Майкл микалко энциклопедия бизнес идей тренинг креативности

Майкл микалко энциклопедия бизнес идей тренинг креативности thumbnail

СПб.: Питер, 2007 г. — 448 стр.

ISBN 978-5-91180-514-2

Серия: Сам себе психолог

Креативными не рождаются — креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упражнений любому человеку позволит развить нестандартное «вертикальное мышление»!

Метод Леонардо да Винчи, метод Сальвадора Дали, техники творческой инкубации и мозгового штурма — эти и многие другие упражнения помогут максимально использовать потенциал мозга и собственное подсознание. Вы сможете находить новые способы делать деньги и карьеру, превращать проблемы в возможности, действовать более продуктивно, побеждать конкурентов и создавать новые технологии.

Вам обеспечен невероятный творческий подъем, немыслимое количество новых идей и настоящий прорыв в будущее!

Игры для разума

Тренинг креативного мышления

Эта книга и моя любовь посвящены моей жене и партнеру Анне, которая навсегда поселилась в моем сердце

Благодарности

Я благодарю Шарлотту Бруни, руководителя прихода Сент-Винсент де Пол в Черчвилле, штат Нью-Йорк, за пробуждение во мне веры и напоминание о единственной самой важной вещи в жизни, о который я давно забыл. Шарлотта напомнила мне, что настоящая природа человеческих чувств по большей части одинакова у разных людей на всей земле.

Конечно, у человека есть такие чувства, в которых мы все отличаемся между собой. У каждого из нас есть свои особенности и собственный уникальный характер. Именно об этих особенностях говорят люди, когда обсуждают и сравнивают чувства. Но такие чувства составляют приблизительно десять процентов всех наших переживаний. Девяносто процентов чувств у всех одни и те же, и мы переживаем их одинаково.

Эти общие универсальные человеческие чувства забыты большинством людей, они скрыты в массе мнений, конфликтов и личностных различий, озвученных правительствами, религиями, политическими деятелями, учеными, знаменитостями и, конечно, вездесущими и всемогущими средствами массовой информации. Эти голоса дисгармонии и разобщенности отдалили нас друг от друга и ожесточили наши сердца. Мы должны игнорировать эти голоса раздора и побуждать друг друга чтить и уважать этот огромный океан — эти девяносто процентов, — в котором наши чувства похожи. Возможно, если мы будем делать это, то обретем «рай на земле».

Предисловие к новому изданию

Генерал выбирает дорогу к безопасности или к гибели.

Сунь Цзы

Подумайте о деревьях вдоль дикого и овеваемого всеми ветрами озера. Эти деревья стоят так, что, когда дует ветер, они дружно сгибаются, и все силы в системе остаются в равновесии. Паттерн сгибающихся деревьев, растений и корней делает их самоподдерживающимся единым целым.

Теперь подумайте о наклонном участке земли, где имеет место эрозия. Там недостаточно деревьев, чтобы закрепить землю. Льет дождь, и потоки воды уносят землю, в результате чего образуются овраги. Здесь не хватает деревьев и растений. Земля не закреплена, потому что недостаточно корней или растений. Каждый раз, когда дует ветер или идет дождь, эрозия углубляется. Паттерн этой системы порождает такие силы, что в конечном счете они уничтожают саму систему. Это самоуничтожающаяся система. Она неспособна сдержать силы, которые возникают в ней.

Природе безразлично, созидательные эти паттерны или разрушительные. Ей важно, как происходит самоорганизация различных объектов, как они взаимодействуют, чтобы образовать устойчивые паттерны. Когда вы рассматриваете паттерны природы, их содержание проявляется только в динамике. В случае деревьев форма и содержание неразрывно связаны и не могут быть отделены друг от друга. Здоровый паттерн дружно сгибающихся деревьев создает гармонию и красоту, тогда как другой паттерн является разрушительным и уродливым.

То же самое происходит с людьми. В случае деревьев паттерны формируются под влиянием ветра, дождя, корней и эрозии; в случае людей паттерны, образующие человека, получаются из всей совокупности человеческих действий. Позитивный я-образ подобен паттерну деревьев и ветра, он самоподдерживающийся и креативный; негативный я-образ подобен паттерну оврагов и дождя, и он самодеструктивный.

Возьмите три чистых листа бумаги и положите их рядом на расстоянии несколько сантиметров друг от друга. Оставьте центральный лист чистым. На правом нарисуйте небольшую ромбовидную точку в середине страницы. На левом нарисуйте какую-нибудь закорючку.

Какой лист бумаги больше похож на ваше настоящее «я»? Какой из этих трех листов лучше изображает вас в целом, со всеми вашими надеждами, страхами и слабостями на данный момент времени. Какой точнее представляет, как вы ощущаете себя?

Большинство людей выбирает закорючку или чистый лист. Почти никто не выбирает ромбовидную точку. Однако лист с этой точкой самый сосредоточенный и основательный и содержит в себе больше чувств и потенциальных возможностей. Чистый лист кажется пустым и бессмысленным. Лист с закорючкой производит впечатление беспорядка и нелогичности.

Вы можете усомниться в том, что эти описания точны. Чтобы убедить вас, позвольте предложить вам мысленный эксперимент. Предположим, что вы находитесь рядом с человеком, которого вы любите больше всех на свете. И предположим, что вы подготовили три листа бумаги, которые мы только что рассмотрели. Вообразите, что вас попросили дать лист бумаги, который больше всего выражает вашу любовь к этому человеку. Какой из трех вы дадите? Скорее всего, вы дадите лежащий справа, потому что он воспринимается как ценный, стоящий того, чтобы его отдать, и наиболее значимый.

Большинство из нас чувствует пустоту и нелогичность в своей жизни, и именно поэтому мы рассматриваем себя как чистый лист или закорючку, а не ромбик. Мы знаем, что хотели бы выбрать ромбовидную точку, но каким-то образом наше самоощущение заставило нас чувствовать себя недостойными, и поэтому мы рационалистически объяснили, почему выбрали закорючку или чистый лист. В жизни происходит то же самое.

Нас неявно учат, что мы существуем и есть такие, какие есть. Нас приучили к мысли, что все люди — лишь отражение своих генов, окружения и природы. Мы вынуждены быть объектами. Нас учат говорить «мне» вместо «я». Когда вы говорите о самом себе «мне», вы ограничиваете себя. Говоря «мне», вы всегда ограничены, поскольку становитесь пассивным объектом, а не активным субъектом. Когда вы говорите «мне», вы не действуете; при этом на вас действуют внешние силы.

Когда вы рассматриваете себя как объект, вы принимаете на веру описания, которые вам дают другие люди (родители, преподаватели, ровесники, коллеги и т. д.). Вы становитесь теми, кем вас считают. Вы можете хотеть стать артистом, но другие могут сказать вам, что у вас нет таланта, образования или темперамента, чтобы быть артистом. Ваше «мне» скажет: «Кем ты себя считаешь? Ты всего лишь обычный человек. Вернись к реальности».

Ричард Коуэн — автор книги «Оглушенный: подняться над болезнью», и его жизнь определяется болезнью. У него множественный склероз, он фактически слепой, почти немой и страдает хронической болью, которая не дает ему спать и постоянно изнуряет его. Два случая рака толстой кишки за прошлые пять лет привели к расстройству кишечника. И хотя в настоящее время у него нет рака, он все равно испытывает постоянный дискомфорт. Коуэн работал режиссером в CBS, пока не стал инвалидом. Устранение из многих видов деятельности из-за хронической болезни и физической нетрудоспособности первоначально вызвало ощущение никчемности. Друзья и родственники советовали ему обратиться за профессиональной помощью к психологам, но он отказался. Он чувствовал, что психологи всегда сосредоточиваются на проблемах, объясняют, почему вы чувствуете себя никчемным и почему вы в этом не виноваты. Он не видел никакого смысла в такого рода лечении. Коуэн понимал неизбежные последствия болезни, но он также понимал, что только он сам может управлять своей судьбой. Коуэн говорит: «Лишь одно я могу контролировать всегда — то, что происходит в моей голове. Первым делом я подумал о том, кто я такой и как я могу победить болезнь. Выбирая чувства на сознательном уровне, я способен управлять перепадами настроения и большую часть времени чувствовать себя хорошо». Он культивировал в себе позитивное отношение к жизни, интерпретируя все переживания позитивным образом.

Он сказал, что его жизнь похожа на корабль при качке. Вы можете поскользнуться. Вы хватаетесь за что попало. Вы можете упасть. Вам нужно постоянно заставлять себя вставать и идти дальше. Но он сказал, что в конечном счете самое волнующее ощущение в жизни он испытывал, когда вставал и с улыбкой шел дальше.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Выбрать главу

СПб.: Питер, 2007 г. — 448 стр.

ISBN 978-5-91180-514-2

Серия: Сам себе психолог

Креативными не рождаются — креативными становятся! Книга срывает с творчества покров тайны. Уникальная система логических и интуитивных упражнений любому человеку позволит развить нестандартное «вертикальное мышление»!

Метод Леонардо да Винчи, метод Сальвадора Дали, техники творческой инкубации и мозгового штурма — эти и многие другие упражнения помогут максимально использовать потенциал мозга и собственное подсознание. Вы сможете находить новые способы делать деньги и карьеру, превращать проблемы в возможности, действовать более продуктивно, побеждать конкурентов и создавать новые технологии.

Вам обеспечен невероятный творческий подъем, немыслимое количество новых идей и настоящий прорыв в будущее!

Игры для разума

Тренинг креативного мышления

Эта книга и моя любовь посвящены моей жене и партнеру Анне, которая навсегда поселилась в моем сердце

Благодарности

Я благодарю Шарлотту Бруни, руководителя прихода Сент-Винсент де Пол в Черчвилле, штат Нью-Йорк, за пробуждение во мне веры и напоминание о единственной самой важной вещи в жизни, о который я давно забыл. Шарлотта напомнила мне, что настоящая природа человеческих чувств по большей части одинакова у разных людей на всей земле.

Конечно, у человека есть такие чувства, в которых мы все отличаемся между собой. У каждого из нас есть свои особенности и собственный уникальный характер. Именно об этих особенностях говорят люди, когда обсуждают и сравнивают чувства. Но такие чувства составляют приблизительно десять процентов всех наших переживаний. Девяносто процентов чувств у всех одни и те же, и мы переживаем их одинаково.

Эти общие универсальные человеческие чувства забыты большинством людей, они скрыты в массе мнений, конфликтов и личностных различий, озвученных правительствами, религиями, политическими деятелями, учеными, знаменитостями и, конечно, вездесущими и всемогущими средствами массовой информации. Эти голоса дисгармонии и разобщенности отдалили нас друг от друга и ожесточили наши сердца. Мы должны игнорировать эти голоса раздора и побуждать друг друга чтить и уважать этот огромный океан — эти девяносто процентов, — в котором наши чувства похожи. Возможно, если мы будем делать это, то обретем «рай на земле».

Предисловие к новому изданию

Генерал выбирает дорогу к безопасности или к гибели.

Сунь Цзы

Подумайте о деревьях вдоль дикого и овеваемого всеми ветрами озера. Эти деревья стоят так, что, когда дует ветер, они дружно сгибаются, и все силы в системе остаются в равновесии. Паттерн сгибающихся деревьев, растений и корней делает их самоподдерживающимся единым целым.

Теперь подумайте о наклонном участке земли, где имеет место эрозия. Там недостаточно деревьев, чтобы закрепить землю. Льет дождь, и потоки воды уносят землю, в результате чего образуются овраги. Здесь не хватает деревьев и растений. Земля не закреплена, потому что недостаточно корней или растений. Каждый раз, когда дует ветер или идет дождь, эрозия углубляется. Паттерн этой системы порождает такие силы, что в конечном счете они уничтожают саму систему. Это самоуничтожающаяся система. Она неспособна сдержать силы, которые возникают в ней.

Природе безразлично, созидательные эти паттерны или разрушительные. Ей важно, как происходит самоорганизация различных объектов, как они взаимодействуют, чтобы образовать устойчивые паттерны. Когда вы рассматриваете паттерны природы, их содержание проявляется только в динамике. В случае деревьев форма и содержание неразрывно связаны и не могут быть отделены друг от друга. Здоровый паттерн дружно сгибающихся деревьев создает гармонию и красоту, тогда как другой паттерн является разрушительным и уродливым.

То же самое происходит с людьми. В случае деревьев паттерны формируются под влиянием ветра, дождя, корней и эрозии; в случае людей паттерны, образующие человека, получаются из всей совокупности человеческих действий. Позитивный я-образ подобен паттерну деревьев и ветра, он самоподдерживающийся и креативный; негативный я-образ подобен паттерну оврагов и дождя, и он самодеструктивный.

Возьмите три чистых листа бумаги и положите их рядом на расстоянии несколько сантиметров друг от друга. Оставьте центральный лист чистым. На правом нарисуйте небольшую ромбовидную точку в середине страницы. На левом нарисуйте какую-нибудь закорючку.

Какой лист бумаги больше похож на ваше настоящее «я»? Какой из этих трех листов лучше изображает вас в целом, со всеми вашими надеждами, страхами и слабостями на данный момент времени. Какой точнее представляет, как вы ощущаете себя?

Источник

Если новые идеи не приходят в голову сами собой, нужно научиться их придумывать. Методов развития креативности сегодня более чем достаточно, но все они могут быть сведены к четырем направлениям.

Вице-президент рекламной сети FooteCone & Belding (FCB)
Дэвид Коэн достал из портфеля картинки, раздал их аудитории
и попросил найти среди квадратов и треугольников звезду. Потом он
написал две последовательности букв и предложил продолжить одну из
них. Показал рисунок, похожий на водопроводный кран, и сказал:
«Посмотрите иначе – вот человек с бутылкой пива. Или Авраам
Линкольн». Затем ведущий указал на предмет, напоминавший вантуз, и
поинтересовался, что это. Наконец, он потребовал продолжить историю
о Джоне и Мери, которых участники собрания якобы увидели мертвыми
на полу.

Примерно так выглядит тренинг креативного мышления в рекламном
агентстве Media Arts Group, входящем в сеть FCB. Но не только
рекламщикам полезно домысливать, что вантуз – это своего рода
кофейная чашка, а мертвые Джон и Мери на самом деле рыбы. Сегодня
креативность требуется повсеместно, и творческое мышление
становится базовой компетенцией современного менеджера.

Объяснение этому факту кроется в самом характере современного
бизнеса. В прошлом году был опубликован манифест «Созидательное
разрушение», который написали специалисты компании McKinsey &
Co. Авторы утверждают, что принцип непрерывного развития успеха
давно ушел в прошлое. Прежние способы ведения бизнеса постоянно
устаревают, поэтому менеджмент должен искать выход не в переборе
известных решений, а в постоянном поиске новых основ успеха.
Крупным корпорациям нелегко устоять под натиском небольших
агрессивных компаний, предлагающих новые продукты и идеи.
Креативность менеджерской команды становится не только залогом
успеха, но и элементарным условием выживания.

Программы, обучающие креативности, нужны не только рекламщикам,
но и техническим специалистам, директорам по развитию,
топ-менеджерам и проч. Так, крупный машиностроительный холдинг
заказал директору агентства «Интеллект-Ресурс групп» Виктору
Тимохову
тренинг креативности сразу для 150 человек –
начальников цехов, инженеров и технологов. А винодельческая
компания «Фрион» обучила методикам креативности всех
топ-менеджеров. Началось все с того, что компания решила сменить
название, объединив в нем два направления своего бизнеса, но ни
один из предложенных менеджментом вариантов не нравился
собственникам. Тогда компания заказала тренинг креативности для
членов совета директоров. Результаты превзошли все ожидания.
Участники придумали несколько сотен вариантов, и компания получила
новое название: «Альянс Интегро». А директор по персоналу «Альянса»
Юлия Марова отмечает, что тренинг серьезно изменил культуру
обсуждения идей в компании. «Теперь, обсуждая какую-либо проблему в
совете директоров, мы пытаемся решить ее как изобретательскую
задачу»,– утверждает Марова.

Программы развития креативности поражают экзотическими
названиями: тренинги латерального мышления, икаэринг,
креатив-практика, «Мата Хари против Штирлица» и т. п. Но на самом
деле большого разнообразия нет, каждый метод восходит к какой-то
конкретной модели понимания креативности, и таких моделей всего
четыре.

Алгебра креатива
Многие исследователи рассматривают
креативность не как интуитивный процесс, а подходят к ней сугубо
рационально. Наиболее ярко этот подход воплощен в методе ТРИЗ
(Теория решения изобретательских задач). В его основе лежит
инженерная теория Генриха Альтшуллера, который считал, что
метод проб и ошибок и ожидание творческого озарения неэффективны.
По его мнению, изобретение нового – вполне технологический процесс.
Проанализировав более 400 тыс. различных изобретений, Альтшуллер
установил, что большинство задач решаются всего 40 приемами. Нужно
лишь разделить все задачи на типы и применить нужные алгоритмы
решения.

Любая сложная задача в терминологии ТРИЗа содержит в себе
системное противоречие, его надо преодолеть или обойти. Вот,
скажем, прием №26: если найденное решение слишком сложно, дорого и
неудобно, его надо заменить на ослабленную копию. Перед
бизнес-тренером Виталием Ильинским в свое время поставили
задачу: совместить два логотипа одной компании, владеющей
автобуфетами, Steff и «Маркон». Просто изобразить их вместе было
нельзя в силу высокой узнаваемости марки Steff и низкой известности
«Маркон». Тогда Ильинский предложил оставить Steff, но изобразить
на палатке тень в виде буквы «М». Идея была отвергнута из-за
негативных ассоциаций, которые вызывала тень у заказчиков. Тогда
Ильинский предложил сделать букву цветной, используя специальные
прожекторы для подсветки.

«ОБЪЯВИТЕ НЕДЕЛЮ ГЛУПОЙ ИДЕИ»
Автор бестселлера Thinkertoys («Энциклопедия бизнес-идей») Майкл
Микалко начал заниматься креативностью еще в армии, затем он
применял эти методы, работая в ЦРУ, а сейчас активно консультирует
бизнесменов. Но, несмотря на свой богатый опыт, весьма критично
относится к тренингам креативности.

«Секрет фирмы»: Почему у современных менеджеров возникла
потребность в тренингах креативности?
Майкл Микалко
: Потому что ошибки бизнесменов, которым недостает
креативности, дорого обходятся компаниям. Например, когда Univac
изобрела компьютер, она заявила, что он предназначен только для
ученых. Сейчас память об этой компании хранят лишь архивные
документы и анекдоты. В 1968 году в Швейцарии были изобретены
электронные часы, но ни одна швейцарская компания тогда не обратила
на них внимания: они думали, что это не часы. Зато идею подхватила
японская Seiko. Причины этих ошибок обусловлены недостатками
традиционного воспитания. В школе учат не думать, а воспроизводить
известные точки зрения. Сталкиваясь с проблемой, мы анализируем ее
и выбираем наиболее привлекательный вариант из того, что уже знаем,
отсекая все другие возможности. Между тем настоящее творчество
состоит в том, чтобы создавать новые возможности. Кстати, многие
креативные методы как раз мешают этому.

СФ: Какие же?
ММ:
Например, популярные среди корпоративных тренеров модели
типа «Шести шляп». Их легко понять и легко использовать, однако они
не способствуют развитию настоящей мысли. В их основе лежит
убеждение, что креативность можно объяснить через модель или
формулу. Когда обученные этим методикам люди сталкиваются с
проблемой, они вспоминают модель и спрашивают себя: какой способ
решения проблемы мне предлагает система «Шесть шляп»? Тем самым
дают волю не творческому, а воспроизводящему мышлению.

СФ: Тогда к каким тренерам стоит обращаться, какие модели
нужно использовать?
MM:
Дело не в тренерах и не в методах. Творчество – это чистая
импровизация, его невозможно объяснить никакой формулой. Все модели
сводят новое к уже известному и тем самым убивают креативность.
Консультант же вообще подобен парню, который поучает всех искусству
соблазнения, не имея собственной девушки.

СФ: Что же делать компаниям, если тренинги их не
устраивают?
ММ:
Многие компании начинают искать решения самостоятельно.
Например, привлекают креативных людей с внешних рынков. Citizens
Financial Group in Providence R. I. (CFG) набирает творческих
личностей из других индустрий. Так, дивизион банкоматов возглавляет
человек, ранее работавший в недвижимости, а один из топ-менеджеров
раньше работал в упаковочном бизнесе. Это помогает компании мыслить
шире. Скажем, большинство банков обслуживают существующих клиентов.
CFG, наоборот, используя навыки бывших менеджеров по продажам, ищет
новых.

СФ: Каким способом можно развивать креативность у своих
сотрудников?
ММ:
Творчеству нужен дом. Сделайте креативный уголок –
специальное место, заставленное книгами, видеофильмами по
креативности, обучающими играми. Объявите неделю глупой идеи.
Удачные решения часто происходят из нелепых и безумных
предположений. Например, в издательской компании кто-то предложил
идею: открытки для мертвых. В итоге они стали производить наклейки,
на которых можно было писать пожелания и приклеивать их на
памятники. Продукт продавался очень хорошо. Каждый раз, когда
кто-либо из сотрудников придумывает новую идею, давайте ему билет.
В конце месяца обладатели нескольких билетов получат приз. Но ни в
коем случае не заставляйте и не принуждайте людей к творчеству.
Люди сами выбирают, хотят ли они быть творческими или нет.
Творчество – это чистая демократия.

Шаблоны для ума
В основе второй модели также лежит
идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако
систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления.
И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка
креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец,
генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется
на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые
участник так же последовательно примеряет на себя.

Самый популярный тренинг этого типа – «Шесть шляп» Эдварда де
Боно
(см. СФ
28/2004). В России эту программу предлагает компания MTI,
тренеры которой прошли обучение за рубежом. Другие компании тоже
нередко используют методику де Боно. Так, тренер компании Ars Vitae
Александра Купавская обучает креативу на основе теории
Грэма Уоллеса, который разделил процесс мышления на пять
этапов. Сначала используется логическое мышление. Когда оно не
приводит к нужному результату. Человек устает, испытывает
негативные эмоции, он отказывается от попыток решить задачу. Во
время паузы происходит созревание идеи, затем следует инсайт и
доработка полученной идеи. Но если этап вызревания идеи длится
слишком долго и участники не достигают озарения, Александра
использует метод «Шесть шляп». «Это один из эффективных способов
привести процесс обсуждения творческой задачи в порядок»,– так
оценивает она метод де Боно.

К аналогичному методу прибегает и Дэвид Коэн в FCB. Придумывая
идеи, человек «играет» четыре роли: Исследователь, Художник, Судья
и Воин. Каждый из этих «персонажей» ответствен за определенный
этап. Исследователь собирает факты, теории, опыт. Художник
переставляет собранную информацию местами и ищет неожиданные
альтернативы. Судья оценивает порожденную художником идею с точки
зрения возможных рисков. А Воин воплощает ее в жизнь. Все эти роли
можно играть в составе креативной команды, когда люди возвращают
друг другу задания на доработку. Последовательное применение этого
метода позволит научиться, по словам Коэна, «думать с другой
стороны коробки», под которой он понимает повседневное
мышление.

Левые и правые
Далеко не все тренеры требуют от
участников мыслить рационально. Не менее сильный метод – погружение
человека в нестандартные ситуации. Например, управляющий ГК
«Институт Тренинга-АРБ Про» Сергей Макшанов на своем
тренинге «Креативность в менеджменте» просит менеджеров представить
или нарисовать показатель EBITDA и только потом думать о способах
повышения рентабельности бизнеса. Антонина Ростовская,
тренер компании «Тренинг-бутик», обучает менеджеров искусству
падать, изображать животных и разыгрывать сцены. Все это, по ее
мнению, должно научить мыслить в движении.

Экстравагантные приемы использует и Виталий Булавин,
генеральный директор школы менеджеров «Арсенал». На тренингах для
топ-менеджеров тренеры организовывают необычные мероприятий.
Участников водят в художественную мастерскую, клуб байкеров, на
спектакли Евгения Гришковца, отправляют в часть спецназа ВДВ. Один
из тренингов Булавин проводил в Африке. Участники жили в настоящем
племени масаев, наблюдали жизнь диких зверей и рисовали. «Сафари
производит сильное впечатление,– говорит участница тренинга,
руководитель департамента компании „Астрасофт” Ольга
Яковенко.–
Было ощущение, будто живешь в зоопарке, а звери на
тебя смотрят».

Несмотря на то, что подобные тренинги больше похожи на
развлечение, чем на учебу, у такого подхода есть и серьезная
теоретическая база. Согласно одной из теорий, источник креативности
заключается в умении переключаются с первичных познавательных
процессов (сновидения, мечты, образы), которые рождают новые и
неожиданные мысли, на вторичные (логическое мышление, тексты).
Чтобы научиться мыслить творчески, нужно максимально разбудить
воображение. Например, начать рисовать, лепить из пластилина,
больше фантазировать, а затем попытаться рассказать о полученных
впечатлениях в письменной форме. Сергей Макшанов называет это
«правополушарным переоформлением». Считается, что именно правое
полушарие отвечает за образное мышление: следуя данной теории, чем
слаженнее взаимодействуют полушария, тем богаче понимание
реальности – и тем больше новых идей может придумать человек.

Креативный оркестр
Один из самых перспективных методов
– развитие креативности у целых команд. Тренинги такого типа чаще
всего приобретают форму групповой импровизации. Например,
креативный директор агентства FCB MA Алексей Голиков любит
проводить со своими сотрудниками одно несложное упражнение. Люди
встают в круг, ведущий начинает рассказывать какую-нибудь
выдуманную историю, а затем кидает мяч наугад другому игроку. И так
по очереди все придумывают продолжение истории. А генеральный
директор компании «Тренинг-бутик» Марк Кукушкин как-то
привез группу сейлз-менеджеров мебельной компании в курортный город
и за два часа до начала тренинга развесил по городу объявления, что
в местном клубе состоится концерт приезжих «звезд». Только после
этого участникам тренинга объяснили, что их ждет. После бури
возмущений они начали готовиться и в итоге поставили хороший
спектакль. «Этот эксперимент мы повторяли четыре раза с разными
группами,– говорит Кукушкин.– И каждый раз участники
справлялись».

В основе импровизационных техник лежат идеи Джона Као,
гарвардского профессора, музыканта, основателя нескольких компаний
и продюсера фильма «Секс, ложь и видео». Као считает, что главным
фактором преуспевания в бизнесе сегодня является постоянное
творчество. Компании должны превратиться в «фабрики идей»,
состоящие из креативных сотрудников и руководителей, интенсивно
обменивающихся информацией друг с другом. Деятельность компании, по
мнению Као, превращается в джемминг – музыкальную импровизацию.

Конечно, ни один тренинг не способен научить человека
придумывать гениальные идеи. Но главный плюс таких программ состоит
в том, что они устраняют препятствия, мешающие развитию креативного
мышления, главное из которых – страх творчества. Раскрепостив свое
сознание, люди уже не боятся провала или насмешки и предлагают свои
идеи более активно.

Дмитрий Лисицин

Источник

Adblock
detector