Кинотеатр онлайн как бизнес идея
С чего начать online бизнес
В первую очередь, как и в любом деле, необходимо оценить объем рынка, перспективы, а также выбрать подходящую бизнес-модель.
Что касается первого пункта, тут все просто и вполне оптимистично. В России кино в Сети смотрят около 47% населения (это почти 70 млн человек). При этом две трети из них используют официальные онлайн-кинотеатры. Согласитесь, показатели очень неплохие. Конкуренция в этой сфере пока не так высока, хотя посоревноваться все-таки придется. Самыми крупными игроками являются ivi, Tvzavr, Megogo, OKKO и др. (Это если говорить о русскоязычных легальных online кинотеатрах, конечно).
Всем мы знаем, что многие размещают фильмы бесплатно в соцсетях, но правообладатели активно (и не безуспешно, кстати) борются с этим. Кроме того, качество записей в «Одноклассниках», «Вконтакте» и тд. часто не отвечает требованиям. Поэтому воспринимать их как действительно серьезную угрозу (особенно если речь идет о горячих новинках) сегодня уже не стоит. В связи с этим мы будем говорить о том, как открыть онлайн кинотеатр официально.
Открытие online кинотеатра: проблемы и решения
Прежде чем взяться за оформление документов, выбор хостинга и прочее, нужно рассчитать свои силы. Не стоит думать, что показывать фильмы в онлайн кинотеатре – идеальная идея для бизнеса без вложений и хлопот. Для начала, встанет вопрос регламентирования деятельности. Не так давно всех владельцев «кинозалов» в Сети обязали получать прокатные удостоверения / Но вот сам механизм получения дополнительных прокаток пока не отработан, кроме того, не до конца понятно, что будет со старыми фильмами и тд.
Решение: Ждем, когда законодатели определяться. Остальное не в наших силах.
Если это Вас не пугает, идем дальше к воплощению идеи. Менталитет. Давайте не будем обманывать и обманываться: перевести россиян с халявы на платный онлайн просмотр на официальных сайтах не так просто. Но тут, в отличие от предыдущей истории, можно найти решения. В первую очередь нужно попытаться привлечь пользователей интересными предложениями.
Решение:
- Максимально-возможное сокращение разрыва между показом в кинотеатре и выходом в онлайн.
- Создание персонализированных подписок (подборка мультфильмов по возрастам, фильмов по жанрам, режиссерам и тд) по фиксированной стоимости.
- Активная работа с пользователями от 15 до 35 (на сегодняшний день, это основная аудитория).
- Добавление видеоконтента в формате 4К.
- Переход к персонализированной кроссплатформенной рекламе взамен раздражающих «желтых» тизеров.
Ну и на сладкое – пиратство. Работу по борьбе с нелегальным распространением видео и музыки лучше доверить специалистам. Тем более, что они не дремлют. Об этом свидетельствует уже тот факт, что владельцы работающих легальных кинотеатров в интернете в 2016 году впервые заявили о росте прибыли.
Почём контент
К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет. Крупные игроки своих карт пока не раскрывают. Кроме того, из-за недостаточной проработки схемы, многое зависит от того, о чем удастся договориться лично Вам с правообладателями. Также влияние оказывает сегментация – наличие бесплатного или премиального контента и прочее.
В среднем, на покупку прав придется потратить около 30-40% дохода (при хорошо налаженном бизнесе).
Кроме того, важно принимать в расчет то, какую модель монетизации онлайн бизнеса Вы выберете. Давайте рассмотрим варианты.
Монетизация: выбираем модель
Итак, мы подходим к главному вопросу: как открыть онлайн кинотеатр и не прогореть. Получение выгоды, как ни крути, основная цель бизнеса. Так что рассмотрим способы монетизации легальных кинозалов в Сети.
- AVoD – распространенная модель на многих популярных сайтах, особенно специализирующихся на показе сериалов. Пользователь не платит за доступ к контенту, но видео сопровождается рекламой.
- SVoD – смотреть видео можно только оформив платную периодическую подписку.
- TVoD – аренда контента, ограниченная по времени (или, как вариант, по количеству просмотров).
- EST – покупка контента. Количество и время просмотра не ограничено.
Какой вариант наиболее удобен и выгоден? В России бизнесмены выбирают в основном смешанную схему работы. То есть часть записей на сайте можно смотреть бесплатно, но придется потерпеть рекламные вставки. Если пользователь не хочет знать о сайтах казино и букмекерских конторах, ролики которых сегодня у всех на слуху, он может оформить платную подписку. Однако это правило почти никогда не распространяется на громкие новинки – доступ к ним предоставляют за отдельную плату.
Почему это выгодно? Рынок видео-рекламы в Интернете один из самых быстро растущих в стране (да и в мире). По прогнозам экспертов, показатели в 2017 году увеличатся еще на 15-20%. Кроме того, этот вариант самый подходящий для WEB-платформ. А вот для мобильных устройств и Smart TV актуальнее платная подписка.
Отметим, что в Европе и США свой бизнес онлайн кинотеатр строит несколько иначе. Netflix, Amazon Prime и другие работают почти 100% на платной подписке.
Бизнес на онлайн показе кино начался, как и многое в российском бизнесе, с полу или совсем нелегальных, пиратских проектов. Но постепенно этот рынок стал цивилизовываться. И вот уже к 2010 году объём абсолютно легального рынка составляет 10-15 %, против жалкого 1% в предыдущие годы.
Сама идея платных онлайн кинотратров более чем молода — ей всего-то 8 лет. Так что этому рынку есть куда расти — и сейчас самое время присмотреться к нему и застолбить себе на нём место. Пример успешного проекта — EkinoT. Первоначальные инвестиции — 850 000 рублей. Компания рассчитывает выйти в плюс за полтора-два года.
Проект использует уже известную многим технологию video on demand — интерактивную оплату за код доступа к просмотру фильма в режиме онлайн. Только делает это легально, используя не пиратский контент и отчисляя деньги правообладателю.
Онлайн-кинотеатры: Как не потеряться в море пиратских предложений?
Все игроки рынка и эксперты-аналитики в один голос утверждают — только уникальность предложения обеспечит Вам победу. В чём же будет состоять уникальность? Дело в том, что кино, как Вы понимаете, бывает разным. То, что легкодоступно (и на DVD, и в кинотеатрах, и в интернет) это, простите за выражение, трэш, мусор, однодневка. Другими словами, попсовый мейнстрим, выходящий в кинопрокат массово, по всему миру одновременно. Семейные комедии, триллеры, блокбастеры, мелодрамы… Голливудский (и догоняющий его — отечественный) ширпотреб.
Однако зритель жаждет Другого Кино. Редкие, мало кому известные кинокартины, работы гениальных режиссёров, документалистика, авторские короткометражки, фестивальные фильмы, не попавшие ни на экран, ни в продажу. То, чем большой киноиндустрии торговать… не-вы-год-но. И то, чего так жаждет искушённый зритель, ненавидящий попкорн.
Всё это можете предложить — Вы. Ваша задача при этом — собрать (и постоянно пополнять!) уникальную библиотеку (фильмотеку), чтобы потребитель знал: то, чего «нет нигде», есть у Вас. Пополнение фильмотеки (синематеки) происходит за счёт сотрудничества с правообладателями. В принципе, они сами заинтересованы в том, чтобы их фильмы посмотрели не 50 человек киноэлиты на закрытом кинопоказе в Москве, а все, кто готов платить за просмотр редкого, интересного, не массового кино.
Онлайн-кинотеатры: Откуда приходят в этот бизнес
Другой проект — Видео. Ру, начал свою деятельность как интернет-журнал о кино. Естественно, что они много общались с правообладателями и в конце-концов пришли к выводу: интеллектуальный журнал может стать интеллектуальным кинотеатром и продавать возможность доступа к просмотру обсуждаемых лент!
Онлайн кинотеатр в цифрах
10 000 скачиваний фильмов в месяц — вот оптимальное число, к которому необходимо приблизиться для того, чтобы проект стал приносить прибыль. Первоначально (в инженерию сайта) нужно вложить 100 тысяч долларов. А затем ещё столько же — на раскрутку сайта. Тогда внимание интернет-аудитории будет привлечено за несколько месяцев и проект начнёт работать. Выход в ноль — через два года.
За просмотр фильма зритель платит в среднем от 10 до 100 рублей. Цены как правило устанавливают сами правообладатели. Однако есть одна очень модная опция — «заплати сам, сколько найдёшь нужным». Ещё эта опция называется «Поблагодарить за фильм». И вот благодаря этой выдумке зрители оставляют после официальной оплаты (10 рублей) довольно щедрые «чаевые» — от 1 тысячи рублей за фильм.
Заработки «кинотеатра онлайн» складываются, конечно, не из цены на билет — она-то довольно смешная. Основной заработок — это реклама и редизайн сайта на несколько дней под тот или иной бренд.
Кстати, оплата за «билет» для просмотра фильма в онлайн кинотеатре осуществляется чаще всего через СМС-платежи. (99%). Комиссия сотового оператора очень высока — почти половина стоимости «билета». А оставшиеся деньги опять делим напополам: половина уходит правообладателю, всё остальное — доход кинотеатра. Это — расчёт для незарегистрированных пользователей, чья цена на билет — самая высокая от 100 рублей. Зарегистрированные на сайте пользователи плятят за билет меньше. Эти пользователи платят через другие электронные платёжные системы — «Яндекс.Деньги», WebMoney.
В общем, идея онлайн кинотеатра проста. Есть огромное количество малоизвестных широкой публике кинорежиссров, чьи фильмы никогда не будут идти в кинотеатрах (по крайней мере, в ближайшей перспективе). В качестве альтернативы выкладыванию своего творчества Вконтакте, появился способ — заработать на показе своего кино. То же самое касается и правообладателей редких старых лент. Обычно с такими фильмами публика может познакомиться исключительно в рамках кинофестиваля или кинофестиваля-ретроспективы. Но это событие —очень дорого, так как происходит не онлайн и требует мощной организации. К тому же оно длится всего несколько дней (неделю) и туда опять попадает ограниченный контингент продвинутой публики.
Поэтому онлайн кинотеатр можно рассматривать ещё и как альтернативу таким кинофестивалям. Плюсы его в том, что охват аудитории будет конечно же намного шире и показ никогда не ограничивается никакими временными рамками.
Три — четыре непиратских онлайн кинотеатра — это всё чем на сегодня располагает статистика рынка в России. Конкуренции на этом поле нет, так что Вы смело можете вливаться в эту новую и перспективную нишу.
Назаренко Елена
(с) www.openbusiness.ru
*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные
Спрос на услуги легальных видеосервисов, предоставляющих доступ к фильмам и сериалам онлайн, быстро растет. Онлайн-кинотеатр Okko запустился шесть лет назад и стал одним из лидеров на российском рынке. Его ежемесячная аудитория — 1,5 млн человек, а выручка за 2016 год составила 775 млн рублей. Генеральный директор Okko Иван Гродецкий рассказал Inc., за что российские пользователи готовы платить онлайн-кинотеатрам и почему у Netflix с этим проблема.
Как договориться с американцами
Идея создания Okko возникла в 2008 году в R&D-подразделении оператора Yota. Видеосервис задумывался как дополнительная услуга для пользователей мобильной связи. Но вскоре стало ясно, что это должен быть отдельный сервис.
Сначала мы сделали продукт в соответствии с тогдашними представлениями о рынке. Это была веб-витрина для PC — ноутбуков и компьютеров, — где предлагались фильмы по принципу «заплатил и скачал файл». Из-за таких ограничений проект был не очень востребован. Тогда мы решили продавать доступ к видеоконтенту в Smart TV — они еще назывались интернет-телевизоры.
Мы выбрали Smart TV как основную платформу, потому что на ней минимум пиратства и максимум дополнительной ценности для абонента. Прямо на телевизоре открываешь приложение, выбираешь и стримишь любой фильм или сериал. Сейчас фильмы Okko можно смотреть также на ноутбуках, компьютерах, игровых консолях и мобильных устройствах (там контент доступен и оффлайн).
Подготовка к запуску сервиса заняла почти три года. Лицензирование — одна из ключевых экспертиз, без сильной лицензионной команды этот бизнес невозможен. Мы начали переговоры с голливудскими студиями еще в 2009 году. Они работали с российским кинопрокатом и не хотели «открывать» свои фильмы для платного просмотра онлайн: опасались, что в сеть потекут пиратские копии и выручка от проката сильно снизится. Чтобы их убедить, мы подробно рассказывали, какие технологии шифрования и защиты контента в VoD будем использовать. Например, с 20th Century Fox мы вели переговоры почти два года и подписали контракт только в 2011 году.
С каждой продажи контента студии забирают не менее 50% стоимости. Кроме того, Голливуд требует выплаты минимальных гарантий. Как правило, это сотни тысяч долларов, — сервис вносит их на год вперед. Это требование было камнем преткновения в начальных переговорах, потому что рынок был микроскопический и окупить такие суммы очень тяжело. Со временем условия сотрудничества со студиями улучшились.
Студии предоставляют нам права и исходные файлы, которые кодируются для нашей платформы. Права делятся на транзакционные (продажа и аренда фильмов) и подписные (пользователь покупает подписку на месяц и в ее рамках смотрит все подряд). Крупные студии обычно согласовывают их отдельными контрактами. Структура транзакционной сделки, как правило, включает в себя все новинки и определенный объем библиотеки.
Сегодня у нас около 150 контрагентов — российских и иностранных студий (в том числе все 6 крупных голливудских). Из их фильмов и сериалов складывается наш каталог, в котором сейчас около 6500 единиц контента, не считая отдельных эпизодов сериалов.
Как заработать на подписке
С самого начала мы решили работать по платной модели, без рекламы. Сегодня клиент Okko выбирает, арендовать ли видеоконтент на двое суток (от 79 рублей за фильм), купить его (от 199 рублей) или оплатить ежемесячную подписку на тематические подборки. Начинали мы с первых двух вариантов: по сути, это аналог проката DVD или покупки фильмов на физическом носителе. На разовую покупку и аренду контента приходится 80% нашего оборота.
Первая попытка запустить подписку оказалась неудачной. Около 3 лет назад мы предложили пользователям подписку на весь каталог. В нем тогда не было рубрикации и разделения по тематике (эти и другие удобные нововведения появились позже). Продукт не был адаптирован для рынка и потому не пользовался спросом.
Пришлось переработать идею. В марте 2016 года мы запустили целый веер тематических подписок, в соответствии с интересами аудитории. За подписку пользователь платит от 99 до 599 рублей в месяц и получает контент определенной тематики. Сейчас на выбор 8 пакетов: сериалы Амедиатека, мировое кино, три подборки с мультфильмами, российское кино и сериалы, арт-хаус и документальные фильмы.
В подписках не бывает новинок голливудских студий. Они открывают права на фильм в формате video on demand гораздо позже, чем выставляют его для разовой продажи или аренды онлайн. Но в каждой подписке есть несколько сотен, а иногда и тысяч единиц контента, — достаточно, чтобы развлечься вечером.
В среднем семье нужно 2–4 тематических подписки. Поэтому мы придумали «бандлы»: при покупке нескольких пакетов предоставляем скидку 50–70%. Большинство нашей аудитории пользуется этими скидками. К концу 2016 года доход от подписок составил 15% от общей выручки, а сейчас эта цифра поднялась до 20%.
За что готовы платить россияне
В России пользователь не готов платить большие деньги за видеоконтент. Частично по этой причине здесь не сработала модель американского Netflix (к тому же, их контент был почти не адаптирован под российскую аудиторию). В США этот сервис гораздо дешевле кабельного телевидения. В России иначе: пакет кабельного ТВ, например, от Ростелекома, стоит в среднем 150–200 рублей, в базовую подписку попадает 100–150 каналов, в том числе в HD-качестве. Услуга прописана отдельной строкой в Едином платежном документе, и люди ее воспринимают почти как бесплатное телевидение. А пользователь Netflix, чья подписка стоит 500–800 рублей (без новинок и с небольшой библиотекой), не понимает, за что платит.
Прибавьте к недорогому кабельному ТВ пиратство — и задача усложняется. В России пользователь не привык платить за контент и не понимает его ценности. Мы боремся с пиратством законодательно, но это неблагодарная работа: закрываешь один сервис, появляется 100 зеркал… Борьба с пиратством помогла бы рынку онлайн-кинотеатров развиваться быстрее.
За что заплатит российский пользователь? За кино без подключения к интернету (например, в дороге), и чтоб не разбираться в форматах. Сел на диван, взял пульт, за 5 секунд выбрал лучшее кино, оплатил за пару кликов — и наслаждаешься качеством картинки и звука, сопоставимым с кинотеатром. И все это на своем большом домашнем экране, где уютно и никто рядом не хрустит попкорном.
Мы считаем, что в ближайшем будущем активнее всего будет развиваться сегмент фильмов в ультравысоком разрешении 4K. Поэтому мы запустили премиальную коллекцию (почти 40 таких фильмов от студии Sony Pictures). Производители телевизоров фокусируются на этой технологии, но им явно не хватает контента: уже сейчас можно купить телевизор с 4К, но смотреть на нем почти нечего. Мы стараемся решить эту проблему. Пока доля пользователей 4K–контента у Okko составляет единицы процентов, но в ближайшие два года, по мере роста продаж телевизоров с ультравысоким разрешением, она может вырасти до 20%.
Выручка Okko за 2016 год составила 775 млн рублей. Вопрос прибыли мы не комментируем. Но это бизнес низкомаржинальный, поэтому для уверенной доходности сервиса рынок еще должен значительно вырасти.
Согласно исследованию компании Markets&Markets, объем мирового рынка видео-стриминга в 2016 году составил $30 млрд, а к 2021 году увеличится до $70 млрд. В России, согласно отчету консалтинговой компании Jʼson & Partners, в 2016 году объем рынка легальных видеосервисов (включая платный и рекламный) составил 11,2 млрд рублей, и 70% всех доходов этого рынка собрали онлайн-кинотеатры. Ожидается, что доходы легальных видеосервисов к 2020 году вырастут почти до 20 млрд рублей, а рынок будет расти в среднем на 16% в год.
Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.
С прошлого лета владельцы прав на кино- и телеконтент имеют возможность бороться с пиратами с помощью судебных исков. На нарушителя прав нужно пожаловаться в Мосгорсуд, который обяжет провайдера заблокировать спорный контент на 15 дней. Если неправомерность его распространения будет доказана в этот срок, пиратское видео исчезнет навсегда. Казалось бы, легальные сервисы должны были испытать резкий рост аудитории, но за время действия закона правообладатели подали всего 90 исков. Количество новых зрителей не выросло скачкообразно, а пиратские сайты перевели своих пользователей на VPN-протокол и снова могут транслировать любой контент.
Воровство в интернете нельзя победить законодательными запретами, но можно воспитать лояльного зрителя, который станет пользоваться только легальными сервисами, считают участники рынка. О том, какую стратегию выбирают крупные российские онлайн-кинотеатры, на каких пользователей ориентируются и как отбирают для них контент, они рассказали H&F.
Play
Леонид БЕЛЯЕВ
Гендиректор
Бизнес-модель
Наша главная торговая площадка — Smart TV (телевизор с возможностью подключения к интернету и встроенной операционной системой, работающей по принципу магазина приложений). Фильм можно купить навсегда, можно арендовать на 30 дней и посмотреть его в течение 48 часов. Второй важный канал — планшеты и смартфоны, на последнем месте — сайт, который генерирует всего 1,5% выручки. На него новинки попадают в последнюю очередь — как правило, после того, как они вышли на DVD. Одно из наших правил и условий сотрудничества со многими киностудиями — максимальная защита контента. Когда выкладываешь фильм в веб, через пару часов его уже можно скачать с торрента в хорошем качестве и абсолютно бесплатно.
Новинка в высоком качестве, в 3D, как, например, «Гравитация», может стоить 400–500 рублей, его аренда — около 200 рублей. Аренда для нас дело вторичное, заработать на ней получается, только когда речь идёт не о премьере. Когда выходит новый фильм, мы сначала даём клиенту возможность его купить. Кроме того, правообладатели не всегда охотно предоставляют лицензии на аренду кино. Самые высокие цены на те фильмы, которые идут у нас одновременно с кинотеатрами, — около 500 рублей.
В идеале зрители хотели бы, чтобы все новинки появлялись в онлайн-кинотеатрах одновременно с кинопрокатом. К сожалению, это крайне сложно. Кинопрокат приносит студиям большую часть выручки, поэтому они крайне внимательно и консервативно относятся к альтернативным каналам дистрибуции.
Когда выкладываешь фильм в веб, через пару часов его уже можно скачать с торрента в хорошем качестве
Немного проще обстоят дела с независимыми студиями и российскими правообладателями. Их легче убедить в том, что выпуск фильмов в цифровой прокат параллельно с кинотеатрами не вредит бизнесу. Этот тренд мы создали в прошлом году, первым фильмом была «Легенда № 17». Сейчас у нас каждый месяц в этой категории выходят три-пять новинок.
Инвестиции и доходы
Всего в Play вложено около $30 млн, примерно половина ушла на покупку лицензий, а другая половина — на разработку сервиса, его запуск. Мы работаем почти три года, но пока не отбили затраченные деньги. Точку операционной безубыточности мы прошли в первом квартале 2014 года. В начале работы наша выручка за месяц составляла десятки тысяч рублей, сейчас мы зарабатываем более $1 млн в месяц и будем расти, прибавляя от месяца к месяцу 15–20%.
Конкуренты
Многие думают, что самым главными нашими конкурентами являются онлайн-кинотеатры, такие как ivi.ru, Megogo, Tvigle, однако у нас совершенно разные бизнес-модели. Наш бизнес основан на покупке контента, а их основная модель — это кино за рекламу, контент в их случае является бесплатным для зрителя. За счёт «бесплатности» контента рекламные интернет-кинотеатры привлекают существенно больший трафик. При этом права для показа в интернете фильмов по рекламной модели стоят больших денег и, работая по рекламной модели, нельзя получить новинки голливудских мейджоров. Самые крутые мейджорские фильмы появляются на таких ресурсах лет через пять после премьеры, и то не все и не всегда. Для любой крупной студии такие сервисы – самое последнее окно монетизации. Сначала фильм собирает кассу кинотеатра, потом — digital (это наш сервис, например), дальше — Pay TV, когда фильм идёт на платном TV-канале, потом — сервисы типа Netflix или нашего продукта PlayFamily, которые работают по подписке, дальше — различные эфирные ТВ-каналы а уже после этого он, возможно, появится в каталоге интернет-кинотеатров.
Борьба с пиратством
Самый правильный способ борьбы с пиратством — качественный продукт. Мы всегда соблюдаем требования студий к антипиратским мерам и инвестируем в соответствующие технологии. На нашем рынке условия были и остаются такими, при которых легальным игрокам гораздо сложнее делать качественный продукт, чем нелегальным.
«Амедиатека»
Денис ГОРШКОВ и Никита ГУЩИН
Программный директор и директор по продукту и продвижению
Бизнес-модель
Мы не просто онлайн-кинотеатр, у нас есть три платных канала — все наши премьеры и библиотека идут не только на сайте, но и на этих каналах, к которым можно подключаться через операторов кабельного и спутникового телевидения. Мы предлагаем два способа смотрения на выбор — традиционное телевидение и интернет — и имеем два источника получения прибыли. Подключение к каналу «Амедиа премиум» стоит 99 рублей, подписка на «Амедиатеку» — 299 рублей в месяц. Мы видим, что аудитория платных каналов довольно радикально отличается от аудитории, которая покупает подписку в интернете. В США только 10–15% тех, кто смотрит HBO по телевизору, у нас примерно такая же картина.
Мы построили сервис на лучших сериалах планеты и их премьерах. Они у нас идут одновременно с Америкой. За год мы выпустили таких премьер более 300, это около 350 часов уникального контента. Собственно, изначально мы планировали запускаться в России под брендом HBO. Подготовку к запуску сервиса мы начали больше двух лет назад и очень тесно сотрудничали с их европейским офисом. Они консультировали нас по модели, программированию, технологическим параметрам. Но бизнес-модель HBO в США и Европе существенно отличается от нашей. Российский рынок и по проникновению платного телевидения, и по специфике смотрения совершенно другой.
С HBO мы заключили первый контракт, это пятилетнее соглашение с эксклюзивными правами на премьерные показы всех продуктов HBO в России на телевидении и в интернете. Далее концепция проекта претерпела изменения. Мы прибавили к сериалам HBO контент от ShowTime, STARZ, FOX, WARNER, SONY, BBC и других студий. Поэтому было принято решение развивать бизнес под собственным брендом. Ставка сделана на телесериалы нового поколения. Это продукт совершенно иного уровня, в который пришли кинопродюсеры, режиссёры и звёзды Голливуда. Эти откровенные, взрослые шоу, которые заставляют задуматься. Там есть что обсудить с друзьями и над чем иронично посмеяться. Это не то сериальное мыло, к которому мы привыкли на российских центральных каналах. И сегмент крутых взрослых сериалов растёт огромными темпами.
Недавно у нас появился первый русский проект — сериал «Сладкая жизнь» о жизни молодых и успешных. Жёсткая версия сериала без цензуры вышла у нас до премьеры на ТНТ. У нас есть хорошее авторское и коммерческое кино. Нашей аудитории интересны и злободневные документальные фильмы, и лучшие мировые концерты.
Большая часть пиратских площадок снимает раздачи в течение суток после первого обращения правообладателя
По сравнению с январём этого года мы увеличили количество подписчиков «Амедиатеки» почти в три раза, сейчас активных подписчиков больше 30 000 человек. Общая аудитория, с которой мы так или иначе контактировали, — примерно 400 000 человек. Со временем мы хотим получить 300 000–400 000 подписчиков.
Конкуренты
Наше положение несколько отличается от других онлайн-сервисов. Всё-таки о кино не надо так много рассказывать — на его раскрутку и так тратят огромные бюджеты. Все знают о мировых премьерах, широкий круг зрителей ждёт продолжения франшиз вроде «Трансформеров» или «Мстителей». С сериалами история иная, нам ещё только предстоит рассказать о качественных зарубежных сериалах массовой аудитории. Про «Игру престолов» слышали многие, но далеко не вся страна. А про «Страшные сказки» знает совсем мало людей. Через два-три года мы бы хотели сделать сериалы массовым продуктом.
У нас есть амбиции вкладываться в производство собственного контента, но для этого нужно набрать критическую абонентскую базу. Момент, когда каждый игрок начнёт думать о том, почему к нему должна приходить аудитория и какой уникальный оригинальный контент ей можно предложить, неизбежно наступит. Рынок постепенно формируется. Сейчас на нём шесть-семь основных игроков с размытым позиционированием и преимущественно неэксклюзивным контентом. Больше их не будет, впереди — объединения и чёткая сегментация.
Борьба с пиратством
Борьба с пиратами занимает важное место, у нас есть служба которая взаимодействует с Ассоциацией интернет видео и с юридическими компаниями, которые нам помогают. Мы защищаем все основные премьеры в интернете, в том числе по требованию создателей контента.
Ежемесячно мы составляем список из 20–30 актуальных наименований сериалов и передаём их юридической компании, которая на нас работает. Она отслеживает их появление в интернете на пиратских ресурсах, общается с представителями этих ресурсов и требует удалить контент, права на который принадлежат нам. Если достичь понимания не удаётся, компания составляет иск в суд. Нужно отметить, что большая часть пощадок в течение суток после первого обращения раздачи снимает. Закон мало повлиял на активность пиратов, но всё же сейчас довольно много людей, которые раньше смотрели «Турбофильм» или скачивали продукт из торрентов, столкнулись с рядом проблем и мигрировали на легальные сервисы. Не всем понятно, как работать с VPN, не всем охота рыскать по файлообменнику в поисках нормальной озвучки или субтитров. Оказалось, что посмотреть контент можно с нормальной многоголосной озвучкой, в удобном интерфейсе и при этом заплатить легальному дистрибьютору не великие деньги. Пиратство никуда не денется, но можно и нужно развернуть аудиторию в сторону легальных и удобных сервисов.
AYYO
Евгений МУРАВЬЁВ
Исполнительный директор
Бизнес-модель
Есть стереотип, что создание онлайн-кинотеатра — крайне затратное предприятие, срок окупаемости которого — десять лет и больше. Это не так, и в это верим мы и наши акционеры, компания «Иннова». Хотя покупка прав на контент — дорогое удовольствие, при грамотном подходе на окупаемость можно выйти за три-пять лет. А если подключить оригинальную рекламную кампанию, то и раньше.
Фильмы в каталоге правообладателя делятся на library — это классика, которая продаётся пакетом 500–1 000 картин и к этому пакету можно докупать дополнительно отдельные фильмы, — и current — это новинки. Именно новинки лучше всего смотрят зрители, и именно эти фильмы генерируют 80% доходов. Мы работаем с шестью мейджорами — XX век FOX, Universal, Sony Pictures, Disney, WB, Paramount — и стараемся выбирать только самые кассовые фильмы с высоким рейтингом на IMDB. Впрочем, так поступают многие, и сейчас конкурировать с помощью библиотеки — занятие довольно бессмысленное. Всё равно во всех онлайн-кинотеатрах содержится примерно один и тот же набор фильмов. Постепенно мы приходим к тому, что мы и наши коллеги начинаем воспитывать собственную аудиторию, пытаться сделать её лояльной к бренду. Конкурировать в таких условиях можно с помощью качества сервиса и модели работы с клиентом.
Многие правообладатели совсем не против торрентов, экранки плохого качества заманивают зрителей в кинозалы
У нас есть три категории зрителей и три манеры потребления. 75% — это зрители 35+, которые смотрят нас по телевизорам с технологией Smart-TV, 20% — молодёжь, которая пользуется планшетами, и ещё 5% приходят с веба. Важная задача для нас — убедить пользователя в том, что покупать фильмы насовсем больше не нужно.
Конкуренты
В отличие от конкурентов мы стремимся дать зрителю фильм в аренду на два дня за 99 рублей. Они предлагают купить кино насовсем за 300–400 рублей. С одной стороны, потребителю легче потратить 100 рублей и он с большой долей вероятности никогда больше не пересмотрит этот фильм, с другой — правообладателям выгоднее поощрять продажу фильмов по более высокой цене. Комиссия правообладателя, кстати, варьируется от 70 до 30% и зависит в большей степени от мастерства переговорщиков. Впрочем, схема с арендой не универсальна, для детского контента мы разрабатываем возможности купить фильм насовсем или оформить подписку. Дети иногда пересматривают любимое кино по пять-шесть раз, и мы совсем не хотим разорять их родителей.
Какой была жизнь фильма ещё два года назад? Обычно он шёл в кинотеатре четыре недели, а потом исчезал из поля зрения на три месяца. Через три месяца выходил на DVD, и только потом его отдавали онлайн-кинотеатрам. Но как можно зарабатывать, если три месяца назад в торрентах появилась экранка, а только что пираты сняли копию хорошего качества с диска и залили её в Сеть? Наша большая победа в том, что теперь мы получаем фильм раньше, чем выходит DVD. Следующая задача — сократить тихий период хотя бы до одного месяца.
Борьба с пиратством
Закон не сказался на онлайн-кинотеатрах, ведь фильмы так и не начали пропадать из торрентов. Было несколько прецедентов, когда пару сериалов убрали с «Турбофильма» по заявлению правообладателей, но эти случаи единичные, так что для нас ничего как будто не произошло.
Впрочем, мы и не стремимся к тому, чтобы люди пользовались нашим сервисом потому, что больше негде посмотреть кино. У нас другая задача — сделать сервис настолько удобным, качественным, красивым, безопасным и доступным на всех устройствах, чтобы человек хотел за него заплатить.
Кстати, многие правообладатели совсем не против торрентов, они не настаивают на удалении экранок, потому что они подогревают зрительский интерес. Человек раздражается из-за их плохого качества и идёт в кино.
Tvigle
Егор ЯКОВЛЕВ
Гендиректор видеосервиса
Бизнес-модель
Мы работаем только на рекламной модели. Перед нами есть пример бесплатного телевидения в России, например телеканал СТС. У них, конечно, большие рекламные бюджеты, но и у нас на горизонте четырёх-пяти лет будут большие рекламные бюджеты. В 2013 году все рекламные доходы онлайн-видео составили $3,5 млрд, и прогнозируется органический рост на 50–70% год от года. А я искренне считаю, что расти всё будет гораздо быстрее. Запустится измерение просмотров с мобильных и Smart TV, это подстегнёт рекламодателей. Эффективность рекламы в интернете не вызывала никогда ни у кого сомнений, сомнения вызывал охват аудитории, а теперь в интернете — миллионы человек, и серьёзный сдвиг может произойти в любой момент.
Мы четвёртый рынок по количеству просмотров видео в мире, нас опередили только США, Китай и япония
Текущая модель индустрии устроена так, что каналы годами набирают огромный каталог, а потом монетизируют его. Это больше не работает. Меньше 5% людей обращается к каталожному контенту. Все хотят смотреть новинки и чуть-чуть классики из золотого фонда.
Мы больше года вообще не играем по каталожной модели. Стандартное каталожное предложение звучит так: «У меня есть всё». Мы же создаём уникальное торговое предложение и пытаемся строить два типа субпродуктов. Первый направлен на конкретную аудиторию, например на домохозяек, второй — обозначает категорию, например «юмор». Когда вы начинаете работать в таком направлении, сервис превращается в медиа и на первый план выходит не величина каталога, не количество тайтлов, а то, как вы сформировали продукт. Это похоже на то, как формируется классический линейный канал не в плане потребления, а в плане сути. Если вы любите канал СТС, вы можете его включить, и почти все передачи придутся вам по вкусу.
Мы пытаемся идти на несколько аудиторий, у нас есть молодёжный унисекс-канал, там мы показываем сериалы типа Misfits, тот же мультик Versus, есть женская аудитория, есть мужской канал. Пока мы не работаем на узкую нишевую аудиторию, потому что сейчас нам, во-первых, нужно наработать экспертизу, а, во-вторых, в узкой нише много денег не заработаешь.
К апрелю 2014 года Tvigle стал первым и единственным российским видеосервисом, доступным на самых популярных игровых консолях PlayStation 3 (с января 2014-го) и PlayStation 4. На сегодняшний день из всех существующих консолей, на которых присутствует наш сервис, самый высокий показатель по просмотрам именно на игровых приставках PlayStation.
Конкуренты
Сейчас классические ?
detector