Как зарегистрировать бизнес идей

Как зарегистрировать бизнес идей thumbnail

Что такое идея

Можно ли защитить или запатентовать идею и как это сделать

Какими бывают бизнес-идеи

Какие идеи можно защитить, а какие нет

Какие способы защиты идей предусмотрены законодательством

Как уберечься от предлагающих защиту идей

Воплощение и регистрация идеи

Библиотека ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ

Что такое идея

Идея – это то, с чего начинается любое дело. По сути это мысль или чем решил заниматься ученый, автор, артист или предприниматель, облеченное в четкие формулировки: что делать, как делать и что в результате должно получиться.

Результатом воплощения новых творческих идей являются, например, литературные и художественные произведения, а итогом реализации бизнес-идеи становится преуспевающая компания, производящая товары или оказывающая услуги.

Если с творческими или научными идеями, нацеленными на научный прорыв в конкретной области, все более или менее понятно, то примером бизнес-идеи может послужить следующая ситуация. У грамотного компьютерщика есть идея открытия сервисного центра по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. Но таких организаций сегодня очень много. Привлечь клиентов можно, только предложив оригинальное решение – ремонт на дому, восстановление работоспособности ПК в течение суток, на удаленном расстоянии, наличие деталей и запчастей на самые популярные модели, предоставление дисконта на последующее обслуживание и т.д. Весь этот замысел в совокупности с оригинальным решением распространенных услуг и есть бизнес-идея.

Поделившись с кем-то из знакомых своими идеями в общих чертах (вот бы открыть центр по ремонту компьютеров!), вряд ли можно сразу воодушевить их на создание аналогичного сервиса и, тем самым, увести потенциальных клиентов. А вот рассказать в подробностях, как организовать работу, что для этого нужно, сколько потребуется вложений, как долго займет раскрутка, какое количество клиентов можно обслуживать, какую предположительную прибыль это принесет, означает, дать повод для заимствования.

Аналогична ситуация и в науке. Стоит поделиться замыслами, озвучить какое нужно оборудование и материалы, и что в итоге должно получиться, как аналогичную лабораторию создает уже кто-то из более предприимчивых коллег.

Прежде чем с кем-либо делиться своими планами и подробно их излагать, стоит позаботиться о надежной защите своей идеи, тщательно просчитать и продумать этапы ее реализации и придать ей форму.

Можно ли защитить или запатентовать идею и как это сделать

Гениальные научные идеи, творческие проекты присваиваются повсеместно, компании и фирмы появляются в огромном количестве, но свое трехлетие отмечает лишь четвертая часть из них. В половине случаев причина провала в недостаточно продуманной и взвешенной идее или несовершенной стратегии ее реализации. В остальных случаях крах обусловлен как раз таки удачной идеей, привлекшей внимание более предприимчивых конкурентов, располагающих значительными материальными ресурсами.

Проблема воровства идей актуальна, как для сферы искусства, науки, так и для бизнеса. Неужели гениальных авторов нельзя защитить от откровенного воровства, а открывающие  свое дело предприниматели не имеют шансов заниматься любимым делом на протяжении столь долгого времени, сколько им самим это нужно?

Конечно, можно. Залог успеха любого проекта – творческого, научного или коммерческого —  в правильном подходе к реализации и его продуманной защите. Новая, оригинальная идея, ставшая отправной точкой работы, и каждый шаг ее реализации нуждается в качественной и надежной защите. Такой подход убережет проект от происков конкурентов и позволит насладиться авторством. А также результатами творческого труда в полной мере.

Какими бывают бизнес-идеи

В случае с открытием компьютерного сервиса все более или менее ясно. Желание открыть самый обычный продуктовый ларек – это тоже бизнес-идея, но довольно популярная, повсеместно используемая, причем реализуемая по одному и тому же сценарию. В данном случае необходимости в защите такой идеи нет. Успех предприятия будет обусловлен одним из сопутствующих факторов – месторасположением, упором на какой-то отдельный ассортимент или сосредоточенность на продукции конкретной марки.

Открытие по соседству аналогичной торговой точки, работающей по точно такому же сценарию, не принесет особой выгоды ни одному из двух предпринимателей. Если идею открытия магазина защищать нет смысла, то замысел по запуску магазина, предлагающего товары только одной, конкретной марки на особых условиях, может представлять уже коммерческую тайну, нуждающуюся в надежной защите.

Так какие бизнес-идеи нуждаются в защите, а какие нет? В первую очередь стоит подумать о защите технических ноу-хау, идей, ориентированных на развитие и внедрение инноваций, производство конкретного продукта (создание технологии, комплекса услуг).

  • Во-первых, потому что они имеют конкретное техническое решение и попадают под определение «промышленно применимые». Такие идеи сопоставимы с изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами и охраняются в соответствии с Четвертой частью ГК РФ.
  • Во-вторых, они имеют определенное применение, могут модернизироваться, совершенствоваться, а, значит, давать почву для появления новых открытий, концепций или методик, которые в случае их реализации будут основой патента.
  • В-третьих, оригинальные идеи, подразумевающие получение и использование конкретного продукта, пользующегося спросом, очень выгодны и являются объектом охоты большого числа конкурентов.

К этой категории относятся не только научные изыскания, направленные на создание инновационных продуктов, но также ноу-хау промышленного свойства.

Несмотря на отсутствие вышеперечисленных характеристик результаты интеллектуальной деятельности, результатом которой являются компьютерные программы, технологии, направленные на решение задач чисто эстетического свойства и визуального восприятия (то, есть не меняющие суть практического применения разработки) тоже нуждаются в защите, но уже в несколько ином ракурсе.

Какие идеи можно защитить и зарегистрировать, а какие нет

До тех пор пока идея имеет вид расплывчатых словесных набросков не конкретизированной формы защитить ее от плагиата невозможно. Несмотря на то, что в Гражданском Кодексе статьи по защите интеллектуальных прав выделены в Четвертую часть ГК РФ, они нацелены на защиту конкретных, имеющих визуальную форму произведений или проектов.

Дело в том, что в соответствии со статьей 1225 ч. 4 ГК РФ  на законодательном уровне  защите подлежат результаты интеллектуальной деятельности соответствующие следующим определениям:

  • литературного или музыкального произведения,
  • проекта,
  • компьютерной программы или базы данных,
  • фонограммы и сообщений в эфире,
  • изобретения,
  • полезной модели ,
  • промышленного образца,
  • селекционного достижения,
  • секретов производства (ноу-хау),
  • коммерческого обозначения,
  • топологии интегральных микросхем,
  • фирменного наименования и товарного знака,
  • знака обслуживания,
  • наименования места происхождения товара.

Все вышеперечисленные категории относятся к определению интеллектуальной собственности, защита которой основана на официальной регистрации экземпляра произведения или образца товара с удостоверением авторства.

Соответственно для того, чтобы зарегистрировать какую-то идею, ей необходимо придать форму одного из вышеперечисленных объектов, который должен быть представлен в окончательном варианте, не требующем правок, то есть, быть абсолютно законченным и завершенным. Только в этом случае возникают интеллектуальные права на проект, произведение, изображение и прочие объекты интеллектуальной собственности из перечня.

Какие способы защиты идей предусмотрены законодательством

В зависимости от характера воплощенной идеи выбирается и способ ее защиты. На государственном уровне предусмотрена охрана прав в соответствии со статьями четвертой части Гражданского Кодекса Российской Федерации ««Интеллектуальные права».

В соответствии с этими законодательными нормами защищаются воплощенные идеи произведений (стихотворений, романов, серий статей и т.д.), проекты, разработки, рукописи, средства индивидуализации и прочие объекты интеллектуальной собственности. Зарегистрировать авторское право на проект можно ещё до изготовления промышленного образца или полезной модели. Это позволит более с самого начала защищать результаты своего творческого труда вплоть до реализации изобретения.

Что дает вообще официальная защита идей? Получение патента или регистрация авторского права позволит не только доказать истинную принадлежность объекта спора, но и взыскать с нарушителя солидную компенсацию в судебном порядке. Пренебрежение возможностью официально зарегистрировать изобретение, промышленный образец, полезную модель, произведение, проект или другой объект интеллектуальной собственности влечет за собой использование плодов вашего труда другими лицами.

Как уберечься от предлагающих защиту идей

Сегодня в Интернете огромное количество компаний предлагает надежную защиту идей любого рода за минимальную плату. Тщательный анализ этих сайтов показал, что большинство предложений не акцентируют внимание на разнице в характере идей, предлагая регистрацию и защиту вне зависимости от формы.

Вполне может быть, что ваша концепция, проект или бизнес-план не являются охраняемыми и не нуждаются в такой защите, поскольку использована не оригинальная, типовая схема, используемая многими учеными, продюсерами или предпринимателями.

Поголовная регистрация говорит о том, что предлагающие защиту оригинальных идей компании не компетентны в данном вопросе. В большинстве случаев речь идет о внесении заявителя, претендующего на авторство, в каталог. Таких каталогов в Интернете множество. Регистрация в одном из них не избавляет от возможности получения патента на ваше изобретение или авторских прав на произведение более предприимчивым коллегой.

Воплощение и регистрация идеи

Библиотека ИНТЕРЕСНАЯ ИДЕЯ

Предложите свои интересные идеи и они будут реализованы в новых произведениях и изобретениях.

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Источник

Если ваша идея выражена в форме слов, изображений, звуков, названия сайта, 3D-объектов или их сочетаний для обозначения товаров или создания бренда, ее можно зарегистрировать. В России свидетельство о регистрации товарного знака выдает ФИПС. Он же вносит информацию в государственный реестр. 

Если вы регистрируете товарный знак за границей по мадридской системе, то Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) выпускает сертификат о регистрации на английском языке.

Товарный знак — это средство индивидуализации вашего товара или услуги. Его регистрация также требует вложений, поскольку свидетельство выдается всего на 10 лет и его необходимо продлевать. Однако оно не только помогает защищать бренд, но и позволяет расширять свое дело по франшизе (обязательное условие договора — наличие товарного знака). 

Наименования места происхождения товаров (НМПТ)

Наименование места происхождения товара — это средство индивидуализации юридического лица (ст. 1516 ГК РФ). Бизнес-идею можно воплотить в названии товара, используя географические названия. Так, многие продукты (алкоголь, минеральная вода, сыр и т.д.) связаны с определенной территорией. Например, французское вино из Бордо, чай из индийского Дарджилинга, текила из мексиканского городка Текила.

Существуют российская и международная системы регистрации НМПТ. Регистрацию по заявке в России проводит ФИПС — выдает свидетельство и вносит сведения о названии в государственный реестр НМПТ. Международной, или лиссабонской, системой россияне пока воспользоваться не могут, поскольку Россия не является участником Лиссабонского соглашения от 31 октября 1958 года. Однако возможности полистать бюллетень или провести поиск по базе Lisbon Express открыты для всех.

Фирменные наименования компаний

Любая компания обязана разрабатывать собственное фирменное наименование (ст. 1473 ГК РФ), которое включает в себя название и организационно-правовую форму фирмы. Фирменное наименование может быть полным или сокращенным, и отражается в учредительных документах. 

Когда компания регистрируется в Федеральной налоговой службе, название включается в свидетельство и единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Какие идеи не обязательно регистрировать?

Актеры, музыканты, режиссеры и другие творческие работники освобождены от регистрации своих идей, ставшими произведениями искусства. Правило распространяется и на некоторые идеи в области техники и бизнеса. Но это не значит, что они не получают охрану на государственном уровне — существуют доступные способы защиты исключительных прав, которые обеспечивают дополнительные гарантии.

Произведения искусства

Произведения искусства защищаются авторским правом. После их создания автору принадлежат исключительное право, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность и на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ). При этом не важно, опубликовано произведение или нет. 

Все, что связано с использованием произведений искусства, защищается как смежные права. Например, их исполнение, трансляция в СМИ, публикация в интернете.

Ноу-хау

Зачастую идеи для бизнеса обретают форму ноу-хау. Ноу-хау, или секрет производства, — любая информация, которая неизвестна другим и представляет коммерческую ценность (ст. 1465 ГК РФ). Чтобы защитить ноу-хау, достаточно хранить его в тайне. Патентовать или регистрировать его не нужно. 

Источник

Adblock
detector