Как разработать бизнес плана учебный материал
Бизнес-план предприятия
Бизнес-план любого предприятия составляется по определённым стандартам в зависимости от сферы буд…
Структура бизнес-плана
Из чего состоит бизнес-план? Почему так важно уделить внимание каждому разделу бизнес-плана без и…
Пример бизнес-плана
Сейчас мы наглядно продемонстрируем, как правильно написать этот важный финансовый документ.
Сколько стоит открыть школу английского языка? И насколько это рентабельный бизнес? Мы рассмотрели эту бизнес-идею и сделали примерные расчёты.
Подготовиться к ЕГЭ без репетитора можно, но сложно. Поэтому в последние годы услуги репетиторов актуальны как никогда. Организованный центр репетиторства — ваш шанс заработать. Как именно — узнайт…
Образование и развитие ребенка — это одна из главных забот родителей. Помимо общеобразовательной школы большинство детей посещают различные кружки и секции. Особое внимание уделяют творческим спосо…
Учиться, учиться и еще раз учиться! А еще учить и зарабатывать на этом. Учебный центр — перспективный бизнес, особенно, если выбрать актуальное направление и правильно произвести все расчеты. В это…
Школа иностранных языков — высококонкурентный бизнес, который требует от предпринимателя определённых компетенций. И тем не менее, он обладает и целым рядом преимуществ, в числе которых минимальные…
Образование — выгодная бизнес-ниша. Зачастую, чтобы войти в неё не требует колосссальных инвестиций. Главное — выбрать подходящую целевую аудиторию, изучить её интеесы и предложить те услуги ,котор…
В современной жизни автомобиль уже не является роскошью. Более того, растет и количество желающих получить водительские права. Спрос на услуги автошколы превышает предложение, а значит бизнес автош…
Для того чтобы ответить на вопрос «Как открыть курсы по обучению?», в первую очередь нужно определить, какие курсы открыть. Бизнес-планы образовательных курсов помогут вам в этом деле, так как в них детально описывается не только расчётная часть необходимых вложений, но и определяется целевая аудитория потенциальных клиентов – ваших будущих учеников.
Сегодня образование и самообразование – это тот тренд, без которого не обходится ни взрослый, ни тем более школьник или студент. Бизнес-план курсов языка, например, поможет вам узнать на что следует обратить внимание при открытии курсов иностранных языков, а бизнес-план автошколы или бизнес-план репетиторского центра предоставит информацию о том, где и как искать клиентов. Более того, если вы серьёзно задумались о бизнесе в сфере образования, вы найдёте бизнес-план школы или любой другой бизнес-план образовательного учреждения, образец которого доступен в этом разделе.
Бизнес-план учебного центра широкого профиля или бизнес-план компьютерных курсов даст представление о том, сколько необходимо вложить первоначально и с какими текущими расходами придётся иметь дело впоследствии. В любом случае, изучив бизнес-план школы или бизнес-план курсов, вы сможете уверенно и без проблем начать бизнес в сфере образования и учить взрослых и детей.
1. Краткий инвестиционный меморандум
Цель коммерческо-хозяйственной деятельности:
- удовлетворение социальных потребностей в образовании детей в ДОУ — развития основных психических процессов (внимание, мышление, память, воображение), используя, прежде всего, новые информационные технологии;
- получение дохода, используемого для благосостояния членов коллектива ДОУ и развития учебно-методической базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обучение специалистов в области новых информационных технологий в образовании;
- организация компьютерного класса;
- составление программы развития внимания, памяти, мышления и воображения, используя специальное программное обеспечение;
- проведение рекламной кампании в СМИ и с родителями детьми.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, что в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом.
Сумма первоначальных инвестиций — 2 028 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Срок окупаемости — 21 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 103 369 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В последнее время рост промышленности в стране составил примерно 5%, что является хорошим показателем. При таком развитии большое значение играет автоматизация технологического процесса, т.е. внедрение информационных технологий на предприятие. Для решения данной задачи необходим грамотный персонал, обладающими знаниями в данной области. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных трудовых ресурсах. Данную потребность можно удовлетворить либо привлечением сторонних специалистов, на что необходимы значительные финансовые ресурсы, либо обучением собственных кадров уже стадии дошкольного периода, что является более дешевой альтернативой.
Таким образом, необходимость данного проекта очевидна, к тому организация компьютерного класса позволит создать более благоприятный общий социальный фон в районе.
ДОУ представляет собой учреждение образования, владельцем которого является муниципалитет.
В течение последних лет специалисты отдела внедрения новых технологий провели исследование и разработали целый ряд уникальных информационных услуг, который отвечает наиболее актуальным запросам населения в данном районе.
Таким образом, предметов бизнеса является образовательные услуги.
Учредителем и организатором данного проекта является администрация ДОУ в лице подразделения по внедрению новых технологий.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом. Таким образом, на рынке имеется некоторое свободное пространство, которое с успехом может заполнить данный проект.
Вторым положительным аргументом является то, что в классе присутствуют опытные воспитатели и психолог, т.е. дети находятся под жестким контролем.
Особое внимание необходимо уделить безопасности занятий. Перед каждым уроком или досуговым занятием детям читается инструкция по правильному поведению и работе в классе. Для того чтобы данный процесс имел наибольшую эффективность, правила читаются в виде игры, т.е. воспитатель показывает все своими руками.
В виду того, что ДОУ в данном районе одно, то можно утверждать, что предлагаемые услуги в образовании будут оставаться востребованными, по крайне мере, до появления второго такого учреждения.
Предполагается, что основными клиентами компьютерного класса будут являться дети данного ДОУ, а также привлеченные средства маркетинга дети из других ДОУ.
Таким образом, ДОУ в основном обслуживает население одного района, но планирует за счет стратегии маркетинга расширить свою деятельность до общегородского уровня, и намеревается развивать новые направления бизнеса в сфере предоставления информационных услуг.
План маркетинга включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика предполагает обеспечение широкого ассортимента различных информационных и образовательных услуг, описанных выше.
Товарная стратегия ДОУ предусматривает:
- учет требований родителей и детей к качеству предлагаемых услуг;
- различные формы и методы проведения занятий;
- постоянное улучшение качества образования, за счет повышения квалификации персонала.
Ценовая политика по услугам увязана с общими целями коммерческо-хозяйственной деятельности и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек образования и спроса на услуги, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
- использование механизма гибких цен в зависимости от выбранного часового объема занятий;
- хорошее качество образования при ценах, ниже чем у конкурентов;
- разработку системы льгот и скидок.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек образования и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ДОУ ориентирована на формирование и стимулирование спроса на услуги.
Сбытовая стратегия заключается в:
- создании и регулировании коммерческих связей;
- рекламной деятельности в различных формах;
- участии в семинарах по вопросам внедрения новых информационных технологий в образование.
Сервисная политика предприятия предполагает оказание психологической помощи ребенку.
Т.к. данный проект рассчитан на детей в возрасте 4-6 лет, то можно утверждать, что основную ответственность при принятии решения о пользовании образовательными услугами несут родители детей. И именно родители будут контролировать спрос на предлагаемые услуги, при условии, что дети будут положительно относиться к идеи программы образования. Но данное условие не имеет большого значения, т.к. в представленном проекте все занятия построены с учетом всех пожеланий детей и рекомендаций специалистов. Поэтому сегментацию рынка проведем по возрастному и половому признакам родителей.
При проведении маркетинговых исследований было опрошено 50 полных семей, т.е. 50% женщин и 50% мужчин.
Таким образом, можно сделать вывод, что как женщины, так и мужчины предпочитают занятия со своими детьми раз в неделю и более всем остальным вариантам. Некоторые мужчины желают занятия для детей в количестве не 1 раза в две недели или даже месяца, что совсем не характерно для женщин. Примерно подлились голоса в ответе «никогда». Т.е. можно отметить, что в целом для женщин характерна позиция либо заниматься, либо не заниматься совсем. Мужчины же в этом вопросе более сдержаны и предлагают оставить выбор за детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что при сегментации по половому признаку, и учитывая то, что наиболее значимой является первая категория, большее влияние на график занятий оказывают женщины, т.е. мамы, что является достаточно предсказуемым фактором.
4. Организационная структура
Организационно-правовая форма — ООО.
Общее руководство проектом будет осуществлять администрация ДОУ. Непосредственно проектом будет руководить подразделение внедрения новых технологий в лице его начальника. Все консультационные, технические и иные вопросы, связанные с проектом, будет разрешать персонал вышеназванного отдела, имеющий для этого все необходимые интеллектуальные и методические ресурсы, а также патенты на уникальные программные продукты. Система управления представлена в таблице.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 45 403 |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 26 801 |
Преподаватель | 13 000 | 6 | 78 000 | 35 670 |
Страховые взносы | 42 900 | |||
Итого ФОТ | 185 900 |
Данный штат отвечает всем кадровым потребностям проекта, другие работники будут наниматься по мере необходимости. Система оплаты труда предусматривает политику вознаграждения в виде единовременных оплат из прибыли.
Для открытия компьютерного класса в ДОУ необходимо, прежде всего, приобрести требуемое оборудование и мебель. Затраты, структурированные по статьям, представлены в таблице.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Авторская методика развивающих занятий | 3 | 50 000 | 150 000 |
Интерактивная доска | 6 | 62 000 | 372 000 |
Набор развивающих игрушек | 2 | 35 000 | 70 000 |
Методические материалы, комплект | 1 | 40 000 | 40 000 |
Компьютер | 20 | 25 000 | 500 000 |
Комплект парта-стул | 30 | 12 000 | 360 000 |
Диван | 4 | 15 000 | 60 000 |
Кресла | 8 | 7 000 | 56 000 |
Оборудование ресепшена | 1 | 30 000 | 30 000 |
Итого: | 1 638 000 |
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт и вывеска | 150 000 |
Рекламная кампания | 100 000 |
Аренда на время ремонта | 120 000 |
Закупка оборудования | 1 638 000 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 2 028 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 355 925 |
Аренда | 120 000 |
Коммунальные услуги | 10 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 535 925 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Срок окупаемости проекта составляет примерно 15 месяцев.
Финансовая стратегия ДОУ заключается в ускорении экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда учреждение обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Данная задача решается путем вложения в первую очередь собственных средств.
Финансовая модель образовательного учреждения
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства»
Составитель: Малых Валентина Александровна
учитель экономики,
заместитель директора по УВР
Санкт — Петербург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Концепция бизнеса (резюме) проекта
Описание целей фирмы
Социологический опрос
Маркетинговый план
Реклама
Предпринимательские риски
Страхование
Финансовый план
Представление бизнес-плана
Введение
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Основы предпринимательства.
Главная цель этого курса — сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности, развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.
Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.
В ГБОУ школа № 612 результатом изучения курса Основы предпринимательства является написание и защита бизнес – плана придуманной старшеклассником фирмы.
Бизнес — план – это метод проектной деятельности учащихся. Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.
Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:
1.Концепция бизнеса (резюме);
2.Описание целей фирмы;
3.Социологичкское исследование;
4.План маркетинга;
5.Реклама;
6.Предпринимательские риски;
7.Страхование;
8.Финансовый план фирмы;
9. Представление бизнес – плана.
Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:
1.Поиск, сбор и систематизация информации.
2.Обработка информации.
3.Представление информации.
Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);
Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.
Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.
Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.
Этапы разработки бизнес – плана:
1 этап | 2 этап | 3 этап |
Черновик бизнес-плана | Уточнение и доработка | Представление |
В последующих главах рассмотрены все мини – проекты бизнес – плана и отражены особенности их выполнения.
1.Концепция бизнеса (резюме.)
Это первый и краткий раздел бизнес-плана. Он содержит общие выводы из последующих мини-проектов. Учащиеся должны знать что важность правильного составления резюме заключается в том, что инвесторы, а это прежде всего бизнесмены — люди занятые, с первых слов краткого описания проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме старшеклассникам предлагается предельно кратко изложить:
1.суть проекта: его цели, эффективность;
2.производством или реализацией какого продукта (товар, услуга) будет заниматься фирма?
3.как и кто будет осуществлять проект;
4.источник финансирования проекта;
5.какова сумма всех затрат на реализацию проекта?
6.основные показатели проекта: чистая прибыль в первый год работы, рентабельность, сроки окупаемости, издержки производства и сбыта.
Объем мини-проекта должен быть размещен на одной – двух страницах.
2.Описание целей фирмы.
Цель фирмы – это генеральные направления ее развития. Их может быть несколько.
Если фирма ориентирована на рост, то ее целями будут:
1.повышение общего объема продаж (до… или в раз…);
2.увеличение доли фирмы на рынке сбыта (до… или в раз…);
3. освоение новых рынков.
Если фирма не ставит своей задачей быстрый темп роста объема производства, то ее главные цели могут быть связаны :
1.с увеличением чистого дохода;
2.повышением качества продукции;
3.увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.
И если фирма задумала изменить ассортимент своей продукции, ее цели будут направлены:
1.на снижение сроков освоения новых видов продукта (товара, услуги);
2.росту (темпу роста) объема продукта (товара, услуги);
3.вытеснению старых товаров.
Объем мини-проекта — одна страница.
3.Социологическое исследование.
Выполнение данного проекта позволяет учащимся найти ответ на вопрос: «Стоит ли открывать фирму и окупятся ли затраты?»
В ходе изучения теоретического материала старшеклассники знакомятся с такими понятиями как: исследование и его задачи, методы, инструменты. гипотеза, эксперимент, анкета, опрос и др.
Этапы выполнения мини – проекта:
1.разработка программы и приемов исследования;
2.проведение эмпирического исследования;
3.обработка и анализ данных, формирование выводов;
4. графическое оформление данных социологических исследований.
4.План маркетинга.
План маркетинга (план продвижения) должен дать описание программу действий фирмы по доведению товаров (услуг) до потребителей.
В данный мини – проект следует обязательно включить следующие пункты:
1.цели и стратегии маркетинга;
2.ценообразование (выбор цели ценовой политики, метода ценообразования, установление окончательной цены);
3.распространение товара (услуги);
4.методы стимулирования сбыта (формы привлечения покупателей);
5.организация послепродажного обслуживания;
6.реклама (план рекламной деятельности фирмы)
7.формирование общественного мнения о фирме (репутация фирмы ).
Маркетинговая программа
«4Р» маркетинга | |||
product | place | price | promotion |
-наименование продукта; -качество; -характеристики; -торговая марка (имидж); -упаковка; -обслуживание; -гарантии; -возврат | -каналы распределения; -географический охват рынков; -торговый ассортимент; -транспорт | -прейскурант цен; -система скидок; -условия продажи; | -методы стимулирования сбыта; -реклама; -связи с общественностью |
Общий объем мини-проекта 3-4 страницы.
5. Конкуренция.
В работе над данным мини-проектом старшеклассникам предлагается заполнить таблицу
№ п/п | факторы конкуренции | фирмы-конкуренты | ||
М | О | К | ||
1. |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу старшеклассники должны узнать:
1. конкурентов их рыночного сегмента, которые производят и реализуют аналогичные товары и услуги;
2. продукцию конкурентов (отличительные черты, дизайн и т.д.);
3. уровень цен на товары (услуги) конкурентов;
4.наличие и качество рекламы конкурентов;
5.месторасположения фирм-конкурентов;
6.время пребывания конкурентов на рынке и т.д.;
В заключении мини-проекта учащиеся делают вывод о конкурентноспособности своей фирмы.
Объем мини-проект а– одна или две страницы.
6.Предпринимательские риски.
При развитии дела неизбежно возникают трудности и приходится рисковать. Предпринимателю необходимо знание о рисках, возникающих в процессе его деятельности для их своевременного предотвращения или уменьшения. Один из мини-проектов бизнес-плана содержит информацию об этом. Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:
№ п/п | Наименование риска | Способы устранения нежелательных факторов |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу учащиеся должны узнать:
-понятие и сущность рисков в предпринимательской деятельности;
-классификацию рисков;
-методы управления рисками;
-способы снижения риска.
Объем мини-проекта– одна страница.
7.Страхование.
Мини – проект «Страхование» служит дополнением к мини – проекту «Риски»
Одним из основных способов снижения риска является – страхование. Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.
Цель мини – проекта: знакомство учащихся с рынком страхования и выбор страховой компании.
Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:
№ п/п | критерии выбора страховой компании | Страховые компании | ||
Гайде | Росгосстрах | Ингосстрах | ||
1. |
Для того, чтобы заполнить данную таблицу целесообразно провести:
— заочное путешествие учащихся по рынку страхования Санкт – Петербурга (доклады, презентации);
-мозговой штурм по разработке критериев выбора страховой компании. Критериями могут быть: наличие лицензии, срок пребывания на рынке страхования, разнообразие услуг, отзывы потребителей и т.д.
Объем мини-проекта – одна страница.
8.Финансовый план.
В мини – проекте «Финансовый план» обобщают материалы предыдущих проектов и определяют потребности в капитале, источники финансирования, разрабатывают финансовые документы:
— вступительный баланс;
-финансовый счет;
-финансовый счет;
-годовой отчет;
-итоги работы фирмы за год;
-показатели эффективности (сумма чистой прибыли, рентабельность продукции, рентабельность вложений собственных средств, рентабельность совокупного капитала, срок окупаемости вложений собственных средств / общих вложений).
9.Представление бизнес – плана.
Совокупность мини – проектов оформляется в единый бизнес – план.
Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме.
Требования:
Титульный лист: согласно приложению 1;
Стандартность: точно по методике;
-Сдержанность: аргументированность, реалистичность, ссылка на источники информации;
-Доступность: понятный всем язык;
-Разборчивость: текст должен быть напечатан, мини – проекты с новой страницы, формат страницы – А 4, тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал между абзацами текста – до 6 пт, после – 6пт.;
Переплет: папка скоросшиватель;
Иллюстрированность: схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии;
Лаконичность: соблюдение рекомендованного объема мини – проектов, все детали – в отдельные приложения.
Презентация бизнес – плана:
- Речь выступления на 5-10 минут.
- Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
- Раздаточный материал для членов комиссии.
В ходе выполнения данного проекта учащиеся развивают умения анализировать, обобщать, подводить итоги проделанного, принимать решения, доводить начатое дело до конца. На всем протяжении реализации этапов проекта у школьников происходит формирование универсальных учебных действий и их интеграция.