Как открыть школу монтессори бизнес план
Одна из самых красивых и гармоничных методик развития ребенка имеет итальянские корни, она основана Марией Монтессори в 19 веке.
Её суть заключена во фразе «Помоги мне это сделать самому» и состоит в том, что ребенку для развития надо создать правильную среду – например, оборудовать комнату, в которой было бы собрано очень много детских пособий, с которыми ребенок может возиться сам.
Как воплощается идея Монтессори в детском центре?
Клубы Монтессори очень популярны в США. Они довольно дорогие, их посещают дети состоятельных родителей. В Москве есть детские заведения этого направления, однако Монтессори-клубов с хорошим оборудованием и грамотными педагогами можно сосчитать по пальцам одной руки.
Что из себя представляет Монтессори-клуб?
Это помещение, в котором собрано огромное количество невероятно интересных для годовалого или двухлетнего ребенка вещей.
Детский центр Монтессори предполагает много выдвигающихся шкафчиков и открытых полочек. Что очень важно, все находится на уровне роста ребенка, который ходит пешком под стол или даже совсем не ходит.
На стенах висят специальные щиты с колесиками, рычажками, которые можно щупать, двигать, крутить, вертеть, что дети делают с упоением.
При этом развивается их координация движений, мелкая моторика руки, которая, как доказано учеными, влияет на развитие речевых центров, сенсорика.
Задача Монтессори-педагога – только показать ребенку, как можно играть с тем или иным материалом, ничего не навязывая.
На открытых полках стоят ящички с разными крупами, песком, камушками, емкости для переливания воды, десятки видов замочков, запирающихся разными способами. Короче говоря, все то, с чем обожают возиться дети!
Играя с ними, малыши узнают свойства предметов: тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, теплый, прохладный, мягкий, твердый, сыпучий и т.д., на практике знакомятся с тем, что такое форма и объем предметов.
Очень популярны такие Монтессори-пособия, как рамки-вкладыши, гирьки разного размера, которые надо вложить в свои «домики», разнообразные пирамидки, которые бывает интересно собирать и взрослому, плитки из различных материалов с разными на ощупь поверхностями, баночки с разными видами круп – чтобы послушать, как по-разному они гремят, и даже понюхать. Хорошо сделанный монтессори-материал очень здорово выглядит, его хочется покрутить в руках даже взрослому!
Занятие строится так: сначала дети собираются с мамами в кружок, приветствуют друг друга, а потом расползаются по разным углам по интересам. Педагог или его ассистент подходят к детям по очереди, показывают, как можно играть с заинтересовавшим ребенка предметом (например, как закрывается замочек), и идет к следующему ребенку.
Как бизнес-модель детский центр Монтессори имеет много преимуществ:
Хорошо сделанное Монтессори-помещение очень красочное, красивое, «сочное». Родитель видит много добротного материала для своего ребенка. Он понимает, за что он будет платить деньги. То есть, это красиво, это привлекает родителя.
Безусловно, эта среда привлекает и ребенка. Не возникает проблемы: пойдет ребенок заниматься, не пойдет, будет выполнять задания педагога, не будет? Ребенок просто идет играть. То есть, эта среда здорово привлекает ребенка.
На Монтессори-занятиях меньше роль педагога по сравнению с другими видами занятий. Вообще, дети и родители очень привязываются к своему педагогу, и это риск для организатора клуба. Всегда есть риск, что уйдет педагог, а с ним уйдут из клуба и ученики.
На Монтессори-занятиях такая связка слабее. На вас работает скорее не педагоги, а оборудование, которое не потребует повышения зарплаты, не переметнется к конкурентам, не уйдет в декрет и пр. Немного преувеличив, можно сказать, что монтессори-среда работает вместо педагога.
Монтессори-группы могут быть разновозрастными. Вам придется гораздо меньше времени морочить себе голову с расписанием. То есть, Монтессори сильно сокращает организационные проблемы.
Огромный минус методики Монтессори состоит в том, что она быстро надоедает. Как детям, так и родителям.
Я не знаю детей, которые занимались бы по этой методике больше 8 месяцев. Обычно это 3-4 месяца. Дети изучают все пособия, и им становится скучно.
Мамы начинают задавать себе вопрос, стоит ли платить деньги только за то, чтобы ребенок поиграл в игрушки? Да, сенсорика и мелкая моторика – это прекрасно. Но есть и другие важные вещи: цвета, счет, буквы, развитие речи, наконец, окружающий мир и миллион других аспектов.
Важно, чтобы детский клуб мог предложить им следующий этап развития – другой курс.
Подведем итог: методика Монтессори хороша для привлечения клиентов. Для их удержания в течение нескольких лет в арсенале клуба обязательно должны быть и другие курсы.
Обновление от 18.02.2018. Друзья! Статья, которую вы только что прочитали, была написана в 2012 году и вызвала негодование многих поклонников методики Монтессори, которые сочли, что в этом материале не отражена или даже искажена её суть.
Я согласна с этим и приглашаю вас прочитать интервью с Олесей Астафьевой, соучредителем и руководителем челябинского Монтессори-центра «Выше Радуги», детского сада и начальной школы.
В нашей беседе Олеся рассказала то, что большинство родителей и предпринимателей не знает о Монтессори.
А также мы поговорили о развитии её бизнеса — как практически без первоначального капитала удалось вырастить целый образовательный холдинг.
Читать интервью с Олесей Астафьевой
Добрый
день!
Об открытии Монтессори-центра:
1. То, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как
принимать окончательное решение об открытии Монтессори-центра –
это посетить несколько таких центров, посмотреть, почувствовать
атмосферу, примерить на себя Монтессори-формат работы с детьми.
Также очень рекомендуем книги для прочтения: Е.А. Хилтунен «Практическая
Монтессори-педагогика» и «Уроки на корточках». Эти книги написаны
очень «по-монтессориански» удивительным педагогом и человеком. Они
помогут Вам «примерить» на себя Монтессори-методику, разобраться
в том, действительно ли это тот метод, которым Вы хотите работать
с детьми.
2. Далее нужно поучиться на курсах по Монтессори-методике — Курсы
для педагогов проводят Ассоциация Монтессори-педагогов России в
Москве (+495 778 1632), Московский центр Монтессори (+495 497 5660),
Питерский Институт Детства (+812 727 1587). Также Ассоциация Монтессори-педагогов
Урала и Сибири и Монтессори-центр в Снежинске проводят в Челябинске
курс по Монтессори-педагогике (тел. 8-35146-33258 или 8-922-6080038).
3. Затем нужно будет написать бизнес-план с детализацией всех
расходов (на помещение, оборудование и материал, педагогов, вспомогательный
персонал, рекламу, налоги и т.п.) и доходов от этой деятельности.
4. Далее Вам понадобится помещение, соответствующее санитарным
нормам для дошкольных учреждений – можно заказать на Озоне или в
других Интернет-магазинах или узнать в местном комитете образования
(или СЭС) – у них наверняка есть.
5. Монтессори-материал можно купить в Голландии (www.nienhuis.com)
– самый дорогой, но в тоже время самый качественный материал), в
Омске (www.montessori-material.ru) и Питере (www.montessori-piter.ru)
— у русских производителей цены приблизительно одинаковые, качество
зависит от материала – какой-то материал лучше делают в Омске, какой-то
в Питере. Если поедете учиться в Питер, то сможете посетить выставочный
зал фабрики, в рамках курса предусмотрено посещение Монтессори-садов.
6. Конечно, не лишним будет связаться с местным комитетом образования
и получить консультацию насчет необходимости согласования помещения
с СЭС и пожарниками. Если Вы хотите делать садик полнодневного пребывания,
то тогда, скорее всего, будет необходима лицензия – там целая история
с оборудованием кухни в соответствии с саннормами, соответствия
прилегающей территории, квалификации педсостава и т.п.
7. Если Вы решите открыть группу полнодневного пребывания, то
Вам понадобится зарегистрировать некоммерческое предприятие (АНО
и т.п.), для кратковременного пребывания (до 4 часов) подойдет любая
коммерческая форма (ООО, ПБОЮЛ и т.п.). Данная информация касается
Москвы, в разных городах могут быть свои законные акты и положения
об образовательной деятельности, поэтому всю информацию можно будет
уточнить в местном комитете образования.
8. Документы, регламентирующие образовательную деятельность –
это Закон об образовании, Положение о лицензировании.
Удачи Вам в таком замечательном начинании!
Ирина Исаева
г. Королев
Очень часто, влюбившись в монтессори-педагогику, мы загораемся идеей открыть группу (сад/клуб/школу) и обязательно сталкиваемся с первыми вопросами: С чего начать? Что нужно для открытия группы? Какое помещение необходимо? Какие подводные камни меня ждут? И ,наконец,- где взять деньги? Год от года количество желающих открыть новые площадки возрастает, и эти вопросы становятся вновь актуальными, как никогда. Давайте поговорим об этом подробнее.
Итак, этап 1 – Идея.
В начале любого проекта необходимо определиться: что конкретно вы хотите. Ваш малыш подрастает, ему пора в детский садик? Вы хотите для него только лучшее, вокруг ничего приличного нет и кто, как не вы, поможет ему в этом? Тогда наверняка ваши мысли об организации группы полудневного пребывания или о группе полного дня. Или его возраст позволяет начать с открытия группы до 3 лет? Или вы, поработав где-то или просто окрылившись идеями Монтессори, решили попробовать свои силы и реализовать себя в этом красивом, совершенно женском деле и пока не знаете в каком формате? Возможно, вы определились с открытием сети детских клубов или садов? Вне зависимости от масштаба, подход будет одинаков. Важно подумать о своем проекте основательно, конкретизировать идею, сформировать общее видение проекта. От четко очерченной идеи зависит дальнейшее ее воплощение. Не забудьте уже на этом этапе сформулировать миссию проекта. Она, как путеводная звезда, будет вам светить в моменты, когда будет непросто.
Сразу хочу разочаровать тех, кто преследует цель исключительно заработать. К сожалению ( или к счастью) это не место, где есть сверхприбыль. Но он вполне может (и должен быть) окупаемым и приносящим доход. Важно понимать, что работа с детьми – это бизнес социальный, не терпящий компромиссов. Если вы проявите желание развиваться, то это влечет за собой обязательные вложения. Важно соблюдать все законы организации бизнеса, ведь они действуют и для социальной услуги, будь то образовательная услуга, услуга по уходу и присмотру за детьми или услуга по организации досуга.
Этап 2 . Маркетинговое исследование и анализ рынка.
Одним из самых важных этапов, который, кстати, часто незаслуженно пренебрегается молодыми предпринимателями, является анализ и изучение рынка. Где ваша услуга будет оказываться? Для сбора информации подойдут все способы – подруги-друзья, местные газеты, журналы, телевидение, интернет. Важно точно узнать, кто находится на этом рынке, какие услуги предлагает, какова их стоимость, масштаб деятельности. Отлично, если мы включим сюда даже магазины по продаже детского питания, одежды. Они нам пригодятся для построения маркетинговой стратегии. Все это необходимо, чтобы наша идея начала уже обретать осязаемые очертания, чтобы мы определили, в чем наше конкурентное преимущество и кто наши будущие партнеры.
Стоит детально продумать, для кого мы будем оказывать нашу услугу. Анализ потенциального потребителя включает в себя детальное описание – уровень дохода, состав семьи, какими еще услугами он пользуется, вплоть до предположения, куда ходит в кино и магазин – чем детальнее, тем лучше. Вы будете знать, где ему предоставить информацию о вашем проекте. Обязательно надо проанализировать потребителя, находящегося в предполагаемом нами месте открытия площадки.
После проведенного анализа наша идея имеет два пути развития – или мы решаем оказывать услугу в выбранном нами районе для того потребителя, который на нем находится, или мы решаем, организовать площадку в месте, находящемся ближе к желаемому потребителю. Здесь все зависит от насыщенности рынка подобными услугами. Однако, как показывает практика, пока еще существует дефицит хороших детских центров и садов, и поэтому туда, где работают заботливые профессионалы, родители могут привозить своих малышей издалека.
Этап 3 . Оценка и поиск ресурсов.
Основные ресурсы, которые нам потребуются – это люди, деньги и помещение.
Люди –
всегда дефицит, потому задолго до открытия необходимо начинать заявлять о себе на сайтах монтессори-сообщества, подбирать основных сотрудников. Подойти к этому надо самым тщательным образом. Сотрудники – основа успеха.
Деньги.
Если есть собственные сбережения, семейный совет поддерживает, какие могут быть преграды? Как правило, или их недостаточно или нет совсем. Тогда нет другого варианта, кроме привлечения средств. Это может быть частный заем у друзей или родителей. Его преимущества очевидны, ведь его можно получить без процентов. Но также очевидны риски потери друзей или испорченных отношений с родителями. Альтернативой послужит банковский кредит. Вы будете независимы при повышенной степени ответственности, но минусы очевидны – это высокие проценты плюс нестабильное состояние финансового рынка.
Другим вариантом привлечения денег могут послужить инвестиции, но я бы не рекомендовала вступать в инвестиционные отношения, не имея опыта. Как правило, любой инвестор желает получить долю в бизнесе, не очень терпит долгой окупаемости и всегда есть риск влияния с его стороны на стратегию развития проекта.
Помещение.
Оно зависит от формата проекта, с которым мы определились. Под детский центр минимально потребуется нежилое помещение в 80 кв.м. Оптимально – 150 кв.м. Под группу детского сада в 15-20 человек нужно помещение не меньше 120 кв.м, оптимально – те же 150 кв.м. Или коттедж площадью 300 кв.м (минимум 150 кв.м). Важно знать, что помещение должно быть не подвальным и обязательно оборудовано противопожарной сигнализацией. Если она не оборудована, обязательно договоритесь об установке с собственником. Предусмотрите, чтобы у взрослых и детей были отдельные санузлы. В случае детского сада, неподалеку должно быть место для прогулки. В идеале – огороженная территория, но подойдет и детская площадка. Опять же для группы полного дня необходимо продумать вопрос кормления детей. Будет ли это привозное питание или вы оборудуете кухню. До последнего дня питание один из основных камней преткновения в деле организации детских садов. Не могут не вдохновлять последние речи наших руководителей страны об отмене СанПиНов и снижении требований к частным и домашним детским садам. Но пока их обещания не вступили в силу, мои рекомендации – официально разделить услуги – образовательную (досуговую, ухода и присмотра, другую) от организации питания. Пусть ее оказывают два разных лица (юридических или физических) и родители заключают два договора.
Этап 4 . Выбор организационно-правовой формы.
В зависимости от масштаба нашего проекта и наличия времени надо решить, будет ли наша организация оказывать образовательную услугу, которая подлежит обязательному лицензированию или нет. Деятельность подобного рода согласно классификатору ОКВЭД можно отнести и к деятельности учреждений клубного типа и к деятельности по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания. Из раздела «Образование» — 80.10.3. «Дополнительное образование детей», из других разделов — 92.51. «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа; 85.32 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания». На мой взгляд, на первом этапе имеет смысл зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя. И через некоторое время, немного разобравшись в сути дела, перерастать в более серьезную организацию.
Этап 5 . Бизнес-план.
Когда мы уже достаточно обо всем подумали и уже появились кое-какие очертания проекта, самое время для составления бизнес-плана. Не важно делали ли вы бизнес-план когда-нибудь раньше или нет, необходимо себя заставить написать его. Пусть он будет непрофессиональный, но вы задумаетесь над вопросами, которые не были видны на поверхности. Бизнес-план заслуживает отдельного детального разговора, но основные его разделы приблизительно таковы.
Таблица 1. Основные разделы бизнес-плана
№ п/п | Разделы | О чем думаем, что пишем |
1. | Цель проекта. | Все, что мы решили на первом этапе |
2. | Описание проекта. | Все особенности проекта, характеристика услуги |
3. | Маркетинговый анализ. | Пишем сюда наши проведенные исследования |
4. | Характеристики местоположения. | Географические, экономические характеристики уже предполагаемого или желаемого района |
5. | Разработка маркетинговой стратегии. | Метод привлечения клиентов, план реализации услуг |
6. | Производственный план. | Помещение, оборудование, управление |
7. | Инвестиционный план. | Бюджет первичных затрат |
8. | Оценка рисков | Преимущества проекта и риски |
9. | Финансовый план | План доходов, финансовый анализ, рентабельность проекта, налоги, точка безубыточности |
В итоге у нас появится ориентир, документ на нескольких листах. Оформим его красиво, ведь это уже материализованное начало нашего пути. План, по которому мы будем развиваться. Этап бизнес-плана – последний этап принятия решения. Взвешиваем все за и против, и если нас вдохновляет наш проект, приступаем к прекрасному и самому захватывающему этапу – реализации.
Не пугайтесь, если вы будете отступать от вашего плана. Реальная жизнь всегда отличается от ожидаемой. Главное, фиксируйте расхождения, анализируйте их и учитесь принимать взвешенные решения. Со временем вы научитесь оценивать ситуацию ближе к сути. И никогда, никогда не отчаивайтесь!
Ведь, как говорила мудрая улитка, ползущая на вершину горы Фудзияма, чтобы долезть до вершины горы, надо не скорость умножать на время, а упорство на призвание.
Нет комментариев. Ваш будет первым!