инвестиционную и
финансовую деятельность.

Такая
типовая структура бизнес-плана должна
включать следующие разделы (табл. 3).

Табл.
3 Типовая структура (основные разделы)
бизнес-плана

Разделы

Описание

1. Титульный лист

Содержит
название проекта, наименование
компании-заявителя, сроки

реализации
и период расчета показателей проекта,
контактную инфор-

мацию

2. Резюме

В концентрированном
виде представляет сущность, цели и
задачи инве-

стиционного
проекта, объем инвестиций, интегральные
показатели ком-

мерческой эффективности
проекта

3. Описание
отрасли (целевого

рынка)

В разделе
дается общая характеристика ситуации,
складывающейся в

отрасли (на целевом рынке),
где будет реализовываться проект

4. Описание продукции

Дается общая
технико-экономическая и потребительская
характеристика

выпускаемой (планируемой
к выпуску) продукции (товаров и услуг)

5. План маркетинга

В развернутом
виде представляется маркетинговая
стратегия компании

при реализации
проекта, дается описание ценовой,
сбытовой, продукто-

вой политики и политики
продвижения продукции на рынок

6. План производства

Дается
подробная характеристика и требования
к организации процесса

производства,
план производства, постоянные и
переменные затраты,

план по персоналу

7. Организационный план

Включает
характеристику организационной
структуры компанией, ее

преобразования
и возможностей, описание нормативно-правовой
базы,

организации управления
реализацией проекта

8. Финансовый план

Содержит
финансовые и экономические расчеты
и обоснования по про-

екту, включая
стратегию финансирования, налоговые
и иные выплаты, отчет о прибыли, план
денежных поступлений и выплат,
бухгалтерский

баланс компании

9. Анализ
рисков, чувстви-

тельности и
устойчивости

проекта

В данном
разделе дается анализ возможных рисков
при реализации про-

екта,
представляются результаты анализа
чувствительности и устойчи-

вости проекта, анализ
финансовых коэффициентов

10. Приложения

В приложение
включаются необходимые сопроводительные
документы

– описание
и фото продукции, необходимая
документация (копии ли-

цензий,
сертификатов, разрешений, актов),
проектно-сметная докумен-

тация и др.

Методики
бизнес-планирования

На
сегодняшний день существует большое
количество методик бизнеспланирования.
Всех их можно разделить на три группы
в соответствии со спецификой разработчика
и масштабом инвестиционного проекта,
для разработки бизнес-плана по которому
они используются:

1.
международные методики (методики
соответствующие существующим международным
стандартам и требованиям международных
организаций);

2.
государственные (методики федеральных
и региональных органов государственной
власти, органов местного самоуправления);

3.
корпоративные (методики, формируемые
с учетом требований конкретных банков,
инвестиционных и финансовых корпораций).

Международные
методики.

К
наиболее известным и наиболее часто
используемым международным методикам
бизнес-планирования относятся следующие:


методика UNIDO (Организация объединенных
наций по промышленному развитию) для
развивающихся стран по подготовке
промышленных техникоэкономических
обоснований и её электронная версия
COMFAR (URL: https://www.unido.ru/rus/frameSet.html);


методика World Bank (Всемирный банк
реконструкции и развития);


методика фирмы «Goldman, Sachs & Co» (крупнейший
банковской дом Уоллстрит, один из лидеров
мирового инвестиционного бизнеса);


методика фирмы «Ernst & Young» (интернациональная
консультационноаудиторская фирма).

Выделим
основу (ядро) всех вышеперечисленных
методик составления бизнеспланов и
проведем детальный анализ, какие из
предложенных методов уже актуальны, а
какие еще не работают в условиях
становления рынка России. Именно таким
ядром всех вышеперечисленных методик
составления бизнес-планов являются
следующие разделы:


финансовый план;


маркетинг-план;


система производства.

Они
органично связанны организационным
планом (конкретной схемой реализации
проекта) и стратегией инвестирования
с соответствующим просчетом рисков и
­выделением компенсационных мероприятий.
Именно эти основополагающие ключевые
разделы и заложили фундамент стандартов
формирования бизнес-планов. В настоящее
время разработано множество методик и
практических руководств по разработке
бизнес-планов в соответствии с
методическими рекомендациями UNIDO. Однако
не смотря на это требования к бизнес-планам
со стороны инвесторов различны. Российские
банки не имеют единой методики разработки
бизнес-планов, поэтому почти каждый
крупный банк старается разработать
собственную методику, в которую
закладывает свои требования. Некоторые
банки считают необходимым вести расчеты
финансового плана в двух денежных
единицах: местной и иностранной, другие
в одной (большее предпочтение иностранной),
нет единого подхода к расчетам рисков
и т.д. И если учесть, что эти методики, в
основном, разработаны для служебного
пользования, то можно представить
сложности, с которыми сталкивается
руководитель сам разработавший
бизнес-план. Поскольку банки не хотят
вести никаких разговоров об условиях
кредитования без наличия бизнес-плана,
то руководители вынуждены заказывать
бизнес-планы у банков или у консультационных
фирм, связанных с конкретными банками.
Этому же способствует требование
иностранных инвесторов представлять
расчеты финансового плана с помощью
лицензированных UNIDO пакетов – COMFAR и
PROPSPIN. Поэтому использование указанных
методик недостаточно для разработки
бизнес-планов, удовлетворяющего
требованиям инвесторов, и их можно
рассматривать как предварительную
проработку намерений и планов заемщика.
Наиболее известной международной
методикой бизнес-планирования является
методика Международной организации по
промышленному развитию ООН (UNIDO). Данная
методика касается распространения
международных норм и правил оценки
эффективности инвестиционных проектов.
Данная методика рассматривается как
первичная и она заложена в основу
большинства зарубежных и российских
программных продуктов по разработке
бизнес-планов. Модули экономического
и финансового анализа в методике UNIDO
основаны на методических рекомендациях,
приводимых в следующих источниках:


Руководстве по практической оценке
проектов (ЮНИДО.1986);


И. Литтл, Дж. Мирле Оценка и планирование
проектов для развивающихся стран (ОЭСР,
1982);


Л. Скуир, X. Ван Дёр Так, Экономический
анализ проектов (Мировой Банк, 1984);


М. Шервел, и Мишель Ле Галл Руководство
по экономической оценке инвестиционных
проектов (Париж, 1989).

Государственные
методики.

К
государственным методикам бизнес-планирования
следует отнести методические рекомендации,
предъявляемые к бизнес-планам со стороны
органов государственной власти,
министерств, ведомств, а также со стороны
органов местного самоуправления. К
государственным методикам
бизнес-планирования, наиболее широко
используемым на территории Российской
Федерации можно отнести следующие:


Макет бизнес-плана, представляемого
претендентом в составе заявки на
финансирование из Бюджета развития РФ
(Приложение 1 к Положению об оценке
эффективности инвестиционных проектов
при размещении на конкурсной основе
централизованных инвестиционных
ресурсов Бюджета развития РФ, утв.
Постановлением Правительства РФ от
22.11.1997 №1470) (URL: https://www.siora.ru;
https://www.md-bplan.ru).


Макет к бизнес-плану Российского
Агентства малого и среднего бизнеса и
требования к бизнес-плану, разработанные
Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства (URL: https://www.siora.ru;
https://www.delo.ru).


Методические рекомендации по подготовке
бизнес-плана, разработанные в рамках
проекта ТАСИС Европейским Союзом для
Новых Независимых Государств, основанные
на требованиях UNIDO (URL: https://www.siora.ru;
https://www.delo.ru).

Наибольшей
популярностью в Российской Федерации
пользуется методика разработки
бизнес-плана, утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 22.11.1997 №1470. Данная
методика используется практически во
всех субъектах Федерации, во всех
муниципальных образованиях, когда речь
идет о государственной поддержки
инвестиционного проекта, которая может
выражаться в следующих видах:


полное или частичное финансирование
проекта за счет средств Бюджета развития;


предоставление государственных гарантий
по кредитам коммерческих банков;


конкурсная продажа, приватизация
объектов государственной (муниципальной)
собственности;


акционирование бывших государственных
(муниципальных) предприятий;


конкурсное распределение прав на
эксплуатацию (разработку) природных
ресурсов.

Данная
методика регламентирует содержание и
структуру разделов бизнес-плана, основные
виды показателей коммерческой и бюджетной
эффективности проекта, основных видов
финансовых показателей. В целом она
соответствует международным стандартам
бизнес-планирования (методике UNIDO) и
позволяет использовать для расчета
интегральных показателей эффективности
проекта стандартные программные
средства.

Корпоративные
методики.

В
российской и международной практике
бизнес-планирования существует большое
количество корпоративных методик,
разрабатываемых и используемых отдельными
компаниями и банками. В целом корпоративные
методики также соответствуют требованиям
международной методики UNIDO, при этом
делая более сильный акцент на отдельных
содержательных и аналитических моментах
бизнес-плана, подаваемого претендентом
на рассмотрение, в соответствии со
спецификой своей деятельности.

Например,
лизинговые компании при рассмотрении
инвестиционного бизнес-плана претендента
основное внимание обращают на блок
вопросов и плановых расчетов, связанных
с предоставлением кредита в виде лизинга
оборудования, срока погашения кредита,
размера и графика лизинговых платежей,
бухгалтерского учета и порядка списания
оборудования принимаемого на лизинг.

Коммерческие
банки основное внимание при рассмотрении
бизнес-плана претендента обращают на
залоговое и гарантийное обеспечение
предоставляемого кредита, на структуру
и размер оборотного капитала, прибыли
и ликвидности активов компании,
необходимых для расчета оптимального
графика погашения кредита. В Российской
Федерации практически каждый
институциональный инвестор, коммерческий
банк имеет собственную методику
разработки и предоставления бизнес-плана
претендентом на получение финансирования.
Это во многом связано с продолжающимся
процессом становления и развития
банковской системы, недостатков в
нормативно-правовом регулировании
банковской и инвестиционной деятельности.

Источник

Adblock
detector