Кем утверждается бизнес план банка
3.1. Бизнес-план кредитной организации должен отражать следующую информацию:
— общая информация о кредитной организации;
— цели, задачи, рыночная политика кредитной организации;
— система управления кредитной организации;
— учредители (участники) кредитной организации и группы лиц;
— обеспечение деятельности кредитной организации;
— иные существенные показатели, которые, по мнению кредитной организации, необходимы для раскрытия основных целей бизнес-плана.
Бизнес-план действующей кредитной организации должен отразить влияние основания, которое повлекло необходимость его представления в Банк России (в соответствии с п. 2 настоящего Указания), на выполнение задач, определенных п. 1.1 настоящего Указания.
Примечание. Действующая кредитная организация — кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций.
3.2. Бизнес-план кредитной организации должен соответствовать следующим требованиям по его оформлению и составу приложений:
— сведения об утверждении бизнес-плана (дата и номер соответствующего протокола собрания учредителей (участников), утвердившего бизнес-план, приводятся на титульном листе бизнес-плана (Приложение 5 к настоящему Указанию);
— общая информация о кредитной организации приводится на первом (следующим за титульным) листе бизнес-плана (Приложение 6 к настоящему Указанию);
— расчетный баланс с расшифровкой отдельных его статей представляется по форме Приложений 1 и 1.1 к настоящему Указанию;
— план доходов, расходов и прибыли с расшифровкой отдельных его статей представляется по форме Приложений 2 и 2.1 к настоящему Указанию;
— прогноз выполнения отдельных обязательных нормативов представляется по форме Приложения 3 к настоящему Указанию;
— прогноз выполнения обязательных резервных требований представляется с учетом соответствующих показателей Приложений 1.1 и 4 к настоящему Указанию;
— допущения, принятые в бизнес-плане, представляются по форме Приложения 4 к настоящему Указанию.
При изложении информации, предусмотренной требованиями к содержанию бизнес-плана, определенными настоящим Указанием, рекомендуется придерживаться типовой структуры бизнес-плана (Приложение 7 к настоящему Указанию).
3.3. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, должна обязательно раскрыть содержание перечисленных ниже аспектов, касающихся деятельности кредитной организации. Раскрытие указанных аспектов должно включать результаты SWOT-анализа, позволяющего выявить и структурировать сильные и слабые стороны кредитной организации, а также потенциальные возможности и угрозы.
3.3.1. Цели, задачи и рыночная политика кредитной организации.
При определении целей и задач кредитная организация должна отразить долгосрочное видение своей роли и места на рынке банковских услуг, специфические особенности ее позиционирования в рыночной среде, а также наиболее существенные принципы коммерческой деятельности.
Принципы коммерческой деятельности:
— в отношении коммерческой деятельности (целевая ориентация по сегментам рынка банковских и финансовых услуг, определение рыночной специализации кредитной организации, региональный аспект коммерческой деятельности кредитной организации);
— в отношении клиента (целевая ориентация в отношении клиентской базы, краткое и ясное описание того, какие потребности каких клиентов и каким образом собирается обеспечивать кредитная организация);
— в отношении руководителей и сотрудников (целевая ориентация в отношении деловой культуры кредитной организации);
— в отношении учредителей (участников) (описание того, какие интересы учредителей (участников), вытекающие из целей (задач), поставленных ими перед кредитной организацией, и каким образом собирается удовлетворять кредитная организация);
— в отношении банковских технологий (целевая ориентация в отношении использования и совершенствования банковских технологий).
Рыночная политика кредитной организации должна содержать описание спектра ее банковских операций и сделок (планируемое изменение спектра по сравнению с фактическим состоянием — для действующих кредитных организаций, присоединяющих кредитных организаций, кредитных организаций, создаваемых в результате преобразования; планируемый спектр — для кредитных организаций, создаваемых в результате иных форм реорганизации, а также вновь создаваемых кредитных организаций).
3.3.2. Влияние экономических и правовых условий в стране и регионах на деятельность кредитной организации.
Кредитная организация должна изложить свою оценку влияния динамики развития экономических показателей и показателей, характеризующих финансовые рынки (включая показатели, приведенные в Приложении 4 к настоящему Указанию), на основные направления коммерческой деятельности с учетом в том числе продуктовой ориентации и перспектив развития деловой активности в региональном разрезе, в том числе:
— результаты маркетинговых исследований (виды услуг, имеющих платежеспособный спрос, основные клиенты и их предпочтения, потенциальные конкуренты, преимущества данной кредитной организации, мероприятия по завоеванию ниши на рынке банковских услуг (проводимые мероприятия, возможности и ограничения по расширению ниши и спектра банковских операций — для действующих кредитных организаций; возможности и ограничения в завоевании ниши — для вновь создаваемых кредитных организаций);
— фактическое распределение объемов бизнеса кредитной организации по регионам (возможности и ограничения развития действующих филиалов, представительств, внутренних структурных подразделений и обменных пунктов — для действующих кредитных организаций (в том числе изменяющих вид кредитной организации), присоединяющих кредитных организаций, кредитных организаций, создаваемых в результате преобразования, кредитных организаций, создаваемых в результате иных форм реорганизации).
3.3.3. Описание основных параметров активных и пассивных операций, ожидаемых финансовых результатов должно включать:
— анализ активных операций (производится с точки зрения видов операций, ликвидности, доходности, степени риска, сроков размещения) на основе Приложений 1 и 1.1 к настоящему Указанию;
— анализ пассивных операций (осуществляется по видам операций, срокам привлечения, стоимости привлеченных ресурсов, контрагентам) на основе Приложений 1 и 1.1 к настоящему Указанию;
КонсультантПлюс: примечание.
Положение, утв. ЦБ РФ 26.11.2001 N 159-П, признано утратившим силу Указанием ЦБ РФ от 10.02.2003 N 1247-У.
— анализ состояния и динамики собственных средств (капитала), рассчитанных в соответствии с Положением Банка России от 26.11.2001 N 159-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций» (по итогам каждого года деятельности), обоснование показателей раздела «Собственные средства» пассива расчетного баланса (Приложение 1 к настоящему Указанию);
— анализ объема и структуры доходов, расходов и прибыли (на основе Приложений 2 и 2.1 к настоящему Указанию), обоснование показателей.
Примечание. По действующим кредитным организациям при определении структуры планируемого расчетного баланса на конец первого года деятельности за основу принимаются данные за последний отчетный период.
3.3.4. Управление рисками кредитной организации (кредитный риск, риск ликвидности, валютный риск, рыночные риски, оперативные и иные риски).
Кредитная организация должна раскрыть внутрибанковские принципы управления рисками, меры по предупреждению финансовых трудностей.
3.3.5. Оценка соблюдения обязательных нормативов и обязательных резервных требований:
— расчет пруденциальных норм деятельности, имеющих количественную оценку, обоснование и оценка соответствия планируемых показателей установленным критериям (по состоянию на начало каждого года деятельности) на основе Приложения 3 к настоящему Указанию;
— расчет отчислений в обязательные резервы (по состоянию на начало каждого года деятельности) на основе показателей Приложения 1.1 («Расшифровка отдельных статей расчетного баланса», «Структура активов и пассивов кредитной организации») и Приложения 4 к настоящему Указанию.
3.3.6. Состояние, возможности и ограничения развития клиентской базы, в том числе:
— фактическое состояние клиентской базы, планируемое изменение по сравнению с фактическим состоянием — для действующих кредитных организаций (в том числе изменяющих вид кредитной организации), присоединяющих кредитных организаций, кредитных организаций, создаваемых в результате преобразования;
— планируемая клиентская база — для кредитных организаций, создаваемых в результате иных форм реорганизации, а также вновь создаваемых кредитных организаций.
3.3.7. Возможности и ограничения развития сети филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений и обменных пунктов в регионах, на которые кредитная организация намерена распространить свое влияние.
3.3.8. Участие в банковских группах и банковских холдингах: перечень участников банковских групп и / или банковских холдингов (фирменное (полное официальное) наименование с указанием организационно-правовой формы, места нахождения, сферы деятельности юридического лица) с указанием головной кредитной организации банковской группы и / или головной организации банковского холдинга (управляющей компании банковского холдинга), в которые входит и / или предполагает войти указанная кредитная организация.
3.3.9. Информация о системе управления, которая включает описание следующих элементов:
— схема управления кредитной организации, принципы распределения управленческих функций между органами управления кредитной организации и полномочий между руководителями кредитной организации, включая подчиненность и функции структурных подразделений и комитетов (с указанием их наименований и планируемой численности персонала структурных подразделений);
— развитие системы управления кредитной организации, включая организационную структуру, совершенствование банковских технологий, развитие системы внутреннего контроля, системы управленческого учета, переход к ведению бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности);
КонсультантПлюс: примечание.
Положение ЦБ РФ от 28.08.1997 N 509 утратило силу с 15 февраля 2004 года в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 16.12.2003 N 1354-У.
Требования к организации системы внутреннего контроля в кредитных организациях установлены Положением ЦБ РФ от 16.12.2003 N 242-П.
— система внутреннего контроля — описание системы внутреннего контроля в кредитной организации (в соответствии с требованиями Положения Банка России от 28.08.1997 N 509 «Об организации внутреннего контроля в банках» (с изменениями и дополнениями)), в т.ч. количественный и персональный состав службы внутреннего контроля (для действующих кредитных организаций — достигнутые службой внутреннего контроля результаты), описание внутрибанковской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (описание эффективности системы — для действующих кредитных организаций);
— документы, регламентирующие осуществление банковских операций (к моменту начала проведения банковских операций и сделок внутренние документы, определяющие порядок их осуществления, должны вступить в силу), порядок их утверждения.
3.3.10. Перечень учредителей (участников) и групп лиц:
— учредителей (участников) кредитной организации, единолично владеющих (приобретающих) более 5 процентами акций (долей) кредитной организации;
— учредителей (участников) кредитной организации, владеющих (приобретающих) более 5 процентами акций (долей) кредитной организации в составе группы лиц;
— лиц, которые имеют возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, в том числе в составе группы, не являющейся банковской группой или банковским холдингом, в силу существенного влияния на кредитную организацию, представляющую бизнес-план.
В указанном перечне должны содержаться следующие сведения:
— сведения об учредителях (участниках) кредитной организации — паспортные данные физического лица, фирменное (полное официальное) наименование с указанием организационно-правовой формы, места нахождения и сферы деятельности юридического лица;
— характер связей между учредителями (участниками), включая: структуру группы лиц, имеющих возможность оказывать существенное влияние (в смысле ст. 4 Федерального закона «О банках и банковской деятельности») на решения, принимаемые органами управления кредитной организации; основание, в силу которого лицо включается в состав группы лиц (следует привести схему оказания указанными лицами существенного влияния на принимаемые органами управления кредитной организации решения с указанием способов возможного влияния: участие в капитале, участие в органах управления, заключение договоров, наличие родственных связей между физическими лицами и т.д.), а также удельный вес числа голосов «группы лиц» в общем числе голосов учредителей (участников) общества.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ из статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 исключено определение понятия «группа лиц». Новое определение понятия «группа лиц» см. в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Примечание. Под группой лиц понимается группа юридических и (или) физических лиц, признаваемая группой лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также юридические лица, входящие в состав не являющегося юридическим лицом объединения юридических лиц, в котором одно юридическое лицо имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других юридических лиц (в том числе входящие в состав банковской группы, банковского холдинга, или объединение юридических лиц будет признано банковской группой или банковским холдингом в результате приобретения в установленном законодательством порядке акций (долей) кредитной организации);
— информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности учредителей (участников) — юридических лиц: основные показатели, характеризующие хозяйственную деятельность и финансовое положение учредителя (участника), приобретающего (владеющего) более 20 процентов(ами) долей (акций) кредитной организации либо являющегося членом группы лиц, приобретающей (владеющей) более 20 процентов(ами) долей (акций) кредитной организации; указанная информация включается в бизнес-план в соответствии со сведениями, представляемыми учредителями (участниками) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения бизнес-плана (данная информация не приводится действующими кредитными организациями в случае отсутствия изменений в составе учредителей (участников) и соотношении долей (акций) в уставном капитале на дату утверждения бизнес-плана по сравнению с данными списка учредителей (участников) кредитной организации, ранее представленного в территориальное учреждение Банка России в порядке, установленном нормативными актами Банка России).
При этом должна быть обеспечена прозрачность структуры учредителей (участников) и их групп, позволяющая однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся учредителями (участниками) кредитной организации, но имеющих возможность прямо или опосредованно оказывать существенное влияние на принятие решений органами управления кредитной организации).
3.3.11. Сведения об обеспечении деятельности кредитной организации, в том числе:
— материально-техническая база кредитной организации — описание обеспеченности кредитной организации:
— зданием (помещением), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация, с указанием, собственное оно или пользование им осуществляется (будет осуществляться) на основании договора аренды (субаренды) с указанием срока;
— офисным оборудованием и банковским оборудованием;
— транспортными средствами, в том числе специальными, техническими средствами для формирования системы безопасности сотрудников и банковской деятельности (включая программные средства защиты информации от несанкционированного доступа), а также системами противопожарной безопасности;
— кадровая политика:
— внутренние документы, касающиеся корпоративной культуры кредитной организации, перспективы развития корпоративной культуры кредитной организации;
— численность и квалификация персонала, динамика изменения этих параметров в планируемом периоде, основные квалификационные требования к руководителям среднего и низшего звена, требования к квалификации персонала;
— система стимулирования труда в кредитной организации.
Банки опасаются, что переход на базовые лицензии вынудит ряд действующих сейчас игроков уйти с рынка. Дело в том, что есть неопределенность в требованиях нормативных документов к бизнес-плану банков, которые в обязательном порядке представляют в ЦБ все соискатели. Действующий в настоящее время порядок может в любой день заменить новый регламент. А в этом случае из-за длительности процедуры одобрения и утверждения плана часть банков может не успеть с ним к контрольному сроку.
Как сообщили “Ъ” участники банковского рынка, перевод кредитных организаций с 1 января 2019 года на базовые и универсальные лицензии может привести к очередной чистке банковского рынка.
С 1 января 2019 года ЦБ начнет применять в отношении банков пропорциональное регулирование. В течение 2018 года банки должны принять решение: либо увеличить капитал до 1 млрд руб. и работать по универсальной лицензии, либо перейти на базовую лицензию с минимальным размером капитала 300 млн руб. Банки с базовой лицензией будут не вправе осуществлять целый ряд операций, в том числе с иностранными юридическими и физическими лицами. По оценке главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, в настоящее время 192 банка могут претендовать на базовую лицензию, из которых около 150 высказали такое намерение.
Для перехода на базовую лицензию банки должны представить в ЦБ в том числе и бизнес-план, к которому возникает масса вопросов. Дело в том, что на сегодняшний день есть указание ЦБ, действующее еще с середины 2002 года, которое требует от банков составление бизнес-плана на два года. Новый документ, учитывающий переход на пропорциональное регулирование, уже разработан ЦБ. Он предусматривает составление бизнес-плана на три года, однако до сих пор находится на стадии проекта и сроки его вступления в силу туманны. По тексту, по словам экспертов, документы различаются примерно на 20%. И сейчас банки на свой страх и риск на собраниях акционеров утверждают именно двухлетние бизнес-планы и направляют их в составе пакета документов в ЦБ. «Мы уже направили двухлетний бизнес-план в ЦБ, но не факт, что нам не придется его оперативно менять на трехлетний»,— рассказал “Ъ” предправления банка, входящего в третью сотню. При этом вопрос перехода на базовую лицензию волнует не только небольшие банки. «Думаю, вопрос с переходом касается половины рынка, в том числе и тех, чей капитал сейчас немногим превышает 1 млрд руб.,— рассуждает предправления Тамбовкредитпромбанка Александр Коньков.— Они видят риск, что придет проверка ЦБ, доначислит резервы и придется оперативно переходить на базовую лицензию».
При этом в самом Банке России проблем не видят. «Кредитная организация при подготовке бизнес-плана (изменений бизнес-плана) обязана руководствоваться действующими нормативными актами Банка России, таким нормативным документом в настоящее время является указание №1176-У, согласно пункту 1.1 которого бизнес-план является документом на ближайшие два календарных года»,— отметили в пресс-службе регулятора. Сейчас уже два банка получили базовую лицензию, отметили в ЦБ.
Эльвира Набиуллина, глава Банка России, 7 июня 2018 года на Международном финансовом конгрессе
«Мы будем поддерживать институт небольших региональных банков, так как такие кредитные организации наиболее качественно могут обслуживать малый бизнес»
При этом не только возможность неожиданного появления нового нормативного акта беспокоит банкиров. По словам вице-президента Ассоциации российских банков Эльмана Мехтиева, само по себе составление бизнес-плана в соответствии с требованиями работы по базовой лицензии может вызывать сложности у отдельных игроков, не готовых к необходимости смены бизнес-модели. И потому есть риск, что его придется переделывать и по этой причине. Как сообщил “Ъ” зампред ЦБ Василий Поздышев, «если банк представит в ЦБ бизнес-план, который не соответствует действительности, то ЦБ порекомендует проработать и предоставить план реальный». При этом участники рынка указывают, что в ситуации с возможностью изменения требований к бизнес-плану есть возможность и не успеть его утвердить. «Если ЦБ придерется к бизнес-плану и вернет его на доработку, то банкам надо будет повторить процедуру утверждения — созывать собрание собственников, утверждать изменения, потом вновь представлять пакет в ЦБ»,— рассуждает собеседник “Ъ” из банка, входящего в четвертую сотню. Причем такая процедура может повториться, и тогда банк рискует нарушить все сроки подачи документов.
Вероника Горячева