Конечные потребители в бизнес плане
Перейти к контенту
Статьи > Бизнес-план для инвесторов
Раздел «Анализ потребителей» определяет потребительские сегменты, потребности которых компания обслуживает/планирует обслуживать чтобы сделать это, компания должна:
1. Определить целевых потребителей
2. Выявить их потребности
3. Показать, каким образом ее продукты и услуги удовлетворят эти потребности.
Точно определите своих клиентов
Первый шаг в проведении анализа потребителей – четко сформулировать, на каких потребителей компания будет работать. Причем, степень определенности в этом вопросе должна быть высокой. Недостаточно сказать: наш целевой рынок – предприятия малого бизнеса, потому что таких предприятий несколько миллионов. Бизнес-план должен точно идентифицировать своих потребителей. Например – малые предприятия с численностью персонала от 10 до 50 человек, расположенные в районных центрах Калужской области.
После того, как мы проясним свою целевую клиентуру и составим ее описание, надо выяснить демографическую ситуацию этих потребителей. Вопросы, на которые при этом надо ответить:
1. Сколько имеется потенциальных клиентов, подходящих по д составленное описание. Что происходит с этой клиентской базой – она растет или сокращается?
2. Какова величина их среднего дохода?
3. Каково географическое местонахождение данных клиентов?
Описать потребности своих клиентов и показать, как вы их удовлетворяете
После прояснения демографии целевых клиентов бизнес-план должен детализировать их потребности. Информация о потребностях может иметь форму описания прошлых действий (Х% покупали такой же продукт в прошлом году), прогноза будущего (Х% во время интервью сказали, что будут покупать данный продукт в следующем году) или выводов (поскольку Х% потребителей используют продукт/услугу, которые наш продукт/услуга превосходит/замещает, то ожидаемый объем продаж составит…).
Также в бизнес-план следует включить описание драйверов, влияющих на приятие потребителями решений о покупке. Примеры вопросов, на которые надо ответить:
1. Что важнее для потребителей – цена или качество продукта/услуги?
2. Какой уровень отношений требуется вашим потребителям? Нуждаются они в постоянной поддержке или им достаточно базового уровня сервиса?
Покажите понимание процесса, как потребители принимают решения
Важный этап анализа потребителей – продемонстрировать понимание процесса принятия решения вашими клиентами. Примеры вопросов, на которые надо ответить:
1. Будут ли потребители советоваться с кем-то в своей организации/семье перед принятием решения о покупке?
2. Изучают ли потребители несколько предложений прежде, чем сделать покупку?
3. Повлечет ли покупка продукта/услуги значительные изменения в операционной деятельности клиентов (т.е. придется ли им потратить время и силы на изучение новой технологии или же кого-то из их коллег ждет сокращение и т.д.)
Чтобы разработать успешную бизнес- и маркетинговую стратегию, важно по-настоящему хорошо понимать своих клиентов. Поэтому, опытные инвесторы всегда просят представить профиль целевой клиентуры компании. Потратив время на изучение и анализ своей целевой клиентуры, вы убьете двух зайцев: усовершенствуете стратегию и добьетесь успеха в привлечении финансирования.
Бизнес-план является рабочим инструментом не только действующих, но и вновь создаваемых предприятий. Используется он во всех сферах предпринимательской деятельности независимо от масштабов, форм
собственности и организационно-правовых форм предприятий. Прежде чем приступить к разработке бизнес-плана, необходимо определить миссию (цели) данной разработки. И уже на основании этого
оценивать бизнес-план по различным признакам (критериям), что позволит четко организовать процесс планирования с наименьшими затратами.
Классификация бизнес-планов осуществляется по следующим критериям:
1. По целям разработки бизнес-планы бывают:
- инвестиционные – направлены на внедрение инноваций в виде новых технологий, продуктов или выход на рынок с традиционным продуктом. Осуществляется это через новое строительство или расширение
действующего предприятия либо проведения реконструкции, модернизации, технического перевооружения - для выработки стратегии развития организации
- для планирования деятельности организации
- для финансового оздоровления действующего предприятия
2. По объекту планирования. В бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:
- предприятия в целом (нового или действующего)
- объединений (группы) предприятий
- инвестиционного проекта (направления бизнеса)
3. По конечным потребителям. Бизнес-планы могут быть предназначены:
- для внутреннего пользования самого предпринимателя или руководства фирмы (как средство самоорганизации);
- банкам, инвесторам, акционерам;
- региональной администрации;
- бизнес-партнерам (покупателям, спонсорам, лизингодателям и др.).
4. По продолжительности решаемых задач (горизонту планирования) выделяют следующие виды бизнес-планов:
- стратегические (долгосрочные), представляющие совокупность основных целей предприятия и способов их достижения на протяжении длительного периода времени;
- тактические (среднесрочные), охватывающие более короткий период (3-5 лет), используются для поддержки стратегических планов, содержат более точные определения действий, больше деталей и
спецификаций; - оперативные (краткосрочные), представляющие собой систему бюджетирования деятельности предприятия в целом и его подразделений на ближайший финансовый год с выделением плановых заданий по
обеспечению всех направлений финансово-хозяйственной деятельности организации.
5. По сложности проекта различают проекты простые, сложные и очень сложные.
6. По условиям конфиденциальности формируют бизнес-план:
- официальный – предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, спонсоров и дает понятие об общей цели;
- рабочий – представляет собой повседневный рабочий документ для руководителя предприятия, команды разработчиков и консультантов. Рабочий бизнес-план должен быть особо конфиденциальным, так как
обычно содержит информацию, которую не включают в официальный бизнес-план, например, капитал, направляемый в бизнес, сведения о конкурентах или маркетинговая стратегия. Информация в рабочем
бизнес-плане должна быть расположена под теми же заголовками, что и в официальном, чтобы было легко пользоваться обоими документами и вносить в них изменения.
7. По гибкости планов различают планирование:
- директивное (статическое) – сверху вниз с четко заданными показателями;
- индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью внесения корректировок.
8. По стадии развития организации различают бизнес-планы:
- для зрелой фирмы – масштабные;
- на начальной стадии развития фирмы – нечеткие и небольшие.
9. По стадии развития проекта на момент составления бизнес-плана различают: идею, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия,
действующее производство.
10. По объему различают сжатые и развернутые бизнес-планы.
11. По особенностям оформления бизнес-планы бывают с приложениями и без них.
12. По подходу к разработке бизнес-план может разрабатываться
- наемной группой специалистов, а инициаторы проекта участвуют в подготовке исходных данных;
- инициаторами проекта, а методические рекомендации получаются у специалистов (банкиров, юристов, аудиторов), возможных потребителей, инвесторов.
13. По используемой программе финансового моделирования:
- Project Expert
- Alt Invest
- ТЭО-Инвест
- COMFAR Expert
- ИНЭК-Аналитик
- расчеты на базе Excel, в т. ч. с использованием шаблонов финансовых моделей (например, FinModel Expert)
Для получения более подробной информации по услуге бизнес-планирования, свяжитесь с нами по телефону или по электронной почте.
Сделайте заказ и спокойно планируйте свое время!
Качественная работа — это наша забота!
«ÀÊÄÈ «Ýêîíîìèêà è æèçíü», N 10, 2001
Ñåãîäíÿ íåâîçìîæíî íà÷àòü íîâûé áèçíåñ èëè âêëàäûâàòü ñðåäñòâà â äåéñòâóþùåå ïðåäïðèÿòèå áåç ðàçðàáîòêè áèçíåñ — ïëàíà. Òàêèì çíà÷èìûì îí ñòàë íå ñåãîäíÿ, â ýïîõó ðûíî÷íûõ ïðåîáðàçîâàíèé, — è â ïåðèîä ïëàíèðîâàíèÿ ñîöèàëèñòè÷åñêîãî íàðîäíîãî õîçÿéñòâà ýòîò äîêóìåíò èìåë âàæíîå çíà÷åíèå. Ïðàâäà, â òî âðåìÿ îí íàçûâàëñÿ «òåõíèêî — ýêîíîìè÷åñêîå îáîñíîâàíèå» (ÒÝÎ), à ìåòîäèêà è ïðèíöèïû åãî ðàçðàáîòêè òàêæå îòëè÷àëèñü îò ñîâðåìåííûõ.
Ê ñîæàëåíèþ, â ðîññèéñêèõ êîìïàíèÿõ íåñåðüåçíî ïîäõîäÿò ê ïëàíèðîâàíèþ ñâîåé äåÿòåëüíîñòè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, ýòî ñâÿçàíî ñ îòñóòñòâèåì ñîîòâåòñòâóþùåé êâàëèôèêàöèè ó ìåíåäæåðîâ, ñ äðóãîé — ñ íàøèì «àâîñü», ò.å. íà÷íåì ñ òîãî, ÷òî èìååì, à äàëüøå âðåìÿ ïîêàæåò. Åñëè äàæå áèçíåñ — ïëàí ãîòîâèòñÿ, òî â íåì ïðàêòè÷åñêè îòñóòñòâóåò àðãóìåíòàöèÿ ïîëó÷åíèÿ òåõ èëè èíûõ èñõîäíûõ ýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, ôèíàíñîâûõ ðàñ÷åòîâ è ðåçóëüòàòîâ.
Áèçíåñ — ïëàí äîëæåí ðàçðàáàòûâàòüñÿ ïðè:
- ïðîèçâîäñòâå íîâîé ïðîäóêöèè;
- ðàñøèðåíèè èëè ìîäåðíèçàöèè ïðîèçâîäñòâà;
- îñóùåñòâëåíèè êàïèòàëüíûõ çàòðàò íà ïðèîáðåòåíèå îñíîâíûõ ôîíäîâ;
- âûõîäå íà íîâûå ðûíêè;
- ñëèÿíèè è ïîãëîùåíèè ïðåäïðèÿòèé;
- ïîëó÷åíèè êðåäèòà è ò.ä.
Îäíîé èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ îøèáîê ðîññèéñêèõ ñïåöèàëèñòîâ ÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ïåðåíåñòè çàïàäíóþ ìåòîäîëîãèþ ðàçðàáîòêè òàêèõ äîêóìåíòîâ áåç ó÷åòà îñîáåííîñòåé ðàçâèòèÿ ðîññèéñêîé ýêîíîìèêè. Íàïðèìåð, áåðåòñÿ áèçíåñ — ïëàí êàêîãî-ëèáî ïðîåêòà è â íåãî ââîäÿòñÿ îñíîâíûå èñõîäíûå äàííûå (ñòàâêà äèñêîíòèðîâàíèÿ, óðîâåíü èíôëÿöèè, íàëîãè, íîðìû çàòðàò è îöåíêà âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè). Ýòî â êîðíå íåâåðíî, òàê êàê íå äåëàåòñÿ àêöåíò íà çàêîíîäàòåëüíóþ áàçó, ïîäçàêîííûå íîðìàòèâíûå àêòû, äèíàìèêó ìàêðîýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, îñîáåííîñòè äåëîâîé ñðåäû è ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû. Èìåííî ïñèõîëîãè÷åñêèå ôàêòîðû â ñëó÷àå íåïðåäâèäåííûõ ðàñõîäîâ â çàâèñèìîñòè îò ñïåöèôèêè ïðîåêòà ìîãóò çíà÷èòåëüíî ïîâëèÿòü íà îêîí÷àòåëüíûå ðåçóëüòàòû.
Ïîòðåáèòåëè áèçíåñ — ïëàíà
Âàæíî òàêæå ó÷èòûâàòü, êòî ÿâëÿåòñÿ ïîòðåáèòåëåì áèçíåñ — ïëàíà. Åñëè ýòî áàíê, ïðåäîñòàâëÿþùèé êðåäèò, òî â áèçíåñ — ïëàíå íåîáõîäèìî âûäåëèòü, íàñêîëüêî áàëàíñ ïðåäïðèÿòèÿ áóäåò ëèêâèäåí, êàêîâû ïîòîêè äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ è ïîêàçàòåëè ôèíàíñîâîé çàâèñèìîñòè.
Åñëè îñóùåñòâëÿåòñÿ ïîñòàâêà îáîðóäîâàíèÿ äëÿ ïðîèçâîäñòâà íîâîé ïðîäóêöèè, òî ñëåäóåò îïðåäåëèòü, êàêîâà áóäåò ýôôåêòèâíîñòü ïðîèçâîäñòâà, íà êàêèå ðûíêè ïðåäïðèÿòèå ïëàíèðóåò âûéòè, ñîîòâåòñòâóåò ëè òåõíîëîãèÿ, è ñäåëàòü àíàëèç ðûíêà êîíêóðåíòîâ. Åñëè â ïðîåêòå â òîì èëè èíîì âèäå ó÷àñòâóåò ãîñóäàðñòâî, òî âàæåí âîçâðàò èíâåñòèöèé â áþäæåò â âèäå íàëîãîâûõ ïëàòåæåé.
 êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå íåîáõîäèìî òùàòåëüíî ïðîàíàëèçèðîâàòü, êòî ÿâëÿåòñÿ îñíîâíûìè ïîòðåáèòåëÿìè áèçíåñ — ïëàíà.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ — ïëàíà
 ïðèíöèïå ñòàòüè áèçíåñ — ïëàíà ðàçëè÷íûõ ïðîåêòîâ ìàëî îòëè÷àþòñÿ äðóã îò äðóãà.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ — ïëàíà âûãëÿäèò ñëåäóþùèì îáðàçîì:
- êðàòêîå îïèñàíèå áèçíåñà;
- îïèñàíèå ïðåäïðèÿòèÿ è àíàëèç åãî ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ;
- îïèñàíèå ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè (ïðèîáðåòàåìûõ ôîíäîâ, òåõíîëîãèè);
- àíàëèç ðûíêà;
- ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí;
- ìàðêåòèíãîâûé ïëàí;
- ôèíàíñîâûé ïëàí;
- îðãàíèçàöèîííûé ïëàí;
- ðåçþìå áèçíåñ — ïëàíà;
- ïðèëîæåíèÿ.
Ïðåæäå âñåãî íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî ðàçðàáîòêà áèçíåñ — ïëàíà íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæíà íîñèòü ôîðìàëüíîãî õàðàêòåðà. Ê ñîæàëåíèþ, íå òîëüêî ïîòåíöèàëüíûå ïîëó÷àòåëè èíâåñòèöèé, íî è ìíîãèå èíâåñòîðû ïîäõîäÿò ê äàííîìó âîïðîñó äîñòàòî÷íî ôîðìàëüíî: áèçíåñ — ïëàí ðàññìàòðèâàþò êàê îïðàâäàòåëüíûé äîêóìåíò äëÿ âûäåëåíèÿ ñðåäñòâ. Íà ñàìîì äåëå áèçíåñ — ïëàí äîëæåí áûòü «íàñòîëüíîé êíèãîé» â ïðîöåññå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà äëÿ âñåõ çàèíòåðåñîâàííûõ ñòîðîí; îòêëîíåíèå îò ïðîãíîçà ÿâëÿåòñÿ ïîêàçàòåëåì íåêîìïåòåíòíîñòè åãî ðàçðàáîò÷èêîâ.
Êðàòêîå îïèñàíèå áèçíåñà
Êðàòêîå îïèñàíèå ïëàíèðóåìîãî áèçíåñà ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå âàæíûõ ÷àñòåé áèçíåñ — ïëàíà. Îíî äîëæíî áûòü ñîñòàâëåíî òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïîòåíöèàëüíûé èíâåñòîð áûë çàèíòåðåñîâàí ïðîäîëæèòü áîëåå äåòàëüíîå çíàêîìñòâî ñ ïðåäïðèÿòèåì, æåëàþùèì ïðèâëå÷ü èíâåñòèöèè. Íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü òîò ôàêò, ÷òî ïîòåíöèàëüíûå èíâåñòîðû, êàê ïðàâèëî, îãðàíè÷åíû âî âðåìåíè äëÿ èçó÷åíèÿ íîâûõ èíâåñòèöèîííûõ âîçìîæíîñòåé, ñëåäîâàòåëüíî, áîëåå âåðîÿòíî, ÷òî îíè ïðî÷òóò òîëüêî ðåçþìå êðàòêîãî îïèñàíèÿ.
Ðåçþìå äîëæíî â ñæàòîé ôîðìå îõâàòûâàòü îñíîâíûå ýëåìåíòû èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà è äîëæíî áûòü ïîñòðîåíî òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû ïîòåíöèàëüíûé èíâåñòîð ìîã ïîëó÷èòü èíôîðìàöèþ ïî òàêèì âîïðîñàì, êàê:
- ïîêàçàòåëè ïðèáûëè íà èíâåñòèðîâàííûé êàïèòàë;
- ñïðîñ íà íîâóþ ïðîäóêöèþ;
- ïîòåíöèàëüíàÿ äîëÿ ðûíêà êîìïàíèè äî è ïîñëå ðåàëèçàöèè ïðîåêòà;
- êîíêóðåíòíûå ïðåèìóùåñòâà äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé;
- ïîòðåáíîñòè â ôèíàíñèðîâàíèè, òðåáóåìûå óñëîâèÿ ïðèâëå÷åíèÿ êàïèòàëà.
Äîêóìåíò äîëæåí ñîäåðæàòü ñëåäóþùóþ îñíîâíóþ èíôîðìàöèþ:
- êðàòêîå îïèñàíèå êîìïàíèè, ïðîäóêöèè è ðûíêîâ, íà êîòîðûõ ðàáîòàåò êîìïàíèÿ;
- êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó ðóêîâîäñòâà êîìïàíèè;
- êðàòêóþ õàðàêòåðèñòèêó îñíîâíûõ ôèíàíñîâûõ ïîêàçàòåëåé êîìïàíèè çà ïîñëåäíèå 2 — 3 ãîäà;
- êðàòêîå îïèñàíèå ñòðàòåãèè ðàçâèòèÿ, èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, ðèñêîâ;
- ïðîãíîç ôèíàíñîâîãî ðàçâèòèÿ íà 3 — 5 ëåò;
- êðàòêîå îïèñàíèå ïîòðåáíîñòè â ôèíàíñèðîâàíèè, âêëþ÷àÿ îáúåìû, ñðîêè, ïðåäëàãàåìóþ ñòðóêòóðó êàïèòàëà è íàïðàâëåíèÿ åãî èñïîëüçîâàíèÿ.
Îïèñàíèå ïðåäïðèÿòèÿ è åãî ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ
Îïèñàíèå êîìïàíèè âêëþ÷àåò ñëåäóþùåå:
- ãîä ñîçäàíèÿ;
- þðèäè÷åñêèé ñòàòóñ;
- îïèñàíèå ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâåííûõ ìîùíîñòåé, îñâîåíèå ïðîèçâîäñòâà íîâûõ âèäîâ ïðîäóêöèè, ôîðìèðîâàíèå íà ïðåäïðèÿòèè íàó÷íî — èññëåäîâàòåëüñêîé áàçû;
- îïèñàíèå ïðîèçâîäñòâåííûõ ïëîùàäåé, çäàíèé è ñîîðóæåíèé.
Ðàñêðûòèå äàííîãî ðàçäåëà áèçíåñ — ïëàíà ïîêàçûâàåò, íàñêîëüêî öåëåñîîáðàçíî èíâåñòèðîâàòü èëè ññóæàòü ôèíàíñîâûå ðåñóðñû òîé èëè èíîé êîìïàíèè. Äëÿ òîãî ÷òîáû èíâåñòîð èìåë ïðåäñòàâëåíèå î ôèíàíñîâîì ñîñòîÿíèè ïðåäïðèÿòèÿ, ïðåäñòàâëÿþòñÿ îò÷åòû ýòîé êîìïàíèè çà ïîñëåäíèå 2 — 3 ãîäà è íà ïîñëåäíþþ îò÷åòíóþ äàòó, à èìåííî: áàëàíñ, îò÷åò î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ, îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ. Äëÿ èíîñòðàííîãî èíâåñòîðà ôèíàíñîâûå îò÷åòû äîëæíû áûòü â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ïðèâåäåíû â ñîîòâåòñòâèå ñ ìåæäóíàðîäíûìè ñòàíäàðòàìè áóõãàëòåðñêîãî ó÷åòà.  ïðèëîæåíèÿõ ê îò÷åòàì ðàñêðûâàþòñÿ ïðèíöèïû îòðàæåíèÿ îïåðàöèé: íà÷èñëåíèÿ èçíîñà, îöåíêè çàïàñîâ è ò.ä.
Íà îñíîâå ïðåäñòàâëåííûõ îò÷åòîâ àíàëèçèðóåòñÿ ôèíàíñîâîå ñîñòîÿíèå êîìïàíèè â äèíàìèêå:
- ëèêâèäíîñòü;
- ôèíàíñîâàÿ çàâèñèìîñòü è ïëàòåæåñïîñîáíîñòü;
- ïðèáûëüíîñòü;
- îáîðà÷èâàåìîñòè ðåñóðñîâ.
Òîëüêî ïîñëå òùàòåëüíîãî èññëåäîâàíèÿ ôèíàíñîâîãî ñîñòîÿíèÿ êîìïàíèè ìîæíî ïðèíèìàòü îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå îá èíâåñòèöèÿõ.  ïðèíöèïå èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ìîæåò áûòü î÷åíü èíòåðåñíûì è ðåíòàáåëüíûì, íî åñëè êîìïàíèÿ, ïðåäïîëàãàþùàÿ ðåàëèçîâàòü åãî, íàõîäèòñÿ â òÿæåëîì ôèíàíñîâîì ïîëîæåíèè, íåò íèêàêîãî ñìûñëà ðåàëèçîâûâàòü ïðîåêò èìåííî ÷åðåç äàííîå ïðåäïðèÿòèå.
Îïèñàíèå ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè
 ýòîì ðàçäåëå áèçíåñ — ïëàíà íåîáõîäèìî ïîäðîáíî îïèñàòü ïðîäóêòû è (èëè) óñëóãè, êîòîðûå êîìïàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò íà ðûíêå ñåãîäíÿ è ïëàíèðóåò ïðåäëîæèòü â áóäóùåì.  îïèñàíèè îòðàæàåòñÿ ñëåäóþùàÿ èíôîðìàöèÿ:
- õàðàêòåðèñòèêè ïðîäóêöèè (óñëóã) è ìàðêåòèíãà, ñèñòåì ïðîäâèæåíèÿ è ðàñïðåäåëåíèÿ ïðîäóêöèè è (èëè) óñëóã;
- íåäîñòàòêè ïðîèçâîäèìîé ïðîäóêöèè, à òàêæå åå êîíêóðåíòíûå ïðåèìóùåñòâà, îáåñïå÷èâàþùèå óñïåõ íà ðûíêå ëèáî ñäåðæèâàþùèå åå ïðîíèêíîâåíèå íà ðûíîê.
Æåëàòåëüíî ìàêñèìàëüíî ïðîèëëþñòðèðîâàòü îïèñàíèå ãðàôèêàìè è òàáëèöàìè.  ñâÿçè ñ òåì ÷òî èíâåñòîð ìîæåò íå îáëàäàòü ñïåöèàëüíûìè òåõíè÷åñêèìè çíàíèÿìè, îïèñàíèå ïðîäóêöèè äîëæíî íîñèòü îáùåäîñòóïíûé õàðàêòåð. Íåîáõîäèìàÿ òåõíè÷åñêàÿ äîêóìåíòàöèÿ î íîâîì ïðîäóêòå (ïðèîáðåòàåìîì îáîðóäîâàíèè) ïðåäñòàâëÿåòñÿ â ïðèëîæåíèè ê áèçíåñ — ïëàíó.
Àíàëèç ðûíêà
 äàííîì ðàçäåëå äîëæíû áûòü îòðàæåíû:
- ñîñòîÿíèå ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ íà ïëàíèðóåìóþ ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèþ, îáúåì ïðîèçâîäñòâà â Ðîññèè èëè ðåãèîíå;
- ýêîíîìè÷åñêîå, ñîöèàëüíîå, èíôðàñòðóêòóðíîå, âîçìîæíî, è ïîëèòè÷åñêîå çíà÷åíèå äàííîãî ïðîèçâîäñòâà (ñòðîèòåëüñòâà) äëÿ ðàçâèòèÿ ñòðàíû èëè ðåãèîíà;
- àíàëèç è ðàñ÷åò îæèäàåìîé äîëè êîìïàíèè ïîñëå âûõîäà íà ðûíîê íîâîé ïðîäóêöèè ëèáî ïîñëå ðàñøèðåíèÿ ïðîèçâîäñòâà;
- îïðåäåëåíèå ñîáñòâåííîé äîëè ðûíêà;
- ïîòåíöèàëüíûå êîíêóðåíòû, èõ ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû, äîëÿ ðûíêà êîíêóðåíòîâ, ïëàíû èõ ðàçâèòèÿ è ôèíàíñîâîå ñîñòîÿíèå (õîòÿ òàêóþ èíôîðìàöèþ ïîëó÷èòü äîñòàòî÷íî ñëîæíî).
Ïðîèçâîäñòâåííûé ïëàí
 ïðîèçâîäñòâåííîì ïëàíå îïèñûâàþòñÿ:
- ïðîãðàììà ïðîèçâîäñòâà è ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè;
- âëèÿíèå èíâåñòèöèè íà îáúåìû ïðîèçâîäñòâà: íàïðàâëåíû ëè îíè íà çàêóïêó íîâîãî èëè ìîäåðíèçàöèþ ñóùåñòâóþùåãî îáîðóäîâàíèÿ, ïðåäóñìàòðèâàåòñÿ ëè èñïîëüçîâàíèå ýòîãî êðåäèòà äëÿ ïîïîëíåíèÿ îáîðîòíûõ ñðåäñòâ; ÷òî ïîâëèÿåò íà ðàçìåðû çàïàñîâ è äåáèòîðñêîé çàäîëæåííîñòè, ò.å. îáúåìû ïðîèçâîäñòâà äîëæíû áûòü òåñíî ñâÿçàíû ñ íàïðàâëåííîñòüþ èíâåñòèöèé;
- äåéñòâóþùàÿ íà ïðåäïðèÿòèè òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâà è âëèÿíèå âíåäðåíèÿ íîâûõ òåõíîëîãèé íà îáúåìû ïðîèçâîäñòâà;
- àíàëèç îñíîâíûõ ñðåäñòâ (ïåðâîíà÷àëüíàÿ, îñòàòî÷íàÿ ñòîèìîñòü, ôîðìà è íîðìà àìîðòèçàöèîííûõ îò÷èñëåíèé), èõ ïîñòàâùèêè è óñëîâèÿ ïîñòàâîê (àðåíäà, ïîêóïêà, ëèçèíã), ïîñòàâùèêè ñûðüÿ è ìàòåðèàëîâ (íàçâàíèå, óñëîâèÿ ïîñòàâîê) è îðèåíòèðîâî÷íûå öåíû;
- ïîòåíöèàëüíûå àëüòåðíàòèâíûå èñòî÷íèêè ñíàáæåíèÿ ñûðüåì è ìàòåðèàëàìè â ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ïðîáëåì ó ïàðòíåðîâ ïðåäïðèÿòèÿ;
- ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì íà ïðåäïðèÿòèè: ÷èñëåííîñòü ðàáîòàþùèõ, çàòðàòû íà îïëàòó òðóäà, êâàëèôèêàöèÿ èíæåíåðíî — òåõíè÷åñêîãî ïåðñîíàëà è ñïåöèàëèñòîâ ñðåäíåãî è âûñøåãî çâåíà óïðàâëåíèÿ;
- óïðàâëåí÷åñêèé ó÷åò íà ïðåäïðèÿòèè: ãîäîâûå çàòðàòû íà âûïóñê ïðîäóêöèè, ïåðåìåííûå è ïîñòîÿííûå çàòðàòû, ñåáåñòîèìîñòü åäèíèöû ïðîäóêöèè.
 ñëó÷àå åñëè èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò ïðåäóñìàòðèâàåò ñòðîèòåëüñòâî îáúåêòîâ íåäâèæèìîñòè, â äàííûé ðàçäåë âêëþ÷àþòñÿ ñëåäóþùèå ïóíêòû: ñòîèìîñòü ñòðîèòåëüñòâà; ñòðóêòóðà êàïèòàëüíûõ âëîæåíèé, ïðåäóñìîòðåííàÿ â ïðîåêòíî — ñìåòíîé äîêóìåíòàöèè (â òîì ÷èñëå ñòðîèòåëüíî — ìîíòàæíûå ðàáîòû); çàòðàòû íà îáîðóäîâàíèå; ïðî÷èå çàòðàòû.
Îäíèì èç âàæíåéøèõ ïóíêòîâ, ðàññìàòðèâàåìûõ â áèçíåñ — ïëàíàõ â ïîñëåäíåå âðåìÿ (â îñíîâíîì ïî òðåáîâàíèþ èíîñòðàííûõ èíâåñòîðîâ), ÿâëÿåòñÿ îáåñïå÷åíèå ýêîëîãè÷åñêîé è òåõíè÷åñêîé áåçîïàñíîñòè ïðîèçâîäñòâà.
Ìàðêåòèíãîâûé ïëàí
Äàííûé ðàçäåë ïðåäóñìàòðèâàåò ðàññìîòðåíèå ñëåäóþùèõ âîïðîñîâ:
- èçó÷åíèå è îöåíêà êîíå÷íûõ ïîòðåáèòåëåé, èõ ðàçäåëåíèå ïî âîçðàñòíûì, ñîöèàëüíûì è íàöèîíàëüíûì ãðóïïàì;
- îïðåäåëåíèå ñïðîñà íà ïðîäóêöèþ;
- àíàëèç ñåãìåíòà ðûíêà ïëàíèðóåìîé ê ïðîèçâîäñòâó ïðîäóêöèè, ïðîãíîç åãî ðàçâèòèÿ;
- îñíîâíûå ñâîéñòâà ïðîäóêöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðûì îíà ñòàíîâèòñÿ ïðåäïî÷òèòåëüíåå ïðîäóêöèè êîíêóðåíòîâ;
- îðãàíèçàöèÿ ñáûòà ïðîäóêöèè, õàðàêòåðèñòèêà êîìïàíèé, ïðèâëåêàåìûõ ê åå ðåàëèçàöèè;
- ðàñ÷åò è ïðîãíîç îïòîâûõ è ðîçíè÷íûõ öåí íà ïðîèçâîäèìóþ ïðîäóêöèþ;
- îðãàíèçàöèÿ ðåêëàìîé êîìïàíèè è îðèåíòèðîâî÷íûé îáúåì çàòðàò íà åå ïðîâåäåíèå;
- ïðîãðàììà ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè; ïðîãíîç îáúåìà ïðîèçâîäñòâà, öåí è âûðó÷êè îò ïðîäàæè â öåëîì è ïî îòäåëüíûì òîâàðàì, ðàñïðåäåëåííîé ïî ìåñÿöàì (êâàðòàëàì).
Ôèíàíñîâûé ïëàí
Ôèíàíñîâûé ïëàí — ïîæàëóé, îäèí èç âàæíåéøèõ ðàçäåëîâ áèçíåñ — ïëàíà, êîòîðûé äàåò îòâåò íà âîïðîñ: ñòîèò ëè èíâåñòèðîâàòü â ýòîò ïðîåêò èëè íåò. Â íåì ðàññìàòðèâàþòñÿ ñëåäóþùèå ïîêàçàòåëè:
- îáúåì ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðîåêòà: èíâåñòèöèè, íàïðàâëÿåìûå íà ïîñòàâêó îñíîâíûõ ôîíäîâ è íåìàòåðèàëüíûõ àêòèâîâ, êðåäèòû äëÿ ïîïîëíåíèÿ îáîðîòíûõ ñðåäñòâ ïðåäïðèÿòèÿ è ò.ä.;
- ôèíàíñîâûå ðåçóëüòàòû ðåàëèçàöèè ïðîåêòà: âûðó÷êà, èçäåðæêè ïðîèçâîäñòâà;
- äâèæåíèå äåíåæíûõ ñðåäñòâ (îñíîâîïîëàãàþùèì óñëîâèåì ðåàëèçóåìîñòè ïðîåêòà ÿâëÿåòñÿ ïîëîæèòåëüíîå çíà÷åíèå ïîêàçàòåëÿ äåíåæíîãî ïîòîêà);
- ýôôåêòèâíîñòü èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà ïî ïîêàçàòåëÿì ñðîêà îêóïàåìîñòè, èíäåêñà ðåíòàáåëüíîñòè, áþäæåòíîé ýôôåêòèâíîñòè. Ñðîê îêóïàåìîñòè — âðåìÿ ñ íà÷àëà ðåàëèçàöèè ïðîåêòà äî ìîìåíòà, êîãäà ðàçíîñòü ìåæäó äèñêîíòèðóåìîé íàêîïëåííîé ñóììîé ÷èñòîé ïðèáûëè è îáúåìîì èíâåñòèöèîííûõ çàòðàò ïðèîáðåòåò ïîëîæèòåëüíîå çíà÷åíèå;
- ïðîãíîç áàëàíñà è îò÷åòà î ïðèáûëÿõ è óáûòêàõ;
- ðàñ÷åò ðåàëèçàöèè èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà áåç ôèíàíñèðîâàíèÿ è ñ ôèíàíñèðîâàíèåì, ò.å. âîçäåéñòâèå ôèíàíñîâîãî ëåâåðèäæà;
- îïðåäåëåíèå òî÷êè áåçóáûòî÷íîñòè, êîòîðàÿ ñîîòâåòñòâóåò îáúåìó ðåàëèçàöèè, íà÷èíàÿ ñ êîòîðîãî âûïóñê ïðîäóêöèè äîëæåí ïðèíîñèòü ïðèáûëü. Ðàññ÷èòàííûé îáúåì ðåàëèçàöèè (âûïóñêà) ïðîäóêöèè ñîïîñòàâëÿåòñÿ ñ ïîñòîÿííûìè è ïåðåìåííûìè èçäåðæêàìè. Òî÷êà áåçóáûòî÷íîñòè ðàññ÷èòûâàåòñÿ êàê îòíîøåíèå âåëè÷èíû ïîñòîÿííûõ èçäåðæåê ê ðàçíîñòè öåíû ïðîäóêöèè è âåëè÷èíû ïåðåìåííûõ èçäåðæåê, äåëåííîé íà îáúåì ðåàëèçàöèè ïðîäóêöèè. Îïðåäåëÿÿ òî÷êó áåçóáûòî÷íîñòè, ïðîåêòàíò îöåíèâàåò ðèñêîâàííîñòü ïðîåêòà;
- áþäæåòíûé ýôôåêò èíâåñòèöèîííîãî ïðîåêòà, êîòîðûé îïðåäåëÿåòñÿ êàê ðàçíèöà ìåæäó ïîñòóïëåíèÿìè â áþäæåò è âûïëàòàìè èç íåãî â ñâÿçè ñ ðåàëèçàöèåé äàííîãî ïðîåêòà;
- ïðîãíîç äâèæåíèÿ äåíåæíûõ ñðåäñòâ íà îñíîâå ïåññèìèñòè÷åñêèõ è îïòèìèñòè÷åñêèõ çíà÷åíèé îñíîâíûõ ïîêàçàòåëåé ïðîåêòà: ñòîèìîñòè ñûðüÿ, öåíû ðåàëèçàöèè, ñòàâêè äèñêîíòèðîâàíèÿ, êóðñà èíîñòðàííîé âàëþòû è ò.ä.
Âî âñåõ ðàñ÷åòàõ â îáÿçàòåëüíîì ïîðÿäêå ïðîâîäèòñÿ äèñêîíòèðîâàíèå îáúåìîâ ïîñòóïëåíèé è âûïëàò ïî ãîäàì ðåàëèçàöèè ïðîåêòà. Ñòàâêà äèñêîíòèðîâàíèÿ — ýòî ìèíèìàëüíûé ðàçìåð äîõîäíîñòè èíâåñòèöèé, ïðè êîòîðîì èíâåñòîð ïðåäïî÷òåò ó÷àñòèå â ïðîåêòå àëüòåðíàòèâíîìó âëîæåíèþ äåíåæíûõ ñðåäñòâ ïðè ñîïîñòàâèìîì ðèñêå.
Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí
Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïëàí ïî îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ, ðåàëèçóþùåãî èíâåñòèöèîííûé ïðîåêò, â êîòîðîì óêàçûâàþòñÿ:
- ñòàòóñ, ðàçìåð óñòàâíîãî êàïèòàëà, ñîñòàâ îðãàíèçàöèè, ðàñïðåäåëåíèå äîëåé;
- ôîðìà ñîáñòâåííîñòè ïðåòåíäåíòà. Ïî ÎÎÎ óêàçûâàþòñÿ óñëîâèÿ ñîçäàíèÿ, ïî ÇÀÎ — ñîñòàâ îñíîâíûõ àêöèîíåðîâ è ïðèíàäëåæàùèå èì äîëè, ïî ÎÀÎ — îáúåìû âûïóùåííûõ àêöèé è èõ ýìèññèè;
- ÷ëåíû ñîâåòà äèðåêòîðîâ, èõ êðàòêèå áèîãðàôè÷åñêèå ñïðàâêè;
- ðàñïðåäåëåíèå îáÿçàííîñòåé ìåæäó äèðåêòîðàìè;
- èìååòñÿ ëè ïîääåðæêà ïðîåêòà ñî ñòîðîíû ìåñòíîé àäìèíèñòðàöèè.
Ðåçþìå ïðîåêòà
 ðåçþìå ïðîåêòà ïîêàçûâàþòñÿ îñíîâíûå öåëè ïðîåêòà è ñðåäñòâà èõ äîñòèæåíèÿ. Êðîìå òîãî, íåîáõîäèìî êðàòêî ïîêàçàòü âûãîäíîñòü ïðîåêòà, åãî ñèëüíûå ñòîðîíû è âîçäåéñòâèå íà ýêîíîìèêó ãîðîäà, ðåãèîíà èëè ñòðàíû, âëèÿíèå íà ðåøåíèå ñîöèàëüíûõ âîïðîñîâ. Ïîä÷åðêèâàþòñÿ îñíîâíûå ôèíàíñîâûå ïîêàçàòåëè, ïîäòâåðæäàþùèå ðåíòàáåëüíîñòü ïðîåêòà.
Ïðèëîæåíèÿ
 êà÷åñòâå ïðèëîæåíèé ïðåäñòàâëÿåòñÿ îò÷åòíàÿ äîêóìåíòàöèÿ ïðåäïðèÿòèÿ — ïîëó÷àòåëÿ èíâåñòèöèé, ïðîåêòíî — ñìåòíàÿ è èñõîäíî — ðàçðåøèòåëüíàÿ äîêóìåíòàöèÿ, êîíñòðóêòîðñêèå è íàó÷íî — èññëåäîâàòåëüñêèå ðàçðàáîòêè, äîãîâîðà è ïðîòîêîëû î íàìåðåíèÿõ, êîòîðûå â ïåðñïåêòèâå áóäóò ñïîñîáñòâîâàòü ðåàëèçàöèè ïðîåêòà, íåîáõîäèìûå ÷åðòåæè è ò.ä.
Ñ.Ñèñîøâèëè Íà÷àëüíèê îòäåëà ïðîåêòíîãî |
ôèíàíñèðîâàíèÿ ÊÁ «ÀÁÁ»,
÷ëåí ÃÈÔÀ