Юридическое обоснование в бизнес плане

Общие принципы юридического сопровождения разработки бизнес-плана. В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза бизнес-проекта1 или видов деятельности компаний ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, такой экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связан-ных с этим проектом таких факторов, как:
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица — субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи. Процесс разработки бизнес-плана является одной из составляющих зггого процесса и его задача — обеспечить расчетными данными обоснование всех возникающих вариантов реализации бизнес-проекта.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути — одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1. Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности — производственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаи-
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, — важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе — законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
113
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
§-3704
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации. Эти документы разъясняют правила применения законодательства, конкретизируют и детализируют правовые нормы, содержащиеся в законах и актах органов исполнительной власти. Территориальные структуры таких органов тоже принимают решения, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, — акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов. Уточняются и периодически дополняются правила ведения внешнеэкономической деятельности, таможенные правила и нормы. Для любого вида бизнеса стали обязательны требования экологического законодательства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- — мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.

Еще по теме 17. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА:

  1. 1.6. Финансовый аспект разработки бизнес-плана
  2. 9.2 ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. 9. ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
  4. Юридический подход к экспертизе важнейших составляющих бизнес-плана.
  5. Приложение 2Бизнес-план организации и развития производства редукторов на ОАО «Ростсельмаш» (пример использования бизнес-плана в качестве экономического обоснования технического решения в дипломных проектах студентов инженерных специальностей) 1
  6. 7.1. Обоснование плана производства
  7. I. Обоснование плана производства
  8. 8. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС‑ПЛАНА. РАЗДЕЛ БИЗНЕС‑ПЛАНА «КОНЦЕПЦИЯ, ОБЗОР, РЕЗЮМЕ»
  9. Глава 19. ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНА МАРКЕТИНГА
  10. Глава I. Разработка и обоснование плана учебной дисциплины
  11. 6. Презентация бизнес-плана. История бизнеса организации
  12. 2.4. Формирование представлений о бизнес-плане и его примерной структуре. Краткое содержание бизнес-плана

Источник

Юридический план в бизнес-плане стал появляться относительно недавно. Многие предприниматели до сих пор не осознали его важности. Нередко при составлении бизнес-плана для проекта или компании этот раздел упускают вовсе либо наполняют его общими фразами. Такую практику нельзя считать правильной.

Значение юридического плана

Бизнес-план часто используется, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров, инвесторов и кредиторов. Экономическое обоснование должно убеждать в прибыльности предложенной идеи, а юридическое – в наличии правовых гарантий реализации интересов всех привлеченных лиц.

К примеру, инвестор, которому в обмен на финансирование предлагают долю в уставном капитале, поинтересуется:

  • организационной формой будущей коммерческой структуры;
  • системой органов ее управления;
  • предлагаемым ему способом участия в принятии значимых решений (о заключении крупных сделок, назначении руководителя, распределении прибыли).

Юридический план должен обеспечить заинтересованное лицо ответами на эти и подобные вопросы. Заключенные в нем сведения предназначены заверить в прозрачности деятельности компании, контролируемости ее финансов, предоставлении гарантий возврата вложенных средств.

Описание организационно-правовой формы

Важное назначение юридического плана – обосновать выбор организационно-правовой формы, от которой зависят:

  • состав и способ формирования органов управления;
  • выбор видов предпринимательской деятельности;
  • доступ к существующим системам налогообложения;
  • уровень сложности регистрационных процедур и оформления текущих решений;
  • возможность получения льгот (ими в России обладают, например, крестьянско-фермерские хозяйства, субъекты малого бизнеса).

Чтобы сориентироваться в наиболее распространенных формах деятельности, стоит принять во внимание следующее.

Характеристики ИП

ИП – предпринимательство без компании. Главное преимущество – простота во всем:

  • не нужны уставный фонд, учредительная документация;
  • можно работать без помещения, допустимо регистрироваться в ЕГРИП по ПМЖ;
  • выбрав упрощенную систему бухучета и отчетности, легко обойтись без бухгалтера;
  • можно работать с наличностью вне кассы.

Недостатки деятельности в форме ИП:

  • ответственность по хозяйственным долгам всем имуществом;
  • недоступны многие виды деятельности, в том числе лицензируемые;
  • крупные компании с ИП не работают;
  • снятие с регистрации не гарантирует отсутствия претензий по предпринимательским долгам в будущем.

С позиции инвесторов и кредиторов ИП – способ деятельности, который труднее всего поддается внешнему контролю. Чтобы обосновать такой выбор, в юридическом разделе бизнес-плана важно обосновать, какими именно преимуществами индивидуальный предприниматель планирует воспользоваться. Нелишне упомянуть о дополнительных гарантиях для инвесторов, например:

  • регламентации отношений договором о совместной деятельности;
  • использовании электронной системы бухучета;
  • привлечении в интересах инвестора независимого аудитора.

Особенности юридических лиц

Из всех типов юридических лиц наибольшее распространение получило ООО. Выгоды использования этой формы очевидны:

  • его соучредители отвечают по долгам коммерческой структуры только в пределах средств, внесенных в уставной фонд;
  • принятие значимых решений оформляется достаточно простыми по содержанию протоколами;
  • уставной капитал поделен на условные доли, а не акции, являющиеся эмиссионными ценными бумагами и подлежащими хранению у депозитария.

Организация деятельности субъектов хозяйствования одной формы может существенно разниться. Так, система управления АО может быть трех- и четырехуровневой. А требования к прозрачности деятельности и раскрытию сведений для публичных и непубличных АО кардинально отличаются. Юридический раздел бизнес-плана должен описывать систему органов управления компанией так, как это будет сделано в уставе, разве что с меньшей детализацией.

Таким образом, описание в юридическом плане организационной формы и органов управления будущей компании имеет принципиальное значение для инвестиционной привлекательности реализуемого проекта.

Отношения с наемным персоналом и другие нюансы

В юридическом плане следует концептуально определить полномочия и ответственность руководителя проекта. Не секрет, что топ-менеджеры подвержены соблазну обратить деятельность компании или реализацию проекта в свою пользу. Есть смысл упомянуть в бизнес-плане о разработке системы премирования руководителя в зависимости от результатов его деятельности.

Юридический план должен давать представление о концепции найма персонала и оформлении трудовых отношений. Стоит упомянуть о:

  • планируемом количестве штатных должностей;
  • способе оформления отношений (срочный договор, постойное трудоустройство, использование гражданских договоров о выполнении работ);
  • системе оплаты труда;
  • способе назначения и полномочиях начальников отделов или рабочих групп.

Если речь идет о производственном предприятии, юридическая часть бизнес-плана должна описывать:

  • принципы организации системы охраны труда;
  • перечень подлежащей разработке технической документации;
  • потребности в обязательной сертификации и подобном.

Общение с госструктурами и разного рода бумажная волокита сопряжены со значительными финансовыми расходами и трудозатратами. Продуманный юридический план в бизнес-плане не в пример лучше, чем пустые рассуждения, даст представление об их составе и стоимости.

Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план: Видео

Источник

    Общие
    принципы юридического сопровождения
    разработки бизнес-плана, В современных
    условиях одним из важнейших аспектов
    разработки бизнес-плана является
    подготовка юридических заключений по
    правовым вопросам. Правовая экспертиза
    бизнес-проекта или видов деятельности
    компаний ставит своей целью достоверно
    определить истинный объем прав на
    реализуемый проект или вид деятельности.
    Кроме того, такой экспертизой определяется
    правомерность использования (привлечения)
    связанных с этим проектом таких факторов,
    как:

    ресурсы
    (материальные, финансовые, трудовые и
    т.д.);

    те
    или иные физические и юридические лица
    — субъекты предстоящей совместной
    деятельности;

    научно-технические,
    организационные и иные инновации.

    В
    этом смысле важно определить не только
    правовой режим самого бизнес-проекта,
    но и правовое положение всех его
    участников, элементов и составляющих.
    Представляется целесообразным проследить
    всю цепочку взаимоотношений объекта
    бизнес-плана Ее субъектами, формирующими
    его и ожидающими реализации не только
    общих, но и собственных интересов.

    При
    проведении правовой экспертизы трудности
    вызывает не только нестабильность и
    противоречивость действующего
    законодательства, но и низкий правовой
    уровень самих законодателей и субъектов
    гражданских правоотношений.

    Безусловно,
    в рамках подготовки бизнес-плана не
    представляется возможным полностью
    преодолеть вышеназванные проблемы,
    однако акцентировать внимание на
    некоторых из них, найти обходные пути
    — одна из задач всего процесса его
    разработки.

    В
    процессе проработки юридической
    составляющей бизнес-плана необходимо
    сконцентрироваться на решении следующих
    главных вопросов:

    -определение
    правового режима объекта бизнес-плана,
    юридически грамотная формулировка цели
    и объема правоустанавливающих документов,

    -проведение
    анализа документов, необходимых для
    создания бизнес-плана и реализации
    поставленной в нем цели,

    -формулирование
    (определение) вопросов для правовой
    экспертизы и включение в бизнес-план
    необходимых заключений юриста-эксперта.

    С
    юридической точки зрения процесс
    подготовки и реализации бизнес-проектов
    регламентируется системой правовых
    актов, которые включают в себя, прежде
    всего Конституцию Российской Федерации,
    законы РФ и республик в ее составе, указы
    Президента РФ, акты Правительства РФ и
    иных органов федеральной исполнительной
    власти, а также решения представительных
    и исполнительных органов государственной
    власти субъектов Федерации

    Разработчику
    бизнес-плана (будущему собственнику
    или арендатору формируемого имущественного
    комплекса) полезно знать, как начать
    дело, зарегистрировать предприятие и
    действовать в условиях рыночной среды’.
    Здесь помогают законы о статусе
    предпринимателей разных видов деятельности
    — производственных предприятий, банков,
    товарных бирж и др. В них регулируются
    права, обязанности, взаимоотношения
    хозяйствующих субъектов. Вновь
    провозглашается известный правовой
    принцип: «дозволено все, что прямо не
    запрещено законом». Реализации этого
    принципа соответствуют полномочия
    собственника в части владения, пользования
    и распоряжения имуществом, денежными
    средствами, акциями и нематериальными
    активами, землей, условиями получения
    и возврата кредитов и т.п.

    Использование
    законов, регулирующих экономические
    отношения, — важнейший, но отнюдь не
    единственный канал правового обеспечения
    работы при разработке бизнес-плана.
    Если в прошлые годы участники хозяйственной
    жизни опирались в своей работе в основном
    на подзаконные акты, забывая порой об
    их основе — законах, то теперь часто
    бывает наоборот, т.е. недооценивается
    роль подзаконных актов, развивающих и
    конкретизирующих законы, обеспечивающие
    их действие.

    Особую
    роль играют акты государства и
    правительства указы Президента РФ;
    президентов республик, входящих в состав
    Российской Федерации; постановления
    Правительства РФ, органов исполнительной
    власти краев и областей, правительств
    республик, входящих в Федерацию. Они
    регулируют важнейшие экономические
    отношения в разных сферах предпринимательской
    деятельности применительно к конкретным
    региональным условиям. При их
    непосредственном участии формируются
    рамки и правила приватизации государственной
    и муниципальной собственности, отношения
    собственности, охрана прав участников
    хозяйственных отношений, регистрация
    отдельных видов предприятий и видов
    деятельности, контроль за ценами,
    определение размеров штрафов,
    регистрационных сборов, установление
    договорных, трудовых, финансовых и иных
    отношений

    Юридическое
    воздействие на деятельность предприятий,
    бирж, банков, граждан-предпринимателей,
    других участников бизнес-проектов
    оказывают нормативные акты центральных
    органов управления (федеральных и
    субъектов Федерации), среди которых:
    акты Министерства по налогам и сборам,
    Министерства финансов, Государственного
    таможенного комитета, Министерства
    труда, Антимонопольного комитета и
    других центральных ведомств Российской
    Федерации. Эти документы разъясняют
    правила применения законодательства,
    конкретизируют и детализируют правовые
    нормы, содержащиеся в законах и актах
    органов исполнительной власти.
    Территориальные структуры таких органов
    тоже принимают решения, обязательные
    к исполнению на соответствующих
    территориях.

    Большое
    значение для регулирования работы по
    бизнес-проектам предприятий в конкретных
    регионах имеют также правовые решения
    органов местного самоуправления местных
    администраций. Такими актами могут,
    например, вводиться местные налоги и
    сборы, определяться порядок их исчисления
    и уплаты, решаться вопросы лицензирования
    отдельных видов хозяйственной деятельности
    и т.п.

    Еще
    одна разновидность актов, обеспечивающих
    работу предприятия по бизнес-проектам,
    — акты, принятые самими участниками
    (субъектами) управления хозяйственными
    процессами в рамках своей собственности.
    Такие акты трансформируют требования
    законов и подзаконных актов применительно
    к условиям конкретного проекта. Так,
    нормы трудового законодательства
    реализуются в принимаемых на предприятии
    положениях о персонале, о заключении
    трудовых контрактов, при разработке
    типовых форм трудовых договоров. Это
    объясняется тем, что сегодня меняется
    регулирование трудовых отношений,
    установление и соблюдение государственного
    минимума (стандарта) сочетается с их
    самостоятельной регламентацией каждым
    собственником или уполномоченным им
    органом.

    Как
    в текущем управлении, так и при разработке
    и реализации бизнес-планов необходимо
    знать и применять на практике юридически
    определенные правила предпринимательской
    деятельности, которые содержатся в
    законодательстве Российской Федерации.
    К ним относятся правовые акты и нормы
    о режиме собственности в России, видах
    договоров, финансово-кредитных сделках,
    инвестициях, налогах и т.д. Другая группа
    актов посвящена общим условиям
    предпринимательской деятельности типа
    антимонопольных требований, обеспечения
    стандартизации, сертификации продукции
    и услуг, использованию контрольно-кассовых
    аппаратов. Уточняются и периодически
    дополняются правила ведения
    внешнеэкономической деятельности,
    таможенные правила и нормы. Для любого
    вида бизнеса стали обязательны требования
    экологического законодательства.

    Особо
    следует подчеркнуть наличие в
    законодательстве юридических способов
    поддержки предпринимательства и
    бизнес-проектов в России со стороны
    государства. К ним относятся правовые
    механизмы защиты нарушенных прав,
    программы развития хозяйственных
    комплексов, предпринимательства, малого
    и среднего бизнеса, обязанности
    центральных, региональных и местных
    органов в данной сфере. С сожалением
    приходится констатировать, что указанные
    механизмы реализуются крайне медленно,
    неэффективно, подчас носят чисто
    декларативный характер. Элементами
    правовой защиты бизнеса являются
    гарантированные законом права
    предпринимателя обращаться в суд и
    арбитражный суд; требовать отмены актов,
    причиняющих ему вред, возмещения ущерба;
    запрет незаконной реквизиции или
    конфискации собственности и т.п.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Adblock
    detector