Как составить бизнес план игры

Как составить бизнес план игры thumbnail

В апреле в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ проходила закрытая лекция по бизнес-планированию в игровой индустрии от продюсера компании Rocket Jump Александра Тезяева. Лекция проходила в рамках образовательной программы “Менеджмент игровых проектов”, где мы часто проводим такие мероприятия для слушателей и выпускников наших программ. Под катом предлагаем вашему вниманию краткий конспект лекции.

Бизнес-планирование — это процесс определения целей и путей достижения успеха игры на рынке.
Бизнес-план — план мероприятий, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.
Roadmap — это документ о том, что и когда мы делаем для того, чтобы достичь желаемого для нас будущего.

Ну а самые важные компоненты для создания игры — это деньги, время и люди.

Нужен ли вам бизнес-план? И если нужен, то зачем? Как можно логически прийти к ответу?

Для этого у вас сначала должна быть идея. Потом вы должны оценить свои собственные силы (назовем их ресурсами, это самый правильный термин) и понять, хватает ли их для достижения вашей цели. Если чего-то не хватает, вы должны найти недостающие ресурсы. Важно знать, что если к вам присоединятся люди, которые станут помогать вам достичь цели, то как и когда вы вернете им инвестиции и как вы потом разойдетесь и поделите деньги, славу.

В том числе и для этого делается бизнес-план, в котором будут прописаны все основные пункты.

Разработка игры обычно длится достаточно долго, бывает что люди теряют цели и мотивацию. В таких случаях бизнес-план очень помогает.

Цели и задачи

Бизнес-план вашей игры служит двум основным целям

  • Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать ресурсы в данный проект
  • Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих игру

Бизнес-план помогает решить следующие задачи:

  • Определить рынки. Этот пункт не зря самый первый — от него зависит все остальное
  • Долговременные и краткосрочные цели
  • Ответственных. Очень важно в бизнес-плане определить зону ответственности каждого участника
  • Основные KPI. Сюда вы можете написать любой KPI, который важен лично вам или инвесторам
  • Стоимость разработки игры. Она всегда складывается из множества вещей. Это обязательно нужно учитывать и иметь какие-то резервы
  • Соответствие имеющихся кадров и их мотивации. Всегда помните, что основная ответственность лежит на вас как на создателе бизнеса
  • Маркетинговые мероприятия
  • Оценку финансового и материального положения
  • Риски. Вам обязательно чего-нибудь не хватит в процессе разработки. Попробуйте предусмотреть это заранее.

Бизнес-план игры помогает дать ответы на вопросы:

  • Каков рыночный спрос на игру и как он будет изменяться
  • Какие ресурсы и в каких количествах потребуются для разработки игры
  • Сколько будут стоить ресурсы и где их найти
  • Каковы будут показатели у игры. Самый простой и дешевый способ их определить — сделать soft launch
  • Какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками
  • Что делать при наступлении риска. Важно не только написать, с какими рисками вы можете столкнуться, но и продумать, что вы будете с ними делать

Основные пункты бизнес-плана:

  • Лицензии. Авторские права. Юридические особенности;
  • Маркетинговый план. Конкурентный анализ;
  • Производственный план. Бюджетирование;
  • Персонал;
  • Оценка рисков;
  • План выпуска игры;
  • Инвестиционный план;
  • Бизнес-модель

Лицензии и авторские права

Если вы хотите хоть что-нибудь сделать в игре, убедитесь:

  • Что вы не нарушаете никакие лицензионные соглашения
  • Что вы будете и можете соответствовать всем правилам стора и рынка, в котором хотите выходить

Вариантов лицензий очень много и их нужно учитывать и разбираться, чтобы не возникло конфликта со стором и вам не заблокировали игру.

Очень важно следить за авторскими правами: любая строчка кода программиста приравнивается к литературному произведению. Звук тоже защищается авторским правом, даже если он очень короткий.

Из практики: любое оспаривание авторского права в Европе или США стоит от 50 000$.

Возможные последствия нарушения:

  • Игру не выпустят в сторе
  • Игру удалят из стора после того, как вы зальете трафик
  • СМИ осветят игру и вас в негативном свете
  • Вас оштрафуют или вы получите претензию правообладателя

Маркетинговый план

Основные пункты маркетингового плана:

  • Определите основной рынок для игры
  • Узнайте всю специфику основного рынка. Что под этим подразумевается? Есть культурные, социальные и политические различия. Очень важно их знать.
  • Определите нишу для вашей игры
  • Узнайте своих игроков. Можно посмотреть на игроков конкурентов, собрать информацию на форумах, почитать отчеты крупных компаний и так далее. Вам важно знать о них максимально много.
  • Конкуренты. Маленьким компаниям и стартапам найти своих конкурентов очень просто: нужно зайти в стор и посмотреть похожие игры. Большим компаниям для этого нужно больше инструментов, потому что нужно и больше информации. Главная цель — понять, что уже есть и не копировать это, либо копировать, но делать лучше.
  • Определите ваше уникальное конкурентное преимущество. Вы должны сразу понимать, чем ваша игра понравится игрокам и везде делать на этом акцент.
  • Трафик и иные средства продвижения. Цена трафика сейчас очень большая, поэтому нужно делать акцент в том числе и на иные средства продвижения: pr, соцсети, мессенджеры, виральные механики, спецпроекты и так далее.
  • Подготовьте план релиза игры. Если кому-то кажется, что зарелизить игру — это просто, он ошибается. К сожалению, после релиза ваша работа только начинается.

Производственный план — как будем делать игру?

Основные пункты производственного плана:

  • Сеттинг и жанр
  • Кто нужен и что нужно для создания игры. Кто — понятно, это люди, а вот что будет участвовать в разработке — нужно подумать. Во-первых, это компьютер. Еще часто забывают, что игру нужно будет тестировать, а для этого нужны устройства. Кроме того вам могут понадобиться столы, стулья, стенды — все, что угодно
  • Не забываем про лицензии!
  • Какие ресурсы у вас есть для создания игры. Если, к примеру, у вас есть связи, которые помогут найти инвестиции или пропиарить игру, нужно обязательно это прописать
  • Определите очередность использования ресурсов. Желательно отметить ключевые точки на вашем таймлайне. Когда нужно будет найти издателя, когда нужно что-то купить и так далее. Это поможет вам распределить деньги.
  • Определите риски и как вы будете их устранять
  • Рассчитайте KPI игры. Существуют рассчитываемый KPI и тот, который есть по факту. Чем точнее вы рассчитаете KPI, тем проще вам будет потом

Для крупных тайтлов расходы на разработку игры меньше в сравнении с расходами, которые уходят на продвижение.

Бюджет

Бюджетирование — это процесс планирования будущих доходов и расходов. Оно помогает понять, хватит вам денег или нет, и, если хватит, то на какой период.

Бюджет — это план будущих расходов и доходов.

Бюджет игры — документ, в котором вы прописываете инвестиции, расходы на игру и планируемое время возврата инвестиций.

Основные пункты финансового плана:

  • Сделайте бюджет. Бюджет настолько важен, что если вы сделаете игру без бюджета, вы не сможете оценить, выстрелила игра или нет, потому что не помните своих расходов
  • Пропишите основные источники финансирования. Это те люди или организации, которые дали вам деньги и ваши договоренности с ними
  • Определите финансовые риски и что вы будете делать, если они наступят
  • Расчет даты окупаемости
  • Расчет даты возврата инвестиций

Что еще нужно указать в финансовом плане?

  • Девайсы
  • Разработка и сопутствующие затраты
  • Зарплата
  • Аренда помещения и все, что с этим связано
  • Не забываем про лицензии!
  • Стоимость разработки игры
  • Стоимость продвижения игры
  • Общая (итоговая) стоимость игры. Именно она позволит вам говорить, была игра успешной или нет

Финансовый план

Есть 2 точки: точка окупаемости и дата возврата инвестиций. Это самые главные 2 точки в графике, о которых вам нужно знать и уметь их вычислять.

Персонал

Есть видимые риски персонала, а есть те, которые скрыты. В примере на картинке есть проблема: никто не умеет балансить игру. Есть и менее очевидная: заливку билда может сделать только сотрудник номер 5. Это значит, что если у вас появится какой-то критичный баг, никто, кроме него, исправить не сможет. Если это человек на аутсорсе, вам нужно обязательно научить это делать еще кого-то.

Риски

Форс-мажорные риски — то, что невозможно предусмотреть. Для таких рисков полезно сразу поставить резервную сумму — условные 10000$ или 10% от бюджета.

Примеры рисков при выпуске игры:

  • Курс рубля к основным мировым валютам
  • Цена аутсорса
  • Изменились лицензионные условия
  • Изменилось законодательство
  • Изменилось культурное восприятие вашей игры
  • Изменились условия сотрудничества/инвестирования
  • Уход ведущих специалистов
  • Кража ваших наработок
  • Пропала мотивация

План выпуска игры

Основные пункт плана выпуска игры для бизнес-плана:

  • Позиционирование игры на рынке. Берем из маркетингового плана
  • Портрет ЦА. Можно взять из Facebook Insights
  • Разработка бизнес-модели игры
  • Расчет KPI игры — то, что вы посчитали из тех показателей, которые можете найти
  • Определите точки роста и ваши действия на них. Когда ваша игра выстрелит, вам срочно кто-то понадобится: копирайтер, КМ, маркетолог и др. Вы должны обязательно это учитывать.
  • Определите способы продвижения
  • Сформируйте бюджет для soft launch
  • Определите дату soft launch и другие ключевые даты по проекту

И давайте резюмируем с вами более подробной схемой того, для кого и зачем нужен бизнес-план игры.

В ближайшее время мы выложим у нас в блоге на Habrahabr конспекты еще нескольких лекций с других наших мероприятий. Подписывайтесь, чтобы получить уведомление по их выходу.

Осенью у нас начинается обучение на образовательной программе «Менеджмент игровых проектов», приглашаем 28 июня на день открытых дверей!

Источник

Цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
  • развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
  • воспитывать умение работать в конкурентной среде.

Участники игры: учащиеся 10-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).

Консультанты: предприниматели нашего села.

Оборудование:

  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • презентация своей фирмы;
  • плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Как написать бизнес-план?

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

  1. Резюме.
  2. Описание фирмы.
  3. Описание продукции (услуг).
  4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
  5. Производственный план.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Направленность и эффективность проекта.
  9. Риски и гарантии.

1. Резюме

Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

2. Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются:

  • Общие сведения о фирме.
  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
  • Структура управления и кадровый состав.
  • Направления деятельности, продукция.
  • Партнерские связи и социальная активность.

3. Описание продукции (услуг)

В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.

Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

5. Производственный план

В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.

6. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.

7. Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Ход урока

I. Стадия вызова

– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?

На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:

Первый иероглиф – это опасность.

Второй иероглиф – это возможность.

То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.

Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?

II. Начало игры

– Дамы и господа!

Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.

На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.

III. Презентация бизнес-планов

Названия фирмы.

Вид деятельности.

Краткая реклама (слоган).

IV. Защита бизнес-планов

Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.

V. Итог урока-игры

– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.

Жюри подводит итоги по критериям:

  • Реалистичность.
  • Целесообразность.
  • Эффективность.
  • Экономическая и юридическая обоснованность.
  • Оригинальность бизнес-плана.

VI. Рефлексия

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?

Источник

Adblock
detector