Как составить бизнес план для урока экономики

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

НА ТЕМУ

СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.

Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно «строит в своей голове»

Карл Маркс

Вытирай, милый, ноги, прежде чем войти. Ведь теперь у нас хозяйство.

Редъярд Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.

Цели урока

обучающая:в процессе урока учащиеся должны закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, а также получить навыки составления бизнес-плана;

развивающая:совершенствовать умения планировать работу, анализировать и находить выход из сложившихся ситуаций; развивать экономическое мышление, творческое воображение;

воспитывающая:воспитывать деловую активность, предприимчивость, коллективизм, чувство ответственности за выполненную работу.

Необходимые материалы:

  • Оборудование для демонстрации слайдов.

  • Карточки с названиями предприятий («Магазин цветов», «Пиццерия», «Ломбард», «Химчистка», «Магазин книги»).

  • Карточки с наводящими вопросами для составления бизнес-плана.

  • Вариант теста для каждого ученика.

ХОД УРОКА.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

По методу «Шахмат», учитель встаёт у двери и начинает задавать вопрос учащимся по пройденному материалу. Если ответ на вопрос правильный, то учитель делает шаг вперёд, если нет – шаг назад. Темпы продвижения учителя, говорят об уровне подготовленности класса.

  • Зачем необходимо законодательно регулировать предпринимательскую деятельность?

  • На какие части делится законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность?

  • На сколько, на ваш взгляд, распространены в обществе отношения собственности? Приведите примеры отношений собственности, участником которые вы регулярно являетесь.

  • Зачем надо регулировать отношения собственности?

  • Зачем регулируются формы ведения предпринимательской деятельности? Неужели сами ее участники не способны разобраться между собой?

  • Почему чем крупнее бизнес, тем плотнее его регулирует государство (может быть, здесь следует использовать перефразированную пословицу: «Один ум — хорошо, а много — лучше!»)?

  • Как Вы думаете, по мере развития предпринимательства в нашей стране количество законодательных актов, регулирующих бизнес, будет уменьшаться или увеличиваться? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Для чего нужно психологическое типирование личности?

  • Почему в крупных деловых предприятиях работает много психологов?

  • Что Вы думаете делать с той информацией, которую узнали о себе на прошлом уроке?

3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Учитель: Вы уже знаете, что до начала 90-х годов прошлого века действовала централизованная экономика или плановое хозяйство. Для всех предприятий разрабатывался план на 5 лет вперед; товары распределялись также по определенному плану, графику, что приводило часто к их дефициту или, наоборот, к избытку на прилавках; все заводы, фабрики, магазины принадлежали государству. Но опыт показал, что государство не может контролировать все отрасли экономики. Необходимо было что-то менять в экономике страны, и лучший способ, конечно, переход к рыночной экономике, при которой возможна и свободная торговля, и свободное предпринимательство. В наш лексикон вошли и прочно обосновались такие слова, как «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель».

Мне бы хотелось узнать, кто-нибудь из вас мечтает открыть собственное предприятие, стать владельцем фирмы? Поднимите, пожалуйста, руки, будущие предприниматели. Большинство!

А какие предприятия вы бы хотели открыть?

Предполагаемый ответ:

Парфюмерный магазин, частный банк, швейный цех и т.д.

Учитель: Вы только что приняли решение стать предпринимателем, вы открываете предприятие с целью получения прибыли и берете на себя ответственность, связанную с его деятельностью.

Из года в год предприниматели открывают тысячи новых фирм. Эти люди полны решимости достичь всего самостоятельно, несмотря на множество трудностей. Каждый предприниматель верит в свои идеи и способность добиваться успеха. Но на одной вере, как вы понимаете, бизнес не строится.

Как вы думаете, что вам необходимо для открытия ваших предприятий?

Предполагаемый ответ: Оборудование, работники, имеющие специальное образование: косметологи, швеи, экономисты и т.д.

Учитель: Так вот, все, что вы сейчас перечислили, называют одним словом «ресурсы». Для разных предприятий требуются различные ресурсы, но все они классифицируются одинаково: люди — рабочая сила, специалисты; материальные ресурсы (сырье и материалы); оборудование — капитал, средства производства, то, при помощи чего будет производиться товар. (Слайд 1)

Учитель: Открывая предприятие, его владелец должен решить, какие люди, оборудование, материалы необходимы для производства товаров и услуг. Кроме того, владельцы предприятий нуждаются в управлении, которое должно сделать работу предприятия эффективной. А управление обычно осуществляется с учетом плана работы. Поэтому каждый уважающий себя владелец предприятия должен уметь составлять бизнес-план — то есть письменное изложение организации работы предприятия. И сейчас у вас есть возможность потренироваться в составлении бизнес-плана.

Обращаясь к слайду (Слайд 2), ознакомьтесь с целями и задачами составления бизнес-плана, а затем приступите к выполнению упражнения. Не будем забывать популярную среди предпринимателей поговорку: «Время — деньги».

4. УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА»

Разделите учащихся на группы по 4-5 человек. Каждой группе раздайте карточки с названиями предприятий («Магазин цветов», «Пиццерия», «Ломбард», «Химчистка», «Магазин книги») и с наводящими вопросами для составления бизнес-плана. (Приложение 1)

(Учащиеся составляют бизнес- план и отчитываются по проделанной работе.)

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:

Учитель: Итак, для организации предприятий различного профиля требуются различные компоненты, но все они распределяются по трем основным группам. По каким?

Предполагаемый ответ: Людские ресурсы, оборудование, материалы.

Учитель: Вы прекрасно справились с очень трудным, на мой взгляд, заданием — составлением бизнес-плана. Было много удачных идей, я вас поздравляю с первым успешным опытом работы. Но не будем останавливаться на достигнутом и продолжим работу. Необходимо определить форму организации (единоличное владение, товарищество или акционерное общество) для ваших предприятий. Посовещавшись, вы должны огласить свое решение по этому вопросу.

(Учащиеся делают отчет)

Учитель: Но есть еще несколько вопросов, которые мы с вами должны решить, чтобы ваши предприятия смогли нормально работать. Посовещавшись, сообщите, где вы будете открывать свои предприятия и почему; с какими трудностями вы можете столкнуться; как вы будете привлекать клиентов?

(Учащиеся делают отчет)

Учитель: Вы прекрасно ответили на все вопросы, хотя я думала, что последний вызовет у вас некоторые затруднения. Ведь с тем, как наилучшим образом привлекать клиентов к товарам и услугам своей фирмы, вы подробно познакомитесь на следующих уроках, когда будете изучать тему: «Маркетинг».

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Учитель: Сегодня на уроке вы отлично поработали: узнали много новых терминов и понятий, создали свои предприятия, глубоко окунулись в мир бизнеса и предпринимательства.

И чтобы проверить и закрепить свои знания, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (Приложение 2) Не забудьте подписать свои работы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написав и несколько раз перечитав, и заново переделав Ваш первый бизнес-план — поздравьте себя с победой, Вы преодолели еще один психологический барьер на пути к успеху.

ПРИЛОЖЕНИЯ

СЛАЙД 1. «ВИДЫ РЕСУРСОВ»

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

СЛАЙД 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС–ПЛАНА»

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 УПРАЖНЕНИЕ

«СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА»

  1. Какие товары или услуги вы будете производить? ………………………………………………

  2. Определите, есть ли спрос на ваш товар или услугу? ………………………………………………

  3. Определите, какое помещение вам для этого потребуется и где оно будет расположено? ……

  4. Какое оборудование, инструменты, мебель и другие ресурсы вам потребуются? ……………

  5. Какие и сколько сотрудников вам необходимо на начало деятельности? …………………….

  6. Какие требования вы будете предъявлять к своему персоналу? ………………………………………

  7. Как люди узнают о вашем бизнесе? ………………………………………………………………..

  8. Где вы возьмёте деньги, которые необходимы для начала бизнеса? ……………………………..

  9. Каковы перспективы развития вашего бизнеса? ……………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ

Ответы давать по степени предпочтительности варианта!

1. ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ПЛАН?

  1. план предпринимательской деятельности, который предприниматель обязан выполнить по договору с органами управления; 3

  2. согласованный с финансовыми органами план получения доходов, прибыли, и уплаты налогов; 4

  3. развернутая программа осуществления бизнес-проекта или бизнес-операции; 1

  4. документ, который предприниматель обязан предъявит в Банк для получения кредита на осуществление бизнес-операции. 2

2. КАКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА?

  1. умеренная агрессивность, высокая активность, исполнительность, доброжелательность;3

  2. честность, законопослушность, обязательность, культура поведения; 1

  3. своевременная и полная уплата налогов, выполнение обязательств по контрактам, возврат кредитов; 2

  4. стремление к среднему уровню доходов, благотворительность, учет общественных интересов, справедливое распределение доходов с другими участниками предпринимательства. 4

3. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИХОДИТЬСЯ РЕШАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НАЧИНАЯ СВОЙ БИЗНЕС?

  1. как научиться бизнесу, где взять деньги, как найти выгодное дело, кого взять в партнеры; 2

  2. выбор вида бизнеса, организационно-правовой формы её осуществления, регистрация предприятия, получение стартового капитала; 1

  3. установление контактов с зарубежными фирмами, закупка импортных товаров, аренда торговой точки, реклама товара; 4

  4. как избежать больших налогов, как открыть счёт в банке, как рационально использовать прибыль. 3

Подсчитайте количество набранных баллов!

Критерий оценок учитель разрабатывает самостоятельно!

Источник

Цели:

  • обобщить и систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;
  • развивать умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
  • воспитывать умение работать в конкурентной среде.

Участники игры: учащиеся 10-го класса (по желанию могут объединиться в одну группу или «фирму» или работать индивидуально).

Консультанты: предприниматели нашего села.

Оборудование:

  • компьютерный класс с интерактивной доской;
  • презентация своей фирмы;
  • плакаты с рекламой.

Организационный момент. Организация данной деловой игры предполагает подготовительную работу учащихся по открытию своей фирмы по следующему плану.

Как написать бизнес-план?

Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

  1. Резюме.
  2. Описание фирмы.
  3. Описание продукции (услуг).
  4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
  5. Производственный план.
  6. Организационный план.
  7. Финансовый план.
  8. Направленность и эффективность проекта.
  9. Риски и гарантии.

1. Резюме

Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.

2. Описание предприятия и отрасли

В данном разделе описываются:

  • Общие сведения о фирме.
  • Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
  • Структура управления и кадровый состав.
  • Направления деятельности, продукция.
  • Партнерские связи и социальная активность.

3. Описание продукции (услуг)

В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.

Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).

4. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

5. Производственный план

В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.

6. Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.

7. Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

8. Направленность и эффективность проекта

В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.

9. Риски и гарантии

Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.

Ход урока

I. Стадия вызова

– Мы сегодня все живем в эпоху глобального экономического кризиса. Что такое кризис?

На китайском языке слово «кризис» пишется с помощью двух иероглифов:

Первый иероглиф – это опасность.

Второй иероглиф – это возможность.

То есть, всегда есть возможность обойти опасность кризиса. Любого. Сегодня, мы с вами постараемся «выкарабкаться» из экономического кризиса с помощью ваших идей. Надеемся, все ваши проекты понравятся нашим гостям. Сегодня работает программа по поддержке малого бизнеса, выделяются деньги на его развитие. Малый и средний бизнес помогает решать многие экономические и социальные проблемы.

Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие у вас идеи по развитию малого бизнеса у нас в районе, в нашем селе?

II. Начало игры

– Дамы и господа!

Начинаем деловую игру-конкурс на самый лучший бизнес-план.

На нашей деловой игре мы сегодня познакомимся с нашими бизнесменами и их бизнес-планами. Пожелаем им удачи.

III. Презентация бизнес-планов

Названия фирмы.

Вид деятельности.

Краткая реклама (слоган).

IV. Защита бизнес-планов

Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.

V. Итог урока-игры

– Все бизнес-планы очень интересные. Хотелось бы, чтобы они были претворены в жизнь. Стали для многих будущих предпринимателей началом их предпринимательской работы.

Жюри подводит итоги по критериям:

  • Реалистичность.
  • Целесообразность.
  • Эффективность.
  • Экономическая и юридическая обоснованность.
  • Оригинальность бизнес-плана.

VI. Рефлексия

– Какой жизненный урок вы получили сегодня?

– Какие открытия сегодня вы сделали?

– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?

– Можно ли сегодня открыть в нашем селе, районе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?

Источник

Adblock
detector