Как родить бизнес идею
Привет всем! В сегодняшней статье я бы хотел поговорить о том, как рождаются идеи для бизнеса.
Наполеон Хилл в своей книге «Думай и богатей» посвятил целую главу принципам получения идей. Он говорил про синтетическое и творческое воображение.
Творческое воображение — это талант. Когда разум человека придумывает что-то принципиально новое, идея приходит ему «из космоса».
Как развить в себе такой навык? Читать и смотреть фантастические фильмы? Принимать специальные таблетки? Мы не знаем. Возможно, это дано свыше.
Наверное, такие же «таблетки» приходится принимать и венчурным инвесторам, потому что увидеть в изложенной только словами идее будущий мировой проект и профинансировать его — дано тоже немногим.
В аналитической программе Максима Спиридонова «Рунетология» директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин рассказал об этой стороне работы инвесторов. В свободном пересказе выглядит так.
Представьте, что в венчурный фонд приходят люди и говорят: «Мы придумали создать сервис, куда люди будут выкладывать ролики, как они бросают таблетки в бутылку кока-колы и происходит взрыв. Очень прикольно! Дайте нам денег на запуск и развитие».
Или приходят два студента и говорят: «Мы придумали поисковый алгоритм, на основе которого можно создать поисковую систему лучше, чем гигант Альта-Виста, Yahoo и др.».
Или еще одни: «Дайте денег, и мы запустим сервис, куда люди будут заходить каждый день и писать всякие сообщения длиной не более 140 символов».
Большинство инвесторов на такие идеи прореагируют указанием на дверь, а ведь кто тогда знал, что из этого очень скоро появятся YouTube, Google и Twitter?
Мировые венчурные фонды действуют по принципу: если кто-то создал что-то для себя, почему бы это не проинвестировать? Делайте прототипы для себя и своих друзей, и вы найдете деньги.
При синтетическом подходе идея появляется с помощью сочетания уже известных концепций и идей. Если задавать себе правильные вопросы, правильные ответы придут сами. Даже простую и банальную идею можно превратить в произведение искусства — тут важны детали.
Задавшись целью изменить мир, задавайте себе вот такие вопросы.
- Ломаете ли вы сложившуюся ранее индустрию?
- Ставите ли ее с ног на голову?
- Выбиваете ли табуретку из под ног прежних лидеров?
Если да — вам повезет. Например, Skype в данный момент уничтожает весь бизнес телекоммуникационных компаний. Зачем пользователям платить за то, что уже бесплатно?
Сервис автоматического продвижения Seopult в свое время сильно подорвал рынок поискового продвижения. Робот не просил зарплату, не делал наценок на услуги в 300 %, работал 24 часа в сутки без перерывов на обед и сон. За какой-то год рынок продвижения сайтов в поисковых системах изменился принципиально.
Примеры таких проектов можно приводить один за другим.
- Стив Джобс со своим iPhone перевернул все рынки, подорвал индустрию музыки, игр, заставил крупнейшие корпорации менять правила игры с учетом новых привычек своих пользователей.
- Создатель Evernote Степан Пачиков построил корпорацию с капитализацией в сотни миллионов долларов и своим проектом собирается заменить всю индустрию записных книжек — бумажных и электронных.
- Василий Воропаев, создавший биржу удаленной работы free-lance.ru, с каждым годом все больше изменяет рынок труда в IT-сфере. Дизайнеры, программисты, текстовики, аниматоры и прочие специалисты из провинциальных городов, получившие возможность бороться за крупные «московские» заказы, создали серьезнейшую конкуренцию «местным» москвичам. Чтобы пробиться, теперь необязательно ехать в столицу — она сама к вам приедет.
- Новостные агрегаторы подрывают сложившийся за столетие бизнес ежедневных изданий; газеты попросту не успевают реагировать на происходящие в мире события с такой скоростью.
И тому подобное. Историю быстрого переворота можно найти в любой сфере бизнеса. Вот такой вот, небольшой на сегодня пост о рождении новых идей. Если кто-то хочет дополнить – пожалуйста.
Оцените старания автора сатьи, поделитесь, пожалуйста, ей в социальных сетях со своими друзьями. Для этого нажмите одну из кнопок ниже.
Хорошие идеи приходят, когда появляется возможность вырваться из ежедневной рутины и посмотреть на проблему с другой стороны. Можно воспользоваться помощью коллективного разума — споры с партнером или мозговой штурм. Однако существует одно условие, при отсутствии которого все остальные обстоятельства не принесут плодов — нужно быть в теме.
Олег Тиньков, председатель совета директоров банка «Тинькофф. Кредитные системы»
Проекты: пиво «Тиньков», пельмени «Дарья»
Когда нужны идеи, стоит на несколько часов перестать думать о бизнесе. Я, например, катаюсь на велосипеде на протяжении трех-четырех часов. Проветрив, таким образом, голову, мыслить начинаешь по-другому, гораздо четче и ярче. В общем-то, хорошая идея может посетить при совершенно различных обстоятельствах и в любом месте. Идея пельменей «Дарья» пришла ко мне в питерской сауне, где я встретил греческого бизнесмена, продававшего оборудование для тарталини. Случается, что новый проект приходит, как озарение; бывает, мысли собираются и накапливаются постепенно до той поры, пока не достигнут критической массы. И еще одно: когда нужны решения, я консультируюсь со специалистами, а не ищу идеи в книгах.
Дмитрий Буряк, основатель «B&S Holding»
Проекты: товары для здоровья «Vision», сок «BotaniQ»
Настоящие венчурные проекты зачастую являются результатом конфликта между предпринимателем и профессиональным менеджментом. В тех случаях, когда тяжело просчитать риски, это единственный способ продвинуть дело дальше. Мой управляющий директор – финансист и математик. Мы с ним составляем отличный тандем: я подхожу ко всему эмоционально, он всё «цифрует». Моя интуиция и мои эмоции наталкиваются на его рациональность. Он всегда всё приводит в надлежащий порядок.
Андрей Коркунов, основатель Одинцовской кондитерской фабрики
Проекты: шоколадные конфеты «Коркунов»
Я обычно провоцирую на предложения тех, с кем сотрудничаю. Это не мозговой штурм – мы не собираемся вместе. Просто на протяжении примерно месяца я задаю людям вопросы, выслушиваю их мнения. Тем временем, в моей голове что-то созревает. Когда, наконец, мне всё становится понятно, я всех собираю и говорю: делаем то-то. Довольно часто происходило, как в пословице – выслушай других и поступи по-своему. Около 50% объема наших продаж сейчас приносят продукты, придуманные именно так.
Александр Шустер, председатель совета директоров компании «Мастерфарм»
Проекты: лекарственные препараты «Арбидол», «Флюкостат»
Мне и самому неизвестно, откуда берутся идеи. Я, когда вынашиваю какую-либо, читаю материалы по теме: статьи, журналы, литературу. Например, есть журнал Yellow Script. В России он малоизвестен, зато имеет вес на Западе. Он от корки до корки посвящен анализу фармакологического рынка на мировом уровне. Весьма полезный журнал. Когда идея появилась, начинается проработка: запрашиваю цифры, анализирую рынок, советуюсь с профессионалами. Затем мы встречаемся с партнером и решаем, воплощать ли эту идею в жизнь.
Сергей Выходцев, президент компании «Velle»
Проекты: напитки «Invite», каши «Быстров», овсяные продукты «Velle»
Самое большое количество идей приходят в мою голову тогда, когда я нахожусь в какой-нибудь полнейшей глуши. Именно по этой причине я и приобрел землю и построил ранчо на озере Байкал. Оттуда до железной дороги сто километров, и никакие телефоны там, естественно, не ловят. Более благоприятного для размышлений места и не придумаешь. К примеру, идея проекта «Velle» зародилась именно там. Но в принципе, полуфабрикат и исходный материал для моих бизнес-проектов «живет» чаще всего в офисе. Мне очень по душе мозговые штурмы, я подбираю себе креативных сотрудников и всегда только приветствую, если они «кипят» идеями.
Просто. Если нужно разогнать креатив и и прокачать фантазию, Читай то, что написано ниже и повторяй, если тебе нужно разогнать свой мозг.
А если покороче, берешь два несовместимых понятия и начинаешь придумывать любые формы, где сочетание этой пары может быть реально.
Не веришь, что так может быть? Может.
Хоть и не всегда легко, но всегда забавно. И знаешь, что самое главное?
Не смешать эту пару, А СМЕШИВАТЬ. После такой зарядки, мозг бурлит и готов рвать с места, на нужную тебе задачу )
Возьмём сейчас и смешаем, два таких понятия кааак.. мм.. Металлическая кастрюля и дворники автомобиля. Слабо?)
А мне нет.
Погнали! ))
Горшочек, не вари!
Интересное наблюдение — кастрюля начинает жарить сразу же, как только перестает варить.
Итак, кастрюли. Обычные металлические и дворники, на стекле автомобиля.
Бер-реем.. и смешиваем. В равных пропорциях для начала.
Что выйдет? Не знаю. Сейчас и посмотрим ))
Посетитель столовой спрашивает у раздатчицы:
— У вас суп есть?
— Есть один.
— Какой?
— Гороховый рассольник.
— Это же два супа?
— Теперь один, нам кастрюля нужна была.
Почему на пачке про воду не написали казлы-ы!!
Кастрюля, это емкость для чего-то. Иногда для жидкости. Чаще всего для съедобного содержимого. Чаще всего из металла.
Дворники, устройство для удаления влаги со стекла автомобиля. Чаще всего лобового стекла. Чаще всего содержат упругие материалы. Чаще всего резину/каучук/производные.
Вода, точка прямого соприкосновения, но напрямую не соединить. Значит берем и меняем исходные данные.
Кастрюлю, делаем бумажной, а дворник, стеклянным. Что выходит? )) ( вот это лажа вышла! )) но смешно ))
Делаем кастрюлю из глины или не! Из дерева. И пробуем привязать ее как-то к авто.
Кастрюля, это емкость для приготовления пищи и в авто, ее можно применять для мм… приготовления топлива )) ( епть, уписаться можно)) Продолжаем! Серьезнее!
Дворники, удаляют влагу. А если они ее будут собирать или даже накапливать. Зачем? НУ как, для кастрюли конечно! А зачем кастрюле такая влага? Для производства топлива конечно! ))
А что, авто ездит на воде? Нет ( пока) не ездит. Но будет, если есть намек на разложение воды на водород и кислород. То есть кастрюля, это бензобак? А почему нет? Если машина гоняет на водороде, то дворники собирают воду, если идет дождь или снег и передает через систему очистки в бак автомобиля. Оттуда, как положено идет в ячейки разделителя на составные газы.
Ну и нафиг это надо, если проще заправится на заправке водичкой? Ну … а так не надо заправляться, да и вода в принципе хорошая. Мягкая, дождевая. Самое вкусное, для разложения.
Дак там все равно реагенты добавляются для эффективного разложения, так что вода будет с добавками. Ну и хер с ним. Думаем тогда дальше!
Вернулись. Кастрюля и резиновые ( чаще всего ) автодворники.
Резиновая кастрюля и стеклянные авто дворники. На кой? Пока не знаю. Сейчас пойму.
Резиновая кастрюля, не боится ударов, но боится температуры. А если температура недостаточная, в ней можно приготовить только определенные блюда. Например требующие нахождения и отстоя в теплом месте. А это у нас не очень много блюд. И нафиг надо, стряпать их в машине. Или где там еще удары-вибрация? Хрень. Бросаем. Чую, не интересно тут дальше.
Продолжаем лепить дальше.
Делаем из кастрюли, съедобную емкость. Выпечную. А внутри что? Правильно. Наполнитель, который тоже можно есть, но предварительно обработав. Сухой суп? Ммда.. ну предположим.
Кастрюля, просто добавь воды называется )) И не забудь ее съесть потом. Немного удобно, но сильно не привычно и вообще чухня какая-то. ( да и дворники тут не прилепишь)
Кастрюля и есть двоники. Еханый бабай! Страшно представить. Ну да яж не трус. Представил. Ржу ))
Вот падла. Не лепится нормально. Не надо было ужинать. А то вся кровь трудится надо пищей и для мозгов осталось не очень много. Надо бросать жрать.
Так. Рубим посильнее. Сделаем из кастрюли оружие ( ох епть. ))))
Метательное, газовое, бронебойное, с глушителем . ( бу-га-га.!! Кастрюля с глушителем ))
Так так.. скороварки, это емкости под прессом крышки. Под давлением варится быстрее. То есть глушится паровой выхлоп. То есть глушитель на кастрюле, это пресс. Кастрюля под прессом. Ну и чо? Да ну и как-то все. Уфф.. ладно. Дальше.
Кастрюля бывает высокой, низкой. Сделаем ее в виде стакана. Очень высокой и узкой. Для чего?
Что бы слой кипятка был длинный. Что бы пропустив через него (прессом как в чайничках заварных) нужный продукт до дна, проварить за время опускания. И что? Ну и внизу уже поймать специальной смахивалкой и вытащить из «бульона». И зачем? Ну что бы положить в тарелку, как готовое блюдо. А почему это нельзя сделать ложкой сверху? Ну потому, что некоторые продукты тонут. Ну и выловить их ситом на дне. НУ потому что туда и обратно, это плохой конвеер. А если только «туда», то конвеер лучше. И зачем такой конвеер? Для конвеерного, поточного производства блюд. Каких? Ну хз, пирожков, беляшей, пельменей ( для пельменей трубу надо будет длинную делать) ну и ладно, сделаем. И что будет? Мда. Что-то будет.
А причем тут дворники?
Ну… а вот дворники и будут смахивать сваренные продукты то в одну, то в другую сторону. Подойдет? Ну как-то не очень.
Слепил? Да не особо вроде.
Окей. Едем дальше? Ну попробуем.
***** Дорогой друг читатель. Если ты дочитал до этого момента ( респект тебе и уважение), то ты может не понимаешь зачем это надо. Что это за бред и какой в этом всем смысл.
Поверь. Смысл для себя ( и если ты идешь следом, то и для тебя) есть. Он достаточно прост. Заставить голову, думать над нестандартными задачами. Решать их, с начала как угодно, а чуть позже будем решать с использованием системы и инструментов. Однако сейчас, стоит разбудоражить воображение и ум в твоем сознании. Что бы мозг понимал, что идут не типовые задачи и решать их нужно не типовым методом. И подключил Новые связи, в твоем мозге. Новые цепочки и ассоциации. И не бойся. Если ты бредишь так же, но у себя где-то там, через пару недель ты увидишь результаты. Даже на улице. Даже при решении обычных задач, ты увидишь нестандартные выводы, которые тебе подкинет твой ум. И поверь, тебе это понравится. Как и тем, с кем ты поделишься своими решениями ))
А сейчас хватит. На ночь такими делами заниматься, это послать нафиг свой сон. Инерция, будет еще часа 2 , а мне завтра рано вставать.
Твой вопрос в начале был:
Как родить идею
Ответ, ты уже понял? Если понравилось, прочитай остальное и оставайся. Скоро будет еще веселей )
А теперь, Доброй ночи всем.
До завтра!
Комментариев на этой странице, пожалуй не будет. Но если тебе приспичит сказать что-то, ищи поля в прошлых статьях.
А лайки.. а что лайки? Собаки такие. Пускай тоже спят.
Наталья Гервиц, 24 года, автор идеи антикафе «Зеленая дверь»«Я знала, что нужно попробовать»
«После окончания университета моя жизнь шла по инерции: я продолжала учиться в аспирантуре, работала там же, куда устроилась еще студенткой. Мой круг общения не расширялся. Наверное, поэтому у меня и возникла эта идея: захотелось организовать такое пространство, где бы люди собирались ради общения. Вспомнились и институтские вечеринки: мы шли в какую-нибудь аудиторию после занятий, пили чай с тортиком, доделывали домашние задания… И было действительно весело! А что если открыть антикафе, где посетители платят не за еду, а за проведенное там время? Мы с друзьями впятером скинулись на создание «Двери». Было страшно вкладывать собственные средства. Но у меня и уверенность была, что нужно попробовать.
Наше антикафе – это абсолютно честный формат: человек проводит время так, как ему хочется. Гости могут посидеть в библиотеке, посмотреть кино или какую-нибудь выставку, послушать или прочитать лекцию, поиграть в настольные игры. Они могут сами что-то приготовить на кухне и даже принять душ. Полная свобода! Такого до нас никто не делал».
Записала Юлия Варшавская
«Едва ли не каждому из нас знакомо состояние мучительных раздумий над поставленной задачей. Кажется, что решение где-то совсем рядом, оно проходит по краю сознания, но ускользает в последний момент. Как нам не хватает того озарения, которое посетило Архимеда в миг, когда он вскричал свое знаменитое «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, он открыл основной закон гидростатики, погрузившись в ванну. А творческие поиски Исаака Ньютона, как рассказывают, увенчало яблоко, упавшее ученому на голову. Но добьемся ли мы того же результата, если уляжемся в ванну или получим яблоком по голове?В чем дело – в счастливом стечении обстоятельств или в особенностях личности, попавшей в эти обстоятельства? Кто те избранные, которым даются в руки великие идеи?
Кому помогает случай?
Сами авторы великих идей не слишком проясняют путь к успеху. Скорее добавляют тайны. Например, Альберт Эйнштейн говорил: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»*.
Но наука не любит мистики, пытаясь и в творческом процессе отыскать конкретные факты и ясные закономерности. Любопытную схему творческого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи. Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее. Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному. Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап. И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?
Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?
«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг». Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.
Итак, если мы хотим найти решение трудного вопроса, то нам следует как можно точнее поставить задачу – а затем предоставить работать бессознательному, которое способно производить поиск решения очень быстро, интенсивно и в разных направлениях. Бессознательное может скорректировать и даже переформулировать задачу, то есть «создать совершенно новое решение, не предусмотренное первоначальной формулировкой», – считает Лионель Наккаш.
История науки знает немало примеров как бы случайных открытий, когда ученый ищет одно, а находит другое. Например, так был открыт пенициллин: биолог Александр Флеминг вернулся из отпуска и обнаружил, что в сосудах, где он оставил стафилококковые культуры, поселилась плесень. Вместо того чтобы выбросить свидетельства неудавшегося опыта, Флеминг стал их внимательно изучать. И обнаружил, что вокруг плесени есть чистое пространство, в котором бактерии не развиваются. Так родился первый в мире антибиотик. Почему повезло именно Флемингу? Ответ – в словах другого выдающегося биолога, Луи Пастера, который и сам именно так, «ненароком», пришел к идее вакцинации: «Случай помогает только подготовленному уму».
Мысль в ловушке
Мы классифицируем вещи по категориям, и эта операция позволяет нам делать обобщения. «Но каждый раз, прибегая к категории, – пишет коуч Люк де Брабандер (Luc de Brabandère), – мы закрываем глаза на уникальность объектов, которые она объединяет. Приведу пример, к чему это приводит в бизнесе. У торговой сети Carrefour были все ноу-хау и необходимые поставщики, чтобы создать самый большой в мире онлайн-магазин. А сделал это Amazon, новичок на рынке. Это и есть ловушка категориального мышления, одна из тех, в которых так часто вязнет наша креативность. Иногда компании-гиганты можно сравнить с океанскими лайнерами, настолько огромными, что люди, на них работающие, уже не видят ни океана вокруг, ни тем более других кораблей»*.
* «Les mots et les choses de l’entreprise» (Mols, 2012).
Эдуард Сагалаев, 66 лет, автор идеи телепрограмм «Взгляд», «12 этаж», «7 дней», телеканалов «ТВ-6» и «Психология 21»«Выйти за рамки привычного»
«Рождение идеи – это как настоящие роды: она и вынашивается долго, и появляется на свет мучительно. Причем весь подготовительный процесс в основном проходит неосознанно. Парадокс, но иногда оказывается плодотворным состояние депрессии, когда я испытываю глубокое недовольство жизнью, страх не состояться, потерять чье-то уважение. Так было, например, когда после прихода к власти Ельцина я занял пост гендиректора «Останкино». Очень быстро стало ясно, что сделать то свободное телевидение, о котором я мечтал долгие годы, мне не позволят. Было страшное разочарование и чувство бессилия. И вдруг ко мне пришла спасительная мысль: а кто сказал, что я не могу уйти из этой системы? Нужно создать свой канал! И сразу все встало на свои места. Конечно, было много страха, ведь частных каналов у нас еще не существовало. И вместе с тем я шел вперед, я сделал «ТВ-6», потому что хотел быть верным своему призванию. Во мне есть некая сила, которая ведет меня в экстремальных ситуациях. Это я сам, только другой: бесстрашный, уверенный, свободный.
С другой стороны, очень плодотворно для меня состояние игры. Оно также помогает выйти за рамки «нельзя» или «невозможно», сделать то, чего никто не делал. И тут лучшее средство – мозговой штурм, когда в нем участвуют неординарно мыслящие люди и мы вместе доводим идею до ума.
Самое важное для меня – смысл идеи. Несколько лет назад мой сын решил создать клинику Rehab Family для лечения зависимостей. Он выстрадал эту идею, сам пройдя через алкогольную зависимость. Его идея стала и моей, я с воодушевлением помогаю ему. И надеюсь, что это еще один проект, которым я смогу отчитаться за свою жизнь».
Записала Галина Никольская
Рецепт коктейля «творчество»
«Большие идеи почти никогда не бывают плодом внезапного вдохновения, – считает американский исследователь Стивен Джонсон (Steven Johnson). – Они должны созреть. Долгое время они обитают на заднем плане, в непроявленном состоянии, прежде чем обретут отчетливость».
Значит ли это, что упорный труд, концентрация на поставленной задаче обязательно приведут нас к нужному решению? Увы, это необходимое, но вовсе не достаточное условие.
Тогда нам поможет высокий уровень интеллекта? И это не совсем так. Уровень IQ выше определенного значения перестает коррелировать с жизненными достижениями, как показали исследования психолога Льюиса Термана (Lewis Terman).
Возможно, дело в особых креативных способностях? Снова нет. Можно показывать запредельно высокие результаты в специальных тестах на творческие способности, но так и не создать за всю жизнь ни одной яркой идеи. Для коктейля под названием «творчество» требуется еще множество ингредиентов.
«Творческие люди обладают удивительной способностью адаптироваться почти к любой ситуации и использовать все оказавшиеся под рукой ресурсы для достижения целей», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), посвятивший изучению этой темы 30 лет. Ключевым отличием творцов он считает сложную организацию личности. «В них сосуществуют особенности мышления и поведения, которые у большинства людей разделены между собой. У них много внутренних противоречий, они словно вмещают в себя множество личностей»**.
Творческие личности способны быть в одних ситуациях интровертами, а в других экстравертами, в них уживаются черты лентяев и трудоголиков, фантазеров и реалистов, бунтарей и консерваторов. Но одним из самых важных качеств, присущих им всем, Чиксентмихайи считает способность наслаждаться творчеством ради самого творчества.
Выделяет он и факторы, которые вредят творчеству. Это истощение от чрезмерной работы и усталость от проблем; слабость характера, лень и отсутствие дисциплины; склонность разбрасываться и неумение сосредоточиться на главном и, наконец, расплывчатость целей и нехватка мотивации для их достижения.
Креативность как синоним счастья
И все же больше всего интригует нас сам момент озарения. Какие пути ведут к нему? «Для рождения идеи необходим открытый, свежий взгляд, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Мы отодвигаем на задний план все предварительные установки, все, что знали раньше, и позволяем явлению, на которое смотрим, открыться нам в своей сути. Это процесс эмоционально-интуитивный. В основе озарения лежит эмоциональная вовлеченность, волнение и интерес. Креативную личность отличает чрезвычайная восприимчивость, на нее производит глубокое впечатление то, на что обычные люди могут и не обратить внимания».
Говорят о внерациональности озарения и сами творцы. Многие поэты уверяют, что в моменты вдохновения как будто пишут под чью-то диктовку. А писатели признаются, что их персонажи проявляют своеволие, выходя из-под авторского контроля. Вспомним хотя бы фразу Пушкина: «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и замуж вышла!».
«Здесь нет ничего мистического, – уверена Светлана Кривцова. – Это просто означает, что автор достиг такого уровня, когда открывшееся ему выступает как объективная реальность. В ней нельзя ничего изменить, остается лишь как можно лучше и полнее отразить то, что открылось. И вместе с тем в этот момент человек, как никогда, ощущает себя самим собой и переживает чувство невероятной творческой свободы».
Михай Чиксентмихайи различает два типа креативности. Креативность с маленькой буквы – творчество «для себя», меняющее лишь жизнь самого человека и его ближайшего окружения. И креативность с большой буквы, изменяющая жизнь всего общества. Но совершаем ли мы открытие для всего мира или придумываем что-то лишь для себя, качество жизни в любом случае меняется. «Если идея реализована, это окрыляет нас. Мы ощущаем полноту жизни, согласие с собой и с миром, – говорит Светлана Кривцова. – А это и есть главный критерий счастливой жизни».
* А. Эйнштейн «Мир и физика» (Тайдекс Ко, 2003).
** M. Csikszentmihalyi «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins, 1996).
Идеи рождаются… если их не критикуют
Брейнсторминг, или мозговой штурм, – метод коллективного обсуждения проблем, позволяющий компании или предприятию выработать новые идеи развития. Придумал его американский журналист и рекламщик Алекс Осборн. На начальном этапе задача состоит в том, чтобы участники высказали как можно больше идей по поводу поставленной перед ними проблемы. Критиковать их запрещено. Вместо «Да, но…» полагается говорить «Да, и…» Это одна из форм дискуссии без конфликта. Все идеи достойны того, чтобы их выслушать. Оценка и отбор будут происходить только на втором этапе, на первом же цель состоит не в том, чтобы придумать готовое решение, а в том, чтобы суметь посмотреть на задачу под новым углом зрения. Существует множество приемов и техник брейнсторминга. Вот какой пример приводит математик и бизнес-консультант Люк де Брабендер (Luc de Brabandère): «Одна из техник состоит в том, чтобы попросить сотрудников компании описать свою работу, не прибегая к привычному словарю. Однажды я проводил брейнсторминг на предприятии, где выпускают игристые вина. Я предложил участникам рассказать мне, в чем состоит их работа, не пользуясь словами «вино», «бутылка», «год урожая», «пузырьки», «экспорт», «продажи». Через некоторое время кто-то сказал: «Наша работа – делать так, чтобы праздники удались». Именно на основе этой идеи и были затем созданы производные продукты и разработано новое привлекательное оформление. Все это, с точки зрения маркетинга, стало для компании большим шагом вперед».
книга на тему
Михай Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания» Активное состояние радости, полного поглощения своим делом, когда удовольствие сливается с усилиями и смыслом… Испытать его может каждый из нас, утверждает открыватель состояния «потока» американский психолог Михай Чиксентмихайи*.