Как составить бизнес план по технологии
10 класс
Тема: Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план.(2ч.
Цель:
способствовать формированию понятий: бизнес-план, бизнес-планирование, составные части бизнес плана, резюме бизнес-плана;
способствовать расширению представлений о составных частях бизнес-плана, о составлении резюме и бизнес-плана;
способствовать воспитанию хозяйственности, деловых качеств;
способствовать привитию навыков аккуратности; развитию пространственного представления, логического мышления.
Планируемые результаты: (составление бизнес-плана)
Методическое обеспечение уроков:
1. Материально-техническая база:
— кабинет (мастерская) трудового обучения;
2. Дидактическое обеспечение:
— рабочие тетради;
— раздаточный материал (информационные карты, схемы, таблицы,
3. Материалы для контроля знаний учащихся;
— карточки-задания
Тип уроков: комбинированный;
Вид уроков: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Ход уроков.
1. Организационный момент:
— приветствие;
— проверка присутствия учащихся;
— заполнение учителем журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— доведение до учащихся плана урока: сообщение темы урока, целей и последовательности урока.
2. Актуализация прежних знаний учащихся и необходимых знаний, для проведения урока:
Упражнение «Что такое бизнес-план».
Цель:определиться в понимании бизнес-плана, настроить учащихся на восприятие темы.
Описание проведения упражнения:
1. Предложите учащимся ответить на вопрос, одним словом: «Какую ассоциацию вызывает у вас слово «бизнес-план»?» Ответы запишите на бумаге.
2. Предложите участникам ответить на вопросы: «Зачем нужен бизнес-план?», «Кому нужен бизнес-план?». Ответы запишите на бумаге.
3.Освоение нового материала.
Объяснение материала учителем.
Определение бизнес-плана.
Бизнес-план— это изложение планов и надежд, компас в море бизнеса, проводник и наставник, философия бизнеса в союзе с реализмом, рентгеновский снимок вашего бизнеса в настоящем и будущем, список неотложных дел и каждодневных обязанностей и многое другое.
Бизнес-планпредставляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, даются пути достижения, необходимые для реализации средств, и конечные финансовые показатели работы.
Как правило, он разрабатывается на несколько лет (на 3-5 лет) с разбивкой по годам.
В бизнес-плане находит отражение сущность проекта (вид деятельности), его обоснование (состояние спроса и предложения), обеспечение (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимые для реализации проекта средства, конечные финансовые итоги осуществления проекта.
Бизнес-план— это документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности, анализирует все проблемы, с которыми можно столкнуться, а так же способы решения этих проблем.
Для кого необходим бизнес-план.
Круг пользователей бизнес-плана весьма широк:
Разработчики, для которых полезным является сам процесс разработки, когда им приходиться продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров.
Сотрудники предприятия,которые могут принимать участие в подготовке. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития своего предприятия и тактике роста.
Потенциальные инвесторы,которых необходимо убедить в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Когда необходимо писать бизнес-план.
Бизнес-план необходим, если вы хотите:
начать новый бизнес
расширить свой бизнес
продать его или передать другому лицу
получить ссуду.
Структура бизнес-плана (приложение 1).
Составляющие бизнес-плана:
титульная страница,
резюме бизнес-плана,
описание бизнеса,
описание товаров,
определение рыночной ниши,
определение конкуренции,
маркетинговый план,
финансовый план,
ситуационный анализ,
приложения.
Характеристика (описание) составляющих:
Обложка (титульная страница):имя предпринимателя, адрес, телефон/факс. Название и тип бизнеса.
Резюме:содержит краткую характеристику предлагаемого проекта. Объем — примерно 1-3 страницы. При этом полезно сделать его настолько полным, четким и производящим хорошее впечатление, насколько это возможно. Некоторые инвесторы просматривают только резюме, чтобы решить, стоит ли рассматривать ваше заявление дальше. Так как, чаще всего это люди чрезвычайно занятые, они хотят видеть краткое описание бизнеса. Готовить резюме нужно очень тщательно. Сначала необходимо составить бизнес-план целиком, затем, извлекая из него ответы на вопросы (пример в приложении № 2), в сжатом виде разместить их в начале плана, в разделе «Резюме». «Первое впечатление» инвестора весьма важно. Некоторые инвесторы просматривают только резюме, чтобы решить, стоит ли рассматривать ваше заявление дальше.
Описание бизнеса:
(а) Тип: Что представляет собой бизнес и где он расположен?
(б) История: Как и почему был создан этот бизнес, когда и кем?
(в) Вид собственности: Бизнесом владеет один человек или это партнерская фирма?
(г) Рост: Как продвигаются дела? Каков рост объемов продажи, прибыли, количества покупателей?
(д) Тенденции отрасли: Каковы текущие тенденции типичного бизнеса? Увеличивается ли рынок? Изменяются ли покупатели? Изменяется ли использование товара? Улучшается ли товар благодаря изобретениям (нововведениям)?
Товар (описание товаров):Какой товар предлагается? Превышает ли спрос предложение? Источники информации. Товар является сезонным или круглогодичным? Какие потребности покупателей удовлетворяются и какие преимущества предлагаются? Каковы специфические или уникальные особенности данного товара по сравнению с товарами конкурентов?
Рынок (определение рыночной ниши): Сфокусируйте описание на людях и группах, которые, скорее всего, будут покупать данный товар.
Ответьте на вопросы: Что представляет собой целевой рынок — это мужчины или женщины? Каков их возраст? Каков уровень их доходов? Кто они по профессии? Каков уровень их образования? Где они проживают: в городе или в сельской местности? Существует ли еще целевой рынок? Кто и где? (дайте подробную характеристику). Какую территорию и сколько людей охватывает основной рынок? Приведите данные маркетинговых исследований. Темп увеличения рынка. Какому количеству людей планируется предоставлять услуги ежемесячно (источники информации)?
Конкуренция (определение конкуренции):Опишите другие виды бизнеса, непосредственно или опосредствованно конкурирующие на данном рынке. Продемонстрируйте ваше понимание прямой и косвенной конкуренции. Укажите, в частности, какие еще фирмы и предприятия предлагают такой же товар? Как у них продвигаются дела? Какие цены они устанавливают? Какие преимущества или особые характеристики товара они предлагают покупателям? Почему люди покупают у них? В чем заключается их конкурентное преимущество? Кто покупает у них (каков уровень доходов их потребителей?).
Маркетинговый план:Инвесторы хотят знать все о данном товаре и о том, как планируется сообщать о нем.
Основные разделы маркетингового плана, которые необходимо раскрыть в бизнес-плане:
Конкуренция:особенности предложения по сравнению с конкурентами.
Упаковка:Какой имидж планируется придать товару?
Продажа:Каким образом планируется продавать товар покупателям — продажа «за прилавком», услуги по доставке, продажа на дому? Каковы цены (в сравнении) и их преимущества?
Ценообразование:Какова цена данного товара? Что представляет собой точка безубыточности? Могут ли покупатели позволить себе заплатить такую сумму за данный товар?
Продвижение:Каким образом планируется сообщать покупателям о товаре: по радио, в газетах, журналах, по телефону, на выставках, в киосках вдоль проезжей части, в других средствах массовой информации? Какие специальные кампании о продвижении товара запланированы? Приведите пример плана на 6–12 месяцев, демонстрирующий достижение целей по продаже товара.
Финансовый план:Минимальные финансовые показатели, которые следует включить в бизнес-план для инвесторов:
Необходимая сумма дополнительного финансирования: Опишите, почему нужны инвестиции и как их планируется использовать.
Прогнозирование движения средств:Движение денежных средств — это взгляд в будущее, показывающий, сколько денег предприниматель получит по сравнению с затратами на заработную плату, оборудование, продвижение товара, возвращение займа и пр. Если бизнес действенный, то инвестор желал бы получить сведения о движении денежных средств за минувший год и прогноз на следующий год. Если бизнес только учреждается, инвестор потребует прогноз только на следующий год.
Приложение к финансовому плану: Приложите перечень имеющегося оборудования и его оценку. Также приложите баланс, показывающий активы (то, чем обладает предприятие, включая контракты, недвижимость, оборудование) и пассивы (задолженности, включая налоги и долги).
Приложения. Здесь должны быть документы, которые использовались при подготовке бизнес-плана.
Как писать бизнес-план.
Не смотря на то, что существует стандартные требования к оформлению бизнес-плана и его типовая структура, бизнес-план, это, прежде всего творчество, особенно процесс его написания.
Бизнес-план лучше готовить самостоятельно:Только владелец или владелица в состоянии вложить в него «душу и сердце». Инвесторы обычно заинтересованы в том, чтобы «почувствовать» идею, а не техническую правильность выполнения или цифровую убедительность бизнес-плана.
Бизнес-план делайте кратким и доступным:желательно избегать длинных слов и сложных предложений. Объем бизнес-плана не должен превышать 10–15 страниц. Если бизнес-идея изложена нечетко, предприниматель, скорее всего, и сам не понимает ее. Значит, не поймет и инвестор.
Консультируйтесь с экспертами:Составленный бизнес-план следует показать узким специалистам: финансистам, юристам, экспертам, чтобы они со своей точки зрения оценили его сильные и слабые стороны, и в первую очередь, финансовые показатели, тенденции рынка и особенности конкуренции.
Следует помнить!Инвесторы могут отказать в финансировании бизнеса, даже не читая бизнес-плана, если он оформлен небрежно или имеет большой объем. Не используйте дорогих обложек, чтобы скрыть за ними непрофессиональный план. План отпечатайте. Он должен давать ответы на перечисленные выше вопросы и соответствовать требованиям кредиторов. Прежде всего, инвесторов интересуют финансовые данные. Бизнес-план должен включать прогнозы относительно доходов, затрат и прибылей на период от 1 до 5 лет (в зависимости от требований). Обязательно приложите соответствующий баланс и прогнозы оборота средств.
Оформите бизнес- план качественно, аккуратно на хорошей бумаге!
Сделайте свой бизнес-план жизненным.План — это кратковременная или долгосрочная стратегия конкретного бизнеса. В дальнейшем его можно использовать для успешного управления бизнесом.
4. Физкультминутка. (Разминка рук, плечевого пояса, упражнения для глаз).
5. Закрепление знаний учащихся
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Упражнение «Резюме бизнес-плана».
Цель:приобретение учащимися практических навыков написания резюме бизнес-плана.
Метод:работа в малых группах.
Время проведения:1 час (знакомство, заполнение на следующем уроке).
Описание проведения упражнения:
1. Предложите учащимся просмотреть раздаточный материал по плану составления резюме бизнес-плана. Ответьте на их вопросы.
2. Предложите учащимся объединиться в малые группы по своим «предприятиям» и составить резюме бизнес-плана по образцу (приложение № 2).
Рекомендации.
Заметьте учащимся, что в представленном раздаточном материале даны вопросы для написания резюме на любом этапе развития предприятия. При выполнении упражнения не нужно отвечать на все вопросы. Обсудите, если позволяет время, с учащимися, на какие вопросы им необходимо обратить внимание при выполнении упражнения.
Практическая работа выполняется в рабочей тетради или на листах формата А4.
Вводный инструктаж учителя (объясняет цель и порядок выполнения практической работы, раздаёт приложения).
— Цель нашей работы:
Способствовать:
закреплению освоенных понятий по теме уроков;
практическому применению полученных знаний.
Целевые обходы:
— оказание помощи в выполнении задания;
— рациональное использование учебного времени учащимися.
Заключительный инструктаж учителя:
— анализ выполнения работы учащимися;
— разбор типичных ошибок;
— вскрытие причин допущенных ошибок учащихся;
— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
8. Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока учителем:
Домашнее задание: определиться с темой проекта, предприятия.
Приложение 1.
Структура
бизнес-плана
Составляющие бизнес-плана:
титульная страница
резюме бизнес-плана
описание бизнеса
описание товаров
определение рыночной ниши
определение конкуренции
маркетинговый план
финансовый план
ситуационный анализ
приложения
Приложение № 2.
РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Вопросы:
1. Род предприятия (отметьте и опишите):
торговля, производство/переработка, распространение, услуги, другие.
2. Какие товары/услуги оно будет предлагать?
— Чем они уникальны?
— Решают ли они важную проблему?
— Представляют ли они большую возможность?
3. Каков статус вашего предприятия? (отметьте и опишите):
образование, приобретение уже существующего предприятия, расширение, другой.
4. Как долго действует предприятие (или находиться в развитии)?
________ месяцев _________ лет.
5. Какая форма организации? (отметьте и опишите)
единоличное владение, общество (тип?), корпорация (тип?).
6. Где будет находиться предприятие?
— В чем преимущество этого местонахождения?
7. Кто и что будет вашим основным рынком?
8. Какой процент существующего рынка вы охватите?
— Каков ваш план и стратегия проникновения на рынок?
9. Кто ваши конкуренты?
— В чем их сила и слабость?
— Какова их доля рынка?
10. Кто собирается управлять предприятием?
— Какая квалификация необходима для управления предприятием?
— Каков опыт, стаж и образование управляющих?
11. Каковы сроки основных этапов достижения целей?
12. Сколько средств необходимо, чтобы сделать предприятие успешным?
— Сколько средств необходимо для улучшения товара?
— Сколько средств необходимо для маркетинга?
— Сколько средств необходимо для эксплуатации предприятия?
13. Какой вид финансирования вам нужен? (отметьте и опишите)
ссуда (кредит), акционерный капитал (инвестиция).
14. Что вы предлагаете взамен? (отметьте и опишите)
право собственности (сколько?), доля прибыли (прогнозируемая прибыль через 3-5 лет), обеспечение возврата кредита, другое.
15. Каков срок окупаемости инвестиций?
16. Сколько средств вложено на сегодняшний день?
17. Каковы ваши интересы (финансовые и др.) и долгосрочные цели?
18. В чем сильные и слабые стороны вашего предприятия (что сделает его успешным)? (отметьте и опишите)
менеджмент, квалифицированный и опытный персонал, уникальный товар/услуга, постоянный источник поставок, небольшое производство/низкие накладные расходы, высокая прибыль, хорошее обслуживание, упор на качество.
19. Какие ограничения/ недостатки у вашего предприятия? (отметьте и опишите)
капитал, менеджмент, персонал, материалы, другие.
20. Каковы долгосрочные цели, направленные на рост и расширение предприятия?
5
Приложение №3 «Б».
Методические рекомендации
для учащихся 8 – 11 классов
по разделу
«Основы предпринимательства»
В курсе технологии.
«Бизнес – план».
Материал разработан
учителем технологии
«МОБУ СОШ № 62»
г. Оренбурга
Рыбаковой Н.Н.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………
Методические рекомендации для составления бизнес – плана………
Титульный лист…………………………………………………………..
Вводная часть или резюме проекта……………………………..………
Анализ положения дел в отрасли……………………………………….
Существо проекта………………………………………………………..
Производственный план…………………………………………..……..
План маркетинга…………………………………………………………..
Организационный план………………………………………………….
Финансовый план………………………………………………………..
Литература……………………………………………………………….
Введение.
Наша жизнь зависит от экономических законов не меньше, чем от законов природы. Изучение экономических законов направлено на дальнейшую подготовку учащихся к вступлению в самостоятельную жизнь. Потому в школе обучение должно ориентироваться на предпрофильную подготовку.
Значительное внимание на уроках технологии отведено предпринимательской деятельности. Сегодня предприниматель должен уметь ясно, доходчиво и доказательно представить свои новаторские планы, требующие инвестиций. По сути дела, он должен представить анализ возможностей своего производства6 расчет использования занятых денег; постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его – на рынках сбыта или за счет каких – то иных мер будет получена прибыль, когда она будет получена или когда начнет поступать. Весь этот анализ должен быть представлен в виде документа, называемого бизнес-планом.
Бизнес-план составляется и тогда, когда необходима:
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
открытия нового дела и определения профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.
Итак:
Бизнес – план это документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта ил создания новой фирмы.
общая цель разработки бизнес плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).
Бизнес-план помогает предпринимателю решить основные задачи:
— определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
— сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
— выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
— оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
— определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
— оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
— предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Составление бизнес-плана позволяет увидеть будущие проблемы и заранее продумать пути их преодоления. Срок составления бизнес-плана 3 – 5 лет.
Учащиеся, создавая свой бизнес-план, вырабатывают в себе основные черты, которые необходимы предпринимателю: готовность к риску, уверенность в собственных силах, стремление к новшествам, способность много трудится, умение вести учет своих дел, затрат и результатов.
Методические рекомендации для составления бизнес-плана.
Цели:
Ознакомить учащихся со структурой и назначением бизнес-плана, с основными источниками информации для составления бизнес-плана.
Ознакомить с назначением, содержанием и требованием к оформлению титульного листа бизнес-плана.
Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источник его финансирования;
порядок создания предприятий малого бизнеса;
условия прибыльного производства;
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей.
Учащиеся должны уметь:
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
изучать коньюктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.
На занятиях учащиеся поэтапно разрабатывают простейший бизнес-план (БП) для своей фирмы. Поскольку этот творческий процесс сопровождается длительным проектированием, то учащимся необходимо завести отдельную тетрадь для черновика. Чистовой вариант БП оформляется на листах бумаги формата А-4 в соответствии с требованиями ЕСКД (Единая Система Конструкторской Документации).
Объяснение нового материала начинается с определения БП, назначение в предпринимательстве, изучения структуры. Учащимся предоставляется возможность (10-15 минут) для ознакомления с образцами БП.
Со временем у учителя накопятся образцы БП, составленные школьниками. Знакомство с БП, разработанными сверстниками, делают работу интересной, и показывает ее выполнимость. У учащихся складывается более полное представление о том, что им предстоит проделать.
С источниками информации для составления БП учащиеся знакомятся образно. Внимание учащихся, прежде всего , акцентируется на том, что на всех этапах составления БП им предстоит самостоятельно добывать достоверную информацию из различных источников. Учащиеся учатся оперативно добывать достоверную информацию о ценах, конкурентах, потребителях и т.д. Более подробно с характером и источниками информации они знакомятся при изучении конкретных разделов на последующих занятиях.
Назначение титульного листа и требования к его оформлению надо рассмотреть достаточно подробно, поясняя, что не вся требуемая информация указывается на титульном листе. Например, стартовые затраты можно будет достаточно точно указать лишь после составления финансового плана.
На занятиях учащиеся изготовляют свою продукцию. Рекомендуется выполнять эту работу с подбора заготовок (деталей, полуфабрикатов). Информацию о материалах, их количестве можно получить из спецификации и эскизов. Ученики определяют сами, какие материалы у них имеются, и какие необходимо приобрести.
1.Титульный лист.
Бизнес-план (наименование проекта) утвержденный руководителем предприятия (организации) претендента и заверенный печатью.
Название и адрес предприятия.
Имена и адреса учредителей.
Руководитель предприятия (организации): Ф.И.О. и телефон.
Суть проекта (3-5) –строк, например изготовление вязаных изделий.
Совокупная стоимость проекта и источник средств (выпуск акций, кредиты и пр.).
Заявление о коммерческой тайне. Весь лист не более 25 строк.
2.Вводная часть или резюме проекта. (3-4 стр.)
Это реклама проекта, а потому она должна содержать доказательства его выгодности. Показать, в чем сущность проекта, сколько денег потребуется вложить, каков ожидаемый спрос. Отдельно дается объяснение того, почему предприятие добьется успеха. Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (использование труда инвалидов; прокладка хорошей дороги и т.п.), то указать их.
3.Анализ положения дел в отросли. (3-4 стр.).
(названием отрасли является указание на характер отрасли-развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
3.1. Цель – раскрыть формирование потребности в товаре, отправляясь от общего уровня развития экономики, например, путем привязки продукта к динамике валового внутреннего продукта или его отдельных элементов. Для контроля важно провести подробные составляющие отдельных развитых стран, например, по среднедушевому потреблению. Период наблюдения – порядка 10 лет.
3.2. Динамика продаж товара за последние 3 года по России.
№.№. Какие и где появились аналоги продукта за последние три года.
3.4. Доля предприятия по производству продукции в России (фактически за три последних года).
3.5. Потенциальные конкуренты (указать имена и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
4. Существо проекта. (до 5 стр.).
4.1. Описание товара. Сведения о патентах. Торговый знак. Есть ли опыт производства товаров.
4.2. Чем предлагаемый к выпуску товар отличается от импортного.
4.3. При каких условиях товар может экспортироваться.
4.4. сведения о самом предпринимателе и его партнерах. Краткая характеристика (возраст, опыт предпринимательской деятельности или руководящей работы).
4.5. Привести аргументы, обосновывающие успех предприятия.
5.Производственный план. (до 5 стр.).
(назначение раздела – дать убедительные аргументы о продуманности и производственного процесса).
5.1. Специфические требования к организации производства.
5.2. Состав необходимого оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость.
5.3. Сырье и материалы, поставщики (название, условия поставок) и ориентировочные цены.
5.4. Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами.
5.5. Себестоимость производимого продукта.
5.6. Обеспечение экологической и технической безопасности.
6.План маркетинга (до 5 стр.).
(в разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем).
6.1.Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект и почему он окажется успешнее, чем у конкурентов. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают его предпочтительным по отношению к конкурентам.
6.2.Воздействие на продукт технологических изменений ( законодательство по охране природы; продукты – заменители).
6.3.Каких действий конкурентов следует опасаться, и каковы основные элементы стратегии противодействия.
6.4.Обоснование цены на продукцию.
6.5.Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирмы, привлекаемых к реализации продукции.
6.6.Соображения по организации рекламы. Примерный объем затрат.
6.7.Сведения о разработке новых продуктов, составляющих конкуренцию предлагаемому.
6.8.Имеются ли договоры на реализацию товара.
7.Организационный план. (2-3 стр.).
7.1.Форма собственности. По товариществам указывают условия создания и партнерства: по АО – основные пайщики и принадлежащие им доли.
7.2.Если это открытое АО, то, сколько акций уже выпущен и сколько предлагается выпустить.
7.3.Члены совета директоров и их телефоны, краткие библиографические справки (если проект реализуется на предприятии, входящем в АО).
7.4.Кто обладает правом подписи финансовых документов.
7.5.Распределение обязанностей между членами руководящего состава.
7.6.Отношение с местной администрацией. Важно привести документы, показывающие ее заинтересованность в проекте.
8.Финансовый план. (до 5 стр.).
(данный раздел является ключевым, по нему определяется эффективность проекта).
8.1.План доходов и расходов. Назначение данного подраздела является определение суммарных доходов и расходов, с которыми связана реализация проекта, с целью определить необходимость привлечения средств. Собственные средства инвестора, включая ранее реализованные акции, дополняются привлекаемыми ресурсами за счет кредитов коммерческих банков, иностранных займов, а также за счет прямых ассигнований полученных от реализации принадлежащих государству акций и внебюджетных отраслевых фондов.
8.2.Баланс доходов и расходов по отдельным товарам.
8.3.План денежных поступлений и выплат на период реализации проекта.
Годы освоения мощности
Годы после освоения мощности
1; 2; 3;
4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11;12:
1.
Поступление выручки от продажи.
2.
Другие доходы от реализации
3.
Итоги поступлений: (3)-(1)+(2)
4.
Платежи на сторону, всего:
4.1
Оплата счетов поставщиков.
4.2
Заработная плата (за вычетом удержаний).
4.3.
Расчеты с поставщиками.
4.4
Реклама.
4.5.
Арендная плата
4.6.
Страховка.
4.7.
Процент по кредитам.
4.8.
Возврат кредита.
4.9.
Амортизация. Налоги и другие обязательные платежи.
5.
Баланс платежей (3) – (4)
По строке 1 показывается выручка от продаж. В строке 2 учитываются прочие доходы, например, от сдачи в аренду помещений и оборудования, созданных по проекту. Строка 3 является итоговой: (3) – (1) +(2). По строке 4 показываются все платежи, связанные с проектом, а ниже дается расшифровка их основных статей.
Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий равновременные значения баланса (строка5) к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной процентной ставки, при которой средства окупаются за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:
Где Рt – ежегодная разность платежей (строка5);
Т — сумма периодов создания проекта и средней величины.
Литература.
Александрова Е.И. Краткий справочник предпринимателя. – СПб.: Питер,2004. – 64 с.
Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебн. пособ. для старшеклассников. – М.: Общество «Знание» — ТОО «ИнтелТех» — ООО «Менеджер», 1993. – 196с.
Любимов Л.Л., Лисицин И.В. Основы экономики: Учебное пособие к курсу «Введение в обществознание» для 10 -11 кл. общеобр. учебн. заведений. – М.: Просвещение. 1994. – 159с.
Лисицин И.В. Бизнес-план – основа успеха. Практ. пособие. – М.: Машиностроение. 1992.
Маркетинг (конспект лекций). Под ред. Б.Н.Владимировой. – М.: «Приор», 2001. – 160с.
Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Науч. курс. Учебн. пособ. для уч-ся 10 -11 кл. – М.: Начала-Пресс.1993. -160с.
Язык рынка. Словарь. Под ред. В.М. Федина. – М.: Концерн «Росс». 1992. = 80с.